Списание имущества в бюджетных учреждениях 2017

Списание госимущества: основные правила

При списании объектов основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – прочие НМА) нужно руководствоваться прежде всего Порядком № 1314.

Порядок № 1314 применяется при списании имущества, переданного казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук.

Не применяется Порядок № 1314 для имущества, порядок списания которого определяется отдельными законами. В частности, это объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.

Нормы Порядка № 1314 обязательно применяются при списании:

• объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);

• материальных активов, признанных объектами ОС;

• прочих НМА.

Можно выделить следующие условия списания госимущества. В соответствии с п. 4 Порядка № 1314 госимущество можно списывать, если оно:

• не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно);

• морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;

• повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит;

• выявлено в результате инвентаризации как недостача.

При списании имущества учитываются также особенности правового режима имущества, наличие установленных законодательными актами обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом.

Согласование списания имущества с субъектом управления имуществом* предусмотрено абз. 5 п. 5 Порядка № 1314.

* Субъектами управления госимуществом являются: КМУ, Фонд госимущества, министерства, ведомства, коллегиальные органы, другие органы власти, НАНУ, отраслевые академии наук, государственные предприятия и организации (ч. 1 ст. 4 Закона № 185).

Без согласования с субъектом управления – по решению руководителя учреждения можно списывать полностью амортизированные ОС, прочие НМА, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн.

Если же стоимость объекта списания выше или списываются объекты ОС, на которые 100 %-й износ не начислен, то нужно получить согласие субъекта управления.

Органы (учреждения), которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, находящееся на их балансе, по решению руководителей этих органов (учреждений).

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (абз. 3 п. 4 Порядка № 1314).

Процедура и документальное оформление

Для принятия решения о списании имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.

В ее состав включают: главного бухгалтера (или его заместителя), работников инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических та других служб, а также представителей субъекта управления имуществом (если он это требует) и других специалистов (п. 9 Порядка № 1314).

Далее рассмотрим пошагово процедуру списания госимущества.

Шаг 1

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным образом.

Шаг 2

Комиссия по списанию имущества принимает решение о списании ОС и прочих НМА по результатам инвентаризации, оформив свое решение протоколом, где указывает свои выводы и предложения.

Шаг 3

В соответствии с п. 14 Порядка № 1314 комиссия по списанию имущества оформляет следующие документы:

• акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

• акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

• акты на списание имущества, то есть типовые формы на списание основных средств, утвержденные Приказом № 818.

Перечисленные документы добавляются к протоколу заседания комиссии по списанию имущества вместе с другими документами (копией акта об аварии, заключениями соответствующих инспекций, госорганов и т. д.).

Шаг 4

Для получения согласия на списание имущества учреждение представляет субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, отмечая также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

2) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;

4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не представляется в случае списания имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача);

5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6) в случае списания недвижимости – сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, отмечая направления дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности, государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;

7) сведения об объектах незавершенного строительства.

Шаг 5

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеперечисленных документов принимает решение о согласии (оформив распорядительный документ) или об отказе (в форме письма).

Шаг 6

После получения согласия на списание имущества (в виде приказа или распоряжения субъекта управления) учреждение может начать разборку и демонтаж имущества (п. 21 Порядка № 1314).

Шаг 7

В соответствии с п. 23 Порядка № 1314 полученные в результате списания разобранного и демонтированного оборудования:

• узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов;

• основные средства – отражаются на счетах бухучета ОС;

• узлы, детали, материалы и агрегаты, непригодные для использования, оприходуются как вторичное сырье (металлом и т. п.).

Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).

Шаг 8

В месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования материалов, полученных от ликвидации, бюджетное учреждение должно представить субъекту управления отчет о списании имущества по форме согласно приложению 3 к Порядку № 1314.

Если же у субъекта управления есть замечания по отчету, то его возвращают учреждению для учета замечаний, а учреждение после их учета в течение 10 рабочих дней представляет снова отчет для нового рассмотрения.

Бухучет списания госимущества

Порядок отражения операций по списанию имущества по сравнению с прошлым годом почти не изменился, но есть определенные особенности, связанные с изменением методологии бухучета и переносом остатков со старых субсчетов на новые по состоянию на 01.01.2017 года.

Напомним, что с 01 января 2017 года появился новый субсчет 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств». Увеличение капитала осуществляется на сумму целевого финансирования в результате оприходования необоротных активов, а уменьшение – в случае списания (изъятия необоротных активов).

Однако в соответствии с Методрекомендациями № 1127 по состоянию на 01.01.2017 года на субсчет 5111 был перенесен остаток с субсчета 401 (то есть не первоначальную, а остаточную стоимость необоротных активов на эту дату). Поэтому об этом стоит помнить при списании необоротных активов, приобретенных в прошлые года.

Не забывайте также, что в месяце выбытия объекта ОС и прочих НМА начисляется амортизация (абз. 3 п. 4 разд. V Методрекомендаций по учету ОС).

Проиллюстрируем на примерах, как отразить операции по списанию необоротных активов в различных ситуациях.

Условие:

Бюджетное учреждение списывает в июле 2017 года:

• кардиограф первоначальной стоимостью 16000 грн со 100 %-м износом;

• холодильник (после получения разрешения субъекта управления) первоначальной стоимостью 6200 грн, начислен износ на 01.01.2017 года – 4960 грн, начислен износ за 7 месяцев 2017 года – 361,67 грн. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 1240 грн;

• 20 стульев, первоначальная стоимость каждого – 210 грн, начислен 50 %-й износ. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 2100 грн.

Решение:

Бухучет операций отражен в таблице (в скобках для лучшего понимания приведены старые субсчета).

Таблица

п/п

Содержание хозяйственной операции

(пункт Типовой корреспонденции)

Корреспонденция

субсчетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Списание кардиографа со 100 %-м износом: первоначальная стоимость – 16000

Списание износа компьютера (п. 1.31)

(131)

(104)

16000,00

Списание холодильника (по разрешению субъекта управления) – износ начислен неполностью (по разрешению субъекта управления): первоначальная стоимость – 6200 грн, начислен износ – 5321,67 грн, остаточная стоимость – 878,33 грн, перенесены на субсчет 5111 – 1240 грн

Списание износа компьютера: 4960 грн + 361,67 грн = 5321,67 грн

(131)

(104)

5321,67

Списание остаточной стоимости компьютера (п. 1.31): 6200 грн – 5321,67 грн = 878,33 грн

(841)

(104)

878,33

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумма была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта (п. 1.32)

(401)

(431, прошедшие периоды)

1240,00*

Закрытие счетов расходов на финансовый результат выполнения сметы отчетного периода (в последний день отчетного квартала)

(431, отчетный период)

(841)

1240,00

Списание прочих НМА (20 стульев): первоначальная стоимость – 4200 грн (20 х 210 грн), износ – 2100 грн, остаточная стоимость – 2100 грн

Начислена амортизация на стулья в месяце их списания (п. 1.30)

8014, 8114

(841)

(132)

2100,00

Списание стоимости стульев (п. 1.30)

4200,00

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумму была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта (п. 1.32)

(401)

(431, прошедшие периоды)

2100,00*

Закрытие счетов расходов по амортизации в последний день отчетного периода (п. 6.2)

(431, отчетный период)

(841)

2100,00

* В данном случае у нас будет искривлена сумма накопленных финансовых результатов на субсчете 5512. Методологически правильно было бы в начале года восстановить в первоначальной стоимости сумму внесенного капитала (Дт 5512 – Кт 5111) и во время списания необоротных активов из внесенного капитала (субсчет 5511) изымать сумму первоначальной стоимости объекта (а не сумму остаточной стоимости по состоянию на 01.01.2017 г.)

В случае, если в результате ликвидации объекта ОС получены запчасти, детали, материалы, ОС или отходы, они оприходуются на субсчетах бухучета соответствующих активов.

Если запчасти, детали, материалы, ОС пригодны для дальнейшего использования учреждением, то они отражаются через субсчет 7211 «Доход от реализации активов» (п. 3.12 Типовой корреспонденции).

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2019 -2020 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2019-2020 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Описание

Дт

Кт

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

Общую информацию об ОС в бюджетном учете читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2019-2020 годах (нюансы)».

О нововведениях в бюджетном учете в 2018 году читайте в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2020 год».

Итоги

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На какую статью КОСГУ бюджетному учреждению отнести расходы по договору, предметом которого является приобретение светильников (светодиодных) для установки в спортивном зале и светильников аварийных?

14 ноября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение профильной комиссии бюджетного учреждения об отнесении светодиодных и аварийных светильников на ту или иную статью КОСГУ должно исходить от прямого назначения приобретаемых материальных ценностей с учетом их технических характеристик.

Обоснование вывода:
Принятие к учету в том числе объектов основных средств и материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов профильной комиссии необходимо руководствоваться нормами СГС «Основные средства», а также Инструкции N 157н.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества, при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 СГС «Основные средства» объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями СГС «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237). Важным новшеством является то, что теперь в составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала, и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»).
С одной стороны, светодиодные светильники вполне соответствуют критериям, перечисленным в п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. В частности, бюджетное учреждение может прогнозировать от их использования получение полезного потенциала, они могут использоваться неоднократно или постоянно, срок полезного использования предположительно составляет более 12 месяцев. Однако отнести светодиодные светильники в состав основных средств можно лишь в том случае, если они предназначены для выполнения определенной самостоятельной функции (освещения помещений), а не являются расходным материалом. То есть если светодиодные светильники выполняют свои функции в качестве ламп, вставляемых в осветительные приборы, то в этом случае можно вести речь об учете данных материальных ценностей как расходных материалов в составе прочих материальных запасов.
Поэтому профильной комиссии бюджетного учреждения прежде всего необходимо определить и оценить прямое назначение приобретаемых светильников не исходя из их наименования, а опираясь на технические параметры и функциональное назначение объектов. Для этого можно провести сравнение либо с люстрами, либо с лампочками. От этого и будет зависеть окончательное решение об отнесении материальных ценностей к той или иной статье КОСГУ:
— если светильники при анализе функциональных назначений и технических параметров представляют аналог люстр — статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
— если светильники в сравнении аналогичны назначению лампочек — статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа технических характеристик приобретаемых активов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Порядок списания основных средств в 2020 — 2021 годах

Списание основных средств (ОС) регулируется методическими указаниями по бухучету имущества этого вида, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. В пп. 75–86 этих указаний оговорены этапы, которые должны быть пройдены при оформлении выбытия ОС.

Во-первых, должна быть организована специальная комиссия. Список участников комиссии и прочие аспекты ее функционирования закрепляются приказом руководителя организации. В комиссию должны входить главный бухгалтер и работники, следящие за сохранностью списываемого ОС.

Комиссия по выбытию:

  • проверяет ОС на возможность его функционирования, сверяет его состояние с технической документацией и информацией из бухучета, выясняет рациональность ремонта;
  • при нереальности восстановления функций объекта устанавливает причины списания;
  • определяет виновных лиц, если причиной списания служит досрочный выход из строя по чьей-то вине;
  • определяет, какие запасные части и детали списываемого ОС могут еще использоваться, оценивает их рыночную стоимость, следит за действиями с цветными и драгоценными металлами, входящими в состав объекта;
  • составляет акт о списании ОС.

В акте о списании отражают следующие моменты:

  • дату изготовления или постройки ОС;
  • дату принятия к бухучету;
  • срок полезного использования;
  • первоначальную стоимость;
  • изменение стоимости;
  • начисленную амортизацию;
  • причины списания;
  • качественные характеристики основных деталей.

Внесение таких данных предусмотрено типовыми бланками актов, имеющими разную форму в зависимости от вида выбывающего ОС. Возможными вариантами могут быть:

  • ОС-4 — при выбытии одного ОС (не автотранспорта);
  • ОС-4а — при выбытии автотранспорта;
  • ОС-4б — при выбытии группы ОС (не автотранспорта).

Эти виды актов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Они не являются обязательными и могут заменяться аналогичными бланками, разработанными самостоятельно, если учтены все требования к их составлению (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Акт должен быть одобрен руководителем. Затем он передается в бухгалтерскую службу, работники которой корректируют инвентарную карточку ОС, делая пометку о выбытии. Инвентарная карточка остается в архиве организации не менее 5 лет. Кроме того, на основании акта делаются записи в бухучете.

Если ОС передается в собственность другим владельцам, документальным обоснованием его списания будет акт приемки-передачи по форме ОС-1, ОС-1а или ОС-1б.

О содержании актов приемки-передачи читайте в статьях:

  • «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС»;
  • «Унифицированная форма № ОС-1а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-1б — бланк и образец».

Как отразить списание ОС в налоговом учете детально рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Причины списания ОС с примерами бухгалтерских проводок

Причинами списания ОС могут быть:

  • продажа;
  • моральное или физическое устаревание;
  • ликвидация при чрезвычайных ситуациях или частичная ликвидация;
  • передача в качестве вклада в уставный капитал;
  • недостача или порча, обнаруженные по итогам инвентаризации, и т. д.

В таблице ниже рассмотрены некоторые распространенные транзакции по списанию ОС с проводками.

Описание проводки

Дт

Кт

Списана первоначальная стоимость ОС

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана начисленная амортизация по ОС за период с момента начала эксплуатации до выбытия

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость ОС при продаже, ликвидации при ЧС, списании в связи с устареванием

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость ОС в качестве вклада в УК

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость ОС при недостачах и потерях, выявленных во время инвентаризации

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Приняты на учет запасные части, полученные в результате демонтажа ОС, которые еще можно использовать

Отражены расходы на ликвидацию ОС

70, 69, 10…

Об особенностях списания ОС при применении упрощенки читайте в материале «Как правильно списать основные средства при УСН?».

Намерение списать ОС должно быть обоснованным и подкрепляться проверкой комиссии. На первичных документах должны стоять подписи членов комиссии, а также главы организации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *