Резерв на отпуска

Содержание

Какие особенности формирования резерва на оплату отпусков?

Как уже говорилось, вопрос о наличии резерва на оплату отпусков в налоговом учете решает само предприятие (ст. 324.1 НК РФ). Однако он неприемлем для хозсубъектов, ведущих учет кассовым способом (ст. 273 НК РФ).

Резерв позволяет осуществить равномерное в течение года распределение издержек по:

  • отпускным;
  • страховым взносам на них (в т. ч. на травматизм).

Указанное распределение помогает предприятиям отражать в налоговом учете практически равные показатели расходов ежемесячно. Резерв стоит сделать в тех случаях, когда в летний период у предприятия образуются убытки из-за увеличения расходов на оплату отпусков.

Об отражении перерасчета отпускных в ежеквартальном отчете по НДФЛ см. в статье «Как в 6-НДФЛ отразить пересчет отпускных?».

ВАЖНО! Возмещения за «неотгулянный» отпуск не входят в резерв (письмо Минфина РФ от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).

Наличие резерва так же, как его неиспользование, прописывается . Кроме того, в УП указывается:

  • методика расчета;
  • процент отчислений (далее ПО);
  • регистр.

ПО = Расходы на оплату отпуска (будущие) / Расходы на оплату труда (будущие).

Будущие суммы расходов на оплату отпуска и оплату труда — это:

  • аналогичные издержки предшествующего периода

или

  • прогнозные величины из графика отпусков и штатного расписания).

Отметим, что:

  • расходы на оплату отпуска для расчета ПО — это максимум по резерву;
  • в суммах оплаты труда не учитывают платежи по контрактам ГПХ и отпускные.

Пример 1

ООО «Мечта» отразило в УП резерв в налоговом учете на 2019 год. Для расчета ПО ООО использует показатели 2018 года. По данным бухучета за 2018 год:

  • отпускные — 800 000 руб.;
  • расходы по оплате труда — 10 000 000 руб.

Ставка по взносам — 30,2% (в т.ч. травматизм).

Отпускные вместе со взносами в 2019 году = 800 000 × 30,2% + 800 000 = 1 041 600 руб.

Оплата труда с учетом страховых взносов в 2019 году = 10 000 000 × 30,2% + 10 000 000 = 13 020 000 руб.

ПО = 1 041 600 / 13 020 000 × 100% = 8%.

ВАЖНО! Расчет ПО может быть осуществлен в совокупности по всем сотрудникам компании или по группам согласно выполняемым обязанностям (письмо Минфина России от 07.12.2012 № 03-03-06/1/632).

Резерв = ПО × фактические расходы на оплату труда

Пример расчета суммы резерва рассмотрим в следующем разделе.

Отметим, что методы создания резерва в целях бухгалтерского учета могут отличаться от вышеуказанного, в связи с чем в учете образуются временные разницы согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» — отложенные налоговые обязательства (ОНО) и отложенные налоговые активы (ОНА). Если в налоговом учете резерв не создавался, то возникает ОНА, который списывается по ходу использования резерва в целях бухучета.

Как учитывается резерв на оплату отпусков в целях исчисления налога на прибыль?

С учетом п. 1 ст. 318 НК РФ суммы резерва на оплату отпусков в налоговом учете могут относится как к прямым, так и косвенным расходам, в связи с чем условия их распределения необходимо закрепить в УП (письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-03-06/1/38134).

В целях применения гл. 25 НК РФ суммы резерва — это расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

ВАЖНО! Сами расходы на оплату отпуска, покрываемые за счет резерва, в целях гл. 25 НК РФ не признаются (письмо Минфина РФ от 01.04.2013 № 03-03-06/2/10401).

Пример 2

ООО «Мечта» начислило в январе 2019 года зарплату в сумме 700 000 руб. (продолжение примера 1).

Сумма резерва на 31.01.2019 = (700 000 × 30,2% + 700 000) × 8% = 72 912 руб., данная сумма будет отражена в налоговом регистре за январь 2019 года в качестве расходов на оплату труда и учтена при исчислении налога на прибыль.

Из указанного примера видно, что сумма резерва позволяет учесть расходы на отпускные, выраженные резервом, несмотря на то что в январе в отпуске никто не находился. В связи с чем выплаты даже по массовым отпускам в последующих месяцах, будут списаны за счет равномерных отчислений в резерв и не вызовут скачок расходов по налогу на прибыль.

Следует отметить, что по окончании года проводится инвентаризация резерва (абз. 1 п. 3 ст. 324.1 НК РФ), в соответствии с которой порядок учета сумм резерва может меняться.

Итогами инвентаризации может быть:

  • полное использование резерва, что практически невозможно, т. к. резерв формируется на основании плановых данных;
  • превышение резерва над суммой фактических затрат;
  • превышение фактических расходов над суммой созданного резерва.

Результат инвентаризации отражается в акте или бухгалтерской справке.

Рассмотрим порядок учета резерва при наступлении любого из результатов:

  • Если резерв полностью исчерпан, то в учете ничего отражать нет необходимости, т. к. зарезервированные средства были использованы за счет выплаты отпускных и страховых взносов.
  • Если на конец года остался остаток резерва, то он признается внереализационным доходом (п. 5 ст. 324.1 НК РФ).

Пример 3

Сумма резерва 2019 года − 790 000 руб., фактически израсходовано 750 000 руб. (в т. ч. страховые взносы). Остаток резерва 790 000 – 750 000 = 40 000 руб., указанная сумма будет отражена в составе внереализационного дохода.

  • Если резерва не хватило на покрытие расходов, то превышение необходимо отразить в расходах на оплату труда.

Пример 4

Сумма резерва составила 790 000 руб., сумма реальных затрат — 800 000 руб. (в т. ч. страховые взносы). На покрытие расходов за счет средств резерва не хватило 800 000 – 790 000 = 10 000 руб. — расходы по оплате труда.

Следует отметить, что указанный алгоритм применим, если организация не планирует в будущем году создавать резерв. Если же о наличии резерва свидетельствует УП будущего периода, то остаток инвентаризации необходимо сравнить с резервом неиспользованных отпусков, который является уточнением резерва. Данный резерв определяется с учетом расходов на оплату неиспользованного отпуска.

ВАЖНО! Сумма уточненного резерва определяется по каждому сотруднику по формуле: Средний дневной заработок × Количество дней неиспользованного отпуска (письмо Минфина России от 11.01.2013 № 03-03-06/1/4).

  • Превышение уточненного резерва над остатком отражается в расходах по оплате труда.
  • Превышение остатка над уточненным резервом отражается во внереализационных доходах (пп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).

Пример 5

На 31 декабря 2018 года остаток резерва составил 15 200 руб. УП предусмотрено формирование резерва на оплату отпусков 2019 года в налоговом учете. Оплата труда в 2018 году менеджера Молоткова составила 900 000 руб., остаток дней отпуска — 5. Тариф по взносам — 30,2% (в т. ч. травматизм).

Рассчитаем резерв по неиспользованному отпуску:

Средний дневной заработок (900 000 + 900 000 × 30,2%) / 12 / 29,3 = 3 332,76 руб.

Резерв 3 332,76 × 5 = 16 663,80 руб.

16 663, 80 – 15 200 = 1 463,80 руб.

Сумма 1 463,80 признается расходом на оплату труда, а сумма резерва 16 663,80 переносится на 2019 год.

Пример 6

На 31 декабря 2018 года остаток резерва составил 25 100 руб. УП предусмотрено формирование резерва на оплату отпусков 2019 года в налоговом учете. Расходы на оплату труда в 2018 году составили: бухгалтер Соткова — 500 000 руб. количество неиспользованных дней отпуска — 3, сотрудник отдела персонала Матвеева — 600 000 руб., неиспользованный отпуск — 4 дня.

Рассчитаем резерв по неиспользованному отпуску.

Средний дневной заработок:

Сотковой — (500 000 + 500 000 × 30,2% ) / 12 /29,3 = 1 851,54 руб.

Матвеевой — (600 000 + 600 000 × 30,2% ) / 12 / 29,3 = 2 221,84 руб.

Резерв 1 851, 54 × 3 + 2 221,84 × 4 = 14 441,98 руб.

25 100 – 14 441,98 = 10 658,02 руб. — внереализационный доход.

ВАЖНО! При определении количества дней неиспользованного отпуска контролирующие органы рекомендуют учитывать только отпуска текущего года без учета прошлых лет (письмо Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45507).

О расчете отпуска см. статью «Расчет отпуска в 2019 году — примеры и особенности».

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие организации вправе создавать резерв на оплату отпусков в налоговом учете и для чего.

2. Как рассчитать сумму отчислений в резерв на оплату отпусков.

3. Как провести инвентаризацию и корректировку «отпускного» резерва.

Ситуация, когда каждый месяц идет в отпуск равное количество сотрудников на равное количество дней – что-то из области фантастики. В реальной жизни бывает, как правило, с точностью до наоборот: львиная доля отпусков приходится на летний период, в то время как в зимние месяцы наступает «отпускное» затишье. Соответственно, расходы на оплату отпусков распределяются крайне неравномерно по месяцам, и, как следствие, колеблется налоговая нагрузка. Чтобы оптимизировать налоговую нагрузку, НК РФ предоставляет налогоплательщикам право создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ). Главная цель такого резерва – равномерное включение расходов на оплату отпусков в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу, в течение года. О том, как создать и использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налогового учета, — узнаете, прочитав эту статью до конца.

Принципы создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете

Как сказано в самом начале статьи, создание «отпускного» резерва – право, а не обязанность налогоплательщиков. При этом таким правом могут воспользоваться только те организации, которые уплачивают налог на прибыль и признают доходы и расходы по методу начисления.

! Обратите внимание: Организации, применяющие кассовый метод признания доходов и расходов (при УСН или ОСНО) не учитывают в налоговых расходах отчисления в резерв на оплату отпусков и, соответственно не создают такой резерв. Это связано с тем, что при кассовом методе отпускные включаются в расходы для целей налогообложения в момент их фактической оплаты (погашения задолженности) (Письмо Минфина РФ от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90).

Если организация решила создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков с начала года, этот факт должен быть отражен в ее учетной политике для целей налогообложения. Отказаться от создания резерва возможно только со следующего года, внеся соответствующие изменения в учетную политику. То есть отказаться от создания резерва в течение года нельзя. Помимо факта создания резерва на оплату отпусков в учетной политике также следует отразить:

  • способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений.

В соответствии с требованиями налогового законодательства, для определения ежемесячного процента отчислений в резерв организация обязана составить специальный расчет (смету) (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 НК РФ). Кроме того, фактические суммы отчислений в резерв, а также ежемесячное использование резерва должны отражаться в налоговом регистре. Поскольку формы сметы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и налогового регистра по его использованию не установлены, организация должна разработать их самостоятельно и утвердить в приложении к учетной политике для целей налогообложения или в отдельном приказе.

Расчет отчислений в резерв на оплату отпусков

Ели организация создает резерв на оплату отпусков, то в расходы на оплату труда включаются не суммы фактически начисленных сотрудникам отпускных (и страховые взносы с них), а суммы ежемесячных отчислений в резерв. В этом и состоит суть создания резерва: в выравнивании и планировании расходов в течение налогового периода. Как же рассчитать ежемесячные отчисления в резерв на оплату отпусков?

  1. На 1 января текущего года необходимо определить ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Ежемесячный процент отчислений в резерв = Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков за год (с учетом страховых взносов) / Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за год (с учетом страховых взносов) х 100%
  • Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков (в том числе дополнительных отпусков) может определяться одним из способов, закрепленным в учетной политике организации:
    • по данным предыдущего года;
    • исходя из количества дней отпуска, запланированного на текущий год (например, на основании графика отпусков) и среднедневного заработка сотрудников.

! Обратите внимание: Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков (с учетом страховых взносов) представляет собой предельную величину отчислений в резерв на оплату отпусков (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 НК РФ). То есть ежемесячные отчисления в резерв производятся до тех пор, пока их сумма не станет равна предельной величине.

  • Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за текущий год также может быть определена несколькими способами:
    • по данным предыдущего года;
    • исходя из сведений о фонде оплаты труда на текущий год (например, на основании штатного расписания). Такой способ больше подойдет для организаций, в которых заработная плата сотрудников в большей степени состоит из окладной составляющей.

! Обратите внимание: Предполагаемая сумма расходов на оплату труда, используемая для расчета ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков, не включает в себя:

  • оплату отпускных. Если за основу принимается сумма оплаты труда за предыдущий год, из нее необходимо исключить суммы начисленных отпускных;
  • выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Пример расчета ежемесячного процента отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

№ п/п

Показатель

Сумма

1 Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков в текущем году 540 000,00
2 Страховые взносы с предполагаемой суммы расходов на оплату отпусков в текущем году (стр. 1 х 30,2% *) 163 080,00
3 Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков в текущем году (с учетом страховых взносов) (стр. 1 + стр. 2)— предельная величина отчислений в резерв 703 080,00
4 Предполагаемая сумма расходов на оплату труда в текущем году 6 480 000,00
5 Страховые взносы с предполагаемой суммы расходов на оплату труда в текущем году (стр. 4 х 30,2% *) 1 956 960,00
6 Предполагаемая сумма расходов на оплату труда в текущем году (с учетом страховых взносов) (стр. 4 + стр. 5) 8 436 960,00
7 Ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (стр. 3 / стр. 6 х 100%) 8,33 %

* — суммарный тариф страховых взносов, применяемых в организации, на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Расчет ежемесячного процента отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков на текущий год оформляется внутренним документом – сметой.

Скачать Образец сметы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

  1. На последнее число каждого месяца рассчитывается сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на основании ежемесячного процента отчислений и фактических расходов на оплату труда за месяц:
Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков = Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов) х Ежемесячный процент отчислений в резерв / 100%

Указанная сумма отчислений в резерв включается в налоговые расходы на оплату труда соответствующего периода (п. 24 ст. 255 НК РФ). Ежемесячные отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков производятся до тех пор, пока их сумма с начала года не станет равна предельной величине отчислений в резерв. После этого отчисления в резерв на оплату отпусков не производятся и не включаются в расходы для целей налогообложения.

! Обратите внимание:

  • Если организация создала резерв на оплату отпусков в налоговом учете и ежемесячно производит отчисления в такой резерв, то фактические расходы на оплату отпускных не включаются в налоговые расходы (Письмо Минфина РФ от 01.04.2013 № 03-03-06/2/10401)
  • Компенсации за неиспользованный отпуск, включая страховые взносы с них, не могут быть списаны за счет резерва на оплату отпусков, поэтому они признаются в расходах на оплату труда (Письмо Минфина РФ от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).

Пример расчета ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков

Месяц

Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц Сумма страховых взносов с оплаты труда
гр. 2 х 30,2%
Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков
(гр. 2 + гр. 3) х 8,33%

Сумма резерва на оплату отпусков нарастающим итогом

1 2 3 4 5
Январь 550 000,00 166 100,00 59 651,13 59 651,13
Февраль 540 000,00 163 080,00 58 566,56 118 217,69
Март 545 000,00 164 590,00 59 108,85 177 326,54
Итого не более предельной величины отчислений в резерв: 703 080,00

Налоговый учет отчислений в резерв на оплату отпусков, а также использования резерва ведется в соответствующем налоговом регистре, форму которого организация вправе разработать самостоятельно.

Скачать Образец регистра налогового учета резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

Инвентаризация резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

Очевидно, что сумма фактически начисленных за год отпускных скорее всего не будет в точности совпадать с суммой отчислений в резерв на оплату отпусков. Чтобы привести в соответствие фактические расходы с расходами, учтенными в течение года, организации необходимо провести инвентаризацию резерва по состоянию на 31 декабря текущего года (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). Для этого можно воспользоваться данными регистра налогового учета резерва на оплату отпусков, в котором отражена сумма резерва, начисленная за год, и сумма фактически начисленных отпускных.

Дальнейшие действия зависят от того, будет создаваться резерв на оплату отпусков в следующем году или нет.

  1. Резерв на оплату отпусков будет создаваться в следующем году.
  • Необходимо определить остаток резерва, который может быть перенесен на следующий год. Для этого по каждому сотруднику рассчитывается сумма, необходимая для оплаты неиспользованных дней отпуска, по формуле (Письмо Минфина РФ от 11.01.2013 № 03-03-06/1/4):

Сумма, необходимая для оплаты неиспользованных дней отпуска одного сотрудника

= Средний дневной заработок сотрудника (с учетом страховых взносов) х

Количество не использованных на конец года дней отпуска

Сложив суммы, необходимые для оплаты неиспользованных отпусков, по каждому сотруднику, в итоге получаем остаток резерва на оплату отпускных, который переносится на следующий год.

  • Если сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов на оплату отпусков за год и остатка резерва, переносимого на следующий год, то разницу надо включить во внереализационные доходы на 31 декабря текущего года (п. 7 ст. 250, п. п. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).
  • Если сумма резерва меньше суммы фактических расходов на оплату отпусков за год и остатка резерва, переносимого на следующий год, то разница подлежит включению в состав расходов на оплату труда на 31 декабря текущего года (п. п. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).

  1. Резерв на оплату отпусков не будет создаваться в следующем году (внесены соответствующие изменения в учетную политику).
  • Если сумма начисленного резерва меньше фактических расходов на оплату отпусков, то разницу надо включить в расходы на оплату труда на 31 декабря текущего года.
  • Если сумма начисленного резерва больше фактических расходов на оплату отпусков, то разница подлежит включению во внереализационные доходы на 31 декабря текущего года (п. 7 ст. 250, п. 5 ст. 324.1 НК РФ).

***

В этой статье мы рассмотрели порядок формирования и использования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налогового учета. О том, как создать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете, подробно написано в предыдущей статье. Таким образом, тема, казалось бы, одна – резерв на оплату отпусков – а посвящено ей сразу две полноценных статьи. Однако ничего удивительного в этом нет: резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете и в налоговом учете – это «две большие разницы». Вот лишь некоторые, самые существенные отличия:

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете

Является оценочным обязательством организации, которое отражается в отчетности на дату ее составления. Создается в начале года с целью равномерного включения расходов на оплату отпусков в расходы на оплату труда в течение года.
Формирование обязательно для всех организаций, за исключением применяющих упрощенные способы ведения учета и составления отчетности. Формирование — право налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и учитывающих доходы и расходы по методу начисления.
Порядок создания в большей степени определяет сама организация. Порядок создания в большей степени определен налоговым законодательством.

Отличий в порядке формирования резерва на оплату отпусков в бухгалтерском и в налоговом учете, гораздо больше: проще, наверное, назвать, в чем их сходство. Главная, если не единственная, общая черта – обязательное отражение в учетной политике (бухгалтерской и налоговой, соответственно). А в остальном это два разных, никак не связанных между собой, объекта учета. Поэтому формирование резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете не обязывает формировать такой резерв и в налоговом учете, и наоборот.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). В параграфе 16 МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов.

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

где:

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

где:

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

Дебет

Кредит

0 109 00 200

0 401 20 200

0 401 60 200

Формирование резерва

0 401 60 000

0 302 00 000

Признание расходов за счет резерва

Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Пассивный балансовый счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для подытоживания информации о состоянии и динамики сумм, запланированных для последующего равномерного списания расходов на различные производственные нужды. Разберемся, как осуществляется учет резервов предстоящих расходов, какие затраты аккумулируются на нем и какими записями оформляется их списание.

Резервы предстоящих расходов: счет 96

Создание резервов (факт и критерии) закрепляются в учетной политике организации. Резервирование сумм, документально подтвержденных соответствующими расчетами и бухгалтерскими учетными формами, отражается по к-ту сч. 96, корреспондирующегося со счетами на производство и реализацию продукции: Д/т 20, 23, 51, 69, 70, 76, 91, 97, 99 — К/т 96.

Итак, фиксируются на этом счете суммы резервов, разделяемых по статьям планируемых в будущем затрат. Чаще всего, компаниями практикуется создание резервов на:

  • Оплату отпусков (+ страховые отчисления в фонды) в предстоящих периодах;
  • Выплату ежегодного вознаграждения по выслуге лет;
  • Расходы для работ сезонного характера;
  • Затраты на ремонт ОС, рекультивацию земель, проведение мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание объектов и др.

Фактически понесенные расходы, входящие в ранее образованный резерв, отражаются по д-ту сч. 96 и списываются на затраты производства в корреспонденции с затратными счетами.

Аналитический учет по сч. 96 осуществляется в отдельности по каждому созданному резерву. Правильность формирования и использования резервных сумм периодически проверяется в соответствии с расчетами, сметами и другими учетными документами. При необходимости их размеры корректируются. На конец года по резервным операциям обязательно проводится инвентаризация.

Резервы предстоящих расходов: проводки

Учет резервов предстоящих расходов и платежей начинается с создания резерва:

Операция

Корреспонденция счетов

Основание

Д/т

К/т

Начисление резерва на предстоящие расходы по основному производству (выпуск продукции, оплата отпусков в будущих периодах, отчисления в фонды)

20

96

Планы производства продукции, график отпусков персонала, бухгалтерская справка-расчет суммы затрат

Резерв на расходы по вспомогательным производствам

23

96

Сметно-техническая документация

Справка-расчет

Создание ремонтного фонда

25, 26

96

Ежемесячные платежи по обслуживающим производствам (29), например, предстоящие расходы на ремонт арендованного имущества, расходам на продажу в торговле (44)

29, 44

96

Формирование фонда материального поощрения внутри компании

84

96

Отметка в УП, справка- расчет

Отнесение сумм взносов на капремонт в резерв

86

96

Планы формирования целевых отчислений

Создание резерва из прочих доходных поступлений

91

96

Экономическое обоснование, расчеты

Начисление за счет расходов будущих периодов

97

96

По окончании отчетного периода на основании документально оформленных операций бухгалтер осуществляет постатейное списание на затраты производства, обеспечивая их равномерность и основываясь на принятой в компании методике расчетов. Основные бухгалтерские записи таковы:

Операция

Корреспонденция счетов

Основание

Д/т

К/т

Списание расходов по законченным текущим ремонтам (этапам)

96

23

Акты выполненных работ

Списание затрат по вспомогательным и обслуживающим производствам

96

23,26,29

Покрытие затрат по амортизации ОС

96

02

Расчет амортизации

Начисление отпускных персоналу из резервных средств

96

70

Графики отпусков, приказы по кадрам, лицевые счета

Начислены страховые взносы на эту сумму отпускных

96

69

Расчет отчислений

Когда заработная плата списывается за счет резерва предстоящих расходов.

Для равномерного включения затрат в расходы на производство и продажу создаются резервы предстоящих расходов. Например, ваша организация может зарезервировать средства:

– на предстоящий ремонт основных средств;

– на гарантийный ремонт и обслуживание выпускаемой продукции;

– на покрытие затрат на подготовительные работы, которые осуществляются в связи с сезонным характером производства;

– на покрытие затрат на рекультивацию земель;

– на осуществление природоохранных мероприятий и т. д.

Если в организации был создан резерв предстоящих расходов под выполнение тех или иных работ, то заработную плату работникам, занятым их выполнением, начисляйте за счет созданного резерва:

Дебет 96 Кредит 70 – начислена заработная плата работникам за счет созданного ранее резерва.

При начислении взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сделайте запись:

Дебет 96 Кредит 69-1 – начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с заработной платы.

Единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на сумму заработной платы, отразите в учете так:

Дебет 96 Кредит 69-1 – начислен ЕСН по заработной плате в части, которая подлежит уплате в Фонд социального страхования;

Дебет 96 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» – начислен ЕСН по заработной плате в части, которая подлежит уплате в федеральный бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» Кредит 69-2 – начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 96 Кредит 69-3 – начислен ЕСН по заработной плате в части, которая подлежит уплате в фонды обязательного медицинского страхования.

Налог на доходы физических лиц, удержанный из заработной платы:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» – удержан налог на доходы из суммы заработной платы.

Выплата заработной платы:

Дебет 70 Кредит 50-1 – выплачена заработная плата из кассы организации.

Если заработная плата перечисляется работнику по безналичному расчету, отражается это так:

Дебет 70 Кредит 51 – перечислена заработная плата по безналичному расчету на банковский счет работника.

Если для покрытия расходов на выплату заработной платы резерва недостаточно, сумма превышения заработной платы (в том числе единого социального налога и взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) над созданным резервом отражается на счетах по учету затрат.

Резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

  • либо нарушение должником срока оплаты;

  • либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Резерв по сомнительным долгам и инвентаризация

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Используются следующие способы создания резерва:

  • интервальный способ;

  • экспертный способ;

  • статистический способ.

Интервальный способ

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

Экспертный способ

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.

Статистический способ

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

На дату создания (увеличения) резерва

Д 91-2 — К 63

Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3)

Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Д 63 — К 91-1

Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности

Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

— в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

  • не погашен в срок, установленный договором;

  • не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Что значит кредит погашен за счет резерва?

503790 просмотров

поделиться

Иногда происходит погашение кредитов физических или юридических лиц в случае их безнадежности — то есть наличия просрочки более 90 дней. Списание таких за счет резерва — редкость для российских кредитных организаций, поскольку при списании кредита банку необходимо будет оплатить немалый налог: 25% от списанной суммы по кредитам юридических лиц и 15 процентов по займам физических лиц. Поэтому за пять лет существования данной практики относительно небольшое количество кредитов было списано за счет резервов банка.

Что такое резерв в банке?

Заявка на кредит наличными на нашем сайте Заполнить

Коммерческие банки в обязательном порядке должны иметь резерв — средства, которые хранятся на корреспондентском счету в центральном банке.

Обязательное резервирование введено для обеспечения обязательств банков по депозитным вкладам. Кроме того, резервирование служит регулятором объема денежной массы в обращении.

При внесении физическим или юридическим лицом денежных средств в банк, определенный процент от этой суммы переводится в обязательном порядке на счет в ЦБ. Хранятся средства на данном счету до тех пор, пока не будут выведены из банка.

При недовнесении кредитной организацией резервных сумм согласно установленных нормативов, ЦБ России имеет право списать с корреспондентского счета банковского учреждения недостаток, а также взыскать в судебном порядке штраф за нарушения норм обязательного резервирования.

Кредит погашен за счет резерва, что это?

Резерв по сомнительным долгам формируется кредитной организацией для списания безнадежной задолженности. То есть кредитов, которые уже не выплатят.

В свою очередь, не списание таких долгов приводит к увеличению налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличению суммы налога на прибыль.

Погашение кредита за счет резерва означает его списание банком. После списания задолженности клиент-должник полностью освобождается от выплаты задолженности и банк не может после списания требовать у клиента его погашения.

Почему надо платить за это налог?

Списание кредита за счет банковского резерва освобождает заемщика от необходимости погашать тело кредита, штрафы и начисленную пену за период неуплаты.

Однако списанный кредит считается полученной выгодой для заемщика. Ведь так вы не платите проценты. То есть, вы получаете прибыль, если говорить чисто юридически. А прибыль, сами понимаете, должна облагаться.

Поэтому после списания кредита возникает необходимость оплаты налога с прибыли. Банки отчитываются перед налоговой за полученные доходы и убытки. И списанный кредит в отчетности будет считаться прибылью для заемщика.

Стоит отметить, что налог на прибыль сегодня равен 13% от суммы прибыли. Его даже с зарплаты берут. Так что вам предстоит подготовить такую долю от непогашенного займа.

Может ли быть мошенничество?

Использование банком своих резервов для погашения безнадежных и сомнительных займов часто не разглашается. И подобная информация становится известной только в ходе судебного разбирательства. Такие действия со стороны банка можно назвать незаконными с признаками мошенничества.

Чтобы не выплачивать списанный кредит необходимо иметь точную информацию о его списании. Для выяснения ситуации необходимо подать возражение по иску о взыскании задолженности и настаивать на проверке данной информации.

Кроме того, вам могут вообще прислать незнакомое сообщение о том, что ваш кредит погашен за счет резерва. И вам надо лишь оплатить совсем мало.

Не верьте на слово. Проверьте в налоговых органах. Действительно ли вам начислен налог.

Потому что в интернете много видов обмана. И с вас просто могут стянуть деньги при помощи такого хода.

В дополнение темы:

Что значит зарезервировано в банке?

Что такое отмена авторизации Сбербанк?

Что означает остаток на счете по кредиту?

Задать вопрос о кредитах нашим специалистам!В качестве бонуса, вы можете прямо сейчас:

ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ В ДОЛГ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ

Подобрать индивидуальный кредит бесплатно

Узнать кредитную историю по фамилии онлайн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *