Специализированные информационные агентства

Е. В. Шмелева

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ

Региональные информационные агентства остаются одним из самых малоизученных звеньев как западной, так и российской системы СМИ. Сегодня функционирование агентств отражает главные противоречия массмедиа: соотношение государственной и коммерческой модели, патернализма и дерегулирования, монополизации и поиска разнообразия, субъективности и объективности, внешнего влияния и поиска самостоятельности, глобализации и национальной идентичности. Поскольку агентства являются посредниками между различными социальными институтами , включая, разумеется, средства массовой информации, их изучение существенно дополнит анализ современной системы СМИ и позволит дать ей точную и полную политэкономическую и культурологическую оценку.

По утвердившемуся в литературе представлению, «информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию» . То есть информационные агентства традиционно понимались как собирающие информацию «оптом» и передающие ее затем «розничным» пользователям. ООН под названием «информационное агентство» понимает любую организацию в области печати, радио, кино, телевидения или телефотографии, правительственную или частную, регулярно занимающуюся собиранием и распространением осведомительного материала и созданную и организованную в соответствии с законами и постановлениями государства, на территории которого находится главное управление данной организации .

Позиционируя информационные агентства по отношению к другим СМИ, следует отметить, что «в дореволюционной России имело хождение понятие «универсальная газета”. Оно заслуживает того, чтобы вернуться в современный профессиональный словарь. В давние годы в России такие издания на европейский манер называли также «омнибус”. С точки зрения потребительского спроса корректным будет употребление термина из словаря маркетинга — издания общего профиля, предназначенные любой аудитории, без сегментирования, т. е. разделения ее по какому-либо признаку» .

В соответствии с этими определениями цель существования любого информационного агентства — информационный бизнес, который сегодня, с развитием Интернета, получил прямой доступ к аудиториям, что повлекло за собой создание новых услуг и проектов не только для «оптовых», но для конечных, индивидуальных потребителей. Более того, Р. Робертсон, исследуя основные стадии глобализации, показывает, что исторически информационные агентства были, скорее всего, первыми медиасистемами, ориентированными на получение прибыли в Интернете .

Сегодня, рассматривая институт информационных агентств, большинство исследователей обращают внимание на два основных аспекта: во-первых, новые проблемы и

© Е. В. Шмелева, 2010

возможности агентств, связанные с бурным развитием Интернета, во-вторых, их роль и место в процессах глобализации, которые на фоне стагнации большинства мировых экономик обостряют экономические проблемы, ставят под вопрос выживание небольших по масштабам национальных информационных агентств .

Информационные агентства исследовались, как правило, в исторических, экономических, социологических аспектах. Непосредственно типологические исследования были связаны с развитием Интернета и появлением сетевых информационных агентств, их проводили М. Дезе, А. И. Акопов, В. И. Сапунов, Ю. А. Погорелый, К. А. Войцехович, Э. В. Могилевская, М. М. Лукина и др. На наш взгляд, для того чтобы разработать комплексную типологическую модель информационных агентств, нужно логически продолжить работы по научному анализу типологических признаков наиболее многочисленной группы СМИ — периодических изданий, изменив ее с учетом специфики выделенного сегмента. Типологические признаки периодических печатных изданий исследовали А. И. Акопов, М.В.Шкондин, Д. А. Мурзин, М. И. Шостак, Л. А. Теплова, В. В. Тулупов. Среди зарубежных авторов, занимающихся типологией прессы, отметим таких специалистов, как Д. Мак-Куэйл, М. Приор-Миллер, П. Норрис, Б.Мак-Нейр, Г. Мейн, М. Харнишмахер, Р. Шмутц, П. Альбер, Л. Мартен, И. Гофман, Дж. Мерилл и др. При построении типологической модели информационных агентств мы будем во многом отталкиваться от типологической модели печатных СМИ, разработанной научными сотрудниками факультета журналистики СПбГУ на основании анализа типологических подходов упомянутых исследователей.

Основным типологическим критерием является масштаб деятельности агентств. В соответствии с ним выделяют мировые, национальные и региональные, локальные информационные агентства. ЮНЕСКО относит к мировым агентствам новостей Reuters (Великобритания, www.reuters.com), Associated Press (США, www.ap.com), France Press (Франция, www.afp.com) и ИТАР-ТАСС (Россия, www.itar-tass.com) . Эти агентства считаются основными игроками в мировой и российской информационной системе. Национальные информационные агентства осуществляют свою деятельность в масштабах одного государства, передают информацию из этого государства и дают зарубежную информацию для внутренних потребителей этого государства . Надо отметить, что в истории развития мировой медиасистемы национальным информационным агентствам всегда отводилась роль символов национальной идентичности и государственности, они играли роль центрального звена общенациональных сетей, связывающих национальные и местные СМИ.

Сегодня многие эксперты выражают озабоченность, связанную с тесной кооперацией крупнейших мировых и национальных информационных агентств, вызванную глобализацией. Это, по их мнению, ведет к сокращению разнообразия «розничных» СМИ, неадекватному освещению положения дел в мире, связанному с преимущественным вниманием к основным развитым странам, их ценностям, выражаемым представителями их политических элит, а также к акцентированию новостей негативного характера и их немедленному распространению . Национальные и крупные региональные агентства постепенно становятся частью глобальных информационных структур, которые практически не интересуются местными информационными рынками, их потребностями, ориентируясь в первую очередь на сокращение издержек. Это ведет к их дальнейшей экспансии (поглощению более мелких национальных и региональных агентств) и, таким образом, расширению контроля над другими («розничными») СМИ.

В свете сказанного можно предположить, что за предоставление разнообразной информации о современной России в ее географическом, этническом, политическом, тема-

тическом, культурном и проблемном разнообразии в большей степени должны отвечать региональные СМИ и, в частности, региональные информационные агентства. В этом случае может и должен меняться алгоритм их взаимодействия с крупнейшими мировыми игроками: какое-то событие сначала освещается региональными информационными агентствами, местными СМИ и только потом — международными агентствами, которые передают эту информацию по всему миру .

Под национальными региональными информационными агентствами в дальнейшем мы будем понимать агентства, осуществляющие свою деятельность в рамках локальной территории, как правило, административной. Также к региональным могут быть отнесены агентства, специализирующиеся на информации, посвященной узкой тематике (спорт, финансы, наука, культура и пр.), которая подается ими и в глобальном, и в локальном (с привязкой к региону, где находится агентство) ключе. В России информационная насыщенность регионов неравномерна, она значительно «плотнее» вокруг городов-миллионников, и, значит, социальная роль региональных информационных агентств в продвижении своих регионов в мире, в поддержке и популяризации государственных программ, национальных проектов крайне важна.

Для того чтобы понять, насколько успешно выполняют эту роль российские региональные агентства и каким образом они влияют на общую схему работы с информацией в региональном, российском и международном контекстах, проанализируем работу петербургских информационных агентств. Например, нас будет интересовать, как часто используют информацию, подготовленную городскими агентствами, городские, федеральные и международные СМИ. С этой целью мы проведем их типологический анализ, выделяя и описывая основные факторы типологизации, дадим оценку экономических факторов их деятельности, определим место, роль и своеобразие информационных агентств в медиасистеме Санкт-Петербурга. Мы рассчитываем, что типологическое исследование петербургских информационных агентств позволит выявить возможные направления их развития с учетом происходящих изменений в этом сегменте медиасферы (способов взаимодействия с аудиториями, модернизации технологических процессов, глобализации, изменения функций других СМИ и пр.). Такой анализ позволит разработать рекомендации по созданию наиболее эффективных моделей российских региональных информационных агентств, максимально полно отвечающих потребностям регионального и национального информационного рынка.

В качестве условия исследования мы исходим из того, что только те информационные агентства, которые официально зарегистрированы как СМИ, являются частью медиасистемы и обладают рядом признаков, свойственных всем СМИ. Поэтому при анализе мы рассматривали только те из них, которые зарегистрированы в реестре Ро-скомнадзора РФ, имеют головной офис или филиал в Петербурге, собирают и передают информацию, в том числе из Петербурга (агентства предпочитают распространять новости о том регионе, где они находятся), поставляют информацию для городских СМИ, при регистрации указали, что информация предназначена преимущественно для Санкт-Петербурга. Все последующие выводы о рынке информационных агентств Петербурга сделаны на основании типологического анализа тридцати четырех городских агентств, удовлетворяющих этим условиям: Агентство бизнес новостей, Балтийское информационное агентство, Агентство экономических новостей РЕНА, Бюллетень недвижимости, Невский спорт, АЖУР, Иматон-пресс, Кодекс, Балтийский исследовательский центр, Курьер-Медиа, Леноблинформ, Медлайн-Медиа, Национальные интересы, Конкретно.ру, РЖД-Партнер.ру, Оперативное прикрытие, ШИ-ЬШЕ, ИТАР-ТАСС, Прайм-ТАСС Северо-Запад, Северо-Запад Медиа, Интерфакс Северо-Запад, SeaNews,

Информационные сайты Санкт-Петербурга не рассматривались нами при анализе по следующим причинам:

• информационные сайты не являются первоисточниками новостей, заимствуя их у других СМИ (в первую очередь у информационных агентств);

• информационные сайты часто ссылаются на ненадежные источники, не проверяя информацию;

• информационные сайты чувствуют себя свободными от обязательств как с юридической, так и политической точек зрения, что сказывается на их содержании.

Еще одним типологизирующим признаком информационных агентств (как и других сегментов информационного рынка) является их организационно-правовой статус (характер собственника, учредителя, организационно-правовая модель). Только в каждом десятом петербургском информационном агентстве в состав учредителей входит государственная компания. 16% агентств учреждено частными лицами. 3/4 городских информационных агентств учреждено юридическими лицами, представляющими другие СМИ, а также такие отрасли экономики, как рынок ценных бумаг, строительство и недвижимость, фармацевтика, транспортный рынок. Информационные агентства, учрежденные общественными некоммерческими организациями, в Петербурге практически не представлены.

Таким образом, влияние государства на этот сегмент медиасферы незначительно, государственное финансирование практически не осуществляется. Все большее количество агентств адресно обслуживают предприятия «своих» отраслей или медиахолдингов, создавая им благоприятные условия для работы с информацией. Отсутствие частного капитала объясняется принципиальной неприбыльностью данного сегмента.

Содержательные основания — третий выделенный нами типологизирующий признак, — как и в случае с печатными периодическими изданиями, определяют работу редакции. Для информационных агентств шкала «информационные — аналитические», используемая при типологическом анализе периодических печатных изданий, может быть заменена на «универсальные (28% городских информационных агентств) — специализированные (72% информационных агентств)» с дальнейшим уточнением (рис. 1). Наиболее крупной сегодня в Петербурге становится доля специализированных финансовых агентств, предоставляющих оперативную финансовую информацию для участников фондового рынка. Типологозначимыми признаками для совокупности специализированных информационных агентств являются: особенности аудитории, целевое назначение, характер передаваемой информации.

При типологическом анализе представляют интерес и дополнительные услуги агентств, например доступ к фотоархивам и банкам специализированной информации, электронные валютные биржи, электронная коммерция, специализированные информационные продукты, программное обеспечение для обработки финансовой информации, консалтинг и т.д. (рис. 2, 3).

Большинство петербургских информационных агентств работают одновременно и на профессионалов — сотрудников СМИ, государственных и правительственных учреждений, финансовых и промышленных структур, и на частных лиц — конечных потребителей. При этом организация и содержание работы информационных агентств с потребителями их продукции существенно отличаются от практики других СМИ: у них особенный, своего рода многоцелевой (или мультиадресный) подход к потре-

Рис. 1. Тематика новостей петербургских информационных агентств, % от всех ИА

бителю. Лента любого из крупнейших городских агентств, будучи детерминирована запросами средств массовой информации как целевых адресатов, одновременно ориен-

тирована на самые разные СМИ — от узкопрофессиональных ведомственных журналов до тех FM-радиостанций, которые обращаются в основном к тинэйджерам. Именно поэтому на лентах информационных агентств находится место очень широкому кругу разнообразной информации . В этом случае аудио- и визуальный контент, используемый сегодня только третью городских агентств (рис. 4), значительно облегчает информационным агентствам прямое общение с клиентом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С появлением Интернета и превращением традиционных информационных агентств в агентства сетевые появляется основание относить к ним, в качестве критериев для типологии, такие родовые качества Интернета, как гипертекст, конвергентный контент, а также интерактивное взаимодействие с пользователями . Пока на медиарынке Санкт-Петербурга нет ни одного успешного бизнес-предприятия в виде информационного Интернет-агентства — им одинаково трудно конкурировать как с традиционными СМИ, обладающими известным брендом, эксклюзивной информацией, инфраструктурой, так и с традиционными информационными агентствами.

Результаты типологического анализа петербургских информационных

агентств

1. Крупнейшие российские информационные агентства (Интерфакс, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости») являются центральными звеньями общенациональной сети, связывающими воедино мировые, федеральные и петербургские СМИ.

На это указывает тот факт, что именно на данные агентства приходится около 50% всех ссылок, приводимых петербургскими печатными изданиями (анализ ссылок на городские, российские и зарубежные ИА проводился на основании текстов публикаций 65 петербургских печатных периодических изданий за 2007-2010 гг.). 28% ссылок приходится на зарубежные информационные агентства и только 20% статей петербургских печатных СМИ подготовлены с использованием материалов городских информационных агентств. Примечательно, что именно Интерфакс, ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» — национальные информационные агентства — являются основными поставщиками информации о Санкт-Петербурге для зарубежных печатных изданий. Нами были проанализированы более 12 000 публикаций о Санкт-Петербурге в иностранных СМИ за 2007-2010 гг. (анализ был проведен по базе Lexis Nexis, содержащей 11 000 источников). В 26% публикаций о Петербурге в иностранных СМИ, представляющих из себя перепечатку из других источников, ссылка была дана на эти три агентства. При этом доля ссылок на петербургские информационные агентства не превышает 7% от числа всех статей иностранных СМИ, перепечатанных из других источников. Такому «незаметному» положению городских ИА в международном информационном поле способствует и то, что только два городских информационных агентства предоставляют информацию на английском языке, полностью или частично.

Таким образом, результаты анализа показали, что петербургские информационные агентства, в силу слабой отраслевой самоорганизации и низкой цитируемости городскими и зарубежными СМИ, не могут устанавливать социально-политическую повестку дня, вырабатывать и продвигать конструктивные решения на уровне региона, способствовать позитивному туристическому и инвестиционному имиджу Петербурга.

2. Часть городских информационных агентств постепенно утрачивает свой статус, превращаясь в агентства экономической информации, внедряя финансово-операционные и финансово-информационные продукты, постепенно превращаясь в финансовые компании (эта тенденция отражает структуру российского капитала, смещенного в сторону финансового, спекулятивного сектора).

Для большинства городских агентств, продолжающих придерживаться традиционной стратегии сбора новостей по широкому кругу тем, существует угроза закрытия. Стремление к оптимизации и повышению финансовой эффективности петербургских информационных агентств привело к сокращению штатных сотрудников и объема информационных продуктов за последние годы. Как следствие — петербургские информационные агентства в целом все меньше уделяют внимания социальным вопросам. Это объясняет и отсутствие в городе некоммерческих агентств, созданных для служения общественным интересам. Некоторые из крупных городских информационных агентств стараются организовывать дискуссии по социально значимым вопросам, пропагандировать социальные проекты. Но отсутствие целенаправленного и постоянного финансирования со стороны города не позволяет каждому из них разработать долгосрочную социальную стратегию по актуальным городским вопросам. В частности, финансирование, осуществляемое в форме грантов, выделяемых городским правительством в рамках №82-ФЗ, ведет к тому, что любое социально значимое начинание петербургских информационных агентств заканчивается вместе с окончанием грантового финансирования.

1. В Петербурге, несмотря на огромное количество вузов, НИИ, экспериментальных площадок, центров коллективного пользования и новых наукоемких производств, пустующей оказалась ниша новостных научно-информационных агентств. Цель таких агентств — помогать журналистам в поиске материалов, просвещать их, предоставлять свежую информацию из мира науки (новое открытие, конференция, готовящиеся публикации) . Сейчас в этой нише в России работает всего одно агентство — «ИнформНау-ка», специализирующееся преимущественно на новостях медицины.

2. В целом основная цель, которую ставят перед собой петербургские информационные агентства, определяется узко и прагматично — «осведомленность» (со стороны журналистов, отдельных целевых групп, конечных потребителей их услуг). РИ-функ-ции вынесены информационными агентствами в отдельное рыночное предложение.

1. Журналисты петербургских информационных агентств мало работают с визуальной информацией. Очевидно, что агентствам, специализирующимся на экономической информации, нет необходимости делать видеосюжеты, но им было бы полезно больше работать с инфографикой, чего также не происходит.

Таким образом, на петербургском рынке информационных агентств проявляются следующие тенденции, характерные и для других сегментов СМИ:

1) Концентрация собственности (более 40% городских информационных агентств входят в медиахолдинги).

2) Переход к рыночным моделям регулирования (только 10% городских информационных агентств учреждены государственными компаниями и организациями).

3) Продолжает усиливаться влияние мировых ТНК на петербургский информационный рынок (международная повестка дня, поглощение, внедрение единых корпоративных стандартов управления без учета российской специфики).

4) Хотя и не во всех сегментах, но происходит диверсификация услуг информационных агентств благодаря инновациям, основанным на использовании новых технологий.

Усиление этих тенденций приведет к дальнейшему сужению возможности самостоятельного влияния агентств на политико-экономические и социокультурные процессы в Петербурге и России в целом. Традиционное лидерство информационных агентств в оперативности предоставляемой информации ослабевает (в условиях конкуренции с «розничными» СМИ), приобретая довольно условный характер.

Рис. 2. Какие дополнительные услуги оказывают клиентам петербургские ИА, %

тематические обзоры публикаций аналитические отчеты базы данных (нормативные документы) информация о рынке ценные бумаги доступ к архивам фотоинформация поддержка клиентов треццинговых систем данные анализа финансовых рынков рейтинги

ассортиментно-ценовой мониторинг

~Т77Г

«Т77Г

~ТТ/Г

ТЕ

~гз~|

0,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0 14,0 16,0 18,0

Рис. 3. Какую дополнительную информацию продают петербургские ИА, %

Комодификация аудитории и содержания требует меньше качественной информации общего характера. Поэтому информационные агентства вынуждены переквалифицировать свои ресурсы и стандарты работы на облегченные новости или узкоспециализированные информационные продукты. Очевидно, что в совокупности с

Рис. 4. Наличие мультимедиа на сайтах ИА, % от всех петербургских ИА

увеличивающейся системной зависимостью информационных агентств от международного финансового капитала, главным образом спекулятивного, это вызывает уменьшение потенциала агентств в развитии информационного и культурного разнообразия, формировании ответственного медиасектора и институтов гражданского общества как в Петербурге, так и в России в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем нельзя не отметить следующие значимые для всей медиасистемы города аспекты деятельности информационных агентств:

1. Городские СМИ пользуются новостями городских информационных агентств, что приводит к экономии их финансовых ресурсов.

2. Городские информационные агентства стремятся отразить основные экономические, политические, культурные и социальные особенности Петербурга и по-прежнему являются значимыми источниками информации для политических, финансовых и политических институтов. Они меньше вовлечены в рынок рекламы и имеют больший кредит доверия со стороны потребителей (как редакций СМИ, так и физических лиц — конечных клиентов).

3. Петербургские информационные агентства могут явиться значимым инструментом для администрации города в распространении новостей о Петербурге за рубежом и в других российских регионах, создании позитивного имиджа города, повышении его инвестиционной привлекательности. Пока, к сожалению, этого не происходит. Во многом такое положение дел обусловлено отсутствием региональных исследований, посвященных роли информационных агентств в системе СМИ и обществе, и научных публикаций, касающихся информационных агентств, а также практически полным отсутствием профессиональных сетей журналистов, медиаменеджеров, исследователей, которые могли бы существенно улучшить информационный обмен, повысить валидность научных исследований и уровень профессиональной подготовки петербургских журналистов.

Литература

2. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.

3. Конференция Организации Объединенных Наций по вопросу о свободе информации. Женева. 23 марта — 21 апреля 1948 г. Заключительный акт // Издания ООН. №1948. XIV. 2.

4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2007.

5. Медиа: Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза и П.Кобли; пер. с англ. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2005.

6. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под общ. ред. М. А. Шишкиной. СПб., 2009.

8. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006.

10. Лукина М. М. Интернет-СМИ. Теория и практика. М., 2010.

Газета «Известия» – самое старое из анализируемых изданий. Она издается с 1917 года ежедневным тиражом. В 1991 году «Известия» стали независимым СМИ. Газета не имеет политической принадлежности.

В результате проведения анализа общественно-политической газеты «Известия» были получены следующие показатели: всего за указанный период в газете «Известия» было опубликовано 50 917 материалов. В 3 302 из них встречалось упоминание Франции. Таким образом, в 6,5% всех статей газеты «Известия» встречалось упоминание Франции как страны, событий, связанных с Францией, французских политических деятелей и пр.

Диаграмма 9. Количество упоминаний темы Франции в газете «Известия»

Как и в предыдущих случаях, среди всех статей с упоминанием Франции в «Известиях» далеко не во всех Франция играла значительную роль. Поэтому необходимо выделить из общего числа статей с упоминанием Франции (3 302 статей) те, где Франции, ее гражданам, событиям, связанным со страной, политическим деятелем и т.д. отводилась более или менее значительная роль.

Таких статей было выявлено 991, что составляет 30% от общего количества статей с упоминанием Франции. Разделим все материалы на статьи о Франции и статьи с упоминанием Франции.

Диаграмма 10. Количество статей, где Франции отведена главная роль

Пример статей первого типа, то есть статей, где Франция – главное действующее лицо, можно обнаружить в статье «Ничего личного, только бизнес», которая вышла 29 апреля 2016 года. В этой статье профессор Борис Шмелев комментирует ситуацию, в которой французский парламент проголосовал за отмену санкций против России. В статье объясняются причины, по которым Франция пошла на принятие решения об отмене санкций против России. По мнению Шмелева, Франция после парижских терактов стала осознавать, что нуждается в союзниках не только в рамках НАТО и ЕС, но также и в лице России. Действия Франции преподносятся нейтрально, но при этом прослеживается негатив относительно США.

Пример статьи второго типа, то есть статьи, где Франция просто упоминается, можно обнаружить в материале Ларисы Юсиповой «Отведать Париж и уцелеть» за 29 апреля 2014 года. В этой статье дается рецензия на российский фильм «Кухня в Париже», который был снят во Франции и вышел в прокат в России в 2014 году. Разумеется, тема Франции здесь почти не затрагивается, хотя в самом фильме культивируется Французская культура. Но статьи такого типа не вошли в анализ.

Следующим этапом нужно разбить материалы о Франции на тематические блоки.

Диаграмма 11. Тематика

Больше всего газета «Известия» освещала вопросы, связанные с международными отношениями. Значительная часть этих вопросов касалась событий на Украине и в Сирии. Пример такой статьи вышел 15 апреля 2016 года – «Меркель и Олланд попросили Порошенко ускорить реформы на Украине»98. В этой статье говорится о попытках глав Германии и Франции повлиять на процесс реформирования судебной системы Украины и борьбу с коррупцией в стране.

Далее по количеству статей в газете «Известия» следует тематика власти. Тематика власти связана с внутренней политики Франции и Евросоюза и часто перекликается с тематикой международных отношений. Пример такой связи прослеживается в материале за 28 апреля 2016 года «Парламент Франции первым в ЕС проголосовал за снятие санкций с России».99 В этой статье говорится о том, что Национальное собрание Франции 55 голосами одобрило резолюцию, предложенную лидером правоцентристской партии «Республиканцы» Тьерри Мариани, в которой призывает к отказу от санкций против России.

В отличие от предыдущей газеты в «Известиях» широко довольно полно раскрывается тема спорта. Публикации чаще всего были связаны с футболом и участием Франции в Олимпийских играх 2014 года. Например, в статье100 за 29 марта 2016 года рассказывается о том, как сборная России по футболу проиграла сборной Франции в товарищеском матче.

Чрезвычайные происшествия также заняли массивный блок. И как и в предыдущих случаях, значительная часть этого блока посвящена терактам. Так, например, в статье101 от 14 ноября 2015 года говорится о том, что количество пострадавших в парижских терактах на тот момент составило 153 человека.

Малая часть публикаций (3%) посвящена культуре и искусству. Здесь освещаются темы, связанные с Каннским фестивалем и некоторые моменты из жизни французской культурной индустрии. Например, 8 ноября 2013 года «Известия» рассказывали о том, что в Париже на 69-ом году жизни скончался режиссер Патрис Шеро, известный по его работам над фильмом «Королева Марго» и театральными постановками «Записки из подполья» и «Братья Карамазовы».

Информация о Франции в газете «Известия» подается в нейтральном ключе. Не было замечено негативной динамики после введения санкций против России. Кроме того, газета не затрагивает темы, способные ухудшить образ страны в массовом сознании. В отличии от «Новой газеты», «Известия» интересуются темой спорта, и, как и в предыдущих двух изданиях, отдают предпочтение международным вопросам, связанным с Францией, что кажется вполне закономерным.

Диаграмма 12. Динамика количества сообщений о Франции

Что касается динамики в газете «Известия», то здесь наблюдается особенно драматический подъем заинтересованности Францией после парижских терактов в ноябре 2015 года. Примечательно, что во все остальное время график был равномерным.

В итоге анализа публикаций в СМИ оказалось, что все три рассматриваемые газеты особенно сильно концентрировались на международных вопросах, связанных с Францией, на вопросах внутренней политики Франции и вопросах чрезвычайных происшествий, происходящих во Франции. Это обусловлено тем, что Россия и Франция являются членами большинства влиятельных международных организаций и часто участвуют в принятии решений международной значимости. Кроме того, к статьям с международной тематики часто относились статьи, посвященные событиям на Украине и в Сирии. «Российская газета» и «Известия» также уделяли значительное внимание теме спорта, чего не делала «Новая газета». Все три газеты посвящали часть публикаций теме культуры и искусства, но эта тема играла меньшую роль, чем все остальные.

Стоит отметить, что во всех трех газетах очень мало были освещены вопросы французской экономики и финансов. Публикаций на эту тему было так мало, что они вошли в блок «прочее». Это связано с общественно-политической направленностью рассматриваемых газет.

Интересно, что франко-российские отношения обрели новую динамику после марта 2014 года, когда Евросоюз ввел ряд санкций против России в связи с событиями на Украине. Однако это не повлияло контекст освещения событий, связанных с Францией. В ходе анализа не было замечено негативного отношения к Франции. Информация подавалась нейтрально в большинстве случаев и позитивно в случаях публикаций, в которых содержалась информация о том, что Франция первая в ЕС проголосовала за отмену санкций против России. В ряде случаев, связанных с санкциями, Франция рассматривалась как пассивный участник, который вынужден вести санкционную политику из-за давления к США.

Кроме того, по динамике количества сообщений о Франции во всех трех газетах видно, что наибольший отклик вызвали события, связанные с терактами на улицах Парижа и в редакции сатирического карикатурного журнала Charlie Hebdo. Примечательно, что введение санкций против России не произвело подобного эффекта.

Заключение

Необходимо подвести итоги проведенного исследования. Прежде всего, следует вернуться к понятию «образ». Образ – это представление о предмете, которое складывается в человеческом сознании прежде, чем человек рассматривает предмет. Образ – более широкое понятие, чем имидж и бренд. Это сложная картина предмета, которая отчасти формируется с помощью медиа. Образ становится имиджем, если над ним произведена профессиональная работа. Для создания имиджа нужны усилия, образ складывается вследствие естественных факторов.

Во второй главе работы речь шла о категории мягкой силы применительно к Франции. Сила как таковая делится на две категории – жесткая и мягкая. Жесткая сила включает экономическую мощь и военный потенциал. Мягкая сила означает культурную привлекательность страны. Применительно к Франции уместно говорить об обеих этих категориях. Однако в последнее время страна делает упор именно на мягкую силу. Этот упор закреплен в политическом курсе государства и выражается в наращивании культурной привлекательности страны.

Данная работа включала две гипотезы. Одна из них звучала следующим образом: после введения санкций Евросоюза против России в материалах российских медиа стали освещаться такие вопросы, которые способствуют формированию негативного образа Франции как одной из стран-лидеров ЕС.

По итогам анализа публикаций в общественно-политических газетах данная гипотеза не подтвердилась. В газетах не фигурировала негативная информация о США. В основном все сюжеты подавались с нейтральным оттенком. В ряде случаев журналисты даже выражали сочувствие и симпатию к Франции. Не было замечено скандальных статей, обличающих пороки Франции. Из Франции в новостях не делали врага, не обвиняли ее в санкциях и экономических неудачах России.

Очень важно также то, что тема санкций вообще не произвела эффекта на количество публикаций новостей о Франции. То есть до введения санкций против России и после этого примерное количество материалов, посвященных Франции осталось прежним или возросло на очень незначительный уровень, который не стоит глубокого анализа. И напротив, парижские теракты января 2015 года и ноября 2015 года вызвали резкий рост заинтересованности СМИ Францией. К тому же информация в это время подавалась в позитивном ключе по отношению к Франции, что вполне закономерно, так как Франция была пострадавшей стороной в этих событиях.

Франция проводит множество мероприятий по наращиванию своей культурной привлекательности. Концепция мягкой силы закреплена в политике государства и предполагает придание известности и популярности культуре Франции. Возможно, это действительно работает, так как в сознании российского человека Франция – это страна летнего и зимнего туризма, вина, сыра и богатой истории. Однако исследуемые газеты отдавали очень малое влияние теме культуры и искусства Франции. Франция чаще всего рассматривается с позиции политики. Тем не менее, «мягкость» Франции отражается в том, что даже в периоды внешнеполитической нестабильности и разногласий ее образ в России все равно складывается в позитивном ключе.

Допускается, что образ государства – это гораздо более широкое понятие, чем образ государства в медиа. В данной работе рассматривался именно образ государства в российских медиа. За пример брались общественно политические газеты «Российская газета», «Новая газета» и «Известия». Стало ясно, что образ Франции в этой газете является нейтральным, не несет ни позитивного, ни негативного контекста, и на то не влияют внешние факторы.

Литература

Источники на русском языке:

Классические труды

Книги

Статьи

  1. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели. Медиаскоп – электронный научный журнал МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008

  2. Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы // Политэкс. — СПб., 2007. — №3

  3. Даллакян А. Особенности национального бренда России // Sоvetnik.ru

  4. Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения

  5. Рубинский Ю.И. Говорить по-французски // РСМД. — 4 апреля 2013

Диссертационные работы и их авторефераты

  1. Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа российского государства. Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа // Автореферат. — М. — 2010

  2. Харбих С.К. «Международный имидж государства: факторы и коммуникативная стратегия формирования». Дис. канд. полит. наук. — Москва, 2015

  3. Чуковенков Ю.А. Антропология классической патристики (по сочинениям грекоязычных авторов) // Историко-философский ежегодник. 94. М. -1995

Интернет-источники

  1. Официальный сайт МИД Франции. Основные направления внешней политики

  2. ТАСС

  3. Агентство Ex Libris

  4. Российская газета

  5. Новая газета

  6. Известия

Источники на английском языке:

Статьи

Интернет-источники

Источники на французском языке

Статьи

Интернет-источники

1 Аристотель. Политика. II. 2. 1261 а. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1983.

2 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – 1651

3 Боден Ж. Шесть книг о государстве

4 Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегии формирования. – М. — 2003

5 Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рам- ках конструктивистской парадигмы // Политэкс. — СПб., 2007. — №3

6 Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004

8 Lippmann, W. 1922. Public opinion. New York Free Press.

9 Boulding, K. E. (1958). National Image and International System. Conflict Resolution, III(2), p.64

10 Kunczik, Michael (1997). Images of Nations and International Public Relations. Mahweh, N.J.: Lawrence Erlbaum.

12 Nye, J. S. Soft power: the means to success in world politics New York: Public Affairs, 2004

14 Рубинский Ю.И. Говорить по-французски // РСМД. — 4 апреля 2013.

16 Webster, F. Theories of the Information Society / Cambridge: Routledge, 2002

17 Dilk J. The Network Society // SAGE Publications Ltd – University of Twente, 2012

18 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

19 Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения

20 Там же

22 Гиляров А.Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. М. — 1888. — 127с.

23 Аристотель. Поэтика // Аристотель. Указ. соч. Т. 4. — М.: Мысль. — 1983. — С. 645-679.

26 Там же

27 Lippmann, W. 1922. Public opinion. New York Free Press.

28 Boulding, K. E. (1958). National Image and International System. Conflict Resolution, III(2).

29 Kunczik, Michael (1997). Images of Nations and International Public Relations. Mahweh, N.J.: Lawrence Erlbaum.

30 Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. — М.: Известия, 2003

31 Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004

32 Kunczik, Michael (1997). Images of Nations and International Public Relations. Mahweh, N.J.: Lawrence Erlbaum.

33 Boulding, K.E. (1958). National Image and International System. Conflict Resolution, III(2), p.64

35 Галумов Э.А. Имидж против имиджа — М., 2005, стр. 371

36 Под ред. Е.В. Егоровой-Гатман и И.Е. Минтусова. Политическое консультирование. М.: Никколо-Медиа, 2002. – изд 2-е

37 Там же

38 Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели. Медиаскоп – электронный научный журнал МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. (дата обращения – 09.04.2016)

40 Даллакян А. Особенности национального бренда России // Sоvetnik.ru,

41 Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. — М.: Известия, 2003

42 Там же

43 Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004

44 Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рам- ках конструктивистской парадигмы // Политэкс. — СПб., 2007. — №3

45 Lippmann, W. 1922. Public opinion. New York Free Press.

46 Perlman, D., & Cozby, P. C. (1981). Social psychology. New York: Holt, Rinehart, and Winston.

47 Hammond R., Axelrod R. The Evolution of Ethnocentrism. University of Michigan

49 Li X., Chitty N. Reframing national image: A methodological framework. Conflict & communication online, Vol. 8, No. 2, 2009

50 Li X., Chitty N. Reframing national image: A methodological framework. Conflict & communication online, Vol. 8, No. 2, 2009

51 Boulding, K.E. (1958). National Image and International System. Conflict Resolution, III(2)

52 Li X., Chitty N. Reframing national image: A methodological framework. Conflict & communication online, Vol. 8, No. 2, 2009

53 Nye, J. S. Soft power: the means to success in world politics New York: Public Affairs, 2004

54 Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа российского государства. Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа // Автореферат. — М. — 2010

56 Nye J. Soft Power. The Means to success in world politics. — N.Y. : Public Affairs, 2004. – P.5,8.

57 Ibidem

63 Ibidem

66 World Bank, 2014.

67 Gardel M. La » Marque France » // Géoéconomie. — novembre-décembre, 2013. — 67. — P. 46.

68 Livre blanc sur la politique étrangère et européenne de la France 2008-2020 // France Diplomatie

69 Livre blanc sur la politique étrangère et européenne de la France 2008-2020 // France Diplomatie

70 Основные ценности Французской республики

71 Декларация прав человека

72 Livre blanc sur la politique étrangère et européenne de la France 2008-2020 // France Diplomatie

74 Mendras M. Russia-France: A Strained Political Realtionship // Russian Analytical Digest. — July 1, 2013. — 130. — pp. 6-7.

76 Рубинский Ю.И. Говорить по-французски // РСМД. — 4 апреля 2013

77 Alliance Francaise

79 МИД Франции

80 Там же

81 La Francophonie dans le monde : dates et chiffres clés

83 Qu’est-ce que la Francophonie?

84 Агентство Ex Libris

85 Там же

86 ТАСС. tass.ru/info/1763259

87 Там же

88 ТАСС. tass.ru/info/1763259

89 Прокофьев В. Париж проявил военную твердость // Российская газета №6408 (136)

90 Розэ А. Полиция ФРГ начала операцию по поимке террориста Салаха Абдеслама // Российская газета, 24 ноября 2015 г.

91 Ермолаева Н. Переговоры Путина и Олланда стали шагом в борьбе с терроризмом // Российская газета, 27 ноября 2015 г

92 Прокофьев В. Во Франции прошли 200 манифестаций против реформы трудового кодекса // Российская газета, 9 апреля 2016 г

93 Нанян А. Нападающий сборной Франции Карим Бензема пропустит ЧЕ-2016 // Российская газета, 13 апреля 2016 г

94 Забродина Е. Два взрыва прогремели в промышленной зоне рядом с французским Бордо // Российская газета, 3 апреля 2016

95 Прокофьев В. Кто теперь скажет: «Я – Шарли»? // Российская газета, 8 ноября 2015 г

96 «Нормандская четверка» по телефону обсудила ситуацию в Донбассе // Новая газета, 9 февраля 2015 г

97 Шесть стран ЕС выступили за продление пограничного контроля // Новая газета, 30 апреля 2016 г

98 Запара Е. Меркель и Олланд попросили Порошенко ускорить реформы на Украине // Известия, 15 апреля 2016 г

99 Фокина К. Парламент Франции первым в ЕС проголосовал за снятие санкций с России // Известия, 28 апреля 2016 г

100 Фомин А. Сборная России «пролетела» под Парижем // Известия, 29 марта 2016 г

101 Париж заявил о 153 жертвах терактов // Известия, 14 ноября 2015 г

Информационные агентства в сети – это норма для рамок современности. Всё большее количество людей предпочитает искать важные сведения именно в интернете.
Информационные агентства выступают в роли надёжного и стабильного источника знаний. По своей природе они несколько отличаются от средств массовой информации. Это своего рода специализированные предприятия, который функционируют с целью снабдить пользователей оперативной экономической и социальной, политической и культурной информацией. С последними актуальными новостями можно ознакомиться по ссылке https://nia-spb.ru/.
Сетевые информационные агентства стали достоянием народных масс ввиду ряда социальных и технологических факторов. К ним стоит отнести саму возможность создания платформы для консолидации информационных потоков. Большую роль в этом случае играет доступность, малозатратность и простота создания продукта. Именно поэтому информационных агентств со временем становится только больше. Также этот фактор обеспечивает возможность для пользователей, которые могут похвастаться наличием доступа к интернету, изучать представленные сведения в любой момент времени в неограниченном количестве. Точка географии в этом случае не играет абсолютно никакой роли.
Благодаря развитию социального взаимодействия перестали существовать преграды. Новость способна стать достоянием общественности вмиг. Технологические возможности, как результат прогресса, создали оптимально благоприятную среду для стабильного притока аудитории.
Спрос на информационные агентства сети стремительно растёт. Становится всё больше людей, которые заинтересованы в получении оперативной, точной, актуальной и разносторонней информации.
Информационные агентства могут быть отдельными участниками рынка либо представительствами уже успешных компаний. Также они делятся исходя из специализации деятельности на: универсальные, многопрофильные и специализированные.
Не упустите свой шанс быть в курсе происходящего, ведь для этого достаточно просто подключиться к сети Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *