Решение о проведении

Содержание

Вопрос: …Налоговый орган провел выездную налоговую проверку за три предшествующих года. В ходе проверки установлены факты налоговых правонарушений за первый проверенный год. Акт проверки составлен в начале года, следующего за годом проведения проверки (за пределами трехлетнего срока). Вправе ли налоговый орган в акте и решении указать факт правонарушения и привлечь налогоплательщика к ответственности? (Консультация эксперта, УФНС РФ по Пензенской обл., 2006)

Вопрос: Налоговый орган провел выездную налоговую проверку за трехлетний период, предшествующий году проведения проверки. В ходе выездной налоговой проверки проверяющие установили факты налоговых правонарушений за первый проверенный год. Однако акт выездной налоговой проверки составлен проверяющими только в начале года, следующего за годом проведения проверки. Правомерно ли налоговый орган указал в акте выездной налоговой проверки и в решении по ее результатам факт налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком за первый проверенный год, т.е. за пределами трехлетнего срока, установленного ст. 87 Налогового кодекса РФ? Вправе ли в данном случае налоговый орган привлечь налогоплательщика к ответственности?
Ответ: В ст. 87 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговой проверкой (как камеральной, так и выездной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествующие году проведения проверки. В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в которое не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 Налогового кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П указал, что срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, в этих случаях не применяется. Кроме того, в срок проведения выездной налоговой проверки не засчитывается время, необходимое для оформления результатов проверки.
Таким образом, в акте выездной налоговой проверки, составленном с начала года, который предшествовал году фактического проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган правомерно указал факт налогового правонарушения, совершенного в первом проверенном году. Налоговый орган, в соответствии с п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ, а также п. 3.2 Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» (утв. Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138), в решении по результатам выездной налоговой проверки обязан изложить обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения. Однако вопрос о привлечении (либо об отказе в привлечении) к налоговой ответственности в данном случае должен решаться с учетом трехлетнего срока давности привлечения к налоговой ответственности, установленного ст. 113 Налогового кодекса РФ, на что также указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.10.2005 N 5308/05.
Т.А.Разина
Референт налоговой службы
I ранга
23.01.2006

В ходе выездной налоговой проверки Общества с ограниченной ответственностью «А» (далее – ООО «А», Общество) установлено, что в проверяемом периоде Общество заключало договоры строительного подряда с бюджетными организациями.
В соответствии с условиями договоров ООО «А» (Подрядчик) обязался по заданию бюджетной организации (Заказчик) выполнить строительные работы, как собственными силами, так и силами привлеченных субподрядных организаций.
Для проведения строительно-монтажных работ ООО «А» заключало договоры субподряда с ООО «С».
В ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что ООО «С» не обладало фактическими функциями и признаками юридического лица, предусмотренными статьями 48-50 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: не имело в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленного имущества, не могло осуществлять деятельность, основной целью которой является извлечение прибыли.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ООО «С» для получения лицензии на осуществление строительной деятельности представило фиктивные документы.
Из свидетельских показаний сотрудников ООО «А» и рабочих, привлекаемых для строительно-монтажных работ, следует, что фактически строительно-монтажные работы выполнялись собственными силами ООО «А» без оформления с работниками трудовых отношений, выплата заработной платы производилась без соответствующего оформления.
Проверкой установлено, что субподрядчик — ООО «С» и подрядчик — ООО «А» зарегистрированы по одному адресу.
Учредителями ООО «С» с момента регистрации и в течение последующих 8 месяцев являлись физические лица, которые одновременно являлись учредителями ООО «А».
Для проведения строительно-монтажных работ ООО «С» заключало договоры с ООО «П» на закупку строительных материалов.
В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что организация ООО «П» не состоит на налоговом учете и по юридическому адресу не находится, отсутствует в базе ЕГРН, руководителем вышеуказанного предприятия числится физическое лицо, которое в прописке не значится.
При анализе выписки движения денежных средств по расчетному счету ООО «С» установлено, что на денежные средства, поступившие от ООО «А» за выполненные работы, ООО «С» приобретало векселя Сберегательного банка РФ, затем векселя передавались ООО «П» в оплату за поставленные стройматериалы.
Согласно информации по выдаче и погашению векселей, представленной Сберегательным банком РФ установлено, что на момент передачи векселя фактически были уже погашены.
Таким образом, налогоплательщиком создана система фиктивного документооборота, согласно которой ООО «А» заключало фиктивные договоры на производство строительно-монтажных работ с юридическим лицом, которое заведомо не могло осуществлять подобную деятельность.
По результатам проверки установлена неуплата налогов в сумме 3 млн. 193 тыс. рублей.
ООО «А» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 млн. 234 тыс. руб., начислена пеня в сумме 1 млн. 052 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ООО «А» в судебных органах выводы, изложенные в решении о привлечении к налоговой ответственности, признаны обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Доначисленные по результатам выездной налоговой проверки ООО «А» суммы в полном объёме поступили в бюджет.
Методика работы по выявлению и доказательству факта применения схемы ухода от налогообложения будет в дальнейшем использоваться всеми территориальными налоговыми органами края.
Дополнительная информация.
Известно, что в результате применения Обществом схемы уходы от уплаты налогов, в дополнение к финансовым потерям, существенно пострадала его деловая репутация, осложнились взаимоотношения с контрагентами.
Пресс-служба Управления

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Составление возражений

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Сам по себе акт налоговой проверки не может привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, он лишь готовит налоговый орган к вынесению решения.

В ответ на возражения налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Как правило, возможны следующие результаты при рассмотрении возражений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности;
  • отказ от привлечения ответственности;
  • проведение дополнительного контроля.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Выездная налоговая проверка при ликвидации и реорганизации организаций

  1. E. Аналитическая проверка
  2. E. сплошная проверка, выборочная.
  3. А.1. — ПБ 115.1. Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности
  4. Автоматическая проверка орфографии
  5. Административно-правовой статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ.
  6. Акты международных организаций по экономическим вопросам.
  7. Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
  8. Аналоговая фильтрация. Фильтры низкой частоты.
  9. АТР в новой системе МО. Развитие региональных международных организаций.
  10. Аудиторская проверка расчетов с учредителями и уставного капитала.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и может иметь добровольный либо принудительный характер. Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности как субъекта права, соответственно утрачиваются и все права, вытекающие из факта существования юридического лица (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Ликвидация влечет гражданско-правовые и налоговые последствия. Ликвидированная организация утрачивает также статус налогоплательщика. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В ст. 11 НК РФ дано определение организации для целей налогообложения: это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские юридические лица), а также иностранные юридические лица и иностранные организации.

Ликвидация организации влечет невозможность исполнения налоговых обязательств ликвидированной организации перед бюджетом. В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о начале процедуры ликвидации в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. Порядок и правила реорганизации или ликвидации организации закреплены в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ, другими законами.

Налоговый кодекс РФ содержит несколько конкретизированных положений о выездной налоговой проверке, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки.

Налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку ликвидируемой организации, причем данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

При этом проверяемый период, в соответствии с п.11 ст.89 НК РФ, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Нахождение организации в процессе ликвидации изменяет правила исполнения ею налоговой обязанности. Обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговые органы не имеют приоритета перед другими кредиторами при взыскании налога. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды ликвидируемой организации в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ производятся в третью очередь. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. «Кредиторы ликвидируемого юридического лица не вправе в индивидуальном порядке требовать удовлетворения своих требований вне установленной законом очередности, данный правовой принцип составляет суть правоотношений в ликвидации, устанавливает правовые ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлен на представление кредиторам равных правовых возможностей».

Выездным налоговым проверкам, осуществляемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, и взаимоотношениям, возникающим в связи с их проведением, свойственно регулирование, которое организуется посредством правовых норм. Данные правовые нормы позволяют соблюсти как права и законные интересы налогоплательщика, так и интересы государства.

Порядок и правила проведения выездных налоговых проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, регулируются прежде всего Налоговым кодексом РФ.

В случае ликвидации или реорганизации организации- налогоплательщика в отношении неё налоговым органом может быть проведена выездная проверка. Проведение выездной проверки данной категории организаций является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации или реорганизации организации проверка может и не проводиться.

Реорганизация – одна из форм прекращения деятельности юридического лица. В отличие от ликвидации права и обязанности реорганизуемого юридического лица могут не прекращаться, а переходить к другому лицу. Ликвидационный баланс при этом не составляется, только промежуточная отчетность. Согласно нормам ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Разница между перечисленными формами заключается в том, к кому и в каком порядке переходят права и обязанности реорганизуемых юридических лиц.

Налоговым кодексом не установлены какие-либо специальные правила проведения проверки при реорганизации юридического лица.

Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то в решение может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций, если в отношении данных организаций ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.

Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля – то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо .

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица в силу ст.50 НК РФ возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным лицом указанных обязанностей. Поэтому проверку деятельности реорганизованного лица налоговые органы могут провести как в рамках внеплановой выездной налоговой проверки этого лица, так и после реорганизации в рамках проверки правопреемника. Однако при такой проверке налоговый орган, во-первых, должен соблюдать общие правила и ограничения, установленные ст. 89 НК РФ, без применения положений п. 11 ст. 89 НК РФ (как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2009 по делу № А56-27517/2008, положения п. 11 ст. 89 НК РФ подлежат применению в отношении организации-налогоплательщика до ее реорганизации (ликвидации)).

Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации пользуется всеми правами и исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Поэтому в случае если выездная налоговая проверка реорганизованного юридического лица завершена и акт выездной налоговой проверки составлен до момента завершения реорганизации, а решение по результатам проверки не вынесено, то вновь образованное юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизованного лица, вправе ознакомиться с материалами этой проверки.

При ликвидации юридического лица прекращаются все права и обязанности без перехода в порядке правопреемства.

Процедура добровольной ликвидации организации требует прохождения следующих этапов:

— принятие участниками общества решения о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии;

— деятельность комиссии по ликвидации (публикация объявления о ликвидации, выявление кредиторов, инвентаризации и проч.);

— внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

После подачи уведомления о ликвидации организации в налоговую инспекцию следует подать объявление о ликвидации организации. Все объявления о ликвидации юридических лиц публикуются в «Вестнике государственной регистрации».

Если сведения о ликвидации опубликованы в «Вестнике государственной регистрации», отдельно уведомлять кредиторов не обязательно. Отсутствие письменного уведомления кредитора не может служить основанием для признания государственной регистрации незаконной. По мнению суда, ликвидатором приняты все необходимые меры по выявлению кредиторов, поскольку информация о ликвидации опубликована в «Вестнике государственной регистрации».

С момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации — п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ)) и до представления документов, предусмотренных ст. 21 данного Закона проходит не менее двух месяцев.

То есть срок проведения выездной налоговой проверки и срок представления документов совпадает в соответствии с ст.21 Закона 129-ФЗ. И это является проблемой.

Ликвидация организации может быть осуществлена до завершения выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с ликвидацией организации, в случае, если в указанный срок налоговый орган не предъявил свои требования о погашении организацией задолженностей по налоговым обязательствам перед бюджетом.

Налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет (абз. 8 разд. I Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденных Приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

После представления документов, предусмотренных ст. 21 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган не вправе продолжать проведение выездной налоговой проверки, начатой в связи с ликвидацией организации, поскольку срок предъявления требований кредиторов (в том числе налогового органа) к ликвидируемой организации уже истек.

Отказать в регистрации ликвидации организации налоговый орган по данному основанию не может.

При представлении организацией в налоговый орган промежуточного баланса, в котором указано, что задолженность по платежам в бюджет отсутствует, даже если в отношении компании проводилась выездная налоговая проверка, выявившая задолженность по налогам, отказ в регистрации ликвидации неправомерен. Данное условие подтверждено судом. Суд счёл, что обществом соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст.63 ГК РФ. Инспекция не заявила требование кредитора в срок, указанный в объявлении о ликвидации акционерного общества. Поэтому у компании не было оснований для указания в ликвидационном балансе о наличии какой-либо задолженности. Следовательно, отказ в ликвидации неправомерен.

Согласно п. п. 3, 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ; производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном НК РФ и др.

Анализ норм налогового законодательства показывает, что в нем не содержится положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги).

Вместе с тем положения ст. 49 НК РФ устанавливают иной порядок исполнения налоговой обязанности. Налоговые обязательства исполняются в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Налоговый орган не вправе принимать меры по обеспечению уплаты налогов с ликвидируемой организации. Процедура взыскания налога с организации в стадии ликвидации приобретает особый характер.

Налоговый орган как кредитор ликвидируемой организации должен в установленный законом срок предъявить свои требования ликвидационной комиссии для включения их в реестр требований кредиторов в целях обеспечения возможности получить удовлетворение. Требование налогового органа как кредитора, упоминаемое в ст. ст. 63, 64, 855 ГК РФ, не совпадает по смыслу с понятием «требование об уплате налога», употребляемым в ст. ст. 45 — 48, 69, 70 НК РФ, поскольку данные требования имеют различный характер. Требование об уплате налога представляет собой документ установленной формы, направляемый в случае наличия налоговой недоимки, требование кредитора к ликвидируемой организации представляет собой материально-правовое притязание кредитора к должнику.

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания данного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Анализируя действующее законодательство на мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.

Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля ликвидируемых юридических лиц также вытекает из того, что в настоящее время практически невозможно привлечение лица к ответственности в связи с тем, что процессуальные сроки проведения и вступления в силу результатов выездной проверки выходят за рамки 2 месяцев.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ликвидация организации согласно пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ является основанием для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам, безнадежной к взысканию. Следовательно, после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации организации выездная налоговая проверка этого юридического лица не может осуществляться.

Как показывает анализ арбитражной практики, суды исходят из следующего: налоговый орган обязан не только провести выездную налоговую проверку в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 89 НК РФ, но и не оформить имеющуюся, по его мнению, у налогоплательщика задолженность как требование кредитора в порядке ст. 63 ГК РФ доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии общества в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 ГК РФ(Постановление ФАС Поволжского округа от 28.01.2010 по делу N А12-12057/2009); требование налогового органа не должно обязывать уплатить доначисленные суммы вне очередности удовлетворения требований кредиторов (Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2011 по делу N А40-14732/11-140-68).

Считаю целесообразным предусмотреть особую норму, при которой, в отношении юридического лица подавшего уведомление в налоговой орган о принятии решения о ликвидации юридического лица, при проведении в отношении его выездной налоговой проверки, срок предъявления требования налоговым органом будет продлён до вступления в силу решения принятого по результатам проверки.

А также для того, чтобы налоговый орган не мог затягивать срок проведения проверки путём вынесения решения о приостановлении выездной налоговой проверки, установить срок проведения проверки ликвидируемого юридического лица, который не может длиться более полугода. Чтобы была возможность предъявления требование налоговым органом как кредитора, в соответствии со ст. ст. 45 — 48, 69, 70 НК РФ и на обжалование результатов выездной налоговой проверки в соответствии с нормами главы 19 НК РФ.

Парыгина В.А. Налоговое право: учебник. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 190 с.

Там же.

Крохина Ю.А. Налоговое право. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2010. – 195 с.

Там же.

Крохина Ю.А. Налоговое право. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2010. – 195 с

Крохина Ю.А. Налоговое право. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2010. – 201 с.

Электронная версия бератора «К вам пришла проверка». Том 1. Налоговая инспекция // Справочно-правовая система «Гарант»: / НПП «Гарант-Сервис». – Послед. обновление 04.12.2013.

Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления») (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014

Козырин А.Н. Налоговые процедуры: учебное пособие. М.: Норма, 2008. – 171 с.

Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» // БНА. 2007. №13 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014

Козырин А.Н. Налоговые процедуры: учебное пособие. М.: Норма, 2008. – 173 с.

Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 05.10.2009 № ММ-8-2/41дсп@, Регламент проведения выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 05.09.2008 № ММ-4-2/34дсп@ и др. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 N 8991) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Энциклопедия решений. Порядок проведения выездной налоговой проверки // Справочно-правовая система «Гарант»: / НПП «Гарант-Сервис». – Послед. обновление 04.12.2013.

Там же.

Энциклопедия решений. Порядок проведения выездной налоговой проверки // Справочно-правовая система «Гарант»: // НПП «Гарант-Сервис». – Послед. обновление 04.12.2013.

Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Статья: Особенности налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков. Нюансы досудебного урегулирования налоговых споров участников группы (Черник И.Д.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 05.03.2014.

Статья: Особенности налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков. Нюансы досудебного урегулирования налоговых споров участников группы (Черник И.Д.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 05.03.2014.

Статья: Особенности налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков. Нюансы досудебного урегулирования налоговых споров участников группы (Черник И.Д.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 05.03.2014.

«Выездная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика)» (Долгополов О.И.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 25.02.2014.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Ст. 122.1// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ ГРУПП В РОССИИ И США. Аспирант кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Буранов Заур Муаедович.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф09-6654/09-С2// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Статья: Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (правовое регулирование, правовая природа) (Долгополов О.И.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 25.02.2014.

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2009 по делу № А56-27517/2008// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-07/1-424// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Постановление Уральского Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8480/08-С4// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Приказ ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ «Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Постановление Уральского Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8480/08-С4// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1(ред. от 28.06.2013)»О налоговых органах Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 04.04.2014.

Статья: Порядок взыскания налога при ликвидации организации (Пантюшов О.В.) («Адвокат», 2012, №7) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 25.02.2014.

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.01.2010 по делу N А12-2657/2009// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 25.02.2014.

Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2011 по делу N А40-6408/11-145-72// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: – Послед. обновление 25.02.2014.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 59; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Особенности выездной налоговой проверки в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. | ВВЕДЕНИЕ. В современных экономических условиях одним из факторов ус­тойчивого развития торговой организации становится улуч­шение использования ее имущества

Приложение N 3

к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ См. данную форму в MS-Word. Форма по КНД 1160031 Решение N _______ о проведении выездной налоговой проверки _____________ (дата) На основании статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) назначить выездную налоговую проверку. 1. Лицо, в отношении которого проводится проверка: __________________________________________________________________________. (полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации; Ф.И.О. <1> индивидуального предпринимателя, физического лица, ИНН, КПП <2>) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ <3> (основание проведения выездной налоговой проверки) 2. Предмет выездной налоговой проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов) и период, за который назначена выездная налоговая проверка <4>:

N Наименование налога (сбора, «по всем налогам и сборам») Проверяемый период с ___ по ___

3. Должностные лица налогового органа, которым поручается проведение выездной налоговой проверки, и сотрудники органа внутренних дел (в случае участия): ___________________________________________________________________________ (должности, Ф.И.О. <1> должностных лиц налогового органа с указанием руководителя проверяющей группы (бригады) и сотрудников органа внутренних дел) Руководитель (заместитель руководителя) __________________________________ _____________ ______________________ (наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О. <1>) Решение о проведении выездной налоговой проверки получил __________________ ______________________________________________________________________ <5>. (дата, подпись, Ф.И.О. <1> лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия) ——————————— <1> Отчество указывается при наличии. <2> КПП указывается для организаций. <3> Указывается основание проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 89 Кодекса: в случае проведения выездной налоговой проверки за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение: «в соответствии с пунктом 4 статьи 89 Кодекса в связи с представлением уточненной налоговой декларации (указывается наименование налоговой декларации)»; в случае проведения повторной выездной налоговой проверки: «в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 Кодекса в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью (указывается наименование налогового органа, проводившего проверку)» или «в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 Кодекса в связи с представлением уточненной (указывается наименование налоговой декларации), в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного»; в случае проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации: «в связи с реорганизацией организации» или «в связи с ликвидацией организации»). В иных случаях основание для проведения выездной налоговой проверки не указывается. <4> Указывается согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса для налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта в качестве предмета выездной налоговой проверки (помимо перечисленных налогов и сборов): «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации». <5> Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *