Сброс на рельеф местности

Проблеме сброса сточных вод на рельеф местности посвящено множество правовых статей, в рамках которых их авторы бывают солидарны во мнении: на сегодняшний день сброс на рельеф местности — источник негативных последствий для природопользователей, как правило, выраженных в форме привлечения к административной ответственности и взыскания вреда, причиненного почвам.

Однако для многих природопользователей сброс сточных вод на рельеф местности остается привычным делом. Это может быть обусловлено различными причинами. Наиболее часто — невозможностью удалить сточные воды правомерными способами: сброс в систему канализации или в водный объект.

И в том и в другом случае невозможность удаления сточных вод обозначенными вариантами, как правило, объясняется тем, что указанные приемники сточных вод значительно удалены от территории предприятия.

В различных регионах страны наболевший вопрос решается по-разному. В некоторых субъектах Российской Федерации органы госэконадзора закрывают глаза на ситуацию, при которой отведение сточных вод осуществляется «неправовым» способом.

В ряде других регионов природопользователям повезло значительно меньше — нередко встречаются случаи привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2017; далее — КоАП РФ) и взыскания вреда, причиненного почвам.

При этом все чаще хозяйствующих субъектов не спасает даже разрешение на сброс сточных вод в водный объект, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника сточных вод).

Иногда до выяснения вопроса о наличии разрешения на сброс сточных вод в водный объект дело и не доходит. Для того чтобы заявить о наличии административного правонарушения, госоргану (субъективно) достаточно установить:

• факт сброса сточных вод на рельеф местности;

• факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву);

• наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в осуществлении сброса сточных вод на рельеф местности (почву);

• и для пущей уверенности — факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве над предельно допустимыми концентрациями веществ в почве населенных мест или над фоновыми концентрациями веществ в почве сопредельного (не подвергшегося воздействию сточных вод) земельного участка.

Все остальное — мотивы выбора именно такого способа удаления сточных вод, причины отсутствия разрешительной документации, нелегкие обстоятельства ведения хозяйственной деятельности в условиях удаленности от водного объекта и централизованной системы водоотведения — на позицию представителей власти и последствия выявления указанных обстоятельств в большинстве случаев не влияет.

Сегодня мы не станем вновь приводить правовое обоснование неправомерности сброса на рельеф местности в отсутствие разрешительной документации и рассказывать о теоретических негативных последствиях, а перейдем к рассмотрению конкретных примеров судебных решений (суда общей юрисдикции и арбитражного суда), которые наглядно показывают, чем чреват вышеназванный способ удаления сточных вод.

Сброс сточных вод на поле фильтрации может быть признан несанкционированным сбросом на рельеф местности

Нередко предприятия находят «выход» из сложившейся ситуации, принимая решение сбрасывать сточные воды на почву, поля фильтрации, поля испарения.

Разумеется, выбирая такой подход, природопользователь задумывается о том, как получить разрешительную документацию на сброс сточных вод в окружающую среду в подобных случаях, и неминуемо сталкивается с проблемой — получить желаемую разрешительную документацию фактически невозможно.

Максимум чего добиваются некоторые хозяйствующие субъекты — получение разрешения на сброс в водный объект, невзирая на то, что ближайший водный объект расположен в нескольких километрах от источника сброса — решение временное и весьма сомнительное.

С точки зрения фактической обстановки ситуация, конечно, не меняется: продолжая сбрасывать сточные воды на почву, предприятие «на бумаге» сбрасывает их в водный объект, что впоследствии чревато административной ответственностью за химическое загрязнение почв.

Однако встречаются и более рискованные подходы. Не получая разрешительной документации вовсе, предприятие удаляет сточные воды уже известным способом, а в случае возникновения претензий со стороны органа госэконадзора возражает: «Сброс осуществляется не на почву, а на поля фильтрации, что исключает загрязнение почв».

И все бы ничего, если бы означенные поля фильтрации чем-либо отличались от обычного почвенного покрова (кроме повышенного содержания загрязняющих веществ).

Решение Астраханского областного суда от 02.09.2016 по делу № 21-546/2016

Предмет рассмотрения

Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за сброс сточных вод на почву.

Обстоятельства дела

В отношении предприятия проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлен факт сброса предприятием сточных вод на почву.

Привлеченным экспертным учреждением отобраны пробы почвы на соответствующем земельном участке. Результаты количественного химического анализа пробы почвы показали значительные превышения концентраций загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоновым качеством.

За допущенное нарушение предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Возражая против вынесенного постановления о назначении административного наказания, предприятие указало, что участки, с которых отбирались пробы, не являются плодородными почвами, т.к. это поля подземной фильтрации.

Позиция суда

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.07.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:

• использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде;

• осуществлять мероприятия по охране земель;

• соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, противопожарных и иных правил, нормативов;

• не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административное наказание.

Предприятие не представило проектную и техническую документацию на эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, в т.ч. на поля фильтрации.

В отсутствие проектной и технической документации на поля фильтрации сброс сточных вод в границах спорного земельного участка является сбросом сточных вод на почву и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Почему же предприятие не озадачилось получением разрешения на сброс на рельеф местности, учитывая отсутствие какого-либо сооружения, которое исключало бы беспрепятственное попадание химических веществ на почву?

Ответ прост: на сегодняшний день формально получить разрешение на сброс сточных вод на рельеф местности невозможно.

И, как известно, в настоящее время проблема отсутствия правового регулирования отношений, связанных со сбросом на рельеф, стоит на трех китах:

1) отсутствие порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) при сбросе на рельеф;

2) отсутствие порядка получения разрешительной документации для сброса на рельеф;

3) отсутствие порядка исчисления платы за НВОС при сбросе на рельеф.

Хотя большинство специалистов экологических служб, конечно же, помнит недалекие времена, когда органы госэконадзора игнорировали факты отсутствия у природопользователей разрешений на сброс при сбросе сточных вод на рельеф местности в обмен на сверхлимитные платежи за НВОС.

К сожалению для многих природопользователей, настроение природоохранных органов кардинально изменилось, и наступило время, когда хозяйствующие субъекты на своем опыте узнали, что сбрасывать сточные воды на рельеф местности в отсутствие на то «санкции» со стороны уполномоченных органов (т.е. разрешения на сброс) не допускается (иными словами — строго запрещено!).

Напомним, что в последнее время органы госэконадзора сошлись во мнении, что сброс сточных вод на рельеф местности (водосборную площадь) недопустим, в т.ч. отталкиваясь от позиции Минприроды России.

Так, Минприроды России в письме от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» указывает на два «законных», по мнению ведомства, способа отведения образующихся на предприятиях сточных вод:

• сбросы в водные объекты;

• сбросы в системы водоотведения.

КСТАТИ

Как доказывает практика правоприменения, внесение сверхлимитных платежей за сброс на рельеф (водосборную площадь), вопреки расхожему заблуждению, никогда не гарантировало природопользователю отсутствие рисков:
• быть привлеченным к административной ответственности за оказание негативного воздействия на почву с нарушением требований (например, по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
• получить требование о возмещении вреда почве, причиненного в результате ее химического загрязнения.

Рассмотрим пример судебного решения, иллюстрирующего возможность взыскания вреда, причиненного почвам, при выявлении органом государственного надзора факта сброса сточных вод на рельеф местности.

Сброс сточных вод на рельеф местности — путь к возмещению вреда, причиненного почвам

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2017 по делу № А82-16994/2015

Предмет рассмотрения

Оспаривание иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод.

Обстоятельства дела

Управление Росприроднадзора обнаружило факт неорганизованного сброса сточных вод на рельеф местности (почву) от канализационной насосной станции.

В рамках административного расследования привлеченным экспертным учреждением были отобраны пробы почв и проведен их анализ, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 500 м2 загрязнены почвы по ряду химических показателей.

Также в ходе административного расследования установлено, что земельный участок, на котором обнаружен неорганизованный сбор сточных вод на почву, равно как и канализационные сети, по которым должно осуществляться доведение сточных вод до очистных сооружений, принадлежат администрации муниципального образования.

Администрация муниципального образования привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Впоследствии Управлением Росприроднадзора в адрес администрации муниципального образования направлено требование о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на почву.

Позиция суда

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Выводы суда

1. Вследствие неисполнения обязанности обеспечить водоотведение на территории муниципального образования и обязанности по надлежащему содержанию канализационных сетей (от канализационных насосных станций к очистным сооружениям), расположенных в границах загрязненного земельного участка, администрация муниципального образования причинила вред окружающей природной среде (почве) посредством неорганизованного сброса сточных вод на почву.

2. Требование Управления Росприроднадзора о взыскании с администрации муниципального образования суммы исчисленного вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на земельный участок, подлежит удовлетворению.

Итак, на примере рассмотренного судебного решения мы можем наблюдать проявление сразу двух негативных последствий сброса сточных вод на рельеф местности:

1) привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

2) взыскание вреда, причиненного почвам в результате загрязнения.

СПРАВКА

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
• на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.;
• на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В рассмотренном случае взыскания вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод на рельеф местности, для исчисления размера вреда применялась Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (в ред. от 25.04.2014; далее — Методика), по основанию — загрязнение почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.

И здесь необходимо напомнить о распространенном заблуждении, которое заключается в том, что вред, причиненный почвам в результате их загрязнения, исчисляется только в том случае, когда подвергшийся загрязнению земельный участок расположен в границах населенного пункта, т.е. является частью земель населенных пунктов.

Учитывая, что иных нормативов качества почв (кроме гигиенических нормативов) в законодательстве нет, природопользователи иногда ошибочно полагают, что риск взыскания вреда, причиненного почвам, существует лишь в случае «порчи» вышеперечисленных земель.

В некоторых случаях заблуждение простирается еще дальше, когда предполагается, что такой риск возможен только в границах населенных пунктов.

Действительно, гигиенические нормативы качества почв применимы к почвам населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений.

Однако применение формулы расчета вреда загрязненным почвам возможно не только в случае, когда вред причинен землям нормируемых категорий.

Извлечение
из Методики

5. Исчисление в стоимостной форме размера вреда при загрязнении почв осуществляется по формуле:
УЩзагр = СЗ × S × Kr × Kисх × Тх, (2)
где УЩзагр — размер вреда (руб.);
СЗ — степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S — площадь загрязненного участка (кв. м);
Kr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Kисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).

Итак, степень загрязнения СЗ — ключевая переменная формулы расчета вреда при загрязнении почв.

Степень загрязнения почв рассчитывается в соответствии с п. 6 Методики, согласно которому она зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Понятно, что данные о фактических содержаниях загрязняющих веществ в почвах, которым якобы причинен вред, должны быть известны органам, применяющим Методику. При этом такие фактические данные, по общему правилу, следует соотнести с нормативами качества окружающей среды для почв.

Однако необходимо учитывать, что в Методике установлена специальная норма для случаев, если нормативы качества почв не установлены.

Так, в соответствии с абз. 7 п. 6 Методики при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн (норматива качества) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Таким образом, при отсутствии норматива качества почв (в т.ч. когда невозможно применение нормативов качества почв населенных пунктов к землям, например, промышленности, сельхозназначения, водного фонда и т.д.) степень загрязнения почв СЗ будет рассчитываться как соотношение фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (аналогичного целевого назначения и вида использования), не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Вывод

Сброс на рельеф местности, как показывает практика, давно превратился из способа сбора сверхлимитных платежей за НВОС в повод для применения к природопользователю мер административной и материальной ответственности.

При этом привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за загрязнение почв в результате сброса сточных вод на рельеф местности нередко выступает предвестником иска о возмещении вреда, причиненного почвам.

На практике, если хозяйствующий субъект допускает химическое загрязнение почвы, причиной которому выступает, в частности, сброс сточных вод на рельеф местности, о чем становится известно административному органу, события, как правило, развиваются по классическому сценарию:

1) составление протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

2) привлечение лица, действие (бездействие) которого привело к загрязнению почв, к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

3) исчисление административным органом размера вреда, причиненного почве в результате ее химического загрязнения;

4) предъявление лицу требования о добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

5) нередко отказ лица в добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

6) обращение административного органа в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы исчисленного размера вреда.



Материал прочитан 17319 раз и оценен5 14.08.2018

Автор Олег Борисович Зайцев
директор ООО «ЭРБи»
Тезисы:
Платим ли мы за сброс на рельеф? Нет.
Можно ли сбрасывать сточные воды на рельеф? Нет.
Нормативное обоснование этих тезисов.
Что с этим делать при проектировании?
Водосборная площадь = рельеф. Если открыть топографическую карту, то всю территорию при должном усердии можно разделить на водосборные площади водных объектов и нанести линии водоразделов.
В нашей практике проектирования распространён вопрос, когда ливневые стоки с проектируемой территории собираются, очищаются и далее сбрасываются на прилегающую территорию. Это норм или не норм? Куда смотреть, на что опираться, чем руководствоваться?
Из статьи в журнале Экология производства за 2016 год №2 стр. 34-36 О.В. Суворова (Росприроднадзор). Рассмотрен вопрос взимания платы за сброс на водосборную площадь и констатировано, что до 2016 года плата взималась по сверхлимитке, т.к. не было (и нет на текущий момент) порядка расчёта НДС при сбросе на рельеф, нет порядка его утверждения и выдачи Разрешения. Но с 2016 года в закон об охране окружающей среды (7-ФЗ) ст.16 внесены поправки и плата взимается только за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Т.о., с 2016 г. нет требования платить за сброс на рельеф.
Далее автор статьи рассматривает вопрос легитимности сброса сточных вод (СВ) на рельеф. И делает интересный вывод. Эта логика и толкование встречаются как у инспекторов, так и у экспертов государственных и не государственных экспертиз. Можно сказать, что это официальное мнение.
Итак, следим за логикой (это полезно).
Первое. 7-ФЗ, Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений … в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений … принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Окружающая среда, это в т.ч. и земельные ресурсы, и почвы. Но специальных требований по регулированию сброса на рельеф нет, поэтому смотрим Земельный кодекс (ЗК).
ЗК, Статья 13. Содержание охраны земель
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, … и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Далее автор статьи делает интересный вывод на основании ч.2, п.2 ст.13 ЗК, что поскольку нужно обеспечить защиту земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания и т.д., то, ВНИМАНИЕ! сброс на рельеф сточных вод запрещён! Запрет чего-либо в целях защиты – это распространённая позиция. А «природопользователи, у которых есть сбросы обязаны собирать СВ в водонепроницаемые приёмники». О том с какой периодичностью будет осуществляться вывоз СВ из приёмников, сколько это будет стоить и вообще об организационной и технической обоснованности такого решения автор не упоминает. От себя хочу отметить, что большинство экспертов также не задают вопрос: насколько реально такое решение и не будет ли оно провоцировать несанкционированные сбросы этих стоков в соседнем лесочке.
Если вы ещё раз прочитаете ст. 13 ЗК, то вы не увидите прямого запрета на сброс СВ на рельеф. Как же такой вывод появляется и обоснован ли он? ДА, обоснован в подавляющем большинстве случаев.
См. 7-ФЗ, Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Этот принцип означает, что для эколога-эксперта и эколога-инспектора вы изначально виноваты и Вы (или мы с вами вместе приразработке ПМООСа) должны доказать, обратное при подготовке проектной документации и в ходе экспертизы.
Т.о., если в материалах нет доказательства или доказательство по мнению эксперта неубедительно, то принцип защиты земель не соблюдается, а тем самым сброс СВ на рельеф недопустим. Касается ли это очищенных стоков? Да, т.к. почистив от загрязняющих веществ, мы не исключаем процессов эрозии, заболачивания, подтопления.
Рассмотрим типовую схему водоотведения и подумаем, что можно предложить.
В большинстве проектных решений для обособленных от централизованных коммуникаций объектов встречаем следующее: фекальные стоки собираются и вывозятся на очистные, либо очищаются на локальных очистных, а сточные воды сбрасываются на рельеф. По отношению ливневых и дренажных стоков также распространена схема очистки от взвешенных и нефтепродуктов с последующим выпуском на рельеф. Однако в случае ливнёвки при значительных территориях водосбора мы можем собрать сотни кубометров поверхностных СВ за дождливые сутки какое количество рейсов потребуется для опорожнения таких емкостей? Имеется ли в распоряжении парк требуемой техники? Какое транспортное плечо до очистных сооружений?
Что можно предложить?
Предусматривать предварительную очистку ливнёвки надо.
Если есть возможность сброса в водный объект, то рассмотреть данный вариант. Но помним, что при этом появляется: расчёт с дальнейшей разработкой проекта НДС, обязательные гидрометеорологические изыскания, исследования фоновых концентраций водного объекта, разработка и согласование рыбохозяйственного раздела с рыбозащитными мероприятиями и ущербом, оформление Решения на водопользование и т.д.
Очистку хоз.бытовки – по усмотрению. Если вывоз фекальных стоков приемлем и допустим, то вывозить. Необходимо учитывать, что эксплуатация очистных хоз.быт. стока ответственный и «тонкий» процесс, требующий работы технолога.
Направить очищенный ливневый сток в пожарный водоём с большой вместимостью. Но при этом будут заняты значительные площади под данное сооружение. И сам пожарный водоём придётся оборудовать водонепраницаемыми материалами, решить проблему с заилением и биологическим зарастанием. Наверняка нельзя будет обойтись только им одним, т.к. для целей пож.безопасности должен быть постоянный запас расчётного количества технически пригодной воды.
Сброс СВ НЕ на рельеф, а в фильтрационные траншеи или колодцы. В этом случае мы будем отводить стоки в инженерное сооружение. Плюс: мы уходим от «запрещённого» сброса на рельеф. Минусы: 1. Траншея или колодец – это инженерное сооружение и должно быть должным образом рассчитано на поступающий объём СВ и проработано конструктивно. 2. Гидрогеологические условия должны позволить установку такого сооружения. Для местности с высокими грунтовыми водами данное решение будет не приемлемо. 3. На мой взгляд было бы логичным выполнить специализированные гидрогеологические расчёты скорости инфильтрации очищенных СВ через фильтрационные колодцы и траншеи в подземный горизонт. Спрогнозировать уровень подъёма подземных вод и вообще возможность инфильтрации и разгрузки расчётного объёма стоков. 4. Оценить куда и как будет осуществляться разгрузка, какое влияние на ближайший поверхностный или водный объект будет оказано. 5. В своей практике я, к сожалению, не встречал ни аналогов таких работ, ни желания заказчика с этими исследованиями связываться. 6. Отсутствие распространённой практики (в частности по УрФО) – это гарантированные вопросы со стороны экспертизы. 7. В мониторинг потребуется включить организацию гидрогеологического мониторинга.
Рассосредоточенный сброс на рельеф с гидрогеологическим обоснованием отсутствия заболачивания, эрозии и прочих негативных последствий. Это решение несёт с собой все минусы предыдущего пункта.
Подведём итог.
Сброс СВ в водный объект – не подарок, но более-менее понятная задача.
Сброс на рельеф – для этого решения превалирует отрицательная позиция экспертного сообщества. Прямого законодательного запрета нет, но я не встречал хорошего обоснования допустимости сброса на рельеф.
Сброс в фильтрационные колодцы (траншеи) – более распространённое и приемлемое решение, но также требует гидрогеологического, инженерного и экологического обоснования.
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: eco-bis.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Охрана окружающей среды»

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздухаСведения из обобщенной практики контрольно-надзорной деятельности Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального госуд… Правительство выделит на экологию 1 триллион рублейПрезидент РФ Владимир Путин заявил, что впервые из федерального бюджета на охрану окружающей среды, в частности, на развитие инфраструктуры, снижение уровня загрязнения воздуха, будет выделен 1 трилли… Утверждена отчетность по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействияПриказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.07.2020 № 468 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от загрязнения и иного негативного воз… Экологи и судебные эксперты подписали соглашение о сотрудничествеСудебно-экспертная палата (СЭП) РФ и Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны природы» договорились сотрудничать. Организации договорились о взаимодействии по вопроса… Планируется изменить порядок кадастра ООПТПроект приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов…

Другие новости за 14.08.2018

На портале появился текст проекта постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест»»Проект постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требован… Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов. Разъяснение РосприроднадзораНа основании пп.5 п.4 ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществление деятельности по сбору, транспо… Минприроды создаст единого оператора обработки отходов в 2018 годуМинистерство природных ресурсов и экологии России создаст координатора деятельности региональных операторов в сфере обращения с отходами до конца 2018 года, сообщили «Известиям» в пре… Внимание! О вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земельВ соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Росприроднадзор осуществляет го… На портале проектов нормативно правовых актов Минфином размещен проект «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»С 2020 года предлагается заменить действующую плату за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. Планируется, что физлица тоже будут под него попадать. И… Минфин предложил ввести в России новый налогМинфин предложил ввести в России экологический налог. Если законопроект примут, пошлина заменит платежи за загрязняющие выбросы. Документ размещен на портале нормативно-правовых актов… Самая масштабная солнечная электростанция в скором времени будет открыта в ЕгиптеСжигание топлива ведет к появлению выбросов парниковых газов…

Сложившаяся ситуация в части сбросов загрязняющих веществ на рельеф местности является неоднозначной как для общества, так и непосредственно для хозяйствующих субъектов, представляющих предприятия промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-коммунального и других секторов экономики. После внесения изменений в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» были изъяты упоминания видов негативного воздействия. В действующей редакции № 7-ФЗ в статье 16 осталась только плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно письму Минприроды России от 20.02.2014 № СН-08−02−31/2469 («О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет») при заполнении заявки на постановку на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), а именно раздела II, необходимо вносить информацию о существующих выпусках и сбросах сточных вод, в том числе и на водосборные площади (рельеф местности). Для этого в строке «наименование» (для заявок в электронном виде) или в строке «порядковый номер источника сброса» необходимо ставить пометку «водосборная площадь».

В случае наличия на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади объекту НВОС присваивается III категория, несмотря на то, что ранее в письме Минприроды России (от 18.11.2014 № СМ-08−02−32/18 383) сообщалось, что «сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требований действующего законодательства».

— Реклама —

В письме Минприроды России от 10.10.2016 № 12−50/8275 речь идет о «минимизации поступления загрязняющих веществ в окружающую среду», и «с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения».

Сброс сточных вод на рельеф местности является нарушением, влекущим штрафные санкции для предприятий на основании статьи 8 КоАП РФ.

По факту, ни в одном правоустанавливающем документе не приведена трактовка запрета сброса сточных вод на рельеф местности, а также определение «рельеф местности/водозаборная площадь», которые были бы законодательно утверждены, за исключением письма Минприроды России от 10.10.2016 № 12−50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения».

Кроме того, сложилась правовая неопределенность в предъявлении вида наказания природопользователям в случае установления факта сброса сточных вод на рельеф местности. В различных регионах страны данный вопрос сброса сточных вод на рельеф местности решается по-разному. В некоторых субъектах Российской Федерации органы Росприроднадзора закрывают глаза на ситуацию, при которой отведение сточных вод осуществляется «неправовым» способом. В ряде других регионов встречаются случаи привлечения природопользователей к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и взыскания причиненного вреда окружающей среде.

Причиной сброса сточных вод на водосбросные площади является в основном значительная удаленность действующих объектов от приемников сточных вод (водного объекта или централизованных систем водоотведения). При этом сточные воды промышленных предприятий, а также хозяйственно-бытовые сточные воды в подавляющем большинстве случаев подвергаются локальной очистке, после чего сбрасываются на рельеф местности.

Сегодня в нашей стране существуют серьезные пробелы в природоохранном законодательстве, которые нередко приводят к бесконтрольному загрязнению окружающей среды и негативным последствиям для природопользователей. Одна из самых острых проблем – невозможность получения разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности.

При этом многие предприятия продолжают сбрасывать загрязненные воды непосредственно на почву, нанося непоправимый вред экологии, в силу отсутствия доступа к системе канализации или водному объекту. Как выйти из этой непростой ситуации с наименьшими последствиями и чем грозит природопользователю незаконный сброс сточных вод на рельеф местности?

Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый природопользователь, деятельность которого наносит вред экологической обстановке, обязан в полном объеме компенсировать нанесенный ущерб.

При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.

В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.

Почему же некоторые предприятия продолжают сбрасывать загрязненные сточные воды на почву? Это происходит в связи с тем, что система канализации или ближайший водный объект расположены далеко от места расположения предприятия. Образовавшиеся сточные воды при этом непрерывно сбрасываются на рельеф местности. Узаконить это невозможно, в связи с чем предприятия прибегают к следующим ухищрениям:

  1. Получение разрешения на сброс сточных вод в ближайший водный объект. Чтобы избежать ответственности за загрязнение почвы, некоторые предприятия получают разрешение на сброс в ближайший водоем, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника). На самом деле, такое разрешение можно считать фиктивным, в связи с тем, что сточные воды по факту не поступают в водный объект и загрязняют рельеф.
  2. Сброс сточных вод на поля фильтрации. Если территориальные органы власти отказывают предприятию в выдаче разрешения на сброс в удаленный водный объект, руководство может прибегнуть к еще одной уловке – сброс на поля фильтрации. Такой подход предполагает выделение специальной местности (полей фильтрации), которые не используются для строительства объектов недвижимости и выращивания сельскохозяйственной продукции, куда сбрасываются нечистоты. На самом деле, это также незаконно, ведь поля фильтрации ничем не отличаются от обычного участка почвы.
  3. Полное отсутствие разрешительной документации. В связи с отсутствием четкого законодательного ограничения, многие предприятия годами сбрасывают сточные воды на рельеф, не получая никаких разрешительных документов. Единственная особенность такого подхода — сверхлимитные платежи за НВОС. В соответствии с действующим законодательством это незаконно, но контролирующие органы нередко закрывают на это глаза, мотивируя это большими компенсационными выплатами предприятия.

Что грозит природопользователю за незаконный сброс сточных вод на рельеф местности?

Сегодня избежать проблем с законом, сбрасывая сточные воды на рельеф местности практически невозможно. Чаще всего нарушителям грозит привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также предприятию предстоит выплатить немалую сумму компенсации за непоправимый ущерб, нанесенный экологии. К ответственности привлекаются лица, в действиях которых усматривается 4 признака правонарушения:

  • установленный и зафиксированный факт сброса сточных вод на рельеф местности;
  • факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву) или оформление необоснованного разрешения на сброс в близлежащий водный объект;
  • наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в загрязнении почвы;
  • факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве в сравнении с фоновыми показателями.

При первом выявлении факта незаконного загрязнения рельефа местности, в отношении нарушителя составляется протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Далее лицо привлекается к административной ответственности и ему назначается сумма штрафа-компенсации, в соответствии со степенью вреда, нанесенного окружающей среде.

Чтобы избежать повторного привлечения к ответственности и полной остановки деятельности предприятия, виновному лицу лучше добровольно выплатить компенсации не доводя дело до повторного суда.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут быстро, грамотно и в рамках закона решить проблему необходимости сброс сточных вод на рельеф местности. Сотрудники компании найдут оптимальный выход организации сброса с наименьшим вредом для окружающей среды и возможностью узаконить технологическую схему предприятия.

При этом руководство может избежать предусмотренной административной ответственности и переложить функции взаимодействия с контролирующими и судебными органами на специалистов компании «Экобезопасность».

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ДОЖДЕВАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА, ОЧИСТКИ И СБРОСА
ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

ТСН 40-302-2001 Московской обл.

Москва, 2001

1. Разработаны ГП «Союзводоканалпроект» Госстроя России

2. Внесены Управлением инженерных и научно-технических программ Минмособлстроя (НТС от 10.12.99 г.)

3. Приняты и введены в действие распоряжением Минмособлстроя от 30.07.2001 № 120

4. Введены впервые

5. Зарегистрированы Госстроем России, письмо от 26.12.2001 № 9-29/882

ТСН ДК-2001 МО
(ТСН 40-302-2001 Московской обл.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Дождевая канализация.
Организация сбора, очистки и сброса поверхностного стока

Дата введения: 01-01-2004 г.

Предисловие

Территориальные строительные нормы разработаны в соответствии с решением НТС Минмособлстроя от 10.12.99 г. по техническому заданию, утвержденному начальником Управления инженерных и научно-технических программ Минмособлстроя.

Разработка норм выполнена ГП «Союзводоканалпроект» Госстроя России (руководитель темы Г.М. Мирончик), при участии Управления инженерных и научно-технических программ Минмособлстроя.

1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем дождевой канализации для населенных пунктов, объектов народного хозяйства и индивидуальной застройки.

1.2. При разработке проектов надлежит руководствоваться «Водным кодексом Российской Федерации», законом РФ об охране окружающей природной среды, нормативными документами по охране водной и воздушной сред, почв, растительности и здоровья населения, а также строительными нормами и правилами, действующими на территории РФ.

2.1. В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы:

СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»,

СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»,

СНиП 3.05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации»,

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,

СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»,

СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения»,

СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

ТСН 30-303-2000 Московской области «Планировка и застройка городских и сельских поселений»

ТСН 30-304-2000 г. Москвы «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы».

2.2. При проектировании надлежит учитывать нормативные документы органов госнадзора, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствии (МЧС России).

3. Определения

В настоящих нормах применены термины и определения в соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения»; ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения».

4. Отвод поверхностных атмосферных вод

4.1. На застроенных территориях в результате выпадения атмосферных осадков и эксплуатации дорожных покрытий образуется поверхностный сток трех видов: дождевой, талый и поливомоечный.

4.2. На территории населенных пунктов, как правило, следует предусматривать закрытую систему водоотвода.

Применение открытых водоотводящих устройств допускается для районов малоэтажной индивидуальной застройки, для парковых территорий с устройством мостков или труб на пересечениях с дорогами.

Отвод поверхностного стока с территории автодорог и объектов дорожного сервиса вне населенных пунктов допускается выполнять лотками и кюветами.

4.3. Система водоотвода поверхностных вод должна учитывать возможность приема дренажных вод из сопутствующих дренажей, теплосетей, общих коллекторов подземных коммуникаций, а также незагрязненных сточных вод промпредприятий.

4.4. Расчет водосточных сетей рекомендуется производить на дождевой сток по методу предельных интенсивностей согласно Приложению 1 к настоящим нормам. Минимальный диаметр водосточных сетей принимается равным 200 мм.

4.5. Отвод поверхностных вод следует предусматривать, как правило, в самотечном режиме в пониженные места рельефа, водотоки и водоемы с учетом условий и требований органов охраны окружающей природной среды через соответствующие гидротехнические устройства (выпуски).

При выпуске поверхностного стока на рельеф необходимо предусматривать мероприятия по предотвращению размыва грунта ниже выпуска.

Не допускается выпуск поверхностного стока в непроточные водоемы, в размываемые овраги, в замкнутые ложбины, заболоченные территории.

Примечание — перекачка поверхностного стока допускается в исключительных случаях при обосновании.

4.6. На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, образующегося в период выпадения дождей, таяния снега и мойки дорожных покрытий.

Для селитебных территорий и промплощадок предприятий, близких к ним по загрязненности, через очистные сооружения должно проходить не менее 70 % объема годового стока.

Для промпредприятий, территория которых загрязняется специфическими веществами, на самостоятельные (локальные) очистные сооружения следует направлять объем одного дождя расчетной интенсивности (не менее 95 % годового стока).

При выпуске атмосферных вод с мостовых переходов автодорог через водные преграды, а также участков дорог, примыкающих к ним, непосредственно в водный объект, устройство очистных сооружений обязательно.

Необходимость очистки поверхностного стока с территорий объектов дорожного сервиса следует устанавливать с учетом возможной степени его загрязненности и условий сброса (выпуска).

При обосновании, в стесненных условиях застройки, при наличии резервных мощностей на станциях аэрации и в коммуникациях следует рассматривать возможность сброса загрязненной части дождевого стока в системы городской хозяйственно-бытовой канализации.

4.7. Поверхностные воды с селитебной территории водосборной площадью до 20 га, имеющие самостоятельный выпуск в водный объект, а также с городских лесопарков допускается сбрасывать без очистки, если эти водные объекты не являются источниками питьевого водоснабжения.

4.8. Степень очистки поверхностных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, должна отвечать требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и «Правил охраны поверхностных вод» в зависимости от установленной категории водопользования водного объекта, места расположения хозяйственного объекта относительно него и условий сброса очищенных вод. При этом следует учитывать разбавление сточных вод водой водоема-приемника и степень загрязнения водного объекта.

Примечания:

1. В пределах населенных пунктов, а также при размещении хозяйственных объектов за пределами водоохранных зон водного объекта и выпуска очищенных дождевых вод на рельеф, степень очистки допускается ограничивать нормативами для водных объектов культурно-бытового назначения.

2. В случае размещения объектов в режимных зонах, устанавливаемых водным законодательством, и на особо охраняемых территориях, а также при выпуске стока в водные объекты питьевого или рыбохозяйственного назначения следует предусматривать глубокую очистку дождевых стоков.

3. Поэтапное достижение нормативных показателей степени очистки (со строительством сооружений по очередям) допускается только в пределах существующих населенных пунктов.

4.9. Годовое количество поверхностных вод следует определять как сумму объемов дождевых, талых, поливомоечных вод с водосборной территории, а также вод, сбрасываемых в водосток (см. п. 4.3).

4.10. Годовой объем дождевых и талых вод надлежит определять с учетом:

расчетной площади водосбора и коэффициентов, характеризующих поверхность бассейна стока;

слоя осадков за теплый период — для Московской области в среднем 413-488 мм/год (для разных районов уточняется по данным местных метеостанциий);

слоя осадков за холодный период — для Московской области в среднем 150-160 мм/год (для разных районов уточняется по данным местных метеостанций). При этом необходимо учитывать режим снегоуборки территорий и автодорог, способы вывоза и складирования снега.

Ориентировочно в водосточные сети может попадать 30-40 % годового «твердого» стока.

4.11. Годовой объем поливомоечных вод надлежит определять с учетом: площади водосбора, подвергающейся мокрой уборке; удельного расхода воды на единицу площади водосбора, принимаемого по СНиП 2.04.02-84* в пределах 1,2-1,5 л/м2 — на механизированную мойку усовершенствованных покрытий проездов и площадей; 0,3-0,4 л/м2 — на механизированную поливку усовершенствованных покрытий проездов и площадей; 0,4-0,5 л/м2 — на поливку вручную из шлангов усовершенствованных покрытий тротуаров и проездов; среднего количества моек в году — для автодорог около 100 раз; коэффициента стока покрытия водосборной территории.

4.12. Места расположения сооружений дождевой канализации, прохода коммуникаций и выпусков очищенных вод в водные объекты необходимо согласовывать с органами местного самоуправления, градостроительными организациями, организациями, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану водных запасов и охрану окружающей природной среды, а также землепользователями отчуждаемых территорий, в соответствии с «Правилами застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области». Места выпуска в судоходные реки должны также согласовываться с соответствующими органами управления речного флота, гидрографическими службами.

4.13. Надлежит рассматривать возможность использования очищенных вод для мойки дорожных покрытий, а также полива зеленых насаждений, газонов и сельхозугодий.

При этом степень очистки сточных вод должна соответствовать нормативам условий их применения.

Примечание — следует учитывать возможность использования емкостных сооружений в целях пожаротушения на особый период, а также в качестве резервных источников водоснабжения на особый период для производственных нужд категорированных городов и объектов особой важности.

4.14. Санитарно-защитная зона очистных сооружений поверхностного стока устанавливается:

для сооружений открытого типа — 100 м;

для сооружений закрытого типа — 30 м.

Примечание — в зависимости от местных условий размещения преимущественного направления ветра в теплый период года, высотной посадки сооружений, градостроительных требований и т.д. санитарно-защитные зоны могут быть изменены в сторону сокращения или увеличения по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Очистка дождевых и талых вод

5.1. Расчетный расход дождевого стока, направляемого на очистку, следует определять в зависимости от характера застройки, размеров площади водосбора.

Допускается определять этот расход при периоде однократного превышения интенсивности предельного дождя (0,05-0,1) года (см. приложение 1).

На этот расход надлежит рассчитывать ливнеспуски на концевых участках коллекторов перед очистными сооружениями.

5.2. Суточный объем дождевого стока, поступающий на очистные сооружения, определяется исходя из необходимости отвода на них дождей интенсивностью 5-10 мм/сут наиболее загрязненных, представляющих основное количество дождей в течение года и обеспечения пропуска через них не менее 70 % годового стока атмосферных осадков.

При этом необходимо учитывать условия застройки водосборной территории, назначения объекта и характеристики территории — средневзвешенный коэффициент стока (см. Приложение 1).

На стадии обоснования инвестиций, в зависимости от структурно-планировочной зоны, объем дождевых вод, м3/сут с одного га, допускается принимать по таблице 5.1.

Таблица 5.1

Зона города

Объем дождевых вод, м3/сут с 1 га

Городской градостроительный узел

более 50

Примагистральные территории

Межмагистральные территории с размером квартала:

до 5 га

от 5 до 10 га

от 10 до 50 га

5.3. Основными видами загрязняющих веществ, содержащихся в дождевых и талых сточных водах, являются:

— плавающий мусор (листья, ветки, бумажные и пластмассовые упаковки, пробки, тряпье и пр.);

— взвешенные вещества (пыль, частицы грунта, характер которых определяется, как правило, составом грунтов района);

— нефтепродукты (автомасла, топливо автотранспорта);

— органические вещества (продукты разложения растительного и животного происхождения), характеризуются величиной БПК20;

— соли (в основном хлориды, применяемые для борьбы с гололедом в зимний период). Содержатся в талом стоке и во время оттепелей;

— химические вещества, состав которых определяется составом атмосферного воздуха в районе, наличием и профилем промпредприятий, междождевым периодом и т.д.

5.4. Концентрации загрязняющих веществ изменяются в широком диапазоне в течение сезонов года и зависят от многих факторов: степени благоустройства водосборной территории, режима ее уборки, грунтовых условий, интенсивности движения транспорта, состава топлива, интенсивности ливня, состояния водосточных сетей и т.п.

Расчетные концентрации основных видов загрязняющих веществ для различных водосборных бассейнов допускается принимать по табл. 5.2.

Таблица 5.2

Характеристика бассейна

Дождевой сток

Талый сток

взв. в-ва, мг/л

нефтепр., мг/л

взв.в-ва, мг/л

нефтепр., мг/л

Благоустроенные территории

Жилая застройка

Магистральные дороги, улицы с интенсивным движением транспорта

Плавающий мусор (в м3/1000 га)

0,1-0,2

0,3

5.5. Учитывая сезонность образования атмосферных сточных вод в течение года и сравнительно небольшие их объемы, очистные сооружения поверхностного стока целесообразно рассчитывать на удаление взвешенных веществ и нефтепродуктов (см. табл. 5.2.).

5.6. Целесообразность очистки либо непосредственно расчетного расхода (определенного по п. 5.1), либо его регулирования (аккумулирования) надлежит определять технико-экономическими расчетами.

5.7. Вместимость регулирующих емкость (накопителей) надлежит определять, исходя из аккумулирования всех дождей интенсивностью до 10 мм/сут, а также загрязненной части дождей большей интенсивности, с учетом коэффициентов, характеризующих поверхность водосборного бассейна (см. п. 5.2).

Вместимость накопителей и производительность сооружений следует проверять на пропуск талого стока, исходя из режима снеготаяния (7-10 дней в году), способа снегоуборки и хранения снега.

5.8. Производительность очистных сооружений определяется, исходя из периода опорожнения регулирующих емкостей, но не более 3 суток.

5.9. Ливнесбросные камеры, отводящие наиболее загрязненную часть дождевых вод на очистку, должны быть оборудованы специальными устройствами, предотвращающими возможность сброса в водный объект с «пиковым» расходом плавающих веществ (полупогружные щиты).

5.10. Очистные сооружения дождевых вод следует располагать в устьевых участках коллекторов перед выпусками в водные объекты.

Поверхностный сток с территорий промпредприятий, на которых возможно образование специфических загрязнений, складских хозяйств, автохозяйств, баз ГСМ и др., должен подвергаться очистке на самостоятельных (локальных) сооружениях перед сбросом либо в водный объект, либо в городские водостоки (по согласованию с эксплуатирующей организацией).

5.11. Тип сооружений (открытые, закрытые) определяется наличием территории для площадки строительства, градостроительной ситуацией, рельефом местности, грунтовыми условиями, обеспечением санитарно-защитной зоны от жилых и общественных зданий и предприятий пищевой промышленности.

5.12. Технологические схемы очистных сооружений поверхностных атмосферных вод должны предусматривать задержание плавающего мусора, крупнодисперсных и мелкодисперсных взвешенных частиц (размером до 10 мкм), нефтепродуктов (всплывающих, эмульгированных и растворенных), сбор, удаление и дальнейшую обработку образующихся осадков (шламов) и задержанного мусора.

Выбор технологической схемы очистки сточных вод следует определять технико-экономическими расчетами, исходя из требований к степени очистки, принятого типа сооружений, опыта эксплуатации аналогичных станций, местных условий поставки расходных материалов (загрузка фильтров, реагенты и т.д.), энерго- и теплоснабжения, уровня автоматизации работы оборудования, простоты обслуживания и т.п.

5.13. Работа сооружений для очистки дождевых вод, как правило, должна предусматриваться в автоматическом режиме без постоянного персонала с периодическим плановым или аварийным осмотром и обслуживанием выездными бригадами, с передачей на диспетчерский пункт, эксплуатирующей систему организации (например, «Водоканал») сигналов о состоянии оборудования станции, пожарной сигнализации, несанкционированного появления посторонних в здании и т.п.

5.14. При проектировании сооружений необходимо определить способы и места складирования или утилизации образующихся в технологических процессах отходов (мусора, нефтепродуктов, шламов, заменяемых загрузочных материалов) и оформить договора с соответствующими организациями.

Количество и объемы образующихся в технологических процессах очистки сточных вод отходов, подлежащих удалению, надлежит определять расчетом, исходя из принятых исходных показателей по загрязненности стока, эффекта очистки, времени накопления в сооружениях, метода удаления, периодичности замены расходных материалов и т.д.

5.15. Периодическое удаление осадков следует осуществлять в «сухой» период года. Периодичность удаления осадка устанавливается в процессе эксплуатации с учетом загниваемости осевших взвешенных веществ.

5.16. Работа в подземных емкостных сооружениях должна осуществляться с соблюдением соответствующих правил техники безопасности.

5.17. В помещениях, в которых размещается электрооборудование, следует предусматривать дежурное отопление в холодный период года с поддержанием температуры воздуха +5 °С.

5.18. Установки, емкости, оборудование и трубопроводы, содержащие воду в период эксплуатации, должны опорожняться при наступлении отрицательных температур наружного воздуха.

6. Конструктивные решения дождевой канализации

6.1. Инженерные сети

6.1.1. Водосточные сети и коллекторы следует проектировать в соответствии со СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.04.03-85.

6.1.2. Размещение подземных трубопроводов по отношению к зданиям, сооружениям, зеленым насаждениям и их взаимное расположение должны исключать возможность повреждения близко расположенных сетей и зеленых насаждений, подмыва фундаментов зданий и сооружений, а также обеспечивать возможность ремонта сетей без затруднений для движения транспорта.

6.1.3. Дождевую канализацию в профиле улиц и дорог следует размещать в разделительных полосах или под тротуарами (при обосновании).

6.1.4. Переходы трубопроводов под проезжей частью улиц, автодорогами, трамвайными и железнодорожными путями следует предусматривать в футлярах с заполнением пространства между трубой и футляром цементным раствором.

Примечание — при пересечении некатегорированных автодорог и железнодорожных путей, а также улиц, движение по которым может быть перекрыто на период ликвидации аварий на трубопроводе, допускается прокладка водостоков без футляров.

6.1.5. Расположение дождеприемников на улицах следует принимать по СНиП 2.04.03-85.

6.1.6. Конструктивные размеры колодцев и камер на водосточных трубопроводах и коллекторах, а также расстояния между ними надлежит принимать по СНиП 2.04.03-85.

6.1.7. Выпуски в водные объекты следует располагать, как правило, выше уровня среднегодовой летней межени. Допускается кратковременное подтопление выпускной части коллекторов.

6.2. Очистные сооружения дождевой канализации

6.2.1. Сооружения открытого типа (пруды-отстойники) следует располагать в пониженных местах рельефа местности. Допускается использование оврагов и логов с соответствующими мероприятиями, обеспечивающими защиту бортов и склонов от размыва, с устройствами для пропуска паводковых вод и т.п.

6.2.2. Сооружения закрытого типа следует предусматривать на выпусках сетей дождевой канализации в городские водные объекты или на устьевых участках притоков к главным коллекторам при площадях водосбора до 300 га.

Состав основных узлов сооружений аналогичен п. 6.2.1.

Число секций не менее двух.

6.2.3. Над решетками следует предусматривать либо наземный павильон, либо съемное перекрытие (люк).

6.2.4. Установки глубокой очистки следует располагать в наземных зданиях, размещение которых допускается на перекрытии резервуаров-накопителей.

6.2.5. Конструкции резервуаров-накопителей закрытого типа следует выполнять из монолитного железобетона с учетом соответствующих нагрузок и проверки на всплытие при высоком уровне стояния грунтовых вод.

6.2.6. Выпускные устройства должны обеспечивать гашение энергии потока сбрасываемых вод с целью защиты берегов и дна водного объекта от размывания.

6.2.7. Территория очистных сооружений должна быть огорожена, озеленена.

Здания, павильоны, люки над оборудованием следует защищать от несанкционированного доступа в них посторонних лиц.

Методы расчета расхода дождевого стока

— Расчетные расходы дождевых вод для водосточных сетей qmid, л/с, с застроенных территорий и автодорог (где площадь водонепроницаемых поверхностей превышает 30%) допускается определять по методу предельных интенсивностей по формуле:

(1)

где jmid — средневзвешенное значение коэффициента стока, рассчитываемых с учетом данных табл. 1;

F — расчетная площадь стока, га;

tч — расчетная продолжительность дождя, равная продолжительности протекания дождевых вод по поверхности и трубопроводам до расчетного участка, мин;

— параметры A, n, q20, mч и показатель степени l следует уточнять по данным гидрометеостанций конкретного населенного пункта или справочные пособия.

При отсутствии обработанных данных допускается параметр A определять по формуле:

(2)

где q20 — интенсивность дождя, л/с на 1 га, продолжительностью 20 мин при P = 1 год.

P — период однократного превышения расчетной интенсивности дождя, принимаемая в зависимости от характера объекта канализования, условий расположения коллектора с учетом последствий, которые могут вызваны выпадением дождей, превышающих расчетные.

mч — среднее количество дождей за год.

l — показатель степени.

Значения коэффициента стока j для различных поверхностей.

Таблица 1

Поверхность

Коэффициент j

Кровля зданий и сооружений, асфальтобетонные покрытия

0,95

Брусчатые мостовые и черные щебеночные покрытия дорог

0,6

Булыжные мостовые

0,45

Щебеночные покрытия, не обработанные вяжущими

0,4

Гравийные садово-парковые дорожки

0,3

Грунтовые поверхности (спланированные)

0,2

Газоны

0,1

— Расчетное наполнение водосточных трубопроводов следует принимать полное. Допускается кратковременная работа водостоков в напорном (до 1,5 м вод. ст.) режиме.

— Расчетные скорости движения воды в водосточных сетях надлежит принимать:

наибольшую — для неметаллических труб — 7 м/с, для пластмассовых — 10 м/с;

наименьшую — 0,7-1 м/с.

Список технической литературы

1. «Правила охраны поверхностных вод (типовые положения)». М., 1991 г.

2. «Проектирование сооружений для очистки сточных вод». Справочное пособие к СНиП. М., Стройиздат, 1990 г.

3. «Канализация населенных мест и промышленных предприятий». Справочник проектировщика. М., Стройиздат, 1981 г.

4. Курганов А.М. «Таблицы параметров предельной интенсивности дождя для определения расходов в системах водоотведения». Справочное пособие. М., Стройиздат, 1989 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *