Регистрация в росфинмониторинге

Кто должен сообщать

Антиотмывочный закон 115-ФЗ в ряде случаев предписывает идентифицировать клиентов и в случае подозрений на легализацию ими доходов, сообщать в Росфинмониторинг.

В соответствии со ст.7.1 закона 115-ФЗ это требование распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Таким образом, организации и ИП, осуществляющие вышеуказанную деятельность, обязаны исполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Такие разъяснения даются в Информационном письма Росфинмониторинга № 54 от 19.07.2018.

Личный кабинет

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, подключаться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Да, сообщается в письме службы.

В силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиентов осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Порядок передачи такой информации утвержден Постановлением Правительства от 16.02.2005 № 82.

Формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при ее представлении, иные особенности представления информации, а также информационно-телекоммуникационные сети, подлежащие использованию для передачи информации в электронной форме, регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

Согласно пункту 2.8 Инструкции представление формализованных электронных сообщений (ФЭС) осуществляется лицами с использованием Личного кабинета.

Учитывая изложенное, лицам, оказывающим бухгалтерские и юридические услуги, необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.

Регистраторы

Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юрлиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 закона № 115-ФЗ? Необходимо ли им подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга? Да, сообщается в письме.

Согласно положениям статьи 7.1 закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юруслуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям ГК, юрлица и ИП приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по госрегистрации юрлиц (ИП) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1 закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

Обеспечение деятельности

Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности», и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

При этом субъектом исполнения статьи 7.1 закона № 115-ФЗ является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Правила внутреннего контроля

Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?

В соответствии со статьей 3 закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля — это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, утверждены Постановлением Правительства от 29.05.2014 № 492.

Передача информации

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представлять в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ?

Нет, ответил Росфинмониторинг.

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ на субъектов статьи 7.1 указанного Федерального закона не распространяются.

Напомним,3 в пп.7 п.1 ст.7 закона 115-ФЗ идет речь об обязанности не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

С другими рекомендациями Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, можно ознакомиться на сайте ведомства.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

 

115-ФЗ — это Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Закон не новый. Он вступил в силу ещё в 2001 году. Но каждый год он, как впрочем и большинство законодательных актов, претерпевает серьезные изменения.

А кроме всего, различные ведомства издают свои нормативные документы, направленные на реализацию этого закона.

И сегодня речь пойдет об Информационном Письме Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54, в котором это ведомство обязало все организации, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги проверять предпринимателей на их причастность к легализации доходов, добытых преступным путем и терроризму.

В принципе, статья 7.1. закона 115-ФЗ, на которую ссылается Письмо Росфинмониторинга — не новая. Она бала введена в закон в 2004 году.

И никаких особо новых требований Письмо не содержит. Поэтому все требования, содержащиеся в Письме надо было начать исполнять много лет назад….

Однако новое есть — Росфинмониторинг создал у себя на портале Личный кабинет, в котором должны зарегистрироваться все организации и ИП, к которым относятся обязанности, установленные статьей 7.1 закона 115-ФЗ.

Давайте разбираться.

Кто должен исполнять ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ?

В соответствии с п. 1 ст 7.1 115-ФЗ требования указанной статьи распространяются

на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Я не буду говорить сейчас о риэлторах, которые осуществляют сделки с недвижимым имуществом, об организациях, которые привлекают средства для создания организаций.

Поговорим об организациях и ИП, осуществляющих бухгалтерские и юридические услуги.

Это могут быть специализированные организации и ИП, берущие на аутсорсинг бухгалтерский учет ИП и организаций.

Это могут быть аудиторские организации, которые оказывают такие услуги, но для которых оказание таких услуг не являются основными. Аудиторские организации особо указаны в п. 2.1. данной статьи. так что эти организации практически по всем направлениям их деятельности относятся тем, на кого возложены обязанности по исполнению данных требований.

В этом Письме упомянуты и арбитражные управляющие, если попутно с основной деятельностью они оказывают услуги, перечисленные в п. 1 ст. 7.1 Закона 115-ФЗ.

Деятельность по оказанию услуг по государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) также относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.

В своем Письме Росфинмониторинг расшифровал свое видение слов «обеспечения их деятельности или управления ими», которые содержатся в п. 1 ст 7.1 115-ФЗ. И это толкование достаточно широкое. Вот какой ответ содержится в Письме на вопрос: «является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?»

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.
Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Если говорить коротко, то все все ИП и организации. которые каким либо образом причастны к оказанию бухгалтерских и юридических услуг, являются «субъектами исполнения» ст. 7.1. закона 115-ФЗ.

Так что же должны сделать лица, к которым относятся требования ст. 7.1. закона 115-ФЗ?

1. При возникновении в ходе оказания своих услуг любых оснований (читай — подозрений) полагать, что деятельность клиента связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, что сделки или финансовые операции направлены или МОГУТ БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ на отмывание нечестных доходов или (не дай Бог) на финансирование терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

2. Порядок передачи такой информации установлен Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 (ред. от 15.06.2018) «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

3. При этом в соответствии с п. 4 организации и ИП, которые обязаны выполнять указанные требование в соответствии с п. 4 ст. 7.1. 115-ФЗ не вправе разглашать клиентам сам факт передачи сведений в уполномоченный орган.

4. А для того, чтобы передать информацию по всем правилам, необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга . с помощью этого сервиса нужно сверять клиентов, которым оказываются услуги, со списком физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В случае обнаружения совпадений необходимо информировать ведомство о подозрительной сделке не позже чем через три дня после совершения (или блокировки и отказа) операции.

5. И это ещё не все…. На лиц, поименованных в п.1 ст 7.1. 115-ФЗ распространяются требования, изложенные в п. 2 и 4 ст 7 того же закона. А эти пункты требуют создания системы внутреннего контроля, задачами которого будет разработка Правил внутреннего контроля, а также получение, хранение и передача информации, интересующей уполномоченный орган. Для этого надо назначить специальных должностных лиц, которые будут осуществлять меры внутреннего контроля в обозначенном направлении. И эти должностные лица в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 должны проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

То есть всем организациям и ИП, осуществляющим обозначенные выше услуги надлежит создать ещё один отдел специального внутреннего контроля и направить специалистов этого отдела на обучение

А что делать, если ИП или адвокат работает индивидуально, без наемных работников? Он сам может пройти такое обучение и исполнять все функйии специального должностного лица отдела внутреннего контроля.

Читаю законы, пишу и содрогаюсь….

Я — аудитор по профессии с более чем 20-летним стажем. Свой первый аттестат аудитора получила в 1996 году.

Всегда моя позиция по отношению к мои клиентам была как у врача к больному — помочь, наладить учет, построить законную и эффективную систему управления бизнесом. Если вдруг (хотя реально этого никогда не было!) действия моих клиентов выходили бы за рамки закона и никакие мои уговоры войти в эти рамки не действовали, я с такими клиентами просто не работала бы.

Я реально помогаю только тем, кто хочет работать законно, но не всегда знает все законы и правила.

Мне что теперь, проходить какое-то обучение, регистрироваться в Личном кабинете Росфинмониторинга, сочинять Правила внутреннего контроля? Волосы дыбом встают…

А может, ну её, эту помощь, на фиг?

Параллельно с этим воплем Души ищу варианты…

Данный закон не распространяется на физических лиц, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору. Может с теми, кому реально нужна моя консультация, заключать гражданско-правовой договор как физическое лицо?

Ну и, напоследок то, с чего, собственно, начала — с аутсорсинга бухгалтерских и юридических услуг.

Для организаций, которые оказывают эти услуги, есть два варианта — либо включится в эту систему и затратить немалые средства на создание нового отдела, на обучение сотрудников этого отдела, либо закрываться. Другого выхода я не вижу. Ибо штраф предусмотрен не малый — порядка 400 тысяч рублей (ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

А для тех, кто хочет получить такие услуги — смотрите в оба — как бы вашим Исполнителям чего не показалось бы… А то ведь сообщат «туда», а вам ничего не скажут… Не имеют права.

Основное
средство или капвложение

Е.М. Салова, эксперт АГ «РАДА»

Организации, которым принадлежит здание или другая недвижимость, должны зарегистрировать право собственности на них. При этом процедура госрегистрации может затянуться на несколько месяцев. Как учитывать приобретенную или построенную недвижимость до момента регистрации, недавно разъяснил Минфин.

Недвижимость можно купить или построить своими силами. Некоторые организации получают здание, склад, земельный участок в качестве вклада в уставный капитал. В любом случае право собственности на такое имущество нужно зарегистрировать в Едином государственном реестре. Так сказано в пункте 1 статьи 131 ГК РФ.

Однако госрегистрация – процесс довольно долгий. И до того, как недвижимость фирмы будет зарегистрирована, ее все равно необходимо учитывать на балансе организации.

Минфин в своем письме от 08.04.2003 № 16-00-14/121 (далее – Письмо № 16-00-14/121) разъяснил, как вести бухгалтерский учет незарегистрированной недвижимости. Также чиновники ответили на вопрос, с какого момента нужно начислять амортизацию по этому имуществу.

Пока организация не стала полноправным владельцем недвижимого имущества, учитывать его на счете 01 «Основные средства» нельзя, даже если фактически оно уже находится в эксплуатации. До момента госрегистрации расходы на приобретение или строительство такого имущества нужно учитывать на субсчете 4 «Приобретение объектов основных средств» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При этом в бухгалтерском учете делаются проводки:

ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60 (76)

– учтены затраты, связанные с приобретением недвижимости;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)

– отражен НДС.

Пример 1

Торговая фирма ООО «Паритет» 15 июля 2003 года приобрела у ЗАО «Кредо» здание за 30 000 000 рублей, в том числе НДС – 5 000 000 рублей. В этот же день за него были перечислены деньги.

Бухгалтер «Паритета» отразил эту операцию в бухучете так:

ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60

– 25 000 000 рублей (30 000 000 – 5 000 000) – учтена стоимость здания;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 5 000 000 рублей – отражен НДС по приобретенному зданию;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 30 000 000 рублей – оплачено приобретенное здание.

Когда право собственности будет зарегистрировано, недвижимое имущество нужно перевести в состав основных средств. Для этого составляется акт по форме № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)». Форма акта утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

В учете при этом нужно сделать проводку:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4

– принято к учету основное средство.

Пример 2

Воспользуемся данными примера 1.

Документы на регистрацию здания организация подала 25 июля 2003 года. Право собственности было зарегистрировано 28 августа 2003 года. В этот день бухгалтер «Паритета» сделал проводку:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4

– 25 000 000 рублей – здание переведено в состав основных средств.

Обратим внимание, что, даже если недвижимость еще не зарегистрирована, она все равно облагается налогом на имущество. Причем платить этот налог нужно с разницы между стоимостью имущества и начисленной амортизацией. Так сказано в письме Минфина России от 12.03.2003 № 04-05-06/8.

Как начислять амортизацию

Обычно эксплуатировать здание или склад предприятие начинает еще до регистрации права собственности. При этом может использоваться как все помещение, так и определенная его часть.

По такому имуществу можно начислять амортизацию. На это указал Минфин в Письме № 16-00-14/121. Это нужно делать с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда помещение было введено в эксплуатацию.

Обратим внимание, что амортизация начисляется только по эксплуатируемой части помещения. Доказательством того, что имущество действительно эксплуатируется, может быть бухгалтерская справка. Она составляется в произвольной форме. Как может выглядеть такая справка, мы покажем на примере.

Пример 3

Воспользуемся данными предыдущих примеров.

По приказу директора здание было введено в эксплуатацию 30 июля 2003 года. В этот же день бухгалтер «Паритета» составил такую справку:

ООО «Паритет»

Бухгалтерская справка

Стоимость здания, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 15, составляет 25 000 000 рублей. Здание введено в эксплуатацию 30 июля 2003 года.

Основание: приказ директора ООО «Паритет» от 30 июля 2003 г. № 24.

Главный бухгалтер ООО «Паритет» Семенова Семенова Л.П.

Организация установила для здания линейный способ начисления амортизации и срок полезного использования – 40 лет.

После этого бухгалтер «Паритета» рассчитал месячную сумму амортизации здания:

25 000 000 рублей : 40 лет : 12 месяцев = 52 083,33 рубля.

В конце каждого месяца в течение 40 лет, начиная с августа 2003 года, в учете будет делаться проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

– 52 083,33 рублей – начислена амортизация.

Сближаем бухгалтерский и налоговый учет

В налоговом учете организация может начислять амортизацию, если одновременно выполняются два условия:

– имущество уже эксплуатируется. На это указано в пункте 2 статьи 259 НК РФ;

– поданы документы на госрегистрацию недвижимости.

Согласно пункту 8 статьи 258 НК РФ, организация должна подтвердить документально то, что документы на регистрацию уже переданы. Например, это может быть расписка, которую предприятие получит в регистрирующем учреждении после сдачи документов.

Если все указанные условия выполнены, то со следующего месяца можно начислять амортизацию.

Таким образом, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, недвижимость следует ввести в эксплуатацию в том же месяце, когда будут поданы документы на регистрацию права собственности. То есть в этом месяце нужно составить справку о начале эксплуатации имущества.

Обратим внимание, что НДС, уплаченный при покупке недвижимости, можно поставить к вычету. Сделать это можно в месяце, следующим за тем, когда недвижимость была введена в эксплуатацию, а документы поданы на госрегистрацию. Об этом сказано в пункте 5 статьи 172 НК РФ.

Пример 4

Воспользуемся условиями предыдущих примеров.

Приобретенное здание организация начала эксплуатировать 30 июля 2003 года, а документы на регистрацию были поданы 25 июля.

Поэтому 1 августа 2003 года бухгалтер «Паритета» сделал в учете следующую проводку:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 5 000 000 рублей – принят к вычету НДС.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Дата публикации: 19.07.2018

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

№ 54 от 19 июля 2018 г.

О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №115-ФЗ ОТ 07.08.2001 ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ

1. Какие лица относятся к субъектам исполнения ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вышеуказанную деятельность, обязаны исполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

2. Необходимо ли лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг подключаться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

В силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (далее – лица) любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Согласно пункту 3 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ порядок передачи лицами информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 2 данной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Формат представления лицами информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при ее представлении, иные особенности представления информации, а также информационно-телекоммуникационные сети, подлежащие использованию для передачи информации в электронной форме, регламентируется Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Инструкция).

Согласно пункту 2.8 Инструкции представление формализованных электронных сообщений (ФЭС) осуществляется лицами с использованием Личного кабинета.

Учитывая изложенное, лицам необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. (см. дополнительную информацию в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 26.01.2018).

3. Необходимо ли арбитражному управляющему подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, если он оказывает юридические услуги юридическим и физическим лицам в процедурах банкротства?

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.10.2002№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую указанным Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

При этом арбитражный управляющей, оказывающий юридические услуги юридическим и физическим лицам в рамках процедуры банкротства, не является субъектом статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ и на него не распространяются требования антиотмывочного законодательства.

Вместе с тем, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 127-ФЗ арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных данным Федеральным законом.

В случае осуществления арбитражным управляющим иной предпринимательской деятельности, в частности, предпринимательской деятельности поименованной в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе по подключению к Личному кабинету как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, в целях надлежащего исполнения вышеуказанных требований.

4. Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юридических лиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ? Необходимо ли организации, оказывающей такие услуги, подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (государственной регистрации).

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

5. Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности» и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

При этом субъектом исполнения статьи 7.1. Федерального закона№ 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

6. Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?

Согласно статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, обязаны исполнять требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленные пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе по организации внутреннего контроля.

При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля – это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Учитывая изложенное, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492.

7. Обязан ли индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, нанимать отдельного сотрудника на должность специального должностного лица?

В соответствии с положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления.

Учитывая изложенное, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе как самостоятельно исполнять функции специального должностного лица, так и возложить указанные обязанности на работника (при наличии), при условии соблюдения требований по прохождение в соответствии с указанным постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

8. Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представлять в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ на субъектов статьи 7.1 указанного Федерального закона не распространяются.

Дополнительно информируем, что в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Росфинмониторингом разработаны «Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 25.04.2018 и «Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 25.04.2018, которые размещены на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (http://www.fedsfm.ru) в разделе «Меню» – «Организациям» – «Информационные сообщения», а также в информационно-правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *