Сделки с взаимозависимыми лицами

Содержание

Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка — это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки — это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
  • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.

  • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
  • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
  • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
  • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

Сделки, которые не считаются контролируемыми

Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

  • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
  • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
  • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.

  • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
  • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
  • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
  • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

Товары контролируемых сделок

Контролируемая сделка — это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

  • Драгоценные камни.
  • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
  • Черные металлы.
  • Цветные металлы.
  • Драгоценные металлы.
  • Минеральные удобрения.

Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

  • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
  • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период. То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом. Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении. Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка. Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

  • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.

  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

Статья 105.14 НК РФ: значение и структура

Ст. 105.14 НК РФ описывает те условия, при которых сделки, осуществленные между взаимозависимыми лицами, становятся подлежащими обязательному налоговому контролю. Взаимная зависимость возникает в ситуациях (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), когда:

  • юр- или физлицо прямо или косвенно участвует в одной или одновременно в нескольких организациях в доле, превышающей 25% (подп. 1–3);
  • юр- или физлицо может определять до 50% состава исполнительных органов юрлица (подп. 4–6);
  • физлицо занимает должность единоличного исполнительного органа в организации или одновременно в нескольких юрлицах (подп. 7, 8);
  • имеет место преемственность участия юр- или физлица в цепочке организаций, и общая доля этого участия составляет больше 50 % (подп. 9);
  • между физлицами существуют служебные отношения с должностной подчиненностью или близкородственные связи (подп. 10, 11).

О том, как родственные взаимоотношения влияют на освобождение от НДФЛ подаренного и унаследованного имущества, читайте в статье «Ст. 217 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Однако ст. 105.14 НК РФ к сделкам, подлежащим контролю, относит не только операции между взаимозависимыми участниками, являющимися таковыми в соответствии с критериями, перечисленными в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, но и сделки, приравниваемые к совершаемым зависимыми лицами.

Цель такого контроля заключается в выявлении ситуаций занижения доходов (выручки и прибыли) и, соответственно, налогов, зависящих от этих параметров (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • НДПИ;
  • НДС.

Текст ст. 105.14 НК РФ разбивается на 4 части, содержащие:

  • критерии отнесения сделок к операциям, приравниваемым к совершаемым с зависимыми лицами (п. 1);
  • признаки, по которым сделки признают подлежащими обязательному контролю (пп. 2, 3, 5–9, 11);
  • критерии, позволяющие считать сделку неконтролируемой (п. 4);
  • условия отнесения сделок, не отвечающих обязательным критериям подконтрольности, к контролируемым (п. 10).

Сделки, подлежащие обязательному контролю

Обязательный контроль осуществляется при операциях между зарегистрированными в РФ лицами, взаимная зависимость между которыми установлена, если одновременно имеет место еще хотя бы один из следующих моментов (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • Доход по операциям с зависимым лицом превысил 1 млрд руб. (подп. 1).
  • Сделки совершаются в отношении полезного ископаемого, и одна из сторон-участниц платит НДПИ (подп. 2). При этом объем сделок оказался больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон применяет спецрежим ЕСХН или ЕНВД (подп. 3), и объем сделок с ней превысил 100 млн руб. (п. 3). При этом среди участников операций есть лица, не применяющие подобные режимы (подп. 3).
  • Одна из сторон имеет освобождение от платежей по налогу на прибыль или в связи с участием в проекте «Сколково» использует по нему ставку 0%, при этом другая сторона не применяет подобных льгот (подп. 4). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон пользуется льготой по налогу на прибыль как резидент (участник) особой (свободной) экономической зоны, при этом другая сторона не имеет права на подобную льготу (подп. 5). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон определяет базу по прибыли в особом порядке в связи с ведением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, при этом у другой стороны не имеется права на подобную льготу (подп. 6). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон (или обе) как участник инвестиционного проекта имеет право на ставку 0% по налогу на прибыль или применение пониженной региональной ставки по нему (подп. 7). При этом объем сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).

Подробнее о существующих льготах по налогу на прибыль читайте в материале «Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2014–2015?»

Неподконтрольные сделки

Не будут признаваться подлежащими контролю сделки, даже если они отвечают критериям отнесения к приравниваемым к осуществленным зависимыми лицами или к подлежащим обязательному контролю, если (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны представлены участниками одной консолидированной группы, но речь при этом не идет о продаже полезного ископаемого, облагаемого НДПИ (подп. 1);
  • стороны имеют регистрацию в одном и том же субъекте РФ, не располагают подразделениями за его пределами (и, соответственно, не платят в иных субъектах налог на прибыль), работают без убытков и сделки между ними не отвечают критериям, требующим обязательного контроля по основаниям, связанным с уплатой НДПИ, применением спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 2);
  • стороны, совершающие сделки в отношении добытого углеводородного сырья, делают это в связи с одним и тем же месторождением (подп. 3);
  • сделки относятся к межбанковским кредитам со сроком погашения не более 7 дней (подп. 4);
  • сделки совершаются в определенных законодательством рамках сотрудничества РФ с иностранными государствами в военно-технической области (подп. 5).

Процедура и последствия контроля

За налогоплательщиками, составляющими стороны сделок, отвечающих критериям контролируемых, законодательно закреплена обязанность уведомления налоговых органов о совершенных ими за прошедший год сделках, подлежащих налоговому контролю (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

Как оформить документ, извещающий о таких операциях, читайте в статье «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

Контроль над ценами, применяемыми при таких сделках, и, соответственно, за полнотой отражения доходов и исчисления налогов по ним осуществляет ФНС в специальном порядке, приведенном в гл. 14.5 НК РФ. Налогоплательщики по запросам ФНС обязаны предоставлять информацию, необходимую для проведения такого контроля (п. 1 ст. 105.15 НК РФ).

Если занижение доходов и налогов в результате проверки не выявлено, то она не будет иметь последствий для налогоплательщика. В случае обнаружения занижения налоговых баз по контролируемым налогам или завышения убытка ФНС соответствующим образом откорректирует эти базы (п. 5 ст. 105.3 НК РФ). Допускается выполнение такой корректировки налогоплательщиком самостоятельно (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) с подачей ее в ИФНС не позже срока, установленного для подачи деклараций за налоговый период.

Кто признается взаимозависимыми лицами: статья 105.1 НК РФ

Важно! Если имела место сделка между взаимозависимыми лицами, и при этом стороны сделки не претендуют на снижение налогооблагаемой базы по налогам, налоговые органы не придают значение факту наличия зависимости между участниками сделки.

Согласно тексту пункта 1 статьи 105.1 Налогового Кодекса РФ, при заключении сделок взаимная зависимость рассматривается как вероятность воздействия на действия зависимого лица. Налоговым законодательством определяется зависимость между двумя или более физическими лицами, двумя или более юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами.

Понятие взаимной зависимости между сторонами сделки принимает особое значение при возникновении ситуаций, когда появляется возможность через суд взыскать у плательщика налогов недоимку по счетам лица, являющегося по отношению к нему зависимым, в случае подтверждения факта передачи ему доли выручки или активов плательщика, у которого образовалась недоимка (включая осуществление передачи через цепочку лиц).

Поскольку в отдельных, предусмотренных налоговым законодательством, случаях организации могут уменьшать налогооблагаемую базу, зависимость между участниками сделки представляет интерес для налоговой службы. База по налогам может быть уменьшена в следующих случаях:

  • Если имело место утаение факта покупки недвижимого имущества у взаимозависимого лица, затраты по приобретению которого по закону дают право на вычет по налогу на доходы физических лиц.
  • Если была применена льгота по налогу на имущество при отсутствии на нее права в случае учета с 2015 года в отношении движимых объектов имущества организаций, купленных позднее 2012 года (относящихся к 3-10 амортизационным группам).
  • Если стоимость сделки была снижена в сравнении с рыночной – в таких случаях проводится проверка грамотности расчета налогооблагаемых баз по налогу на прибыль, НДС, НДПИ (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц – НДФЛ).

Взаимозависимость сторон сделки по п. 2 ст. 105.1 НК РФ

В тексте пункта 2 статьи 105.1 НК РФ упоминается о видах взаимодействия, которые наиболее часто приводят к взаимной зависимости участников сделки. К таким ситуациям относятся:

  • Наличие близкородственных связей между сторонами сделки, являющимися физическими лицами.
  • Выявление должностной подчиненности в служебных отношениях между участниками сделки, являющимися физическими лицами.
  • Преемственность участия физического лица или организации в ряде организаций в общей доле, превышающей 50%.
  • Пребывание физического лица в должности единоличного исполнительного органа организации (или сразу нескольких компаний).
  • Формирование до половины состава исполнительного органа компании в зависимости от решения отдельных физических или юридических лиц.
  • Участие в организации или нескольких компаниях в доле, превышающей 25%, физического или юридического лица (участие может быть прямым или косвенным).

При этом существуют четкие правила, по которым следует оценивать долю участия физического или юридического лица:

  1. Участие юридического и физического лица определяется по общему вкладу данного участника и каждого из лиц, являющегося по отношению к нему взаимозависимым.
  2. В качестве итоговой доли должна выступать сумма долей прямого (непосредственного) и косвенного участия.
  3. Косвенное участие должно быть определено расчетным путем с применением упомянутой в тексте подпункта 3 пункта 3 статьи 105.2 НК РФ формулы. Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли должны быть суммированы.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Взаимозависимость и налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Сотрудники Федеральной налоговой службы могут заняться пристальным изучением сделки между взаимозависимыми лицами с целью выявления признаков неправомерного уменьшения и завышения сумм, выплачиваемых одним лицом другому – такая схема применяется с целью:

  • Искусственного увеличения налогооблагаемой базы для получения большого налогового вычета.
  • Искусственного уменьшения налогооблагаемой базы для снижения сумм налога.

Важно! Если сделку признали контролируемой, налоговые органы вправе проверять правильность расчета налога на прибыль, НДПИ, НДС, НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей).

Если и первое, и второе взаимосвязанное лицо перешли на УСН (упрощенную систему налогообложения), сделку не станут признавать контролируемой. Но в том случае, если один из участников уплачивается налоги по ОСНО (общей системе налогообложения), и годовой оборот, согласно контракту, оказывается более 60 млн. рублей, налоговая инспекция будет осуществлять контроль над совершением сделки. То же касается и случаев, когда один из участников применяет специальный режим налогообложения, и годовые обороты по контракту оказываются более 100 миллионов рублей.

Если налоговые инспекторы обнаружат установление в сделке между взаимозависимыми лицами нерыночных цен, будут доначислены налоги (по правилам гл. 14.2 Налогового Кодекса). В ходе прошедших судебных заседаний судом было установлено, что налоговая служба не имеет полномочий на проведение проверки цен в таких сделках, а потому у налогоплательщика имеются шансы оспорить решение ФНС в судебном порядке. Несмотря не позицию суда, Федеральная налоговая служба предупреждает организации и физических лиц о том, что:

  • Будет проводиться контроль любых сделок между сторонами, признанными взаимозависимыми, если имеется вероятность установления в контрактах между участниками цен, более высоких или низких в сравнении с рыночными, для уклонения от уплаты налогов в полном объеме.
  • Будут назначены камеральные проверки с применением методов обнаружения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщика (по нормам, регламентируемым главой 14.3 НК РФ).

Читайте также статью ⇒ “Налог на имущество и взаимозависимые лица в 2018 году”.

Экспертное мнение к вопросу про взаимосвязанных лиц и налоговое право РФ

По словам экспертов Федеральной налоговой службы, взаимосвязанными лицами (в отличие от взаимозависимых и заинтересованных лиц) называются субъекты, отвечающие как минимум одном из требований, указанных ниже:

  • Какая-либо из сторон непосредственно или косвенно контролирует действия второй стороны.
  • Стороны являются членами одной и той же семьи, или между ними родственные отношения.
  • Два физических лица контролируют действия третьего лица непосредственно или косвенно.
  • Два юридических лица подконтрольны третьему лицу.
  • Сторонами сделки являются руководитель и подчиненный компании.
  • Несколько организаций заключили между собой договор и вместе работают для получения прибыли, несут совместные убытки и получают совместные доходы.
  • Несколько или один работник трудится в одновременно в нескольких компаниях (к примеру, директор, который управляет сразу двумя фирмами).

Читайте также статью ⇒ “Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях: уведомление о контролируемых сделках”.

Ответы на распространенные вопросы о том, что представляет собой налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Вопрос №1: Бывают ли ситуации, при наступлении которых закон позволяет не признавать лица взаимозависимыми и не проводить налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами? Возможно ли такое при выявлении внешних признаков взаимного влияния?

Ответ: Подобное возможно лишь в 2 случаях:

  1. Если участие в организации имеет форму государственного контроля (в такой ситуации наличие взаимозависимости может признаваться не только по признакам, перечисленным в тексте п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
  2. Если влияние возникает по причине преимущественного положения участника сделки на рынке.

Вопрос №2: Я являюсь предпринимателем на упрощенной системе налогообложения. Недавно я стал поставщиком в сделке между взаимозависимыми лицами. Проводился налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами. Налоговые инспекторы признали сделку контролируемой, и осуществляли контроль на общих основаниях, без учета того, что я уплачиваю налоги по УСН. Почему?

Ответ: Вас ФНС рассматривала как субъект уплаты налогов на ОСНО, поскольку Ваша выручка превысила лимит для налогоплательщиков на УСН за текущий год.

Контролируемая сделка между взаимозависимыми лицами

Рассматривая критерии контролируемых и неконтролируемых сделок, можно сделать вывод, что они, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Кроме этого, контроль распространяется на сделки с компаниями – резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ, а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Осуществление контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете. Необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

  • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

  • При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

    К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

    Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

    Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

    Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

    • для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

    • для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

    Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

    Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

    Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

    Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

    Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *