Средства платежа

К двум новым субъектам ФЗ-161 теперь предъявляются новые требования в области кибербезопасности. Платежные приложения, которые используют операторы по переводу денежных средств должны соответствовать требованиям к защите информации при осуществлении переводов денежных средств. Можно было бы предположить, что под термин «платежное поручение» попадут и системы ДБО или «клиент-банк», но в законе и в своих разъяснениях Банк России дает понять, что речь идет только о тех приложениях, которые разработаны организациями, которые привлекаются кредитной организацией для проведения платежей. В пояснительной записке в качестве примера приводятся имена Apple Pay, Samsung Pay и MirPay. Опираясь на определение, я бы еще отнес к такого рода система и облачные ДБО, которые используют некоторые банки сегодня. Вообще это странная формулировка, так как требования 27-й статьи ФЗ-161 применяются к участникам НПС, а не к приложениям. Думаю, что тут речь идет о последних правках в 382-П, которые требуют сертификации платежных приложений на отсутствие НДВ или выполнения в их отношении анализа защищенности в соответствие с ОУД4.
Аналогичная норма, по выполнению требований к защите информации, применяется и к банковским платежным агентам и субагентам, а также к платежным агрегаторам, которых может привлекать кредитная организация для приема денежных средств от физлиц.

Те, кто работает с МПС, обязаны выполнять требования ФСТЭК
2-го августа был принят 264-й ФЗ «Федеральный закон от 02.08.2019 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Он направлен «против» иностранных платежных систем, заставляя их соблюдать требования, применяющиеся к российским платежным системам. Среди прочего в законе есть такой пункт: «Информационные системы операторов по переводу денежных средств, с использованием которых осуществляется прием электронных средств платежа и обмен информацией с иностранными поставщиками платежных услуг, информационные системы операторов услуг информационного обмена, с использованием которых осуществляется взаимодействие с иностранными поставщиками платежных услуг, должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.» Иными словами, те системы кредитных организаций, которые взаимодействуют с иностранными платежными системами должны выполнять требования 235-го и 239-го приказов ФСТЭК независимо от результатов категорирования. Кстати, до 1-го сентября 2019-го года в ФСТЭК надо отправить перечень объектов КИИ.
Также требования Банка России по защите информации должны соблюдать операторы услуг информационного обмена (новая сущность в законе), операторы по переводу денежных средств при приеме электронных средств платежа и иностранные поставщики платежных услуг.
Кроме того, операторы иностранных платежных систем должны иметь установленные правила защиты информации, а Банк России имеет право установить требования по защите информации при использовании трансграничного перевода денежных средств. Вспоминая, как Банк России «рисовал» себе картинку про НПС, можно увидеть, что последним пунктом ЦБ как раз закрыл последний ранее незакрытый кусок в виде SWIFT (когда выпустит требования).

Они представляют систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи. Цель совершения платежей электронным способом — ускорение оборачиваемости и сокращение объемов денежных средств в расчетах, повышение качества банковского обслуживания. Участниками электронных расчетов являются подразделения расчетной сети Банка России, а пользователями — кредитные организации (и их филиалы) и другие его клиенты. Особенность электронных платежей заключается в их гарантированности и безотзывности при условии корректной подготовки электронного платежного документа. Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникаций от исходного пункта до пункта назначения, а под безотзывностью -недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования. Кроме того, важно определиться и относительно окончательности платежа. Окончательным он становится с того момента времени, когда его сумма может быть возвращена плательщику только по инициативе (или с согласия) получателя.

Электронные платежи в системе Байка России проводятся па внутри- и межрегиональном уровнях. Под внутрирегиональными электронными расчетами (ВЭР) понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, а также между кредитными организациями, другими клиентами Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), по совершению платежей с использованием платежных и служебно-информационных документов, составляемых в электронной форме. Межрегиональные электронные расчеты (МЭР) — это отношения между подразделениями расчетной сети Банка России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России, находящимися на территории различных субъектов РФ.

Внутрирегиональные электронные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списанные со счетов отправителей (корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций и других клиентов) расчетного подразделения Банка России, в течение операционного дня должны быть зачислены на счета получателей, открытые в расчетном подразделении Банка России. В регионах разрабатываются графики доставки, передачи и приема электронных платежей и обмена сообщениями. В каждом регионе существуют свои порядки проведения ВЭР, которые и методологически, и технически значительно отличаются друг от друга. Каждая региональная расчетная система имеет свои особенности.

Организация и учет межрегиональных электронных расчетов выполняются их Головным участником МЭР, которым, как правило, является ГРКЦ. Последний отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет операций. Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных электронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Сроки отправки сообщений межрегиональных и внутрирегиональных платежей отличаются, причем во втором случае они значительно короче. Это объясняется максимальным приближением сроков доставки сообщений посредством централизованной системы к законодательно установленным срокам прохождения платежа. Для того чтобы последний дошел до получателя как можно быстрее, его списание на межрегиональном уровне происходит, как правило, в первой половине дня. Исключение составляет Московский регион, в котором существует особая порейсовая технология отправки платежей через централизованную систему межбанковских расчетов, в которой предусмотрено списание межрегиональных платежей в течение всего рабочего дня. Однако платеж будет доставлен получателю в другом регионе в течение дня только в том случае, если плательщик отправит его первым или вторым рейсом (т.е. до 11 ч).

В системах МЭР и ВЭР перевод платежей осуществляется на основе электронного платежного поручения (ЭПД). Такие формы безналичных расчетов, как инкассовые поручения и аккредитив в электронном виде, только готовятся к внедрению. Их применение станет возможным лишь после разрешения на законодательном уровне использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) в качестве аналога собственноручной. Обмен ЭПД и электронными служебно-информационными документами (ЭСИД) между кредитными организациями или клиентами Банка России и обслуживающим подразделением расчетной сети последнего осуществляется пакетами, включающими один или несколько электронных документов (ЭД). Каждый пакет подписывается (защищается) электронной цифровой подписью (ЭЦП)1 отправителя. При передаче пакетов ЭД используются средства защиты информации, применяемые в системе Банка России.

Различают полный и сокращенный форматы электронных платежных поручений. Полный формат содержит все основные реквизиты платежного поручения. При проведении платежей в системе МЭР применяется исключительно полный формат ЭД. В этом случае не требуется предоставлять сопутствующие расчетные документы на бумажном носителе. Во внутрирегиональных расчетах могут применяться и те, и другие форматы платежных документов. Однако использование сокращенных форматов увеличивает время прохождения документов и приводит к необходимости передачи сопроводительных материалов (т.е. платежных поручений на бумажном носителе).

Совершенствование платежной системы России неразрывно связано с созданием и развитием электронной системы межбанковских расчетов, учитывающей и активно использующей возможности современной системно-технической среды, средств телекоммуникаций и защиты информации. В настоящее время данная проблема решается путем проведения постоянно расширяющегося эксперимента по совершению внутрирегиональных и межрегиональных электронных платежей, разработки единой телекоммуникационной сети, внедрения комплексной системы защиты информации, создания системы национальных форматов электронных банковских сообщений, экспериментальной отработки технологических решений на федеральном уровне и их нормативно-правового обеспечения.

В течение 1993-1997 гг. в ряде регионов России проводился эксперимент по осуществлению межрегиональных электронных платежей. Его цель заключалась в апробации дополнительных средств совершения межбанковских расчетов наряду с существующим почтовым и телеграфным авизованием. Особенностью электронного платежа, как уже отмечалось, является гарантированность и безотзывность. Внедрение системы межрегиональных электронных расчетов позволило сократить время прохождения платежей с 10-12до 1-5дней.

Структура платежей, совершаемых через расчетную сеть Банка России, по видам технологий представлена на рис. 4.5.

Коммерческие банки осуществляют электронные расчеты и внутри своей структуры, что позволяет им производить расчеты, минуя систему РКЦ, т.е. по схеме «головной банк — филиалы». Такая схема особенно характерна для бывших специализированных банковских структур (Промстройбанка, Сбербанка и др.), а также крупных вновь образованных коммерческих банков с множеством филиалов в различных регионах России. Клиринговая система внутри банка может строиться на разных принципах проведения взаимозачета. Банки развивают данные системы для сокращения расходов на осуществление платежей, ускорения их прохождения, роста ликвидности перевода.

Онлайн-кассу обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение – случаи, установленные Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ). Что является расчетом для целей применения онлайн-касс см. .

К безналичным расчетам относятся расчеты (п. 1 ст. 862 ГК РФ):

  • платежными поручениями (например, платеж через кассира-операциониста в банке, см. )
  • по аккредитиву
  • по инкассо
  • чеками
  • в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями

К безналичным относятся расчеты с помощью электронных средств платежа.

Электронное средство платежа (ЭСП) – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Расчеты с помощью электронного средства платежа могут быть как с его предъявлением, так и без предъявления.

Расчет с предъявлением ЭСП – это оплата покупателем банковской картой в магазине через POS-терминал. Остальные расчеты с помощью ЭСП (в т.ч. оплата платежной картой через интернет) являются расчетами без предъявления ЭСП.

Могут не применять онлайн-кассу:

  • кредитные организации
  • организации и предприниматели, которые освобождены от применения онлайн-касс
  • предприниматели на ПСН, которые осуществляют виды деятельности по п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ
  • предприниматели на НПД
  • организации (предприниматели) при безналичных (без предъявления ЭСП) расчетах между собой

Электронные платежи — универсальный способ оплаты с помощью кошелька в системе WebMoney, ЯндексДеньги или QIWI, позволяющий мгновенно и безопасно совершить покупку в интернете. Под электронными деньгами понимают системы хранения и передачи как традиционных валют, так и негосударственных частных валют — обращение электронных денег может осуществляться как по правилам, установленным или согласованными с государственными центробанками, так и по собственным правилам негосударственных платежных систем.

Виды электронных денег:

  • WebMoney

    WebMoney — международная система расчетов, позволяющая мгновенно оплатить любой товар с помощью WMR, WMZ, WME кошелька. Является одной из самых крупных и надежных систем электронных платежей.

  • Yandex Money

    ЯндексДеньги — сервис электронных платежей от известной российской компании «Яндекс». ЯндексДеньги являются одной из самых популярных платежных систем в русскоязычной части интернета.

  • Qiwi

    Qiwi — универсальный платежный сервис, который включает в себя крупнейшую в мире сеть терминалов, а также кошелек Visa QIWI Wallet – личный кошелек в системе QIWI, чья надежность подтверждена партнерством с системой VISA.

Обращаем ваше внимание на то, что тарифы на прием платежей через электронные платежные системы, представленные на странице, являются ориентировочными. Ваша индивидуальная ставка комиссии за прием платежей с помощью электронных кошельков будет предоставлена вам персональным менеджером. Для получения индивидуального предложения и начала приема платежей вам необходимо подать заявку на подключение.

ABS (Antiblockier System) — По русски — АБС. Антиблокировочная система тормозов. Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его курсовую устойчивость и управляемость. Сейчас применяется на большинстве современных авто. Hаличие ABS позволяет нетренированному водителю не допускать блокировки колес.

ACC (Active Cornering Control) — Иногда ACE, BCS, CATS. Автоматическая система стабилизации поперечного положения кузова в поворотах, а в некоторых случаях и изменяемого хода подвесок, главную роль в которой играют активные элементы подвески.
ADR (ADR (Automatic Distance Regulation) — система по поддержанию безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля. В основе системы лежит радар, установленный в передней части автомобиля. Он постоянно анализирует расстояние до впереди идущего автомобиля. Как только этот показатель становится ниже установленного водителем порога, система ADR автоматически даст команду на снижение скорости, до тех пор, пока расстояние до впереди идущего автомобиля не достигнет безопасного уровня. Cистема ADR входит в список дополнительного оборудования. Система ADR установленная на лимузине Phaeton отличается самой большой дальностью и оптимальным углом направленного луча. Система обеспечивает безопасное и комфортное движение на скорости до 180 км/ч.
AGS (Adaptive Getriebe-Steuerung) — Самонастраивающаяся система автоматической коробки передач. «Индивидуальная» коробка передач. AGS в процессе движения выбирает самую подходящую для водителя передачу. Для распознавания стиля вождения постоянно оценивается работа педалью акселератора. «Ловятся» грань пробуксовки и момент привода, после чего передачи начинают работать по одной из заданных системой программ: «нормальная», «зимняя» и «горная/трогание с места». Кроме того, система AGS предотвращает излишние переключения, например, в пробках, на поворотах или спусках.
ASC (Anti-Slip Control) — Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, «трэкшн-контроль» (tracktion-control). Она же ASR (в автомобилях германского производства), а также DTS (Dynamic Traction Control), ETC, TCS (Traction Control System), STC, TRACS, ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Назначение системы — предотвратить срыв колес в скольжение, а также снизить силу динамических нагрузок на элементы трансмиссии на неоднородном дорожном покрытии. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этого недостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и, следовательно, поступающая на колеса мощность.
A/T (Automatic Transmission) — АККП, автоматическая коробка переключения передач.
ATC (Automatic Traction Control) — Автоматическое управление тягой
BA (Brake Assist) — Иногда BAS, PA или PABS. Электронная система управления давлением в гидравлической системе тормозов, которая в случае необходимости экстренного торможения и недостаточного при этом усилия на педали тормоза самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали, делая это во много раз быстрее, чем на то способен человек.
СBC (Cornering Brake Control) — система, которая подтормаживает колеса в поворотах.
CTI (Central Tire Inflation System) — система централизованной подкачки шин
DBC (Dynamic Brake Control) — Система динамического контроля за торможением. В экстремальных случаях большинство водителей не в состоянии выполнить экстренное торможение. Cила, с которой автолюбитель давит на педаль, недостаточна для эффективного торможения. Последующее нарастание усилия увеличивает тормозную мощность лишь незначительно. DBC дополняет систему динамического контроля устойчивости (DSC), в результате ее срабатывания процесс нарастания давления в приводе тормозов ускоряется, чем обеспечивается минимальный тормозной путь. Работа системы основывается на обработке информации о скорости нарастания давления и усилии на педали тормоза.
DSC (Dynamic Stability Control) — система динамического контроля устойчивости
DME (Digital Motor Electronics) — Цифровая электронная система управления работой двигателя. Осуществляет контроль за «правильным» зажиганием и впрыском топлива и другими дополнительными функциями, такими, как регулировка состава рабочей смеси. Система DME обеспечивает оптимальную мощность при минимальной токсичности выхлопных газов и расходе топлива.
DOT (Department Of Transportation) — Министерство транспорта США, ответственное за нормативы безопасности шин. Маркировка, наносимая на шину, показывает, что данная покрышка соответствует требованиям Министерства и разрешена к использованию в США.
Driveline — ведущий привод.
AWD (All Wheel Drive) — все колёса ведущие;
FWD (Front Wheel Drive) — передние ведущие колёса;
RWD (Rear Wheel Drive) — задние ведущие колёса;
4WD-OD (Four Wheel Drive — On Demand) — четыре колеса ведущие (не постоянно включенный полный привод);
4WD-FT (Four Wheel Drive — Full Time) — четыре колеса ведущие (постоянно включенный полный привод).
ECT (Electronically Controlled Transmission) — Электронная система управления переключениями передач в автоматических КПП последнего поколения. Учитывает скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки и температуру двигателя. Обеспечивает мягкое переключение передач, значительно увеличивает ресурс двигателя и трансмиссии. Позволяет установить несколько алгоритмов переключения передач, например, «зимний», «экономичный» и «спортивный».
EBD (Electronic Brake Distribution) — В немецком варианте — EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung). Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировки колес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с задним приводом. Основное назначение данного узла — распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси.
Принцип действия
Основная нагрузка при торможении с движения передним ходом ложится на колеса передней оси, на которых может быть реализован больший тормозной момент, в то время как колеса задней оси, напротив, разгружаются, и, при приложении к ним большого тормозного момента, могут заблокироваться. Во избежание этого EBD, обработав данные, получаемые от датчиков АБС и датчика, определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормозную систему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорционально действующим на них нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работы АБС или при несрабатывании АБС из-за ее неисправности.
ECS — Электронная система управления жёсткостью амортизаторов.
ECU (Electronic Control Unit) — блок электронного управления работой двигателя.
EDC (Electronic Damper Control) — электронная система регулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой, заботящейся о комфорте. «Электроника» сопоставляет параметры загрузки, скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. При движении по хорошим трассам EDC «приказывает» амортизаторам стать мягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразных участков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление с дорогой.
EDIS (Electronic Distributorless Ignition System) — электронная бесконтактная система зажигания (без прерывателя — распределителя).
EDL (Electronic Differential Lock) — cистема электронной блокировки дифференциала. В немецком варианте EDS (Elektronische Differentialsperre) — электронная блокировка дифференциала. Представляет собой логичное дополнение к функциям антиблокировочной системы (АБС), благодаря которому повышается потенциал безопасности автомобиля, улучшаются его тяговые характеристики при движении в неблагоприятных дорожных условиях, а также облегчаются процессы трогания с места, интенсивного разгона, движения на подъем и эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.
Принцип действия системы.
При прохождении поворотов колеса автомобиля, установленные на одной оси проходят пути разной длины, из-за чего их угловые скорости тоже должны быть разными. Это несовпадение скоростей компенсируется за счет работы дифференциального механизма, устанавливаемого между ведущими колесами. Но у применения дифференциала в качестве связующего звена между правым и левым колесами ведущей оси автомобиля есть и отрицательные стороны. Особенностю конструкции дифференциала является то, что он (при равенстве правой и левой шестерен) независимо от условий движения осуществляет равное распределение крутящего момента между колесами ведущей оси. При прямолинейном движении на покрытии с равными коэффициентами сцепления это не сказывается на поведении автомобиля. Когда же ведущие колеса автомобиля попадают на участок с различными коэффициентами сцепления, колесо, движущееся по участку дороги с меньшим коэффициентом сцепления, начинает пробуксовывать. В силу условия равенства крутящих моментов, обеспечиваемого дифференциалом, буксующее колесо ограничивает тягу противоположного колеса. Блокировка дифференциала при несовпадении условий сцепления левых и правых колес устраняет эту равнораспределенность. Получая сигналы от датчиков частоты вращения, имеющихся в составе АБС, ЭБД определяет угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного из колес, оно подтормаживатся до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения с небуксующим. В результате такого регулирования возникает реактивный момент, который, в случае необходимости, создает эффект механически заблокированного дифференциала, а колесо, имеющее лучшие условия сцепления с дорожным покрытием, получает возможность передавать большее тяговое усилие. При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч. Система ЭБД действует и при движении задним ходом, однако при прохождении поворотов она не срабатывает.
ECM (Electronic Control Module) — модуль электронного контроля. Микрокомпьютер задаёт продолжительность впрыска и количество впрыскиваемого топлива для каждого цилиндра. Cпособствует получению от двигателя оптимальной мощности и крутящего момента в соответствии с заложенной в него программой.
EGR (Exhaust Gas Recirculation) — система рециркуляции отработавших газов
EON (Enhanced Other Network) — встроенная навигационная система. В России пока не работает, однако в Европе преимущество EON уже оценено по достоинству. Информация о пробках на дорогах, строительных работах, маршрутах объезда со спутника поступает в бортовой компьютер вашего автомобиля. Электронный мозг машины тут же дает водителю подсказку, какой дорогой пользоваться, а с какой лучше свернуть.
ESP (Electronic Stability Programm) — Она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) — противозаносная система (ПЗС). Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль «выносит» наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя. В случае возникновения экстремальной ситуации она компенсирует неадекватно резкую реакцию водителя и способствует сохранению устойчивости автомобиля. Работа данной системы заключается в осуществлении тягово-динамического регулирования работы систем управления автомобилем. ПЗС распознает опасность заноса и целенаправленно компенсирует нарушение курсовой устойчивости автомобиля.
Принцип действия системы.
ПЗС реагирует на критические ситуации в том случае, если известны ответы на два вопроса: куда намерен ехать водитель? куда на самом деле едет автомобиль? Ответ на первый вопрос система получает от датчиков, определяющих угол поворота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля. Ответ на второй вопрос можно получить, измерив угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величину его поперечного ускорения. Если по поступающей от датчиков информации получаются разные ответы на упомянутые выше вопросы, то существует вероятность возникновения критической ситуации, при которой необходимо вмешательство ПЗС. Критическая ситуация может проявляться в двух вариантах поведения автомобиля: Недостаточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозированно подтормаживает заднее колесо на внутренней стороне поворота, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате добавления к сумме сил тормозной силы, приложенной к упомянутому выше колесу, вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается в сторону поворота и возвращает машину на заданную траекторию движения, предотвращая выезд за пределы проезжей части и обеспечивая тем самым вписываемость в поворот. Избыточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозированно подтормаживает переднее колесо на внешней стороне поворота и воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается наружу поворота, предотвращая тем самым занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси. Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ПЗС, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае, если автомобиль не оборудован ПЗС, события в данном случае часто развиваются по следующему сценарию: Перед автомобилем неожиданно возникает препятствие. Чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу, — вправо. В результате подобных манипуляций автомобиль резко поворачивается и возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. Развитие ситуации в случае с автомобилем, оборудованным ПЗС, выглядит несколько иначе. Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. По сигналам датчиков ПЗС распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качестве контрмеры, подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля. При этом сила бокового увода передних колес сохраняется. Пока машина движется по дуге влево, водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо. Чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, ПЗС подтормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, благодаря чему оптимизируется действующая на них боковая сила увода. Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкий поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить занос задних колес, подтормаживается левое переднее колесо. В особо критических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным, чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передние колеса.
Рекомендации по эксплуатации ПЗС.
Рекомендуется выключать ПЗС: при «раскачке» автомобиля, застрявшего в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, при проверке автомобиля на динамометрическом стенде. Отключение ПЗС осуществляется нажатием кнопочного выключателя с надписью на панели приборов, включение — повторным нажатием на указанную клавишу. При запуске двигателя ПЗС находится в рабочем режиме.
ETCS (Electronic Throttle Control System) — Электронная система управления положением дроссельной заслонки. Блок управления двигателем получает сигналы с двух датчиков: положения педали газа и дроссельной заслонки, и в соответствии с заложенной в него программой отдает команды электросервоприводу заслонки.
ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organisation) — Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.
FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standarts) — Нормативы безопасности США.
FSI (Fuel Stratified Injection) — «послойный» впрыск топлива. Разработка специалистов Volkswagen. Топливная аппаратура двигателя с системой впрыска FSI сделана по аналогии с дизельными агрегатами: насос высокого давления нагнетает бензин в топливную рампу, общую для всех цилиндров. Топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания через форсунки с электромагнитными клапанами. Команда на открытие каждой форсунки подается из центрального блока управления, а фазы ее работы зависят от оборотов и нагрузки двигателя.
Преимущества бензинового двигателя с прямым впрыском:
— благодаря форсункам с электромагнитными клапанами возможен впрыск строго дозированного количества топлива в камеру сгорания в определенное время;
— изменение фаз впускного распределительного вала на 40 градусов обеспечивает хорошую тягу на низких и средних оборотах;
— использование рециркуляции выхлопных газов уменьшает эмиссию токсичных веществ;
— двигатели с прямым впрыском FSI на 15% экономичнее бензиновых двигателей с традиционной системой впрыска.
HDC (Hill Descent Control) — Система контроля тяги для спуска с крутых и скользких уклонов. Работает примерно по тому же принципу, что и антипробуксовочная: через «удушение» двигателя и подтормаживание колес, но с фиксированным ограничением скорости в диапазоне от 6 до 25 км/ч.
PTS (Parktronic System) — в немецком варианте ADK (Abstandsdistanzkontrolle) — система контроля дистанции при парковке, которая посредством ультразвуковых сенсоров, расположенных в бамперах, определяет расстояние до ближайшего препятствия. Система включает в себя ультразвуковые преобразователи и блок управления. О величине расстояния до препятствия водителя информирует акустический сигнал, характер звучания которого изменяется при сокращении расстояния до препятствия. Чем меньше расстояние, тем короче пауза между отдельными сигналами. Когда до препятствия остается 0,3 м, звучание сигнала становится непрерывным. Звуковой сигнал поддерживается световыми сигналами. Соответствующие индикаторы расположены внутри салона. Помимо обозначения ADK (Abstandsdistanzkontrolle) для описания данной системы могут использоваться абривеатуры PDC (Parking distance control) и Parktronik.
RDC (Reifen Druck Control) — Система контроля за давлением воздуха в шинах. Система RDC контролирует давление и температуру воздуха в шинах автомобиля как во время движения с любой скоростью, так и на неподвижно стоящем автомобиле. Система сообщает о падении давления в одной или нескольких шинах. Благодаря RDC удается избежать преждевременного износа и разрывов шин.
SIPS (Side Impact Protection System) — Система защиты от бокового удара. Состоит из усиленных и энергопоглощающих элементов кузова и боковых подушек безопасности, которые обычно располагаются во внешнем крае спинки переднего сидения. Мешок SIPS срабатывает от электронных датчиков, вмонтированных в стойку и позади проема задней двери (эти датчики используются и для срабатывания Надуваемой занавески, IC). Meсто расположения датчиков влияет на очень быструю реакцию.Это особенно важно при боковых ударах, так как сминаемая зона составляет всего 25-30 см.
SLS (Self-Levelizing Suspension) — Система самовыравнивания подвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор. Может обеспечивать стабильность положения кузова в продольной оси относительно горизонтали при быстром движении по неровным дорогам и/или при полной загрузке.
SRS (Supplementary Restraint System) — Подушки безопасности, они же эйрбэги (airbag), фронтальные и боковые. Последние иногда относят к системе защиты от боковых ударов SIPS, куда наряду с ними входят специальные балки в дверях и поперечные усилители кузова. Новые аббревиатуры — WHIPS (запатентовано Volvo) и IC, что, соответственно, расшифровывается как система защиты от «плетевого» удара — особая конструкция спинки сиденья с активными подголовниками и «надувная штора» — подушка безопасности, разворачивающаяся сбоку в зоне головы.
IC (Inflatable Curtain) — Надуваемая занавеска. IC на Volvo состоит из двух «защитных занавесок». Они монтируются под обивкой крыши вдоль каждой стороны автомобиля и защищают в равной степени и передних и задних пассажиров. При столкновении занавеска освобождается и надувается до полного объема всего за 25 тысячных долей секунды. Через три секунды начинается процесс спускания; он проходит медленно, чтобы обеспечить максимальную защиту при множественных столкновениях. Занавеска покрыта воздушными каналами, сконцентрированными в областях, о которые пассажиры автомобиля могут удариться головой. IC надувается только на той стороне, на которую пришелся удар. Она срабатывает от датчиков в стойке и за проемом задней двери. Те же самые датчики используются для срабатывания мешков SIPS (защита от боковых ударов). Если срабатывает только датчик сзади, то надувается только IC-мешки, а SIPS не срабатывают. Газ в IC — это смесь аргона и гелия, он безвреден для живых существ и окружающей среды.
MASC (Mitsubishi Active Stability Control) — система динамической стабилизации Мицубиси.
MATC (Mitsubishi Active Traction Control) — активная противобуксовочная система Мицубиси.
MSR (Motor Schleppmoment Regelung) — система контроля за торможением двигателем. Предотвращает блокирование ведущих колес при торможении двигателем. Узел, применяемый исключительно на переднеприводных дизельных автомобилях, для предотвращения блокирования передних колес, которое возможно при резком отпускании педали акселератора либо при резком торможении на передаче. Свои функции система осуществляет путем воздействия на системы управления топливным насосом высокого давления дизельного двигателя. Данное воздействие выражается в повышении частоты вращения коленчатого вала мотора.
M/T (Manual Transmission) — РККП, Ручная Коробка Переключения Передач.
OBD (On Board Diagnostic) — система бортовой диагностики автомобиля
OHC (Overhead Camshaft) — расположенный сверху распределительный вал
VDC (Vehicle Dynamic Control) — система стабилизации курсовой устойчивости.
VVT-i (Valve Variable Timing-intelligent) — Или VTEC, VANOS, NVCS, VIS, CVVT. Системы изменяемых фаз газораспределения. Применяются для улучшения характеристик крутящего момента в широком диапазоне оборотов, а также для улучшения экономичности и экологических характеристик двигателя.
WHIPS (Whiplash Protection System) — Механическая система, которая встроена в оба передних сидения. Она состоит из проволочной рамки в спинке сидения, подвешенной на пружинах, и специально сконструированного механизма крепления спинки сидения к подушке. При ударе автомобиля сзади, система срабатывает в двух фазах. В первой фазе проволочная рама и ее пружины с ограниченным ходом предотвращают слишком глубокое вдавливание сидящего в спинку сидения. Она также обеспечивает поддержку позвоночника и предотвращает его от излишнего изгибания. В то же самое время, WHIPS позволяет всей спинке в целом двигаться назад, предохраняя пассажира двигаться вперед. Верхняя часть спинки движется вверх и вперед, заставляя подголовник лучше поддерживать шею и голову. Во второй фазе механизм WHIPS позволяет спинке еще отклониться назад, поглощая энергию удара и снижая опасный эффект катапульты. WHIPS создана для того, чтобы обеспечить защиту на скоростях до 30 км/ч, именно на этих низких скоростях причиняются т.н. «плетевые» травмы.
ГУР (Гидроусилитель Руля) — Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае «пятно контакта» резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно.
ЭУР (Электроусилитель Руля) — То же, что и ГУР, но вместо насоса, перекачивающего жидкость, роль помощника выполняет электромотор. В случае перегрева ЭУР отключается на 3-4 секунды, затем снова включается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *