Резервы в бухгалтерском учете

Содержание

Порядок создания резервов: бухгалтерский и налоговый учет

В настоящее время и бухгалтерское, и налоговое законодательство позволяет создавать различные виды резервов. В статье показано, какие виды резервов могут создаваться в бухгалтерском и налоговом учете, а также приведены особенности ведения их учета.

В бухгалтерском учете могут создаваться следующие виды резервов.

  1. Резервы предстоящих расходов. К ним относятся резервы на:
  • предстоящую оплату отпусков;
  • выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • ремонт основных средств;
  • ремонт предметов проката;
  • гарантийный ремонт.
  1. Оценочные резервы. К ним относятся резервы:
  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости материальных ценностей;
  • под обесценение финансовых вложений.
  1. Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности.
  2. Резервы по прекращаемой деятельности.
  3. Другие виды резервов, предусмотренные законодательством.

Для учета резервов в бухгалтерском учете предназначены счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам» и 96 «Резервы предстоящих расходов».

В налоговом учете предусмотрено создание следующих резервов.

  1. Резервы предстоящих расходов. К ним относятся резервы:
  • на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год (ст. 324.1 НК РФ);
  • на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК РФ).
  1. Оценочные резервы. К ним относятся резервы:
  • по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК РФ).

Как видно большинство резервов, создаваемых в бухгалтерском учете, можно создавать и в налоговом.

Отметим, что создание практически всех резервов является правом, а не обязанностью организации. Не могут создавать резервы те организации, которые ведут учет по кассовому методу. Если организация приняла решение о создании резервов, то это следует отразить в учетной политике для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

Рассмотрим порядок создания некоторых резервов в бухгалтерском и налоговом учете.

Резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения

Резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Действительно, большинство работников идет в отпуск летом. Поэтому, если не создавать резерв, летние отчетные периоды могут быть убыточными. Аналогичная ситуация может сложиться и с выплатой ежегодных начислений.

Порядок создания этих резервов в бухгалтерском учете установлен в п. 3.50 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. В соответствии со ст. 324.1 НК РФ резерв на оплату отпусков создается исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков (или вознаграждений) с учетом суммы ЕСН.

Начисление резерва отражается по дебету счетов затрат (или тех счетов, куда относится заработная плата конкретных работников) и кредиту счета 96.

По окончании года резерв необходимо уточнять исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений ЕСН. В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись счетов затрат (или иных источников), а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений на счета, являющиеся источниками создания резерва.

Приняв решение о создании резервов, организация должна отразить этот факт в учетной политике, раскрыв способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений. Ежемесячный процент отчислений определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда, включая сумму ЕСН с этих расходов. Вопрос о включении в расчет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в настоящее время является спорным. С одной стороны, это — обязательный платеж и поэтому должен участвовать в создании резерва. Но, с другой стороны, прямого указания на это нет.

Как и в бухгалтерском учете, в налоговом учете на конец налогового периода необходимо провести инвентаризацию резерва. Если резерва оказалось недостаточно, то сумму отпускных (или вознаграждений), непокрытых резервов необходимо включить в состав расходов. Если резерв до конца не использован, то его остаток включается в состав внереализационных доходов. Однако имеются исключения. Если организация примет решение о создании резерва на следующий год, то сумма резерва по не использованному в отчетном периоде отпуску (невыплаченным вознаграждениям) остается в качестве остатка (см. Письма МНС России от 15.03.2004 N 02-5-10/13, от 18.08.2004 N 02-5-11/142@, от 09.07.2004 N 03-03-05/2/46).

Как видно, в налоговом законодательстве в отличие от бухгалтерского порядок создания данных резервов определен довольно четко. В связи с этим для избежания разниц можно порекомендовать в учетной политике для целей бухгалтерского учета определить те же правила и способы формирования резерва, что и в учетной политике для целей налогообложения.

Пример. Организация планирует в будущем периоде израсходовать на оплату труда с учетом ЕСН 2 000 000 руб., а на оплату отпуска с учетом ЕСН — 150 000 руб. Процент ежемесячных отчислений составит 7,5% (150 000 : 2 000 000). За отчетный период фактическая сумма расходов на оплату труда составила 2 200 000 руб., а сумма начисленных отпускных — 130 000 руб.

Порядок формирования резерва в бухгалтерском учете такой же, как и в налоговом. В течение налогового периода организация будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете равномерное начисление резерва на сумму 150 000 руб. (2 000 000 х 7,5%).

В бухгалтерском учете создание резерва будет отражаться записью:

Дебет 20, 25…, Кредит 96 — в сумме 7,5% от ежемесячного фонда оплаты труда с учетом ЕСН.

Несмотря на то что фактические расходы на оплату труда оказались больше планируемых (2 200 000 руб.), сумма резерва не может быть больше 150 000 руб.

Так как сумма фактической оплаты отпусков оказалась ниже зарезервированной, то разница подлежит учету следующим образом.

Если организация не планирует в дальнейшем создавать резерв, то на сумму 20 000 руб. следует оформить запись по Дебету 20, 25…, Кредиту 96 методом красное сторно.

В налоговом учете эту сумму необходимо включить в состав внереализационных доходов.

Если организация планирует создавать резерв в следующем периоде, то остаток в размере 20 000 руб. отражается в пассиве баланса как остаток резерва к переносу. В налоговом учете эта сумма также остается в качестве остатка.

Резерв на ремонт основных средств

Порядок создания этого резерва в бухгалтерском учете установлен в п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Для правильного создания резерва необходимо использовать дефектные ведомости (обосновывающие необходимость ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае переоценки) объектов основных средств; сметы на ремонт; нормативы и данные о сроках ремонта; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) ежемесячно включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта, деленной на 12 месяцев. Учет резерва ведется на счете 96.

По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются в дебет счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующего субсчета) в корреспонденции с кредитом счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты, либо счетами учета расчетов.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов.

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. По окончании указанных ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов.

Порядок создания резерва на ремонт основных средств для целей налогового учета регулируется ст. 324 НК РФ. Для этого необходимо определить совокупную стоимость основных средств и норматив отчислений.

Совокупная стоимость основных средств определяется из двух показателей:

  • первоначальной стоимости амортизируемых основных средств на начало налогового периода (для объектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2002 г.);
  • восстановительной стоимости амортизируемых основных средств на начало налогового периода (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г.).

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств необходимо определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из:

  • периодичности осуществления ремонта объекта основных средств;
  • частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций);
  • сметной стоимости указанного ремонта.

При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Отчисления в резерв предстоящих затрат на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.

Если организация планирует производить сложный или дорогой вид капитального ремонта, длительность которого будет более одного налогового периода, то она имеет право увеличить предельный размер отчислений в резерв, но при условии, что ранее подобные ремонты не проводились.

По завершении налогового периода необходимо провести инвентаризацию резерва, т.е. сравнить сумму фактических расходов на ремонт и сумму созданного резерва. Если фактические расходы оказались больше, чем созданный резерв, то сумму превышения необходимо включить в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода. Если фактические расходы на ремонт окажутся меньше суммы соответствующего резерва, то остаток неиспользованного резерва должен быть включен в состав внереализационных доходов организации. Исключение составляет резерв на особо сложные и длительные виды ремонта, который переносится на следующий период.

Резерв на гарантийный ремонт

Многие организации реализуют товары, на которые установлен срок гарантийного обслуживания. Для равномерного распределения расходов на ремонт в период гарантийного обслуживания как в бухгалтерском, так и в налоговом учете можно создавать резервы.

Порядок создания резерва на гарантийный ремонт в бухгалтерском учете нормативными документами не установлен. В связи с этим организация должна самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике.

Резерв может создаваться исходя из следующих показателей:

  • статистика проведения гарантийных ремонтов по каждому виду продукции;
  • плановые объемы реализации продукции, имеющей срок гарантийного обслуживания;
  • плановая стоимость ремонта в разрезе каждого вида продукции;
  • срок гарантии по каждому виду продукции.

Определив на основе этих показателей сумму резерва по реализации на предстоящий период, необходимо отнести его на затраты путем равномерного распределения. По окончании отчетного периода следует откорректировать сумму резерва исходя из фактических объемов реализации. Учет данного вида резерва также ведется на счете 96.

Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в налоговом учете регламентируется ст. 267 НК РФ. Размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. Если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, то для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический ее период.

Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии. В таком случае по истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.

Как и по другим резервам, на конец налогового периода необходимо провести инвентаризацию.

Сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на ремонт по товарам (работам), реализованным с условием предоставления гарантии, может быть перенесена им на следующий налоговый период. При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода. Если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде, разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода.

Пример. Организация производит фены, гарантийный срок которых составляет один год. В бухгалтерском учете организация формирует резерв по гарантийному ремонту исходя из суммы планируемого ремонта (600 000 руб.). За 2005 г. затраты на гарантийный ремонт составили 450 000 руб., а выручка от реализации фенов — 13 000 000 руб. Данные по реализации и гарантийному ремонту фенов за предыдущие три года составили:

Период Выручка, руб. Затраты на
гарантийный ремонт,
руб.
Доля затрат на
ремонт в
выручке, %
2004 11 500 000 550 000
2003 11 300 000 430 000
2002 10 900 000 240 000
Итого 33 700 000 1 220 000

В 2005 г. организация начислила резерв на гарантийный ремонт:

в бухгалтерском учете в размере 600 000 руб. (ежемесячно относя по 50 000 руб. на затраты);

в налоговом учете в размере 468 000 руб. (13 000 000 руб. х 3,6%).

В связи с тем что фактические затраты на гарантийный ремонт оказались ниже, чем сумма резервов, разница подлежит переносу на следующий период:

в бухгалтерском учете в сумме 150 000 руб.;

в налоговом учете в сумме 18 000 руб.

Резервы по сомнительным долгам

Организации могут создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию (работы, услуги) с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. В бухгалтерском учете этот вид резервов создается на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности организации. Его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Для учета этого резерва используется счет 63. Под сомнительным долгом следует понимать дебиторскую задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не был использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета закреплен в ст. 266 НК РФ. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Суммы отчислений в эти резервы в соответствии с указанной статьей включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Этот срок нужно исчислять не с момента возникновения дебиторской задолженности, а со дня оплаты, который указан в договоре или счете, т.е. когда задолженность стала сомнительной.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Безнадежными или не реальными к взысканию признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности либо в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Понятие «невозможности исполнения» может трактоваться неоднозначно. Так, по мнению налоговых органов, основанием для списания задолженности дебитора по такой причине может быть только документ, подтверждающий факт исключения должника из реестра юридических лиц или погашение требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре его банкротства (см. Письмо МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53 «О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли»). Судебная же практика складывается в пользу налогоплательщиков, опровергая доводы налоговых органов.

Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Пример. Организация А в июне 2005 г. выполнила работы для организации Б на сумму 354 000 руб., в том числе НДС 54 000 руб. Срок оплаты в соответствии с условиями договора установлен 31 августа 2005 г. Залогом, поручительством и банковской гарантией задолженность не обеспечена. Заказчик в срок платеж не произвел.

В январе 2006 г. организация А получила извещение конкурсного управляющего о том, что в отношении организации Б начата процедура банкротства. Имущества для удовлетворения требований организации А у дебитора недостаточно. По этой причине обязательство должника-банкрота перед налогоплательщиком прекращается.

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета организация А формирует резервы по сомнительным долгам, отражая их в бухгалтерском учете следующими записями.

За июнь 2005 г.:

Дебет 62, Кредит 90-1 — 354 000 руб. — отражена задолженность за выполненные работы,

Дебет 90-3, Кредит 68 — 54 000 руб. — начислен НДС,

Дебет 90-2, Кредит 20 — 250 000 руб. — списана себестоимость выполненных работ,

Дебет 90-9, Кредит 99 — 50 000 руб. — отражен финансовый результат.

За сентябрь 2005 г.:

Дебет 91-2, Кредит 63 — 354 000 руб. — сформирован резерв по сомнительной задолженности (в размере 100%) на основании акта инвентаризации дебиторской задолженности.

За январь 2006 г.:

Дебет 63, Кредит 62 — 354 000 руб. — списана дебиторская задолженность за счет резерва,

Дебет 007 — 354 000 руб. — учтена дебиторская задолженность за балансом.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

В соответствии с п. 25 ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей в бухгалтерском учете образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости, и учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Налоговый кодекс не предусматривает возможность создания такого резерва. Поэтому на сумму отчислений в учете будут формироваться постоянные налоговые обязательства.

Пример. На балансе организации числятся остатки товаров, рыночные цены по которым значительно ниже себестоимости:

Товар Себестоимость,
руб.
Текущая рыночная цена,
руб.
Разница,
руб.
А 3500 3000 500
В 4200 3900 300
Итого 7700 6900 800

На конец отчетного периода в бухгалтерском учете необходимо оформить следующие записи:

Дебет 91, Кредит 14 — 800 руб. — создан резерв под снижение стоимости товара,

Дебет 99, Кредит 68 — 192 руб. — на сумму резерва начислено ПНО.

В бухгалтерском балансе стоимость товара будет показана за минусом суммы резерва, т.е. в размере 6900 руб. (7700 — 800).

Если в следующих отчетных периодах рыночная стоимость товара возрастет либо товар будет реализован, стоимость резерва подлежит восстановлению. В этом случае в бухгалтерском учете делается запись по Дебету 14, Кредиту 91.

Резерв под обесценение финансовых вложений и резерв под обесценение вложений в ценные бумаги

В соответствии с п. п. 37, 38 ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, организации, имеющие на балансе финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, должны проверять их на предмет обесценения. Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Сумма резерва относится в состав операционных расходов. В бухгалтерском учете стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.

В зависимости от стоимости финансовых вложений данный резерв постоянно корректируется. Учет резерва ведется на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Если на основе имеющейся информации организация делает вывод о том, что финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого существенного снижения стоимости или финансовые вложения выбыли, расчетная стоимость которых вошла в расчет резерва под обесценение финансовых вложений, то сумма ранее созданного резерва под обесценение по указанным финансовым вложениям относится в составе операционных доходов в конце года или того отчетного периода, когда произошло выбытие указанных финансовых вложений.

Отметим, что в налоговом учете создается похожий по названию резерв. Главное отличие состоит в том, что резерв создают только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность. Таким образом, организации, имеющие на своем балансе финансовые вложения, по которым создан резерв на обесценение, не являющиеся дилерами на рынке ценных бумаг, для целей налогообложения его не учитывают.

А.Е.Вагапова

ЗАО «Гориславцев и К.Аудит»

Лизинг: документальное оформление, особенности бухгалтерского и налогового учета
Применение упрощенной системы налогообложения

Бухгалтерский учет создания и использования Резерва по сомнительным долгам

Резерв формируется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В бухгалтерском учете начисление и использование резерва по сомнительным долгам отражается следующими проводками:

Проводка

Операция

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам» Создан (доначислен) резерв по сомнительным долгам
Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» — Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») Безнадежный долг списан за счет резерва когда задолженность признана нереальной для взыскания (по истечению срока исковой давности либо по другим причинам (из-за ликвидации должника, его банкротства)
Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» — Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» Восстановлен резерв

По истечении года, следующего за годом, в котором был создан резерв сомнительной задолженности и не использован в какой-то его части, он подлежит восстановлению на доходы записью по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

При этом если данная задолженность сохраняет статус сомнительной, то по ней вновь должен быть начислен резерв.

Алгоритм расчета и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

При создании резерва по сомнительным долгам можно использовать следующие способы.

Интервальный способ.

Размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки, например, как в налоговом учете.

Так согласно п.4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам начисляется в зависимости от сроков нарушения должником своих обязательств по окончании соответствующего периода (квартала или года) по результатам инвентаризации задолженности.

Согласно этой норме суммы дебиторской задолженности включаются в расчет резерва следующим образом:

Если срок нарушения должником своих обязательств по окончанию квартала (полугодия, 9 месяцев, года) не превышает 45 дней, то резерв по данной задолженности не создается.

При просрочке от 46 дней до 90 дней включительно резервируется 50% суммы долга.

Если должник не платит более 90 дней, резерв увеличивается до полной суммы долга.

Экспертный способ.

Резерв создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена.

Если применяется интервальный или экспертный способ:

  • при признании долга, под который создавался резерв, безнадежным он списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
  • при погашении долга, под который создавался резерв, сумма резерва восстанавливается, т.е. включается в прочие доходы.

Статистический способ.

Размер отчислений в резерв по сомнительным долгам определяется по данным Организации за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида.

Например, доля не оплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

На последнее число каждого квартала (месяца) определяется величина резерва по формуле:

Сумма резерва по сомнительным долгам определенного вида на последнее число квартала (месяца) = Сумма дебиторской задолженности этого вида на последнее число квартала (месяца) Х Доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности этого вида по данным организации.

Если полученная величина резерва больше величины резерва, созданного на последнее число предыдущего квартала (месяца), надо включить разницу между ними в прочие расходы (доначислить резерв). Если же меньше — включить разницу между ними в прочие доходы (восстановить резерв).

При статистическом способе:

  • если безнадежным признается долг того вида, по которому создавался резерв, долг списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
  • если безнадежным признается долг того вида, по которому резерв не создавался, а также при погашении любой задолженности — величина резерва не корректируется.

Пример. Создание резерва по сомнительным долгам экспертным способом и его использование

Согласно учетной политике компании резервы сомнительных долгов создаются экспертным способом, на основании данных, полученных бухгалтерией от руководителя отдела продаж.

По состоянию на начало II квартала резервов сомнительных долгов нет. Данные о дебиторской задолженности компании приведены в таблице.

Покупатель

Сумма долга, руб.

Срок оплаты по

договору

Вероятность

оплаты долга, %

(данные отдела

продаж)

по состоянию на 30 июня

Организация А 20 000 000 15.07 100
Организация Б 30 000 000 20.06 40
Итого 50 000 000

по состоянию на 30 сентября

Организация А 35 000 000 18.10 100
Организация Б 30 000 000 20.06 0
Организация Г 25 000 000 25.09 80
Итого 90 000 000

по состоянию на 30 декабря

Организация А 15 000 000 25.01 100
Организация Б 0 <*>
Организация Г 10 000 000 15.01 100
Итого 25 000 000

<*> Долг Организации Б списан как безнадежный на основании приказа руководителя компании.

При заданных условиях создание и использование резервов по сомнительным долгам происходит так.

30 июня компания создает резерв по сомнительному долгу по Организации Б в сумме 18 000 000 руб. (30 000 000 руб. x (100% — 40%)).

30 сентября компания увеличивает резерв по сомнительному долгу по Организации Б до 30 000 000 — на 12 000 000 руб. (30 000 000 руб. х 100% — 18 000 000 руб.), а также создает резерв по сомнительному долгу ООО «Гамма» в сумме 5 000 000 руб. (25 000 000 руб. x (100% — 80%)).

В IV квартале долг Организации Б списывается за счет резерва.

Резерв по сомнительному долгу Организации Г восстанавливается в связи с оплатой долга.

31 декабря резервы по сомнительным долгам не создаются.

В бухгалтерском учете проводки будут такими:

Проводка

Операция

Сумма, руб.

30 июня

Д 91 — К 63 Создан резерв по сомнительному долгу по Организации Б 18 000 000

30 сентября

Д 91 — К 63 Увеличен резерв по сомнительному долгу по Организации Б 12 000 000
Д 91 — К 63 Создан резерв по сомнительному долгу по Организации Г 5 000 000

в IV квартале

Д 63 — К 62 Долг Организации Б списан за счет резерва 30 000 000
Д 63 — К 91 Восстановлен резерв по оплаченному долгу

Организации Г

5 000 000

В бухгалтерском балансе данные о дебиторской задолженности будут отражены в следующих суммах:

— на 30 июня — 32 000 000 руб. (50 000 000 руб. — 18 000 000 руб.);

— на 30 сентября — 55 000 000 руб. (90 000 000 руб. — 30 000 000 руб. — 5 000 000 руб.);

— на 31 декабря — 25 000 000 руб.

Пример. Создание резерва по сомнительным долгам статистическим способом и его использование

По данным организации за предыдущие 3 года 2% от стоимости отгруженных товаров вообще не оплачиваются покупателями, в связи с чем организация создает резерв по сомнительным долгам по оплате товаров.

В учетной политике компании закреплено, что резерв создается статистическим способом.

По состоянию на 31 марта непогашенная задолженность за отгруженные товары составила 20 000 000 руб., остаток резерва — 400 000 руб. (20 000 000 руб. х 2%).

Данные о товарах, отгруженных во II — IV кварталах, о погашении задолженности и о долгах, признанных безнадежными, приведены в таблице.

Квартал

Отгружено

товаров,

руб.

Погашена

задолженность по

оплате товаров,

руб.

Долги по оплате товаров,

признанные безнадежными в

течение квартала, руб.

II 25 000 000 15 000 000 0
III 20 000 000 25 000 000 0
IV 20 000 000 20 000 000 600 000

При заданных условиях создание и использование резерва будет происходить так.

По состоянию на 30 июня непогашенная дебиторская задолженность составит 30 000 000 руб. (20 000 000 + 25 000 000 руб. — 15 000 000 руб.), а сумма необходимого резерва — 600 000 руб. (30 000 000 руб. х 2%). Поэтому организация произведет отчисления в резерв в сумме 200 000 руб. (600 000 руб. — 400 000 руб.).

По состоянию на 30 сентября непогашенная дебиторская задолженность составит 25 000 000 руб. (30 000 000 + 20 000 000 руб. — 25 000 000 руб.), а сумма необходимого резерва — 500 000 руб. (25 000 000 руб. х 2%). Поэтому организация восстановит резерв в сумме 100 000 руб. (600 000 руб. — 500 000 руб.).

В IV квартале организации придется списать безнадежный долг в сумме 600 000 руб. Поскольку остаток резерва составляет только 500 000 руб., часть долга в сумме 500 000 руб. будет списана за счет резерва, оставшиеся 100 000 руб. — учтены в прочих расходах.

По состоянию на 31 декабря непогашенная дебиторская задолженность составит 24 400 000 руб. (25 000 000 руб. + 20 000 000 руб. — 20 000 000 руб. — 600 000 руб.), а сумма необходимого резерва — 488 000 руб. (24 400 000 руб. х 2%). Поскольку остатка резерва на отчетную дату нет, организация произведет отчисления в резерв в сумме 488 000 руб.

В бухгалтерском учете проводки будут такими:

Проводка

Операция

Сумма, руб.

30 июня

Д 91 — К 63 Создан резерв по сомнительным долгам 200 000

30 сентября

Д 63 — К 91 Восстановлен резерв по сомнительным долгам 100 000

в течение IV квартала

Д 63 — К 62 Безнадежный долг списан за счет резерва 500 000
Д 91 — К 62 Списана часть безнадежного долга, не

покрытая резервом

100 000

31 декабря

Д 91 — К 63 Создан резерв по сомнительным долгам 488 000

В бухгалтерском балансе данные о дебиторской задолженности по оплате товаров будут отражены в следующих суммах:

— на 31 марта — 19 600 000 руб. (20 000 000 руб. — 400 000 руб.);

— на 30 июня — 29 400 000 руб. (30 000 000 руб. — 600 000 руб.);

— на 30 сентября — 24 500 000 руб. (25 000 000 руб. — 500 000 руб.);

— на 31 декабря — 23 912 000 руб. (24 400 000 руб. — 488 000 руб.).

Ответственность за отказ от создания резерва по сомнительным долгам

Отказ от создания резерва по сомнительным долгам можно признать грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Под ним действующее законодательство признает искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% (ст.15.11 КоАП РФ).

Это может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.

Кроме этого, при проведении выездной налоговой проверки организация за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с не начислением резерва по сомнительным долгам может быть привлечена к налоговой ответственности в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб. (п.1-2 ст.120 НК РФ).

В заключение на примере приведем этапы создания и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете:

Пример:

Организация сдала помещение в аренду.

Сумма арендной платы составила 118 000 руб., в т.ч. НДС-18 000 руб.

Учетной политикой по бухгалтерскому учету предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.

При этом в бухгалтерской учетной политике указано, что размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально по результатам инвентаризации задолженности в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки следующим образом:

Если срок нарушения должником своих обязательств по окончанию квартала (полугодия, 9 месяцев, года) не превышает 45 дней, то резерв по данной задолженности не создается.

При просрочке от 46 дней до 90 дней включительно резервируется 50% суммы долга.

Если должник не платит более 90 дней, резерв увеличивается до полной суммы долга.

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создается.

По результатам инвентаризации выяснено, что на 30.09.2016 не оплачена в срок задолженность арендатора в сумме 354 000 руб. — период просрочки 95 дней.

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.

Содержание журнала № 23 за 2011 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетностиПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от другаПисьмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва
в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н
Резерв по сомнительным долгам
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007. Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921. Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. В том числе и малые — никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет.
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ.
Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр.
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ. 3. Инвентаризация — больше не обязательное условие для создания резерва. Главное — правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно.
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ:

  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
  • не погашена в установленный договором срок.
4. Сомнительная — любая задолженность, которая:

  • не обеспечена гарантиями;
  • не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором. Причем не важно, наступил срок ее погашения или еще нет.

В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное — к примеру, долг по выданному займу.

5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. 5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег.
В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв.
В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете.
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам
Менее 45 дней 0
От 45 до 90 дней (включительно) 50
Более 90 дней 100
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ. 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет.
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными.
При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283, от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117, от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744.
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности.
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ.
Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165.
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга.
Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам
(аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет)
1. Резерв можно создавать по желанию.
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 1 ст. 324.1 НК РФ.
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать эти резервы.
Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство — вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать.
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , 2011, № 8, с. 25.
Процент отчислений в резерв
=
Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы
/
Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы
х
100%
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая.
Ежемесячная сумма отчислений в резерв
=
Процент отчислений в резерв
х
Сумма расходов на оплату труда за этот месяц
3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ.
Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре.
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:

  • <или>как затраты производства;
  • <или>как расходы на продажу;
  • <или>как иные расходы;
  • <или>в стоимости внеоборотного актива (к примеру, при создании основного средства).

Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва.
Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ.
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010.
5. Порядок переноса резерва на следующий год:

  • <если>в следующем году вы будете создавать такой же резерв, то в конце года надо определить сумму, необходимую для оплаты переходящих неиспользованных отпусков всех работников (и обязательных страховых взносов с них). Эта сумма может быть перенесена на следующий год.

Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ.

5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года
=
Сумма отчислений в резерв в течение всего года
Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы
Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы
Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ;

  • <если>в следующем году вы не будете создавать такой резерв — надо включить весь остаток резерва в доходы на конец годап. 5 ст. 324.1 НК РФ.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ.
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ.
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать этот резерв.
Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию.
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2—4 ст. 267 НК РФ:

  • <если>вы более 3 лет предоставляете гарантии покупателям и клиентам, то используйте формулу:
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств.
Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть.
Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание
=
Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года
/
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года
x
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период
  • <если>вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ)ст. 267 НК РФ. При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • <если>до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264, ст. 267 НК РФ. 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу).
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ. 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах.
5. В конце года надо проверить резерв:

  • <если>вы создавали такой резерв в 2011 г. впервые, то на 31 декабря надо скорректировать размер созданного резерва исходя из доли реальных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме годовой выручки от реализации этих товаров (работ). В итоге резерв должен быть начислен в сумме ваших затрат и на эти же затраты он будет истрачен. Получается, что переходящего остатка резерва быть не должноп. 4 ст. 267 НК РФ;
  • <если>вы создавали резерв и в 2010 г., то остаток резерва 2011 г. можно перенести на 2012 г. без ограниченийп. 5 ст. 267 НК РФ. Но если сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2012 г. будет меньше, чем сумма остатка резерва 2011 г., то разницу между ними надо будет включить во внереализационные доходып. 5 ст. 267 НК РФ.
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010. В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010.

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизиласьп. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н:

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалып. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов:

  • <если>на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • <если>на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗп. 25 ПБУ 5/01.

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»)Инструкция по применению Плана счетов… утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008. Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимостипп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н. Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложенийп. 37 ПБУ 19/02, придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нетп. 38 ПБУ 19/02.

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходып. 39 ПБУ 19/02.

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложенийп. 38 ПБУ 19/02.

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условийп. 5 ПБУ 8/2010:

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафамип. 2 ПБУ 8/2010;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникамп. 11 ПБУ 8/2010.

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 8 ПБУ 8/2010. Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 летПисьмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходып. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ.

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Резерв на текущий ремонт Резерв на капитальный ремонт
1. Резерв на текущий ремонт рассчитывается исходя из годовой сметы, но он не должен быть больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап. 2 ст. 324 НК РФ. 1. Резерв можно создавать, если на ремонт нужно копить деньги более года.
Для определения годовой суммы отчислений в резерв надо:

  • определить перечень основных средств, требующих капремонта;
  • разработать график ремонта и посчитать сметную стоимость ремонта;
  • общую сумму расходов на капремонт разделить на количество лет, в течение которых планируется создание резерва.
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем деления предельной величины резерваст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ:

  • <или>на 4, если отчетный период — квартал;
  • <или>на 12, если отчетный период — месяц.
3. На конец года у резерва на текущий ремонт не должно быть остатка — его надо включить во внереализационные доходы. Если резерва было недостаточно для покрытия всех ремонтных расходов, списываем такой перерасход как прочие расходып. 7 ст. 250, п. 1 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ. 3. Переходящий остаток резерва может быть, если ремонт еще не завершен и в следующем году такой резерв тоже будет создаватьсяп. 2 ст. 324 НК РФ.

Иные специфические налоговые резервы

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидовподп. 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектовподп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила… утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68.
  • резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынкаст. 300, п. 10 ст. 270 НК РФ;
  • банковские резервыст. 292 НК РФ, резервы страховых организацийст. 294 НК РФ, резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованиемст. 294.1 НК РФ.

***

Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб.пп. 1—3 ст. 120 НК РФ, чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *