Создание центров компетенции в налоговой

Долговой центр ФНС — это учреждение, в чьи функциональные обязанности входит:

  • направление налогоплательщикам требований о внесении платежей в бюджет;
  • взыскание недоимок за счет средств на счетах налогоплательщиков;
  • взыскание за счет имущества должников;
  • приостановление банковских операций по счетам должников;
  • арест активов должника по распоряжению прокурора.

Каких-либо официальных административных регламентов по работе ДЦ опубликовано не было. Возможно, это связано с тем, что проект все же пилотный и функционирует лишь в некоторых субъектах РФ.

Что будут делать Долговые центры ФНС. Новые подразделения займутся организациями, которые задерживают платежи в бюджет, независимо от суммы задолженности. Если компания перечисляет в бюджет налоги и взносы вовремя, ее не будут вызывать в долговой центр. ФНС рассчитывает, что взыскание долгов станет более эффективным. Инспекторы новых подразделений не будут заниматься рутинными операциями. А процесс взыскания автоматизируют. При этом инспекторы будут учитывать причины появления долга и финансовое положение компании. Кроме того, новые центры будут выявлять схемы уклонения от уплаты долгов. Например, когда компания скрывает активы и переводит бизнес на другую организацию.

Долговой центр ФНС — новый тип учреждения, в рамках работы которого осуществляется взаимодействие контролирующих органов и налогоплательщиков. В отдельных источниках прямо говорится о том, что цель создания ДЦ — это принудительное взыскание долгов с хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, сами представители ФНС заявляют о том, что в задачи долговых центров входит и недопущение образования долгов.

Процесс взыскания базируется на анализе дебиторской задолженности предприятия-должника. Специалисты ДЦ, видя, что у фирмы есть долги перед бюджетом, могут принять во внимание тот факт, что причина тому — непогашенные обязательства контрагентов, и инициировать работу и с ними тоже.

Одной из важных задач работы ДЦ называется предупреждение схем ухода от налогов за счет «отмывания» капиталов, «липовых» процедур ликвидации или реорганизации хозяйствующего субъекта. Ожидается, что в целях выявления подобных схем будут задействованы автоматизированные алгоритмы. Благодаря им, специалисты ФНС получат возможность сократить время выполнения различных рутинных операций и сосредоточиться на противодействии механизмам уклонения фирм от уплаты налогов.

В функции ДЦ НЕ входит администрирование объектов налогового контроля: данное полномочие остается на стороне «обычных» налоговых инспекций. Выездными налоговыми проверками долговые центры также не будут заниматься.

Служба Мишустина М.В. постоянно совершенствует методы контрольной работы. Для того, чтобы административная нагрузка снижалась, и это не сказывалось отрицательно на налоговых поступлениях, Служба особое внимание уделяет сбору доказательной базы фактов нарушений или злоупотреблений. Усилия налоговики сосредотачивают на том, чтобы добросовестные налогоплательщики минимально чувствовали присутствие налоговой службы. При этом благодаря имеющимся в распоряжении налоговиков инструментам, нарушать налоговое законодательство стало практически невозможно. Но, прежде чем направить проверку, инспекция тщательно анализирует информацию, собирает доказательства имеющих место нарушений, а также дает возможность налогоплательщикам уточнить свои налоговые обязательства добровольно. Если этого не происходит, принимается решение о проверке.

На совещании в Подмосковье налоговики обсудили итоги контрольной работы, а также способы дальнейшего повышения ее эффективности. «За девять месяцев этого года в бюджет без проведения налоговых проверок дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше чем за аналогичный период 2018 года», — заявил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров, открывая семинар. По его словам, это происходит на фоне снижения административного давления на бизнес — количество выездных проверок за январь-сентябрь уменьшилось на 35%.

Даниил Егоров добавил, что для предотвращения использования агрессивных механизмов налоговой оптимизации в арсенале налоговых органов есть ряд инструментов. Один из них – принятая более двух лет назад статья 54.1 НК РФ, согласно которой налоговому органу следует доказывать, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии или что сделка не исполнена заявленным контрагентом, и налогоплательщик использовал формальный документооборот в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов. По ней уже наработана определенная практика применения.

«Особое внимание при выявлении злоупотреблений правом необходимо уделять качеству сбора доказательств, в том числе, умышленных действий налогоплательщиков. Важен не формальный подход, а поиск реальных получателей выгоды, в чьих интересах оформлены соответствующие сделки», — подчеркнул Даниил Егоров.

Еще одно направление работы Службы — отраслевые проекты. В 2019 году ФНС России продолжила реализацию отраслевого проекта по пресечению схем необоснованной налоговой оптимизации в сфере клининговой деятельности и технической эксплуатации. За девять месяцев 2019 года поступления по НДС по крупнейшим компаниям этой отрасли увеличились в 2,4 раза относительно аналогичного периода прошлого года.

Основные задачи контрольно-аналитических отделов на 2020 год обозначил начальник Контрольного управления Максим Чаликов, подчеркнув, что важно сформировать модели добросовестного поведения налогоплательщиков и пресекать налоговые схемы. Основной акцент Служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств – доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев составила 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе (в прошлом году этот показатель составлял 25%).

Начальник Управления камерального контроля Александр Егоричев отметил, что в камеральном контроле активно используется риск-ориентированный подход, благодаря которому у налоговых органов есть возможность в ряде случаев сокращать количество документов для подтверждения льгот и нулевой ставки по НДС. Он добавил, что в условиях сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС и предстоящего администрирования неналоговых платежей используются современные решения. Адаптируется законодательство, риски сегментируются по налогам и отраслям, вырабатываются правила противодействия «площадкам» обналичивания.

Начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков Виталий Колесников рассказал об использовании механизмов законодательства о государственной регистрации при противодействии компаниям с признаками фиктивности. В результате доля таких компаний снизилась до 3,1%. Для сравнения в начале 2016 года их было 34% от всех зарегистрированных в России.

Начальник Правового управления Олег Овчар в своем выступлении рассказал о практике рассмотрения судебных дел с участием налоговых органов, в том числе Верховным и Конституционным Судами, а также об аспектах доказывания налоговых правонарушений. Он также остановился на обзоре судебных споров по применению положений международных налоговых договоров и вопросах злоупотребления законодательством при трансграничных операциях.

Кроме того, участники обсудили практические примеры применения положений статьи 54.1 НК РФ в рамках налоговых проверок, практику проведения комиссий по побуждению к добровольному уточнению налоговых обязательств, организацию контрольно-аналитической работы при двухуровневой системе налоговых органов, цели и практический опыт экстерриториальной обработки расхождений по НДС.

С 1 мая стартует пилотный проект по приему жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронной форме по ТКС. В пилоте участвуют пять регионов: Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская и Нижегородская области, Республика Алтай. Об этом сообщает ФНС в .

Напомним, что новый порядок представления юридическими лицами и ИП жалоб (апелляционных жалоб), утвержденный приказом ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@, предусматривает подачу жалоб в электронной форме по ТКС. Также приказ утверждает порядок направления решений (извещений) налоговых органов по ним в электронной форме.

Соответственно, с 1 мая 2020 года организации и ИП, осуществляющие деятельность в перечисленных регионах, смогут использовать утвержденные электронные форматы при направлении жалоб на ненормативные решения инспекций и действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы (п. 1 и 2 ст. 139.2 НК РФ).

При этом крупнейшие налогоплательщики могут направить жалобу по ТКС, если они не согласны с актами Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и ее подведомственных налоговых органов.

ФНС рассчитывает, что пилотный проект продлится два месяца, а уже с 1 июля прием и получение решений по жалобам по ТКС станет возможным на всей территории России.

Ранее ФНС поясняла, что представленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота. В ответ налоговый орган сможет сообщить по ТКС время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.

БУХПРОСВЕТ

Если электронную жалобу за налогоплательщика представляет его представитель, то вместе с жалобой по ТКС нужно направить и информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях. Лицо, подавшее жалобу, в течение одного рабочего дня с даты отправки жалобы должно получить сначала подтверждение даты отправки электронного документа, а затем и квитанцию о приеме электронной жалобы.

Это будет означать, что ИФНС рассмотрит направленную жалобу. При получении уведомления об отказе в приеме жалобы лицо, ее подавшее, в случае устранения ошибок, указанных в этом уведомлении, может повторить процедуру подачи жалобы. Общий порядок рассмотрения электронных жалоб не будет отличаться от порядка рассмотрения и проверки жалоб, поданных на бумажном носителе.

Решение по жалобе принимается в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен для получения дополнительных документов, но не более чем на 15 дней. Исключение составляют жалобы на решения о привлечении к ответственности за налоговые нарушения. По таким жалобам решение принимается в течение 1 месяца. Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется налогоплательщику в течение 3 дней со дня его принятия.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Заболотникова В.С. 1 1 ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» В статье рассматривается вопрос необходимости создания концептуальной модели информационной управленческой системы в налоговой службе, основанной на методологии объектного анализа и проектирования систем с использованием графической нотации UML, решающей большинство задач в сфере проектирования информационных систем и технологий. Обосновано использование объектно-ориентированного подхода, а также выбрано CASE средство автоматизированной среды реализации концептуальной модели – Rational Rose. Построены основные диаграммы: вариантов использования, классов, состояний объекта, компонентов. Совокупность перечисленных диаграмм разносторонне характеризует анализируемую систему. Разъяснена графическая и экономическая интерпретация диаграмм. Определена статическая структура системы и выявлены абстракции классов и отношения между ними. Установлена возможная последовательность состояний и переходов, в совокупности характеризующих поведение элемента модели в течение его жизненного цикла. 2009 KB концептуальная модель вариант использования класс состояние объекта компонент налогоплательщик налоговая служба 1. Кибанова А.Я. Налоги и налогообложение / А.Я. Кибанова. – М.: КноРус, 2012. – 488 c. 2. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 375 c. 3. Кирина Л.С. Налоговый менеджмент в организациях: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.С. Кирина, Н.А. Назарова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 279 с. 4. Ромашкова О.Н. Анализ методов кластеризации для эффективного управления процессами в налоговой службе / О.Н. Ромашкова, В.С. Заболотникова // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9–2. – С. 303–307. 5. Заболотникова В.С. Информационная управленческая система для налоговой службы / В.С. Заболотникова, О.Н. Ромашкова // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия: Естественные и технические науки. – 2017. – № 6. – С. 27–32. 6. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++ / Г. Буч; пер. с англ. И. Романовский, Ф. Андреев. – М.: Бином, 2012. – 560 с. 7. Йордан Э. Объектно-ориентированный анализ и проектирование систем / Э. Йордан. – М.: Лори, 2014. – 264 c. 8. Леоненков А.В. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с использованием UML и IBM Rational Rose / А.В. Леоненков. – М.: Интернет-Университет информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 319 с. 9. Казанский А.А. Объектно-ориентированный анализ и программирование на Visual Basic 2013: учебник для прикладного бакалавриата / А.А. Казанский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 290 с.

Одним из важнейших рычагов в современных условиях, который регулирует взаимоотношения налогоплательщиков с государством, как физических, так и юридических лиц, в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система, призванная обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших социальных и экономических задач. В ходе модернизации Федеральной налоговой службы остаются актуальными вопросы, связанные с управленческими процессами в налогообложении . Для рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов налоговой службы существует необходимость в создании информационной управленческой системы (ИУС) . Для проектирования данной системы необходимо создание концептуальной модели, в основу которой положено использование объектно-ориентированной технологии. Основными исследованиями являются научные труды зарубежных и отечественных авторов, занимающихся вопросами налогового администрирования, технологиями объектного моделирования и проектирования: Г. Буча , Э. Йордана , А.В. Леоненкова , А.А. Казанского , в которых установлено, что пока не выработаны комплексные подходы, адекватные происходящим в экономике изменениям, а сложившийся к настоящему времени налоговый механизм не обеспечивает необходимого повышения эффективности деятельности налоговых органов.

Целью работы является построение концептуальной модели информационной управленческой системы, способствующей принятию эффективных управленческих решений в налоговой службе.

Моделирование ИУС в налоговой службе включает разработку концептуальной модели и формализацию концептуальных представлений о предметной области. Для построения концептуальной модели необходимо выделить наиболее существенные стороны объекта с точки зрения проводимого анализа для упрощенного представления объекта в соответствии с решаемой задачей, причем рассматриваться могут различные концептуальные подходы к ее решению. В зависимости от средств анализа и построения зависит формализация концептуальной модели. Поэтому для построения концептуальной модели ИУС в налоговой службе наиболее приемлемым является применение объектно-ориентированного подхода, в основу которого положена объектная модель, описывающая предметную область на более «естественном» языке, так как ориентирована на человеческое восприятие мира.

Объектно-ориентированный подход к проектированию программных изделий включает:

– проведение объектно-ориентированного анализа предметной области;

– проведение объектно-ориентированного проектирования;

– разработку программного изделия с использованием объектно-ориентированного языка программирования.

Структурная схема программного проекта разрабатывается по результатам анализа, отображает основные объекты и сообщения, передаваемые между ними, а также выполняет описание абстракций.

Для распространенного круга программного применения наиболее приемлемым считается объектно-ориентированный стиль, в котором объектная декомпозиция имеет ряд преимуществ перед алгоритмической. При объектной декомпозиции происходит уменьшение размера программных систем за счет повторного использования общих механизмов, что, в свою очередь, приводит к существенной экономии выразительных средств. Схемы объектно-ориентированных систем базируются на устойчивых промежуточных формах, поэтому более гибкие и проще эволюционируют со временем. Объектная декомпозиция предлагает разумные решения относительно выбора подпространства большого пространства состояний и тем самым помогает разобраться в сложной программной системе.

На следующем этапе выполняется объектно-ориентированное проектирование, соединяющее в себе процесс объектной декомпозиции и приемы представления логической и физической, а также статической и динамической моделей проектируемой системы. Логическое проектирование включает в себя разработку структуры классов: определяются поля для сохранения составляющих состояния объектов и алгоритмы методов, которые реализуют аспекты поведения объектов. Результатом проектирования является иерархия или диаграмма классов, которая выражает взаимозависимость классов, и описание классов. Физическое проектирование заключается в объединении описаний классов в модуле, выборе схемы их подключения, определении способов взаимодействия с оборудованием, операционной системой и другим программным обеспечением, обеспечении синхронизации процессов и т.п.

Далее выполняется этап построения программной модели, являющийся эволюцией системы и представляющий собой процесс поэтапной реализации и подключения классов к проекту. Последним этапом построения программной модели является модификация системы, добавляющий новые функциональные возможности и изменения существующих свойств системы.

Rational Rose – CASE средство фирмы Rational Software Corporation (США) является одним из ярких представителей семейства объектно-ориентированных систем разработки – предназначено для автоматизации этапов анализа и проектирования программного обеспечения, выпуска проектной документации и генерации кодов на различных языках. Универсальная нотация для моделирования объектов UML (Unified Modeling Language), разработанная тремя ведущими специалистами в данной области, Бучем, Рамбо и Джекобсоном, и лежащая в основе Rational Rose, претендует на роль стандарта в области объектно-ориентированного анализа и проектирования. В связи с этим именно этот продукт, работающий на основе универсального языка моделирования UML и решающий большинство задач в сфере проектирования информационных систем и технологий, предложен в работе. Построение ИУС в налоговой службе предполагает построение следующих основных диаграмм:

– вариантов использования;

– классов;

– состояний объекта;

– компонентов.

Диаграмма вариантов использования применяется в качестве исходного концептуального представления функционирования проектируемой системы и ее взаимодействия с внешними пользователями. Ее предназначение состоит в представлении системы как взаимодействия множества сущностей и актеров между собой с помощью так называемых вариантов использования. При проведении объектного анализа исследуемой системы был выявлен актер – налогоплательщик. Вариантами использования выступают: Федеральная налоговая служба (ФНС) – инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, которая включает регистрацию и учет налогоплательщиков, камеральные и выездные налоговые проверки, учет платежей и ведение лицевых счетов, урегулирование задолженности и другие контрольные мероприятия. Все перечисленные варианты использования являются основой системы управления в налоговой службе, графически представлены на рис. 1.

Экономическая интерпретация диаграммы заключается в следующем: ФНС проводит управление деятельностью налогоплательщиков, включающее вышеперечисленные варианты использования. К налогоплательщику будут применены определенные действия в соответствии с полученными результатами.

Определение статической структуры, реализуемой путем создания диаграммы классов, является дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы. Данная диаграмма предназначена для отображения различных взаимосвязей между отдельными сущностями предметной области, описания типов их отношений и внутренней структуры. В процессе анализа управленческой системы в налоговой службе были выделены классы и отношения между ними, представленные на рис. 2.

Абстракции классов, такие как налогоплательщик, отдел работы с налогоплательщиками, начальник отдела работы с налогоплательщиками, отдел учета и регистрации налогоплательщиков, информационная управленческая система, были выделены в структуре данной диаграммы. У каждого представленного на диаграмме класса выделены свойства и методы. Отношения между классами налогоплательщик, отдел работы с налогоплательщиками и отдел учета и регистрации налогоплательщиков представлены в виде отношений ассоциации. Налогоплательщик, регистрируя свою трудовую деятельность, обращается в отдел учета и регистрации налогоплательщиков, впоследствии налогоплательщик взаимодействует с отделом по работе с налогоплательщиками.

Класс начальник отдела работы с налогоплательщиками объединен отношением композиции с классами отдел работы с налогоплательщиками и ИУС в налоговой службе. Это отношение служит для выделения специальной формы отношения «часть – целое», т.е. части не могут выступать в отрыве от целого. Класс ИУС в налоговой службе позволяет выработать эффективные управленческие решения, что существенно упрощает работу с налогоплательщиками. Диаграмма состояний является дальнейшим развитием концептуальной модели, предназначенной для описания возможной последовательности состояний и переходов, в совокупности характеризующих поведение элемента модели в течение его жизненного цикла. Диаграмма состояний по существу является графом специального вида, описывающим процесс изменения состояний одного экземпляра определенного класса (рис. 3).

Рис. 1. Диаграмма вариантов использования ИУС в налоговой службе

Рис. 2. Диаграмма классов ИУС в налоговой службе

Рис. 3. Диаграмма состояний объекта

Начальное и конечное состояния есть частный случай состояния:

– в начальный момент времени объект находится по умолчанию в начальном состоянии. Это графическая область, служащая началом процесса изменения состояний системы. Для проектируемой системы таковым является подача налоговой отчетности;

– в конечный момент времени объект будет находиться по умолчанию после завершения работы системы в конечном состоянии. Для проектируемой системы таковым является выработка эффективных управленческих решений.

Приведенные на рис. 3 состояния соединены между собой стрелками или простыми переходами, представляющими собой отношение между двумя последовательными состояниями и указывающее на факт смены одного состояния другим. При нахождении объекта в первом состоянии происходит выполнение определенных действий, а после завершения этих действий происходит переход во второе состояние. У объекта «Налоговая отчетность» на диаграмме состояний начальным состоянием является подача налоговой отчетности, после которого происходит переход к автомату «Обработка налоговой информации», состоящему из состояний «Контроль входных документов» и «Внесение информации в БД». После завершения работы автомата последовательно происходит выполнение следующих состояний: «Верификация начисленных сумм и мониторинг БД», «Проверка отчетности в соответствии с алгоритмами», «Разбиение налогоплательщиков по категориям внимания» и конечным состоянием является «Выработка эффективных управленческих решений». Диаграммой, позволяющей определить архитектуру разрабатываемой системы и установить зависимости между программными компонентами, является диаграмма компонентов, которая обеспечивает согласованный переход от логического представления к конкретной реализации проекта в форме программного кода. Возможно существование одних компонентов только на этапе компиляции программного кода, а других – на этапе его выполнения. Представленная на рис. 4 диаграмма компонентов и отображающая общие зависимости между компонентами рассматривает последние как классификаторы. На диаграмме компонентов рассматриваемой системы представлен управляющий компонент «Main», включающий в себя следующие компоненты:

– налогоплательщик (Taxpayer);

– отдел работы с налогоплательщиками (DepWorkTaxpayers);

– начальник отдела работы с налогоплательщиками (HDepWorkTaxpayers);

– отдел учета и регистрации налогоплательщиков (DepAccountRegistrationTaxpayers);

– информационная управленческая система (IUS).

Ниже приведен фрагмент программного кода класса Налогоплательщик, сгенерированного в Rational Rose с отображением его свойств и методов.

Рис. 4. Диаграмма компонентов

Выводы

Таким образом, результатом проделанной работы является разработанная концептуальная модель информационной управленческой системы в налоговой службе, выполненная с использованием нотаций унифицированного языка моделирования UML в среде Rational Rose. Объектная модель системы управления в налоговой службе содержит в себе следующие диаграммы: вариантов использования, классов, состояний объекта, компонентов. Совокупность перечисленных диаграмм разносторонне характеризует анализируемую систему: определяет структуру системы, взаимосвязь между ее элементами, возможные варианты использования системы, состояния, в которых может находиться тот или другой объект, и действия, которые он может выполнять. Для принятия эффективных управленческих решений в налоговой службе необходимо выполнение полного комплекса мероприятий обработки данных и создание информационной управленческой системы, в основу которой положена данная концептуальная модель, что является перспективным направлением для дальнейшего исследования.

Библиографическая ссылка

Заболотникова В.С. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 10. – С. 7-12;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36820 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *