Штраф за несвоевременную уплату НДС

Сдача отчетности — важный элемент взаимодействия организации с налоговым органом. За непредставление налоговой декларации предусмотрены санкции. Помимо наложения штрафов инспекция может приостановить движение по расчетным счетам. А это гораздо неприятнее, ведь деятельность фирмы и ее финансовые потоки практически парализуются.

Одна из частых причин несвоевременной сдачи декларации — отсутствие первичной документации или ошибки при ее заполнении. Эксперты 1С-WiseAdvice рассказывают, как правильно организовать документооборот и сдачу отчетности, чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности.

Содержание

Способы предоставления декларации

Перечень отчетности, которая подлежит сдаче в ФНС, зависит от вида деятельности компании, системы налогообложения, наличия имущества на балансе. Способы предоставления варьируют:

  • в налоговую инспекцию руководителем компании или предпринимателем;
  • представителем налогоплательщика по доверенности;
  • через личный кабинет;
  • почтовым отправлением с приложением описи вложения;
  • посредством телекоммуникационных каналов связи.

Для каждой декларации установлена индивидуальная форма и порядок ее заполнения. В некоторых случаях, например, при сдаче отчетности по НДС, предусмотрен только один разрешенный формат сдачи отчета — электронный. При всех других способах передачи, отчетность считается непредставленной.

Важно!

Специалисты 1С-WiseAdvice напоминают о необходимости отслеживать законодательные изменения в области сдачи отчетности. Нарушение порядка предоставления или формы приравнивается к неисполнению обязанности по сдаче декларации.

Штраф за непредоставление налоговой декларации в срок

Просрочка в сдаче отчетности влечет наказание для налогоплательщиков. Размер санкции зависит от нескольких факторов. Основные правила, которыми руководствуются при назначении штрафа, установлены в ст. 119 НК РФ:

  1. Налог уплачен полностью, а декларация не представлена — штраф 1000 рублей.
  2. Налог уплачен частично или не уплачен совсем — штраф 5% от неуплаченной суммы обязательства за каждый месяц просрочки. Максимально возможная сумма — 30%, но не менее 1000 рублей.
  3. Не сдана нулевая декларация — 1000 рублей.

Важно!

Штраф не может быть назначен за несвоевременное предоставление ежеквартального авансового расчета по налогу на прибыль организации.

Ответственность за нарушение формата предоставления декларации

При сдаче электронной отчетности важен формат подачи информации. Ответственность за несоблюдение способа предоставления декларации установлена ст. 119.1 НК РФ — 200 рублей за каждый случай.

Иногда из-за ошибок в структуре файлов или неточности в сведениях налоговики отказывают в принятии декларации и начисляют штрафы. Нередко сбои в телекоммуникационной системе передачи данных приводят к тому, что компании, отправившей отчетность в последний момент, предъявляются санкции за нарушения. Оспорить их можно только в судебном порядке.

Чтобы исключить такие случаи, эксперты 1С-WiseAdvice никогда не сдают отчетность клиентов в последний день и всегда отслеживают корректность формата передачи данных.

Как заплатить штраф за декларацию, поданную не вовремя?

Если компания согласна с нарушением и не планирует спорить с ФНС о дате подачи декларации, рекомендуется самостоятельно рассчитать и уплатить штраф. Для этого необходимо последовательно выполнить несколько шагов.

  1. Сдать отчетность и уплатить налог.
  2. Рассчитать сумму штрафа.
  3. Перечислить штраф по реквизитам территориальной налоговой инспекции на специальный КБК для уплаты штрафов по этому виду налога.
  4. Спустя 2-4 недели произвести сверку с ФНС и убедиться, что платеж поступил по назначению.

Срок давности по несданным декларациям

По общему правилу, компания может быть привлечена к ответственности в течение 3 лет. Этот срок установлен для всех налогоплательщиков и не зависит от системы налогообложения или вида отчетности. Отсчет начинается с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором было допущено нарушение.

Пример

Организация не сдала декларацию по налогу на прибыль и не заплатила налог за 2018 год. Несмотря на то, что последний день сдачи отчета и уплаты 28 марта 2019 года, началом для исчисления отсчета будет 01.01.2019 г. Срок привлечения организации к ответственности за несдачу декларации истечет 31.12.2021 г.

Можно ли уменьшить сумму штрафа: смягчающие обстоятельства

Налоговая инспекция вправе снизить сумму штрафа, если посчитает причины задержки сдачи отчетности уважительными. Для этого налогоплательщик должен подать заявление, в котором укажет смягчающие обстоятельства и приложит документы, доказывающие это.

В качестве аргументов можно использовать следующие доводы:

  • налог уплачен своевременно и бюджету не нанесен ущерб;
  • нарушение совершено впервые;
  • у налогоплательщика отсутствует просроченная задолженность по другим налогам.

Важно!

Если налоговая инспекция отказала в снижении суммы штрафа, ее решение можно оспорить в судебном порядке. Важно подкрепить свою жалобу документами, которые подтверждают заявленные требования налогоплательщика.

Как избежать штрафов в дальнейшем?

Основой любой декларации служит первичная документация. Чтобы избежать штрафов за несвоевременное предоставление деклараций, в организации должна быть разработана и внедрена оптимальная система учета документов.

Так, именно от качества первички зависит точность и правильность подаваемых деклараций по НДС и прибыли.

Эти декларации являются обязательными для большинства налогоплательщиков на ОСН.

Требования и правила к оформлению первичных бухгалтерских документов

Многолетний опыт компании 1С-WiseAdvice показывает, что штатные бухгалтеры стараются избегать подачи уточненных деклараций. По этой причине вопросы по замене некорректных счетов-фактур зачастую решаются в последний момент, непосредственно перед сдачей декларации. Как правило, для большинства компаний это оборачивается убытками.

Уникальная запатентованная система «Процессинг», используемая в нашей компании, исключает эту проблему. Поступающие клиентские документы проверяются на корректность в режиме онлайн. Программа автоматически контролирует оперативность и правильность их обработки. История перемещения каждой бумаги позволяет отследить все операции с ней.

Наши клиенты уверены в качестве и полноте документов, поэтому не боятся камеральных проверок по НДС и другим налогам.

Заказать услугу

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

И. Обуховская, профессиональный бухгалтер РК

СКОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ ШТРАФ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ НДС ЗА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ С ТЕРРИТОРИИ СТРАН ТС, ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

Компанией несвоевременно был оплачен налог, а именно НДС на товары, ввозимые в РК из РФ. Отчеты были сданы 14.02.2015 года за январь месяц 2015 года, а оплата налога была произведена 23.02.2015 года. Какие штрафные санкции компания должна будет оплатить? В местных налоговых органах компании сообщили, что 30% от суммы налога, правда ли это?

Нормативная база. Согласно пункту 1 статьи 287 Кодекса «Об административных правонарушениях», неуплата, неполная уплата либо несвоевременная уплата косвенных налогов в срок, установленный налоговым законодательством РК, — влекут штраф на физических лиц в размере 20% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 10 МРП, на частных нотариусов, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 30% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 20 МРП, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 40% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 30 МРП, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 50% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 250 МРП.

Примечание. Для целей части первой настоящей статьи в случае, если лицо подлежит привлечению к административной ответственности за непринятие на учет товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, предусмотренной статьей 275 Кодекса «Об административных правонарушениях», такое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной части первой настоящей статьи.

Выводы. Таким образом, штраф за несвоевременную уплату НДС за товары, ввозимые с территории стран Таможенного союза, для субъектов малого предпринимательства составляет 30% от суммы неисполненного налогового обязательства.

  • Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса (ЕСВ) и неподачу отчетности
  • Штрафные санкции за непредставление отчетности
  • Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств
  • Штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок
  • Штрафные санкции за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов предпринимателем
  • Штрафные санкции за вовлечение в деятельность неоформленного работника, за невыплату заработной платы, невыплату в полном объеме
  • Штрафные санкции за неоприходование наличности в кассу
  • Штрафные санкции за получение дохода за деятельность не указанную в свидетельстве единого налога
  • Штрафные санкции за нарушение условий пребывания на едином налоге

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Налоговый Кодекс Украины содержит широкий перечень функций, прав и обязанностей органов государственной налоговой службы. Одной из них является применение и взыскание финансовых (штрафных) санкций.

Основываясь на статистике консультаций в нашей компании, мы пришли к выводу, что множество вопросов возникает у налогоплательщиков, связанных с применением и разъяснением норм Налогового кодекса относительно штрафных санкций, ответственности юридических лиц и предпринимателей.

На данной страничке представлен обобщающий анализ штрафов и пени за такие налоговые правонарушения, как неуплата налогов, несвоевременное предоставление (непредставление) налоговой отчетности в соответствии с нормами НКУ: их размер, порядок применения и взыскания. Информация касается и физических и юридических лиц.

Если интересует тема штрафных санкций для предпринимателей – плательщиков единого налога, читайте об этом на отдельной страничке нашего сайта: штрафы для предпринимателей.

Порядок начисления и уплаты штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам налоговыми органами, установлен в Налоговом Кодексе Украины в разделе ІІ главы 11.

Начисление штрафных санкций осуществляется налоговыми органами по фактам нарушения требований законодательных и нормативных актов, установленным в результате проведения проверок.

Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) – определена Налоговым Кодексом Украины (далее НКУ) как плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков, условно можно разделить на следующие группы:

  • штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций;
  • штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок налоговым органом;
  • штрафные санкции в результате выявления арифметических или методологических ошибок в представленной налоговой декларации;
  • штрафные санкции в случае, когда начисление налогового обязательства возлагается на налоговый орган;
  • штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств;

Рассмотрим более подробно штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в соответствии с Налоговым Кодексом Украины.

Штрафные санкции за непредставление отчетности (налоговых деклараций)

Предусмотрены в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 гривен) за каждый случай непредставления или задержки декларации. Если же к налогоплательщику в течение года уже было применено взыскание за подобное правонарушение, сумма штрафа увеличивается до 1020 гривен.

Для признания предоставляемого в налоговый орган документа налоговой декларацией должны быть выполнены следующие условия:

  • законодательством предусмотрено представление документа;
  • установлены сроки его представления;
  • на основании представляемого документа осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

Чтобы не пришлось платить указанные выше штрафные санкции, приводим для информации сроки предоставления отчетности. Согласно п. 49.18 ст. 49 НКУ налоговые декларации подаются за следующие базовые отчетные (налоговые) периоды:

  • календарный месяц (в т.ч. в случае уплаты месячных авансовых взносов) — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;
  • календарный квартал или календарное полугодие (в т. ч. в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (полугодия);
  • календарный год (кроме налога на доходы физических лиц и физических лиц — предпринимателей) — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц — до 1 мая года, следующего за отчетным;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц — предпринимателей — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем.

Согласно налогового кодекса уплатить указанную в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации, за некоторыми исключениями (читайте ниже). Налог, не уплаченный в установленный срок, считается не уплаченным своевременно.

Обращаем внимание: если срок подачи в связи с выходным днем или праздничным переносится на следующий день, то срок в 10 дней при наличии последнего выходного или праздничного дня, для уплаты налога не переносится.

Примером указанных выше исключений из 10-дневного срока могут служить следующие случаи:

  • Уплата налога физическими лицами по оплате налога на доходы. Физическое лицо подает налоговую декларацию о полученных доходах до 1 мая следующего года в орган налоговой службы по месту жительства налогоплательщика, однако оплатить налоговое обязательство он обязан до 1 августа следующего за отчетным годом (п. 179.7 НК), независимо от принятия или отказа в принятии налоговой декларации.
  • Плательщики единого налога первой и второй групп, независимо от отчетного периода, уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца (п. 295.1 ст. 295 НКУ).

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств

Если налогоплательщик в течение определенных Кодексом сроков самостоятельно не уплачивает сумму указанного в декларации денежного обязательства, ему грозит штраф в размере 10 процентов от этой суммы — при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов — при задержке более 30 календарных дней (ст. 126 НКУ).

Обратите внимание, для начисления штрафных санкций должны выполняться следующие условия:

  • налоговое обязательство должно быть согласованным;
  • нарушены предельные сроки уплаты, определенные налоговым кодексом.

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога. За аналогичное повторное в течение 1095 дней правонарушение штраф составит 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Обращаем внимание, неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с кодексом.

Во всех случаях неуплатой считается как полное отсутствие платежа, так и уплата самостоятельно определенной суммы налога без нарушения сроков, однако не в полном объеме.

Штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок

Если в результате проверки, налоговой службой будет доначислено налоговое обязательство, то налогоплательщик обязан будет заплатить штраф в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу штраф составит уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины). При этом штраф будет применен за каждое совершенное правонарушение отдельно: в размере 25 процентов — за первое правонарушение и в размере 50 процентов — за повторное.

Кроме штрафных санкций, после окончания установленных налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня. Пеней считается сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки. Пеня рассчитывается из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в главе 12 раздела II НКУ.

При самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы обязательства пеня начисляется на сумму налогового долга из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки в его уплате. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а при начислении контролирующими органами — с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении.

Пеня начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Начисление осуществляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день занижения. При отмене по решению суда доначисленного денежного обязательства, пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется. Если плательщик самостоятельно выявляет занижение обязательства и погашает до проверки налоговой службой, то пеня не начисляется.

Если у налогоплательщика есть задолженность перед бюджетом, то из суммы оплаты первым погашается налоговый долг, после – штрафы и самой последней – погашается пеня.

Обращаем внимание, что срок применения к налогоплательщикам штрафных санкций равен сроку исковой давности, согласно ст. 102 НКУ. Налоговая служба может начислить сумму денежных обязательств не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (уточняющего расчета к ней) и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. При подаче налоговой декларации с опозданием — за днем ее фактического представления.

По истечению указанного выше срока давности доначисленное денежное обязательство становится безнадежным налоговым долгом и списывается с налогоплательщика самим налоговым органом. В таких случаях, спор относительно деклараций (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Обращаем внимание, что срок принудительного взыскания с налогоплательщика налогового долга, согласно с НКУ также составляет 1095 дней со дня его возникновения. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

Штрафные санкции за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов предпринимателем

Ведения книги учета доходов – это неотъемлемая ответственная составляющая предпринимательской деятельности. Ответственность за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов регламентируется Кодексом Украины об административных правонарушениях. Ст. 164-1 Кодекса, за указанные нарушения, предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан, т.е. от 51 до 136 грн. Повторное в течение года, такое нарушение влечет штраф в размере от 85 до 136 грн.

Штрафные санкции за вовлечение в деятельность неоформленного работника, за невыплату заработной платы, невыплату в полном объеме

Если наемный работник предпринимателя не трудоустроен официально, то соответственно ему не начисляется и не выплачивается официально заработная плата, как следствие не перечисляется в бюджет налог с выплаченного дохода физическому лицу. За неудержание и неперечисление налогов с доходов налоговый агент, согласно ст. 127 НКУ, несет ответственность в виде штрафа в размере 25% суммы налога подлежащей уплате в бюджет. За повторное такое нарушение в течение 1095 дней штраф увеличивается, соответственно, в два раза. В дальнейшем предпринимателю начисляются штрафные санкции за недоплаченное денежное обязательство и пеня. Конечно, факт выплаты дохода в пользу наемного работника нужно еще доказать.

Выплата доходов в пользу наемного работника подразумевает сдачу отчетности в налоговую. С 2011 года такой отчетностью, в соответствии с п. 176.2 НКУ, является форма 1-ДФ, которая подается за квартал. Ответственность за неподачу отчетности определена ст. 120 НКУ и составляет 170 грн. за каждую неподачу. Повторное такое нарушение, налогоплательщиком к которому в течение года уже был применен штраф, влечет наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую неподачу.

Нарушение сроков выплаты заработной платы, выплаты в полном объеме, влечет привлечение к административной ответственности в размере штрафа от 510 до 1700 грн. Если безосновательная невыплата длилась более одного месяца, то возможно привлечение к уголовной ответственности, согласно Уголовному кодексу Украины. Уголовная ответственность предусматривает уже штраф от 8500 грн. до 17000 грн., либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с запретом занимать соответствующие должности либо заниматься соответствующей деятельностью на срок до трех лет.

Штрафные санкции за неоприходование наличности в кассу

Данный пункт рассматривается в общем, в независимости от системы налогообложения, сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки — начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Пример. Для предпринимателя – плательщика единого налога неоприходование наличности в кассу приравнивается к внесению соответствующей записи в книге учета доходов на полную сумму выручки. Согласно Закона Украины «О РРО» сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки в книге предпринимателя начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы. Следует отметить, что факт получения выручки и неоприходования очень трудно доказать. Но тем не менее. Штрафы достаточно жесткие, поэтому следует с должным вниманием относиться к такого рода правонарушениям.

Штрафные санкции за получение дохода за деятельность не указанную в свидетельстве единого налога

Здесь все очень просто. В том случае, если контролирующими органами будет выявлен факт получения предпринимателем доходов от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве о праве уплаты единого налога, то такой доход будет обложен налогом на общих основаниях для физических лиц по ставке 15%.

Штрафные санкции за нарушение условий пребывания на едином налоге

Если единщик в период пребывания на едином налоге допускает одно из указанных ниже правонарушений, то он с полученных с нарушением сумм, уплатит налог с доходов в размере 15-20% и со следующего квартала будет вынужден перейти на общую систему налогообложения.

К таким правонарушениям относят:

  • получение дохода от вида деятельности, не указанного в свидетельстве плательщика единого налога
  • использование неденежных расчетов;
  • превышение установленного лимита дохода от реализации для соответствующей группы плательщиков единого налога.

Например: получен доход с использованием бартера в сумме 6 тыс. грн. Это означает, что единщик уплатит 900 грн единый налог по ставке 15% и со следующего квартала станет плательщиком на общих основаниях.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» №4834-VI от 24.05.2012 г. введен мораторий на применение штрафных санкций за нарушения в 2012 году, порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщиками единого налога. Также мораторий введен на применение административной ответственности за неправильное заполнение предпринимателями на едином налоге книги учета доходов и книги учета доходов и расходов за 2012 год.

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса (ЕСВ) и неподачу отчетности

За неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса Пенсионный фонд применяет штрафные санкции в размере 20% от суммы неуплаты (п.11 ст.25 Закона «О ЕСВ”). За каждый день просрочки платежа на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от суммы за каждый день недоплаты.

Ст. 165.1 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф за указанные нарушения, который составляет от 340 до 510 грн. За повторное такое нарушение в течение года предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 510 до 680 грн.

Анализируя сказанное, хочется отметить, что наибольшие финансовые потери ожидают налогоплательщиков в случае сознательного укрывательства от уплаты налогов, неоприходования наличности, наличия неоформленных работников, отсутствия разрешительной документации, РРО (при общей системе налогообложения), лицензий и т.д. Дабы сократить количество возможных штрафных санкций плательщику необходимо учитывать следующее:

  • обеспечить качественное ведение учета и отчетности;
  • обеспечить своевременное оформление и сохранность документации и отчетности;
  • обеспечить своевременное реагирование на уведомление органов налоговой службы;
  • осуществлять оптимизацию налогообложения и минимизацию налоговых выплат в рамках законодательства.

На страничках об Оптимизации налогообложения юридических лиц и физических лиц, мы рассказывали о том, что оптимизация предполагает: минимизациюналоговых выплат и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Результаты любой оптимизации и налогового планирования могут быть сведены к нулю, несоответствующим законодательству ведением учета, сдачи отчетности и т.д. Что в результате приводит к штрафным санкциям и убыточности не отдельно взятой сделки, а финансовой деятельности предприятия в целом. Только четкое понимание и соблюдение норм законодательства позволит избежать возможных проблем в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

НДС: последние изменения в практических ситуациях

В консультации рассмотрим правила и особенности применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговой накладной и/или расчета корректировки (далее – НН, РК), а также за отсутствие такой регистрации.

Общие правила применения штрафов

Штрафные санкции за несвоевременную регистрацию НН или РК либо за ее отсутствие предусмотрены ст. 1201 НК и применяются в случае нарушения налогоплательщиком предельного срока регистрации НН, установленного ст. 201 НК.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/49673-0

Обратите внимание! Штрафы налагаются на налогоплательщика, который обязан зарегистрировать НН/РК в соответствии с требованиями ст. 192 и 201 НК.

Размер штрафа за нарушение сроков регистрации зависит от количества дней просрочки регистрации (см. таблицу).

Штрафные санкции за несоблюдение сроков регистрации НН и РК

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/49673-1

Количество дней просрочки, к. д.

Размер штрафа (исходя из суммы, указанной в НН/РК), %

1

2

До 15

10

От 16 до 30

20

От 31 до 60

30

От 61 до 365

40

От 366 и более

50

Штраф за отсутствие регистрации НН/РК установлен п. 1201.2 НК. Согласно этой норме отсутствие регистрации НН/РК в ЕРНН в течение предельного срока, определенного п. 201.10 НК, которые указаны в налоговом уведомлении-решении (далее – НУР), составленном по результатам проверки органом ГФС, влечет за собой наложение штрафа в размере 50 % суммы налоговых обязательств по НДС, приведенной в такой НН/РК, или суммы НДС, начисленной на операции поставки товаров/услуг, если НН не была составлена. А если налогоплательщик не зарегистрирует НН/РК и после истечения 10 к. д., следующих за днем получения НУР, ему грозит еще один такой же штраф.

Вышеуказанные штрафы (и за нарушение сроков, и за отсутствие регистрации) применяются с учетом следующих правил.

Правило 1. Эти санкции не применяются в отношении НН, которые не выдаются получателю (покупателю) и составлены на поставки товаров/услуг, которые:

  • освобождены от налогообложения;
  • облагаются НДС по нулевой ставке.

Правило 2. В случае остановки регистрации НН/РК штрафы не применяются на период такой остановки до принятия соответствующего решения о возобновлении регистрации.

В случае применения штрафов орган ГФС выносит НУР:

  • по форме «Н» (приложение 13 к Порядку № 1204), если нарушены предельные сроки регистрации;
  • по форме «ПН» (приложение 14 к Порядку № 1204), если нужно составить и зарегистрировать НН/РК в ЕРНН.

Нюансы применения штрафов

Сроки давности

За какой период могут быть применены штрафы за нарушение сроков регистрации НН? Установлены ли для этих штрафов сроки давности?

Да, к штрафам, предусмотренным ст. 1201 НК, применяются те же сроки давности, что и для других штрафов, установленных НК. Об этом прямо сказано в ст. 114 НК: штрафы применяются с учетом сроков давности, прописанных в ст. 102 НК, то есть в течение 1 095 дней.

С какого момента исчислять этот срок? По этому поводу в законодательстве нет четкой формулировки. Дело в том, что ст. 102 НК привязывает исчисление сроков давности к предельным срокам подачи налоговых деклараций или уплаты денежных обязательств. Рассматриваемый нами штраф никак не привязан ни к одним, ни к другим. Поэтому в данном случае, по нашему мнению, срок 1 095 дней следует исчислять со дня истечения предельного срока регистрации НН/РК, установленного абзацами пятнадцатым – шестнадцатым п. 201.10 НК.

Применение штрафа за период с 01.10.15 г. по 31.12.15 г.

В 2018 году на предприятие наложили штраф за несвоевременную регистрацию нескольких НН в период с 01.10.15 г. по 31.12.15 г. Сейчас предприятие обжалует эти штрафы в судебном порядке. Насколько правомерно применение штрафа за нарушения, допущенные налогоплательщиком в указанный период? Ведь тогда не было порядка применения штрафа, а норма НК прямо предусматривала такую необходимость?

Действительно, этот момент является спорным. Напомним, ст. 1201 была внесена в НК Законом № 71. Большая часть норм этого закона вступила в силу с 01.01.15 г. А вот относительно даты начала применения рассматриваемого штрафа в п. 35 подразд. 2 разд. ХХ НК сказано, что штраф согласно п. 1201.1 НК не применяется при нарушении сроков регистрации НН/РК, составленных до 01.10.15 г. То есть штраф за задержку регистрации НН/РК фактически должен был применяться к НН, оформленным начиная с 1 октября 2015 года.

Однако в тот период ст. 1201 НК содержала п. 1201.3, который гласил следующее: «Порядок применения штрафных санкций, предусмотренных этой статьей, утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику». Однако ни до, ни после 01.10.15 г. такой порядок не был разработан. Поэтому многие расценивали этот момент как отсутствие у органов ГФС права применять данный штраф. Позже, с 01.01.16 г., в ст. 1201 НК были внесены изменения и п. 1201.3 был исключен из НК Законом от 24.12.15 г. № 909-VIII.

На практике многие налогоплательщики пытаются оспорить применение штрафа за несвоевременную регистрацию НН/РК в период с 01.10.15 г. по 31.12.15 г., мотивируя это отсутствием утвержденного порядка. Однако хотим отметить, что судебная практика по данному вопросу неутешительна для налогоплательщиков: обычно в подобных ситуациях им отказывают в удовлетворении исков.

В качестве примера приведем постановление ВСУ от 07.02.18 г. (ЕГРСР, рег. № 72065270). Предприятие оспорило в суде вынесенное НУР о применении штрафов за нарушение сроков регистрации НН в период с 01.10.15 г. по 31.12.15 г., обосновав иск отсутствием утвержденного порядка применения штрафа. Суд первой инстанции иск удовлетворил, однако орган ГФС обжаловал данное решение в апелляционном порядке. Апелляционный суд отменил это решение, а в удовлетворении иска отказал. С таким решением согласился и суд кассационной инстанции (ВСУ). В своем постановлении ВСУ отметил, что принятие или непринятие порядка применения штрафных санкций, предусмотренных ст. 1201 НК за нарушение срока регистрации НН, не может влиять на действие этой нормы НК или отменять ее действие. Отсутствие порядка применения штрафных санкций не освобождает истца от ответственности за несвоевременную регистрацию НК и не указывает на отсутствие у налогового органа полномочий по наложению штрафов за такое нарушение.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/49673-2

Имейте в виду! С учетом мнения ВСУ, который является высшей судебной инстанцией, оспорить в суде применение штрафов в подобных ситуациях не представляется возможным.

Освобождение налогоплательщиков от штрафа

Применяется ли штраф за несвоевременную регистрацию НН, выписываемых «на себя» в соответствии с пп. «б» п. 198.5 НК? Ведь в этом случае НН тоже не выдается покупателю. Должны ли для освобождения от ответственности выполняться одновременно два условия, указанных в ст. 1201 НК: 1) НН не выдается и 2) речь идет об операциях, освобожденных от налогообложения или облагаемых НДС по нулевой ставке?

Это еще один спорный вопрос о применении штрафа на основании ст. 1201 НК, связанный с неоднозначной формулировкой данной нормы. Как было отмечено выше, в отдельных случаях, определенных указанной статьей, штраф не применяется. Вот только из формулировки статьи не совсем понятно, когда именно: всегда, когда НН не выдается покупателю, либо только тогда, когда речь идет об операциях, освобожденных от НДС или облагаемых НДС по нулевой ставке.

Минфин в Письме от 14.04.17 г. № 11310-09-10/10306 (далее — Письмо № 10306) высказался по данному вопросу в пользу налогоплательщиков: штраф не применяется во всех случаях, когда НН не выдается покупателю, в том числе и при составлении НН на основании пп. «б» п. 198.5 НК.

Однако у ГФС по этому поводу иное мнение. Так, в Письме от 03.03.17 г. № 709/4/99-99-15-03-02-15 ГФС указывает, что за нарушение сроков регистрации (или отсутствие регистрации) в ЕРНН НН, составленных при начислении налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 198.5 НК, к плательщику применяются штрафы на основании ст. 1201 НК. То есть никакого исключения для таких НН не сделано. Аналогичная точка зрения изложена и в более поздних разъяснениях, например в ИНК ГФС от 29.12.17 г. № 3246/6/99-95-42-03-15/ІПК.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/49673-3

Будьте осмотрительны! Норма ст. 1201 НК трактуется неоднозначно, поэтому с учетом позиции ГФС по этому вопросу рисковать не стоит.

Если же факт просрочки регистрации уже налицо, можно попытаться оспорить штраф, обосновывая свою позицию неоднозначностью трактовки нормы НК, а также принципом, сформулированным в п. 56.21 НК: если нормы законодательства допускают неоднозначную трактовку, то решение должно быть вынесено в пользу налогоплательщика. И как дополнительный аргумент – позиция Минфина, изложенная в Письме № 10306.

Положительная судебная практика по этому вопросу есть. Возьмем, например, постановление Харьковского апелляционного административного суда от 11.09.18 г. (ЕГРСР, рег. № 76517678). В этом решении суд отметил, что указанная норма действительно неоднозначно трактует права налогоплательщика об освобождении от ответственности за несвоевременную регистрацию НН в части того, должны ли такие НН одновременно отвечать двум условиям: не выдаются покупателю и/или составлены на поставки товаров/услуг, освобожденные от налогообложения либо облагаемые НДС по нулевой ставке. Коллегия судей считает, что применение союза «и» при толковании п. 1201.1 и 1201.2 НК ответчиком при принятии спорного НУР является безосновательным.

Впрочем, по данному вопросу есть и иная точка зрения судебных органов. Например, в постановлении ВСУ от 04.09.18 г. (ЕГРСР, рег. № 76248076) суд отметил, что для освобождения от ответственности, предусмотренной п. 1201.1 НК, необходимо наличие двух обязательных составляющих: НН не должна предоставляться получателю (покупателю) и должна быть выписана на поставки товаров/услуг, освобожденные от налогообложения или облагаемые НДС по нулевой ставке.

Аналогичная точка зрения высказана ВСУ и в постановлении от 11.12.18 г. (ЕГРСР, рег. № 78626314). В нем суд отметил, что только совокупность таких двух условий, как составление НН, которая не передается покупателю, и оформление этой НН по результатам операции, освобожденной от налогообложения или облагаемой НДС по нулевой ставке, является основанием для освобождения от уплаты штрафа.

Просрочка регистрации не по вине налогоплательщика

Освобождается ли налогоплательщик от ответственности за несвоевременную регистрацию НН, если задержка регистрации произошла не по его вине (например, из-за сбоя в работе сервера ГФС)?

В самой ст. 1201 НК по поводу такого освобождения ничего не сказано. Однако оно вполне логично, учитывая принципы нашего законодательства о привлечении к ответственности. Так, согласно п. 109.1 НК налоговым правонарушением являются противоправные деяния (действия или бездействие), которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НК или другим законодательством.

Можно ли считать действия налогоплательщика противоправными, если несвоевременная регистрация произошла не по его вине? Считаем, что нет. Поэтому в ситуациях, когда плательщик не может своевременно зарегистрировать НН/РК (например, по техническим причинам), рекомендуем собрать все доказательства, касающиеся этого факта, чтобы в дальнейшем можно было обосновать неправомерность применения штрафа в конкретной ситуации.

Таким доказательством может быть, к примеру, документ об отправке НН на регистрацию, сформированный средствами компьютерной связи. Кроме того, налогоплательщик мог вести переписку с органом ГФС по поводу невозможности регистрации НН. Тогда доказательствами послужат документы, подтверждающие факт переписки, и т. д.

Также в качестве доказательства можно использовать сообщения ГФС об имеющихся технических неполадках на сервере, опубликованные на ее официальном сайте. Например, подобное сообщение было 15.01.19 г..

Отметим, что субъектам хозяйствования, которые оспаривают в суде штрафы за несвоевременную регистрацию НН, которая произошла не по вине налогоплательщика, нередко удается добиться их отмены. Так, в постановлении от 20.03.18 г. (ЕГРСР, рег. № 72867164) ВСУ отметил следующее: ненадлежащее исполнение требований налогового законодательства о своевременной регистрации предприятием НН произошло по вине контролирующего органа и исключает противоправность действий налогоплательщика и, как следствие, привлечение его к ответственности. Отсутствие вины налогоплательщика, как необходимой составляющей налогового правонарушения, обусловило противоправность применения штрафных (финансовых) санкций спорным НУР.

«Самоштрафование»

Нужно ли налогоплательщику начислять себе штраф самостоятельно, если он просрочил регистрацию НН/РК?

Нет, не нужно. Законодательство не предусматривает такой обязанности налогоплательщика. Этот штраф применяется на основании акта проверки, по результатам которой орган ГФС выносит НУР соответствующей формы (см. выше). Отметим, что штраф может налагаться по результатам как документальной, так и камеральной проверки.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/49673-4

Обратите внимание! Сегодня камеральная проверка может проводиться, в частности, по вопросам своевременности регистрации НН/РК в ЕРНН (абзац второй пп. 75.1.1 НК). Причем если проверка налоговой декларации может длиться 30 к. д. после истечения срока ее подачи, то проверка своевременности регистрации НН может быть проведена в пределах 1 095 дней (п. 76.3 НК).

Самостоятельное начисление штрафа не имеет смысла и с точки зрения целесообразности. Ведь от того, раньше вы начислите и уплатите штраф, предусмотренный ст. 1201 НК, или позже, его сумма не изменится: главное для определения размера этого штрафа – не дата его уплаты, а дата регистрации НН/РК. Поэтому до начисления штрафа органом ГФС платить его не стоит.

Что касается пени, то она начисляется на сумму штрафа после истечения предельного срока уплаты начисленного контролирующим органом денежного обязательства (пп. 129.1.1 НК). То есть если вы не уплатите штраф, начисленный согласно врученному вам НУР, в течение 10 к. д. (либо не обжалуете его), то по истечении этого срока начнет начисляться пеня. Проще говоря, пока нет начисленного органом ГФС штрафа, нет и пени.

Штрафы по ошибочно составленным НН

Предприятие ошибочно составило НН и несвоевременно зарегистрировало ее в ЕРНН. Будет ли оно оштрафовано?

Нет, не будет. Применение штрафа в этой ситуации неправомерно, ведь фактически здесь нет факта нарушения сроков регистрации НН. Если по правилам НК составлять НН не нужно, то и сроков ее регистрации нет. Отметим, что факт неприменения штрафа по ошибочно (излишне) зарегистрированным НН, отмечен и в разъяснении ГФС, приведенном в ИНК от 04.05.18 г. № 2004/6/99-99-07-05-06-15/ІПК.

Штрафы по остановленным НН

Будет ли применен штраф за отсутствие регистрации НН, если регистрация была остановлена, но никаких действий, которые привели бы к положительному результату, налогоплательщик не выполнил?

Да, в этом случае штраф будет применен. Напомним, согласно п. 1201.2 НК в случае остановки регистрации НН/РК штрафные санкции не применяются на период такой остановки до принятия соответствующего решения о возобновлении регистрации. Если регистрация была приостановлена, то у налогоплательщика есть право подать пояснения и копии документов в течение 365 к. д. (п. 14, 15 Порядка № 117). Заметим, именно право, а не обязанность.

Однако в интересах самого плательщика подать пояснения и копии документов и добиться положительного результата, чтобы избежать штрафа. Ведь освобождение от штрафа предусмотрено в норме только до принятия решения органом ГФС. Если же налогоплательщик не воспользовался своим правом либо было вынесено решение об отказе в регистрации НН, то без штрафа не обойтись. Ведь отсутствие регистрации НН налицо. Аналогичное мнение по данному вопросу и у ГФС (ОИР, категория 101.27).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/49673-5

Напомним, если ГФС вынесла решение об отказе в регистрации НН, плательщик может оспорить его в административном либо судебном порядке.

НУР без проверки

Может ли ГФС применить штраф за несвоевременную регистрацию НН без проведения проверки, просто вручив налогоплательщику НУР?

Нет, этот штраф может быть применен только по результатам проверки (документальной или камеральной). Наложение штрафа без проведения проверки противоречит нормам законодательства, в частности Порядка № 1204. Вынесение НУР по форме «Н», на основании которого налагается этот штраф, предусматривает наличие проверки. Поэтому, если проверки не было и акт не составлялся, у налогоплательщика есть все шансы оспорить такой штраф в суде.

Кстати, заметим, что по данному вопросу есть положительная судебная практика – постановление ВСУ от 03.05.18 г. (ЕГРСР, рег. № 73811933). Суд отменил НУР, на основании которых был наложен штраф, из-за непроведения проверки. В своем решении ВСУ отметил, что разд. II Порядка № 1204 установлено, что соответствующее структурное подразделение контролирующего органа составляет НУР, в частности по форме «Н», за нарушение плательщиками НДС предельных сроков регистрации НН/РК в ЕРНН, определенных ст. 201 НК. В свою очередь, форма «Н» предусматривает составление НУР на основании акта проверки.

Административная ответственность за нарушение сроков регистрации НН

Применяется ли к налогоплательщику (его должностным лицам) помимо штрафа согласно ст. 1201 НК административный штраф на основании КУоАП за несвоевременную регистрацию НН/РК?

Нет, не применяется. Поясним наш ответ.

Проанализировав нормы КУоАП, мы видим, что кодекс не предусматривает наказания за несвоевременную регистрацию НН/РК. Правда, ст. 1631 КУоАП устанавливает ответственность за нарушение порядка ведения налогового учета. Но относится ли регистрация НН/РК к налоговому учету? Полагаем, что нет. Определения понятия налогового учета в законодательстве нет. Но по данному вопросу есть разъяснения ГФС (ОИР, категория 101.27).

По мнению ГФС, отсутствие факта регистрации НН в ЕРНН налогоплательщиком – продавцом товаров/услуг не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности отнести сумму НДС, указанную в НН, к налоговым обязательствам за соответствующий отчетный период (п. 201.10 НК). Из этого следует, что отсутствие регистрации НН в ЕРНН или нарушение сроков такой регистрации не является основанием для неотражения налогоплательщиком – продавцом товаров/услуг суммы НДС по таким НН в составе налоговых обязательств соответствующего отчетного периода, а значит, не считается нарушением порядка ведения налогового учета.

Таким образом, ГФС делает справедливый вывод: отсутствие факта регистрации НН в ЕРНН при условии включения сумм НДС по такой НН в налоговые обязательства отчетного периода не влечет за собой административную ответственность налогоплательщика – продавца товаров/услуг.

Выводы

За нарушение сроков регистрации НН/РК либо ее отсутствие к налогоплательщику применяется штраф на основании ст. 1201 НК. Размер штрафа зависит от количества дней просрочки.

Применение этих штрафов имеет много нюансов, и в определенных ситуациях штраф можно оспорить в судебном порядке. В этой консультации мы рассмотрели позиции госорганов и судов по различным аспектам применения штрафных санкций.

Чисто теоретически возможность такая есть: статьями 49 — 53 НК РК регламентирован порядок и условия изменения сроков исполнения налоговых обязательств посредством предоставления банковской гарантии или под залог имущества. Вам лучше самостоятельно изучить эти положения, информации там много и дублировать её здесь смысла не вижу — насколько они вам приемлемы и приемлемы ли вообще. А в остальном, согласно пункту 2 статьи 279 КоАП неперечисление или неполное перечисление налоговым агентом удержанных сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере двадцати месячных расчетных показателей. Это относится к налогам, удерживаемых у источника выплаты дохода: ИПН, КПН с дохода нерезидента. Согласно статье 287 КоАП неуплата, неполная уплата либо несвоевременная уплата косвенных налогов в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Согласно статье 189 НК РК для целей применения международных договоров косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость, акцизы. Это относится к НДС на импорт товаров и НДС с дохода нерезидента. Иными словами, по не уплаченному вовремя НДС от деятельности в РК, штрафов не предусмотрено. ВЫВОД: Поэтому за эти несколько дней просрочки будет начислена пеня. Так, согласно статье 116 НК РК, исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним. Согласно статье 117 НК РК пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, на каждый день просрочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *