Служебный контракт

2. Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

(Статья введена — Федеральный закон от 03.12.2012 № 231-ФЗ)

Статья 202. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

(Статья введена — Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 601 настоящего Федерального закона; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2011 № 395-ФЗ; от 05.04.2013 № 57-ФЗ)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе. (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 116-ФЗ)

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа. (В редакции Федерального закона от 14.02.2010 № 9-ФЗ)

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

81. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. (Часть введена — Федеральный закон от 30.12.2012 № 295-ФЗ)

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Глава 5. Служебный контракт

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта

1. Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта

1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ)

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета; (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

61) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 251 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

71) замещения должности гражданской службы в порядке ротации; (Пункт введен — Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

6. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

7. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

Статья 251. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом. (В редакции Федеральных законов от 23.05.2016 № 143-ФЗ; от 01.07.2017 № 133-ФЗ)

2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

(Статья введена — Федеральный закон от 29.11.2010 № 317-ФЗ)

Статья 26. Заключение служебного контракта

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

5) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; (В редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 181-ФЗ)

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 170-ФЗ)

8) документ об образовании и о квалификации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

9) сведения о доходах, об имуществе и обязате

Служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, по которому представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии, а гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В служебный контракт включаются:

1. права и обязанности сторон;

2. фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя);

3. существенные условия служебного контракта:

— наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

— дата начала исполнения должностных обязанностей;

— права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

— права и обязанности представителя нанимателя;

— условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

— режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

4. могут предусматриваться такие условия как:

— испытание при поступлении на гражданскую службу;

— неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

— обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

— показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

— иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если заключен срочный служебный контракт, то в нем указываются срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Выделяют два вида служебных контрактов:

1. служебный контракт на неопределенный срок;

2. срочный служебный контракт, который может быть заключен на срок от одного года до пяти лет.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы в следующих случаях:

«1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»

(часть 4 статьи 25 Федерального закона №79-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 25:

«С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет».

Статья 33 Федерального закона №79-ФЗ называет общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы к которым относятся:

1) соглашение сторон служебного контракта;

Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

По истечении срока действия срочный служебный контракт расторгается, о чем гражданский служащий предупреждается в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом №79-ФЗ.

Если срочный служебный контракт был заключен на время выполнения определенного задания, то он соответственно расторгается по завершении выполнения этого задания.

Если срочный служебный контракт был заключен на период замещения отсутствующего гражданского служащего, то он расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, а гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее двухнедельного срока.

До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление, за исключением случая, когда на его должность приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

Представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего, в случае если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта.

В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего выдает гражданскому служащему трудовую книжку, а также другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением и производит с ним окончательный расчет.

По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

Согласно статье 37 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт расторгается по инициативе нанимателя в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

Факт несоответствия работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации должен быть подтвержден результатами аттестации, проведенной в порядке, предусмотренном статьей 48 Федерального закона №79-ФЗ.

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

При применении данной нормы следует учитывать, что представитель нанимателя вправе расторгнуть служебный контракт по данному основанию при условии, что к гражданскому служащему ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей оно не снято и не погашено.

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания регламентирован статьей 58 Федерального закона №79-ФЗ.

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Более подробно с вопросами, касающимися трактовки прогула, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы».

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. К таким доказательствам можно отнести акты о появлении на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, служебные записки должностных лиц, свидетельские показания.

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Представитель нанимателя обязан доказать, что сведения, которые разгласил гражданский служащий, относятся в соответствии с законодательством к охраняемой законом тайне, что они стали известны гражданскому служащему в связи с его служебной деятельностью и о неразглашении которых он давал соответствующее обязательство.

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

«Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества»

(статья 158 УК РФ).

В качестве чужого имущества следует расценивать имущество, принадлежащее государственному органу, служащим государственного органа, а также лицам, которые не являются служащими данного государственного органа.

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

По данному основанию подлежат увольнению работники, осуществляющие прием, хранение, транспортировку и распределение денежных и товарных ценностей.

В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что:

«при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой».

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

По данному основанию служебный контракт можно расторгнуть только с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители».

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами.

Частью 3 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ установлен запрет на увольнение по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

В случае несогласия на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе);

Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона №79-ФЗ гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

Статья 39 Федерального закона №79-ФЗ называет случаи прекращения и приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Так, согласно части 1 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт приостанавливается:

1. в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

2. в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

3. в связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

4. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение – это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

К обстоятельствам введения чрезвычайного положения относятся попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

5. в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

Вышеназванный перечень случаев приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не является исчерпывающим.

К случаям прекращения служебного контракта часть 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ относит:

1) осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

2) признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;

3) признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

4) достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет.

11) нарушение установленных Федеральным законом №79-ФЗ или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

Согласно статье 40 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт прекращается вследствие нарушения обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:

«1) заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

2) заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

3) отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с настоящим Федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом».

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Федеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 Федерального закона №79-ФЗ;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

На основании части 7 статьи 27 Федерального закона №79-ФЗ при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы или до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Более подробно с вопросами, касающимися правового положения гражданских служащих, запреты и ограничения связанные с гражданской службой, порядок поступления на гражданскую службу и заключения служебного контракта, а также государственные гарантии на гражданской службе, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Государственная служба».

УДК 342.92 ББК 67.401.02

Особенности заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации

О.Л. Казанцева, О.В. Меженина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Features of the Conclusion of the Service Contract in the Civil Service in the Russian Federation

O.L. Kazantseva, O.V. Mezhenina Altai State University (Barnaul, Russia)

Анализируются актуальные проблемы заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Авторы рассматривают заключение служебного контракта как один из элементов сложного юридического состава поступления на государственную гражданскую службу, раскрывают особенности правоотношений, возникающих при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в России, последовательно анализируют подходы современных отечественных ученых по теме исследования. Акцентируется внимание на соотношении и значении акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта при поступлении на федеральную гражданскую службу. Авторы делают вывод о том, что момент возникновения всего комплекса прав и обязанностей, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, имеет определяющее значение для возникновения служебных отношений, и признают правоустанавливающее значение служебного контракта как юридического факта, поскольку именно в нем закрепляются права и обязанности сторон. Проводится сравнительный анализ правовых норм трудового и специального служебного законодательства, регламентирующих заключение служебного контракта, раскрывается поэтапный процесс заключения служебного контракта и предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, заключение служебного контракта, представитель нанимателя, юридический факт, государственный гражданский служащий.

DOI 10.14258/izvasu(2017)3-09

Заключение служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации представляет собой сложный юридический факт, порождающий возникновение служебных отношений. Актуальность проводимого исследования заключается в определении момента возникновения служебных отношений на государственной гражданской службе, выявлении особенностей заключения служебного контракта. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятый в 2004 г. (далее — ФЗ №2 79), определяет порядок заключения служебного контракта на федеральной государственной гражданской службе и государственной гражданской службе субъектов РФ, оформления служебных отношений, признавая служебный контракт важнейшим элементом государственно-служебных отношений . Авторы приходят к выводу о том, что споры в юридической науке относительно момента возникновения служебных отношений связаны с несовершенством законодательства о государственной гражданской службе, которое выражается в неурегулированности этого вопроса. В статье акцентируется внимание на особенностях акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта как необходимых элементов сложного юридического состава.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, присущие юридической науке: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.

Заключение служебного контракта имеет место в двух случаях. К первому относится ситуация, когда гражданин поступает на гражданскую службу впервые или после увольнения с нее («первичный» контракт). Во втором случае гражданского служащего переводят на иную должность гражданской службы в том же государственном органе или в иной государственный орган («вторичный» контракт) .

Процесс заключения служебного контракта согласно ст. 26 ФЗ № 79 подразделяется на ряд стадий. На первом этапе происходит подача гражданином, поступающим на гражданскую службу, документов. Последующие этапы включают предоставление гражданину проекта служебного контракта и его ознакомление с текстом должностного регламента, правилами служебного распорядка и иными документами, регламентирующими исполнение гражданским служащим должностных обязанностей; согласование условий служебного контракта; подписание служебного контракта и вступление его в юридическую силу.

Перечень документов, необходимых для заключения служебного контракта, определен в ч. 2 ст. 26 ФЗ № 79. Он в целом носит стандартный характер и аналогичен перечню документов, предусмотренных ст. 65 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), за исключением необходимости подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения анкеты установленной формы . Вся информация, предоставленная гражданином, тщательно проверяется соответствующими кадровыми службами.

Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется ст. 20 ФЗ № 79, а порядок их предоставления и форма справки определены соответствующими подзаконными актами . В справке необходимо указывать и сведения о доходах членов семьи гражданина, к которым относятся супруг (супруга) и несовершеннолетние дети (п. 7 ст. 20 ФЗ № 79).

Анкета, которую собственноручно заполняет гражданин, не является произвольным документом, так как ее структура четко определена законодателем . Поэтому неточное заполнение анкеты гражданином, претендующим на замещение вакантной должности, может впоследствии привести к прекращению государственно-служебных отношений по причине предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Так, Верховный суд РФ при рассмотрении дела № 5-АПГ14-17 от 25 июля 2014 г. оставил без изменения апелляционную жалобу гражданина К., который ранее был уволен с гражданской службы за то, что при заполнении анкеты в процессе заключения служебного контракта он не указал в ней наличие гражданства иностранного государства (а именно Туркменистана). Суд указал, что К. было известно об имевшемся у него гражданстве Туркменистана, а значит, при поступлении на государственную службу в Минэнерго России К. сообщил недостоверные сведения о своем гражданстве, зная об их ложности, в связи с чем у ответчика имелись предусмотренные законом основания для расторжения с ним служебного контракта и увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79 .

Кроме того, в отличие от заключения трудового договора, гражданскому служащему с 2016 г. по требованию ФЗ № 79 необходимо представить сведения о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст. 20.2). К этим сведениям относятся адреса сайтов или страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. Подобная информация должна быть заявлена претендентом на должность за три календарных

года, предшествующих году поступления на гражданскую службу. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2867-р утверждена конкретная форма предоставления этих сведений .

Перечень документов, закрепленный в ст. 26 ФЗ № 79, необходимо дополнить справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям по аналогии с трудовым законодательством (ст. 65 ТК РФ), учитывая, что согласно ч. 2 п. 1 ст. 16 ФЗ № 79 гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, наличия неснятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Несмотря на то, что в вышеназванной анкете гражданин заполняет соответствующий пункт, наличие официально выданного компетентными органами документа исключило бы возможность предоставления недостоверной информации при заключении служебного контракта. Было бы целесообразно включить в перечень документов при заключении служебного контракта такой документ, как медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Надо отметить, что в перечне документов, необходимых для прохождения в конкурсе, такая справка имеется, поэтому это имеет юридическое значение для граждан, поступающих на гражданскую службу без конкурса.

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим учеными рассматривается как один из элементов сложного юридического состава поступления на государственную гражданскую службу, наряду с участим в конкурсе, представлением к назначению и изданием правового акта представителем нанимателя о назначении гражданина на должность. В данном случае заключение служебного контракта необходимо рассматривать как завершающий этап в процедуре поступления гражданина на гражданскую службу. Именно такой особый порядок возникновения государственно-служебных отношений и вызывает многочисленные дебаты среди отечественных ученых, которые ведутся в отношении роли и значения акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, то есть основным и достаточным юридическим фактом, лежащим в основе возникновения индивидуальных трудовых отношений, является трудовой договор. Приказ о приеме на работу издается работодателем на основе уже заключенного трудового договора. Таким образом, при-

каз о приеме на работу оформляет прием на работу. Согласно ст. 68 ТК РФ содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Следовательно, приказ (распоряжение) о приеме на работу не влечет возникновения трудового отношения и не имеет значения юридического факта.

При приеме на гражданскую службу предусмотрена иная последовательность действий. В трудовом законодательстве этот вопрос частично затронут. В соответствии со ст. 16 ТК РФ в некоторых случаях для возникновения индивидуальных трудовых отношений необходим сложный юридический состав. Указанная норма содержит перечень подобных ситуаций, среди которых значится избрание по конкурсу. Однако последовательность действий при поступлении на службу трудовое законодательство не раскрывает. Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ № 79 служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Мнения ученых в отношении момента возникновения служебных отношений можно разделить на две группы: подходы представителей школы административного и трудового права .

Административисты полагают, что основанием возникновения служебного правоотношения на государственной гражданской службе является акт о назначении гражданина на должность гражданской службы. Так, А.А. Гришковец считает, что государственно-служебные отношения возникают на основе акта назначения, который не только юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу и служит основанием для выполнения им служебных обязанностей по данной должности, но и определяет момент возникновения его обязанностей перед государством, а также служебных и личных прав. При этом он предлагает вообще отказаться от договора на государственной службе как основы взаимоотношения между государственным служащим и государством как таковым, поскольку основу служебных отношений составляет не диспозитивное начало — договор, а императивное — акт о назначении на должность гражданской службы . Такой же позиции придерживается и А.К. Соловьева, которая полагает, что отказ от заключения служебного контракта будет иметь и практическое значение, поскольку в этом случае «существенно упростилась бы процедура поступления на государственную службу» .

Другие представители административно-правовой концепции менее категоричны. Так, М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов полагают, что «акт о назначении на должность носит административно-правовой характер в том смысле, что свидетельствует о наделении гражданина особым правовым статусом, включающим в себя право действовать от имени и по поручению государства… Исходя из этого моментом возникновения служебного правоотношения в данном

случае следует признать момент издания акта государственного органа о назначении гражданина на должность гражданской службы» . Благодаря приобретению нового статуса гражданин, по их мнению, уже приобретает соответствующие права и обязанности, а служебный контракт впоследствии их только уточняет. Схожую точку зрения высказывает и А.В. Гусев: «юридическое значение правового акта государственного органа, на основе которого заключается служебный контракт, состоит в допуске гражданина, соответствующего законодательно установленным требованиям и прошедшего конкурсный отбор, к государственной службе» .

По мнению ученых-административистов, служебный контракт не выполняет функции трудового договора, а именно: правоустанавливающую, регламентирующую и доказательственную. Он исполняет только две функции: индивидуализирующую (конкретизация условий службы для конкретного гражданского служащего) и информационную (получение гражданским служащим информации об условиях своей служебной деятельности). Это свидетельствует о том, что служебный контракт не является обязательным, так как названные функции могут быть зафиксированы в приказе представителя нанимателя о назначении на должность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако такой подход не учитывает положения ст. 23 ФЗ № 79, которые предусматривают, что именно служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. А вот в унифицированной форме приказа, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», не отражается необходимость перечисления прав и обязанностей сторон . При этом именно эта форма приказа о назначении на должность берется за основу на государственной гражданской службе. Следует отметить, что она носит рекомендательный характер и в соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 г. №2 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты . В итоге основным отличием приказов о назначении на должность в трудовых и государственно-служебных отношениях является как раз момент возникновения служебных отношений и их основание. В актах о назначении на государственную гражданскую службу к ним, как правило, относятся дата издания акта, а основанием возникновения правоотношений — заявление гражданина и решение (протокол) конкурсной комиссии .

Представители трудоправовой концепции в целом рассматривают служебный контракт с государ-

ственным гражданским служащим как разновидность трудового договора и соответственно считают, что основанием возникновения собственно трудового правоотношения на государственной службе является служебный контракт. Однако в отдельных аспектах данной проблемы между учеными также наблюдаются расхождения. Некоторые из них признают наличие сложного юридического состава, состоящего из служебного контракта, который является основным его элементом, и акта о назначении на должность . Представляется, что к этим элементам следует также отнести и прохождение по конкурсу, так как для основной части государственных гражданских служащих эта процедура обязательна.

Так, Л.А. Чиканова ссылается на ст. 13 ФЗ №2 79, согласно которой гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом. Она полагает, что акт о назначении на должность гражданской службы хоть и предшествует заключению служебного контракта, однако является не основным юридическим фактом возникновения служебных отношений, а только «фактически предпосылкой заключения служебного контракта» .

Итак, на наш взгляд, момент возникновения всего комплекса прав и обязанностей, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, имеет определяющее значение для возникновения служебных отношений, и служебный контракт будет являться правоустанавливающим юридическим фактом.

Во-первых, именно в служебном контракте закрепляются все права и обязанности сторон, они вовсе не носят уточняющий характер, так как в приказе о назначении на должность их, как правило, не отражают. Это касается также и условий служебной деятельности, которые могут носить индивидуальный характер. Например, обязательства работодателя об установлении неполного рабочего дня для беременной женщины (ст. 93 ТК РФ), согласно ст. 73 ФЗ № 79, должны быть учтены и представителем нанимателя на гражданской службе. Таким образом, регламентирующая функция трудового договора несомненно реализуется и служебным контрактом.

Во-вторых, особый порядок поступления на гражданскую службу может вызывать не только теоретические споры, но и практические проблемы. Так, неразрешенным остается вопрос о том, какие юридические последствия возникают при отказе прошедшего по конкурсу гражданина подписывать предложенный вариант служебного контракта уже после издания акта о назначении на должность. М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов полагают, что гражданин в этой ситуации уже наделен статусом гражданского служащего, а значит, подлежит увольнению . Однако законодатель не предусматривает, по какому основа-

нию необходимо с ним прекратить служебные отношения, которые так и не возникли. Сами ученые полагают, что увольнение должно производиться по пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79 (прогул). Применение данной нормы, на наш взгляд, сомнительно, так как сама статья закона носит название: «Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя». Расторгнуть же служебный контракт можно в случае, если он был заключен.

Противоположную точку зрения высказывает Л.А. Чиканова. Она полагает, что «при наличии уважительной причины гражданскому служащему могла бы быть предложена соответствующая должность гражданской службы в другом государственном органе или, при ее отсутствии, включение его в кадровый резерв. При отказе занять соответствующую должность в другом государственном органе — уволить с гражданской службы или, при наличии соответствующих оснований, включить в кадровый резерв… При отсутствии уважительной причины — уволить с гражданской службы» . В этой ситуации возникает сложность в определении и установлении обозначенной автором уважительной причины, что делает этот процесс достаточно субъективным и сомнительным с точки зрения реализации на практике. Подобные проблемы в применении положений ФЗ № 79 возможно разрешить благодаря законодательно урегулированным юридическим последствиям отказа гражданина от подписания служебного контракта после прохождения конкурсной процедуры.

Для начала служебных отношений важное значение имеет сам момент (дата) их возникновения. Почти все ученые приходят к мысли, что на государственной гражданской службе невозможно применение ст. 67 ТК РФ о фактическом допущении к работе по поручению работодателя, если трудовой договор не был заключен письменно. Работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Надо признать, что подобная норма не применяется в государственно-служебных отношениях, учитывая наличие сложного юридического состава при поступлении на гражданскую службу. При этом в ФЗ № 79 четко не регламентируется, что дата издания акта о назна-

чении на должность является моментом начала государственно-служебных отношений, как это сделано, например, в ст. 16 ТК РФ. Между тем на практике представители нанимателя именно в приказе о назначении на должность оговаривают конкретный день. Кроме того, законом не установлен срок заключения служебного контракта с момента издания акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. ТК РФ предусмотрел, что приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Подобные противоречия можно было бы разрешить законодательными изменениями, а именно по аналогии с ТК РФ определить, что заключение служебного контракта предшествует изданию приказа о назначения на должность.

Таким образом, процесс заключения служебного контракта и трудового договора на сегодняшний день существенно отличается по фактическому составу. Несмотря на то что по ФЗ № 79 издание правового акта о приеме на службу предшествует заключению служебного контракта, определяющее значение для возникновения государственно-служебных отношений имеет заключение служебного контракта, так как служебный контракт непосредственно определяет права и обязанности сторон и по общему правилу вступает в силу со дня его подписания сторонами.

На основании изложенного, во-первых, предлагается внести изменения в ст. 26 ФЗ № 79 и предусмотреть, что правовой акт о назначении на должность гражданской службы издается представителем нанимателя после заключения служебного контракта. Во-вторых, учитывая, что гражданские служащие после прохождения конкурсного отбора имеют право отказаться от заключения служебного контракта, необходимо законодательно урегулировать возможные юридические последствия данного отказа. В-третьих, поскольку перечень документов, которые гражданин, поступающий на гражданскую службу, должен предъявить при заключении служебного контракта, должен быть исчерпывающим, целесообразно дополнить его следующими документами: справкой о наличии (отсутствии) судимости, медицинским заключением об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

Библиографический список

1. О государственной гражданской службе Российской 2. Комментарий к Федеральному закону «О государ-

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

4. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 // СЗ РФ. — 2009. — № 21. — Ст. 2544.

5. Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 // СЗ РФ. — 2014. — № 26 (ч. II). — Ст. 3520.

6. Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2005. — № 22. — Ст. 2192.

7. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими // Верховный Суд Российской Федерации. Официальный сайт . — URL : www.slideshare.net/supcourt/ss-63472514.

8. О форме представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином РФ, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы РФ или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2867-р // СЗ РФ. — 2017. — № 2 (ч. II). — Ст. 419.

9. Гарячук И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2011.

10. Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Россий-

ской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. — М., 2003.

11. Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. — 2005. — № 4.

12. Осин А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта // Трудовое право. — 2007. — № 5.

13. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. — М., 2003.

14. Соловьева А.К. Служебный контракт государственного служащего: правовое регулирование // Управленческое консультирование. — № 3. — № 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Гусев А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе // Южно-Уральский юридический вестник. — 2006. — № 6.

17. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты : Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 // Бюллетень Минтруда РФ. — 2004. — № 5.

18. Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации : Постановление Госкомстата РФ от 24 марта 1999 г. № 20 // Экспресс-Закон. — 1999. — № 28.

19. Примерная форма приказа о назначении на должность гражданского служащего по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы // Министерство труда и социальной защиты республики Крым. Официальный портал правительства . — URL : http://mtrud. rk.gov.ru/rus/info.php?id=629731.

20. Зайцева Г. Служебный контракт в свете меняющегося законодательства // Бизнес-адвокат. — 2005. — № 15.

Начало XXI века характеризуется для России началом проведения полномасштабной административной реформы, которая привела не только к реорганизации органов исполнительной власти, но и к преобразованию государственной службы, так как деятельность государственных служащих в конечном счете определяет и эффективность деятельности властных структур. В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79), который способствовал появлению новых форм регулирования государственно-служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими . Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов, одним из самых дискуссионных вопросов в этом плана остается проблема выявления особенностей содержания служебных контрактов.

Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Под понятием «реквизиты» в науке понимают совокупность содержавшихся в договоре информационных элементов, включающих как сведения, так и условия. То есть к реквизитам служебного контракта можно отнести, например, данные о месте его заключения, права и обязанности сторон. Поэтому понятие «условия» представляется нам уже чем реквизиты, как их часть. Условия представляют собой соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим по конкретным вопросам взаимодействия сторон в рамках трудового (служебного) правоотношения, именно они носят договорной характер, так как являются результатом согласования воли сторон договора. Как уточняет в этой связи Е.Б. Хохлов, рассматривая содержание трудового договора, условия трудового договора включаются в договор как письменный документ в качестве его реквизитов .

К сведениям, обязательным для включения в служебный контракт, следует отнести фамилию, имя, отчество гражданина или гражданского служащего, представителя нанимателя и наименование государственного органа (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 79). Кроме того, в Указе Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» предполагаются и иные сведения о сторонах контракта .

Надо отметить, что в законодательстве о государственной службе не определены последствия невключения в служебный контракт обязательных сведений и условий, как это сделано, например, в ТК РФ. Согласно статье 57 ТК РФ недостающие сведения должны быть внесены непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. Учитывая, что в соответствии со статьей 73 ФЗ № 79 трудовое законодательство субсидиарно распространяется на государственно-служебные отношения, его нормы в этой части вполне подлежат применению, поэтому в служебном контракте на государственной гражданской службе также необходимо различать сведения и условия.

Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет). Формулировка «существенные условия служебного контракта» вызывает в литературе вполне оправданную критику. Дело в том, что ранее в трудовом законодательстве также использовался этот термин, однако в новом ТК РФ законодатель изменил понятие «существенные условия на «обязательные». Данное нововедение было воспринято представителями науки трудового права достаточно позитивно, так как, как и прежде термин «существенные условия» широко применяется в гражданско-правовых отношениях . Так, в статье 432 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) содержатся следующие положения:

  • существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
  • договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Ранее некоторые ученые считали, что если в трудовой договор не были включены какие-либо существенные условия, то он считался незаключенным по аналогии с гражданским правом . Вряд ли данное утверждение оправдано. Думается, что следует согласиться с М.В. Пресняковым. Он считает, что в трудовых отношениях, как до введения нового ТК РФ, так и после, даже фактический допуск к работе с ведома или по поручению работодателя являлся основанием возникновения трудовых отношений .

Несмотря на изменения в трудовом законодательстве ФЗ № 79 по-прежнему использует понятие «существенные условия служебного контракта». Такой «гражданско-правовой подход также вряд ли оправдан в государственно-служебных отношениях, так как сам механизм приема на государственную гражданскую службу обладает своей спецификой и полностью исключает возможность признания служебного контракта незаключенным по причине неуказания в нем существенных условий. Речь идет о том, что заключению служебного контракта предшествует акт о назначении на должность, а иногда и конкурсная процедура. Поэтому следует согласится, например, с мнением Е.А. Ершовой об изменении статьи 24 ФЗ № 79, в которой вместо понятия «существенные» ввести понятие «обязательные условия служебного контракта» .

Подход законодателя к определению перечня существенных условия во многом отличается от такового в трудовом законодательстве. Так, в отличие от таких обязательных условий в трудовом договоре как место работы и трудовая функция, в п. 1 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 прописывается условие о наименовании замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

Надо отметить, что в науке условия служебного контракта также подразделяют на непосредственные и производные. Непосредственные условия определяются соглашением сторон. К производным относятся те условия, о которых стороны не договариваются, так как они в силу закона и так обязательны для выполнения, то есть они «производны» от статьи нормативно-правового акта. Зачем тогда они нужны вообще в служебном контракте, договорном по своему характеру? Этот закономерный вопрос задают себе многие ученые. Так, М.В. Пресняков и С.Е Чаннов, справедливо замечают об отсутствии необходимости включать производные условия в трудовой договор, поскольку они будут действовать в силу общеобязательного характера правовых норм и без специального упоминания об этом в трудовом договоре . Тем нее менее по мысли законодателя некоторые производные условия являются обязательными для включения в служебный контракт. Например, согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ № 79 необходимо включать в содержание служебного контракта права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 данного Федерального закона. Но это еще не все. Права и обязанности гражданского служащего и представителя нанимателя, виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования, условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях и т.п. – все это, несомненно, производные условия, так как четко определены законодательством. В качестве существенного условия по смыслу п. 3 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 прописан должностной регламент, однако очевидно, что он представляет собой самостоятельный документ, который устанавливает права и обязанности гражданского служащего наряду со служебным контрактом, поэтому является скорее приложением к служебному контракту. Кроме того, права представителя нанимателя также следует признать производными, но некоторые авторы считают, что «права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями гражданского служащего» . Допустим, реализация дополнительный гарантий гражданских служащих (транспортное обслуживание, субсидия на приобретение жилой площади т.д.) может являться дополнительными обязанностями представителя нанимателя (ст. 53 ФЗ № 79).

Исходя из сказанного, следует признать, что служебный контракт необоснованно переполнен производными условиями.

Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны. Как и в трудовом законодательстве в служебном контракте необходимо заменить понятие «существенные условия служебного контракта» на «обязательные условия», для того чтобы отграничить служебный контракт от договоров в гражданско-правовой сфере. Кроме того, в служебном контракте на государственной гражданской службе необходимо выделить сведения и условия. Некоторые существенные условия, которые содержатся в служебном контракте являются производными, а, значит, их включение не является обязательным. Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *