Список профессий запрещенных для женщин

В Министерстве труда и социальной защиты РФ решили сократить перечень профессий, запрещенных для женщин. Из него будут удалены профессии, где работодатель может гарантировать безопасность труда, а также те, которые сегодня уже не существуют. После окончательного утверждения новый перечень вступит в силу с 1 января 2021 года. По словам министра труда Максима Топилина, список, утвержденный еще в феврале 2000 года, решили обновить в связи с тем, что многих вошедших в него профессий уже просто нет, а технологии на отдельных производствах достигли такого уровня, что позволяют рабочим, в том числе женщинам, не прикладывать особых физических усилий.

Вопрос-ответ В каких профессиональных сферах женщин больше, чем мужчин?

В новом документе Минтруд решил отойти от прямого перечисления запрещенных профессий, как это делалось ранее. Вместо этого в нем описано более 20 сфер, которые по-прежнему останутся недоступными для женщин. Так, им нельзя будет работать авиационными механиками, слесарями по ремонту авиадвигателей и водолазами, тушить пожары, очищать канализационные сети, участвовать в строительстве метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений спецназначения. Кроме того, женщинам, как и раньше, будет запрещено выполнять литейные и сварочные работы, работать на доменном производстве или на производстве цветных и редких металлов. Но при этом, согласно измененному списку, они будут иметь возможность стать водителями грузовых машин и спецтехники.

Женщины также смогут связать свою жизнь с воздушным, морским, речным и железнодорожным транспортом. Минтруд предлагает разрешить представительницам прекрасной половины человечества работать дальнобойщиками, парашютистами, машинистами в метро, быть членами палубных команд (боцманами, матросами, шкиперами), трактористами и т. д.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, какие основные профессии для женщин запрещены сегодня и как может измениться их список в ближайшее время.

Нажмите для увеличения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2000 г. N 162

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 февраля 2000 г. N 162

ПЕРЕЧЕНЬ
ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН

I. Работы, связанные с подъемом и перемещением
тяжестей вручную

1. Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную, в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

II. Подземные работы

2. Подземные работы в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений, за исключением работ, выполняемых женщинами, занимающими руководящие посты и не выполняющими физической работы; женщинами, занятыми санитарным и бытовым обслуживанием; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера (перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда, приведен в пункте 2 примечаний к настоящему перечню)

В 2012 году уроженка Самары Светлана Медведева попыталась устроиться мотористом-рулевым на маломерное судно, но получила отказ: профессия входила список из 456 работ и должностей, запрещенных для женщин. Несмотря на запрет, женщины в России тушат пожары, водят фуры и работают в машинном отделении судна — неофициально или в качестве волонтерок. Однако Медведева решила бороться с ограничением на самом высоком уровне. Получив формальный ответ от российских судов («закон есть закон»), она дошла до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Российская Федерация в ответ на запрос ООН не смогла предоставить никаких научных данных о вредном влиянии этой работы на здоровье женщины. В своем постановлении Комитет выразил мнение, что само существование списка запрещенных для женщин профессий «отражает стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста», и рекомендовал России пересмотреть законы, регулирующие доступ женщин к различным профессиям. И вот спустя 3,5 года стало известно о проекте нового перечня запрещенных для женщин работ и должностей — теперь в нем всего 98 пунктов.

Почему некоторые профессии запрещены для женщин?

В своем обращении в ООН Светлана Медведева отмечала: в работе ей отказали из-за высокого уровня шума на рабочем месте, но при этом ни в одном законе или подзаконном акте не объясняется, чем же шум так вреден именно для женщин.

Государство защищает женщин не только от шума, но и от поднятия тяжестей. Так, согласно действующему постановлению правительства о нормах предельно допустимых нагрузок, женщина может поднимать вручную не более 7 кг постоянно в течение смены и не более 10 кг каждые 2 часа при чередовании с другими видами работы (все это с учетом тары). Примечательно, что труд некоторых представительниц традиционно «женских» профессий не укладывается в этот норматив: «Я работаю пять дней в неделю с 8 до 18. Пять раз в день я ношу еду из кухни, которая находится в подвале, на второй этаж. Завтрак на одну группу — это примерно 11 кг еды плюс посуда. Обед — это примерно 17 кг еды плюс посуда», — рассказывает в своем Дзен-канале младший воспитатель («нянечка») одного из государственных детских садов.

Условия труда на некоторых работах являются факторами риска развития заболеваний, которым женщины даже в нормальных условиях подвержены чаще, чем мужчины. Например, вибрация, электромагнитное излучение и воздействие вредных веществ связаны с повышенным риском остеопороза (после 55 лет женщины страдают им примерно в полтора раза чаще, чем мужчины).

Но главный мотив государства — защита репродуктивного здоровья женщин. Это не значит, что мужское репродуктивное здоровье не страдает из-за вредных профессий. «Например, профессия дальнобойщика, которая, вообще-то, мужская, для мужской репродукции очень сильно опасна. Однако никто ее не запрещает и не думает даже запрещать по этому основанию», — отмечала в интервью Business FM профессор кафедры управления трудовыми ресурсами Высшей школы экономики Елена Варшавская. А группа исследователей из Казанского государственного медицинского университета назвала вредными для мужского репродуктивного здоровья воздействие вибрации, контакт с химическими веществами и СОЖ, психоэмоциональное напряжение на работе — и все тот же шум, из-за которого отказали в работе Медведевой.

Однако если мужчина может участвовать только в зачатии ребенка, то женщина вынашивает и рожает, поэтому для нее закрыты работы, связанные с длительным воздействием эмбриотропных, тератогенных и т.п. факторов. Это, например, ионизирующее излучение в горнодобывающей промышленности или сопутствующие газы на литейном производстве.

А если женщина не собирается иметь детей?

Этот запрет установлен независимо от планов женщины на родительство — просто потому, что, как заявлено в определении Конституционного суда об отказе к принятию жалобы петербурженки Анны Клевец (в 2009 году она пыталась получить также запрещенную для женщин профессию помощника машиниста), «реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода». Именно на это определение ссылалась Российская Федерация, отвечая на вопросы ООН о ситуации со Светланой Медведевой, притом что сама Медведева на тот момент была уже матерью двоих детей и по закону могла бы, например, пройти через операцию стерилизации, полностью отказавшись от способности к деторождению.

В своем постановлении Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рекомендовал Российской Федерации включить в Трудовой кодекс ограничения, необходимые для охраны материнства «в строгом смысле этого понятия», — создать особые условия для беременных женщин и кормящих матерей, но не ограничивать женщин в выборе профессии на основании гендерных стереотипов.

Однако пока что российское государство занимает в отношении женщин патерналистскую позицию. Кандидат юридических наук и заместитель председателя совета некоммерческого партнерства «Юристы за трудовые права» Сергей Саурин отмечает, что у нее есть законное обоснование: в Конституции прописано, что государство гарантирует защиту семьи, материнства и детства, а Конституционный суд также постановил, что руководство страны вправе устанавливать дополнительные гарантии для отдельных категорий граждан.

Почему тогда запрет решили пересмотреть?

Список из 456 запрещенных для женщин профессий был утвержден в 2000 году, но, как говорит адвокат и руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Ксения Михайличенко, он практически без изменений повторяет аналогичный список 1974 года: «Еще руководство СССР решило, что рождаемость и демография в целом — очень важная повестка. Поэтому женщина — это в первую очередь мать, а факторы, которые могут негативно повлиять на ее репродуктивное здоровье, должны быть исключены».

Составленный больше 40 лет назад перечень не пересматривался многие годы. За это время большинство из 456 профессий стали гораздо безопаснее и технически совершеннее, а некоторые ушли в прошлое. Например, под номером 370 в списке значится «машинист паровоза» — массовая эксплуатация этого вида транспорта на территории СССР закончилась еще в конце 1970-х.

Выходит, что не государство стало более благосклонным к идеалам равноправия, а работы перешли из одного класса «вредности» в другой. Насколько опасен труд в том или ином месте, определяют специально аккредитованные организации, которые, опираясь на нормативные документы (например, СанПиНы), решают, к какой категории относятся условия работы — оптимальные, допустимые, вредные или опасные, рассказывает Саурин.

Теперь каждая женщина может стать машинисткой?

Как следует из п. 1 примечаний к пресловутому списку, работодатели уже сейчас могут использовать на запрещенных работах труд женщин «при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест».

С одной стороны, это значит, что даже в рамках патерналистской логики государства при дальнейшем развитии технологий список запрещенных для женщин профессий может быть сокращен или полностью упразднен: если все профессии станут безопасными (либо опасные просто уйдут в прошлое), необходимость «защищать» от них женщин отпадет.

С другой стороны, невозможность обеспечить безопасные условия труда может стать основанием для отказа женщинам в трудоустройстве. Так, Светлана Медведева, обратившись в суд, требовала, чтобы компания, отказавшая ей в приеме на работу из-за опасных условий труда, сделала эти условия безопасными. Однако суд посчитал, что компания, которая решила просто не принимать женщину, действовала правильно — и в интересах самой же Медведевой.

Это не слишком хорошая позиция, считает Михайличенко: выходит, что работа небезопасна и для женщин, и для мужчин, но самостоятельно выбирать, подвергать себя риску или нет, могут только последние. Вероятно, такая полумера связана с тем, что государство и общество пока не готовы признать за женщиной право самостоятельно распоряжаться своим телом.

Зачем женщинам быть трактористками и машинистками?

Некоторые считают, что список запрещенных профессий никак не дискриминирует женщин, которые и сами бы не захотели работать дробильщиками колчедана и корчевателями пней. Однако многие профессии из него обещают неплохие зарплаты (за работу на вредных производствах часто доплачивают, отмечает Саурин), и женщины, не имея к ним доступа, теряют немалую часть возможностей прокормить семью и стать независимыми. Эксперт антидискриминационного центра «Мемориал» Ольга Абраменко в интервью Deutsche Welle отмечает, что проблема особенно заметна в моногородах и шахтерских регионах, где большая часть доступных высокооплачиваемых профессий подпадает для женщин под запрет: «В угледобывающих регионах будет явный перекос с самого начала. Мужчинам достанется высокооплачиваемая работа, а женщина может стать разве что уборщицей или продавщицей».

В некоторых же отраслях ситуация доходит до абсурда. Здесь снова показателен пример Светланы Медведевой, которая, прежде чем пытаться устроиться на работу мотористом-рулевым, получила соответствующее образование. Из-за списка с проблемами также сталкиваются люди, совершившие трансгендерный переход. Так, трансгендерная женщина, несколько лет работавшая печатником, после смены документов была уволена с «мужской» должности.

Очевидно и противоречие в отраслях, где женщина может работать в санитарно-бытовом обслуживании или на руководящих должностях, но не в цеху. «Работодатели не берут в руководящий состав людей, которые не имеют представления о том, что происходит «в поле», — это нормально. Поэтому нормы, разрешающие присутствие женщин только на менеджерских должностях, на практике не работают», — отмечает Саурин.

Неформальные запреты

Список запрещенных профессий — не единственное свидетельство дискриминации женщин на рабочих местах. Даже в сферы, где присутствие женщин формально разрешено, специалисток пускают неохотно или скрывают их наличие в штате. Например, ведущий YouTube-канала «Редакция» и главный редактор телеканала RTVI Алексей Пивоваров рассказал, как хотел сделать видеоинтервью с летчицами гражданской авиации. Авиакомпании отказались согласовать участие своих сотрудниц в программе, хотя закон не запрещает нанимать женщин на такие позиции. «Полное ощущение, что есть какая-то неформальная история, что лучше лишний раз женщин-пилотов не светить, потому что пассажиры переживают, что их везет баба», — говорит Пивоваров.

Долгое время неформальные запреты действовали и в сфере престижного высшего образования. Женщин почти не принимали на факультеты международной журналистики в МГУ и МГИМО. «Иногда для очень одаренных девочек, которые блестяще владели иностранными языками и знали страноведение, делали исключение», — рассказывает в интервью ТАСС заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Андрей Раскин. Хотя, согласно исследованию того же журфака МГУ 2016 года, подавляющее большинство российских журналистов (81%) — женщины.

Вероятно, похожая ситуация может сложиться с «неженскими профессиями», которые только-только вышли из списка запрещенных. Михайличенко полагает, что бороться с закрепившимися стереотипами стоит с помощью огласки: «С юридической точки зрения мы сделали почти все, что смогли. Оставшиеся 98 работ в ближайшее время вряд ли станут безопаснее, поэтому они остаются под запретом. Теперь нужно, чтобы женщины в принципе узнали, что могут стать машинистками и летчицами. Нужно информировать работодателей, говорить об этом в школах, университетах, активно писать в прессе. В некоторых странах предусмотрены гендерные квоты в университетах и на рабочих местах — это один из вариантов работы с проблемой, хотя многие считают такое решение спорным».

Согласно исследованию Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон — 2019», россиянки имеют только три четверти тех прав, что есть у мужчин. Такая же ситуация в Марокко и Уганде. Наряду с Бангладеш, Центральноафриканской Республикой и Эфиопией Россия получила 25 баллов в категории «Оплата труда». Во многом это связывают с недоступностью для россиянок некоторых денежных «мужских» профессий. Женщины России, особенно жительницы моногородов, ждут отмены списка запрещенных профессий с 2000 года, однако в апреле министерство труда объявило лишь о его сокращении. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Светлана Коваленко поговорила с женщинами, которые решили работать и зарабатывать на заводах и ледоколах вопреки ограничениям, но им говорят — «лучше бы искала мужика».

***

Официальный список 456 профессий из 38 отраслей, запрещенных для женщин в России, действует с 1974 года. ООН неоднократно признавала документ ущемляющим права россиянок. Последняя действующая версия перечня была утверждена в феврале 2000 года, но фактически это был старый список, о чем говорят такие включенные в него профессии, как кочегар паровоза в депо (паровозы прекратили производить в СССР в 1957 году, а к середине 1970-х этот вид транспорта полностью вывели из эксплуатации). Но туда же вошли и хорошо оплачиваемые в регионах современные профессии матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах.

Сильнее всего проблему ощущают в моногородах, где вся жизнь сконцентрирована вокруг единственного крупного завода или месторождения. Например, Ловозерский горно-обогатительный комбинат, градообразующее предприятие Ревды (Мурманская область), предлагает работу горнорабочим очистного забоя, где не нужен опыт работы и высшее образование, а зарплата составляет от 70 до 90 тысяч рублей. Эта специальность местным жительницам недоступна, зато есть вакансия медсестры с зарплатой около 25 тысяч рублей.

Позиции руководителей женщинам официально открыты, однако стать, например, главным инженером шахты и рудника у них вряд ли получится, даже если они давно работают там на административной должности: при повышении предпочтение отдается мужчинам, которые знают работу производства изнутри.

Запрет работы на вредном производстве объясняется заботой о репродуктивном здоровье женщин. При этом их собственные желания и возможность становиться матерью не учитываются. Самостоятельно распоряжаться своим телом могут только мужчины: перечня вредных и опасных работ для мужской репродуктивной функции не существует, несмотря на то что вдыхание нефтяных паров, например, и вибрации, с которыми сопряжены многие профессии из списка запрещенных, влияют на их шансы стать отцами.

Проблему гендерного неравенства в профессиональной сфере россиянки пытаются решить сами — разными путями. Случается даже, что они предпринимают попытки устроиться на опасное производство, получают отказ, но вынуждены работать по той же специальности в другом, более опасном месте, да еще и за меньшие деньги. Вот их истории.

«Один из заместителей начальника попытался меня изнасиловать»

Олеся Паринова, Казань, электромонтажница

До декабря 2015 года я жила на Украине. Там большие проблемы с зарплатами, поэтому я переехала в Россию. Платят лучше, но для меня было очень тяжело, что здесь много мигрантов и совсем другой менталитет у людей. В Татарстане женщину считать за тряпку — в порядке вещей. По прибытии мне делали документы четыре месяца, пришлось со всеми поругаться, а то они так бы и лежали в столе.

Я — электромонтажница, заканчивала техникум. Моя мама, инженер-строитель, посоветовала мне эту специальность. Почему я не предпочла что-то более «женское»? Предпочесть-то можно было, но когда зарплата в районе минималки — оно мне надо? Хочется ведь покупать себе разные вещи. Вот и пошла туда, где платят больше.

В этой профессии у меня есть преимущество перед мужчинами: я не пью. Мужики же все пьют, а потом куда-нибудь лезут, в результате что-то отключилось, что-то сгорело… Руководству в этом плане проще со мной. Хотя иногда начинают высказывать: «Зачем тебе это? Давай ищи мужика — и в декрет».

В России я официально работала в двух местах — в троллейбусном парке и на хлебозаводе. В троллейбусном парке мы оживляли машины, практически хлам подзаборный, начальство нам потом за это выговаривало. У руководства раньше как было: все троллейбусы стоят сломанные, и водителей нанимать не нужно, а деньги на зарплаты из бюджета уже выделены — значит, можно положить их себе в карман. Отремонтированные троллейбусы в итоге продали в другой город.

Хотела устроиться на предприятие, которое делает шланги, колеса, пластинки резиновые — все что хочешь из резины, в общем. Там большие цеха. В остальных местах предлагали 12-15 тысяч рублей на руки, а там — 20-25 тысяч рублей и даже больше, разница ощутимая.

Но меня не взяли в связи с постановлением правительства №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Еще и дурой выставили. Я к ним пришла, они сначала согласились меня оформить, а на следующий день спохватились, что женщине нельзя в цехах с резиновым производством работать, и сообщили об этом. Но справку выдали совсем другую: о том, что со мной на месяц был заключен ученический договор на обучение обрезчиком резинотехнических изделий, но я якобы на обучение не являлась, заявление на расторжение ученического договора не писала, причина неявок неизвестна, и ученический договор расторгнут в связи с окончанием срока обучения. Поэтому «за данный период стипендия и заработная плата не начислялась и не выплачивалась». Получается, как будто моя вина, но на самом деле они просто не учли постановление и побоялись, что получат штраф за привлечение меня к работе.

В итоге я устроилась на хлебозавод: посмотрели на мой опыт, диплом, и я уговорила начальника меня взять. Там мне платили на руки 22,5 тысячи рублей, плюс была скидка на питание, и хлеб можно было есть. Со всеми льготами получался нормальный суммарный доход. Слесаря-электрики получали 25-30 тысяч рублей, работницы цеха — 15-18 тысяч.

Причем у женщин работа даже тяжелее: они хлеб тоннами таскают, а слесаря просто починили и ушли. Там деревенские девчонки в основном, им ипотеку нечем платить, пытаются себе мужчин найти, нарываются на каких-то мудаков, которые их бьют, насилуют, они потом приходят на работу и плачут, что им деваться некуда. В деревню обратно не поедут, там ни работы, ничего, и родители на пенсии.

У меня ставка была такая же, как у мужчин-электромонтажников. Да пусть только попробовали бы сделать ниже, я бы им устроила — среди ночи остановила бы завод внепланово на пару часиков, знали бы, как связываться!

Но в итоге стали сильно зажимать зарплату, а один из заместителей начальника попытался меня изнасиловать. Там была такая толстая дверь из металла, мужики варили, — я ее с петель сорвала. Утром смена на работу пришла, спрашивает, почему дверь качается, спросили, кто это сделал. Узнали, что я, — не поверили. Говорят: ты такая маленькая, в тебе 50 килограммов веса, как ты могла? Я им объяснила, что когда такие вещи происходят — и не такое сделаешь. Потом, конечно, вызвали сварщика, закрасили дверь, чтобы начальство ничего не узнало. Я не стала подавать заявление — не хотела шума. Пошла к первому заместителю и попросила поговорить, чтобы тот человек меня просто больше не трогал.

Сейчас я снова в поиске работы, пытаюсь на молокозавод устроиться, там хоть платят. Но что-то тянут с решением, хотя там никакого вреда для здоровья нет. Завтра после обеда опять пойду им мозг выносить.

В целом мужчины на работе относятся ко мне хорошо, но иногда проскакивает сексуальный подтекст. Хотя на производстве еще не так страшно — может, они устают сильнее. Если скажешь нет — то это нет.

По правилам гигиены труда, мужчины могут поднимать до 50 килограммов, а женщины — не более 15 килограммов веса. И хотя гигиена труда зависит от работодателя, этот аргумент приходится использовать. Я два раза лежала в гинекологии из-за того, что таскала тяжести. Сейчас я должна работать только с напарником, как минимум одним, а лучше всего в бригаде. Мужчины ругаются, а куда мне идти? В более «женских» профессиях так мало платят, что без мужа ноги протянешь. От мужчины зависеть — так себе дело: бросит, побьет, в больницу ляжет — и все. А так я сама по себе.

В Украине перечень запрещенных профессий полностью отменили с оговоркой, чтобы были созданы безопасные условия. В принципе, если есть механизация, средства защиты и специальная одежда — нормально использовать на таких производствах женский труд. Есть и очень тяжелые работы — женщинам, конечно, грузчиком нежелательно. Но пусть лучше безопасность труда улучшают, чем нам что-то запрещают.

«Меня тянуло в северные моря — ни один капитан не согласился»

Юлиана Котт, Санкт-Петербург, матрос, 4-й помощник капитана

В 2011 году, после девятого класса, я хотела поступить в морской колледж. Девушек в то время туда не принимали, поэтому я пошла учиться на юридический факультет, но через пару месяцев подала прошение о переводе на судовождение и получила подтверждение.

У преподавателей и одногруппников возникало недоумение — сомневались на мой счет. И хотя мне не создавали препятствий, они до конца не верили, что я далеко уплыву — в прямом и переносном смысле — со слишком женским и мягким характером.

Для получения должности вахтенного помощника капитана мне было необходимо наработать 12 месяцев плавательной практики. Я устроилась матросом в Северо-Западное пароходство в Санкт-Петербурге. Профессия «матрос» входит в список запрещенных для женщин в России согласно пункту № 397 о палубной команде, так же как и боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылящих грузов. Но так как я на тот момент была студенткой морского колледжа, никаких препятствий при устройстве на эту должность не возникло. Год я работала матросом на сухогрузных судах, выполняла тяжелые палубные работы и снисхождения к себе у экипажа не просила.

После первой плавательной практики я поняла, что хочу быть в этой профессии. Судно и море — не просто место моей работы, а отражение моей души. Колледж я окончила с грамотами и положительными характеристиками.

Трудности начались после получения рабочего диплома, который давал мне право занимать должность вахтенного помощника капитана. Я хотела работать на ледоколах, меня тянуло в северные моря. Было желание работать именно в таких условиях. Я обратилась в компанию в Санкт-Петербурге, у которой тогда были новые ледоколы, работавшие в Мурманске. И получила отказ. Капитан сказал, что не хочет брать на себя дополнительную ответственность, потому что я женщина.

У нас принято думать, что женщина не поймет, не справится, не будет знать, что нужно делать, начнет перекладывать свои обязанности на кого-то еще… Мужчины отказываются принимать тот факт, что женщины могут работать в море. Кроме того, из-за открытой дискриминации и предвзятого отношения от женщины требуют выкладываться в профессии на 200 процентов. То, что прощается мужчине, не прощается женщине.

От нас требуют невозможного. Мы должны знать то, чего не знает даже капитан, чтобы в любой момент придумать отговорки, почему женщина не справляется.

Я обращалась в письменном виде во многие крупные компании в России: в Сахалинское морское пароходство, в Мурманское морское пароходство, во многие другие организации, добралась от Санкт-Петербурга до Новороссийска и Владивостока.

Из всех компаний мне пришел письменный отказ. Где-то говорили, что на момент моего обращения в компании нет мест, где-то отказывали из-за отсутствия опыта работы, хотя очевидно, что если человека не принимают на работу, то опыта он и не наберет. В некоторых компаниях причина отказа была абсолютно неадекватной: писали, что не могут меня принять, так как я живу в другом городе. Разве это проблема для моряка — приехать в любую часть России?

Из-за того, что я женщина, мне отказывали только в устной форме — не будет ведь отдел кадров подставлять сам себя.

После всех полученных отказов я обратилась с письмом в Министерство транспорта Российской Федерации. Это была не жалоба, это было письмо о том, что я окончила учебное заведение и получила диплом государственного образца, следовательно, само государство разрешило мне работать в этой сфере. Почему мне запрещают компании, если мне разрешает государство? Они нарушают права человека и открыто дискриминируют меня по гендерному признаку.

Ответом было то, что компания приняла меня на должность вахтенного помощника капитана — временно. Меня взяли летом, когда ледоколы не работают и не ходят в Арктику. Взяли на замещающую должность, чтобы потом было легче избавиться. Кормили обещаниями, что отправят на ледокол в Мурманск, но этого так и не произошло.

Обязанности вахтенного помощника заключаются в несении ходовой вахты, а также, при необходимости, замещении старшего помощника капитана, возложении на себя его обязанностей и помощь самому капитану — взаимодействие с портовыми службами, оформление документов, несение вахты в порту и на ходу судна.

Я проработала около десяти месяцев на списанном ледоколе, который стоял в порту Санкт-Петербурга, после чего у меня закончился срочный контракт, который мне отказались продлить, потому что снова ни один капитан не согласился взять на работу женщину.

Период ледовой навигации закончился, лето я провела дома, так как получала дополнительное образование в Академии МЧС по правовому обеспечению национальной безопасности и сдавала сессию. После чего устроилась в Институт Арктики и Антарктики на научно-исследовательское судно. Изначально я согласилась на должность матроса, которую мне снова предложили, несмотря на то, что это запрещено. Я проработала 1,5 месяца во время подготовки судна к выходу в рейс в Антарктиду. Это был октябрь. Я несла ночную вахту на улице по 12 часов без какой-либо рабочей одежды — мне не предоставили снабжение и экипировку. Не знаю, чем это объяснить, так заведено в компании. Может быть, это элементарная жадность.

Затем капитан сказал, что в антарктический рейс матросом меня взять нельзя, и перевел меня на должность четвертого помощника капитана.

На научно-исследовательском судне у нас был достаточно большой женский коллектив — научные сотрудницы, работники антарктических станций, обслуживающий персонал. Но в штурманском составе я была единственной девушкой. Я полностью отработала рейс, и меня уволили. Не смогли принять тот факт, что мне своими силами удалось попасть в Антарктиду.

В прошлом году министр обороны России Сергей Шойгу разрешил женщинам служить на военной службе во всех должностях, был первый набор женщин-летчиков. Я считаю, что это правильно. Не все хотят быть офисными работницами или парикмахершами. Если у женщины есть способности поступить в военный университет, то она имеет полное право наравне с мужчинами занимать должность и в военной структуре, и в морской структуре, и в летной структуре.

Мне нравится профессия моряка, потому что она предполагает постоянное развитие. Необходимо уметь думать, анализировать, принимать решения, ведь от тебя зависит не один десяток жизней. И, конечно, я люблю свою профессию за возможность путешествовать. Я побывала Азербайджане, Иране, Казахстане, Турции, Ливане, Египте и ЮАР.

За границей нормальная практика, что на военном флоте женщины работают без проблем. Даже если мы не будем опираться на опыт европейских стран, а возьмем Турцию и Индонезию, где мусульманское общество, — и у них на флоте работают женщины! Они имеют равные права с мужчинами и защищены законом от домогательств.

«У нас ведь женщины и в космос летают»

Галина Агеева, Ухта, электросварщица

Я всю жизнь прожила в Ухте, в Республике Коми. Здесь же училась в школе и поступила после восьмого класса на электрогазосварщицу. Я выбрала эту специальность потому, что у моего папы на работе была женщина-сварщица. К тому же я боялась далеко уезжать, а училище было рядом с домом.

Я была единственной девушкой в выпуске 1981 года, окончила без троек. Поступали со мной и другие девчонки, но они не доучились до конца. Не выдержали. Но я вам скажу, что и парни далеко не все в профессию пошли после выпуска.

Проработала 35 лет, и до самой пенсии в моем окружении не было больше женщин-сварщиц. Помню только преподавательницу из училища, тоже женщину, — и все.

Работа всегда была. Один раз отказали: их смущало, что я в декретный уйду, но потом меня взяли в другое место без всяких проблем — я была в декрете два раза, со всеми выплатами, как положено по закону. За всю жизнь я работала в двух местах: Главкомигазнефтестрой и «Центральные электрические сети» Межрегиональной распределительной сетевой компании Северо-Запада «Комиэнерго».

Но как только в 2000 году вышел список запрещенных профессий, была попытка меня от работы отстранить — якобы профессия вредная, женщинам нельзя. По закону, женщинам нельзя заниматься электрогазосваркой в закрытых емкостях, например, в цистернах и котлах, и на высотных сооружениях — башнях, мачтах, всем, что выше десяти метров. Я считаю, что это несправедливо. У нас ведь женщины и в космос летают. Если человек подходит по состоянию здоровья, он должен сам понимать, чем ему стоит заниматься, а чем нет. Это его дело.

Я работала внутри емкости не раз: трубы варила, в печи работала. Надо просто соблюдать технику безопасности. Все всегда делала наравне с мужчинами, никогда не хотела, чтобы меня жалели и давали послабления. Бывало, конечно, что мне помогали, но, знаете, восьмидесятикилограммовый баллон никто один таскать не будет — ни мужчина, ни женщина. А если помощи не было, то я и сама его докатить могла.

Нет такой работы, с которой я не справилась бы. Устаешь физически, но кто не устает?

Мое хобби — кузнечное дело. Три года назад я вышла на пенсию, но работаю для себя, для друзей и знакомых: делаю мангалы, подсвечники, фигуры для сада.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2019 г. N 162

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ, КОРРЕКТИРОВКИ
И ЗАВЕРШЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА И КОМПЛЕКСНЫХ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО
ЦИКЛА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию прилагаемые Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:

обеспечить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации настоящего постановления;

представить в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта, устанавливающего требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации представлять ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации отчеты о реализации комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 февраля 2019 г. N 162

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ, КОРРЕКТИРОВКИ
И ЗАВЕРШЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА И КОМПЛЕКСНЫХ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО
ЦИКЛА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

Комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла и комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла формируются в целях достижения результатов по приоритетам, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», и направлены на создание прорывных отечественных технологий и получение результатов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики.

II. Основные понятия

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

«инновационный цикл» — комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса, а также выполнение прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ с целью коммерциализации научного знания в новых продуктах, производство продукции;

«комплексная программа» — комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла, представляющая собой совокупность скоординированных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий, включающих в себя научные исследования и этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг;

«комплексный проект» — комплексный научно-технический проект полного инновационного цикла, представляющий собой комплекс работ, скоординированных по задачам, срокам и ресурсам, включающий в себя научные исследования и этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг;

«инициатор комплексной программы, комплексного проекта» — заинтересованные органы государственной власти, члены советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, организации реального сектора экономики, общественные объединения, институты развития, иные организации;

«ответственный исполнитель» — ответственный исполнитель — координатор комплексной программы, комплексного проекта, являющийся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, комплексного проекта, или иным главным распорядителем средств федерального бюджета в сфере научно-технической или производственной деятельности, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, комплексного проекта, отвечающим за их реализацию и достижение целевых показателей;

«соисполнитель» — соисполнитель комплексной программы, комплексного проекта, являющийся федеральным органом исполнительной власти и (или) иным главным распорядителем средств федерального бюджета, отвечающим за реализацию комплексной программы, комплексного проекта и достижение их целевых показателей;

«заказчик» — заказчик комплексной программы, комплексного проекта, являющийся организацией реального сектора экономики, заинтересованной в использовании научных, научно-технических результатов комплексной программы, комплексного проекта и участвующей в выполнении и реализации их мероприятий с целью производства продукции и оказания услуг;

«участники комплексной программы» и «участники комплексного проекта» — органы государственной власти, научные и образовательные организации, иные организации различных форм собственности, институты развития;

«комплексный план научных исследований» — план взаимоувязанных научных исследований и разработок научных и образовательных организаций, организаций реального сектора экономики для создания новых или выявления имеющихся перспективных (прорывных) и востребованных в экономике результатов, формируемый в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в целях реализации комплексных программ;

«базовая организация» — организация, осуществляющая в соответствии с Положением о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 16 «Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации», организационное, техническое и информационное обеспечение деятельности совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации (далее — совет по приоритетному направлению).

III. Инициирование, разработка и утверждение комплексной
программы, комплексного проекта

3. Совет по приоритетному направлению определяет комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, на решение которых должна быть направлена его деятельность, и согласовывает их с координационным советом по приоритетным направлениям научно-технологического развития Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (далее — координационный совет).

Требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Инициатор комплексной программы, комплексного проекта направляет в совет по приоритетному направлению заявку на разработку комплексной программы, комплексного проекта (далее — заявка) по форме, установленной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Заявка должна включать цель комплексной программы, комплексного проекта, обоснование актуальности, комплексные задачи, на решение которых направлены комплексная программа, комплексный проект, потенциальных заказчиков и рынки, на которых будут востребованы предлагаемые к разработке и производству продукты, оценку ресурсов, необходимых для реализации комплексной программы, комплексного проекта, предложения об источниках финансирования.

5. Совет по приоритетному направлению с привлечением базовой организации проводит анализ заявок на наличие имеющихся научных заделов и научно-технических результатов, которые могут быть использованы для достижения целей предлагаемых к разработке комплексной программы, комплексного проекта, а также перспектив выхода на рынок предлагаемых к разработке технологий, продуктов и услуг. Из заявок, соответствующих комплексным задачам, совет по приоритетному направлению совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными организациями формирует в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

а) предложения о разработке комплексных программ, включая комплексный план научных исследований, и информацию об ответственном исполнителе, о соисполнителях, участниках комплексных программ, предлагаемых к разработке технологиях, продуктах и услугах, а также о сроках разработки комплексной программы;

б) предложения о разработке комплексных проектов, включая информацию об имеющихся и необходимых научных заделах, об ответственном исполнителе, о соисполнителях, участниках комплексных проектов, предлагаемых к разработке технологиях, продуктах и услугах, а также о сроках разработки комплексного проекта.

6. Предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта рассматривается на заседании совета по приоритетному направлению. По итогам рассмотрения совет по приоритетному направлению принимает решение о направлении в координационный совет предложения о разработке комплексной программы, комплексного проекта в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, либо о нецелесообразности разработки комплексной программы, комплексного проекта.

7. Координационный совет рассматривает предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта, направленное советом по приоритетному направлению, и на основе методики и критериев, установленных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, принимает решение о согласовании предложения о разработке комплексной программы, комплексного проекта, либо о его доработке советом по приоритетному направлению, либо о нецелесообразности разработки комплексной программы, комплексного проекта.

8. Согласованное координационным советом предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта направляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для принятия по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию решения о разработке комплексной программы, комплексного проекта либо о нецелесообразности их разработки.

В решении о разработке комплексной программы, комплексного проекта определяются ответственный исполнитель, соисполнители, в число которых входит Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, и участники, осуществляющие разработку и реализацию комплексной программы, комплексного проекта.

9. Разработка комплексной программы, комплексного проекта ответственным исполнителем осуществляется в течение 6 месяцев после принятия Правительством Российской Федерации решения о ее разработке.

Форма комплексной программы, комплексного проекта и требования к их подготовке утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Комплексные программы, комплексные проекты подлежат обязательному согласованию с советом по приоритетному направлению.

В случае если в процессе формирования комплексной программы, комплексного проекта будет выявлена необходимость внесения в них изменений принципиального характера, соответствующая информация направляется ответственным исполнителем председателю совета по приоритетному направлению для рассмотрения указанных изменений и принятия решения.

В случае несогласия совета по приоритетному направлению с предлагаемыми изменениями ответственный исполнитель организует проведение согласительного совещания с участием совета по приоритетному направлению и координационного совета.

10. Согласованные проекты комплексной программы, комплексного проекта представляются ответственным исполнителем в Правительство Российской Федерации для последующего утверждения актом Правительства Российской Федерации.

IV. Реализация, мониторинг, корректировка и завершение
реализации комплексных программ, комплексных проектов

11. Реализацию комплексной программы, комплексного проекта организует ответственный исполнитель.

В целях реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель может отбирать на конкурсной основе организацию для организационно-технического и информационного сопровождения реализации комплексной программы, комплексного проекта.

12. Внесение изменений в комплексную программу, комплексный проект производится по следующим основаниям, возникшим в ходе реализации комплексной программы, комплексного проекта:

а) включение в состав комплексной программы, комплексного проекта новых мероприятий (работ);

б) отклонение фактических показателей выполнения комплексной программы, комплексного проекта (далее — фактические показатели) от плановых показателей, предусмотренных комплексной программой, комплексным проектом (далее — плановые показатели);

в) появление новых научно-технических и (или) технологических решений и условий, не учтенных при разработке комплексной программы, комплексного проекта, способствующих сокращению сроков получения запланированного результата;

г) потеря актуальности и значимости ожидаемого научного результата при создании инновационных продуктов и услуг по причине появления на рынках готовых подобных решений или его практической нереализуемости;

д) необходимость совершения опережающих действий с целью предупреждения возникновения возможных (ожидаемых) отклонений фактических показателей от плановых показателей;

е) корректировка государственных программ Российской Федерации.

13. Ежегодный мониторинг реализации комплексной программы, комплексного проекта осуществляется ответственным исполнителем совместно с советом по приоритетному направлению и включает анализ соответствия фактических показателей плановым показателям, а также анализ реализации комплексной программы, комплексного проекта на основании информации, содержащейся в отчетах о ходе выполнения комплексной программы, комплексного проекта.

14. По итогам мониторинга ответственный исполнитель оформляет отчет о реализации комплексной программы, комплексного проекта и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, направляет его в координационный совет.

15. Отчет о реализации комплексной программы, комплексного проекта представляется координационным советом в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным годом.

16. Началом этапа завершения комплексной программы, комплексного проекта является подготовка ответственным исполнителем итогового отчета о комплексной программе, комплексном проекте (далее — итоговый отчет).

17. Итоговый отчет готовится в соответствии с формой и требованиями к подготовке итогового отчета, утвержденными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

18. Подготовленные ответственным исполнителем итоговый отчет и проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта представляются на рассмотрение в совет по приоритетному направлению.

Проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта, согласованный советом по приоритетному направлению, и одобренный им итоговый отчет подлежат согласованию с координационным советом.

Координационный совет информирует президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию о согласовании проекта решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта и одобрении итогового отчета.

19. Согласованный координационным советом проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта и одобренный им итоговый отчет направляются ответственным исполнителем в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

В течение 3 лет после завершения реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель представляет ежегодно отчет о социально-экономическом эффекте от их реализации в совет по приоритетному направлению.

V. Финансовое обеспечение реализации комплексной
программы, комплексного проекта

20. Финансовое обеспечение реализации комплексной программы, комплексного проекта осуществляется ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками комплексной программы, участниками комплексного проекта за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию соответствующих государственных программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и средств внебюджетных источников.

Инвестиции, осуществляемые в комплексные программы, комплексные проекты, должны быть предусмотрены в инвестиционных планах, обеспечивающих реализацию соответствующих программ инновационного развития участников комплексной программы, участников комплексного проекта из числа организаций реального сектора экономики.

21. Финансовое обеспечение реализации комплексной программы, комплексного проекта может быть скорректировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *