Списание запасов полезных ископаемых

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ПОСТАНОВКИ ИХ НА БАЛАНС И СПИСАНИЯ С БАЛАНСА

I. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» устанавливает единый порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально — сырьевой базы и рационального использования недр.

Требования положения являются обязательными для организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и зарубежных стран (далее — недропользователей), осуществляющих на основании лицензий поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых является официальным государственным документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в соответствии с Законом РФ «О недрах» с целью ежегодного учета состояния минерально — сырьевой базы Российской Федерации и субъектов Федерации по важнейшим видам полезных ископаемых согласно Приложению 1 (разделы I и II).

3. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым территориальным (региональным) органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально — сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в Приложении 1.

4. Составление государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой недропользователями в соответствии с «Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 215, а также геологической информации, полученной недропользователями, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании представляется недропользователями по формам государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 6-гр, 71-ТП и 70-ТП, которые разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом России).

5. Балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях при добыче и других изменениях, об уровне обеспеченности добывающих предприятий разведанными запасами полезных ископаемых, а также технико — экономических показателях предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

Состав информации по учету состояния и изменения запасов, структура, содержание и методика ведения государственного и территориальных балансов определяются инструкциями, утверждаемыми МПР России.

6. Составление и ведение государственного и территориальных балансов возлагается на Российский федеральный геологический фонд (Росгеолфонд) и геологические фонды (ТГФ) территориальных органов управления государственным фондом недр, осуществляющих формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в Приложении 1 к настоящему Положению.

II. Основные требования к постановке запасов полезных ископаемых на учет в государственном и территориальных балансах и списанию их с баланса

7. В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР России по геолого — экономической оценке, а их количество и качество подтверждены заключениями специально уполномоченных органов государственной экспертизы.

По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.

По нефти и конденсату учитываются только балансовые геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы.

По подземным водам раздельно учитываются: балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы пресных, термальных и минеральных вод различного назначения в соответствии с порядком, установленным МПР России, а также балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы подземных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы раны и поверхностных рассолов и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки недропользователями (по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации и России в целом).

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями Классификации месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, Классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, а также Классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод, утвержденных в установленном порядке.

8. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

9. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества в порядке, установленном МПР России.

10. Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на учет недропользователей, на государственный и территориальные балансы и их списание с учета недропользователей и с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого — разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений органов государственной экспертизы запасов согласно протоколам Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (ЦКЗ), учреждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации, и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией.

Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с отчетами с подсчетом запасов, подлежат представлению в Российский федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов и для последующего их хранения.

11. Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются в формах N N 5-гр и 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (без учета разубоживания для твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых — по категориям А, В, С1 и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А + В, А + В + С1.

Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых учитываются по сумме категорий А + В + С1 + С2.

В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы, в том числе ранее утвержденные ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геолого — разведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет ЦКЗ.

12. В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате:

— добычи из недр;

— потерь при добыче в недрах;

— добычи из недр и складирования в спецотвалы;

— прироста или уменьшения в результате геолого — разведочных работ;

— переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения) или утратой промышленного значения по технико — экономическим и горно — геологическим причинам;

— неподтверждения запасов при разработке или последующих геолого — разведочных работах;

— передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

13. Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются:

— непосредственно за недропользователем — по участкам недр, на которые им выданы в установленном порядке лицензии за пользование недрами;

— за территориальным органом управления государственным фондом недр — по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии.

В пояснительных записках характеризуется состояние минерально — сырьевой базы Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации и недропользователей, а также технико — экономические показатели предприятий по разведке и добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья в соответствии с Приложением 2. Указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и основные результаты геолого — разведочных работ; даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу; приводится распределение запасов по степени их промышленного освоения, по геолого — промышленным типам месторождений и технологическим сортам руд и других полезных ископаемых. Приводятся сведения о распределении запасов нефти и газа в соответствии с их качественными характеристиками (удельным весом нефти, сернистостью, вязкостью и др.), условиями залегания (по статиграфическим комплексам, глубинам, типам коллекторов и др.), а также степенью разведанности начальных и текущих ресурсов и выработанности разведанных запасов нефти и газа.

По углю и горючим сланцам должны быть приведены сведения о состоянии запасов по маркам угля, производственных мощностях фонда действующих, реконструируемых и строящихся шахт и разрезов и его изменении, о состоянии запасов резервных разведанных участков для строительства новых шахт и разрезов (резерв подгруппы «а»), реконструкции и продлении срока деятельности действующих предприятий (резерв подгруппы «б»), а также о распределении действующих и строящихся шахт и разрезов по группам производственных и проектных мощностей.

Должны быть выделены при необходимости главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи, а также запасы, которые могут быть рентабельно отработаны в сложившихся экономических условиях. В записках характеризуется обеспеченность предприятий всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки.

В виде отдельных таблиц и разделов приводятся данные о состоянии запасов категории С2, выявленных в результате поисково — оценочных работ на новых объектах и получивших положительную оценку по технико — экономическим соображениям (ТЭС), прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категорий Р1, Р2 и Р3, перспективных ресурсов категории С3 и прогнозных ресурсов категорий D1 и D2 по нефти и газу.

Порядок оценки, сроки апробации и учета, а также периодичность представления данных об этих запасах и ресурсах определяются МПР России.

В пояснительной записке к государственному балансу могут отражаться также иные сведения о минерально — сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

15. Изменения запасов полезных ископаемых отражаются в балансах на основании решения МПР России или территориального органа управления государственным фондом недр в пределах их полномочий в соответствии с установленным порядком осуществления государственной экспертизы запасов, а в случае списания запасов по разрабатываемым и подготавливаемым к разработке объектам — кроме того, по согласованию с органами государственного горного надзора.

Порядок согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых определяются Инструкцией, утверждаемой МПР России и Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России).

16. Предложения о списании балансовых и забалансовых запасов и перевод балансовых запасов в забалансовые вносятся в соответствующую комиссию по государственной экспертизе запасов в пределах их полномочий по учтенным месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и др. объектам учета):

— переданным по лицензиям для геологического изучения и добычи полезных ископаемых — непосредственно недропользователем;

— включенным в резервный нераспределенный фонд — соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр.

Передача запасов от одного недропользователя другому учитывается в государственном и территориальных балансах на основании решений органов, осуществляющих лицензирование права пользования недрами.

17. Данные государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых не подлежат разглашению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, к сведениям для служебного пользования или к конфиденциальным.

Пользование данными государственного и территориальных балансов, содержащимися в федеральном и территориальных фондах геологической информации, осуществляется в порядке, установленном МПР России.

18. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов на предприятиях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Ответственность за достоверность отражения данных в государственном и территориальных балансах запасов полезных ископаемых несут должностные лица соответствующих органов государственной экспертизы, федерального и территориальных фондов геологической информации.

III. Порядок и условия постановки на баланс и учета запасов полезных ископаемых

19. Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам недропользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.

20. Государственная отчетность о состоянии, движении и использовании запасов полезных ископаемых (формы N N 5-гр, 6-гр, 70-тп, 71-тп) за истекший год представляется пользователям недр в федеральный и территориальные фонды геологической информации ежегодно в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным, а также, по решению Госкомстата России — федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование деятельности соответствующих предприятий по разведке месторождений полезных ископаемых и их добыче.

Одновременно с формами государственной отчетности пользователи недр представляют геологическую информацию в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, а также копии актов о списании запасов неподтвердившихся и утративших промышленное значение или переводе последних в группу забалансовых.

21. Учету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых:

— запасы на вновь выявленным в результате геолого — разведочных работ месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и другим объектам), подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов (в том числе кондициями, по нефти, газу, конденсату — коэффициентом извлечения);

— прирост или уменьшение запасов, полученные в результате геолого — разведочных и эксплуатационных работ на месторождениях, запасы которых ранее были апробированы государственной экспертизой или утверждены ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ;

— увеличение или уменьшение запасов при переоценке ранее подсчитанных запасов или переводе забалансовых запасов в балансовые без проведения дополнительных геолого — разведочных работ.

Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации или территориальными органами управления государственным фондом недр в соответствии с их компетенцией.

22. Постановке на государственный и территориальные балансы подлежат:

— балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы;

— запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого — экономическую оценку своей промышленной значимости.

Состояние и изменения запасов этих образований отражаются по данным форм государственного федерального статистического наблюдения N N 70-тп, 71-тп, 5-гр в балансах запасов отдельной строкой и не суммируются с запасами полезных ископаемых, выявленными в недрах.

23. Территориальные фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых и до 25 апреля представляют их Российскому федеральному геологическому фонду. Территориальный баланс составляется на основе:

— данных государственной отчетности предприятий, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

— актов на списание запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геолого — разведочных работах или утративших промышленное значение;

— заключений специально уполномоченных органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ), утвержденных в установленном порядке.

24. Российский федеральный геологический фонд осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых с использованием:

— данных государственной отчетности предприятий, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

— территориальных балансов запасов полезных ископаемых;

— заключений специально уполномоченных органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ), утвержденных в установленном порядке;

— актов о списании запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геолого — разведочных работах или утративших промышленное значение.

25. Российский федеральный геологический фонд ежегодно представляет Министерству экономики России (Минэкономики России), Госкомстату России, МПР России:

— сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации — до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа;

— государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания.

Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в соответствующих отраслях экономики, и Госгортехнадзору России направляются выпуски государственного баланса.

26. Российский федеральный геологический фонд направляет территориальным фондам геологической информации:

— изданную часть государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации;

— заключение по территориальным балансам запасов и государственной отчетности пользователей недр об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых.

27. Территориальные фонды геологической информации вносят согласно заключению федерального фонда соответствующие изменения в территориальные балансы запасов и сообщают о них недропользователям, представившим государственную отчетность о состоянии и движении запасов полезных ископаемых, и обеспечивают справочно — информационное обслуживание органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

IV. Порядок и условия списания запасов полезных ископаемых с баланса запасов

28. Списанию с государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых и соответственно снятию их с учета недропользователей подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых (твердых, жидких и газообразных), в том числе балансовые геологические и извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них полезных компонентов, имеющих промышленное значение, включая компоненты промышленных подземных, в том числе нефтяных и поверхностных вод:

— добытые (извлеченные из недр) и направленные потребителям и на переработку;

— потерянные при добыче, в том числе оставленные в недрах, извлеченные из недр, но направленные в породные отвалы, потерянные при транспортировке, погрузке, разгрузке на транспортных путях предприятия, в местах хранения в пределах границ горного отвода;

— утратившие промышленное значение вследствие несоответствия вновь установленным государственной экспертизой параметрам для подсчета запасов (кондициям, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициенту извлечения), а также вследствие нецелесообразности отработки из-за выявившегося ухудшения экономической и экологической ситуации, изменения назначения использования земель, резкого усложнения геологических, гидрогеологических, инженерно — геологических и других природных условий и из-за угрозы жизни и здоровью людей, нанесения ущерба хозяйственным объектам или окружающей среде, в том числе находящимся в природоохранных зонах;

— не подтвердившиеся при разработке месторождения (участки, площади, залежи, горизонты и др.) и при последующих геолого — разведочных работах в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых.

29. Списание добытых (извлеченных из недр) и потерянных при добыче балансовых (в том числе геологических и извлекаемых запасов нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата, битумов) и забалансовых запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов производится не реже одного раза в год на основании данных учетной геолого — маркшейдерской документации и форм государственного федерального статистического наблюдения N N 70-тп, 5-гр и 6-гр. Количественные изменения запасов за год в результате добычи и потерь при добыче полезных ископаемых в недрах подтверждаются актами технических комиссий предприятий — недропользователей, согласованными с территориальным органом горного надзора по всем основным и попутным компонентам, запасы которых учтены государственным балансом.

Списание потерянных в процессе добычи полезных ископаемых производится недропользователем ежегодно по согласованию с органами Госгортехнадзора России в установленном порядке.

Запасы полезных ископаемых, добытые из числа ранее не учтенных, но выявленных в течение отчетного года при геолого — разведочных работах и разработке месторождения, списываются после оформления их как прирост запасов или увеличение запасов по переоценке, если дополнительных работ не проводилось.

30. Списание добытых и потерянных в процессе добычи балансовых и забалансовых запасов твердых полезных ископаемых осуществляется недропользователем раздельно по каждой выемочной единице (блоку, лаве, уступу и т.п.) и отражается в формах федерального статистического наблюдения суммарно по соответствующим объектам учета (месторождению, участку, залежи, шахтному и карьерному полю и др.).

31. Списание балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, из-за отсутствия потребителей может осуществляться ежегодно предприятием по добыче основного полезного ископаемого в объеме фактической отработки в соответствии с условиями лицензирования или на основании решения органа управления фондом недр, выдавшего лицензию на пользование недрами.

32. По разрабатываемым месторождениям списание с государственного и территориальных балансов, а также с учета недропользователя утративших промышленное значение балансовых запасов полезных ископаемых категорий А, В, С1 и запасов категории С2, разрешенных для проектирования и разработки, или перевод этих запасов в забалансовые по технико — экономическим и иным соображениям, равно как и списание запасов указанных категорий, не подтвердившихся в процессе последующих геолого — разведочных работ и разработки месторождения, осуществляется МПР России на основании заключения органов государственной экспертизы (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ) согласно их полномочий и акта недропользователя на списание запасов, согласованного с соответствующим органом Госгортехнадзора России, при условии, если разовое или суммарное количество подлежащих списанию запасов не превышает 20% от запасов, переданных недропользователю.

Для рассмотрения вопроса о списании этих запасов или переводе их в забалансовые недропользователь направляет органу государственного горного надзора технико — экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности такого списания, подготовленное в соответствии с Инструкцией, утвержденной МПР России и Госгортехнадзором России.

33. Если разовое или суммарное количество балансовых запасов, списанных и представляемых к списанию по указанным в пункте 32 причинам превышает 20% от запасов, переданных недропользователю, то запасы по такому объекту подлежат пересчету в соответствии с требованиями Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых с анализом и оценкой причин, обусловивших утрату промышленного значения или повлекших неподтверждение запасов (геологических, горнотехнических, гидрогеологических, технологических, экологических, экономических и др.), и представлению материалов этого пересчета с заключением органов Госгортехнадзора России на государственную экспертизу в установленном порядке.

34. По неразрабатываемым месторождениям, переданным недропользователю для геологического изучения, в том числе с последующей добычей, или числящимся в резервном нераспределенном фонде, списание балансовых и забалансовых запасов, не подтвердившихся в результате последующих геолого — разведочных работ, а также утративших промышленное значение, производится МПР России после проведения государственной экспертизы материалов подсчета запасов полезных ископаемых с учетом полученной дополнительной геологической информации, а также новых данных технологических, экологических, экономических и других исследований.

Полное снятие с учета балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, производится только при наличии материалов, обосновывающих нецелесообразность перевода их в забалансовые, за исключением нефти, газа и содержащихся в них полезных компонентов.

35. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в группу забалансовых при проектировании, строительстве, реконструкции и расширении предприятия по добыче полезных ископаемых может производиться только на основании заключения соответствующего органа государственной экспертизы и по согласованию с органом Госгортехнадзора России в исключительных случаях, вызванных пересмотром технологии добычи и переработки добываемых полезных ископаемых, изменением стандартов и технических условий к качеству минерального сырья, если при этом не требуется разработка и введение в действие новых параметров для подсчета запасов месторождения в целом (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату — коэффициента извлечения).

36. Списание балансовых и забалансовых запасов в связи с банкротством недропользователя или ликвидацией предприятия может быть осуществлено, если соответствующими расчетами будет доказано, что оставшиеся запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение, а их разработка с применением новейших технологий добычи и переработки полезных ископаемых по технологическим, экономическим и экологическим соображениям нецелесообразна.

Материалы по обоснованию такого списания вместе с заключением органов государственного горного надзора представляются недропользователем на рассмотрение соответствующего органа государственной экспертизы запасов в установленном порядке.

Балансовые и забалансовые запасы таких предприятий, если они на основании заключения органа государственной экспертизы не подлежат списанию, учитываются в территориальных и государственном балансах как резервный нераспределенный фонд за соответствующим органом управления государственным фондом недр, выдавшим лицензию на данный участок недр.

37. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых запрещается вносить в статистическую отчетность изменения, связанные с намечаемым списанием.

Перечень выполненных ООО «Геокомплекс» работ по подсчету (пересчету) запасов и ТЭО кондиций с защитой в ГКЗ Роснедра (г. Москва), ТКЗ при Уралнедра (г. Екате-ринбург), ТКЗ при Челябинскнедра (г. Челябинск) и ТКЗ при Коминедра (г. Сык-тывкар) — Отчет с подсчетом (пересчетом) запасов по Саткинскому месторождению магне-зита (для ОАО «Комбинат «Магнезит», протокол ГКЗ Роснедра №993 от 11.02.2005 г.); — ТЭО постоянных разведочных кондиций и отчет с подсчетом запасов по Карин-скому месторождению глауконитовых песков (для ООО «Глауконит», протокол ГКЗ Рос-недра №1059 от 19.08.2005 г.); — Отчет с подсчетом (пересчетом) запасов по Березовскому месторождению магне-зита (для ОАО «Комбинат «Магнезит», протокол ГКЗ Роснедра №1096 от 14.10.2005 г.) – отв. исполнитель В. Ф. Котов; — ТЭО временных разведочных кондиций и отчет с подсчетом запасов по Михеев-скому месторождению медно-порфировых руд (для ЗАО «Михеевский ГОК», протокол ГКЗ Роснедра №1101-оп от 28.10.2005 г.); — Отчет с подсчетом запасов по Вишневогорскому месторождению нефелин-полевошпатового сырья (для ОАО «Вишневогорский ГОК», протокол ГКЗ Роснедра №1437 от 17.08.2007 г.) – отв. исполнитель В. М. Полосина; — ТЭО постоянных разведочных кондиций и отчет с подсчетом запасов по Сыро-станскому месторождению талькомагнезита (для ЗАО «Недра», протокол ГКЗ Роснедра №1464 от 28.09.2007 г.); — ТЭО временных разведочных кондиций для подсчета запасов хромовых руд Юж-ного рудного поля массива Рай-Из (Полярный Урал) (для ОАО «ЧЭМК», протокол ТКЗ Уралнедра №77 от 26.02.2008 г.) – отв. исполнитель А. И. Думчев; — ТЭО временных разведочных кондиций для подсчета запасов Дегтярского место-рождения золота (для ООО «Уральское геологоразведочное предприятие» протокол ТКЗ Уралнедра №83 от 23.03.2008 г.); — Отчет с подсчетом запасов Дегтярского месторождения золота (для ООО «Ураль-ское геологоразведочное предприятие», протокол ТКЗ Уралнедра №108 от 25.11.2008 г.); — ТЭО временных разведочных кондиций для подсчета запасов руды и меди Гу-мешевского месторождения для условий добычи методом ПВ (для ЗАО «Уралгидромедь», протокол ТКЗ Уралнедра №139 от 28.10.2009 г.); — ТЭО постоянных разведочных кондиций и отчет с подсчетом запасов по Михеев-скому месторождению медно-порфировых руд (постоянные разведочные кондиции для ЗАО «Михеевский ГОК», протокол ГКЗ Роснедра №2251 от 07.07.2010 г.); — Отчет о результатах разведки и опытно-промышленных работ на окисленных ру-дах в зоне техногенеза Гумешевского месторождения с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2010 г. (для ЗАО «Уралгидромедь», протокол ТКЗ Уралнедра №188 от 30.12.2010 г.); — ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов железомарганце-вых руд Парнокского месторождения (для ОАО «ЧЭМК», протокол ТКЗ Коминедра (г. Сыктывкар) № ТПИ/21 от 30 сентября 2010 г.) – отв. исполнитель А. И. Думчев; — ТЭО временных разведочных кондиций для подсчета запасов Белининского ме-сторождения силикатных кобальт-никелевых руд (для ООО «Технокомплекс», протокол ГКЗ Роснедра №318-к от 28.03.2012 г.) — отв. исполнитель А. И. Думчев; — Отчет с технико-экономическим обоснованием постоянных разведочных конди-ций и подсчетом запасов Томинского месторождения медно-порфировых руд по состоя-нию на 01.01.2012 г. (для ЗАО «Томинский ГОК», протокол ГКЗ Роснедра №2910 от 30.11.2012 г.) – отв. исполнитель В. М. Полосина. — ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов рудного золота ме-сторождения Западный Курасан (для ЗАО «Южуралзолото Группа Компаний», протокол ТКЗ при «Челябинскнедра» №429 от 21.05.2013 г.) – отв. исполнитель А. И. Думчев. — ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов Султановского ме-сторождения медно-колчеданных руд (для ОАО «Учалинский ГОК», протокол ТКЗ при «Челябинскнедра» №439 от 16.08.2013 г.) – отв. исполнитель А. И. Думчев. — ТЭО постоянных разведочных кондиций для пересчета запасов кварцитов место-рождения «Сопка 248» (для ОАО «Кузнецкие ферросплавы», протокол ГКЗ Роснедра №349-к от 19.07.2013 г.) – отв. исполнитель А. И. Думчев. — ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов (подземная отра-ботка) хромовых руд месторождения Центральное Южного рудного поля массива Рай-Из (Полярный Урал) (для ОАО «ЧЭМК», протокол ГКЗ Роснедра №335-к от 13.09.2013 г.) – отв. исполнитель А. И. Думчев.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Регистрационный N 26227

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный N 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 N 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный N 17635).

Министр С. Донской

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах», Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на Государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
С УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ*

РД 07-203-98

* Не требует государственной регистрации (письмо Минюста России от 17.04.98 г., регистрационный N 2742-ПК).
ПОДГОТОВЛЕНА рабочей группой в составе: В.С.Зимич, В.В.Грицков, М.Г.Козаченко, Я.И.Васильев, Л.И.Моторная, А.Ф.Стругов, А.И.Петраков, М.А.Иофис.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.97 N 28, Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.97 N 121-1
Введена в действие с 21.05.98 г.
С вводом в действие указанной Инструкции, Положение о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденное Госгортехнадзором СССР 14.10.86 N 31, на территории Российской Федерации не применяется.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3.03.95 N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон Российской Федерации «О недрах») (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст.823) в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 21. Ст.2483), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 8. Ст.657).

2. Инструкция устанавливает порядок списания запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей Инструкции под запасами полезных ископаемых понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу или получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке.
Данные об объемах запасов полезных ископаемых, списанных в соответствии с настоящей Инструкцией по результатам работ по добыче полезных ископаемых, являются окончательными данными при ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых и для внесения платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию организаций по добыче полезных ископаемых и ликвидацию горных выработок на территории Российской Федерации, в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации*.
________________
* К организациям по добыче полезных ископаемых относятся субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели, если в соответствии с действующим законодательством они являются пользователями недр и наделены правом осуществлять добычу полезных ископаемых.

4. При разработке месторождений полезных ископаемых списанию с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых в установленном настоящей Инструкцией порядке подлежат запасы участка недр, предоставленного в установленном порядке в пользование организации по добыче полезных ископаемых, включая ранее утвержденные или прошедшие государственную экспертизу в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России), дополнительно поставленные на учет организации по добыче полезных ископаемых при уточнении границ горного отвода или в результате последующих геологоразведочных работ и разработке месторождения по решению Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России*.
_______________
* В соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации «О недрах».

5. Организации по добыче полезных ископаемых при ведении первичного геолого-маркшейдерского учета полезных ископаемых в том числе заскладированных в спецотвалах, отражают его в книгах по учету движения запасов и представляют в установленном порядке государственную отчетность по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

6. Учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных, водах) подлежат списанию в случаях:
а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку;
б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения;

в) утраты промышленного значения, в том числе из-за несоответствия вновь установленным Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных, газоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вновь установленному коэффициенту извлечения соответствующих полезных ископаемых из недр);
г) нецелесообразности к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий; оставления в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты, если их охрана другими горными или конструктивными мерами не обеспечивает использование указанных объектов по прямому назначению, создает угрозу жизни и здоровью населения, а их снос или перемещение за границы зон влияния горных разработок является невозможным или экономически нецелесообразным;
д) неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых;
е) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых, проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России;
ж) изъятия у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части.
Списание запасов полезных ископаемых отражается организацией по добыче полезных ископаемых в формах государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

7. По участкам недр, по которым прекращены права пользования недрами по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О недрах», без последующей ликвидации имущественных комплексов горных производств, а также изъятым у организаций по добыче полезных ископаемых при пересмотре в установленном порядке условий лицензии на пользование недрами, запасы полезных ископаемых списываются с учета организаций по добыче полезных ископаемых и продолжают учитываться в государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствующей (особой) группе учета как резервные.

8. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «а», «б», «г» пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.
Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «в», «д» пункта 6, производится как путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, так и путем перевода их в забалансовые запасы, если они в дальнейшем могут быть переведены в балансовые.
Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пункте 7, в случае нецелесообразности их перевода из-за утраты промышленного значения в соответствующую (особую) группу учета как резервных, производится в порядке, предусмотренном пунктом 14.

9. Списание запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в забалансовые при проектировании строительства, реконструкции и расширения организации по добыче полезных ископаемых не производится.
Запасы полезных ископаемых, признанные нецелесообразными к отработке при проектировании строительства, реконструкции и расширения организации по добыче полезных ископаемых, списываются по мере частичного или полного оконтуривания их разведочными, подготовительными или очистными выработками в процессе разработки месторождения полезных ископаемых по основаниям, изложенным в подпункте «в» пункта 6 настоящей Инструкции.

10. Технические работы по ликвидации горных выработок могут производиться после решения вопросов о балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их дальнейшего учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых. Ликвидация организации по добыче полезных ископаемых осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
При консервации организаций по добыче полезных ископаемых списание запасов полезных ископаемых не производится.

II. Порядок списания запасов полезных ископаемых с учета организаций по добыче полезных ископаемых

11. Списание балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых по причинам их добычи (извлечения из недр) производится организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год в соответствии с данными первичного геолого-маркшейдерского и (или) весового (других приборных способов) учета организации по добыче полезных ископаемых.
Запасы полезных ископаемых из числа выявленных при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения списываются по причинам добычи и потерь после оформления их прироста в установленном порядке.

12. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, потерянных в процессе добычи, осуществляется организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год раздельно по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и т.п.).
В тех случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение их потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единицы норматива потерь и количества добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативных, по выемочной единице определяется после ее полной отработки и оформления акта на погашение выемочной единицы.
Отнесение в потери запасов полезных ископаемых, числящихся в не подлежащих отработке общешахтных целиках, и их списание осуществляется ежегодно по мере отработки шахтного (рудничного) поля и оконтуривания таких целиков подготовительными и очистными выработками. Количество запасов полезных ископаемых, подлежащих списанию, обосновывается технико-экономическими расчетами. До этого запасы полезных ископаемых числятся на учете организации по добыче полезных ископаемых как временно консервируемые в недрах.
Запасы полезных ископаемых, списываемые с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организаций по добыче полезных ископаемых в случаях их оставления в недрах из-за неправильного ведения горных работ, в том числе из-за неполноты выемки по площади и мощности, подработки (надработки) сближенных пластов, залежей, жил, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых или их участков, несвоевременного списания, преждевременного погашения горных выработок и др., и не включенные в нормативы потерь, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора России, относятся к сверхнормативным потерям. Их списание производится после внесения организацией по добыче полезных ископаемых в бюджет платежей с объемов сверхнормативных потерь в двойном размере, как предусмотрено статьей 41 Закона Российской Федерации «О недрах».

13. Списание запасов полезных ископаемых за истекший год по причинам их добычи и потерь осуществляется в течение первого квартала следующего за отчетным года по формам государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.
Организации по добыче полезных ископаемых до составления статистической отчетности по установленным формам согласовывают фактические объемы добычи и потерь полезных ископаемых с органами Госгортехнадзора России.

14. Запасы полезных ископаемых, утративших промышленное значение, списываются по следующим основаниям:
а) несоответствующие вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вследствие пересмотра коэффициента извлечения), а также исключенные из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых списываются в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых согласно этим кондициям (коэффициенту извлечения);
б) нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося резкого усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий, списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых при положительном заключении экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию;
в) оставленные в предохранительных целиках под промышленными сооружениями, жилыми и общественными зданиями, памятниками истории и культуры, водоемами и другими природными объектами согласно разрешениям органов государственного горного надзора на застройку площадей залегания полезных ископаемых или в силу сложившегося развития региона списываются в соответствии с условиями разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выданных органами Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации, или в соответствии с мерами охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, согласованными с органами Госгортехнадзора России;
г) подготовленные и готовые к выемке, а также незатронутые подготовительными и очистными работами запасы полезных ископаемых на ликвидируемых из-за нерентабельности организациях по добыче полезных ископаемых списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием (проектом) ликвидации, прошедшим экспертизу и согласованным с органами Госгортехнадзора России;
д) из-за изменения назначения использования земель списываются в соответствии с принятыми в установленном порядке государственными органами исполнительной власти соответствующими решениями.
Полное снятие с учета организации по добыче полезных ископаемых балансовых запасов, утративших промышленное значение, производится в случаях технико-экономического обоснования нецелесообразности перевода их в забалансовые.
При отсутствии потребителей на сырье, получаемое из запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, они могут быть по согласованию с органами Госгортехнадзора России списаны в потери в объемах ежегодной добычи, если такие полезные ископаемые не складируются в отдельные отвалы и не состоят на специальном учете.

15. Списание исключенных из категории балансовых и (или) забалансовых запасов в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России.

16. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых по участкам недр, изъятым у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами, производится в соответствии с лицензионными условиями, включая корректировку границ горного отвода.

17. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере накопления (но не более чем за двухлетний период работы организации по добыче полезных ископаемых) новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качестве полезных ископаемых, а по извлекаемым запасам нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата, новых данных и технико-экономического обоснования пересмотра величины коэффициента извлечения нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата в сторону уменьшения.
По материалам, обосновывающим неподтверждение запасов полезных ископаемых, производится государственная экспертиза с учетом заключения организации, осуществлявшей разведку.
Споры между организацией по добыче полезных ископаемых и территориальным органом управления государственным фондом недр рассматриваются Госгортехнадзором России и Министерством природных ресурсов Российской Федерации или решаются в судебном порядке.

18. Списание попутных полезных компонентов, в том числе рассеянных элементов, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, осуществляется независимо от их извлечения в процессе обогащения и дальнейшей переработки, одновременно со списанием запасов основного полезного ископаемого.

19. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пункте 17 производится по актам на списание запасов полезных ископаемых, согласованным с органами Госгортехнадзора России, а по причинам, указанным в пунктах 14, 15, 16, — по актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденным органами Госгортехнадзора России (приложение 1). При этом органы МПР России согласовывают акты на списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, и утверждают акты на списание запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения.
Со стороны организации по добыче полезных ископаемых акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем организации, а также руководителями геологической и маркшейдерской служб. Если геолого-маркшейдерское обслуживание организации по добыче полезных ископаемых осуществляется по договору, то акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем подрядной организации, при этом указывается номер лицензии на право производства маркшейдерских работ при пользовании недрами.

20. В случаях, когда разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и (или) намечаемых к списанию вследствие утраты промышленного значения и неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, превышает 20% (для нефти и газа, в том числе извлекаемых) балансовых запасов полезных ископаемых, переданных по лицензии на пользование недрами организации по добыче полезных ископаемых, по запасам в границах горного отвода осуществляется экспертиза (пересчет и переутверждение) в установленном порядке в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России. В этих случаях к представляемым организацией по добыче полезных ископаемых в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых МПР России материалам прилагается заключение органа Госгортехнадзора России.

21. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых (по нефти, газу и компонентам — геологических и извлекаемых балансовых запасов), утративших промышленное значение и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере выявления (см. п.17) и не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

22. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов по причинам, указанным в пунктах 7, 15, 16, подпункте «д» пункта 14, осуществляется не позднее шести месяцев после принятия соответствующего решения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России и органами, осуществляющими лицензирование пользования недрами.

23. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктами 17 и 21 сроки:
а) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых раздельно в контурах, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, и контурах оперативного учета по данным геологической и маркшейдерской документации, опробования и пересчета запасов, а также технико-экономическое обоснование списания запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
б) заключение заинтересованных территориальных природоохранных органов (в случае списания запасов, утративших промышленное значение по экологическим причинам);
в) заключение экспертизы технико-экономического обоснования списания запасов полезных ископаемых;
г) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в четырех экземплярах.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 30 дней со дня их получения.

24. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «д», «е» пункта 6, пункте 7 и подпункте «д» пункта 14, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктом 22 сроки:
а) копию соответствующего решения государственных органов исполнительной власти;
б) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
в) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4-х экземплярах.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 15 дней со дня их получения.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ
от 12 октября 2018 г. N 457

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ, РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ
УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗА В СОГЛАСОВАНИИ
ТАКИХ ПЕРЕЧНЕЙ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ОТ 15 ИЮНЯ 2012 Г. N 687

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, приказываю:

1. Внести изменения в Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 15 июня 2012 г. N 687 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней» (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2012 г., регистрационный N 24960), с изменениями, внесенными приказами Федерального агентства по недропользованию от 5 ноября 2013 г. N 898 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30937), от 21 января 2016 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2016 г., регистрационный N 41176), от 22 августа 2016 г. N 514 (зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 2016 г., регистрационный N 43852), согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации —
руководитель Федерального
агентства по недропользованию
Е.А.КИСЕЛЕВ

Приложение
к приказу Федерального агентства
по недропользованию
от 12.10.2018 N 457

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ, РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ
ПЕРЕЧНЕЙ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗА
В СОГЛАСОВАНИИ ТАКИХ ПЕРЕЧНЕЙ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
ОТ 15 ИЮНЯ 2012 Г. N 687

В пункте 5:

1) дополнить новыми абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

«Для получения сведений о наличии или отсутствии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участков недр местного значения, планируемых к включению в перечень участков недр местного значения, органы государственной власти субъекта Российской Федерации направляют запросы в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Сведения о наличии или отсутствии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участков недр местного значения, планируемых к включению в перечень участков недр местного значения, представляются Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня регистрации запроса, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.»;

2) абзац третий считать абзацем пятым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *