Регистрация воздушных судов

1. Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:
гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;
сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения — в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;
государственные воздушные суда — в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
(п.1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №114-ФЗ)
2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)
3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)
4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:
списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;
продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;
нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.
6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.
7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)
8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.11.2004 №127-ФЗ)
9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Автор комментария: Н.С. Романовская, О.И. Аксаментов Актуальность: 24.03.2014

1. Положения статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) регулируют отношения в сфере государственной регистрации и государственного учета воздушных судов, складывающиеся в связи с приобретением воздушными судами национальной принадлежности Российской Федерации.
Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов осуществляются в зависимости от вида авиации (гражданская, государственная и экспериментальная), к которой принадлежит воздушное судно: гражданские и государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации (пункт 1 комментируемой статьи), а экспериментальные воздушные суда – государственному учету (пункт 3 комментируемой статьи).
Законодатель установил также различия в правовом регулировании порядка государственной регистрации гражданских воздушных судов, выделив в отдельную категорию сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения, и государственных воздушных судов (пункт 1 комментируемой статьи).
Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов, не получили содержательной регламентации в ВК РФ. Полномочия по их установлению делегированы соответствующим уполномоченным органам (пункт 7 комментируемой статьи), определение понятия которых содержится в статье 6 ВК РФ.

2. В комментируемой статье наиболее урегулированы вопросы государственной регистрации гражданских воздушных судов: законодателем определены элементы порядка государственной регистрации гражданских воздушных судов, введено понятие Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, в который вносятся данные о гражданских воздушных судах, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, и определена форма удостоверения государственной регистрации воздушных судов (свидетельство о государственной регистрации) (абзац 2 пункта 1 комментируемой статьи); определен орган, на который возлагается ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (пункт 2 комментируемой статьи); установлен исчерпывающий перечень оснований исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и последствия такого исключения (пункты 5 и 6 комментируемой статьи); закреплен принцип платности государственной регистрации гражданских воздушных судов (пункт 8 комментируемой статьи).
Из положений абзаца второго пункта 1 комментируемой статьи следует, что в отношении гражданских воздушных судов действует принцип одного государства регистрации, который заключается в том, что гражданское воздушное судно одновременно может быть зарегистрировано в реестре только одного государства. На данном принципе основываются положения статьи 18 Конвенции о международной гражданской авиации, открытой для подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года (далее – Чикагская конвенция 1944 года) , устанавливающие, что «…Не может считаться действительным занесение воздушного судна в регистр более чем одного Государства, но Государство регистрации может меняться».
В комментируемых положениях законодатель указывает на обязательные элементы порядка государственной регистрации гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения – это государственная регистрация гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и выдача свидетельств об их государственной регистрации. В остальном правовое регулирование порядка государственной регистрации гражданских воздушных судов осуществляется уполномоченным органом.
Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, определяющие порядок государственной регистрации и выдачи свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов, ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и внесения в него изменений, выдачи свидетельств об исключении гражданских воздушных судов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 июля 2007 года №85 «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации». В пункте 1 приказа Минтранса России №85 сказано, что утвержденные настоящим приказом Правила не применяются в отношении сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, метеорологических шаров-пилотов и беспилотных неуправляемых аэростатов.
В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи, полномочием по ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации наделен уполномоченный орган в области гражданской авиации. Данное полномочие осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта на основании Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта». Для более детального изучения вопроса о понятии и функциях уполномоченных органов отсылаем читателя к комментарию к статье 6 ВК РФ.
Под ведением Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации следует понимать совокупность действий уполномоченного органа, результатом которых является включение, изменение или исключение данных, которые должны содержаться (содержатся) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Важно отметить, что по смыслу положений пункта 1 комментируемой статьи в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации могут быть внесены данные только о тех гражданских воздушных судах, которые обладают свойством «предназначенности для выполнения полетов». Данное требование согласуется с положениями абзаца второго пункта 5 комментируемой статьи ВК РФ, согласно которым списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации является основанием для исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи, государственная регистрация гражданских воздушных судов осуществляется на платной основе – за ее совершение взимается федеральный сбор в виде государственной пошлины. Уплата данного сбора является одним из обязательных условий совершения уполномоченным органом в области гражданской авиации юридически значимого действия в отношении плательщика сбора – государственной регистрации гражданского воздушного судна.
Регулирование отношений, связанных с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое устанавливает размер соответствующей государственной пошлины (подпункт 80 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации) и порядок ее уплаты (статья 33318 Налогового кодекса Российской Федерации).

3. Следует отдельно обратить внимание, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 комментируемой статьи, гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, предназначенные для выполнения полетов, не обязательно должны иметь национальную принадлежность Российской Федерации. Такие воздушные суда могут быть зарегистрированы также в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
Предметом межправительственного соглашения о поддержании летной годности является делегирование (передача) полномочий по допуску к эксплуатации от уполномоченного органа государства регистрации воздушного судна уполномоченному органу государства эксплуатации воздушного судна. Так, в Российской Федерации государственная функция по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов, входит в компетенцию Росавиации. Документом, подтверждающим соответствие требованиям летной годности гражданского воздушного судна является сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) (пункт 1 статьи 36 ВК РФ).

4. Сверхлегкие же гражданские воздушные суда авиации общего назначения, также подлежат государственной регистрации, но в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации (абзац 3 пункта 1 комментируемой статьи).
Не трудно заметить, что ВК РФ, в пункте 1 устанавливает различный порядок государственной регистрации для гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения(абзац 2), с одной стороны, и для сверхлегких гражданских воздушные суда авиации общего назначения (абзац 3), с другой стороны.
Порядок же государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения был установлен нормативно только приказом Минтранса России 18.11.2011 №287 «Об утверждении порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения». В соответствии с абзацем 1 пункта 2 данного Порядка, сверхлегкие воздушные суда подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Порядка, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. Насколько правомерным является полное исключение из требования о государственной регистрации воздушных судов данной категории, является предметом отдельного исследования. Однако отметим, что ВК РФ в абзаце 1 пункта 1 комментируемой статьи говорит о том, что гражданские воздушные суда подлежатгосударственной регистрации, а уполномоченный орган компетентен только установить порядок (регламент) этой регистрации.
Во всяком случае ясно одно – до вступления в силу Приказа №287 эксплуатанты сверхлегких гражданских воздушных судов не имели никакой правовой возможности выполнить предусмотренное абзацем 3 пункта 1 комментируемой статьи предписание о необходимости государственной регистрации данной категории воздушных судов.

5. В отношении порядка и правил государственной регистрации государственных воздушных судов в комментируемой статье содержится бланкетная норма, отсылающая к нормативному правовому акту уполномоченного органа в области обороны, которые принимаются ими в порядке делегированного нормотворчества (абзац 4 пункта 1, пункт 7). Порядок государственной регистрации государственных воздушных судов устанавливается по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, устанавливающие общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 460 «Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов».

6. В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи, полномочия по учету экспериментальных воздушных судов делегированы уполномоченному органу в области оборонной промышленности. В настоящее время в указанной области уполномоченным органом является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, осуществляющее свои полномочия на основании Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации».

7. С государственной регистрацией и государственным учетом в Российской Федерации воздушного судна положения пункта 4 комментируемой статьи связывают определенное юридическое последствие – приобретение воздушным судном национальной принадлежности Российской Федерации, что является основанием для возникновения обязательств Российской Федерации как государства регистрации в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 года (статья 17); обязательств эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, в связи с приобретением воздушным судном национальной принадлежности Российской Федерации у эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения возникает обязанность по соблюдению правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности (пункт 5 статьи 37 ВК РФ).
Следует отметить, что национальная принадлежность воздушного судна имеет важное значение в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, – по стране регистрации воздушного судна определяется право, подлежащее применению к вещным правам на воздушное судно, их осуществлению и защите (статья 1207 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, по отношению к праву собственности и иным вещным правам на гражданские воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, применимым правом будет законодательство Российской Федерации.
Кроме того, факт государственной регистрации воздушного судна имеет значение при определении объекта налогообложения транспортным налогом, которым согласно положениям пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Положения пункта 9 комментируемой статьи отсылают к статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку воздушное законодательство Российской Федерации непосредственно данные отношения не регулирует.
Согласно положениям гражданского законодательства России к недвижимым вещам, права и сделки с которыми подлежат государственной регистрации, относятся подлежащие государственной регистрации воздушные суда (пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации) . Как следует из положений пункта 1 статьи комментируемой статьи, государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов гражданские и государственные воздушные суда . Следовательно, такое свойство гражданских и государственных воздушных судов как «предназначенность для полетов» влияет на правовой режим данных воздушных судов как объектов гражданских прав (наличие указанного свойства у гражданских и государственных воздушных судов позволяет отнести их к объектам недвижимости). Следует отметить, что при осуществлении правового регулирования недвижимости в гражданском законодательстве использована юридическая фикция – подлежащие государственной регистрации воздушные суда в силу закона наделены свойствами недвижимых вещей, которыми они по своей природе не обладают.
14 сентября 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 14 марта 2009 года №31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», основанный на положениях статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, и регулирующий отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделок с ними.
Важно, что воздушное законодательство Российской Федерации, касающееся государственной регистрации воздушных судов, и законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними имеют различные предметы правового регулирования. В первом случае правовому регулированию подвергаются отношения, связанные с государственной регистрацией воздушных судов, и объектом данных отношений являются воздушные суда, а во втором – отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделок с ним, объектом которых являются права и сделки с воздушными судами. Указанные группы отношений различаются также по цели: приобретение воздушными судами национальной принадлежности Российской Федерации и приобретение прав на воздушные суда соответственно.

Употребление понятий «гражданское воздушное судно», «государственное воздушное судно» или «экспериментальное воздушное судно» в доктрине воздушного права возможно в двух различных значениях. Первый подход соответствует формальному критерию и означает, что под «гражданским воздушным судном» следует понимать воздушное судно, зарегистрированное в государственном реестре гражданских воздушных судов соответствующего государства. Следовательно, термин «государственное воздушное судно» означает воздушное судно, зарегистрированное в государственном реестре государственных воздушных судов соответствующего государства. Одновременная регистрация в государственном реестре гражданских воздушных судов и в государственном реестре государственных воздушных судов даже одного государства – не допускается.
Второй подход вытекает из функциональной принадлежности воздушного судна. Так, под «гражданским воздушным судном» следует понимать воздушное судно используемое для полетов в целях гражданской авиации, а «государственное воздушное судно» – для полетов в целях государственной авиации. Такой подход соответствует модели Чикагской конвенции 1944 года, согласно которой «воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах, рассматриваются как государственные воздушные суда» (пункт b) статьи 3).
В воздушном законодательстве РФ в одном ряду с гражданским и государственным воздушным судном используется понятие «экспериментальное воздушное судно», под которым понимается воздушное судно используемое для полетов в целях экспериментальной авиации.
Для более подробного рассмотрения понятий «гражданская авиация», «государственная авиация» и «экспериментальная авиация», отсылаем читателя к комментариям статей 21, 22 и 23 ВК РФ, соответственно.

Российская Федерация является участницей Чикагской конвенции 1944 года как правопреемник СССР, присоединившегося к Чикагской конвенции 14 ноября 1970 года.

Не трудно заметить юридико-техническую неточность, допущенную при формулировании данной нормы, а именно, вместо Федерального агентства воздушного транспорта должен был быть указан Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ или Государственный реестр сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения РФ.
Указание на уполномоченный орган (орган регистрации) в тексте Порядка если и допустимо, то в отдельной норме, которую в случае изменения компетенции уполномоченного органа всегда можно изменить, не меняя существа акта. Для примера можно было позаимствовать конструкцию п.6 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 02.07.2007 №85 «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской федерации».
«Государственный реестр» в Порядке утвержденном Приказом №287 все-таки присутствует, но именуется по иному – База данных органа регистрации (п.4 Порядка).

Справедливости ради нужно сказать, что Федеральное агентство воздушного транспорта сделало попытку своим актом (Распоряжением) восполнить пробел в правовом регулировании порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения. Так, в распоряжении Федерального агентства воздушного транспорта от 29.12.2008 №ГК-267-р «О совершенствовании процедур регистрации гражданских воздушных судов авиации общего назначения», говорилось, что до завершения работ по оформлению нормативного правового акта, устанавливающего порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, ее осуществление производить в порядке, установленном приказом Минтранса России от 02.07.2007 №85 «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской федерации».
Однако, как уже упоминалось выше, данный пробел возможно восполнить только одним единственным способом, а именно принятием акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативно-правовое регулирование, коим Росавиация не является. В конечном итоге, как нам теперь известно, был принят Приказ Минтранса России №287.

В соответствии с российским гражданским законодательством, воздушное судно может принадлежать эксплуатанту либо на праве собственности, а в случае, если эксплуатант – юридическое лицо, также на праве хозяйственного ведения имуществом или на праве оперативного управления имуществом (статьи 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, разработанной в соответствии с указом Президента РФ от 18 июля 2008 года №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», говорится о необходимости исключить из перечня объектов недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (пункт 3.3). Данное предложение продиктовано тем, что данная юридическая фикция как правовая модель себя не оправдала. Отнесение к недвижимым вещам воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, оказалось практически нецелесообразным.
3 апреля 2012 года Президент РФ, как субъект законодательной инициативы, внес в Государственную Думу ФС РФ разработанный на основании Концепции проект Федерального закона №47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект). В законопроекте предлагается статью 130 ГК РФ изложить в иной редакции, в пункте 3 которой говорится, что к воздушным и морским судам, судам внутреннего плавания, космическим объектам применяются правила о недвижимых вещах, если иное не установлено законом и не вытекает из существа указанных объектов гражданских прав.
Как видно, новая редакция статьи 130 ГК РФ не будет содержать нормы, прямо называющей воздушное судно недвижимой вещью. Однако, иное может быть установлено законом и вытекать из существа указанных объектов гражданских прав. Вещи, не относящиеся к недвижимым, признаются движимыми. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 4 статьи 130 Законопроекта).

Не ко всем воздушным судам применяются правила гражданского законодательства РФ о недвижимых вещах. Так, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат (абзац 2 пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России 18.11.2011 №287 «Об утверждении порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения». Зарегистрирован в Минюсте России 16.12.2011 №22660).

В последние годы увеличился интерес наших сограждан к новому для нас виду личного транспорта – различным воздушным судам, в том числе самолетам, вертолетам, дельтапланам и так далее.

Это вызвано как снятием ограничений на использование воздушного пространства для полетов частных легких и сверхлегких воздушных судов, упрощенным (уведомительным) порядком полетов, так и доступностью и относительной дешевизной таких воздушных судов на рынке Российской Федерации и Европы.

На вторичном рынке стоимость, например, сверхлегкого двухместного самолета «Стинг» чешского производства, составляет около 3-5 млн. рублей в зависимости от комплектации. Это вполне умеренные средства для любого обеспеченного человека, желающего стать начинающим авиалюбителем.

Помимо воплощения детской мечты о полете, владелец воздушного судна получает ряд преимуществ: развитие сети небольших аэродромов на окраинах городов уже сейчас позволяет владельцам воздушных судов добираться из города в свои загородные резиденции минуя все дорожные пробки, и, пожалуй, аттракцион – воздушное судно может стать чем-то новым и захватывающим для членов семьи и друзей.

Однако кажущаяся простота и дешевизна приобретения воздушного судна не должна вводить в заблуждение потенциального покупателя. На самом деле и оформление воздушного судна и прав на него, получение необходимых для полетов разрешений, а также дальнейшая эксплуатация воздушного судна связаны со значительным количеством документов, временных и финансовых затрат.

Статьей 130 Гражданского Кодекса РФ воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, отнесены к недвижимому имуществу. В соответствии со статьей 33 Воздушного Кодекса РФ подлежат регистрации:

  • гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;
  • сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения — в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Под сверхлегкими воздушными судами гражданской авиации понимается воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания, под легкими — воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм (ст.32 Воздушного Кодекса РФ).

При этом метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда, в том числе дельтапланы, парапланы, мотодельтапланы и так далее, с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания), государственной регистрации не подлежат (п.2 Приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 «Об утверждении порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов».

Помимо регистрации воздушных судов, регистрации подлежит права и переход прав на воздушные суда. Регистрация воздушных судов, регистрация прав на воздушные суда, а также выдача разрешений на использование бортовой радиостанции возложена на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). С подробным перечнем необходимых для регистрации и выдачи разрешений документов, можно ознакомится на сайте Росавиации. Обращаем Ваше внимание, что регистрация производится исключительно в центральном офисе Росавиации по адресу: 125993, Москва, Ленинградский проспект, 37 корп/стр 2. Пересылка документов по почте, либо подача документов в электронной форме пока не предусмотрена.

Регистрация воздушного судна, относящегося к серийному, скорее всего не вызовет затруднений, поскольку все испытания данного вида воздушного судна уже проводились, и в отношении них имеется сертификат типа.

Федеральными авиационными правилами «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118, установлено, что единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1 — 3 экземпляров (далее — ЕЭВС), допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

ЕЭВС должны отвечать следующим требованиям: иметь максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг и быть предназначенным для полета не более чем четырех человек на борту.

К единичному воздушному судну может относиться как серийный импортный самолет, не прошедший сертификацию на территории РФ, так и судно, собранное авиалюбителем по собственным чертежам и расчетам, при этом при его изготовлении могут быть использованы как типовые агрегаты и запчасти, так и изготовленные собственноручно.

Для регистрации воздушного судна заявитель должен обратиться в организацию, аккредитованную в ССГА на право проведения сертификации ЕЭВС в соответствии с Положением и в летно-технический центр, аккредитованный в ССГА на право проведения оценки соответствия ЕЭВС требованиям, установленным настоящим Положением. Данные организации проведут оценку технической документации и проведут испытания воздушного судна. Итогом положительных испытаний и оценки должно стать комплексное заключение (аттестат годности к полетам), который и станет основанием для государственной регистрации единичного воздушного судна в Росавиции, о чем будет выдано свидетельство о регистрации воздушного судна.

Регистрация воздушного судна производится один раз первоначальным собственником на территории РФ, после чего сведения о новых собственниках вносятся в реестр на основании их заявлений, о чем выдается новое свидетельство о регистрации воздушного судна.

Помимо полученных в Росавиации свидетельств о регистрации воздушного судна, регистрации прав на него, разрешения на использование бортовой радиостанции, собственник воздушного судна должен будет получить свидетельство о летной годности, который продлевается ежегодно, и свидетельство пилота (после прохождения обучения). На протяжении всей эксплуатации воздушного судна пилот должен хранить и надлежащим образом заполнять формуляр самолета и двигателя, в которые необходимо вносить сведения о ремонте воздушного судна или его частей, обо всех вылетах, перемещениях и иных обстоятельствах, имеющих отношение к судну.

Для принятия решения о покупке воздушного судна необходимо оценить все затраты на эксплуатацию судна и получение необходимых документов. Наиболее затратными будут получение и ежегодное продление сертификата летной годности, а также размещение воздушного судна на аэродроме.

Если Вы готовы приобрести самолет и Вас не останавливают возможные трудности, мы готовы помочь провести анализ имеющихся у продавца документов, при необходимости выехать на место базирования судна для его осмотра, а также составить договор купли-продажи и представлять Ваши интересы в Росавиации для регистрации права собственности и получения всех необходимых документов.

Нормативная база для ознакомления:

  • Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Статья 130
  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О государственном регулировании развития авиации»
  • «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) ст.32-33
  • Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»
  • Постановление Правительства РФ от 27.03.1998 N 360 (ред. от 30.06.2010) «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах»
  • Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 (ред. от 26.08.2014) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» п.5.3-5.4
  • Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними»
  • Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации»
  • Приказ Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения»
  • Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (ред. от 10.02.2014) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»
  • Приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2011 N 22660)
  • Приказ Минтранса России от 05.12.2013 N 457 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2014 N 31590)

Воздушные суда подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством и могут быть зарегистрированы только в соответствующем реестре одного государства.

Не допускается внесение воздушного судна в соответствующий государственный реестр воздушных судов, если оно не исключено из другого государственного реестра воздушных судов, реестра воздушных судов иностранного государства или международной организации.

Регистрация воздушных судов и ведение соответствующего государственного реестра воздушных судов возлагаются на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, специально уполномоченный орган в области экспериментальной авиации и специально уполномоченный орган в области обороны.

На воздушное судно, внесенное в соответствующий государственный реестр воздушных судов, выдается регистрационное удостоверение, что является фактом признания его национальной принадлежности.

Эксплуатант воздушного судна не вправе регистрировать воздушное судно в реестре воздушных судов иностранного государства или международной организации, если оно в установленном порядке не исключено из соответствующего государственного реестра воздушных судов.

За государственную регистрацию гражданских и экспериментальных воздушных судов уплачивается государственная пошлина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *