Росреестр почему не работает

«В настоящий момент совместно с представителями застройщиков, банковским сообществом, МФЦ и органами исполнительной власти регионов ведется работа по совершенствованию формата взаимодействия в целях повышения качества предоставления услуг клиентам, в том числе выработке обновленных регламентов взаимодействия в рамках электронных систем в связи с переходом регионов на промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРН», — говорится на сайте Росреестра.

Дозвониться до ведомства к моменту публикации у корреспондента «Фонтанки» не получилось. В Санкт-Петербурге по телефону МФЦ, по которому можно осуществить предварительную запись на прием, тоже никто не ответил: после примерно 10 минут работы автоответчика связь прерывается. Зато доброжелательный робот сообщил: «Запись по услугам Росреестра уже завершена».

Петербургские МФЦ возобновили работу в обычном режиме с 3 августа. Сейчас без предварительной записи можно получить 367 услуг, но только не услуги Росреестра. Чтобы оформить собственность на квартиру или земельный участок, до недавнего времени нужно было записаться по телефону МФЦ, причем на две недели вперед. Видимо, теперь ждать придется до конца августа.

Для застройщиков жилья сложности в функционировании нового программного обеспечения — ФГИС ЕГРН — оборачиваются миллиардными потерями.

Фото: www.legal.report

В последние дни во многих регионах возникли серьезные сложности с регистрацией договоров участия в долевом строительстве (ДДУ). Опрос девелоперских компаний из разных регионов показал, что проблема охватила чуть ли не полстраны.

Скорее всего, сложности возникли во всех 49 территориальных управлениях Росреестра, в которых в соответствии с приказом Росреестра П/0548 от 28.11.2017 начало эксплуатироваться новое программное обеспечение ФГИС ЕГРН.

В пресс-службе Росреестра корреспонденту портала ЕРЗ в телефонном разговоре подтвердили наличие сбоев, но заверили, что все возможные неполадки будут устранены в максимально короткие сроки. Портал ЕРЗ направил в пресс-службу и официальный запрос, ответ на который будет обязательно опубликован.

Информация от застройщиков подтверждается открытой перепиской регистраторов, которая ведется на их неофициальном форуме в группе ВКонтакте. Из переписки видно, что многофункциональные центры действительно приостановили прием документов.

Регистраторы сетуют, что их «атакуют» клиенты из-за срыва сроков регистрации. Делятся между собой информацией о том, что упало хранилище данных. «Все стоит. Техподдержка конкретных сроков не называет. Ждемссс», — пишут участники форума. Центральный аппарат Росреестра на их обращения не реагирует и даже якобы не знает, что база не работает.

Между тем остановка регистрации ДДУ влечет огромные убытки для застройщиков и ведет к срыву финансирования жилищного строительства. Ежедневно Росреестр должен регистрировать около 2,5 тыс. ДДУ. Средняя цена сделки по России составляет 3,3 млн руб. Т.е. общий объем ежедневного финансирования жилищного строительства по линии ДДУ составляет более 8 млрд руб.

Если остановка регистрации ДДУ действительно произошла в 49 регионах, то строительная отрасль несет ежедневные потери в размере более 4 млрд руб. Ведь согласно законодательству о долевом строительстве застройщикам запрещено принимать деньги от дольщиков без регистрации ДДУ. За незаконное привлечение средств дольщиков предусмотрена жесточайшая ответственность, вплоть до уголовной.

Фото: www.111bashni.ru

Напомним, с что 1 января 2017 года вступил в силу 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости. В состав ЕГРН должны входить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.

Фото: www.gazeta-lianozovo.ru

Объединиться в рамках ЕГРН должны более 160 региональных баз данных, содержащих информацию о 300 млн объектов недвижимости, каждый из которых имеет десятки уникальных характеристик. Согласно сайту госзакупок, для создания ЕГРН Росреестром только с 2014-го по 2016-й год было заключено 16 государственных контрактов на сумму около 2 млрд руб.

Портал ЕРЗ будет внимательно следить за это темой и обязательно даст слово пострадавшей стороне — застройщикам.

Фото: www.grozny-inform.ru

Количество ДДУ растет в крупнейших регионах

Росреестр: количество регистраций ДДУ за январь-июль опережает темпы 2017 года на 8—9% (графики)

Росреестр: количество регистраций прав собственности по ДДУ опережает темпы 2017 года на 8% (графики)

Экспертизу ДДУ и других сделок с недвижимостью будут проводить роботы

В 2018 году Росреестр перестанет обслуживать граждан и юрлиц через свои офисы

«Полис Групп» первой в России зарегистрировала ДДУ с помощью блокчейн-платформы

Росреестр разъяснил особенности регистрации права по ДДУ в электронной форме

Регламентом Росреестра установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для госрегистрации

Реестр недвижимости могут передать налоговикам

В ноябре выписки Росреестра о ДДУ начнут выдаваться за 1 рубль

Выписки Росреестра о ДДУ можно будет заказывать за 1 рубль уже в октябре

Минэкономразвития подготовил приказ, упрощающий получение выписок ДДУ

В работе сервисов Росреестра по Московской области в начале сентября произошли технические неполадки, которые привели к увеличению сроков оказания услуг. Об этом РБК сообщили в пресс-службе Росреестра.

«В начале сентября 2019 года в управлении Росреестра по Московской области имели место временные технические неполадки в работе информационных систем. Данный сбой привел к увеличению сроков оказания государственных услуг Росреестра, а именно проведения государственной регистрации прав, осуществления единой процедуры, а также предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)», — сказали в пресс-службе.

Там отметили, что работа технических систем была восстановлена 11 сентября, но скорость загрузки одного пакета документов в учетную систему ведения ЕГРН ниже обычной и не позволяет загрузить весь требуемый объем в течение рабочего времени. В связи с этим служба работает в усиленном режиме, в частности, организована работа по скорейшему рассмотрению документов, а все решения принимаются в максимально короткие сроки.

Пользователи заметили, что проблемы с заказом выписок из реестра начались 4 сентября. Предыдущий сбой в работе Росреестра произошел в начале этого лета. Проблемы в заказе выписок начались 28 мая, заметили корреспонденты РБК. В службе объяснили, что на сайте Росреестра проводились внеплановые технические работы, которые вызвали сбой.

С 10 июня в Подмосковье начнется переход на новую цифровую систему учета имущества — Управление Росреестра по Московской области и Кадастровая палата по Московской области реализуют мероприятия по внедрению на территории региона Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). Данный вопрос рассмотрен сегодня на заседании Правительства Московской области под руководством Губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева.

Министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова рассказала, что переход на новую цифровую платформу поможет повысить качество предоставляемых Росреестром услуг, упростит осуществление учетно-регистрационных процедур в электронной форме и улучшит качество данных, содержащихся в ЕГРН.

«Услуги Росреестра занимают первое по популярности место среди государственных услуг. В 2019 году в МФЦ поступило более 10 млн заявлений по услугам 22 федеральных и 26 региональных ведомств, из которых 3,5 млн составили заявления на услуги Росреестра», — рассказала Наталья Адигамова.

Министр отметила, что одним из преимуществ новой системы ФГИС ЕГРН является переход на единую программу, которая объединит базы данных Государственного кадастра объектов недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП), что позволит регистрировать права на объекты без дополнительных заявлений, оперативно формировать выписки, вносить в базу данных сведения, анализировать их, выявлять и исправлять несоответствия.

Взаимодействие органов власти и Росреестра также будет осуществляться в электронном виде. Росреестр планирует интеграцию со смежными информационными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления, ФНС, ФССП, нотариата, что ускорит осуществление учетно-регистрационных процедур, которые необходимы как для реализации госпрограмм на территории Подмосковья, так и для управления земельно-имущественным комплексом региона.

Для успешного внедрения ФГИС ЕГРН на территории Подмосковья 1882 сотрудника МФЦ прошли дистанционное обучение по работе в новой программе, на 126 площадках МФЦ проведено тестирование всех учетно-регистрационных действий, созданы методические материалы и пошаговые инструкции по работе в новой системе, также налажена непрерывная работа МФЦ и портала Росреестра для бесперебойного приема документов и предоставления необходимых услуг.

Переход на новую программу может занять от 2 недель до месяца, тем не менее все услуги Росреестра будут доступны в прежнем объеме – через портал Росреестра и офисы МФЦ, которые до 1 июля принимают по предварительной записи.

С 29.04.2020 обращения Росреестра выведены в Центр управления регионом Московской области, где находятся на контроле сотрудников ЦУРа. Все обращения через систему «Добродел» попадают в подмосковный ЦУР и оперативно отрабатываются Управлением Росреестра по Московской области для последующего направления ответа заявителю.

На сегодняшний день 54 региона уже перешли на ФГИС ЕГРН. До конца 2020 года планируется подключить к системе еще 31 регион.

Замглавы Росреестра Сергей Сапельников сбежал за границу в 2013 году после того, как оперативники ФСБ и Счетная палата обнаружили финансовые нарушения на сумму 23,9 миллиарда рублей, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 2,5 миллиарда рублей. Основные нарушения пришлись на сферы IT-инфраструктуры и IT-технологий, а также картографии, которые в Росреестре курировал Сергей Сапельников. В отчете указывалось, что он предоставлял недостоверные сведения по расходам средств подпрограммы без объяснения по фактам выявленных аудиторами нарушений.

Но за шесть лет после громкого побега чиновника Росреестра, ведомство так и не смогло отладить свою работу. Дошло до того, что в начале декабря 2019 года МВД потребовало предоставить прямой доступ к информационным базам Росреестра из-за постоянных перебоев в работе ЕГРН. Напомним, сбои в работе сервисов Росреестра начались еще в начале лета 2019 года, продолжились в августе и сентябре и не заканчиваются по сей день. В самом ведомстве давно признали наличие проблем и обещают перенести базы данных на новые мощности.

По мнению Кирилла Кабанова, исправление ошибок Росреестра снова потребует новых денег, а значит найдутся желающие их «освоить»:

«Пока Росреестр остается в категории высокого коррупционного риска. Это правда. Там непростые внутриэлитные отношения. Пока у Виктории Абрамченко (руководитель Росреестра — прим.НСН) есть возможность списывать проблемы на огрехи прошлых начальников. Но проблема является раздражающим фактором в обществе, это факт. Мы готовим большой документ по Росреестру и скоро передадим его президенту», — добавил он.

А вот председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента РФ по развитию интернета Герман Клименко настроен менее категорично. По его мнению, не за всяким сбоем стоит коррупция.

«Нужно понять, кто и чем занимается. На текущий момент на рынке действительно есть несколько групп людей, которые страдают от Росреестра. Это, во-первых, нотариусы, которые проводят сделки. Они жалуются, что каждый пятый документ, которые сдается в Росреестр, задерживается по ряду причин, некоторые запросы теряются. На эти же проблемы жалуются и застройщики. Почему такие сложности в Росреестре? Они вынуждены работать с очень чувствительной историей. Недвижимость и земля в России всегда были самым тонким моментом», — заявил НСН Герман Клименко.

По его словам, без сбоев не обходится ни одна крупная система:

«Я не хочу защищать Росреестр ни в коей мере, у меня нет там никаких интересов, но мне кажется, когда мы говорим о сбоях , это говорит, что система тяжела, и ее приводят в порядок. Нам иногда кажется, что что-то сделать очень просто. Но если за этим стоят имущество и судьбы людей, там надо все перепроверять 10 раз. Сделки задерживаются, да, но если бы Росреестр поторопился, возможно, было бы еще хуже», — предположил эксперт.

Однако сбой в работе ЕГРН сильно ударил не только по нотариусам, но и по простым людям в их сделках с недвижимостью. Многие граждане понесли ощутимые финансовые потери из-за срывов сроков регистрации. Особенно это было заметно в банковской системе ипотечного кредитования, когда простые граждане брали ипотечный кредит, начинали платить проценты, но при этом не могли въехать в новое жилье, потому как без регистрации в Росреестре любая сделка с недвижимостью недействительна.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев рассказал НСН, что решить проблему могли бы новые блокчейн-технологии, но на создание нового подхода требуется время и изменения в законодательной базе.

«Любые информационные системы хоть раз в жизни, да сбоят. Но я являюсь сторонником децентрализованных систем распределенных реестров, которые гораздо более отказоустойчивые и гораздо более подходят Росреестру, чем их централизованные системы, которые администрируются. Например, база данных, которая основана на блокчейне, позволяет хранить реплику одних и тех же данных, независимо от падения или гибели отдельно взятого узла. И тогда, реестр недвижимости может поддерживаться самими владельцами недвижимости, и падений, потерь и сбоев станет гораздо меньше, чем в их централизованной системе. Но реализовать это нам не позволяет законодательство, этим технологиям блокчейна не так много лет, они не отработаны. Для внедрения потребуется пилотная реализация, формирование технического задания, все это достаточно сложно», — заявил НСН Мариничев.

Но пока эксперты ломают копья вокруг проблем Росреестра, в самом ведомстве доходит до курьезов. Так, совсем недавно Росреестр заблокировал весь входящий трафик от… Службы судебных приставов. По данным Росреестра, только за октябрь ФССП сделало свыше 67 миллионов запросов на получение информации из реестра. Это почти половина всех обращений за месяц. Как результат, в конце ноября время на обработку запросов приставов увеличилось более чем вдвое, до четырех-пяти суток. На всякий случай приставов отключили. Совсем. До лучших времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *