Смена собственника организации

Cтатья 75 ТК РФ касается трудовых отношений при смене собственника имущества, изменении подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизации. Она подробно определяет, какие правовые последствия возникают для работников организации при наступлении таких изменений.

ТК РФ предусматривает для разных категорий работников различные варианты продолжения либо прекращения трудовых отношений при смене собственника имущества организации, ее реорганизации, изменении подведомственности (подчиненности)

Следует отметить, что гражданское законодательство, определяющее правовой режим деятельности юридических лиц, выступающих работодателями и стороной трудового договора, а также правила их ликвидации и реорганизации, не предусматривает такого правового понятия, как смена собственника имущества организации. С точки зрения ГК РФ в этом случае должна идти речь о переходе (передаче) права собственности на имущество того или иного юридического лица.

Прекращение трудового договора при смене собственника имущества организации

Смена собственника происходит прежде всего при преобразовании отношений собственности. Нужно иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 № 178.ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон о приватизации) под приватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц.

Указанным законом регламентируются не только некоторые особенности положения руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразованных в открытое акционерное общество (ОАО), но и меры защиты работников. В соответствии со ст. 37 Закона о приватизации до первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ОАО, назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества. А согласно п. 3 ст. 14 Закона о приватизации со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента ерехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного ОАО унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников.

Дополнительные меры защиты интересов работников при приватизации предприятия предусмотрены Указом Президента РФ от 24.12.93 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”.

Аналогичные нормы можно найти и в Федеральном законе от 26.10.02 № 127.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве), по смыслу которого по правовым последствиям для работников к смене собственника имущества организации может быть приравнена также и продажа предприятия (бизнеса) – должника, т. к. согласно ст. 110 Закона о банкротстве при продаже предприятия все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Кроме того, смена собственника может происходить путем купли-продажи предприятий, обращения имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность – национализации, а также при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и, наоборот, при передаче государственного федерального предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Статья 131 ГК РФ

Следует учитывать, что во всех случаях смены собственника имущества организации государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество осуществляется в порядке, установленном ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что ст. 75 ТК РФ четко определяет, что после перехода права собственности на имущество организации от одного собственника к другому трудовые отношения со всеми работниками продолжаются, при этом никакого дополнительного оформления трудовых отношений с новым собственником имущества организации не требуется. Исключение предусмотрено только в отношении некоторых категорий руководящих работников – руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

При расторжении трудового договора по ч. 1 ст. 75 ТК РФ новый собственник предприятия может уволить указанных выше руководящих работников не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности. Следует отметить, что в соответствии со ст. 181 ТК РФ он обязан выплатить увольняемым работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника, если больший размер не предусмотрен трудовым договором.

Трудовой договор с указанными работниками расторгается по осно ваниям п. 4 ст. 81 ТК РФ. Как отражено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”, расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер не могут быть уволены по п. 4 ст. 81 ТК РФ при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации.

Обратите внимание!
Собственником имущества хозяйственного товарищества или общества является само товарищество или общество. Изменение состава участников (акционеров) изменением собственника не является

Необходимо также учитывать следующее: поскольку в соответствии с п. 1 ст. 66 и п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 ГКРФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами товарищества или общества, принимать участие в распределении прибыли), то изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ст. 81 ТК РФ с лицами, перечисленными в этой норме, т. к. в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество и смены собственника имущества не происходит.

Каким образом должны быть прекращены трудовые отношения с работником, который отказывается продолжать работу в организациипосле смены собственника имущества? Как прекращение трудовых отношений должно быть оформлено в данном случае?

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении

В случае если работник отказывается от продолжения трудовых отношений в связи со сменой собственника имущества организации, равно как и с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации, трудовой договор с данным работником должен быть расторгнут по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Более сложная процедура увольнения в том случае, если инициатором расторжения трудового договора является новый собственник имущества организации.

Необходимо помнить, что по инициативе нового собственника имущества организации в связи со сменой собственника могут быть уволены только руководитель организации, его заместитель и главный бухгалтер. Основные споры в суде возникают в случае, если руководитель организации, его заместители либо главный бухгалтер не согласны с увольнением по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Изменение трудовых отношений при сокращении численности

или штата работников

В соответствии с п. 4 ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122.ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Необходимо обратить внимание и на тот немаловажный факт, что при смене собственника в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий сокращение штата возможно лишь при соблюдении дополнительных условий, которые не применяются при иных обстоятельствах. Эти условия установлены в связи с тем, что процесс приватизации может продолжаться длительное время и работник должен быть уверен в стабильности трудовых отношений.

В случае смены собственника имущества организации по иным основаниям (например, договор купли-продажи) сокращение численности или штата работников производится в обычном порядке, в соответствии с требованиями действующего законодательства; увольнение работников производится по п. 2 ст. 81 ТК РФ и только после государственной регистрации перехода права собственности.

Расторжение трудового договора при изменении подведомственности, реорганизации предприятия

При изменении подведомственности (подчиненности) организации закон предусматривает сохранение трудовых отношений. Это обусловлено тем, что работник состоит в трудовых отношениях с конкретной организацией, которая является стороной трудового договора. Вопрос о подведомственности (подчиненности) организации не связан с объемом прав и обязанностей работника, и действие трудового договора в связи с передачей организации из подчинения одного органа в подчинение другого, как правило, не прекращается.

Изменение подведомственности организации в большинстве случаев применяется в отношении тех организаций, которые созданы органами государственной власти или органами местного самоуправления и им подведомственны (например, научно-исследовательские институты, центры, поликлиники, учебные учреждения и т. д.).

При изменении подведомственности (подчиненности) организации, равно как и при ее реорганизации, трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия. Причем указанное согласие может быть выражено как в устной форме, так и в письменном виде (заявление), а также по факту продолжения исполнения работником трудовых обязанностей. Действие прежнего трудового договора при таких обстоятельствах не прекращается, и новый трудовой договор не заключается, а все условия, установленные ранее действовавшим трудовым договором, должны применяться и после изменения подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизации.

В трудовые книжки работников при этом ставится штамп с новым названием организации, обязательно нужно указать, в связи с чем (изменение подведомственности (подчиненности) организации либо реорганизация) было изменено название, а также привести номер и дату приказа, подтверждающего данный юридический факт.

В том случае, если работник не согласен продолжать работать в ре организованной или сменившей подведомственность организации, расторжение трудового договора производится также по п. 6 ст. 77 ТК РФ. Наиболее частыми ошибками, с которыми приходится сталкиваться судам при рассмотрении трудовых споров об увольнении по п. 6 ст. 77 ТК РФ, являются нарушения, связанные с незнанием работодателями видов производимых реорганизаций предприятий, действительности проведения реорганизации, а также правильности определения срока окончания реорганизации.

Необходимо помнить, что сущность реорганизации юридического лица выражается в изменении количества (состава) первоначально существовавших юридических лиц либо в изменении его вида. Правила реорганизации юридического лица установлены ст. 57–59 ГК РФ. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных госу. дарственных органов или по решению суда. Юридическое лицо счи. тается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при расторжении трудового договора по п. 6 ст. 77

ТК РФ в связи с реорганизацией работодателю нужно четко установить:

– вид реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

– правовые основания ее проведения (решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, решение государственных органов либо решение суда);
– дату начала реорганизации, сроки ее проведения, момент окончания реорганизации (дату внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что реорганизация одной из структур юридического лица (цеха, отдела, управления) не является реорганизацией всего юридического лица и не может служить основанием для увольнения работника по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Васильев А.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУП «НПО «Космосхим”» о признании приказа об увольнении недействительным, восстановлении на работе, об оплате времени вынужденного прогула и о компенсации морального вреда. На основании приказа от 05.11.02 № 3/л он был уволен с должности первого заместителя генерального директора по п. 6 ст. 77 ТК РФ в связи с реорганизацией структуры управления и выведением за штат указанной должности.

Ответчик иск не признал, указав, что на предприятии была произведена реорганизация структуры управления и должность Васильева А.А. была выведена за штат. Истцу предлагались имеющиеся на предприятии вакантные должности, от которых он отказался. Ответчик считает, что увольнение в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ было произведено правомерно. Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 17.01.03 приказ № 3/л от 05.11.02 ГУП «НПО «Космосхим” об увольнении Васильева А.А. с должности первого заместителя гендиректора был признан незаконным. Суд признал, что ответчиком ГУП «НПО «Космосхим”» не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что на предприятии в соответствии с требованиями ст. 57.59 ГК РФ была произведена реорганизация. Проведенные изменения структуры управления предприятия не являются реорганизацией самого юридического лица. Васильев А.А. восстановлен в указанной должности.

Представляется, что в случае проведения реорганизации филиалов юридического лица расторжение трудовых отношений по п. 6 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в результате реорганизации возможно только в отношении руководителей, их заместителей, главного бухгалтера данного филиала.

Нормативная база

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 75, 77, 81, 181

Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 48, 57–59, 66, 131, 213

Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (с изм. и доп.)

Федеральный закон от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества”

Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп.)

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” (с изм. и доп.),

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”

1. Статья 75 ТК РФ определяет, какие правовые последствия возникают для работников при смене собственника имущества организации, изменении ее подведомственности (подчиненности) или реорганизации.

2. Следует отметить, что гражданское законодательство, определяющее правовой режим деятельности юридических лиц, правила их ликвидации и реорганизации, не предусматривает такого правового понятия, как смена собственника имущества организации.

С точки зрения ГК в случае, предусмотренном комментируемой статьей, речь должна идти о передаче права собственности на имущество (ст. 235 ГК). Под сменой собственника имущества организации в смысле комментируемой статьи следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; ст. 217 ГК); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (национализация) (последний абзац п. 2 ст. 235 ГК); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

В соответствии с ч. 1 ст 75 ТК РФ в связи со сменой собственника имущества организации трудовые отношения по решению нового собственника могут быть прекращены только с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером организации. При этом новый собственник вправе принять решение о прекращении трудовых отношений с названными работниками в течение 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество организации.

Если в течение этого срока указанные работники по решению собственника не были уволены, впоследствии их увольнение по данному основанию не допускается (см. коммент. к ст. 81).

Так как в ч. 1 комментируемой статьи речь идет о смене собственника имущества организации, ее правила о расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером не распространяются на случаи реорганизации юридического лица (см. п. п. 5, 6 комментария).

3. Предоставив новому собственнику имущества организации право расторгать трудовые договоры с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, ч. 2 настоящей статьи прямо оговаривает, что смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудового договора с другими работниками организации. Трудовые отношения с ними продолжаются и при новом собственнике. Причем в этом случае никакого дополнительного оформления трудовых отношений не требуется. Однако, если работник в связи со сменой собственника имущества организации откажется продолжать работу, он на этом основании подлежит увольнению со ссылкой на п. 6 ст. 77 ТК. Отказ работника от продолжения работы у нового собственника должен быть выражен в письменной форме.

Предусмотренное ч. 2 статьи 75 ТК РФ правило о продолжении трудовых отношений с работниками не исключает права нового собственника имущества организации проводить в ней структурные и иные изменения, в т.ч. сокращение штата или численности работников. Однако проведение сокращения численности или штата работников при смене собственника имущества организации допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Такая регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594). Согласно ст. 2 названного Закона датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено названным Законом.

Дополнительные гарантии для работников при смене собственника имущества организации в процессе приватизации предусмотрены и Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно ст. 14 названного Закона со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации создания открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия.

4. Часть 5 комментируемой статьи определяет правовые последствия для работников в связи с изменением подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (т.е. слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

В отличие от ситуации, связанной со сменой собственника имущества организации, предусмотренной ч. 1 ст 75 ТК РФ, правила ч. 5 этой статьи относятся ко всем работникам организации, в т.ч. и к ее руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру. В соответствии с ней изменение подведомственности (подчиненности) организации, а равно ее реорганизация не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Вопрос о подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации не связан, как правило, с объемом прав и обязанностей работника. Поэтому передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого или ее реорганизация не прекращают действия трудового договора. При этом какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений в этом случае не требуется. В трудовые книжки работников в этом случае вносится запись о новом названии организации (п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Изменение подведомственности организации осуществляется, как правило, в отношении тех организаций, которые созданы органами государственной власти или органами местного самоуправления и им подведомственны, например государственные и муниципальные унитарные предприятия, научно-исследовательские институты и центры, поликлиники.

5. Сущность реорганизации юридического лица выражается в изменении количества (состава) первоначально существующих юридических лиц либо в изменении его вида. Правила реорганизации юридического лица установлены ст. ст. 57, 58 ГК.

В соответствии со ст. 58 ГК при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

В случае присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

Выделение в определенной мере сходно с разделением. В этом случае также возникают новые юридические лица, однако прежнее юридическое лицо (действовавшее до реорганизации) продолжает существовать. Лишь отдельные его структурные подразделения обособляются и становятся самостоятельными юридическими лицами. К каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Особым видом реорганизации является преобразование юридического лица. Преобразование означает переход юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). К вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного (преобразованного) юридического лица в соответствии с передаточным актом.

6. В соответствии с ч. 6 статьи 75 ТК РФ трудовой договор с работником расторгается, если он не согласен продолжать работу в реорганизованной или сменившей подведомственность организации. Свое несогласие (отказ от продолжения работы) работник должен выразить в письменной форме (путем подачи заявления). Расторжение трудового договора в этом случае производится на основании п. 6 ст. 77 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией).

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 303-КГ16-9237 по делу N А04-8618/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу, что при определении базы для начисления страховых взносов заявитель правомерно учел выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизованной организации из ЕГРЮЛ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 10, 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что при определении базы для начисления страховых взносов общество правомерно учло выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизованной организации (открытого акционерного общества «РЭМИК») из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом суды указали, что для определения облагаемой базы по страховым взносам значение имеет характер отношений между плательщиком и работником.

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2016 N 305-КГ16-4871 по делу N А40-82613/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов реорганизованному лицу независимо от периода реорганизации.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что после реорганизации общества в форме преобразования трудовые отношения между работниками реорганизованного МГУП «Мослифт» и ОАО «Мослифт» (его правопреемника) были продолжены, уточненные в расчетах данные о базе для начисления страховых взносов, суммах начисленных страховых взносов и излишне уплаченных страхователем страховых взносах по первичным расчетам за этот период соответствовали требованиям законодательства о страховых взносах и с учетом произведенных платежей свидетельствовали об излишне уплаченных обществом страховых взносах за спорный период, руководствуясь положениями статей 8, 15, 17 Закона N 212-ФЗ, статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением N 1101, суды пришли к выводу о наличии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов реорганизованному лицу независимо от периода реорганизации.

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2016 N 305-КГ16-4872 по делу N А40-82620/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о правомерности учета обществом в облагаемой базе по страховым взносам выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до его реорганизации, и наличии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов реорганизованному лицу независимо от периода реорганизации.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что после реорганизации общества в форме преобразования трудовые отношения между работниками реорганизованного МГУП «Мослифт» и ОАО «Мослифт» (его правопреемника) были продолжены, уточненные в расчетах данные о базе для начисления страховых взносов, суммах начисленных страховых взносов и излишне уплаченных страхователем страховых взносах по первичным расчетам за этот период соответствовали требованиям законодательства о страховых взносах и с учетом произведенных платежей свидетельствовали об излишне уплаченных обществом страховых взносах за спорный период, руководствуясь положениями статей 8, 15, 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением N 1101, суды пришли к выводу о правомерности учета обществом в облагаемой базе по страховым взносам выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до его реорганизации, и наличии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов реорганизованному лицу независимо от периода реорганизации.

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2016 N 305-КГ16-4870 по делу N А40-82624/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о правомерности учета обществом в облагаемой базе по страховым взносам выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до его реорганизации, и наличии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов реорганизованному лицу независимо от периода реорганизации.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что после реорганизации общества в форме преобразования трудовые отношения между работниками реорганизованного МГУП «Мослифт» и ОАО «Мослифт» (его правопреемника) были продолжены, уточненные в расчетах данные о базе для начисления страховых взносов, суммах начисленных страховых взносов и излишне уплаченных страхователем страховых взносах по первичным расчетам за этот период соответствовали требованиям законодательства о страховых взносах и с учетом произведенных платежей свидетельствовали об излишне уплаченных обществом страховых взносах за спорный период, руководствуясь положениями статей 8, 15, 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением N 1101, суды пришли к выводу о правомерности учета обществом в облагаемой базе по страховым взносам выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до его реорганизации, и наличии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов реорганизованному лицу независимо от периода реорганизации.

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2016 N 310-КГ15-19740 по делу N А36-6598/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий пенсионного органа, обязании учесть в полном объеме уплаченные страховые взносы. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников, которые включаются в базу для начисления страховых взносов.

Суды нижестоящих инстанций, изучив доводы сторон в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, руководствуясь положениями статей 7, 8, 9, 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденным приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н, пришли к выводу о том, что созданное в порядке реорганизации общество как правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов определяет базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом

Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 309-КГ15-18423 по делу N А47-12358/2014 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку плательщик страховых взносов правомерно учитывал в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица.

Суды нижестоящих инстанций, изучив доводы сторон в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, руководствуясь положениями статей 5, 7, 8, 10, 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае плательщик страховых взносов правомерно учитывал в облагаемой базе по страховым взносам за 9 месяцев 2014 года выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица.

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 304-КГ15-18065 по делу N А46-16837/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что при определении базы для начисления страховых взносов истец правомерно учел выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 10, 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что при определении базы для начисления страховых взносов общество правомерно учло выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации (общества с ограниченной ответственностью «Омскнефтегазспецстрой») из Единого государственного реестра юридических лиц (27.09.2011). При этом суды указали, что для определения облагаемой базы по страховым взносам значение имеет характер отношений между плательщиком и работником.

По общему правилу, смена собственника имущества организации сама по себе не может влечь расторжения трудовых договоров с работниками организации (ч. 2 ст. 75 ТК РФ). Однако, в порядке исключения из указанного общего правила новый собственник вправе расторгнуть трудовые договоры с лицами, занимающими ключевые должности в организации – ее руководителем, заместителями руководителя и главным бухгалтером (ч. 1 ст. 75 ТК РФ). Поскольку перечень указанных лиц сформулирован как исчерпывающий, то на других работников данное право нового собственника не распространяется.

Новый собственник вправе расторгнуть указанные трудовые договоры в течение 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (п. 1 ст. 564 ГК РФ). Основанием расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в таких случаях является п. 4 ст. 81 ТК РФ – смена собственника имущества организации.

В соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ, в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора при отсутствии виновных действий руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Если по истечении 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности новый собственник не реализует свое право на расторжение трудовых договоров с указанными категориями работников, то действие данного права у собственника прекращается. Трудовые договоры с руководителем организации, заместителями руководителя и главным бухгалтером впоследствии могут быть расторгнуты по инициативе работодателя по другим основаниям, предусмотренным ст. 81 ТК РФ. Кроме того, трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по инициативе работодателя также по дополнительным основаниям, предусмотренным ст. 278 Трудового кодекса РФ.

Работники организации, у которой появился новый собственник ее имущества, продолжают работать на условиях ранее заключенных трудовых договоров. Если работник по каким-либо причинам откажется продолжать работу после смены собственника имущества организации, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией. Это правило действует в отношении любых работников соответствующей организации, в том числе ее руководителя, заместителей и главного бухгалтера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *