Ремесленный сбор

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 30 декабря 2009 г. N 2/1623

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)

29 декабря 2009 г. N 71-З

Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З,

от 10.01.2011 N 241-З, от 13.12.2011 N 325-З,

от 30.12.2011 N 330-З, от 04.01.2012 N 337-З,

от 26.10.2012 N 431-З, от 31.12.2013 N 96-З)

ГЛАВА 40

СБОР ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 318. Плательщики сбора за осуществление ремесленной деятельности

Плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности (далее в настоящей главе — плательщики) признаются физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность.

Статья 319. Общие условия применения сбора за осуществление ремесленной деятельности

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

1. Плательщики в части доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, освобождаются от подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

2. При декларировании физическими лицами доходов, имущества и указании в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы, доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, в декларации отражаются фактически полученные доходы. При декларировании указанных доходов в размерах, превышающих стократный размер сбора за осуществление ремесленной деятельности в календарном году, доплачивается сбор в размере 10 процентов от суммы такого превышения.

Доплата сбора производится в месячный срок со дня вручения физическому лицу налоговым органом соответствующего налогового извещения.

Статья 320. Объект налогообложения и ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности

1. Объектом налогообложения сбором за осуществление ремесленной деятельности признается осуществление видов ремесленной деятельности, определяемых Президентом Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

2. Ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности (вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.

Статья 321. Налоговый период и сроки уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности

1. Налоговым периодом сбора за осуществление ремесленной деятельности признается календарный год.

2. Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности производится до начала осуществления ремесленной деятельности.

Часть вторая п. 2 статьи 321 исключена с 1 января 2011 года. — Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З.

3. Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.

УДК 340:334.712 Р 17

Развитие законодательства о ремесленной деятельности

Необходимость принятия Федерального закона о поддержке ремесленной деятельности поддерживается многими общественными организациями, органами государственного и муниципального управления. Этот вопрос неоднократно рассматривался в Минэкономразвития РФ и в Торгово-промышленной палате РФ. В настоящее время имеется несколько проектов Закона о ремесленной деятельности, которые отражают разные подходы к этой проблеме: проект Федерального закона, подготовленный Ремесленной палатой России, Концепция проекта закона РФ, подготовленная в ТПП РФ, проект Закона Московской области, предложенный Комитетом по предпринимательству этой области, имеются аналогичные предложения в других регионах РФ. Кроме того, в Москве уже несколько лет действует Закон г. Москвы «О ремесленной деятельности».

Как известно, ремесленничество корнями уходит в глубь веков. Это один из видов предпринимательской деятельности, основанный на индивидуальном труде ремесленника, его семьи и учеников.

Традиционно ремесленники работали в сфере услуг и в производстве товаров для населения малыми сериями или по персональным заказам.

В сфере ремесленничества зарождалось промышленное производство изделий, индустрия современного сервиса, особенно бытовых услуг. Ремесленник всегда ориентировался, с одной стороны, на спрос населения на изделие и услуги, а с другой стороны, на местные материально-технические и сырьевые ресурсы.

В настоящее время, когда в результате реформ промышленное и сельскохозяйственное производство, объем услуг, уменьшились в разы по сравнению с 1990 г, сотни тысяч людей остались без работы, особенно в малых городах и сельской местности. Наличие такой многочисленной «резервной армии» трудовых ресурсов создает благоприятные условия для возрождения ремесленничества как реальной производительной силы, как возможности к самоорганизации граждан, умеющих и желающих работать, имея в виду, что на промышленных предприятиях и на селе работу они в ближайшее время найти не смогут

В ряде регионов РФ существуют ремесленные объединения, создана Ремесленная палата РФ. Как уже отмечалось, готовятся законодательные акты по поддержке ремесленной деятельности. При этом существует несколько взглядов по вопросам формирования и поддержки развития ремесленной деятельности.

Г.Н. Сюткин

канд. эконом. наук, доцент ГОУВПО «Московский

государственный университет сервиса», г. Москва

Главные споры разгораются по поводу того, как и кого назвать ремесленником, ремесленным предприятием, какие формы объединения им предложить.

Обобщая различные точки зрения, но не акцентируя внимания на их авторах, можно выделить три основных направления при определении самого понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность».

Первое направление. Отраслевой подход. Ремесленничество отождествляют с отраслевой направленностью деятельности ремесленников. Тогда главный критерий — это причастность к той или иной отрасли.

Например. Учитывая, что ремесленники в основном работают в сфере бытового обслуживания, местной промышленности, в системе народных промыслов, идеологи этой точки зрения считают, что все, кто работают в указанных отраслях и желают назвать себя ремесленником, могут стать ими. Для этого надо обратиться в региональную Ремесленную палату и попасть в ремесленный реестр, который ведет эта Палата.

Ремесленники могут создавать ремесленные предприятия независимо от их размеров. Предприятие может быть малое, среднее и даже крупное. Главный критерий для получения статуса ремесленного предприятия — это отраслевая принадлежность и согласие войти в реестр ремесленных предприятий.

Второе направление. Ремесленники — это мастера высокого класса, работающие в сфере услуг и производства изделий индивидуально по уникальным технологиям без привлечения наемного труда и использования машин и механизмов. Имеется в виду что эта категория ремесленников должна иметь право на различные формы поддержки государства.

Третье направление. Ремесленники — это мастера, работающие как индивидуальные предприниматели в сфере народных промыслов. Они могут создавать свои ремесленные предприятия в любой организационно-правовой форме по видам деятельности.

Серьезные споры идут и по поводу ремесленных объединений. Здесь также несколько точек зрения.

1. Позиция жесткого централизма. Все ремесленники и ремесленные предприятия должны быть зарегистрированы в ремесленном реестре, который может вести только ремесленная палата субъекта федерации. На территории субъекта федерации может быть

только одна Ремесленная палата, которая обязана входить в Ремесленную палату РФ. Только эта система ремесленных палат имеет право: получать поддержку государства; представлять интересы ремесленников; вести ремесленный реестр; издавать нормативные акты, обязательные для ремесленников; готовить кадры для ремесленников и ремесленных предприятий; представлять российских ремесленников в международных организациях.

2. Позиция либеральная. Ее сторонники считают, что ремесленники должны сами решать, в каких объединениях им участвовать, регистрироваться или нет в ремесленном реестре. Количество ремесленных объединений в регионе и в стране в целом может быть любое — столько, сколько будет создано, сколько смогут реально работать.

Представляется, что все эти точки зрения по-своему интересны и обусловлены желанием их авторов поддержать ремесленников и ремесленничество как вид деятельности. Такая поддержка действительно нужна на законодательном уровне.

Другими словами, необходимо принятие Федерального закона о ремесленной деятельности. Цель принятия Закона о ремесленной деятельности:

1. Поддержка дальнейшего развития малого предпринимательства и его составной части — ремесленничества, основанного на труде индивидуальных мастеров — ремесленников. По мере развития производства ремесленник может создать малое предприятие с применением наемного труда.

2. Повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест особенно в малых городах и в сельской местности. Так, например, в Москву ежедневно на работу приезжает 2-3 млн. человек из Московской области, некоторые из них могли бы работать на месте, в своем населенном пункте в качестве ремесленников. Им надо в этом помочь.

3. Вовлечение в официальную предпринимательскую деятельность десятков тысяч жителей той или иной области, которые работают без официального статуса. Все они могут получить поддержку органов местного самоуправления и государства и повысить эффективность своей работы.

4. Наполнение местного бюджета, предполагая, что по закону все налоги от ремесленной деятельности могли бы направляться в муниципальный бюджет.

5. Предоставить регионам права по стимулированию ремесленной деятельности по направлениям, наиболее значимым для данного региона, муниципалитета. В одном месте актуально развивать производство игрушек, в другом — посуды, в третьем — мебели и т.д.

6. Упорядочение работы по «Патенту». Возможен вариант: ремесленнику сначала дается разрешение муниципалитетом на право заниматься ремесленной деятельностью. Потом, через 1-2 года, вручается патент.

В Законе необходимо определить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Понятие «ремесленная деятельность», объекты и субъекты ремесленной деятельности.

2. Систему регистрации и особенности налогообложения ремесленников.

3. Формы государственной и муниципальной поддержки ремесленной деятельности.

4. Особенности объединения ремесленников.

Целями формирования и поддержки ремесленной деятельности являются:

1. Стимулирование творческой предпринимательской инициативы граждан, вовлечение их в процесс товарного производства изделий и услуг для потребительского рынка в качестве ремесленников.

2. Создание для граждан-ремесленников максимально благоприятных условий, позволяющих им включаться без каких-либо ограничений в любом населенном пункте в производство работ и услуг, с использованием их материально-технических, интеллектуальных и организационных ресурсов местного сырья (песок, глина, дерево, камень и т.д.), материалов, энергоресурсов, а также потенциала домашнего хозяйства гражданина, его жилища, земельного участка, имеющейся техники.

3. Формирование производственных и предпринимательских навыков у широких слоев населения, особенно в сельской местности, малых населенных пунктах и районах со значительным уровнем безработицы, высоким трудовым потенциалом, который в настоящее время используется не в полной мере. Ремесленная деятельность может стать одним из первых этапов развития предпринимательской деятельности граждан.

4. Насыщение потребительского рынка изделиями и услугами, используя возможности максимального приближения мест их производства к потребителям.

Законодательно можно определить ряд ключевых терминов и вопросов, относящихся к ремесленной деятельности. Например:

Ремесленная деятельность — это одна из форм малого предпринимательства, основанная на личном труде граждан — ремесленников (физических лиц) по производству и реализации изделий (работ, бытовых услуг) с целью извлечения прибыли (дохода).

Субъекты ремесленной деятельности — ремесленники — индивидуальные высококвалифицированные мастера (физические лица), работающие по производству новых изделий; ремонту, техническому обслуживанию и восстановлению потребительских свойств изделий, бывших в употреблении, выполнению работ и бытовых услуг с целью их реализации потребителям непосредственно и/или через торговую сеть.

Ремесленник работает самостоятельно и/или совместно с членами своей семьи (муж, жена, дети, родители) без привлечения наемного труда с использованием собственных, в т.ч. оригинальных технологий и способов производства изделий, работ и услуг. Ремесленник может в установленном порядке иметь учеников.

Объекты, виды ремесленной деятельности — сфера предпринимательской деятельности по производству

новых изделий, преимущественно потребительского назначения, ремонту и/или восстановлению потребительских свойств изделий, бывших в употреблении, выполнению работ и/или бытовых услуг, требующих индивидуального, высококвалифицированного труда. Работы могут выполняться по заказам граждан и/или по заказам торгующих организаций. Рекомендуемые виды ремесленной деятельности в регионах могут утверждаться органами государственного управления субъектов федерации и/или органами местного самоуправления. Одновременно могут утверждаться дополнительные меры стимулирования развития того или иного вида деятельности.

Участник ремесленной деятельности — ремесленник — индивидуальный мастер в возрасте от 14 лет и старше независимо от пола, национальности, гражданства, места проживания, религиозной принадлежности, имеющий определенную, документально подтвержденную квалификацию, зарегистрированный в установленном порядке в качестве ремесленника и выполняющий работы (услуги) в соответствии с заявленной областью деятельности с использованием собственной или арендованной материальной базы (помещение, оборудование, инструмент).

Регистрация ремесленников

Ремесленник регистрируется в установленном порядке как «индивидуальный предприниматель». Например. «ИП Иванов А.П.». Одновременно он получает регистрацию в местной инспекции Федеральной налоговой службы РФ в качестве ремесленника. Регистрация осуществляется на добровольной основе в заявительной форме.

Ремесленники, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя и получившие свидетельство ремесленника, заносятся в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в разделе «Ремесленники». Реестр является открытым, и сведения о ремесленнике могут быть предоставлены в установленном порядке любому физическому или юридическому лицу.

В случае расширения производства и приглашения на работу наемных работников ремесленник может перерегистрироваться в предприятие соответствующей организационно-правовой формы с потерей звания ремесленника.

Ремесленнику в добавление к свидетельству «ИП» выдается регистрационное свидетельство (сертификат), в котором по его заявлению указываются:

• фамилия, имя, отчество ремесленника и членов его семьи, занятых в указанном производстве;

• основные виды его деятельности по производству изделий (работ услуг);

• физический адрес расположения производственного участка ремесленника;

• документальное подтверждение квалификации ремесленника и членов его семьи, работающих вместе с ремесленником с указанием профессии, уровня ква-

лификации, даты окончания учебного заведения и его названия;

• образец формы личного клейма (знака) ремесленника (если таковой имеется);

• нормативный документ, в соответствии с которым выполняются работы (услуги). Нормативный документ может быть утвержден какой-либо организацией или самим ремесленником, в котором определены основные требования к выполняемым работам, услугам и их потребительские характеристики.

Вышеуказанные сведения представляются ремесленнику при его регистрации и доводятся им до потребителя с тем, чтобы потребитель имел возможность сделать правильный выбор при заключении договора на выполнение работ (услуг).

При выполнении индивидуального заказа на выполнение работ (услуг) ремесленник оформляет договор с потребителем в форме, определенной Гражданским кодексом РФ. При производстве изделий для их последующей реализации через розничную торговую сеть ремесленник заключает договор с торгующей организацией с учетом ее требований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персональную ответственность перед потребителем за безопасность и качество производимых изделий, выполняемых работ (услуг) несет в соответствии с законодательством лично ремесленник, независимо от того, кто выполнил работу (услуги), он или член его семьи.

Если для заявленного ремесленником вида деятельности — производства изделий, выполнения работ (услуг) требуется обязательное подтверждение соответствия требованиям безопасности или лицензирование, то соответствующие разрешительные документы должны быть получены в установленном порядке до начала производственной деятельности ремесленника. Эти документы должны быть указаны в свидетельстве (сертификате) ремесленника.

Налогообложение

Основной формой налогообложения ремесленной деятельности является «Налог на вмененный доход» по ставкам, определенным для соответствующего вида деятельности. По желанию ремесленника могут быть использованы другие формы налогообложения, определенные Налоговым кодексом РФ.

Поддержка ремесленной деятельности

Государственная и муниципальная поддержка ремесленной деятельности осуществляется в рамках государственной политики поддержки малого предпринимательства с использованием установленных законодательством форм и методов с учетом особенностей деятельности ремесленников, как индивидуальных мастеров-специалистов, работающих самостоятельно вне структуры какого-либо предприятия.

Основные формы государственной (муниципальной) поддержки ремесленников, имеющих

свидетельство ремесленника:

1. Освобождение от всех налогов в течение первого года работы ремесленника (после получения свидетельства ремесленника). Уплата 30% установленных налогов в течение второго года деятельности и 50% налогов — в течение третьего года деятельности. Эти льготы могут предоставляться ремесленнику или членам его семьи только один раз.

2. Бесплатное профессиональное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

3. Бесплатное участие в ярмарках, выставках ремесленников, организуемых органами государственного управления или местного самоуправления.

4. Бесплатное размещение информации о производственной деятельности, выполняемых работах и услугах в государственных и муниципальных средствах массовой информации (газеты, радио и телепередачи) в объемах до 1,0 тыс. знаков 1 раз в квартал.

5. Получение кредита в государственных или муниципальных банках по месту производственной деятельности ремесленника на условиях 50% ставки рефинансирования Центробанка сроком до 2-х лет под поручительство органов местного самоуправления.

6. Предоставление имеющихся в муниципальном образовании нежилых помещений размером до 50 кв. м для организации производственной деятельности ремесленника на условиях:

• безвозмездно в течение первого года, после получения свидетельства ремесленником;

• затем на условиях долгосрочной аренды с льготной оплатой: 30% средней арендной ставки, установленной для малых предприятий, в течение 2-го года деятельности и 50% оплаты арендной ставки в течение 3-го года деятельности. Для получения этой льготы требование одно — ремесленник на этих площадях должен заниматься только заявленными видами деятельности.

7. Если заявленный вид деятельности нуждается в пожарном, экологическом или санитарно-эпидемиологическом заключении, то такое заключение после необходимой проверки выдается ремесленнику соответствующими местными надзорными органами бесплатно в течение 5 рабочих дней после получения от ремесленника заявки.

8. Органы государственного управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные меры поддержки ремесленничества.

9. Субъекты Федерации — муниципалитеты организуют ярмарки, выставки для рекламы и реализации продукции и изделий ремесленной деятельности:

— в селе, поселке;

— в муниципальном образовании;

— в округах (группах муниципальных образований);

— в области, крае, республике.

Все расходы по проведению ярмарок выставок осу-

ществляются за счет соответствующего бюджета (но только для ремесленников, которые включены в реестр).

10. Ремесленный реестр. Первичный ведется в налоговой инспекции ФНС РФ и/или в муниципальном образовании, затем осуществляется свод на уровне округов и субъектов Федерации. Регистрация в ремесленном реестре осуществляется в заявительной форме на добровольной основе. Только она дает право на льготы, которые предоставляют местные власти.

11. Все налоги от ремесленной деятельности направляются в бюджет муниципального образования с тем, чтобы стимулировать органы муниципальной власти поддерживать развитие ремесленников.

Формирования ремесленников

Ремесленники и ремесленные объединения могут объединяться между собой в соответствии с Законом «О некоммерческих объединениях» по территориальному и/или отраслевому признаку, без каких либо ограничений. Один ремесленник может состоять в нескольких ремесленных объединениях.

1. На районном, муниципальном уровне:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• объединения ремесленников в муниципальном образовании (их может быть несколько), в населенном пункте, квартале, микрорайоне;

• лиги, гильдии ремесленников по видам деятельности — например: пекари, токари, обувщики, плотники, парикмахеры, швейники, мебельщики.

2. На территории нескольких районов, муниципальных образований также могут формироваться объединения, лиги, гильдии ремесленников.

3. На уровне субъекта Федерации: ремесленные объединения (лиги, гильдии) образуют ассоциации, союзы. Например:

• союз, ассоциация, палата территориальных, муниципальных, ремесленных объединений субъекта Федерации;

• палаты, союзы, ассоциации, гильдии по видам деятельности ремесленников;

4. На федеральном уровне также может быть несколько союзов, палат, ассоциаций и других добровольных формирований ремесленных объединений, например, по видам деятельности или по федеральным округам.

5. Государственная, муниципальная поддержка идет, как правило, через муниципальное образование (район, город), которое является основной точкой опоры для ремесленничества.

6. Союзы, палаты,ассоциации, объединения, лиги ремесленников могут создавать свои фонды поддержки за счет своих членских взносов и других поступлений.

Послесловие автора

Некоторые вышесказанные предложения могут

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ

быть реализованы до принятия Закона о ремесленной деятельности. Существующие нормы в Гражданском, Налоговом, Земельном и других кодексах, в законах РФ позволяют органам государственного управления и местного самоуправления оказывать соответствующую поддержку индивидуальным предпринимателям, которые трудятся в сфере производства изделий и услуг.

Это особенно актуально для развития системы бытового обслуживания населения в районе,

городе, другом населенном пункте. Поддержка ремесленников в этой сфере может стать реальной основой для возрождения службы быта.

Закон о некоммерческих организациях дает широкие возможности ремесленникам уже сейчас объединяться как в рамках административно-территориальных образований, так и по видам профессиональной деятельности.

УДК 643/645

Методологические аспекты улучшения финансового состояния сервисных предприятий в жилищном хозяйстве России

М.В. Волков

канд. эконом. наук, ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Финансы являются важнейшим видом капитала и, соответственно, ресурсом создания общественного продукта. Существует ряд особенностей, выделяющих финансы среди прочих ресурсов. Во-первых, важнейшей качественной характеристикой финансов является их мобильность. Мобильнее финансов может быть только информация. Во-вторых, этот вид капитала обладает максимальной ликвидностью. Мобильность и ликвидность капитала позволяют современному бизнесу реагировать на изменение конъюнктуры за счёт перемещения финансового капитала в различные географические сегменты и между отраслями экономики. И, наконец, количественная оценка эффективности хо -зяйственной деятельности осуществляется в терминах финансового эффекта, так же как и показатели общественного продукта и дохода.

Все отрасли современной экономики интегрированы в целостно функционирующий организм благодаря финансовой системе. Не является исключением в этой взаимосвязи и сфера услуг. В странах с развитой экономикой доля сферы услуг в структуре ВВП составляет до 70% ‘. В качественных же определениях её масштаб как сегмента экономической системы общества можно очертить диапазоном удовлетворяемых человеческих потребностей. Услуги направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей человечества. Среди них (услуг) такие, без существования которых невозможна жизнь человека, существование общества и выживание цивилизации. К ним относятся: здравоохранение, оборона, услуги государственного управления и правоохранительной системы, строительство, транспорт и многие другие. К таким социально значимым видам сервисной деятельности относится и экс-

1 World Bank report on global economic trends. www.Worlbank.com

плуатация жилых зданий.

Эксплуатационная деятельность охватывает процесс предоставления ряда услуг, таких как:

• услуги проведения различных видов ремонтных работ;

• услуги профилактического обслуживания инженерных сетей и коммуникаций;

• услуги по проведению различных видов уборки помещений и работ по их санитарному содержанию;

• услуги по благоустройству придомовых территорий и их очистке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• услуги по обеспечению физической безопасности зданий;

• прочие услуги, обеспечивающие реализацию потребительских свойств зданий и создающие их новые свойства (аутстаффинг, кейтеринг, транспортные услуги, логистические услуги и пр.).

В природе фирм, предоставляющих такие виды услуг (или обобщённо эксплуатационные фирмы) в масштабах реализации финансовой деятельности, можно выделить ряд особенностей, таких как:

1. Анализ практической деятельности эксплуатационных фирм выявил, что в структуре стоимости услуг доля затрат, связанных с организацией и оказанием услуг достигает 85%, а уровень рентабельности по продажам варьируется от 7 до 15%. Исходя из этого, управление затратами эксплуатационного предприятия играет весьма существенную роль, а их эффективное планирование и распределение создаёт предпосылки для повышения рентабельности.

2. Сравнительно невысокий уровень рентабельности сервисной деятельности и, как следствие этого, с одной стороны, низкий собственный инвестиционный

Актуальная информация о размере сбора за осуществление ремесленной деятельности в Беларуси.

С ставка ремесленного сбора установлена в следующем размере:

  • за календарный год.

Справочно:

Ремесленный сбор устанавливается размере 1 базовой величины, действующей на момент уплаты сбора.пункт 2 статьи 371 Налогового кодекса Республики Беларусь Этот размер применяется вне зависимости от количества осуществляемых видов ремесленничества.

Сбор уплачивается до начала ремесленной деятельности.пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Республики Беларусь

Ремесленники, уплатившие сбор за 2019 год и желающие продолжить свою ремесленную деятельность в 2020 году, должны уплатить сбор за 2020 год не позже 28 декабря 2019 года.пункт 3 статьи 372 Налогового кодекса Республики Беларусь

Доходы от ремесленничества освобождаются от подоходного налога и единого налога.статья 370 Налогового кодекса Республики Беларусь

Если у ремесленника будет затребована декларация или пояснения об источниках его доходов и в этой декларации или пояснениях ремесленник укажет, что полученные им доходы являются доходами от ремесленничества, а сами доходы за календарный год в 100 раз превысят размер сбора, то ремесленник должен будет доплатить сбор в размере 10 % от суммы такого превышения. Доплата производится в течение 30 дней со дня вручения извещения из налоговой инспекции.пункт 3 статьи 372 Налогового кодекса Республики Беларусь

Более подробная информация об ремесленничестве указана .

26 февраля в Агентстве стратегических инициатив (г. Москва) состоялось обсуждение проекта федерального закона «О развитии ремесленной деятельности в РФ». В совещании участвовали представители федеральных законодательных и исполнительных ветвей государственной власти.

Экспертное совещание обсудило целесообразность принятия Федерального Закона «О развитии ремесленной деятельности в Российской Федерации».

Актуальность принятия закона, его значение (экономическое, социальное, политическое, культурное и для сферы профессионального образования), структурные компоненты федерального закона, определения «Ремесленник, Ремесленник-предприниматель и ремесленная деятельность, её признаки»
были сформулированы в выступлении Андрея Викторовича Ефанова, лидера проекта «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей»

А.В. Ефанов — директор Научно-образовательного Центра развития ремесленного образования (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург)

Предлагаю для ознакомления презентацию, сопровождавшую выступление:

Актуальность принятия закона

1. Общемировые процессы постепенного перехода к обществу постиндустриального типа, в котором значительный сегмент экономики будет занимать сервисный сектор (по международной классификации это ремесленный сектор, торговый сектор и деятельность лиц «творческих профессий»)

2. Значительное количеством занятых (как зарегистрированных, так и незарегистрированных предпринимателей индивидуального труда), фактически выполняющих деятельность ремесленников- предпринимателей (почти 5 млн. чел.)

3. Наличие более чем тысячелетнего исторического опыта становления и развития ремесленной деятельности в России, в том числе опыта законотворчества в 18 — начале 20 вв.

4. Зарубежный опыт правового и организационного регулирования
ремесленный деятельности во многих странах, в системе межгосударственного взаимодействия (ЕС, ВТО).

5. Наличие в российских регионах элементов ремесленной
инфраструктуры, в более чем половине субъектов РФ работают общественные ремесленные организации и общероссийского координационного органа в лице ремесленной сферы Ремесленной палаты России.

6. Отсутствие в России государственно-общественного института
«ремесленничества», легитимности открытия и ведения ремесленной деятельности как таковой.

7. Большой опыт разработки в течении последних 10 лет
законопроектов о ремесленной деятельности и их обсуждение.

8. Наличие российского законодательство в области развития малого и среднего предпринимательства, в котором, косвенно, отражается факт наличия ремесленной деятельности (ст. 23 ФЗ), но дающего не столько «зеленый свет» для ее развития, сколько скорее порождающего проблемы для всего ремесленного сектора (в регионах что такое «ремесленная деятельность» сложилось разное понимание.

9. Опыт международных образовательных проектов подготовки
специалистов по ремесленным профессиям нового типа (ремесленник = рабочий высокой квалификации + технолог + предприниматель).

10. Массовый вид профессиональной деятельности не имеет ни отраслевых наград, ни почетных званий, не решаются вопросы социальной значимости и престижа данных профессий, без которых крайне трудно приобщить молодежь к ремесленной деятельности.

11. Главное совпадение сути законопроекта с политическим и социально-экономическим вектором развития страны, в части следующих тенденций:
— увеличение региональной и муниципальной автономии, в том числе финансовой;
— формирование экономики как сетевой, распределенной модели;
— возрастание роли общественных институтов;
— ориентир в социально-экономической политике на человека труда, в частности, предполагается создание к 2020 г. 25 млн. рабочих мест, из них ремесленный сектор может дать до 10 млн. рабочих мест.

Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Экономическое значение:
1)средства к существованию широкому слою населения
2)наполнение товарами потребительского рынка
3)создание конкурентной среды для крупного и среднего бизнеса
4)увеличение собираемости налогов
5)будут запущены процессы развития и саморазвития сектора малого производственного предпринимательства
6)решение проблема ВТО в части защиты в хозяйственных спорах, продвижение товаров за рубеж. Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Социальное значение:
1)расширение среднего класса
2)статус и признание
3)занятость и самозанятость
4)развитие «проблемных» территорий: районов Северного Кавказа, небольших населенных пунктов и моногородов
5)расширение жизненного и профессионального пространства для личностной самореализации молодого поколения. Значение федерального закона о ремесленной деятельности
для сферы профессионального образования:
1)возможность ввести профессиональные и образовательные стандарты по ремесленным профессиям
2)создание нового вида профессионального образования — ремесленного образования
3)обеспечение подготовки выпускников к условиям рыночной, меняющейся экономики. Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Политическое значение:
1)укрепление стабильности и устойчивости государственных и общественных институтов
2)решение вопросов кадровой безопасности страны. Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Культурное значение:
1)возрождение и развитие народных и художественных ремесел
2)сохранение историко-культурных традиций страны
3)развитие туризма.
Структурные компоненты федерального закона
1.Цель принятия закона и его основные категории: ремесленная деятельность, субъекты ремесленной деятельности, мастер-ремесленник, ремесленное клеймо, ремесленный реестр, инфраструктура сферы ремесленничества, политика в области ремесленной деятельности и др.
2.Перечень ремесленных видов деятельности, которая вводится специальными дополнениями к ФЗ на основе классификаторов ОКВЭД и ОКУН.
3.Характеристика организаций инфраструктуры ремесленничества: ремесленных палат субъектов федерации и Ремесленной палаты России.
4.Характеристика государственной политики в области ремесленничества и разграничение полномочий между федеральной и егиональными властями в области развития ремесленной деятельности.
5.Понятие ремесленного образования и его особенности. Ремесленная деятельность

вид производственной и/или предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг) преимущественно потребительского назначения малыми партиями, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием специальных знаний, навыков, технологий, в том числе высокопроизводительного оборудования.

Признаки ремесленной деятельности
1. Создание материального продукта (услуги).
2. Ручной квалифицированный труд.
3. Изготовление по индивидуальным заказам (малые партии).
4. Малые производственные формы.

Ремесленник — физическое лицо, обладающее профессиональной квалификацией в сфере ремесленной деятельности, подтвержденной документом установленного образца или иным, признаваемым Российской Федерацией документом, внесенное в Ремесленный реестр и осуществляющее ремесленную деятельность в качестве работающего по трудовому договору (контракту) у ремесленника- предпринимателя или на ремесленном предприятии.
Ремесленник-предприниматель — физическое лицо, обладающее профессиональной квалификацией в сфере ремесленной деятельности, подтвержденную документом установленного образца или иным, признаваемым Российской Федерацией документом, внесенное в Ремесленный реестр и в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Разноплановая по своим характеристикам деятельность ремесленника позволяет утверждать, что для российского рынка труда он является работником нового типа. С одной стороны, он — рабочий высокой квалификации, с другой — технолог, умеющий спроектировать процесс выпуска продукции, с третьей стороны — предприниматель, работающий в непосредственном контакте с потребителем, обладающий необходимыми деловому человеку компетенциями (коммуникативные, экономические, правовые), ценящий и уважающий свою профессию и себя в ней.
Спрос на труд данных специалистов в последние десятилетия в нашей стране возрастает, что позволяет, в известной мере, говорить о грядущем ренессансе ремесленничества в России.

Участники совещания поддержали необходимость принятия ФЗ о ремесленной деятельности после его доработки. При этом каждый высказал свою точку зрения на ситуацию, предложил свое видение путей решения существующих проблем, что вызвало определенную дискуссию.

От представителя Агентства Бориса Белкова поступило предложение, которое, после активного обсуждения, было принято участниками встречи:
Доработка и принятие Федерального Закона требует времени.
Есть возможность действовать уже сейчас, включив этот вопрос в «Дорожную карту «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций»».

РЕЗУЛЬТАТ :

Агентство стратегических инициатив поддержало необходимость создания нормативно-правовой основы для ремесленных видов деятельности в России.
В ПРОЕКТЕ большой Дорожной карты «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций».
раздел «Подпроекты и основные мероприятия», пункт 1.1.5.

На данном этапе главное — разработка последовательности шагов по «ремесленной» дорожной карте.

СПРАВКА:
Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Цель проекта: создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки.

АПРЕЛЬ 2013
Проект «Дорожной карты» представлен для обсуждения.
Основные мероприятия дорожной карты
Реализация проекта предполагает создание соответствующей законодательной основы для ремесленной сферы: установления перечня видов ремесленной деятельности, разработки профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям, принятия федерального закона о ремесленной деятельности и ряда других шагов.

Почему я приняла участие в обсуждении этого законопроекта в АСИ?
Считаю, что принятие ФЗ «О ремесленной деятельности» может помочь мастерам декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов получить поддержку государства в ведении своего мини-бизнеса — их сфера деятельности — РУЧНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА не может рассматриваться наравне с «конвейерным» производством или «куплей-продажей», а, значит — должны быть другие условия, в том числе и налоговые льготы.

Мастера мне могут возразить — «мы — творцы, а не ремесленники». Думаю, что это — от современного невысокого престижа этого понятия… Так, может быть, надо поднимать престиж ручного квалифицированного труда? В том числе такого, с которым не справится ни одна «умная машина» — творческого ручного труда Мастера.

Как стать ремесленником и какие виды деятельности могут считаться ремеслом, объяснили в федерации профсоюзов Беларуси.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер

Как оформить ремесленную деятельность

Чтобы оформить ремесленную деятельность, нужно прийти в налоговую инспекцию по месту регистрации с паспортом. После беседы с инспектором необходимо написать заявление, уплатить сбор и оформить книгу учета проверок. Вся процедура займет меньше часа. Чтобы сэкономить время, можно уплатить сбор заранее и приложить копию к заявлению, а еще приобрести книгу учета в пунктах реализации Информационно-издательского центра по налогам и сборам, издательства «Белбланкавыд», отделениях почтовой связи. При постановке на учет ремесленнику присвоят учетный номер плательщика.

Важно знать, что ремесленный сбор уплачивают до начала продажи товара. То есть, планируя приступить к продажам, скажем, с 1 августа, потрудитесь внести сумму до этой даты. Ставка сбора — одна базовая величина (один раз в календарный год), установленная на дату уплаты (сегодня — 23 рубля). Далее сбор надо будет тоже вносить «авансом» не позднее 28 декабря каждого года.

Если захочется отказаться от ремесленничества, то сообщать о своем решении в налоговую не нужно. Платить за ликвидацию деятельности, как это делают предприниматели, тоже не придется.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер

Что относится к ремесленной деятельности

— Тем, кто хочет зарегистрировать ремесленную деятельность, нужно внимательно ознакомиться с Указом президента от 16 мая 2005 года № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности», — рассказала заместитель начальника управления налогообложения физических лиц инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Минску Инна Коваленко. — Конечно, прежде чем оформлять документы, инспектор обязан объяснить потенциальному ремесленнику все нюансы. Но лучше приходить на встречу уже подготовленным, чтобы вести разговор предметно.

В упомянутом выше документе содержится 29 наименований, подпадающих под понятие «ремесло». Однако многие из них указываются с оговорками. Например, подпункты 1.2.2 и 1.2.3 п. 1 указа гласят, что ремесленник может изготавливать из дерева, лозы и прочих древесных материалов кухонную утварь (декоративные ложки, подставки, корзиночки, различные лопатки и ухваты), оборудование для детских площадок, ульи, поилки, кормушки и прочее. Но в то же время из этих материалов ремесленник не может делать мебель, сундуки, бочки и другие бондарные предметы.

Или еще. В соответствии с подпунктом 1.2.4 п. 1 указа кузнечное дело приравнивается к ремесленному лишь в том случае, если вы не будете заниматься ковкой каминных решеток, лестниц, заборов и калиток.

— К нам как-то обратились с вопросом, может ли ремесленник изготавливать шкатулки из фанеры следующим образом: создавать на компьютере макеты, затем вырезать детали на лазерном оборудовании у знакомых, после чего оформлять товар самостоятельно, — приводит пример Инна Викторовна. — Пришлось ответить отказом, поскольку были нарушены принципиальные условия. Во-первых, ремесленник не имеет права привлекать к изготовлению товара третьих лиц, даже членов семьи (работать «толокой» можно лишь в том случае, если родственники тоже оформлены ремесленниками). А во-вторых, фанера не причисляется указом к «прочим древесным материалам».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер

Однако ремесленнику можно обучать третьих лиц. Согласно подпункту 1.7 пункта 1 указа № 225 физлица вправе передавать свой опыт на безвозмездной основе. Для этого необходимо заключить с «учеником» договор об обучении ремесленной деятельности на время образовательного процесса.

Еще один важный момент. Ремесленничество предполагает не только изготовление уникального продукта с нуля, но и выполнение работ. Правда, и здесь необходимо учитывать ряд нюансов. Если вы закупаете партию бокалов через интернет-магазин и хотите их расписать с целью продажи, то такая деятельность выходит за рамки ремесленной. Причина — использование предмета, произведенного третьими лицами и полностью готового к продаже. Совсем другое дело, если вы займетесь гильошированием — отделкой изделий заказчика ажурным кружевом или выжиганием с помощью специального аппарата. Такой вариант вполне приемлем.

Использование подручных средств при производстве товара — отдельный разговор. Ремесленник может применять лишь те инструменты (в том числе электрические), которые позволяют произвести небольшие партии товара и без которых создать ремесленный товар невозможно в принципе. Так, печать поздравительных открыток на типографском оборудовании не имеет ничего общего с ремеслом, а вот пошив одежды на машинке с электроприводом — подходящий вариант.

Что нельзя делать ремесленнику?

— Использовать средства и материалы, не прописанные в указе № 225. В их числе — драгоценные камни, зубы любых животных, бивни или клыки кабана, слона, нарвала, моржа, бегемота.

— Изготавливать торты и другие лакомства. Ремесленничество предполагает использование так называемых несъедобных материалов. «Сладкое» домашнее производство относится к деятельности ИП и облагается единым налогом.

— Рекламировать свою продукцию в социальных сетях. Продажа разрешена на рынках, выставках. Для устройства товара в магазин или галерею необходимо заключить с продавцом договор на реализацию услуг и предоставить справку об уплате налогового сбора. Требовать иные документы продавец не имеет права.

— Торговать в неустановленных местах (например, на обочинах вдоль трасс) без письменного согласования с местными властями. Иначе милиция может оштрафовать за несанкционированную торговлю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *