Реорганизация путем присоединения

Вход для клиентов

Мероприятия по реорганизации государственных учреждений проводятся с целью оптимизации и минимизации расходов бюджетной системы РФ. Реорганизация юридического лица может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст. 57 ГК РФ). Следует отметить, что чаще всего реорганизация государственного учреждения осуществляется в форме присоединения. Мероприятия, совершаемые в ходе реорганизации, как правило, не являются объектами отдельной проверки. На них ревизоры обращают внимание при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целом и в случае выявления нарушений делают соответствующие отметки в акте проверки. О том, как провести реорганизацию бюджетных и автономных учреждений в форме присоединений с соблюдением требований законодательства РФ, мы поговорим в этой статье.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения контролеры запрашивают учредительные и финансовые документы, отвечающие целям и задачам проверки. Если в течение проверяемого периода в отношении учреждения проводились мероприятия по реорганизации, то данный факт освещает главный бухгалтер проверяемого учреждения, и он же представляет документ, являющийся основанием для проведения реорганизации. В акте проверки делаются отметки о проведении в отношении учреждения мероприятия по реорганизации и дате завершения таких мероприятий. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяющими реализуются цели и задачи проверки, при этом отдельное внимание обращается на соблюдение учреждением требований законодательства РФ по реорганизации.

Документальное основание проведения реорганизации учреждения.

Реорганизация учреждения проводится на основании решения органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – учредитель). Порядок реорганизации федеральных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539). Реорганизация учреждений субъектов РФ, муниципальных образований проводится в порядке, утвержденном нормативным актом соответственно субъекта РФ, муниципалитета. Решение о проведение реорганизации принимается органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя реорганизуемого учреждения (далее – учредитель).

Таким образом, у учреждения должно быть решение учредителя о проведении реорганизации, на основании которого руководителем реорганизуемого учреждения издается приказ, которым утверждается:

  • перечень мероприятий по реорганизации учреждения с указанием сроков их проведения;
  • комиссия (рабочие группы) по реорганизации (устанавливаются члены комиссии и возлагаемые на них задачи).

В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ (п. 11 Порядка № 539).

Проверяющие смотрят на наличие у проверяемого учреждения:

  • решения учредителя о реорганизации;
  • приказа руководителя реорганизуемого учреждения о начале и завершении мероприятий по реорганизации, создании комиссии (рабочих групп);
  • своевременного уведомления работником учреждения о начале проведение мероприятий по реорганизации (в случае возможного внесения изменений в трудовые договора, заключенные с работниками).

Напомним, что в силу норм ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено названным кодексом. Обязанности работодателя уведомить работников о реорганизации, если она не влечет изменения условий труда работников ТК РФ, не установлено.

Проведение инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается учетной политикой учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).

Пунктом 20 Инструкции № 157н установлено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств осуществляется субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, установлены п. 20 Инструкции № 157н и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Согласно нормам п. 1.5 данных указаний проводить инвентаризацию обязательно при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина. В пункте 20 Инструкции № 157н среди обязательных случаев проведения инвентаризации назван такой: «в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами РФ». Иными словами, проведение инвентаризации при реорганизации обязательно.

Решение о проведении инвентаризации имущества и обязательств учреждения, в отношении которого принято решение о его реорганизации путем присоединения, осуществляется комиссией указанного учреждения, в состав которой, по мнению Минфина, возможно включение представителей учреждения другой стороны процесса реорганизации (Письмо от 22.07.2016 № 02-07-10/43062).

Результаты инвентаризации оформляются:

  • инвентаризованными описями (ф. 0504086, 0504087, 0504088, 0504089, 0504091 и др.);
  • актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (в случае выявления в ходе инвентаризации расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета).

Данные документы являются подтверждением проведения инвентаризации и могут запрашиваться проверяющими в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности документа. В случае отсутствия таких документов проверяющие в акте указывают нарушение.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления) (п. 20 Инструкции № 157н).

и обязательств реорганизуемого юридического лица.

Пунктом 3 Инструкции № 157н установлено, что принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства, по правам и обязанностям при реорганизации учреждения (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) упразднении государственного органа (органа местного самоуправления) осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения (упраздняемого государственного органа (органа местного управления), сформированных с учетом положений инструкций № 157н, 174н, 183н и подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

Передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую он составлен (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/43062).

Обычно форма передаточного акта, разрабатывается реорганизуемыми учреждениями самостоятельно. При передаче объектов нефинансовых активов может быть использована форма акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Пример 1.

Передача нефинансовых активов между учреждениями в ходе реорганизационных мероприятий оформляется актом приема-передачи. Акт составляется в произвольной форме. В нем отражены обязательные для первичного учетного документа реквизиты. Напомним, что перечень таких реквизитов приведен в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Инструкции № 157н.

Акт приема-передачи имущества в ходе реорганизационных мероприятий в форме присоединения составляется на основе данных бухгалтерского учета. Принимающая сторона отражает информацию, приведенную в акте, на счетах бухгалтерского учета на дату передачи имущества.

Ниже приведем пример формы акта приема-передачи объектов нефинансовых активов.

При формировании входящих остатков переносятся и данные по принятым обязательствам, денежным обязательствам, отраженным на счетах по учету санкционирования расходов. По нашему мнению, остатки по данным счетам переносятся так же, как это делается в конце года (то есть на дату реорганизации указывается остаток по дебету или кредиту счета санкционирования расходов, на котором у ликвидируемого юридического лица учитывалось принятое обязательство, принятое денежное обязательство).

Особое внимание хотелось бы уделить формированию входящих остатков по объектам основных средств. В силу п. 45, 53 и 67 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов. Иными словами, ОКОФ используется для определения аналитического счета учета объектов основных средств при их постановке на учет. С 1 января 2017 года применяется новый ОКОФ, утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, – ОК 013-2014 (СНС 2008). До этой даты применялся классификатор ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359. Объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому (бюджетному) учету до 1 января 2017 года, подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете на основании Инструкции № 157н с группировкой, установленной ОК 013-94, и сроком полезного использования таких объектов согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в редакции до 1 января 2017 года) (письма Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243 и от 30.12.2016 № 02-08-07/79584). Группировка объектов основных средств, принятых к учету после 1 января 2017 года, производится в соответствии с ОК 013-2014 (СНС 2008) и сроками полезного использования, определенными Постановлением Правительства РФ № 1 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2016 № 640).

Таким образом, в случае проведения реорганизации после 1 января 2017 года принятие к учету объектов основных средств должно производиться с учетом требований ОК 013-2014 (СНС 2008).

При переходе со старого ОКОФ на новый операции по переносу остатков основных средств на новые группировки не совершаются, как и операции по пересчету амортизации.

В письмах Минфина РФ № 02-07-08/78243 и 02-08-07/79584 содержатся и разъяснения по некоторым вопросам применения ОК 013-2014 (СНС 2008). Так, если объект, принимаемый к учету, является:

  • в соответствии с требованиями Инструкции № 157н основным средством, но в ОК 013-2014 (СНС 2008) не поименован, он принимается к учету как основное средство с группировкой, установленной ОК 013-94;
  • в силу п. 99 Инструкции № 157н объектом материальных запасов, при этом отражен в ОК 013-2014 (СНС 2008) как объект основных средств, данный объект принимается к учету по правилам Инструкции № 157н в составе материальных запасов.

Таким образом, по мнению Минфина, положения Инструкции № 157н имеют приоритет перед ОК 013-2014 (СНС 2008).

Здесь же отметим, что для удобства применения ОК 013-2014 (СНС 2008) Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 разработаны прямые и обратные переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008). При наличии противоречий в прямых и обратных переходных ключах, утвержденных Приказом Росстандарта № 458, и ОК 013-2014 (СНС 2008), а также при отсутствии позиций в новых кодах ОК 013-2014 (СНС 2008) для объектов учета, ранее включаемых в группы материальных ценностей, по своим критериям являющихся основными средствами, комиссия по поступлению и выбытию активов субъекта учета может принимать самостоятельное решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе кодов ОК 013-2014 (СНС 2008) и определению их сроков полезного использования. При принятии к учету входящих остатков в отношении передаваемых объектов имущества и обязательств, учреждению следует соблюдать методологию учета, установленную инструкциями № 157н, 174н, 183н.

В случае если передающей стороной были допущены ошибки бухгалтерского учета (например, ошибочное применение счета бухгалтерского учета для учета объектов), их следует учесть и принять к учету остатки по счетам по правилам, установленным законодательством РФ.

Пример 2.

У передающей стороны шкаф сейфового типа числился на счете 2 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения», тогда как с учетом требований ОК 013-94 объект должен учитываться на счете 2 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения».

При формировании входящих остатков в ходе мероприятий по реорганизации принятие к учету шкафа сейфового типа производится:

  • вариант 1 – сразу на счет 2 101 36 000;
  • вариант 2 – на счет 2 101 34 000, а затем по правилам, установленным п. 9 Инструкции № 174н и п. 9 Инструкции № 183н, отражается перевод объекта на счет 2 101 36 000.

* * *

Подведем итог. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения, если в проверяемом периоде в отношении данного учреждения были совершены мероприятия по реорганизации, контрольными органами дополнительно обращается внимание:

1) на документальное оформление основания проведения инвентаризации (наличие решения учредителя о проведение реорганизации, приказа руководителя реорганизуемого учреждения о начале проведения мероприятий по реорганизации, создании комиссии (рабочих) по реорганизации и др.);

2) на проведение инвентаризации имущества и обязательств (она обязательна при проведении реорганизации), ее результатах и своевременном отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета;

3) на документальное оформление передачи имущества и обязательств (должны быть оформлены акты приема-передачи имущества и обязательств, информация, отраженная в акте приема-передачи, подтверждается передаваемыми первичными учетными документами, прикрепленными к журналам операций);

4) на соблюдение методологии учета при формировании входящих остатков на счета бухгалтерского учета учреждения – правопреемника.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В чем смысл объединение бюджетных учреждений путем присоединения

Первоочередной задачей реорганизуемого учреждения после получения решения о проведении реорганизации является оповещение соответствующих органов исполнительной власти, внебюджетных фондов, заинтересованных юридических и физических лиц о предстоящей реорганизации. Председатель созданной в учреждении комиссии по реорганизации должен контролировать исполнение всех мероприятий согласно утвержденному графику и в соответствии со сроками, закрепленными в соответствующих нормативных актах.

ВажноВо время подготовительного этапа необходимо произвести следующие мероприятия. Сообщение в налоговую инспекцию Реорганизуемое учреждение направляет в налоговый орган по месту своего нахождения (в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц) сообщение о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации. ИнфоОсобенности реорганизации бюджетного образовательного учреждения в форме присоединения Согласно ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) -ФЗ (далее – ГК РФ) существует пять возможных форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В целях укрупнения можно использовать две формы: слияние и присоединение.
В результате слияния вместо двух (нескольких) существующих юридических лиц (А и Б) возникает новое, единое юридическое лицо (В): А + Б = В. При этом А и Б прекращают свою деятельность (исключаются из ЕГРЮЛ), а В ее начинает (вносится в ЕГРЮЛ и получает новый ИНН).
В результате присоединения к одному юридическому лицу (А) присоединяется другое юридическое лицо (Б): А + Б = А. При этом Б прекращает свою деятельность (исключается из ЕГРЮЛ), а А ее продолжает (сохраняет ИНН).
На основании такого распоряжения соответствующий орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), издает приказ по своему ведомству о проводимой реорганизации с указанием присоединяемых учреждений, сроков проведения реорганизации, а также назначает председателей комиссий по реорганизации. Приказ доводится до реорганизуемых учреждений. После доведения приказа главного распорядителя бюджетных средств о реорганизации федеральное государственное учреждение обязано создать комиссию по реорганизации, разработать план мероприятий по ее проведению, а также сроки проведения данных мероприятий. Рассмотрим действия реорганизуемого учреждения более подробно.

Кроме них, к проведению инвентаризации рекомендуется привлечь представителей службы внутреннего контроля учреждения, аудиторов независимых аудиторских организаций, а также представителей учреждения-правопреемника. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Важно Результаты проверки необходимо занести в инвентаризационные описи, подробно описав вид имущества, количество и сумму. Инвентаризационные описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки, результаты которых оформляются актом. В соответствии со ст.
Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находилось реорганизуемое бюджетное учреждение до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.В соответствии с п. 79 Инструкции N 33н данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.Пунктом 80 Инструкции N 33н предусмотрено, что пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации учреждения формируется в составе форм, предусмотренных для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

  1. Бесплатную помощь вы можете получить на странице консультации лучших бизнес юристов
  2. Стоимость и расценки указаны на странице услуг адвокатов и юристов

Цены на услуги бизнес юриста

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения является одним из вариантов повышения эффективности работы. Государство реализует свои полномочия собственника бюджетного учреждения различными способами, в том числе оптимизацией деятельности и управления ГУПов, сокращением численности и структуры штатов.

Присоединение позволяет ликвидировать неэффективные учреждения, расширить сферу деятельности путем укрупнения бюджетной организации.

Наличие у бюджетного учреждения только одного собственника в лице государства позволяет провести указаннуюпроцедуру в строгом соответствии с задачами, предусмотренными учредительными документами.

4 способа получить бесплатную помощь опытных адвокатов

  • Консультация онлайн — помощь на странице бесплатной юридической консультации онлайн
  • Процесс реорганизация в указанной форме начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. Так как собственников бюджетного учреждения является государство, решение о начале процедуры реорганизации имеют право принимать следующие органы:

    1. Исполнительный орган власти Российской Федерации – правительство, в том числе в лице профильных министерств.
    2. Исполнительные органы власти субъекта РФ.

    К содержанию такого решения предъявляется ряд обязательных требований:

    1. Указывается цель данного мероприятия исходя из основных задач, предусмотренных учредительными документами организации.
    2. Детально описываются организационно-штатные мероприятия в отношении структуры управления и штатной численности учреждения.
    3. Порядок проведения необходимых действий, с указанием сроков ликвидационных мероприятий, а также ответственных лиц.
    4. Источники бюджетного финансирования процесса передачи прав и обязанностей.

    При утверждении данное решение подлежит согласованию с рядом министерств и ведомств: в части финансирования мероприятий по реорганизации – с Министерством финансов; в части передачи имущественных активов государства – с Министерством имущества, и т.д.

    Также на стадии принятия решения вносятся изменения в документы учреждения, к которому переходят права и обязанности в процессе реорганизации.

    Эти изменения подлежат утверждению со стороны собственника организации и представляются в регистрирующий орган на заключительной стадии процесса.

    Важное значение для проведения реорганизации имеет подготовка и составление передаточного акта. Так как присоединение подразумевает полное правопреемство прав и обязанностей ликвидируемой организации, в передаточном акте необходимо определить исчерпывающий перечень имущественных активов, финансовых ресурсов, объем дебиторской и кредиторской задолженности.

    Только те права и обязательства, которые будут указаны в передаточном акте, перейдут к правопреемнику. На практике, в подготовке и утверждении передаточного акта участвуют представители обоих учреждений.

    Для осуществления процедуры реорганизации бюджетного учреждения также действует правило уведомления налогового органа и публикация сообщений в «Вестнике государственной регистрации».

    Публикация сообщения производится дважды, второй раз – по истечении двух месяцев после опубликования первого извещения. Порядок проведения данного этапа не отличается от аналогичной процедуры коммерческих организаций:

    1. Уведомление налоговой инспекции сопровождается размещением сведений в ЕГРЮЛ.
    2. Публикация сообщений о ликвидации путем реорганизации позволяет кредиторам учреждения заявить свои требования о досрочном исполнении обязательств, а при невозможности исполнения – возмещения убытков от таких действий.
    3. Персонал реорганизуемого бюджетного предприятия уведомляется о реорганизации в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (не позднее двух месяцев до даты фактической реорганизации).

    Несоблюдение формальных требований законодательства к проведению указанных этапов является основанием для отказа в государственной регистрации со стороны налогового органа.

    После проведения указанных мероприятий, реорганизация предприятия переходит на заключительный этап. Для завершения присоединения в налоговый орган необходимо представить следующие документы:

    1. Удостоверенное нотариально заявление по установленной форме о проводимой реорганизации.
    2. Новую редакцию учредительных документов в отношении предприятия, к которому происходит присоединение.
    3. Передаточный акт, по которому права и обязанности реорганизуемого учреждения передаются в порядке правопреемства.
    4. Документы, подтверждающие публикацию извещений о проводимой реорганизации.
    5. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий.

    Указанный пакет представляется в налоговую инспекцию путем личного обращения, либо направляется заказным почтовым отправлением.

    По факту получения документов должностное лицо инспекции Федеральной налоговой службы выдает расписку с указанием срока проведения регистрации.

    Сроки государственной регистрации предусмотрены законодательством, составляют пять рабочих дней. Указанный срок является пресекательным и не может быть произвольно продлен налоговым органом.

    Итогом проведения реорганизации бюджетного учреждения станет выдача инспекцией Федеральной налоговой службы следующих документов:

    1. Выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации реорганизуемого бюджетного предприятия.
    2. Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы бюджетного учреждения, к которому проводилось присоединение.
    3. Выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт реорганизации.

    С момента внесения сведений в ЕГРЮЛ реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения считается состоявшейся. С этой даты все права и обязанности реорганизованной бюджетной организации, в том числе и кредиторская задолженность, переходят к существующему бюджетному предприятию.

    Возможно вам будет интересно

    • Реорганизация фирмы
    • Реорганизация ЗАО
    • Реорганизация ООО
    • Реорганизация ФГУП
    • Реорганизация юридического лица
    • Реорганизация АО
    • Реорганизация ОАО
    • Реорганизация НКО
    • Реорганизация путем присоединения
    • Чем реорганизация отличается от ликвидации юридического лица
    • Реорганизация индивидуального предпринимателя
    • Готовые фирмы с лицензией
    • Реорганизация путем слияния
    • Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
    • Реорганизация путем выделения
    • Реорганизация в форме разделения
    • Смешанная реорганизация
    • Реорганизация путем преобразования

    Об авторе

    Громов Александр Владимирович

    В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *