Снятие с налогового учета

Этапы закрытия ИП

Чтобы из индивидуального предпринимателя снова перейти в статус простого гражданина, ИП необходимо сойти с учета во всех государственных фондах.

Закрывающемуся предпринимателю предстоит:

  • Расчет со всеми долгами;
  • Решение кадровых вопросов;
  • Снятие ИП с налогового учета;
  • Снятие с учета в ПФР;
  • Снятие с учета в ФСС;
  • Снятие с учета кассы;
  • Закрытие расчетного счета.

Начинается закрытие ИП с обращения в налоговую, как основной регистрирующий орган.

Прежде чем подавать заявление на ликвидацию ИП необходимо сдать всю отчетность и оплатить долги. Налоговую декларацию нужно подготовить за последний рабочий период, независимо от графика. Главная задача на этом этапе – убедить государство, что за предпринимателем не осталось никаких долгов.

Дополнительные расходы в процессе ликвидации создает обязательная оплата государственной пошлины. В 2019 году она равна 160 рублям.

Выбрать можно любой удобный способ оплаты:

  • Через операциониста в отделении Сбербанка;
  • По банковской карте через терминал Сбербанка (не все терминалы оснащены подобной функцией);
  • Переводом через интернет-банк.

Если документы подавать электронно, то можно госпошлину не оплачивать (основание – федеральный закон №234-ФЗ от 29.07.2018 г.)

Снятие ИП с налогового учета

Индивидуальному предпринимателю, уходящему с учета в налоговых органах, понадобятся следующие документы:

  • Заявление (форма Р26001);
  • Свидетельство о регистрации ИП;
  • Паспорт;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Доверенность на предоставление интересов ИП (заверенная нотариально) – в ситуациях, когда сам он не может посетить налоговую.

Заявление, подаваемое в бумажном варианте, можно заполнить от руки (печатными буквами, черной ручкой) или на компьютере. Электронный бланк доступен на сайте налоговой, а бумажный бланк и образец заполнения можно найти в любом отделении.

В первом разделе заявления указываются реквизиты ИП (Ф.И.О., ОГРНИП, ИНН). Далее, нужно сделать выбор, каким способом ИП желает получить ответное уведомление (лично, через доверенное лицо или по почте).

Расписываться в заявлении нужно строго в присутствии сотрудника налоговой или нотариуса.

Представить документы в отделение, ранее зарегистрировавшее ИП, возможно любым из способов:

  1. Личный визит в отделение ИФНС. Это самый популярный и довольно простой путь, однако, он займет немало времени, которое потребуется на дорогу и простой в очередях.
  2. Обращение в налоговую доверенного лица. Иногда эта функция перекладывается на штатного бухгалтера или директора. В данном случае помимо базового пакета документов, доверенному лицу необходимо взять свой паспорт и нотариальную доверенность.
  3. По почте. Отправить документы в налоговую можно из любого почтового отделения. Надежнее всего отправлять заказным письмом с объявленной ценностью и уведомлением о вручении. Для страховки можно сделать опись всех вкладываемых бумаг.
  4. Через сайт налоговой. Тут понадобится соответствующим образом оформленная электронная подпись.

Ответ из налоговой должен прийти на шестой рабочий день после получения всех документов. Если снятие с учета одобрено, то бывший ИП получит соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРИП. Получить документы можно лично или запросить отправку по почте.

Снятие в ПФР и ФСС

Снятие с учета ИП без работников в ПФР и ФСС происходит автоматически, по данным из налоговой. Даже если у бывшего ИП остались долги перед фондами, он может оплатить их уже после закрытия бизнеса. Но и затягивать с этим делом не стоит, в противном случае взыскание пойдет через суд. Погасить все задолженности необходимо в течение 15 дней.

Чтобы получить расчет по обязательным платежам, необходимо обратиться в Пенсионный Фонд с паспортом и свидетельством о прекращении предпринимательской деятельности, полученном в налоговой. Если есть задолженности, бывшему ИП выдадут квитанцию на их погашение.

Сроки снятия ИП с учета в ПФР и ФСС законом не установлены, но рекомендуется сделать это до начала нового квартала.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с ИП, у которых были наемные работники. Им рассчитаться с долгами необходимо заранее. Снятие ИП с учета в Пенсионном Фонде происходит на основании выписки из ЕГРИП, которую туда направляет ИФНС.

На практике ИП часто сталкиваются с требованиями ПФР представить дополнительные документы, например:

  • Заявление о снятии с учета;
  • Копия приказа об увольнении последнего штатного сотрудника;
  • Копии трудовых книжек сотрудников с записями об их увольнении.

Снятие ИП как работодателя может происходить и без прекращения предпринимательской деятельности. Например, если ИП больше не планирует нанимать сотрудников, а будет продолжать работать «на себя».

Если ИП был зарегистрирован как работодатель, то он обязан подавать в государственные фонды отчетность, даже если сотрудников в штате нет. Поэтому, чтобы избавить себя от этой обязанности, ИП должен обратиться в ПФР и ФСС с заявлением и подтверждением увольнения последнего сотрудника.

Сдать отчеты в ФСС тоже можно как до снятия с налогового учета, так и после него.

В ФСС необходимо обратиться, если ИП состоял там на учете в качестве работодателя. При этом необходимо предоставить отчет 4-ФСС, заявление о снятии с учета и копии документов, подтверждающих расторжение трудовых отношений с сотрудниками (например, приказ об увольнении).

Документы рассматриваются в ФСС и ПФР в течение двух недель, затем бывшему работодателю письмом отправляется копия вердикта о снятии с учета. Хотя по новым правилам подтверждение о снятии с учета может быть направлено и в электронном формате, на указанную почту ИП.

Скачать заявления на снятие с учета ИП в ПФР и ФСС можно ниже.

Касса

Кассовый аппарат снимается с учета в налоговой очень быстро. В среднем процедура занимает один день, но может занять и 15 минут.

Прежде чем идти в налоговую, необходимо заполнить заявление, обратиться в центр технического обслуживания и вызвать сотрудника компании для снятия фискального отчета.

Далее можно обращаться в ИФНС. Сделать это как обычно можно лично или по почте.

Понадобятся следующие документы:

  • Заявление о снятии с учета ККТ;
  • Бланк КНД-1110021;
  • Фискальный отчет;
  • Паспорт ККТ и карточка регистрации;
  • Паспорт ИП.

Снятие кассы с учета в налоговой производится бесплатно.

Если все документы собраны и верно оформлены, специалисты из налоговой снимают показания всех счетчиков и составляют акт. Касса официально признается закрытой, о чем делаются пометки в паспорте ККТ и карточке регистрации, а также в книге учета ККТ и учетном талоне.

Карточка регистрации ККТ хранится в налоговой пять лет после снятия кассы с учета.

Получить отказ в закрытии кассы можно только в том случае, если были допущены ошибки в предоставленных документах, и ИП не исправил их в течение суток.

Скачать заявление на снятие с учета в ПФР

Скачать заявление на снятие с учета в ФСС

Каким образом можно снять ИП с УСН

Индивидуальные предприниматели чаще всего выбирают для себя налог по УСН. Его нужно вносить авансом каждый квартал, до 25 числа того месяца, который последует за отчетным сроком. Когда календарный срок истек, задолженности на налог по УСН быть не должно.

Эту упрощенную форму налога применяет большинство ИП, но бывает, что при ведении бизнеса от нее приходится отказываться в силу различных причин. Может, изменились обстоятельства настолько, что стало весьма невыгодно применять эту форму налогообложения или приходится закрывать свой бизнес, погашать все долги и уведомлять организации, куда поступали отчисления, о ликвидации своего предприятия.

Как происходит снятие с учета УСН ИП? Начинается снятие ИП с УСН с того, что требуется посетить налоговую инспекцию со специальным уведомлением. Это такой особенный бланк-форма, имеющий номер 26.2-3. Затем надо написать заявление о снятии с УСН ИП. Если бизнес был в торговой сфере, нужно будет снять с учета и кассовый аппарат, он также числится в налоговой инспекции, чтобы им можно было пользоваться на законных основаниях, входит в Госреестр как ККМ, так и ККТ, но это только в том случае, если предприятие закрывается полностью.

Но теперь ввели более упрощенную систему для ведения документации, отчетности и всех денежных операций, которые происходят в фирме. Могут не иметь кассовых аппаратов предприниматели, специализирующиеся, например, на оказании различных услуг, и с получателями рассчитываться определенными бланками — строгой отчетности. Когда предприниматель выбрал ЕНВД, наличие кассового аппарата не требуется.

После того как бланк заполнен, его необходимо сдать в налоговую инстанцию, где предприятие состоит на учете. И если инспектор окажется не такой суровый и излишне требовательный, эта процедура не займет много времени и пройдет без лишних переживаний и недоразумений.

Если у индивидуального предпринимателя нет штата сотрудников, закрыть собственное дело намного проще. Необходимо написать заявление по предъявляемой форме, внести деньги, чтобы заплатить госпошлину, в налоговую сдать заявление и квитанцию, подтверждающую оплату. Если остаются какие-нибудь долги, их можно вернуть и после снятия с учета, так же дело обстоит и с декларацией.

Если у предпринимателя коллектив работал на производстве, он обязан перед заполнением документов о ликвидации собственного дела рассчитать и уволить всех сотрудников до единого. Причем рассчитаться со всеми полностью, не оставляя обещания вернуть деньги «потом». Отчет о погашении долга коллективу должен быть сдан в Пенсионный фонд.

Иногда возникают сложности в налоговой организации, когда там начинают требовать погашения долгов и других условий, которые по закону можно сдать уже после закрытия ИП.

Приходится доказывать свою правоту, требуя, чтобы документы были приняты, изучив законы и постановления правительства по этому вопросу.

Не нужно приносить в инспекцию справки о том, что задолженности, которые были перед различными фондами, погашены. Эти службы запрос обязаны сделать сами.

Если составить особое напоминание, то примерно так выглядит снятие с учета ИП УСН, когда предприятие закрывается совсем:

  • составление заявления;
  • по данной системе налогообложения полный расчет в отношении различных наказаний-штрафов и налогов;
  • если есть сотрудники, полный расчет с ними с последующим их увольнением;
  • оплата пошлины государству и всех страховых взносов как за себя, так и за бывших сотрудников. В том случае, если были сотрудники, снятие с учета в различных фондах;
  • подготовка и сдача полного пакета документов по предприятию, а также декларации в налоговую;
  • снятие с учета (если, конечно, были работники);
  • снятие с регистрации кассового аппарата;
  • полное закрытие счета предприятия.

Но вдруг остаются какие-либо долги, нередко в налоговой разгораются споры, так как инспектор отказывается принимать документы, приходится доказывать, что долги никто не отменяет, от них индивидуальные предприниматели, как бы ни хотели, отказаться не смогут — их все равно придется оплачивать. Это касается и платежей, и еще неоплаченных взносов.

В данном случае закон на стороне бизнесмена, и если дело доходит до суда, налоговая инспекция может проиграть. Но нельзя откладывать погашения долгов на годы, потому что штрафы, пеня и другие неприятные события могут в любое мгновение напомнить, что закон суров. Можно опять же через суд добиться отмены, но чаще всего снижения назначенной суммы.

Могут бизнесмену отказать, даже если он имеет заявление о снятии ИП с УСН, не удовлетворив его просьбу, когда в Пенсионном фонде отсутствует отчет по сотрудникам и нет четкого, закрепленного документально подтверждения, что со всеми работниками был произведен расчет.

Как прекратить уплачивать налог по УСН, если деятельность не велась?

Плательщику, для того чтобы прекратить нахождение на УСН, недостаточно просто перестать уплачивать налог и подавать отчетность. Важно вовремя уведомить фискальный орган об этом, ведь в ином случае налоговикам не будет известно, что УСН больше не применяется, а выявлять этот факт самостоятельно они не обязаны.

Это правило не действует в случаях:

  • прекращения коммерческой деятельности ИП и снятия его с учета;
  • ликвидации юридического лица.

В этих случаях происходит автоматическая утрата статуса лица, применяющего спецрежим. Уведомления в такой ситуации направлять не требуется.

Если деятельность по УСН не велась не по причинам ликвидации или снятия с учета, плательщику следует в срок 15 суток с даты ее окончания направить налоговикам заполненную форму № 26.2-8 (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). В ней должна быть указана дата завершения работы по УСН.

Форму 26.2-8 и образец ее заполнения можно скачать на нашем сайте.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *