Швсм

Школы высшего спортивного мастерства

Федеральное агентство по физической культуре (далее — Росспорт) в декабре 2006 г. разработало Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ <1> (далее — Рекомендации). Они были разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ, школ и училищ олимпийского резерва и других физкультурно-спортивных организаций, в том числе школ высшего спортивного мастерства (далее — ШВСМ)). В частности, исходя из положений Рекомендаций указанные учреждения физической культуры и спорта в части организации образовательного процесса должны руководствоваться законодательством в сфере образования. Но в адрес Росспорта стали поступать запросы по поводу организационно-правовой формы ШВСМ. В связи с этим руководителям органов управления физической культуры и спорта субъектов РФ Росспортом направлено Письмо от 22.05.2007 N ЮА-02-10/1514 «О школах высшего спортивного мастерства» (далее — Письмо Росспорта о ШВСМ). Рассмотрим, какие разъяснения содержатся в этом Письме, а также их значение для дальнейшей деятельности ШВСМ.

<1> Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 N СК-02-10/3685.

Перерегистрация ШВСМ в государственные учреждения

Основной целью ШВСМ является осуществление специализированной подготовки спортсменов высокого класса. В связи с этим в Письме Росспорта о ШВСМ прописаны их функции:

  • организация учебно-тренировочных работ с постоянным и переменным составом спортсменов высокого уровня, подготовка которых не может осуществляться в СДЮШОР и ДЮСШ по объективным причинам: материально-спортивная база, квалификация тренеров, повышенные спортивные нагрузки, возрастные и другие характеристики;
  • проведение целенаправленных работ по подготовке спортсменов и сборных команд к российским и международным соревнованиям;
  • обеспечение подготовки спортсменов, входящих в состав сборных команд РФ и команд мастеров по игровым видам спорта, в рамках функционирования единой системы подготовки спортивного резерва в РФ.

То, что в настоящее время большинство ШВСМ продолжают работать как государственные образовательные учреждения, по мнению Росспорта, противоречит действующему законодательству РФ об образовании. Поэтому Росспорт рекомендует органам государственной власти субъектов РФ перерегистрировать ШВСМ в государственные учреждения субъектов РФ для обеспечения необходимой функциональной деятельности данных школ. Право органов государственной власти субъекта РФ на создание государственных учреждений закреплено ч. 3 ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ <2>.

<2> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Так как деятельность ШВСМ схожа с деятельностью центров спортивной подготовки, в новое название учреждения допускается включение аббревиатуры ЦСП (Государственное учреждение Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства»).

Оплата труда сотрудников ШВСМ как государственных учреждений

При определении системы оплаты труда, составлении штатного расписания и должностных инструкций работников ШВСМ как государственных учреждений Росспорт рекомендовал брать за основу тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников ЦСП сборных команд, утвержденные Постановлениями Минтруда России N 12 <3>, N 60 <4>.

<3> Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 31.01.2000 N 12 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд Российской Федерации по видам спорта».
<4> Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.08.2000 N 60 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Центра спортивной подготовки сборных команд».

Для работников ШВСМ могут быть установлены следующие разряды оплаты труда ЕТС по должностям работников на основании Приложения 1 к Постановлению Минтруда N 60 и Приложения 1 к Постановлению N 12:

Наименование должностей

Диапазон разрядов

Руководители

Директор Центра

Начальник управления

Начальник отдела

Начальник автохозяйства

Государственный тренер сборных команд

Главный тренер сборной команды

Старший тренер сборной команды

Начальник сборной команды

Тренер сборной команды

Тренер-врач сборной команды

Тренер — ветеринарный врач сборной

команды

Тренер-инженер сборной команды

Специалисты

Специалист по материальному обеспечению

сборных команд

9 — 12

Специалист по экономическому обеспечению

сборных команд

9 — 12

Специалист по подготовке сборных команд

9 — 12

Тренер-массажист сборной команды

Тренер — оператор видеозаписи сборной

команды

Тренер-механик сборной команды

В соответствии с п. 6 Постановлений Минтруда N 60 и N 12 оплата труда работников ШВСМ устанавливается выше по сравнению с разрядом, определенным на основе ЕТС:

  1. на один разряд за:
  • ученую степень кандидата наук по профилю работы;
  • почетные спортивные звания «Мастер спорта международного класса», «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный тренер», «Гроссмейстер по шахматам (шашкам)», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».

Например, тренеру сборной команды устанавливается заработная плата по 16-му разряду ЕТС, но ему присвоено почетное звание «Заслуженный тренер», следовательно, оплата труда данному работнику будет производиться по 17-му разряду ЕТС.

При наличии у сотрудника двух или более почетных званий оплата труда производится за одно почетное звание по выбору;

  1. на два разряда за ученую степень доктора наук по профилю работы.

В случае если у работника имеется и почетное звание, и ученая степень, повышение оплаты труда производится по одному максимальному основанию, но в пределах 18 разрядов. К примеру, у тренера-врача имеются почетное звание «Заслуженный работник физической культуры» и ученая степень доктора медицинских наук. Согласно ЕТС данная специальность оплачивается по 16-му разряду, за почетное звание работнику полагается увеличить оплату труда на один разряд, а за ученую степень — на два разряда. Таким образом, установленный разряд должен бы быть повышен на три разряда, но так как существующее ограничение в пределах 18 разрядов позволяет увеличить только на два, в конечном итоге тренеру-врачу будет установлен 18-й разряд оплаты труда ЕТС.

Разряды оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками должностей (п. 5 Постановлений Минтруда N 60 и N 12).

Тарифно-квалификационные характеристики

Тарифно-квалификационные характеристики утверждены для подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, разделения труда между руководителями и специалистами, а также для определения их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Данные характеристики утверждены в Приложениях 2 к Постановлениям Минтруда N 60 и N 12. Они включают качества, которыми должны обладать руководители и специалисты ЦСП и сборных команд РФ по видам спорта. Соответствие выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией. Для примера рассмотрим подробно некоторые из должностей <5>.

<5> Те должности, чьи тарифно-квалификационные характеристики не приведены в данной статье, рассматривались в статье Е. Балыкиной «Исчисление заработной платы тренеров — преподавателей по спорту» в N 5, 2006.

Директор ЦСП. Требования к квалификации — высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в организациях физкультуры и спорта не менее пяти лет.

В должностные обязанности в соответствии с законами и нормативными актами, регламентирующими деятельность организаций физической культуры и спорта, входит организационное и методическое руководство Центром. Также директор ЦСП:

  • утверждает структуру, штатное расписание и должностные инструкции сотрудников, устанавливает им ставки заработной платы на основе ЕТС;
  • определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах выделяемых бюджетных средств на оплату труда;
  • руководит финансово-хозяйственной деятельностью;
  • обеспечивает координацию работ федераций по видам спорта, организаций физической культуры и спорта по подготовке спортсменов высокого класса и их участию в международных соревнованиях в составе сборных команд по видам спорта, Олимпийской сборной команды.

Директор ЦСП должен знать: Конституцию РФ, основные положения гражданского и трудового законодательства РФ, законы РФ и нормативные правовые акты в сфере развития физической культуры и спорта, Олимпийскую хартию Международного Олимпийского Комитета (МОК), устав Олимпийского комитета России, Положение медицинской комиссии МОК по проведению антидопингового контроля, организацию и порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Государственный тренер сборных команд. Требования к квалификации — высшее профессиональное (физкультурное) образование, наличие высшей квалификационной категории тренера — преподавателя по спорту и стаж работы в должности тренера сборной команды РФ по виду спорта не менее пяти лет; в должности главного тренера сборной команды РФ — не менее двух лет.

В должностные обязанности входит осуществление мероприятий по проведению государственной политики развития отдельного вида спорта в РФ. Кроме того, государственный тренер сборных команд:

  • осуществляет взаимодействие с международными федерациями по видам спорта по вопросам, связанным с правилами и регламентом проведения международных спортивных соревнований;
  • контролирует подготовку сборных команд РФ по видам спорта для участия в международных соревнованиях, а также подготовку ближайшего резерва кандидатов в сборные команды;
  • разрабатывает планы обеспечения сборных команд РФ инвентарем, оборудованием, спортивной базой;
  • вносит предложения по поощрению спортсменов, тренерского состава и специалистов сборных команд по результатам соревнований.

Государственный тренер сборных команд должен знать: Конституцию РФ, гражданское и трудовое законодательство РФ, законы РФ и нормативные правовые акты в сфере развития физической культуры и спорта, Олимпийскую хартию Международного Олимпийского Комитета, правила проведения международных спортивных соревнований, методику спортивной тренировки и соревновательной деятельности, педагогику, психологию, спортивную медицину и гигиену, порядок и правила проведения допинг-контроля, правила по охране труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Главный тренер сборной команды. Требования к квалификации — высшее профессиональное (физкультурное) образование, наличие высшей квалификационной категории тренера — преподавателя по спорту и стаж работы в этой должности не менее трех лет или в должности старшего тренера не менее двух лет.

В должностные обязанности входит руководство и контроль над работой тренеров по подготовке спортсменов сборных команд. Также главный тренер сборной команды:

  • осуществляет подготовку сборных команд и организует их участие в соревнованиях;
  • производит отбор перспективных спортсменов, участвует в учебно-тренировочном процессе;
  • взаимодействует с физкультурно-спортивными организациями, участвующими в подготовке спортсменов;
  • вносит предложения о поощрении тренеров и спортсменов сборной команды по итогам соревнований.

Главный тренер сборной команды должен знать: Конституцию РФ, гражданское и трудовое законодательство РФ, законы РФ и нормативные правовые акты в сфере развития физической культуры и спорта, Олимпийскую хартию Международного Олимпийского Комитета, правила проведения международных спортивных соревнований, методику спортивной тренировки и соревновательной деятельности, педагогику, психологию, спортивную медицину и гигиену, порядок и правила проведения допинг-контроля, правила по охране труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Начальник автохозяйства. Требования к квалификации — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

В должностные обязанности входит обеспечение содержания в надлежащем состоянии автотранспортных средств, обслуживающих сборные команды, специальных транспортных средств, применяемых при перевозке грузов, и оказание технической помощи в процессе их эксплуатации; контроль соблюдения работниками автохозяйства правил и норм охраны труда и техники безопасности при эксплуатации автотранспортных средств и проведение их ремонта.

Начальник автохозяйства должен знать: основные положения гражданского и трудового законодательства РФ, законы РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность автохозяйства, правила дорожного движения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Специалист по материальному обеспечению сборных команд. Требования к квалификации — высшее профессиональное образование, стаж работы по материальному обеспечению в области физкультуры и спорта:

9-й разряд (специалист по материальному обеспечению) — стаж работы в организациях физкультуры и спорта с выполнением обязанностей материального обеспечения сборных команд не менее трех лет;

10-й разряд (специалист по материальному обеспечению сборных команд II категории) — стаж работы в этой должности не менее пяти лет;

11-й разряд (специалист по материальному обеспечению сборных команд I категории) — стаж работы в должности специалиста по материальному обеспечению II категории не менее трех лет;

12-й разряд (ведущий специалист по материальному обеспечению сборных команд) — стаж работы в должности специалиста по материальному обеспечению сборных команд I категории не менее трех лет.

При замещении должности в отделах медицинского обеспечения должно быть высшее профессиональное (медицинское) образование и дополнительная подготовка по специальности «Специалист по физической культуре и спорту»:

9-й разряд — стаж работы в области медицинского обеспечения сборных команд не менее двух лет;

10-й разряд — стаж работы в должности специалиста по материальному обеспечению сборных команд свыше двух лет;

11-й разряд — стаж работы в должности специалиста по материальному обеспечению сборных команд II категории не менее трех лет;

12-й разряд — стаж работы в должности специалиста по материальному обеспечению сборных команд I категории не менее трех лет.

В должностные обязанности входит обеспечение спортивным и медицинским оборудованием, инвентарем, техникой и медикаментами; определение потребности сборных команд в спортивной одежде, обуви, медикаментах, фармакологических и восстановительных препаратах, медицинском оборудовании на основе утвержденных нормативов, составление сводных заявок на их приобретение с расчетами и обоснованиями; обеспечение организации специализированного питания для спортсменов, проведение медицинского контроля физического состояния спортсменов при воздействии физических нагрузок.

Специалист по экономическому обеспечению сборных команд. Требования к квалификации по разрядам оплаты — высшее профессиональное (экономическое) образование:

9-й разряд (специалист по экономическому обеспечению сборных команд) — стаж работы по специальности не менее трех лет;

10-й разряд (специалист по экономическому обеспечению II категории) — стаж работы в должности специалиста по экономическому обеспечению свыше двух лет;

11-й разряд (специалист по экономическому обеспечению I категории) — стаж работы в данной должности II категории не менее трех лет;

12-й разряд (ведущий специалист по экономическому обеспечению) — стаж работы в этой должности I категории не менее трех лет.

В должностные обязанности входит проведение экономического анализа хозяйственной деятельности, выполнение расчетов по затратам материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для проведения подготовки сборных команд.

Специалист по экономическому обеспечению сборных команд должен знать: порядок составления финансовых планов, кредитных заявок и смет, нормирование оборотных средств, правила финансирования из государственного бюджета, долгосрочного и краткосрочного кредитования организаций, методы экономического анализа и учета показателей деятельности организаций, порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, планово-учетную документацию, порядок и сроки составления отчетности.

Специалист по подготовке сборных команд. Требования к квалификации по разрядам оплаты труда — высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительная подготовка по специализации «Специалист по физической культуре и спорту»:

9-й разряд (специалист по подготовке сборных команд) — стаж работы в организациях физкультуры и спорта с выполнением функций по эксплуатации спортивного оборудования и техники не менее трех лет;

10-й разряд (специалист по подготовке сборных команд II категории) — стаж работы в должности специалиста по подготовке сборных команд свыше двух лет;

11-й разряд (специалист по подготовке сборных команд I категории) — стаж работы в должности специалиста по подготовке сборных команд II категории свыше трех лет;

12-й разряд (ведущий специалист по подготовке сборных команд) — стаж работы в должности специалиста по подготовке сборных команд I категории свыше трех лет.

В должностные обязанности входит выполнение расчетов по затратам материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для проведения работ, связанных с обеспечением подготовки сборных команд.

В случае если сотрудник не имеет специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты труда, но обладает достаточным практическим опытом и выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, то по рекомендации аттестационной комиссии его могут назначить на соответствующую должность и установить разряд оплаты в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности.

О.Заболонкова

Зам. главного редактора журнала

«Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Актуальные вопросы применения бюджетной классификации РФ
Судебные расходы бюджетных учреждений

Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике

Этап спортивного совершенствования начинается в 16-17 лет и заканчивается в 19-20 лет, имеет цель максимального повышения спортивных результатов в избранном виде спорта. Основные задачи данного этапа:

− совершенствование в избранном виде спорта;

− повышение спортивного мастерства;

− дальнейшее развитие физических качеств, технической

подготовки;

− целенаправленная соревновательная подготовка в избранных дисциплинах;

− совершенствование вариантов индивидуальной техники и тактики;

− адаптация к повышенным нагрузкам и дальнейшее их повышение;

− повышение психической устойчивости спортсмена к нагрузкам и соревнованиям;

− изучение и совершенствование методики спортивной тренировки и оздоровительных форм физической культуры.

Лучшие учащиеся, которые закончили обучение в спортивной школе, продолжают заниматься в группах спортивного совершенствования СДЮШОР, в училищах олимпийского резерва (УОР), школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

Этот период характеризуется стабилизацией темпов роста физических качеств, окончанием сенситивного развития организма подростков, заметными различиями в физической подготовленности юношей и девушек. Заканчивается период полового созревания.

Продолжается увеличение мышечной массы, силовые способности дифференцируются и активно проявляются как в комплексных приспособлениях, так и изолированно, в специализируемых направлениях и режимах.

При переходе от этапа углубленной тренировки к этапу спортивного совершенствования необходимо учитывать уровень спортивных результатов и темпы их прироста, уровень здоровья и физической подготовленности. На этом этапе необходимо достижение высоких спортивных результатов на уровне кандидата и мастера спорта.

Молодые легкоатлеты участвуют в соревнованиях старшей юношеской группы (16-17 лет), юниоров (18-19 лет) и взрослых.

Возраст 16-17 лет является своеобразным переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно полагать, что легкоатлеты, прошедшие 4-6-летнюю подготовку в ДЮСШ, могут выполнять достаточно большие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. В связи с этим меняется отношение к средствам, методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов.

Исходя из теории сенситивных периодов развития физических качеств, можно выделить возрастные этапы, сформулировать конкретные задачи и определить средства и методы для совершенствования двигательных качеств молодых спортсменов. Оценка количественной взаимосвязи спортивного результата в видах легкой атлетики, отражающих специальную физическую подготовленность, показала, что основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности, специальную и скоростную выносливость, силовые проявления.

Этап высшего спортивного мастерства в легкой атлетике предусматривает подготовку спортсменов старше 20 лет и объединяет молодежную группу и группу взрослых спортсменов. Основной задачей этапа является максимальная реализация индивидуальных возможностей спортсмена и достижение максимального результата в избранном виде. Объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок на этом этапе достигает своих максимальных значений, при этом интенсификация и специализация подготовки являются приоритетными направлениями в подготовке высококвалифицированных легкоатлетов. Особое значение на этапе высшего спортивного мастерства приобретает индивидуализация подготовки, а подбор специальных средств подготовки, их объема и интенсивности определяется строго с учетом индивидуальных возможностей спортсмена, уровня и структуры технико-физической подготовленности спортсмена, всего предшествующего опыта подготовки.

Особенности тренировкина этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике проявляются в следующих положениях:

1) направленность занятий со спортсменами связана с узкой специализацией;

2) увеличивается количество тренировочных занятий до 2-3 в день;

3) значительно возрастает объем и интенсивность нагрузок;

4) строгая индивидуализация тренировочной нагрузки;

5) физическая подготовка отличается (от предыдущих этапов) значительным ростом тренировочных нагрузок с повышением удельного веса специальной работы;

6) проведение систематических тренировок в условиях тренировочных сборов;

7) распределение занятий в нагрузочных микроциклах моделируется в соответствии с регламентом соревнований;

8) внедрение в тренировочный процесс научно-методического обеспечения является обязательным в организации и проведении подготовки спортсменов;

9) составной частью процесса тренировки являются мероприятия, направленные на ускорение восстановления работоспособности (сауна, массаж, гидропроцедуры и т.д.);

10) важнейшим условием успешного осуществления спортивной тренировки является правильное планирование и проведение комплексного контроля;

11) обязательное условие полноценной тренировки – приобретение теоретических знаний (о построении тренировки, средствах, методах, режиме, врачебном контроле, гигиенических требованиях и т.д.).

В группах спортивного совершенствования 60% времени отводится специальной физической нагрузке, 30% – общей физической подготовке и 10% – упражнениям, повышающим эмоциональность занятий.

Нельзя забывать, что юноши и девушки начинают активно интересоваться перспективой собственного развития. Поэтому спортсмен должен знать задачи, стоящие перед ним, разбираться в средствах и методах воспитания физических качеств, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, вести учет проделанной работы в спортивном дневнике. Спортсмен обязан изучить литературу, касающуюся вопросов тренировки, и ему следует оказывать помощь в этом деле.

Техническая подготовка на этапах занимает достаточное время и направлена на максимальное совершенствование индивидуального стиля в избранном виде легкой атлетики, устранение недостатков в процессе выполнения элементов техники.

Для углубленного понимания техники легкоатлетического упражнения, формирования рационального индивидуального варианта техники необходимо:

1) установить характерные его особенности, его отличие от других упражнений;

2) выделить в упражнении отдельные части, фазы, уяснить структуру движений в связи с решением частных задач;

3) установить в структуре движений главные (рабочие) фазы, определяющие спортивный результат, и фазы вспомогательные и второстепенные, а также фазы относительного отдыха;

4) уточнить основные стороны и характеристики движений спортсмена при выполнении каждой фазы упражнения, направление, амплитуду, скорость, силу, согласованность, темп, количество повторений.

Уточнение основных характеристик движений позволяет определить работающие группы мышц, последовательность включения их в работу и характер самого двигательного действия при выполнении спортивного упражнения. Зная все это, можно планировать средства тренировки для совершенствования технического мастерства спортсмена, используя различные специальные упражнения.

Методика контроля.К настоящему времени накопилось большое количество тестов, рекомендуемых для использования в процессе контроля и спортивной тренировки. Но не все они информативны и доступны для контроля спортсменов. Поэтому одна из основных задач контроля – правильный подбор комплекса тестов, которые должны отвечать дифференциальным факторам, определяющим спортивный результат в избранном виде легкой атлетики. Для каждого вида легкой атлетики необходимо выбирать те факторы, воздействие которых оптимально. Например, для спринтерского бега это: 1) быстрота реакции на старте; 2) способность к ускорению; 3) максимальная скорость бега; 4) скоростная выносливость; 5) техническое мастерство.

Все перечисленные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на результат в спринтерском беге, обладают различной значимостью и все же главные из них – максимальная скорость бега и скоростная выносливость. Остальные факторы имеют значительно меньший удельный вес. Следовательно, совершенствованию этих качеств и выбора тестов для контроля необходимо уделять большее внимание, чем другим факторам.

Такого рода подход является конструктивной основой, способствующей дальнейшему совершенствованию критериев в процессе специального контроля спортсменов.

Участие в соревнованиях.Нельзя достичь высоких спортивных результатов, редко выступая на соревнованиях. Поэтому отличительной чертой современной методики тренировки считается увеличение числа соревнований в каждом году. Участие спортсменов в соревнованиях оказывает многостороннее воздействие на физические и психологические качества спортсмена. Частые выступления в соревнованиях дают спортсмену знания и опыт. Количество стартов в течение года определяется исходя из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена. Цель, масштаб и степень психической напряженности в соревнованиях могут быть различными. Поэтому спортсмену ставятся задачи с учетом направленности соревнований на рекорд, на победу, контроль уровня подготовленности, проверку тактических замыслов, приучение к условиям «поля боя».

Спортсмены, имеющие высокие спортивные результаты (на уровне КМС и МС), выступают довольно часто на различного рода соревнованиях. В связи с переездами появляются свои сложности, касающиеся времени переезда на соревнования и акклиматизация, изменение суточного режима. Поэтому спортсмену целесообразно учитывать и непосредственную подготовку к соревнованиям. Меняется тренировочная работа в последние дни перед стартом и т.д.

При непосредственной подготовке к основным соревнованиям необходимо правильно чередовать тренировочную работу и отдых путем планирования занятий с различными нагрузками, активным и обычным отдыхом. После тренировочного занятия или серии занятий в недельном микроцикле к назначенному дню обеспечить полное восстановление организма спортсмена, перед соревнованием отдыхать не более одного дня. Не меньше чем за неделю до ответственных соревнований уменьшить общее количество тренировочной работы, и за 24 часа до соревнований проделать разминку, не допуская максимальных усилий.

Регулярно участвовать в соревнованиях, чередуя одно особо ответственное соревнование с тремя-четырьмя меньшего масштаба. Не участвовать в соревнованиях при появлении после разминки нежелания соревноваться. В этом случае целесообразно перейти на занятия другими физическими упражнениями.

При определении количества соревнований в году необходимо предусмотреть главные и второстепенные соревнования.

Индивидуальный подход к спортивной тренировке.На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в тренировочном процессе возникает необходимость подходить к спортсмену дифференцированно, иными словами, переходить от индивидуально-группового метода тренировки к индивидуальному.

Экспериментальная разработка конкретных подходов в индивидуализации спортивной тренировки стала разрабатываться главным образом в последние двадцать лет. Все чаще индивидуализация находит широкое применение в практической работе в спорте. Наметилось несколько путей в индивидуальном построении тренировочного процесса. В рамках микро- и мезоцикла индивидуальное построение тренировки осуществляется с учетом:

– биологических колебаний функционального состояния в различные фазы эндогенного ритма;

– текущего состояния тренированности спортсмена;

– меры индивидуальной величины максимальной нагрузки;

– данных о факторах и модельных характеристиках в подготовленности спортсмена, выявление сильных и слабых сторон в подготовленности.

В современном понятии индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа человека. В настоящее время в биологии (анатомия, физиология, генетика и т.д.) индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, организма и своеобразия сочетания наследственных и приобретенных свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.

Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Индивидуальный подход, рассматриваемый в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего, предполагающая временное изменение ближайших целей относительно содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия.

В теории и методике физического воспитания общепринятым считают положение о том, что определяющую роль в подготовке юных спортсменов играет собственно обучение. Однако тренировка как внешняя причина действует через внутренние условия, без учета которых ее воздействие будет недостаточно эффективным. К внутренним условиям, оказывающим влияние на тренировочный эффект, относятся индивидуальные особенности спортсмена. Это предполагает необходимость организации учебно-тренировочного процесса на основе глубокого учета индивидуальных различий в физической, технической, тактической, психологической подготовленности, морфологических особенностях спортсмена.

Для объективности суждения о достоинствах или недостатках индивидуального подхода к спортивной тренировке (построения тренировки в целом, отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, отвечающими требованиям индивидуализации: состояние здоровья, уровень биологической зрелости и физического развития, уровень технической и тактической подготовленности, психическая и теоретическая подготовленность, медико-биологические, морфологические, физиологические характеристики, социальная среда.

Именно поэтому в понимании индивидуальности следует исходить из характеристик как функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных результатов. В этой связи важно, чтобы целевое задание на определенный тренировочный цикл соответствовало индивидуальным особенностям конкретного спортсмена. Этому требованию не отвечает в полной мере среднегрупповой критерий планирования тренировочного задания.

Во-первых, каждый человек индивидуален и ему присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специального изучения. В этом случае исследование должно носить интегральный характер, то есть достаточно изучить связи между ограниченным набором индивидуальных свойств, относящихся к разным иерархическим уровням.

Во-вторых, в соответствии с принципом системности необходимо рассматривать специфические области индивидуальных особенностей спортсмена не только сами по себе, но и в зависимости от интегральной индивидуальности.

В большинстве случаев подготовка спортсмена осуществляется групповым методом. Поэтому всегда возникает вопрос о том, как индивидуализировать подготовку в рамках общего для группы плана. Кроме этого значительные трудности для индивидуальной подготовки возникают при поиске эффективных способов установления индивидуально-оптимальных средств, методов, форм спортивной подготовки. Преодоление указанных трудностей лежит на пути индивидуальных различий в подготовке юных и взрослых спортсменов.

Методика определения индивидуальных норм.Индивидуальный подход к спортсмену предполагает знание индивидуальных особенностей, которые отличают одного человека от всех других и включают природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства.

По индивидуальным характеристикам физической подготовленности в скоростно-силовых видах легкой атлетики и видах на выносливость все спортсмены разделены на четыре группы: с преимуществом быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости. Индивидуальные особенности состоят из множества факторов, которые группируются вокруг трех основных: генетические предпосылки, уровень подготовленности, социальная среда.

Особенности физической подготовленности и функционального состояния в соответствии с уровнем физической работоспособности делятся на высокий, средний и низкий. Особенности психологической подготовленности квалифицированных спортсменов классифицированы по возрастным критериям, в основе которых лежат индивидуально-психологические особенности личности и высшие психические функции.

В связи с этим одним из основных требований проблемы интеграции будет ограничение круга входящих показателей. Это положение сохраняет свою правомерность и в исследованиях по спортивной тренировке, в том числе и в детско-юношеском спорте. В настоящее время для оценки уровня физической подготовленности применяется широкий круг разнообразных тестов. Они имеют различную степень корреляции со спортивным результатом. В то же время с точки зрения критерия рациональности только те контрольные упражнения могут быть признаны надежными, которые отражают динамику физической подготовленности спортсменов по мере роста их мастерства и имеют сильную взаимосвязь со спортивным результатом. Обусловлено это тем, что этапы начальной спортивной специализации и углубленной тренировки характеризуются высокими темпами роста, а этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – стабилизацией показателей подготовленности спортсменов. Контроль за исследуемыми параметрами по количественным и качественным характеристикам позволяет выявить динамику индивидуальных особенностей юных спортсменов и служит основанием для коррекции тренировочного процесса.

Для оценки индивидуальных особенностей спортсменов наиболее адекватны комплексные критерии, отражающие мощность, экономичность и устойчивость функционирования опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы и энергообеспечения организма спортсмена. Эти критерии позволяют выявить индивидуальную структуру функциональной подготовленности организма юного спортсмена к соревновательной нагрузке. Процедура определения индивидуальной нормы может быть такова:

− определение времени начала тренировки и ее продолжительности;

− систематическое тестирование занимающихся по комплексу наиболее информативных тестов в течение определенного этапа;

− определение средних величин и стандартных отклонений;

− принятие значения X ± 0,5 а за среднюю норму, а остальных градаций как низкая – высокая, очень низкая – очень высокая;

− значение результата в тесте свыше X ± 2 а считать очень высокой нормой.

В основу методики определения индивидуальной нормы функционального состояния организма юного спортсмена положено исследование диапазона функционирования систем, определяющих успешность выполнения основного упражнения.

На основе полученных данных рассчитывались индивидуальные нормы физической подготовленности, соответствующие лучшему на данный этап спортивному результату.

Поддержка и разработка Ilyasmek@mail.ru

Школа Высшего спортивного мастерства имени Али Алиева (ШВСМ) основана в 1979 году. Школа названа именем легендарного спортсмена — 5-ти кратного чемпиона мира по вольной борьбе Али Алиева.

В 1954 г. Председатель Совета министров ДАССР известный в прошлом государственный деятель Шамхалов Шахрудин Магомедович, формируя спортивную политику Республики и определяя наиболее перспективные для дагестанского менталитета виды спорта, безошибочно первостепенным определил наиболее приемлемую и традиционную для дагестанской молодежи вид спорта – вольную борьбу. Первостепенность вольной борьбы не шел за счет и в ущерб других видов спорта, благодаря Шамхалова Ш.М. Дагестан мощный фундамент для развития и других видов спорта. Приоритет вольной борбы определялся высоким потенциалом и большим ресурсом дагестанской молодежи в этом виде спорта.

В связи с этим, Шамхалов Ш.М., для развития всех видов спорта в Дагестане, на высшем государственном уровне добился финансирования и заложил фундамент для дальнейшего развития спорта, создав учебно-материальную базу, одновременно организовав из числа энтузиастов поиск и подготовку тренерских кадров. И так, все началось с легендарных тренеров Шорина Н., Крутковского А., Борзова В., Карапетяна А.А. Рамазанова М.М. и других.

Спортивная слава Дагестана зародилась в те далекие годы на ул. Оскара 2 в Махачкала, где был единственный спортивный зал, в бывшей Армянской церкви и еще один маленький зал в общежитии Дагмединститута, у входа в республиканскую центральную больницу.

Победы спортсменов молодежной школы, а затем и ШВСМ им. А.Алиева, вдохновила перспективу развития и других видам спорта, такие как фехтование, бокс, т/атлетика, дзюдо, стрельба из лука и другие Олимпийские виды спорта.

В 1979 году решением спорткомитета СССР и РСФСР в Дагестане при ШВСМ им. А.Алиева был открыт центр Олимпийского резерва. Все вопросы, связанные с содержанием этого центра (ЦОР) решались централизованно, через Москву.

Первым государственным тренером спорткомитета СССР по ДАССР был назначен Заслуженный мастер спорта СССР Олимпийский чемпион по вольной борьбе Загалав Абдулбеков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *