Списание расходов будущих периодов с какого месяца

Расходами будущих периодов в бухгалтерии называют расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

Cогласно изменениям в бухгалтерском законодательстве, действующим с 2011 года, в форме бухгалтерского баланса больше нет строки «Расходы будущих периодов», и эти расходы отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов. Однако, не все расходы, относящиеся к будущим периодам, могут быть признаны активами – например, расходы на страхование. Разъяснения по этому поводу даны в письме Министерства финансов от 12.01.2012 № 07-02-06/5:

«В случае если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, …то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива.

В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся».

Некоторые расходы, относящиеся в бухгалтерском учете к будущим периодам, в налоговом учете могут быть приняты в текущем периоде. Например, расходы на приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения (в случае, если в договоре с контрагентом не указан конкретный срок использования программы).

В программу «1С:Бухгалтерия 8 (ред. 2.0)», начиная с релиза 2.0.29, внесены изменения, касающиеся учета расходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов заносятся в справочник «Расходы будущих периодов» (меню: «Предприятие – Доходы и расходы»). Для каждого расхода указывается вид РБП, способ признания, сумма, срок начала и окончания списания, счет списания и аналитика. Теперь в этом справочнике появился новый реквизит «Вид актива», который может принимать значения: дебиторская задолженность, запасы, прочие оборотные активы, прочие внеоборотные активы, основные средства. От вида актива зависит, в какой раздел и строку бухгалтерского баланса будет включен данный расход. Если вид актива не указан, то такой расход попадет в строку 1260 «Прочие оборотные активы» бухгалтерского баланса.

Справочник «Расходы будущих периодов»:

Учет расходов будущих периодов ведется на счете 97, к которому в качестве субконто привязан справочник «Расходы будущих периодов». Кроме того, теперь этот справочник привязан также к субсчетам 76 счета — 76.01.2 «Платежи (взносы) по добровольному страхованию на случай смерти и причинения вреда здоровью» и 76.01.9 «Платежи (взносы) по прочим видам страхования». Таким образом, расходы по страхованию можно учитывать на счете 76, в разрезе РБП.

Списание расходов будущих периодов производится автоматически с помощью регламентной операции.

Рассмотрим пример учета РБП в программе

Пример: Организация «Конфетпром» приобрела у поставщика лицензию на использование компьютерной программы «1С:Бухгалтерия» стоимостью 18000 руб. (без НДС). В соответствии с ПБУ 14/07, приобретение неисключительного права на использование программного обеспечения учитывается как расходы будущих периодов. Срок списания РБП должен определяться сроком действия лицензионного договора, если же в последнем срок не определен, то организация вправе сама определить срок списания РБП. В данном случае организация определила, что эти расходы будущих периодов будут списаны в течение двух лет с момента приобретения прав как общехозяйственные. Для целей налогового учета расходы на приобретение программы списаны в текущем периоде как общехозяйственные.

1) В справочник «Расходы будущих периодов» заносятся сведения о новом РБП:

2) Приобретение программы отражается документом «Поступление товаров и услуг», на закладке «Услуги» (также может быть отражено документом «Авансовый отчет», на закладке «Прочее»). В качестве счета затрат по бухгалтерскому учету необходимо указать счет 97.21, субконто («1С:Бухгалтерия») выбрать из справочника «Расходы будущих периодов», также выбрать подразделение. По налоговому учету укажем счет затрат 26.

При проведении документа сумма 18000 для целей бухгалтерского учета отнесена на счет 97, а для целей налогового учета – на счет 26. Возникли временные разницы:

3) Ежемесячное списание расходов будущих периодов производится регламентной операцией «Списание расходов будущих периодов». Ее можно ввести как отдельно (меню: «Операции – Регламентные операции»), так и в составе регламентной обработки «Закрытие месяца» (меню: «Операции»):

При списании РБП формируются проводки в соответствии с параметрами, заданными в справочнике «Расходы будущих периодов». В нашем случае проводка Дт 26 Кт 97 формируется только по бухгалтерскому учету, так как для целей налогового учета расходы были списаны при приобретении программы. При этом временные разницы уменьшаются на сумму списания.

Сформируем карточку счету счета 97.21, включив в окне настройки отображение данных по бухгалтерскому учету, налоговому учету и временным разницам (БУ, НУ, ВР). Видно, что при списании расходов будущих периодов дебетовый остаток по виду учета ВР уменьшился на сумму списания РБП:

Если сформировать отчет по счету 26 то будет видно, что остаток по виду учета ВР также уменьшился на сумму списания.

Pегламентную операцию по списанию РБП нужно выполнять ежемесячно. По истечении срока списания РБП вся сумма расхода будет списана, и временные разницы исчезнут.

В случае, если расходы для целей бухгалтерского учета списываются единовременно, а для целей налогового – признаются расходами будущих периодов, нужно поступить обратным образом. В документе поступления необходимо будет указать счет затрат по БУ – тот, на который списываются расходы, а счет затрат по НУ – 97, с указанием субконто из справочника «Расходы будущих периодов» (предварительно заполнив параметры РБП в этом справочнике). Далее ежемесячно производить регламентную операцию по списанию РБП.

Если имеются расходы по страхованию, и бухгалтер хочет списывать их равномерно, но не в составе РБП, следует вместо счета 97 использовать счет 76.01.2 или 76.01.9, с заполнением аналитики «Расходы будущих периодов».

Цели и задачи акта

Основной целью данного акта является четкое определение границ, за которыми лежит зона ответственности ресурсоснабжающей организации и потребителя. При этом в законодательстве РФ нет однозначного определения понятия «разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности», и пояснения по поводу того, как именно оно должно происходить, тоже отсутствуют.

Более-менее разобраться в этом можно только при внимательном изучении нормативных документов.

Границей балансовой принадлежности считается линия, которая разделяет общую сеть от сети конкретного владельца.

То есть, например, если речь идет о многоквартирном доме, то тут происходит раздел сетей, относящихся к перечню общего имущества и остальных.

Документально разграничение производится путем подписания соответствующего соглашения между сторонами, а также составления специального акта. Бывает, что соглашения достичь не удается (как правило, в силу того, что поставщик ресурсов необоснованно расширяет зону ответственности клиента) – в этом случае разграничение происходит в судебном порядке.

Итак, на основании вышесказанного можно вывести, что разделение необходимо для того, чтобы каждая сторона имела представление о том, кто именно обслуживает тот или иной участок коммуникационных сетей, а также в случае установления факта повреждения или износа сетей точно могла понять, кто отвечает за ее ремонт и восстановление. Помимо этого, акт становится точкой в процессе подсоединения вновь построенных объектов к коммуникационным сетям.

Если по каким-либо причинам нет возможности определить эксплуатационную ответственность, устанавливается балансовая принадлежность – обычно она соответствует линии внешней стены здания или сооружения.

По взаимному согласию сторон возможны и другие способы определения границ.

Особенности составления акта, общие моменты

Если перед вами поставлена задача сформировать акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, а вы не представляете, как грамотно это сделать, рекомендуем внимательно почитать приведенные ниже советы. Ознакомьтесь и с образцом документа – на его основе вам наверняка удастся составить собственный бланк.

Сегодня нет единой унифицированной формы акта. Это говорит о том, что работники ресурсоснабжающих компаний имеют возможность писать его в произвольном виде или, если в организации есть утвержденный шаблон документа – по его типу.

Вне зависимости от того, какой способ оформления будет выбран, при написании акта надо учитывать несколько общих моментов, свойственных для всех подобного рода бумаг. К примеру, надо следить за тем, чтобы структура и содержание бланка отвечали некоторым стандартам делопроизводства.

Иными словами, акт следует условно поделить на три части:

  1. так называемую «шапку», куда вносятся данные о самом документе;
  2. основной блок — включает в себя данные о поставщике и потребителе услуг, адрес и некоторые индивидуальные технические характеристики объекта и пр. Достаточно часто в сюда же включается и графически оформленная схема расположения коммуникаций (однако она может быть приложена и в качестве отдельного документа);
  3. заключение – это факт утверждения разграничения ответственности.

Акт допустимо составлять на обычном чистом листе любого удобного формата (общеприменимый А4), от руки или набирать на компьютере – в деле определения его законности эти значения роли не играют. Важно только то, чтобы акт был составлен без ошибок и помарок, а если таковые все же произошли, лучше не исправлять их, а оформить новый бланк.

Кроме того, документ должен быть завизирован при помощи печатей (при условии, что их применение закреплено в учетной политике компании).

Заявление составляется в трех идентичных экземплярах.

  • Один направляется потребителю услуг,
  • второй – в контролирующую надзорную структуру,
  • третий – остается в ресурсоснабжающей организации.

Акт обязательно должен быть подписан представителями двух сторон: поставщиком ресурсов и получателем.

Как проводится инвентаризация РБП

Для учета РБП используется счет 97. В зависимости от учетной политики компании на этом счете могут отражаться, например, затраты:

  • на приобретение лицензионного ПО (программного обеспечения), если приобретаемое ПО оплачивается разово одним платежом (расходы на пользование программой, которые осуществляются периодическими платежами, следует учитывать в составе текущих расходов);
  • на приобретение лицензий, сертификатов;
  • на взносы в саморегулируемые организации;
  • на строительные работы.

Инвентаризация расходов будущих периодов проводится для того, чтобы сверить данные по счету 97 с первичными учетными документами. Как правило, такая сверка осуществляется перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в сроки проведения ежегодной инвентаризации.

Правила проведения инвентаризации РБП регулируются приказами Минфина. Для проведения инвентаризации создается комиссия, в состав которой не могут включаться лица, материально ответственные за проверяемое имущество.

Согласно п. 3.35 приказа МФ РФ от 13.06.95 № 49 комиссия по инвентаризации на основании документальной проверки определяет сумму, которая должна отражаться на счете РБП в соответствии с принятой в компании учетной политикой. Проверяется правильность списания затрат в отчетном периоде. По результатам проверки определяются суммы к досписанию либо излишне списанные суммы.

Например, если компания приобрела лицензионные права на программное обеспечение сроком на 1 год и учла затраты на их приобретение в составе РБП, то списание затрат следует осуществлять в течение 12 месяцев. Инвентаризация РБП в этом случае должна показать, насколько правильно бухгалтерская служба осуществляла списание затрат.

Образец заполнения ИНВ-11

Для того чтобы оформить результаты инвентаризации расходов будущих периодов можно воспользоваться унифицированной формой Госкомстата России ИНВ-11. Хотя данные формы не являются обязательными для применения, компании часто ими пользуются на практике, так как они содержат всю необходимую информацию для отражения результатов проверки. Впрочем если компания решит разработать свои формы или доработать формы Госкомстата, то она вправе так сделать.

бланк формы ИНВ-11

Ниже мы привели образец заполнения ИНВ-11, подготовленный по данной унифицированной форме.

В акте инвентаризации РБП отражаются:

  • наименование компании и проверяемого структурного подразделения;
  • реквизиты приказа, на основании которого проводится инвентаризация;
  • сроки инвентаризации;
  • наименование, сумма, дата возникновения расходов будущих периодов;
  • сведения, касающиеся списания этих расходов;
  • результаты инвентаризации, в том числе выявленные суммы к досписанию или восстановлению.

Акт инвентаризации РБП составляется в двух экземплярах. Один для хранения комиссией по инвентаризации, а второй для передачи в бухгалтерскую службу. Данный акт подписывается всеми членами комиссии по инвентаризации, а также материально ответственным лицом. Отсутствие подписей кого-либо из указанных лиц может привести к тому, что результаты инвентаризации будут признаны недействительными.

образец заполнения формы ИНВ-11

>Расходы будущих периодов в 1С

Наша статья содержит подробную инструкцию по оформлению расходов будущих периодов (РБП).

Понятие РБП в бухгалтерском учете

Для начала уточним значение понятия, которое мы рассматриваем.

Расходы будущих периодов в бухучете – это затраты, которые производятся в текущем или отчетном периоде, но относятся к расходам будущих периодов.

То есть, чтобы получить прибыль в будущем, предприятию нужно потратить средства сейчас. В последующие периоды деятельности эти траты будут включены в себестоимость продукции – товаров или услуг.

К РБП относятся такие виды расходов:

  • закупка материалов для строительных работ;

  • подготовка к сезону активного ведения основной деятельности;

  • оплата лицензий, патентов, страховки;

  • покупка программного обеспечения, подписки на периодику (журналы, газеты, справочники);

  • авансовый платеж за аренду;

  • освоение новых производственных мощностей.

Списание расходов будущих периодов может выполняться помесячно или ежедневно на протяжении периодов, к которым они относятся. При этом сумма распределяется в соответствие с установленным на предприятии порядком: равномерно или пропорционально объему продукции.

Настроить порядок списания РБП в 1С можно в справочнике, который так и называется – «Расходы будущих периодов».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *