Система спфс

Система передачи финансовых сообщений (СПФС) в качестве российского аналога SWIFT разрабатывается Банком России с 2014 года. Этот программный комплекс служит для формирования и обработки документов в форматах УФЭБС и МТ. В настоящее время список поддерживаемых типов сообщений насчитывает около 50 наименований (с учетом технических сообщений). Для сравнения, в CyberFT их давно более 100.

В течение 2015 года, в исполнение Письма Банка России от 09.09.2014 г. с рекомендацией проведения тестирования и использования стандарта ED503 (предыдущее название СПФС), по данным Банка России к системе подключилось более 230 российских банков, и их общее количество превысило 300. Оценивая ход процесса, участники рынка занимают противоположные позиции: от «система хорошо себя зарекомендовала», до «банки не заинтересованы использовать вместо удобного сервиса SWIFT отечественный сервис. Их можно перевести на СПФС только в принудительном порядке». (http://izvestia.ru/news/601876)

Одна из причин диаметрально противоположных мнений экспертов – сложность и затратность процедуры подключения участников к СПФС. С организационной точки зрения процесс отлажен: оформление соответствующего договора занимает 2-3 недели. Однако, как показала практика, значительные затруднения вызывает реализация технических регламентов, в особенности, инсталляция Терминала и подключение к банковской сети.

Разработчики СПФС заявляли, что для передачи сообщений можно использовать стандартные механизмы выгрузки из АБС (УФЭБС) , однако на практике для поддержки новых форматов требуется доработка АБС. В среднем, на интеграцию с СПФС компаниям-разработчикам АБС понадобилось около полугода. Некоторые производители не реализовали поддержку до сих пор, другие, например, ЦФТ и «Диасофт», для компенсации своих затрат на разработку ввели дополнительные лицензионные платежи за модули, обеспечивающие работу с СПФС. http://catalog.cft.ru/cftbank/SitePages/App.aspx?ID=5833 В частности, цена для продуктов ЦФТ составляет 10 тыс. долларов США для базовой компоненты (http://catalog.cft.ru/cftbank/SitePages/App.aspx?ID=5833) плюс поддержка (30% от этой суммы в год).

Банки, которые обмениваются информацией через СПФС, к сожалению, еще и вынуждены нести значительные временные и материальные затраты в связи с повышенными мерами безопасности. Рекомендации в части обеспечения информационной безопасности СПФС аналогичны тем, что существуют и для платежной системы Банка России. Таким образом, банки должны дополнительно использовать технологические, аппаратно-программные и криптографические средства защиты данных в комплексе и в работе следовать рекомендациям по безопасности не только Банка России, но и МВД РФ. А в случае малейших сомнений в уровне информационной безопасности контрагента, сведения и платежные документы через СПФС вообще не должны направляться. (http://izvestia.ru/news/630251)

Существенные ограничения накладывает юрисдикция Банка России, определенная границами Российской Федерации: подключиться к СПФС не имеют права не только зарубежные банки, но и финансовые организации из стран СНГ, обмен сообщениями с которыми у российских банков, по мнению экспертов, составляет более 25% от общего объема информационного взаимодействия.

К причинам, которые значительно ограничивают распространение и популяризацию СПФС, можно также отнести:

Опыт клирингового банка CyberPlat® («Киберплат»), банка «Платина», более чем компетентного в сфере транзакционного бизнеса, показал:

  1. СПФС поддерживает ограниченное количество типов финансовых сообщений. Таким образом, говорить о полномасштабности решения пока не приходится.
  2. При подключении к СПФС банкам приходится проходить через сложную процедуру заключения договоров с Банком России и отдельно с каждым участником системы (то есть, общее количество договоров на 100 банков составит (формула для N банков): N*(N-1) / 2, что для 100 банков равно 4 950 договоров).
  3. Требуется интеграция АБС каждого из банков-участников с СПФС, при этом для АБС некоторых разработчиков на рынке нет готовых интеграционных решений.
  4. Технологические трудности подключения в СПФС приводят к тому, что от подписания договора до проведения первой транзакции может пройти более 1,5 лет.
  5. Провести транзакцию в выходные или праздники, а также в нерабочее время с 21:00 до 7:00, невозможно.
  6. В сети СПФС реализована топология типа «Звезда», и все данные передаются через единый центр. Конфиденциальность сообщений вызывает вопросы, так как они доступны оператору системы.
  7. Технологических материалов по вопросам использования системы часто бывает недостаточно.

Созданное прошлой осенью партнерство ЦБ и Национального расчетного депозитария (НРД) по развитию системы передачи финансовых сообщений (СПФС) начало реализовываться. НРД получил статус сервис-бюро СПФС. Ожидается, что подключение к российскому аналогу SWIFT через НРД будет дешевле и сделает сервис более доступным для небольших банков и компаний. Впрочем, ряд потенциальных клиентов вполне довольны существующими сервисами и пока не собираются переходить на СПФС.

Национальный расчетный депозитарий, являющийся центральным депозитарием, получит статус сервис-бюро системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. Об этом «Ъ” сообщили в НРД и подтвердили в ЦБ. Как сообщил представитель Банка России, подключение через сервис-бюро позволяет упростить получение услуг пользователями и снизить их стоимость. Управляющий директор по технологическим сервисам НРД Александр Нам отметил, что все готово для начала пилотного тестирования сервиса. Про его оценке, необходимый функционал будет готов в первом квартале следующего года.

ЦБ создал СПФС в ответ на риски возможного отключения российских банков от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT в результате санкций.

По данным ЦБ, к СПФС подключились 392 пользователя, в основном российские банки и их отделения, а также некоторые компании (в частности, «Роснефть»), а также национальные банки республик Южная Осетия и Абхазия. По итогам 2019 года через систему прошло 12,9 млн сообщений, в 2,4 раза больше, чем в 2018 году.

Осенью прошлого года ЦБ принял решение развивать СПФС совместно с НРД (см. «Ъ” от 18 ноября 2019 года). Для регулятора «дорого держать гигантский штат архитекторов», а сервисное бюро может взять на себя заботу о тех организациях, для которых «сервис ЦБ дорог, неудобен, сложен», заявлял тогда его представитель. Тариф Банка России за передачу сообщения составляет 1 руб. (до 500 сообщений в день) и около 80 коп. (свыше 500 сообщений).

При этом у ЦБ довольно высокие требования к инфраструктуре на стороне клиента при подключении СПФС (к провайдерам услуг связи, к шифровальному оборудованию, программному обеспечению), стоимость решений может достигать десятков миллионов рублей. По словам Александра Нама, тариф НРД зависит от трафика и будет состоять из единовременной платы за подключение (ориентировочно от 100 тыс. руб.) и ежемесячной платы за пользование (от 5 тыс. руб. в месяц).

Господин Нам полагает, что в первую очередь услуга будет предлагаться действующим клиентам сервис-бюро SWIFT (около 70 организаций в РФ и СНГ), а также нефинансовым компаниям (около 50–100 крупных корпораций).

Как сообщил «Ъ” член правления ЗАО «Банк Азии» (Киргизия) Мыктыбек Шокенов, банк уже работает через НРД в системе SWIFT: «Мы также смотрим на возможность получить доступ к СПФС через НРД в качестве резервного канала в случае реализации риска отключения России от SWIFT, поскольку большинство наших корреспондентских банков находятся в России». Зампред правления МКБ Сергей Путятинский считает, что внедрение Банком России концепции сервис-бюро СПФС позволяет существенно снизить расходы на поддержание инфраструктуры для передачи финансовых сообщений. По его словам, реализация проекта наряду с уже имеющейся функцией сервис-бюро SWIFT существенно упрощает жизнь небольшим банкам и организациям, передающим несколько десятков или даже сотен сообщений в день.

Президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец отмечает, что практика подключения через сервис-бюро очень распространена в мире в случае со SWIFT, в случае с СПФС это тоже полностью оправданно. Это поможет подключиться большему количеству компаний, у которых могли бы возникать сложности при прямом подключении.

Впрочем, далеко не все потенциальные клиенты готовы переходить на СПФС. Как сообщил операционный директор брокерского бизнеса «БКС Брокер» Евгений Овечкин, SWIFT используется подразделением BCS Global Markets и планируется расширить его использование на «БКС Брокер» для получения сообщений по корпоративным действиям от иностранных депозитариев. По его словам, СПФС пока подключать не планируется.

Полина Смородская

Комплексные решения для защищенного электронного взаимодействия с финансовыми организациями через доступ к СПФС ЦБ РФ.

Система передачи финансовых сообщений, функционирующая на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России, создана в качестве альтернативного канала взаимодействия с целью снижению рисков, влияющих на безопасность и конфиденциальность оказания услуг по передаче финансовых сообщений, включая.

  • передачу сообщений формата SWIFT;
  • передачу сообщений в собственных форматах пользователей;
  • контроль финансовых сообщений формата SWIFT;
  • возможности определения участником СПФС списка своих контрагентов и типов принимаемых от них финансовых сообщений.

Учитывая значительное увеличение киберпреступности, ОАО «КОМКОР» предлагает юридическим лицам организовать доступ к СПФС ЦБ РФ в Москве по выделенным защищенным каналам связи сети «КОМКОР-Банк», исключив риски обмена информации через интернет.

Преимущества подключения к СПФС Банка России через сеть «КОМКОР-Банк»:

  • проведение электронных платежей по выделенным высокоскоростным каналам связи;
  • надежная защита от несанкционированного доступа, что позволит исключить риск финансовых потерь от кибератак;
  • электронного взаимодействия с участниками СПФС Банка России;
  • дополнительный широкий спектр высоконадежных услуг связи и Центров обработки данных в Москве.

Заказать услуги

Банк России намерен развивать свою систему передачи финансовых сообщений совместно с партнером. В качестве сервис-бюро системы сейчас тестируется Национальный расчетный депозитарий (НРД). Подключиться к российскому аналогу SWIFT через НРД окажется дешевле, что будет интересно небольшим банкам и компаниям. Вместе с тем такой подход снизит издержки ЦБ, но позволит НРД заработать на дополнительных сервисах.

Банк России принял решение развивать систему передачи финансовых сообщений (СПФС), российский аналог SWIFT, совместно с Национальным расчетным депозитарием. Об этом на семинаре по развитию платформы «Транзит 2.0» на прошлой неделе сообщил заместитель начальника управления департамента национальной платежной системы ЦБ Денис Загуменнов. Представитель ЦБ пояснил, что для регулятора «достаточно дорого держать гигантский штат архитекторов», которые будут детально изучать все операции и создавать интерфейсы. По его словам, сервисное бюро может взять на себя заботу о тех организациях, для которых «сервис ЦБ дорог, неудобен, сложен, и сможет предоставить им более быстрое и дешевое подключение». Услуги такого сервис-бюро будет предоставлять НРД. «Сейчас выходим на стадию тестирования такого сервиса»,— сказал господин Загуменнов.

СПФС создана Банком России в ответ на риски возможного отключения российских банков от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT в результате санкций. По данным ЦБ, в 2018 году пользователями СПФС было направлено 5,4 млн сообщений. Доля СПФС в настоящее время составляет около 15% от внутрироссийского трафика в SWIFT. По данным ЦБ, через СПФС передается около 50 тыс. сообщений в день.

Как сообщил управляющий директор по технологическим сервисам НРД Александр Нам, у Банка России достаточно серьезные требования к инфраструктуре на стороне клиента при подключении СПФС. Это требования к провайдерам услуг связи, к шифровальному оборудованию, программному обеспечению, а стоимость таких решений может достигать десятков миллионов рублей. «Не для всех банков и компаний такое подключение является экономически обоснованным»,— указывает господин Нам. Вместе с тем, по его словам, у НРД, как центрального депозитария, «вся эта инфраструктура уже выстроена, к СПФС по требованиям Банка России мы подключились». НРД рассчитывает, что клиентами станут те банки и корпорации, которые еще не присоединились к СПФС. Как ожидает Александр Нам, «тестирование будет завершено до конца года» и в начале следующего года НРД сможет «начать подключать новых клиентов».

Тариф Банка России за передачу сообщения в СПФС составляет 1 руб. (до 500 сообщений в день) и более 80 коп. (свыше 500 сообщений). Как сообщил «Ъ” источник, знакомый с ситуацией, за работу в качестве сервис-бюро НРД будет выплачивать Банку России лишь утвержденные тарифы за сообщения. Как рассказал «Ъ” господин Нам, тарифы для клиентов сервис-бюро будут такие же, как и у прямых участников СПФС. «Скорее всего, сервис-бюро будет зарабатывать на конвертации форматов и перенаправлении сообщений между различными сетями через единый интерфейс»,— сказал он.

Зампред правления МКБ Сергей Путятинский считает, что подключение НРД к СПФС в качестве сервис-бюро по аналогии с сервис-бюро SWIFT упростит жизнь небольшим банкам и организациям. Исполнительный директор Российской национальной ассоциации SWIFT Роман Чернов отмечает, что концепция коллективного подключения пользователей СПФС на базе НРД способствует снижению издержек и повышению безопасности взаимодействия.

В свою очередь, президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов указывает, что при запуске СПФС «риски отключения российских банков от SWIFT были значительно выше», сейчас же наибольший объем финансовых сообщений идет со стороны крупных банков, которые используют для этого SWIFT. «Возможно, регулятор будет всячески стимулировать крупные банки проводить сообщения через свою систему»,— считает господин Мамонтов.

Полина Смородская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *