Резерв универсального обслуживания

Расчет обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания

Резерв универсального обслуживания формируется на основе обязательных отчислений (которые также называются неналоговыми платежами), распространяющихся на всех операторов сети связи. Также учитываются и другие источники, которые разрешены законодательными актами. В качестве базы для расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания используются доходы, которые получены в течение квартала с момента начала оказания услуг связи оператором. Суммы налогов при этом не учитываются. Калькуляция доходов осуществляется на основе установленного в РФ порядка ведения бухучета.

Обязательное отчисление для операторов сети связи общего пользования составляет 1,2% от квартальной выручки оператора. Вычисление размера неналогового платежа возложено на плечи операторов. Отчет сдается один раз в квартал не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором были оказаны услуги по соответствующим лицензиям. Отчет предоставляется по каждой из лицензий, по которой велась деятельность и была получена выручка в отчетный период. Оплата производится также не позднее 30 дней после окончания квартала. Если оператор не сдал отчет и не произвел отчисление в резерв универсального обслуживания (не внес полную сумму или не уложился в установленные сроки), то в таком случае Федеральное агентство связи может обратиться в суд.

Зачастую операторы упускают из виду необходимость выплаты обязательных отчислений, вследствие чего письмо, полученное от Россвязи с требованием уплатить обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, является для операторов полной неожиданностью. Данный пункт об обязательности выплат в резерв универсального обслуживания отражен в лицензии связи.

Отчетность требуется предоставлять даже в том случае, если срок начала оказания услуг наступил, а лицензиат пока еще не начал их оказывать. Если отчетность не будет передана, лицензиат будет считаться нарушителем.

Обязательные отчисления были утверждены Постановлением Правительства РФ №23. В том случае, если оператор проигнорирует выплату неналоговых платежей, ему может грозить штраф от 30 до 40 тыс. рублей. В самых серьезных случаях Роскомнадзор передает дело в суд, который может принять решение об аннулировании действия лицензии оператора.

Компания Хостинг-консалт предлагает Вам свои услуги, связанные с расчетом обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Мы поможем Вам:

  • Вычислить размер отчислений в РУО в соответствии с установленной ставкой
  • Составить полный квартальный отчет об обязательных отчислениях в РУО

Также мы проконсультируем Вас по всем сопутствующим вопросам, связанным с подачей отчета в контролирующие органы. Все необходимые для этого адреса будут нами предоставлены. Вам нужно будет лишь подписать готовый отчет и подать его.

Стоимость наших услуг:

Количество лицензий Стоимость за квартал
1 7 000 руб.
2 — 3 10 000 руб.
4 — 5 12 500 руб.
6 и более 18 000 руб.

Платеж в резерв универсального обслуживания
54

кандидат юридических наук, руководитель www.ordercom.ru

В настоящее время Федеральное агентство связи (далее – «Россвязь») стала массово рассылать по Операторам связи письма с требованием, под страхом взыскания через суд, перечислить в бюджет платеж в резерв универсального обслуживания (далее по тексту – «РУО»).

Для большинства Операторов такое требование приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо платить, ибо в условиях действия лицензии такой обязанности не прописано. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме статьи.

За что платим? Платим за телефонизацию всей страны…

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), резерв универсального обслуживания формируется в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

В соответствии со ст.2 ЗоС, «универсальные услуги связи — услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания».

Сколько, когда и куда платим?

Платим 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.

Статья 60 ЗоС предусматривает:

1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования…

2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

На основании чего платим?

Основанием для оплаты являются данные сведений о доходах, предоставленные Оператором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые вносятся в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Изменения, утвержденные ППРФ №23, ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи».

Причем п. 2 ППРФ N 23 установил, что «оказание услуг связи операторами связи, получившими лицензии на соответствующие виды деятельности до вступления в силу настоящего Постановления, осуществляется с учетом изменений, которые вносятся указанным Постановлением».

Иными словами предоставление сведений о базе расчета отчислений в РУО становится условием осуществления деятельности всех без исключения Операторов связи, вне зависимости от наличия такой обязанности в лицензии.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО (далее – «Порядок») утвержден приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.08 № 41 (в ред. Приказа Минкомсвязи № 87 от 30.06.09). Форма предоставления сведений приведена в Приложении N 1 к Порядку и размещена по адресу http://www.ordercom.ru/forma.xls . Приказ Минкомсвязи начал действовать 31.10.2008.

В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу 123375, Москва, Тверская,7 на бумажных носителях, а электронная копия в формате xls направляется на электронный адрес mailto:fasbuh@minsvyaz.ru.

При заполнении формы сведений для резерва УО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь (услуги) (квартальная) «Сведения о доходах от услуг связи» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 декабря 2003 г. N 113), если таковая направлялась в Минкомсвязи.

Ответственность за не уплату

Если Оператор связи с 31.10.2008 оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в резерв УО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора.

Здесь следует отметить, что законодательством не установлена административная (и тем более, уголовная) ответственность за неуплату платежей, но лишь за не предоставление сведений о базе расчета в резерв УО. Также законодательством РФ не установлено административной ответственности за не верно рассчитанную сумму отчислений.

В соответствии со вторым предложением п. 2 ст. 59 ЗоС «Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи».

В соответствии с п.6. ст. 60 ФЗ «О связи» неуплата в установленные сроки или оплата не в полном объеме может повлечь судебное разбирательство, на что и указывает Россвязь в рассылаемых письмах. Однако в настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует. Обычно в ответ на письмо Россвязи Оператор платит1.

Предположу, что в случае не оплаты отчислений в РУО следующим шагом Россвязи может быть доведение сведений о неплательщиках до Роскомнадзора.

И в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗоС, ответом Роскомнадзора может быть предупреждение о приостановлении действия лицензии и предписания о неисполнении обязательных требований ст. 60 ЗоС. А неисполнение предписания может в соответствии с п./п. 3 п. 2 ст. 37 ЗоС повлечь приостановление действия лицензии.

Здесь следует отметить, что, прежде всего, под ударом окажутся Операторы «средней руки», ибо собирать денег с мелочи себе накладнее, а крупные Операторы платят… Однако заполнять формы и платить следует только с документально подтверждаемых доходов от услуг связи.

Как отражаются в бухгалтерском учете оператора связи операции, связанные с перечислением обязательных неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания?

Данные отчисления являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.

Бухгалтерский учет

Затраты в виде обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.06.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Единый налог по УСН

Отчисления в резерв универсального обслуживания не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

В завершении хотелось бы отметить, что действия Россвязи напрямую не связаны с переживаемым в мире экономическим кризисом, так как поступившие в Россвязи отчисления поступают на счета Операторов универсального обслуживания. Соответственно недофинансирование данных Операторов приводит к невыполнению Минкомсвязи обязанности доступности услуг связи каждому человеку и гражданину.

1 Реквизиты для уплаты можно скачать в разделе сайта Минкомсвязи «Отчисления в резерв универсального обслуживания» по ссылке http://www.minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/docs/200909/0210272mn.xls . Кроме того, в письменных обращениях Россвязь просит направить копию платежки по факсу (499) 503-98-48.

Услуги связи: резерв универсального обслуживания — отчисления и возмещения убытков (Сибиряков Н.)

Согласно действующему законодательству в области связи операторы, оказывающие услуги связи в сети связи общего пользования, обязаны производить отчисления (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

В данной статье рассмотрим понятие «резерв универсального обслуживания», порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете отчислений, производимых организацией, являющейся оператором связи, в резерв универсального обслуживания, а также поговорим о возмещении убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, и отражения данных сумм в учете операторов связи.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ) оператор универсального обслуживания — это оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном Законом N 126-ФЗ, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи. При этом универсальными услугами связи признаются услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Закона N 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
— услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
— услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием средств коллективного доступа;
— услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием точек доступа.
Исходя из того что универсальные услуги связи являются общедоступными, в отношении их введено государственное регулирование. Для этих целей утверждены Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242 (далее — Правила N 242).
Тарифы на такие услуги рассчитываются Федеральным агентством связи при принятии решения о проведении конкурса на оказание универсальных услуг связи и включаются в договор об условиях оказания данных услуг (п. 6 Правил N 242).
Оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором универсального обслуживания, выбор которого осуществляется в порядке назначения в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона N 126-ФЗ.
Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.

Для справки. На сегодняшний день обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возложена на открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 437-р «О возложении обязанности»).

Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.
Оператор универсального обслуживания самостоятельно определяет условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств связи и сооружений связи для оказания универсальных услуг связи надлежащего качества.
Общедоступность универсальных услуг и регулируемые тарифы приводят к тому, что оператор связи, оказывающий данные услуги, получает убытки от указанного направления деятельности.

Резерв универсального обслуживания

В целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания (п. 1 ст. 59 Закона N 126-ФЗ).
При этом согласно п. 2 ст. 59 Закона N 126-ФЗ средства резерва универсального обслуживания в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены Законом N 126-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Источники формирования резерва универсального обслуживания установлены ст. 60 Закона N 126-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 60 Закона N 126-ФЗ источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 60 Закона N 126-ФЗ).
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2%.
Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в п. 3 ст. 60 Закона N 126-ФЗ ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии со ст. 60 Закона N 126-ФЗ.
При этом согласно п. 5 ст. 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Отметим, что в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не уплачены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральная служба по надзору в сфере связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей). На это указывает п. 6 ст. 60 Закона N 126-ФЗ.
Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» (далее — Правила N 243).
Средства резерва расходуются в целях обеспечения возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров.
В бухгалтерском учете начисленные неналоговые платежи, связанные с деятельностью организации в области связи, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, расчеты с федеральным бюджетом по отчислению платежей в резерв универсального обслуживания можно отражать на счетах бухгалтерского учета с применением счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Начисленные суммы платежей отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Перечисление сумм платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Пример. Оператор связи оказывает услуги связи в сети связи общего пользования.
По итогам IV квартала текущего года:
— доходы от оказания услуг связи в сети связи общего пользования составили 2 000 000 руб. (в том числе НДС — 305 085 руб.);
— доходы от оказанных услуг присоединения составили 300 000 руб. (в том числе НДС — 45 763 руб.);
— доходы от оказанных услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования составили 1 000 000 руб. (в том числе НДС — 152 542 руб.).
Сумма отчислений в резерв универсального обслуживания за IV квартал текущего года, которую оператор связи обязан отчислить до 30 января следующего года, составляет 7119 руб. (1,2% x ((2 000 000 руб. — 305 085 руб.) — (300 000 руб. — 45 763 руб.) — (1 000 000 руб. — 152 542 руб.))).
В бухгалтерском учете оператора связи отчисления в резерв универсального обслуживания будут отражены следующим образом:
Дебет 44 Кредит 76 — 7119 руб. — отражена сумма отчислений в резерв универсального обслуживания;
Дебет 76 Кредит 51 — 7119 руб. — произведены отчисления в резерв универсального обслуживания.
Окончание примера.

В целях налогообложения прибыли отчисления в резерв универсального обслуживания включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На основании пп. 46 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи, относятся к учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/155.

Возмещение убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи

Финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи предоставляется оператору универсального обслуживания из резерва универсального обслуживания в размере, установленном договором об условиях оказания универсальных услуг связи (п. 1 ст. 61 Закона N 126-ФЗ).
Порядок возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, и порядок финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров установлены:
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 246 «Об утверждении Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи» (далее — Правила N 246);
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 672 «О мерах по обеспечению финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров».
Пунктом 3 Правил N 246 установлено, что убытки подлежат возмещению в размере, не превышающем размера возмещения убытков, установленного в договоре об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенном по результатам конкурса, или максимального размера возмещения убытков в случае, если обязанность по оказанию универсальных услуг связи была возложена на оператора связи решением Правительства Российской Федерации.
Размер возмещения убытков оператору универсального обслуживания, с которым заключен договор по результатам конкурса, определяется как разность между его доходами от оказания универсальных услуг связи и расходами, понесенными им при оказании этих услуг (п. 5 Правил N 246).
Рассчитанная сумма убытка сравнивается с предельным размером, который установлен в договоре об условиях оказания универсальных услуг. Если данная сумма не превышает суммы компенсации по договору, то оператору связи возмещается фактический убыток в полном размере. В противном случае размер компенсации ограничен договорной суммой возмещения убытка.
Согласно п. 7 Правил N 246 если оператор универсального обслуживания, с которым заключен договор по результатам конкурса, оказывал универсальные услуги связи не все время, за которое осуществляется возмещение убытков, то ему возмещается сумма, размер которой не превышает произведения количества месяцев за отработанное им время на 1/12 размера ежегодного возмещения убытков, установленного в договоре.
У операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, на которых возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи, ситуация аналогичная. Однако, как указано в п. 4 Правил N 246, в договоре, заключенном с оператором связи на основании решения Правительства Российской Федерации, размер возмещения убытков не указывается. При этом не позднее 6 месяцев с даты заключения договора назначенный оператор обязан представить в Федеральное агентство связи предварительный расчет размера максимального возмещения убытков, выполненный в соответствии с п. 6 Правил N 246.
В соответствии с указанным пунктом Правил N 246 максимальный размер возмещения убытков определяется как разность между доходами и экономически обоснованными затратами назначенного оператора и разность между доходами и затратами оператора связи в случае, если бы обязательство по оказанию универсальных услуг связи на него не возлагалось. При определении разности между доходами и затратами оператора связи в случае, если бы обязательство по оказанию универсальных услуг на него не возлагалось, во внимание принимаются экономически обоснованные затраты.
Экономически обоснованные затраты, связанные с оказанием назначенным оператором универсальных услуг связи, рассчитываются в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, утвержденной Приказом Мининформсвязи России от 24 мая 2006 г. N 66 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи».
Отметим, что назначенному оператору возмещение убытков за неполный период оказания универсальных услуг связи осуществляется в максимальном размере за фактический период отработанного им времени (п. 7 Правил N 246).
По итогам календарного года оператор универсального обслуживания направляет в Федеральное агентство связи не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным, запрос о возмещении убытков по форме, утвержденной Приказом Мининформсвязи России от 14 января 2008 г. N 4 «Об утверждении формы запроса о возмещении оператору универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи». К запросу должны прилагаться документы, перечисленные в п. 8 Правил N 246.
Федеральное агентство связи проверяет документы, представленные оператором универсального обслуживания, и ведет учет запросов о возмещении убытков операторов универсального обслуживания. Если оператором универсального обслуживания представлены не все документы, предусмотренные п. 8 Правил N 246, а также если в этих документах отсутствует информация, необходимая для определения и подтверждения правильности расчета размера возмещения убытка, Федеральное агентство связи запрашивает у оператора универсального обслуживания дополнительные документы, которые он в течение 10 дней с даты получения запроса обязан представить.
В течение 30 дней с даты получения полного комплекта документов Федеральное агентство связи осуществляет проверку обоснованности размера возмещения убытков, заявленного оператором универсального обслуживания, и принимает одно из следующих решений:
а) о возмещении убытков оператору универсального обслуживания в заявленном им размере;
б) о возмещении убытков в меньшем, чем заявил оператор универсального обслуживания, размере;
в) об отказе в возмещении убытков.
Федеральное агентство связи письменно уведомляет оператора универсального обслуживания о принятом решении в течение 5 дней с даты его принятия.
Решение о возмещении убытков в меньшем, чем заявил оператор универсального обслуживания, размере или решение об отказе в возмещении убытков должно содержать обоснование причин такого снижения или отказа с указанием конкретных нарушений требований, установленных Правилами N 246.
В бухгалтерском учете оператора связи выручка от оказания универсальных услуг является доходом от обычных видов деятельности и отражается в учете оператора в сумме поступления денежных средств (п. п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н), то есть по установленным тарифам.
Суммы возмещения убытков являются прочими доходами организации. Они признаются в том отчетном периоде, в котором принято решение о возмещении убытков, связанных с универсальным обслуживанием. После того как денежные средства будут перечислены, оператор связи закрывает в учете задолженность по возмещению убытка.
В налоговом учете суммы, полученные операторами универсального обслуживания из резерва в соответствии с законодательством в области связи, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 28 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Как сказано в Письме Минфина России от 14 июля 2008 г. N 03-03-06/1/402, сумма переплаты возмещения убытков, возвращенная оператором универсального обслуживания в резерв универсального обслуживания, также не учитывается в целях налогообложения прибыли. Что касается доходов, полученных оператором универсального обслуживания от населения в оплату универсальных услуг связи по государственному регулируемому тарифу, а также расходов, связанных с оказанием универсальных услуг связи, то такие доходы и расходы налогоплательщика учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Расходы, связанные с оказанием универсальных услуг связи, должны быть обоснованны и документально подтверждены для того, чтобы организация связи смогла их правомерно учесть при налогообложении прибыли. Как следствие — убыток, полученный оператором при оказании универсальных услуг связи, подлежащий возмещению ему по закону, не уменьшает налоговую базу.
Таким образом, определенная доля расходов (в части превышения размера затрат над доходами от оказания универсальных услуг) не будет учтена. Эта часть расходов компенсируется за счет средств резерва универсального обслуживания, поступления из которого не увеличивают облагаемые доходы оператора универсальных услуг. Бухгалтерский учет в таком случае аналогичен налоговому учету. Приведем пример.

Пример. В отчетном периоде оператор связи от оказания универсальных услуг связи получил доходы в сумме 2 000 000 руб., им соответствуют расходы в сумме 2 700 000 руб. Предположим, что превышение расходов над доходами в полном объеме компенсировано из резерва универсального обслуживания (700 000 руб.).
Отметим, что для упрощения примера все данные о доходах и расходах приведены без НДС. Кроме этого, в примере не выделены универсальные услуги по виду. Данные примера обобщены по всем универсальным услугам.
В бухгалтерском учете оператора универсального обслуживания данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Дебет 62 Кредит 90 — 2 000 000 руб. — отражены доходы от оказания услуг связи без НДС;
Дебет 30 (31, 32) Кредит 10 (76, 60, 70, 69) — 2 700 000 руб. — отражены расходы, связанные с оказанием универсальных услуг связи;
Дебет 90-2 Кредит 30 (31, 32) — 2 700 000 руб. — определена себестоимость универсальных услуг;
Дебет 99 Кредит 90-9 — 700 000 руб. — определен убыток от оказания услуг связи;
Дебет 86 Кредит 99 — 700 000 руб. — отражено причитающееся из бюджета финансирование компенсации убытка оператору;
Дебет 51 Кредит 86 — 700 000 руб. — получены средства из бюджета (резерв).
Окончание примера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *