Скоропортящаяся продукция

Основная характеристика скоропортящихся товаров и способы его перевозки

В соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» к скоропортящимся относятся продукты переработки мяса, птицы, яиц, молока, рыбы и нерыбных объектов промысла; мучные кремово-кондитерские изделия с массовой долей влаги более 13 %; кремы и отделочные полуфабрикаты, в т.ч. на растительных маслах; напитки; продукты переработки овощей; жировые и жиросодержащие продукты, в том числе майонезы, маргарины; быстрозамороженные готовые блюда и полуфабрикаты; все виды пресервов; термизированные кисломолочные продукты и стерилизованные молочные продукты.

Особо скоропортящиеся продукты — продукты, которые не подлежат хранению без холода и предназначены для краткосрочной реализации: молоко, сливки пастеризованные; охлажденные полуфабрикаты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, сырых и вареных овощей, все продукты и блюда общественного питания; свежеотжатые соки; кремово-кондитерские изделия, изготовленные с применением ручных операций; скоропортящиеся продукты во вскрытых в процессе реализации упаковках.

Если давать общее определение, то это товары, которые при хранении и перевозке требуют защиты от воздействия высоких или низких температур и влажности наружного воздуха, то есть специальных условий перевозки, а именно охлаждения, отопления или вентиляции помещений, специального ухода за грузом или контроля за его состоянием относятся к скоропортящимся. Полный список скоропортящихся товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС смотреть в Приложении 1.

Скоропортящиеся товары классифицируются по общности происхождения и режиму перевозки, что наглядно проиллюстрировано на рис. 2.1. Из рисунка видно, что по общности происхождения скоропортящиеся товары подразделяются на: плодоовощные, мясные, рыбные, яичные, молочные, консервы, прочие скоропортящиеся товары (вина, пиво, напитки, жиры, дрожжи).

Скоропортящиеся грузы

Не требующие воздухообмена

Требующие воздухообмена

Мороженные

Охлажденные

Охлаждаемые

Вентилируемые

— жиры; — мясо и мясопродукты; — молочные грузы; — морепродукты; — рыба и рыбопродукты; — яичные грузы

— консервы, не подлежащие длительному хранению; — молочные грузы; — мясо и мясопродукты; — напитки, не подлежащие длительному хранению; — рыба и рыбопродукты

— плодовоовощи; — яичные грузы

— плодовоовощи


Рис. 2.1 Классификация скоропортящихся товаров

В свою очередь, по режиму перевозки скоропортящиеся товары делятся на четыре подкласса:

а) замороженные — товары, перевозимые при температурах от -6°С н ниже;

б) охлажденные — товары, перевозимые при температурах от -5 до -1°С;

в) охлаждаемые — товары, перевозимые при температурах от 0 до 15°С;

г) вентилируемые — товары, перевозимые без создания в трюмах определенного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.

Товары подклассов «а», «б», «в» обычно объединяют в класс «рефрижераторные товары», а товары подкласса «г» — в класс «нерефрижераторные товары». Некоторые товары могут относиться к разным подклассам, например: мясо может относиться к «мороженым» или «охлажденным» товарам, однако различие транспортных характеристик заставляет рассматривать мясо в каждом случае как отдельным товар, «молочные продукты» могут быть представлены в каждом подклассе совершенно разными товарами. «Охлаждаемые» товары при низких значениях температуры внешней среды могут потребовать подогрева воздуха в грузовых помещениях (становятся как бы обогреваемыми).

Скоропортящиеся товары, не требующие воздухообмена, должны перевозиться на рефрижераторных судах, оборудованных батарейной системой охлаждения, и в рефрижераторных контейнерах. Допускается перевозка этих товаров на рефрижераторных судах, имеющих воздушную систему охлаждения, но при этом ряд товаров в негерметичной легкой упаковке (марля, бязь, ящики) может иметь сверхнормативные потери (естественную убыль массы) при перевозке.

В свою очередь, скоропортящиеся товары, требующие воздухообмена, должны перевозиться на рефрижераторных судах с воздушной системой охлаждения и в рефрижераторных контейнерах. Перевозка этих товаров на рефрижераторных судах с батарейной системой охлаждения и вентилируемых судах допускается лишь при определенных условиях (сезонность, климатические условия рейса, длительность перехода) и по письменному согласию грузовладельца.

К перевозке без рефрижерации на судах, оборудованной системой вентиляции, допускается при длительности перехода в сутках (табл. 2.1.):

Таблица 2.1

Длительность перевозки товаров без рефрижерации

Свекла, картофель, морковь, лук, чеснок до 30
Яблоки ≤ 20
Арбузы, дыни, цитрусовые (кроме мандаринов) ≤ 15
Бананы, мандарины, груши, капуста ≤ 10
Сливы, персики, абрикосы, виноград ≤ 5

При транспортировке и длительном хранении плодоовощных товаров целесообразно поддерживать такую температуру, при которой процессы жизнедеятельности максимально заторможены, но в то же время физиологические повреждения не наступают. Допустимым нижним пределом является криоскопическая температура для плодов и овощей (от -0,5 до -3,5°С). Заданная температура хранения должна поддерживаться как можно более стабильно. Например, для бананов рекомендуется поддерживать температуру с колебаниями не более ±0,2°С.

Потеря влаги плодами и овощами — процесс неблагоприятный, поэтому в грузовых помещениях следует поддерживать высокую относительную влажность воздуха. В то же время даже незначительные колебания температуры воздуха при высокой влажности могут привести к конденсации воды на поверхности груза, что вызывает, как правило, быстрое развитие микробиологической деятельности, приводящее к массовой порче товара.

Обработка плодоовощных товаров различными антисептиками препятствует развитию микроорганизмов и плесеней на поверхности плодов и овощей и позволяет поддерживать в грузовых помещениях повышенную влажность воздуха, способствующую снижению усушки и потерь товара от микробиологической порчи.

При проектировании и эксплуатации систем охлаждения транспортных средств необходимы данные по теплофизическим свойствам товаров.

В товарах животного происхождения непрерывно происходят биохимические и ферментативные процессы, продолжается жизнедеятельность микроорганизмов. В товарах растительного происхождении происходят физиологические и биохимические превращения, дыхательный обмен веществ. Перечисленные процессы являются основной причиной порчи скоропортящихся товаров. Интенсивность процессов зависит от температуры хранения: чем ниже температура товара, тем меньше интенсивность, срок сохранности хорошего качества больше.

Охлаждение — один из наиболее эффективных способов сохранения качества скоропортящихся товаров.

При сроке хранения замороженных продуктов до 3-6 месяцев допустимой считается температура не выше -18°С. Мороженое мясо и рыба, перевозимые морем, часто подлежат более длительному хранению, поэтому температурный режим транспортировки должен составлять от -25 до -30°С. При указанных температурах снижаются естественная убыль их массы и необратимые изменения качества.

На качество охлажденных и замороженных пищевых продуктов влияет усушка. Усушка определяется разностью парциальных давлений водяного пара над поверхностью продуктов и в воздухе грузового помещения. Чем ниже температура груза и продукта в грузовом помещении, тем меньше при прочих равных условиях разность парциальных давлений и соответственно усушка продукта.

Применение упаковок, не проницаемых для водяного пара и плотно прилегающих к поверхности продукта, позволяет исключить усушку. Для этой же цели, а также для ограничения доступа кислорода к тканям применяют глазирование рыбы. В случае неплотного прилегания упаковок к поверхности возможна «внутренняя» усушка, например: кур и цыплят, упакованных в полиэтиленовые мешки. При этом сублимированная из продукта влага конденсируется на внутренней поверхности упаковки (при колебаниях температуры на поверхности груза). Масса грузового места не меняется, но качество продукта снижается. Норма естественной убыли мороженого мяса равна 0,34% вне зависимости от каких-либо факторов.

Мясо принимается к морской перевозке после выдержки в холодильнике не менее 1 месяца после убоя животного. Морским транспортом перевозится в основном мороженое мясо, перевозки охлажденного мяса незначительны. Туши крупного рогатого скота и других крупных животных разделывают на четвертины, туши свиней и телят перевозят в виде продольных полутуш, баранину и мясо других мелких животных — целыми тушами. Мороженое мясо и птица должны быть разделаны и подготовлены к транспортировке в соответствии с государственными или международными стандартами. Блочное мясо — это мясо (говядина или конина), отделенное от костей, спрессованное в блоки прямоугольной формы определенных размеров и замороженное.

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хранения и транспортировки важное значение для обеспечения сохранности скоропортящихся товаров имеют защитные свойства тары, упаковки и выполнение правил совместимости грузов в одном помещении.

Плодоовощные товары перевозят в жесткой, хрупкой и мягкой таре. Эти товары являются теплогазовыделяющими, и тара для них не должна препятствовать нормальному тепло — и газоотводу.

Мягкая тара при экспортно-импортных перевозках плодоовощных товаров не применяется. При каботажных перевозках длительностью до 3 суток некоторые виды овощей (картофель, лук, чеснок) допускается упаковывать в мешки.

Для цитрусовых и плодов некоторых других видов применяют комбинированную тару: картонные или деревянные ящики с вкладышами из полиэтиленовой пленки. Пленка может иметь селективную газопроницаемость (для создания определенной газовой среды в упаковке) или перфорационные отверстия.

Основные характеристики наиболее часто используемой тары и удельный погрузочный объем скоропортящихся товаров приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные характеристики используемой тары и удельный погрузочный объем скоропортящихся товаров

Продукт Вид тары Удельный погрузочный объем, м3/т Масса нетто/брутто, кг
Абрикосы Деревянные ящики № 24 3,5-3,7
Ананасы Картонные ящики Деревянные полуящики 4,25-4,85 — 19/19,5 17/25
Апельсины, грейпфруты, лимоны Деревянные ящики Картонные ящики 2,3-2,85 — 32/36 19/19,5
Бананы Картонные ящики Банчи в мягкой упаковке — 4,5-5,5 13,8/14,5 14/16
Груши, яблоки Деревянные ящики: № 22 № 24 № 2 Деревянные ящики 2,7-2,9 — — — — — 25/- 10/12
Виноград Лотки 4,2-5,7
Мясо мороженное: говядина свинина баранина Штабель Штабель Штабель 2,5-3,3 2,1-2,2 3,2-3,4 — — —
Птица мороженная Деревянные ящики Картонный ящик № 14 2,0-2,2 15/15,5
Рыба мороженная в брикетах Картонные ящики 34/34,5
Масло сливочное Картонный ящик № 2 Ящик 2,0-2,7 — — 20/20,5
Мясо охлажденное (говядина, свинина) Подвеска 8,0

Совмещение в одном грузовом помещении упакованных в плотную тару и неупакованных товаров приводит к снижению в нем равновесной относительной влажности воздуха и увеличению усушки неупакованного товара. При совместной перевозке неупакованного мороженого мяса и жиров или сливочного масла резко возрастает относительная усушка мяса, тогда как на качество жиров или масла снижение влажности воздуха заметного влияния не оказывает. Такое влияние может наблюдаться и при совместной перевозке однородных товаров, например, неупакованного мороженого мяса и брикетированного, упакованного в полиэтиленовую пленку.

Допускаются к совместной перевозке: мясо, масло и жиры; охлажденное мясо, мясопродукты, консервы; яйца и молочные товары.

В свою очередь, не допускаются к совместной перевозке с другими грузами: мороженая, охлажденная, соленая и маринованная рыба, мясо, копчености, сыр, каждый отдельный вид плодоовощных товаров (за исключением лимонов и грейпфрутов, допускаемых к совместной перевозке).

Животные, птица и сырые продукты животного происхождения подлежат санитарно-карантинному контролю при морской транспортировке. К перевозке допускаются животные и птицы при наличии у отправителя ветеринарного свидетельства определенной формы, срок годности которого ограничен 3 сутками. При наличии этих документов разрешение на перевозку выдают органы ветеринарного надзора порта. Животных и птиц принимают к перевозке только с проводниками. Племенные, высокоценные или опасные для других животных особи изолируют.

О всех случаях заболевания среди животных судовая администрация ставит в известность портовые санитарные власти и поступает по их указанию, при необходимости судна ставят в карантин. В тяжелых аварийных случаях (гибель судна с большой партией животных на борту) создается значительная экологическая опасность.

К сырым продуктам животного происхождения относят обычно кожу, шкуры и различное кожсырье: шерсть, волос, щетину, пух, перо, кости, рога, копыта, шкуры мокросоленые. Размещение сырых продуктов животного происхождения на судне производится по указанию администрации судна обособленно от мест нахождения пассажиров, а также от пищевых и других товаров. Совместная перевозка сырья животного происхождения с пищевыми товарами допускается только при условии размещения последних в совершенно изолированном трюме.

Также крайне важным является качественная укладка скоропортящихся товаров в грузовых помещениях судов. Основными требованиями являются:

— обеспечение неподвижности штабелей товара вне зависимости от условий плавания;

— поддержание заданного режима перевозки;

— максимальное использование грузоподъемности;

— сохранение целости тары;

— обеспечение условий для быстрой и качественной выгрузки.

Условия качественного транспортирования товаров различны при использовании рефрижераторных и не рефрижераторных судов.

При перевозке плодоовощных товаров на рефрижераторных судах штабель груза формируется либо сплошным (если груз предварительно охлажден), либо с применением прокладок под нижним ярусом и между ярусами груза. Прокладки между ярусами укладывают параллельно движению воздуха в трюме. Помимо горизонтальных, применяют вертикальные прокладки, устанавливаемые через каждый ряд ящиков. При формировании штабеля между его поверхностью и подволоком предусматривается свободное пространство не менее 15 см (для судов с батарейным охлаждением — не менее 30 см). При перевозке плодов в лотках грузовое помещение заполняют последовательно, укладывая лотки вертикальными рядами от переборок к центру трюма. В центре трюма остается свободное пространство, заполняемое деревянными распорками, которые предотвращают сдвиг груза во время перехода.

Перевозка мясных товаров допускается только на рефрижераторных судах с соблюдением необходимых температурно-влажностных режимов. Охлажденное мясо перевозят в подвешенном состоянии; расстояние между тушами около 1 см, между грузом и поверхностью палубы 15-20 см.

Мороженое мясо укладывают в штабель на подкладочный материал, располагают туши по длине в направлении воздушного потока. Поверхность штабеля должна отстоять от подволока не менее чем на 5 см. Замороженные мясопродукты в ящиках, бочках, картонных коробах укладывают на подкладочный материал (толщиной 7-8 см) и сепарируют каждый слой груза. Высота укладки мяса и мясопродуктов ограничивается только высотой грузовых помещений. Мясопродукты в бочках укладывают в трюмах в соответствии с правилами укладки бочковых грузов. Рыбные грузы размещают в трюмах, как мясопродукты в аналогичной таре.

Ящичные грузы обязательно укладывают на прокладки, разделяя последующие ряды рейками. Высота укладки полуящиков и ящиков ограничивается 10 ярусами, а картонных коробов — 4 яруса. Груз выкладывают отдельными небольшими штабелями, между которыми оставляют воздушные каналы шириной 25 — 30 см.

Молочные грузы размещают с учетом особенностей тары и свойств самого груза. Масло в бочках укладывают на торец с прокладками между ярусами, высота укладки в грузовых помещениях не лимитируется. Сыр в ящиках укладывают в штабель высотой не более 4 м, изолируя от охлаждающих батарей, так как груз боится переохлаждения.

Консервную продукцию размещают на прокладках; расстояние штабеля от охлаждающих батарей не менее 50 см. Прочие скоропортящиеся грузы укладывают по правилам складирования ящичных и бочковых грузов с учетом их совместимости. На многие вышеперечисленные скоропортящиеся товары устанавливаются тарифные квоты при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС.

Сохранность скоропортящихся грузов достигается при соблюдении рекомендуемых температурно-влажностных режимов при перевозке и хранении в портах.

В последние годы активно развиваются перевозки ряда плодоовощных грузов на обычных судах без рефрижерации (цитрусовые, лук, яблоки, картофель и т. п.). Особенности размещения, режимы хранения в транспортирования скоропортящихся грузов в этих условиях приводятся в «Общих и специальных правилах перевозки грузов».

В связи с особыми требованиями, предъявленными к режимам перевозки скоропортящихся грузов, выделяют ряд особенностей в организации таможенного декларирования, которые буду более детально рассмотрены в следующем подразделе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *