Регламент 156

Принят приказ Минюста России 17 апреля 2018 г. № 69 «О внесении изменений в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 № 78».

С 1 января 2018 года вступил в силу ряд концептуальных изменений законодательства в сфере нотариата, связанных с внесением сведений обо всех нотариальных действиях в единый реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в электронной форме, а также началом действия Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного приказом Минюста России от 30 августа 2017 г. № 156.

В целях реализации указанных изменений подготовлен приказ, предусматривающий перевод входящей и исходящей корреспонденции нотариусов в электронный вид и установление процедуры оформления реестровых книг нотариусов.

В соответствии с внесенными изменениями в качестве предмета проверки исполнения нотариусами правил нотариального делопроизводства установлена своевременность внесения ими сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Наряду с этим сохраняется ведение нотариусами реестра нотариальных действий на бумажном носителе.

Такие меры позволят свести к минимуму возможность совершения мошеннических действий при учете совершенных нотариальных действий.

Эта публикация на сайте Минюста

«Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017, Приказом Минюста России от 30.08.2017 N 156)

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ в числе прочего в статью 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и вступающим в силу с 1 января 2018 года, порядок совершения нотариальных действий нотариусами регулируется в том числе Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Настоящим регламентом, в частности:

— установлены способы фиксирования информации, необходимой для совершения нотариального действия, а именно:

внесение информации в реестр регистрации нотариальных действий и/или реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ЕИС);

внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено их формами;

помещение в дело нотариуса документа или его копии;

помещение в дело нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе;

составление протокола фиксирования информации;

— определены источники информации, необходимой для совершения нотариальных действий, к которым относятся:

документы органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме, государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры;

ЕИС, а также заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;

— установлены объем информации и порядок ее фиксирования:

о физических лицах, их представителях, а также о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности;

о представителях физических и юридических лиц, действующих на основании доверенности, договора, решения собрания;

для удостоверения сделок, договоров;

при выдаче свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества;

при совершении исполнительной надписи;

при удостоверении решения органа управления юридического лица;

для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека);

для совершения морского протеста;

для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса.

Предусмотрено, что нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством и настоящим регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.

Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

15.03.2018

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о новых правилах в работе нотариусов, которые должны приниматься во внимание при обращении к ним за совершением нотариальных действий.

Новый Регламент совершения нотариусом нотариальных действий (далее – «Регламент») по замыслу законодателя должен упорядочить действия нотариуса и повысить качество нотариальных действий.

Регламентом определен объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксации. В нем содержится закрытый перечень информации, которая может быть запрошена нотариусом для совершения каждого нотариального действия, что должно позитивно отразиться на практике привлечения нотариусов и, наконец, унифицировать их требования к запрашиваемому пакету документов.

Одновременно с этим при удостоверении сделок нотариусы обязаны осуществить проверку не только право и дееспособности сторон, но, среди прочего, например, убедиться в том, что стороны сделки не находятся в состоянии банкротства. Другим примером проверки нотариусом стороны сделки может являться его обязанность получить информацию о семейном положении стороны/представителя стороны сделки в случае нотариального удостоверения сделки с участием физического лица.

Принятие Регламента должно способствовать не только унификации запрашиваемой нотариусами информации, но и придать еще большую защиту нотариально оформляемым сделкам и иным нотариальным действиям.

Последствия для компаний

Принимая во внимание обязанность всех нотариусов запрашивать четко определенный объем информации, часть которой предоставляется по запросу в соответствующие органы государственной власти, можно с уверенностью утверждать, что при определенных обстоятельствах (например, когда стороной сделки выступает физическое лицо, или физическое лицо — представитель стороны сделки) срок оформления сделки может быть увеличен.

Та небольшая практика, которая накопилась с начала 2018 г., показывает, что порой при планировании сроков подписания, например, договоров купли-продажи доли в ООО, необходимо закладывать дополнительные 3-5 дней на получение нотариусом информации о подписантах или сторонах сделки.

Вступил в силу с 1 января 2018 г.

Приказ Минюста России от 30.08.2017 N 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (это инструкции для нотариусов, основная идея алерта в том, что нужно при планировании сделок закладывать несколько дополнительных дней).

О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 июня 2019 года N 125

О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

приказываю:

Внести изменения в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129 (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2014, регистрационный N 32716), с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 N 159 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37821), от 28.12.2016 N 323 (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2016, регистрационный N 45075), от 28.04.2017 N 69 (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2017, регистрационный N 46736), от 21.12.2017 N 267 (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2017, регистрационный N 49457) и от 29.06.2018 N 137 (зарегистрирован Минюстом России 09.07.2018, регистрационный N 51568), согласно приложению.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 июля 2019 года,
регистрационный N 55152

Приложение. Изменения, вносимые в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 28 июня 2019 года N 125

УТВЕРЖДЕНЫ
решением правления Федеральной
нотариальной палаты
от 27 мая 2019 года N 06/19

Изменения, вносимые в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129

1. В пунктах 22, 31.4, 33, 51, 53, 58, 59, 61 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129 (далее — Порядок), и приложении N 2 к Порядку слова «реестр для регистрации нотариальных действий» заменить словами «реестр регистрации нотариальных действий» в соответствующем падеже.

2. Пункт 35 Порядка изложить в следующей редакции:

«35. Нотариусы обязаны присоединять электронный образ нотариально оформленного документа при регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС нотариальных действий по удостоверению или отмене завещаний, в том числе наследственных договоров, отказов от наследственных договоров, соглашений об изменении или расторжении наследственных договоров и доверенностей.

В случае удостоверения завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, к записи в реестре нотариальных действий ЕИС присоединяется электронный образ завещания, состоящий из четырех файлов: текста завещания, решения завещателя об учреждении наследственного фонда, устава фонда, а также условий управления наследственным фондом.».

3. Дополнить Порядок пунктом 59.1 следующего содержания:

«59.1. В случае направления запроса с целью проверки содержания нотариально удостоверенного договора, за исключением наследственного договора, нотариус присоединяет к запросу электронный образ проверяемого нотариально удостоверенного договора.

Сведения, указанные в запросе, проверяются автоматически на соответствие сведениям, содержащимся в реестре нотариальных действий ЕИС.

При отсутствии совпадений посредством ЕИС направляется ответ об отсутствии записи о таком нотариальном действии в реестре нотариальных действий ЕИС.

Запрос с присоединенным электронным образом нотариально удостоверенного договора направляется посредством ЕИС нотариусу, удостоверившему его или хранящему архив нотариуса, удостоверившего такой договор и прекратившего полномочия, для подтверждения содержания нотариально удостоверенного договора.

Нотариус не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса, посредством ЕИС направляет один из следующих ответов:

о подтверждении содержания нотариально удостоверенного договора;

о несоответствии содержания электронного образа нотариально удостоверенного договора сведениям, содержащимся в реестре нотариальных действий ЕИС и (или) договору, хранящемуся на бумажном носителе;

о невозможности подтверждения содержания электронного образа нотариально удостоверенного договора в случае, если содержание электронного образа нотариально удостоверенного договора не поддается прочтению;

о причине невозможности подтверждения содержания электронного образа нотариально удостоверенного договора.

В случае подтверждения содержания нотариально удостоверенного договора нотариусу, направившему запрос, представляются сведения о нотариальном действии, предусмотренные пунктом 3 Требований к содержанию реестров ЕИС».

4. Пункт 60 Порядка изложить в следующей редакции:

«60. С целью установления содержания завещания, в том числе совместного завещания супругов, распоряжения об отмене завещания, наследственного договора, соглашение об отмене или расторжении наследственного договора, уведомления об отказе от наследственного договора, сведения представляются нотариусу незамедлительно в автоматизированном режиме средствами ЕИС по запросу, поданному нотариусом через ЕИС, с обязательным указанием в запросе:

сведений о документе, подтверждающем факт смерти лица, с указанием даты смерти и номера записи акта гражданского состояния;

фамилии, имени и отчества (при наличии) завещателя (завещателей), наследодателя;

даты рождения завещателя (завещателей), наследодателя;

номера регистрации в ЕИС наследственного дела за нотариусом, направляющим запрос.

В случае обнаружения в реестре нотариальных действий ЕИС сведений об удостоверении завещания, в том числе совместного завещания супругов, распоряжения об отмене завещания, наследственного договора, соглашения об изменении или расторжении наследственного договора, уведомления об отказе от наследственного договора, нотариусу, в производстве которого по сведениям ЕИС находится наследственное дело к имуществу наследодателя, представляются сведения о завещании, распоряжении об отмене завещания, наследственном договоре, соглашении об изменении или расторжении наследственного договора, уведомлении об отказе от наследственного договора (номер и дата регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий ЕИС, сведения о лице, совершившем нотариальное действие до 1 июля 2014 г., электронный образ завещания, распоряжения об отмене завещания, наследственного договора, соглашения об изменении или расторжении наследственного договора, уведомления об отказе от наследственного договора, удостоверенных после 1 июля 2014 г.).

При обнаружении завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, предоставляются копии файлов, хранящих электронные образы решения завещателя об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда.».

5. В пункте 6 приложения N 1 к Порядку слова «200 dpi» заменить словами «300 dpi».

6. Пункт 5 приложения N 2 к Порядку изложить в следующей редакции:

«5) содержание нотариального действия (в случае удостоверения распоряжения об отмене доверенности или распоряжения об отмене завещания, сведения об отменяемой доверенности или завещании (при наличии): дата и номер регистрации отменяемой доверенности или отменяемого завещания в реестре нотариальных действий ЕИС, сведения о лице, удостоверившем отменяемую доверенность или отменяемое завещание), а также дата и номер (при наличии) доверенности, выданной в простой письменной форме);».

7. Подпункт «б» пункта 7 приложения N 2 к Порядку признать утратившим силу.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 05.07.2019,
N 0001201907050018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *