Скоринговая карта

История появления и развития скоринга

Изначально скоринг разрабатывался с целью автоматизации процесса решения о выдаче кредита. До внедрения скоринга, решение о том, кому выдать кредит в каком размере, принималось кредитным экспертом. Он решал это, опираясь на опыт и собственное мнение, руководствуясь параметрами клиента, влияющими на его кредитоспособность.

В 1940-х годах началось внедрение скоринговых систем. В 1941 Давид Дюран опубликовал первую исследовательскую работу по кредитному скорингу, в которой оценивал роль различных факторов в прогнозирующей системе. После окончания Второй мировой войны, резко вырос спрос на кредитные продукты, и стало ясно, что традиционные методы принятия решения плохо работают в условиях большого числа клиентов. Взрыв спроса на кредиты, отчасти обусловленный введением кредитных карт, мотивировал кредиторов внедрять автоматизированные системы принятия решения о выдаче кредитов. Параллельное развитие вычислительной техники, способствовало этому и давало возможность обрабатывать большие массивы финансовых данных.

В 1956 году была создана компания FICO, занимавшаяся разработками в области потребительских кредитов. В 60-х годах началось внедрение компьютерных технологий в область скоринга. В 1963 году было предложено использование дискриминантного анализа данных для кредитного скоринга. И, наконец, в 1975 с принятием «US Equal Credit Opportunity Act I», скоринг был окончательно признан.

Важным шагом в развитии кредитного скоринга было появление скоринга поведения (behavior scoring) в начале 90-х. Его целью является предсказание выплат уже имеющихся клиентов.

В недавнее время развитие скоринговых систем было обусловлено регулированием со стороны внешней среды. Как часть требований к достаточности капитала, предъявляемых банкам в связи с вступлением в силу второго Базельского соглашения (Basel Committee for Banking Supervision 2001), учреждения должны внимательно следить за рисками, связанными с их кредитными портфелями. Методы кредитного скоринга позволяют это делать.

С момента введения первой скоринговой системы, использовалось множество математических и статистических методов. Среди статистических можно назвать: дискриминантный анализ, линейную регрессию, логистическую регрессию и дерево принятия решений. Другие методы пришли из математики: математическое программирование, нейронные сети, генетические алгоритмы и экспертные системы. Далее мы разберём наиболее распространённые методы и поговорим об их достоинствах и недостатках.

>5. Скоринговая карта для оценки кредитоспособности заемщиков

5.1. Описание бизнес-задачи

Технологии скоринга – автоматической оценке кредитоспособности физического лица – в банковской среде традиционно уделяется повышенное внимание. Сегодня можно сказать, что экспертные методы уходят в прошлое, и все чаще при разработке скоринговых моделей обращаются к алгоритмам Data Mining. Классическую скоринговую карту можно построить при помощи логистической регрессии на основе накопленной кредитной истории, применив к ней ROC-анализ для управления рисками.

Постановка задачи. В коммерческом банке имеется продукт «Нецелевой потребительский кредит»: займы предоставляются на любые цели с принятием решения за один день. В настоящее время решение о выдаче кредита принимается на основе скоринговой карты, построенной экспертным способом, с процентом отказа, равным 55%, при этом объем просроченной задолженности велик. Накоплена статистическая информация о заемщиках и качестве обслуживания ими долга за несколько месяцев. Руководство банка, понимая, что высокий уровень отказов препятствует расширению розничного бизнеса в области потребительского кредитования, поставило перед отделом розничных рисков задачу разработать новую скоринговую карту, которая позволила бы значительно сократить число отказов в выдаче и снизить сумму просроченной задолженности.

Исходные данные. Вообще говоря, информация о заемщиках – физических лицах и кредитных договорах хранится в банковской информационной системе. Там же содержатся графики и даты погашений кредита, сведения о просрочках, об их суммах, о процентах и т.д. Получить для построения скоринговой модели таблицу с параметрами заемщиков и информацию о наличии просрочек – отдельная задача. Будем считать, что она уже выполнена и результат представлен в виде текстового файла.

Важным также является вопрос о том, что понимать под параметрами заемщика. Здесь уместно обратиться к методическим аспектам подготовки и сбора данных для анализа, и вспомнить, что на этом этапе требуется активное взаимодействие с экспертами: они с высоты своего опыта ограничат круг входных переменных, которые потенциально могут влиять на кредитоспособность будущего заемщика. Кроме того, следует учитывать аспекты бизнеса и технические вопросы (например, сложно проверить в короткий срок достоверность признака «Сфера деятельности компании», а потому полагаться на него не стоит).

Скоринговые карты часто строятся на категориальных переменных, и для этого непрерывные признаки квантуются при помощи ручного выбора точек разрыва (или полуручного, см., например, «Тест Чоу»). Скажем, переменная Стаж работы разбивается на три категории: «до 1 года», «от 1 до 3 лет», «свыше 3 лет». Такую модель легче интерпретировать, но она менее гибкая при моделировании связей: горизонтальные «ступени» дают плохую аппроксимацию при наличии частых крутых «склонов».

В банковской практике перед скорингом заемщик, как правило, проходит процедуру андеррайтинга – проверку на удовлетворение жестким требованиям: соответствие возрасту, отсутствие криминального прошлого и, конечно, наличие определенного дохода. При этом выдвигаются требования к минимальному уровню дохода, и рассчитывается возможный лимит кредита. При его расчете участвует один из двух коэффициентов – П/Д либо О/Д.

Коэффициент «Платеж/Доход» (П/Д) – отношение ежемесячных платежей по кредиту заемщика к его доходу за тот же период. Считается, что значительная величина этого коэффициента (свыше 40%) свидетельствует о повышенном риске как для кредитора, так и для заемщика.

Коэффициент «Обязательства/Доход» (О/Д) – отношение ежемесячных обязательств заемщика к его доходу за тот же период с учетом удержаний налогов. В обязательства включаются расходы, связанные с выплатой планируемого кредита, а также имеющиеся другие долгосрочные обязательства (выплаты по иным кредитам, на содержание иждивенцев, семьи, алиментов, обязательные налоговые платежи и пр.). Считается, что размер ежемесячных обязательств заемщика не должен превышать 50-60% его совокупного чистого дохода.

Заявки клиентов, не прошедшие андеррайтинг, получат отказ и даже не попадут на скоринг. Поэтому на вход скоринговой процедуры выгоднее подавать не доход клиента, а отношение О/Д или П/Д.

В нашей задаче представлено 2709 кредитов (файл loans.txt) с известными исходами платежей на протяжении нескольких месяцев после выдачи кредита.

В табл. 5.1 отображены структура и описание полей текстового файла с кредитными историями.

Таблица 5.1. Данные по заемщикам и качеству обслуживания ими долга

Поле

Описание

Тип

Код

Служебный код заявки

Целый

Дата

Дата выдачи кредита

Дата/время

О/Д, %

Коэффициент О/Д («Обязательства/До­ход») в %

Вещественный

Возраст

Возраст заемщика (полных лет) на момент принятия решения о выдаче кредита

Целый

Проживание

Основание для проживания: собственник; муниципальное жилье; аренда

Строковый

Срок проживания в регионе

Менее 1 года; от 1 года до 5 лет; свыше 5 лет

Строковый

Семейное положение

Холост/не замужем; женат/замужем; разве­дена/вдовство; другое

Строковый

Образование

Среднее; среднее специальное; высшее

Строковый

Стаж работы на последнем месте

Менее 1 года; от 1 года до 3 лет; свыше 3 лет

Строковый

Уровень должности

Сотрудник; руководитель среднего звена; руководитель высшего звена

Строковый

Кредитная история

Информация берется из бюро кредитных историй. Если имеется негативная информация о клиенте (просрочки по прошлым кредитам), то ему присваивается категория «отрицательная»

Строковый

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *