Регистрация в СМИ

Регистрация СМИ

Перечень нормативно-правовых актов
Способы подачи заявления о регистрации СМИ
Размеры государственной пошлины
Комплектность документов
Особенности регистрации сетевых изданий
Проверка названия на уникальность
График приема документов
Информирование о результатах оказания государственной услуги и способах получения результата государственной услуги
Режим работы справочного телефона отдела регистрации СМИ — ежедневно (в рабочие дни)
График выдачи выписок из реестра зарегистрированных средств массовой информации
Формы и образцы заполнения документов
Методические рекомендации
Алгоритмы административных процедур

Статистическая информация

Вниманию заявителей!

С 19 марта 2020 г. временно приостановлено проведение очных консультаций по вопросу регистрации СМИ, а также выдача выписок из реестра зарегистрированных СМИ. По всем зарегистрированным средствам массовой информации выписки из реестра зарегистрированных СМИ будут направлены почтой или электронной почтой.

Срок рассмотрения заявлений на оказание государственной услуги по регистрации СМИ исчисляется в рабочих днях. Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. объявлены нерабочими. Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены нерабочими дни с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно. Таким образом, период 30.03.2020-30.04.2020 не учитывается при исчислении сроков рассмотрения заявлений о регистрации СМИ.

Перечень нормативно-правовых актов:

— Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (RTF, 1 013.68 Kb);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 N 1107 «Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» (RTF, 63.13 Kb);

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 октября 2011 года № 1752-р «Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (внесении изменений в запись о регистрации) средства массовой информации» (DOCX, 13.37 Kb);

— Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 № 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (PDF, 2.50 Mb).

Способы подачи заявления о регистрации СМИ

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами подается учредителем в центральный аппарат Роскомнадзора (109992, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2);

2) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ, подается учредителем в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по соответствующему федеральному округу.

3) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа, подается учредителем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18 декабря 2017 г. № 255 «Об утверждении Порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации” (PDF, 197.33 Kb)

Размеры государственной пошлины (PDF, 1.11 Mb)

Комплектность документов

Особенности регистрации сетевых изданий

Сайт в сети Интернет может быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации с формой периодического распространения «сетевое издание». В качестве СМИ регистрируются сайты с доменным именем второго уровня, которое вносится в реестр зарегистрированных СМИ.

Такая регистрация носит добровольный характер. По действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации в качестве средства массовой информации.

При этом следует учитывать, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Для распространения массовой информации через сайты в сети Интернет (в том числе аудиовизуального контента) получение лицензии на право осуществлять телевизионное вещание и радиовещание не требуется.

Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Такие технические средства не используются при распространения массовой информации через сайты в сети Интернет.

Универсальная лицензия не дает право на вещание в сети Интернет.

Для регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации необходимо обратиться в Роскомнадзор с заявлением о регистрации сетевого издания.

К сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети. В этой связи для сетевых изданий территория распространения (п. 8 заявления) указывается в следующей редакции: «Российская Федерация, зарубежные страны».

В заявлении на регистрацию сетевого издания необходимо отдельно указать доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в строгом соответствии с документом о праве его использования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г № 1752-р, при учреждении сетевого издания необходимо предоставить заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов, подтверждающие право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выданные аккредитованным регистратором доменных имен, с указанием паспортных данных физического лица — администратора доменного имени или ИНН, ОГРН юридического лица — администратора доменного имени.

Перечень аккредитованных регистраторов доменных имен размещен на официальном сайте Координационного центра национального домена сети Интернет в разделе «Регистраторы».

Регистрация сайтов в качестве СМИ (PDF, 1.75 Mb)

Домены и СМИ (PDF, 336.76 Kb)

Проверка названия на уникальность:

Во избежание отказа в государственной регистрации по причине того, что ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой периодического распространения, рекомендуем обратиться к реестру зарегистрированных СМИ (в разделе «Массовые коммуникации. Реестры»). Обращаем особое внимание на тот факт, что газета, журнал, альманах, бюллетень, сборник являются разными видами одной формы периодического распространения массовой информации, в связи с чем регистрация, например, газеты и журнала с идентичным названием не допускается.

График приема документов:

Понедельник, вторник, среда, четверг, 10.00-13.00 и 14.00-17.00. Пятница, 10.00-13.00 и 14.00-16.00.

Информирование о результатах оказания государственной услуги и способах получения результата государственной услуги

Обращаем Ваше внимание, что для своевременного информирования заявителей о принятии Роскомнадзором решения о регистрации СМИ реализовано оперативное обновление реестра зарегистрированных средств массовой информации (в разделе «Массовые коммуникации. Реестры») на следующий день после принятия решения. Узнать о результатах рассмотрения заявления на регистрацию СМИ, направленного в центральный аппарат Роскомнадзора, можно также по окончании установленного срока рассмотрения заявления (30 рабочих дней с момента подачи заявления) по справочному телефону отдела регистрации СМИ.

В случае намерения получить выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ) нарочным способом необходимо записаться на его получение по справочному телефону отдела регистрации СМИ.

Справочный телефон отдела регистрации:

(495) 587-43-66.

Телефон работает ежедневно (в рабочие дни).

Понедельник, вторник, среда, четверг, 15.00-17.00. Пятница, 15.00-16.45.

График выдачи выписок из реестра зарегистрированных средств массовой информации

Вторник, 10.00-12.00, четверг 14.00-16.00.

Формы и образцы заполнения документов

Заявление о регистрации средства массовой информации (внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации) (DOCX, 16.39 Kb)

Заявление о регистрации средства массовой информации (образец) (DOCX, 17.50 Kb)

Уведомление о прекращении деятельности средства массовой информации (DOCX, 12.60 Kb)

Примерная форма доверенности (шаблон) (RTF, 92.23 Kb)

Примерная форма доверенности (образец) (RTF, 96.34 Kb)

Форма квитанции № ПД-4 сб (налог) Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (шаблон) (RTF, 19.78 Kb)

Форма квитанции № ПД-4 сб (налог) Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (образец) (DOCX, 19.61 Kb)

Форма платежного поручения Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (шаблон) (XLS, 69.00 Kb)

Форма платежного поручения Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (образец) (PDF, 197.60 Kb)

Документ о передаче прав на СМИ третьему лицу с согласием редакции (RTF, 135.73 Kb)

Пример заверительной надписи (PNG, 33.09 Kb)

Заявление о предоставлении сведений из реестра зарегистрированных средств массовой информации» (DOCX, 14.64 Kb)

Заявление об исправлении выявленных опечаток и (или) ошибок» (DOCX, 14.64 Kb)

Уведомление о приостановлении / возобновлении деятельности средства массовой информации (DOCX, 15.08 Kb)

Уведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации (DOCX, 14.73 Kb)

Методические рекомендации

Методические рекомендации про заполнению заявления о регистрации средства массовой информации (внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации) (DOCX, 29.64 Kb)

Методические рекомендации по уплате государственной пошлины за регистрацию СМИ (DOC, 50.00 Kb)

Методические рекомендации по порядку заверения копий документов, прилагаемых к заявлению о регистрации (перерегистрации) СМИ (DOC, 40.50 Kb)

Презентация «Ограничение участия иностранного капитала в российских СМИ» (PDF, 1 006.65 Kb)

Презентация «Уведомление» (PDF, 491.67 Kb)

Изменения в отраслевом законодательстве (PDF, 197.33 Kb)

Поделиться:

Оцените содержание раздела:

Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить Оценить раздел

Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 24.09.2020 14:52

Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) — средством массовой информации?

Петрушин Егор Валентинович

По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО.

Российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Единственным нормативным актом, дающим легальное — на уровне регионального законодательства — определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Здесь в ст. 2 закрепляется: «официальный сайт органа власти — совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт — это некая совокупность информационных ресурсов.

Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», но в настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Закон об информации), в котором определение понятия «информационные ресурсы» дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами».

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко — как «совокупность определенным образом формализованных объектов».

Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). Здесь указано: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.

Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 «Информационные агентства» и ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.

Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.

Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору».

Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное». С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия «распространение информации» как действий, направленных «на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц».

С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия «распространение продукции средства массовой информации», которое определяется как «продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ». Конечно, сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук. За исключением Интернет — сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что «правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Следовательно, определение понятия «распространение информации» должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.

Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации.

Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет — сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.

Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» сказано: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу». Очевидно, что «распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.

Более того, в постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

Обсудить статью в блоге «РГ-Право».

Средство массовой информации (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Согласно Закону РФ о средствах массовой информации (ст. 2), под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Регистрацию СМИ осуществляют два органа:

  1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (если СМИ будет распространяться преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами или на территории нескольких субъектов Российской Федерации).
  2. Территориальный орган Федеральной службы (если СМИ будет распространяться на территории одного субъекта Российской Федерации).

Не требуется регистрация:

  • средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
  • периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
  • радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
  • аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Учредителем СМИ не может выступать:

  • гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
  • объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  • гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Перечень документов для регистрации СМИ:

  1. Заявление о регистрации СМИ.
  2. Документ, удостоверяющий оплату государственной пошлины за регистрацию СМИ.

Размер госпошлины за регистрацию СМИ с преимущественной территорией распространения — Российская Федерация, за ее пределами или на территории нескольких субъектов РФ:

  • периодического печатного издания — 2 000 рублей;
  • информационного агентства — 2 400 рублей;
  • радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации — 3 000 рублей.

Размер госпошлины за регистрацию СМИ с преимущественной территорией распространения — субъект Российской Федерации, муниципальное образование:

  • периодического печатного издания — 1 000 рублей;
  • информационного агентства — 1 200 рублей;
  • радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иных средств массовой информации — 1 500 рублей.
  1. Доверенность от учредителя(ей) на проведение регистрации СМИ и на получение свидетельства о регистрации СМИ.
  2. В случае если учредителем СМИ является юридическое лицо:
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (нотариальная);
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет (нотариальная);
  • копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (нотариальная);
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • копия устава (заверенная налоговым органом или нотариально).
  1. В случае если учредителем юридического лица является физическое лицо — копия паспорта учредителя.
  2. Письмо в свободной форме о почтовом адресе учредителя (с индексом), для ведения переписки.

Заявление о регистрации СМИ подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента его приема либо получения по почте.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Стоимость — 10 000 руб.

Срок — 30 дней

Компания «Консалт-групп» оказывает юридические услуги по регистрации СМИ.

Что же такое средство массовой информации?

Понятие средства массовой информации дается в законе 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации», ст.2.

Итак, под средством массовой информации, согласно вышеуказанному закону, понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Это может быть периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, а также радио-, теле-, видео- программа, сетевое издание, т.е. сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.

Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

+7 495 995-58-54

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

01

Шаг 1

Звоните по номеру
+7 (495) 995-58-54
или оставляете заявку 02

Шаг 2

Проводим
консультацию
бесплатно! 03

Шаг 3

Через несколько дней
всё будет готово!

Зачем нужна регистрация средства массовой информации?

Средство массовой информации вправе приступить к своей работе, то есть распространять массовую информацию, только лишь после регистрации.

Регистрацией СМИ занимается ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР).

С момента регистрации у средства массовой информации возникают права и обязанности, предусмотренные законодательством для СМИ. СМИ вправе делать интересующие запросы, присутствовать на официальных мероприятиях, осуществлять аккредитацию журналистов, которые в силу закона обладают специальным статусом и защитой государства, также СМИ вправе распространять информацию, распространенную другим средством массовой информации, т.е. осуществлять перепечатку, и имеет другие права.

Также СМИ пользуется защитой государства, поскольку в силу ст.58 закона «О СМИ» не допускается никакое воспрепятствование его деятельности.

С момента регистрации и с соблюдением определенного порядка СМИ пользуются налоговыми льготами и льготами по уплате страховых взносов.

Так, в соответствии со ст.164 НК РФ для периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением периодических печатных изданий и книжной продукции рекламного или эротического характера устанавливается 10% ставка по НДС, тогда как общая ставка НДС составляет 18%.

Кроме этого, законодательством РФ СМИ предоставляются льготы по уплате страховых взносов. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2011 г. №150 «О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов», СМИ в целях подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и получения льготы по уплате страховых взносов обращаются в Роскомнадзор с заявлением и копией устава. Льготная ставка по уплате страховых взносов для СМИ составляет 26%.

Не требуется регистрация:

  • средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
  • периодических печатных изданий тиражом менее 1000 экземпляров;
  • радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов;
  • аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Что касается, интернет сайта то его регистрация является добровольной.

В чем преимущества регистрации интернет сайта в качестве средства массовой информации?

Интернет сайт по желанию его владельцев может быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации. В случае отсутствия такой регистрации сайт не является средством массовой информации.

Регистрация сайта необходима, если его владелец хочет получить государственно-правовую защиту деятельности сайта в качестве средства массовой информации. В данном случае будет обеспечена правовая защита сайта от его неправомерного захвата, т.к. данные действия со стороны третьих лиц будут расцениваться как воспрепятствование деятельности СМИ. Т.е. регистрация сайта в качестве СМИ является одним из методов гарантии его стабильной деятельности.

Также при регистрации сайта как СМИ будут пользоваться правовой защитой любые материалы и статьи, находящиеся на сайте, перепечатка которых возможно только с ссылкой на сайт.

При регистрации сайта он получает все права и льготы, предусмотренные законодательством для СМИ, а его сотрудники будут являться журналистами.

Процедура регистрации СМИ

В зависимости от территории распространения информации СМИ регистрируются Роскомнадзором либо субъекта федерации, либо на территории все Российской Федерации.

Для этого в соответствующий орган Роскомнадзора подается заявление. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации.

Условия для регистрации СМИ

СМИ должно обладать уникальным названием. При отсутствии такового в регистрации СМИ будет отказано.

Также название СМИ и его деятельность не должна совершаться в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Зарегистрировано может быть только такое СМИ, учредитель которого отвечает требованиям, установленным законом. То есть, учредителем СМИ может быть дееспособный гражданин РФ или постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 18 лет, не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Не может быть учредителем СМИ также объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону.

К заявлению о регистрации СМИ прилагаются следующие документы:

  1. Документы, удостоверяющие личность и место регистрации физического лица (для заявителя, являющегося гражданином Российской Федерации).
  2. Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право на постоянное проживание в Российской Федерации (для заявителя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства).
  3. Копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для заявителя — юридического лица).
  4. Список участников или выписка из реестра акционеров (для заявителя — юридического лица) при учреждении телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы.
  5. Копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при учреждении сетевого издания, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  6. Копии действующих на момент подачи заявления устава редакции средства массовой информации либо заменяющего его договора между учредителем и редакцией (главным редактором), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при перерегистрации).
  7. Копия документа о передаче прав и обязанностей учредителя средства массовой информации третьему лицу, согласованного с редакцией (главным редактором) и соучредителями, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при перерегистрации средства массовой информации в связи со сменой или с изменением состава соучредителей).
  8. Документы, подтверждающие соблюдение положений статьи 19.1 закона «О СМИ»
  9. Документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины.

Размер госпошлины за регистрацию СМИ

Размер госпошлины за регистрацию СМИ устанавливается ст.333.33 НК РФ:

1) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации:
периодического печатного издания — 6 500 рублей;
информационного агентства — 8 000 рублей;
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации — 10 000 рублей;

2) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона:
периодического печатного издания — 3 500 рублей;
информационного агентства — 4 000 рублей;
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иных средств массовой информации — 5 000 рублей.

Срок регистрации СМИ

Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в течение 1 месяца с момента принятия заявления.

Регистрация СМИ

Регистрация СМИ осуществляется в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.05.2019 № 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;

2) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Подача заявления в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг: gosuslugi.ru

Формы и образцы заполнения документов

Заявление о регистрации (внесении изменений в запись о регистрации) средства массовой информации (шаблон)

Форма платежного поручения (шаблон)

Уведомление о прекращении деятельности СМИ (шаблон)

Заявление о предоставлении сведений из реестра зарегистрированных средств массовой информации (шаблон)

Заявление об исправлении выявленных опечаток и (или) ошибок (шаблон)

Уведомление о приостановлении / возобновлении деятельности средства массовой информации (шаблон)

Уведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации (шаблон)

Список участников юридических лиц (шаблон)

Уведомление учредителя и (или) редакции СМИ о соблюдении статьи 19.1 Закона Российской Федерации о СМИ (шаблон)

Договор о передаче учредительских прав на СМИ (шаблон)

Устав редакции СМИ (образец)

Оплата госпошлины за регистрацию СМИ

За регистрацию, внесение изменений в запись о регистрации СМИ, распространяемых только на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб.
— при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;
— при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;
— при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз;
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией, установленной формы, выдаваемой плательщиком банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.В пакет документов необходимо включать оригиналы платежных поручений с печатью банка или квитанций об оплате госпошлины.

Внимание! Учредитель СМИ – юридическое лицо, проводит оплату через свой р/счет, учредитель СМИ – физическое лицо, проводит оплату от своего имени.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины за регистрацию СМИ в Управлении Роскомнадзора по Центральному федеральному округу.

Счет — № 40101810045250010041.
Банк — ГУ Банка России по ЦФО.
БИК — 044525000.
Получатель — Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу л/с 04731А20700), ИНН 7706545288, КПП 772401001.
Назначение платежа: государственная пошлина за регистрацию (название издания).
НДС не облагается.
ОКТMО 45918000.
КБК 09610807130011000110.

Согласно приказа Роскомнадзора № 261 от 22.12.2017 государственная пошлина за государственную регистрацию СМИ, за внесение изменений в запись о регистрации СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, территории муниципального образования (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отчлененному) установлен код классификации доходов бюджетов субъектов РФ (КБК) 096 1 08 07130 01 1000 110.

При регистрации, внесении изменений в запись о регистрации нескольких СМИ, количество платежных квитанций должно соответствовать количеству регистрируемых (требующих внесения изменений в запись) СМИ.

В соответствии с п.2 ст.333.18 Налогового Кодекса (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ в случае, если за совершением юридически значимого действия обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Почтовый и фактический адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу: Старокаширское шоссе, д. 2, корп. 10, ГСП -7, Москва, 117997.

Прием документов на регистрацию СМИ осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Школьная, д. 37 по вторникам и четвергам с 10.00 до13.00 и с 14.00 до 17.00.

Методические рекомендации по уплате государственной пошлины за регистрацию СМИ

Методические рекомендации по порядку заверения копий документов, прилагаемых к заявлению о регистрации (перерегистрации) СМИ

Презентация «Ограничение участия иностранного капитала в российских СМИ»

Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении участниками СМИ, редакциями СМИ и вещателями ограничений на участие иностранных физических и юридических лиц в уставных капиталах СМИ (RTF, 63.13 Kb)

Презентация «Уведомление»

Изменения в отраслевом законодательстве

Алгоритм административной процедуры по регистрации СМИ (перерегистрации СМИ, внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ)

Время публикации: 09.12.2019 12:19
Последнее изменение: 22.01.2020 13:31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *