Срок приемки импортных товаров составляет

Приемка товаров по качеству

Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества.

Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки, маркировки.

Принимают товары по органолептическим показателям (проверяют внешний вид, вкус, запах, консистенцию) предварительно на месте получения и окончательно в магазине.

Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены для отдельных видов товаров стандартами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:

  • • при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 24 ч после выдачи их органом транспорта или поступления в магазин;
  • • при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящихся товаров — 24 ч после поступления в магазин.

В районах Крайнего Севера и других местностях досрочного завоза непродовольственные товары принимают по качеству не позднее 60 дней, продовольственные (за исключением скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящиеся товары — не позднее 48 ч после поступления их в магазин.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности товаров завершена в установленные сроки.

Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и т. п.).

Если сопроводительные документы или часть из них отсутствуют, то в этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товаров и в нем указывается, какие документы отсутствуют.

При приемке товаров производится сплошная проверка их качества и комплектности. Выборочная проверка с распространением результатов проверки качества какой-либо части товаров на всю партию допускается в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором.

При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, работники магазина приостанавливают дальнейшую приемку и составляют односторонний “Акт о приемке товаров” (форма № ТОРГ-1). В нем указывают количество осмотренных товаров, характер выявленных при приемке дефектов.

До продолжения приемки обеспечивается хранение товаров ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение их качества и смешение с другими однородными товарами.

Для участия в продолжении приемки и в составлении двустороннего акта вызывается представитель поставщика. При неявке представителя поставщика по вызову получателя в установленный срок и в случаях, когда его вызов не является обязательным, проверка качества товаров производится экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству, а при их отсутствии — с участием представителя общественности предприятия- получателя.

В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором, для определения качества товаров производится отбор образцов (проб). Отобранные в строгом соответствии с требованиями указанных документов образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.

Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами.

По результатам приемки товаров по качеству и комплектности с участием указанных выше представителей составляется двусторонний “Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей” (форма № ТОРГ-2). Он должен быть составлен в день окончания приемки.

Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке. Они обязаны удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.

К акту, устанавливающему ненадлежащее качество или некомплектность товаров, прилагаются сопроводительные документы, а также другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения качества) товаров или их некомплектности.

Акт утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления.

Составленный по результатам приемки товаров акт является документом, подтверждающим невыполнение поставщиком условий договора. Поэтому он служит основанием для предъявления поставщику претензионного письма.

В письме указывается сумма требований и их содержание, подтвержденное ссылками на документы и нормативные акты. К нему прилагается двусторонний акт со всеми документами, а в соответствующих случаях -— их надлежаще заверенными копиями или выписками из документов.

Сроки направления претензии получателем товаров, а также сроки ее рассмотрения и ответа на нее поставщиком устанавливаются договором.

Торговые организации имеют право независимо от результатов проверки качества товаров, произведенной ими в сроки, указанные выше, актировать производственные недостатки, если они будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.

Акт о скрытых недостатках товаров должен быть составлен в течение 5 дней после их обнаружения, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров на склад получателя, обнаружившего такие недостатки, если иные сроки не определены договором.

Если на товары установлены гарантийные сроки службы или хранения, то акт о скрытых недостатках составляется также в течение 5 дней после их обнаружения, но в пределах установленного гарантийного срока.

В случае вызова представителя поставщика для участия в составлении акта к установленному пятидневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.

Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Назовите документы, регламентирующие порядок приемки товаров по количеству и качеству в магазине.
  • 2. В каких случаях при приемке товаров следует руководствоваться правилами, изложенными в инструкциях “О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству” и “О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству”?
  • 3. Каков порядок приемки товаров по количеству в магазине и ее документального оформления?
  • 4. Каков порядок приемки товаров работниками магазина на складе поставщика?
  • 5. Что такое завес тары? Каков порядок составления акта о завесе тары?
  • 6. Каков порядок приемки товаров по качеству и комплектности в магазине и ее документального оформления?
  • 7. В каких случаях для определения качества товаров производится отбор образцов (проб)? Каким документом он оформляется?
  • 8. Каким должно быть содержание акта о фактическом качестве и комплектности полученных товаров?
  • 9. В каких случаях и в какие сроки составляются акты о скрытых недостатках товаров?
  • Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которыене могли быть обнаружены при обычной для данного вида товаров проверке и выявлены лишь в процессе хранения, подготовки к продаже илииспользования товаров.

Юриспруденция / Коммерческое право / 16.4 Приемка импортных товаров

Определенными особенностями характеризуется приемка импортных товаров. Здесь, прежде всего, важно определение правил приемки. Независимо от права, применимого к исполнению основного обязательства (основному исполнению), во внешнеторговых контрактах следует предусматривать, что приемка получаемых товаров производится по российскому праву. На это ориентирует п. 4 ст. 1210 ГК РФ.

Процедура приемки или ее важнейшие положения могут устанавливаться контрактом. Если в контракте указанные вопросы не решены, то следует руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлению и направлению рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90. Названная инструкция применяется в качестве обычая торгового оборота. Если в контракте вопросы приемки урегулированы лишь частично, то в остальных моментах должны субсидиарно применяться положения названной инструкции.

Для приемки импортных товаров приглашается эксперт бюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. В случае невозможности приглашения эксперта торгово-промышленной палаты или отказа в его выделении приемка производится комиссией с участием представителя иностранного поставщика или с участием представителя другой незаинтересованной организации.

Акты приемки по количеству и качеству (рекламационные акты) должны составляться раздельно по каждой партии товара, отгружавшейся по одной международной накладной. Не разрешается составление одного общего акта на товары, поступившие по разным контрактам или от разных инопоставщиков. Требования к содержанию рекламационных актов предусмотрены названной инструкцией. Приказом Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 утверждена унифицированная форма (Торг-3) акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров.

При приемке товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиям к качеству товаров, предусмотренным в стандарте на товар или контракте. При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров производится по данным маркировки и внутритарных упаковочных листов, а при отсутствии последних – по фактическому наличию.

Если при приемке обнаружены изделия с дефектами от механического воздействия (с проколами, поломками, потертостями и т.п.), то эксперт или комиссия должны дать описание дефектов, указать количество изделий с такими недостатками, степень понижения качества (в процентах или долях), отразить состояние упаковки.

При обнаружении товаров, не соответствующих установленным требованиям, получатель обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения распоряжения импортера или иностранного поставщика.

Товары, не соответствующие установленным требованиям, должны храниться в таре или упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это оказывается невозможным, тара или упаковка должны храниться отдельно до урегулирования вопроса с импортером или иностранным поставщиком.

Рекламационный акт (акт экспертизы) с прилагаемыми к нему документами и основанное на них требование направляются в кратчайший срок организации-продавцу, по счету которой получен и оплачен товар. Эта организация переотправляет документы импортеру или иностранному поставщику. Если товар получен покупателем по внешнеторговому контракту непосредственно от инофирмы, то требование о

возмещении убытков от недостачи или недоброкачественности товара заявляется к последней.

Если при получении импортных товаров их приемка может производиться согласно российским правилам, то при поставке товаров на экспорт вопросы приемки всегда следует определять в контракте. В настоящее время несвоевременное или неполное получение экспортной валютной выручки зачастую связано с претензиями иностранных покупателей к количеству и качеству полученных экспортных товаров.

В заключаемых контрактах следует предусматривать, что обязательным документом для подтверждения факта недостачи или ненадлежащего качества полученного товара является акт экспертизы, составленный надлежаще уполномоченной организацией. Зарубежные получатели нередко злоупотребляют с составлением документов о недостаче или забраковании товара. Предупредительные меры надлежит осуществлять по двум направлениям;

· во-первых, следует предварительно подыскивать в пункте назначения достаточно надежную, добросовестную организацию, которой по контракту будет поручаться проведение приемки;

· во-вторых, целесообразно предусматривать в контракте требования, направленные на ужесточение порядка приемки и повышение достоверности составляемых рекламационных актов.

Роль Инструкций П-6 и П-7 в регулировании отношений при поставке нефтепродуктов в Российской Федерации

Библиографическое описание:

Гараева Н. С. Роль Инструкций П-6 и П-7 в регулировании отношений при поставке нефтепродуктов в Российской Федерации // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1209/ (дата обращения: 17.01.2019).

Понятие «источники права» впервые ввел более двух тысяч лет назад Тит Ливий в своей «Римской истории». В настоящее время в современной российской правовой науке термин «источники права», «источники правового регулирования» используется в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.

Источниками правового регулировании отношений при поставке нефтепродуктов являются нормативные акты различной юридической силы (законы, подзаконные акты). Некоторые акты приняты еще в советское время, но до сих пор не утрачивают свое значение в регулировании тех или иных моментов, например определяющих процедуру приемки нефтепродуктов. Такими документами можно назвать Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 (далее – Инструкция П-6), и Инструкцию о порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 (далее – Инструкция П-7). Данные Инструкции утратили силу, но согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 могут применяться, если на них имеется ссылка в договоре поставки. И длительная практика применения этих актов в поставочных отношениях позволяет сегодня рассматривать их в качестве деловых обыкновений.

Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства .

Деловые обыкновения следует отличать от обычаев делового оборота. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила. Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора, например, условие о применении правил Инструкций П-6 и П-7 при приемке нефтепродуктов. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило .

Основные обязанности покупателя по договору поставки нефтепродуктов, состоят в принятии поставленных товаров и их оплате. Приемка нефтепродуктов осуществляется по количеству и качеству и должна происходить по определенной процедуре. Такая процедура может проходить по правилам, установленным в Инструкциях П-6 и П-7, и если об этом прямо договорились стороны.

Применение этих Инструкций удобно, поскольку в них подробно регламентированы порядок и сроки приемки товаров (нефтепродуктов), формы актов, которыми оформляется такая приемка, что избавляет покупателя и поставщика от необходимости каждый раз прописывать процедуру приемки при заключении договора. Вместе с тем Инструкции имеют и недостатки в виде коротких сроков приемки, привлечения к приемке представителя общественности, компетентность которого при судебном разбирательстве может быть поставлена под сомнение, двухэтапности приемки на стадии входного контроля (до вызова представителя поставщика и после), необходимости обращения в бюро товарных экспертиз и т.д. Сложившаяся за годы действия этих Инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу от исковых требований по поводу ненадлежащей поставки (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2009г. № Ф03-3016/2009) .

В целом можно сказать, что вышеуказанные Инструкции играют важную роль, т.к. именно в них прописаны пошаговые действия при приемке любой продукции, в т.ч. и нефтепродуктов. В настоящее время в законодательстве нет больше таких документов, где были бы прописаны действия поставщика и покупателя при приемке поставляемой продукции (нефтепродуктов). Вот почему до стих пор эти Инструкции так широко применяются в деловой практике.

Однако, названные выше Инструкции имеют ряд практических недостатков. И это не удивительно, ведь это нормативные документы, принятые еще в советское время, и на сегодняшний день не отвечающие по некоторым позициям российской действительности. Рассмотрим подробней каждую из Инструкций.

Так, п. 20 Инструкции П-7 говорит, о том, что в случае неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров — экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству. В настоящее время таких отраслевых инспекций по качеству и бюро товарных экспертиз нет. Т. е. в таком случае получателю некуда обращаться. И дальше в Инструкции сказано, что при отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя) проверка качества продукции (нефтепродуктов) производится: с участием компетентного представителя общественности предприятия — получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия.

В п. 18 Инструкции П-6 речь идет также о представителях общественности предприятия. А что делать в случае, если предприятие-получатель нефтепродуктов небольшое и у него нет профсоюза, нет и возможности назначить представителя общественности предприятия? И еще вопрос. Кто же может выступить таким представителем общественности предприятия? Инструкция П-6 и Инструкция П-7 запрещают выделять в качестве представителя общественности для приемки нефтепродуктов материально ответственных и подчиненных им лиц, а также лиц, осуществляющих учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей (нефтепродуктов). В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия — получателя руководители предприятий и их заместители, работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей (нефтепродуктов), работники юридической службы этих предприятий, претензионисты. А кто же тогда может быть представителем общественности предприятия? Ведь для достоверной приемки нефтепродуктов по качеству нужно обладать специальными знаниями. Таковыми могли бы быть работники нефтебаз, но они являются материально ответственными лицами и согласно Инструкциям не могут быть представителями общественности. И в случае рассмотрения споров в суде, суд может поставить под сомнение компетентность таких представителей общественности.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В п. 23 Инструкции П-7 и в п. 21 Инструкции П-6 сказано, что представителю, уполномоченному на приемку нефтепродуктов по качеству и количеству, руководством предприятия выдается разовое удостоверение. В удостоверении указываются дата выдачи удостоверения и его номер; фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение; наименование предприятия, которому выделяется представитель; на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель. На мой взгляд, это разовое удостоверение должно быть заменено на доверенность от предприятия-получателя с теми же полномочиями.

В договорах поставки нефтепродуктов очень часто стороны ссылаются на вышеназванные Инструкции, хотя они не всегда отвечают тем требованиям по условиям приемки, которые присуще именно приемке нефтепродуктов. Так, например, правила об отборе проб и образцов, пришедших любым видом транспорта нефтепродуктов. В Инструкции П-7 сказано о правилах отбора проб продукции, но очень мало сказано о том, куда должны быть направлены отобранные пробы (образцы) нефтепродуктов, в какие компетентные структуры. В п. 28 сказано, что дополнительные пробы передаются для анализа в лаборатории. Опять же какие это лаборатории? Кто имеет право проводить соответствующие анализы нефтепродуктов? А если анализы проводятся самим получателем, то при каких условиях это возможно? Думается, что при приемке продукции (нефтепродуктов) пробы (образцы) должны в первую очередь брать представители получателя и провести с этими пробами анализ на своем оборудовании (если такое имеется) или передать в соответствующую аккредитованную независимую лабораторию. Если, пробы нефтепродуктов соответствуют сопроводительным документам и техническому регламенту, то продукция принимается и приходуется получателем. Если пробы нефтепродуктов не соответствуют требованиям технического регламента по качеству, то дальше получатель приостанавливает приемку продукции, вызывает представителя завода-изготовителя или оптового поставщика для ведения дальнейшей претензионной работы. Мало указать в тексте договора ссылку на Инструкции по приемке нефтепродуктов по качеству и по количеству, необходимо их строго соблюдать. Для этого на предприятии получателя все материально ответвленные лица и лица, отвечающие за проведение приемки продукции, должны быть ознакомлены с вышеуказанными Инструкциями и договором поставки.

В этой части в Инструкции очень много пробелов и вопросов. А ведь именно от проведенного анализа в конечном счете зависит результат проверки продукции по качеству и соответствие ее сопроводительным документам (сертификатам и др.).

В настоящее время единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировке и отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения установлены так же Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 231. Т.е. в обязанности покупателя, согласно вышеуказанной Инструкции № 231, входит проведение приемосдаточного и контрольного анализа нефтепродуктов с обязательным вызовом представителя поставщика, составление в случае выявления некачественных нефтепродуктов акта о некачественности продукции и составления соответствующей претензии поставщику (п. п. 3.7, 3.8, 6.22, 6.24, 10.1, 10.2 Инструкции № 231). Акт о некачественности поставленных нефтепродуктов должен быть составлен по результатам проверки нефтепродуктов в момент их принятия, а не после слива из автоцистерн (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от от 15.05.2006 г. по делу № А11-1305/2005-К1-5/98) .

Положения вышеуказанной Инструкция № 231, могут служить правилами приемки нефтепродуктов покупателем по качеству. Инструкция № 231 подробно описывает правила проведения проверки качества поставленных различными видами транспорта нефтепродуктов: правила отбора проб (именно в этой Инструкции сказано, что минимальная норма отбора проб нефтепродукта – 2 литра (часть отправляется для анализа в лабораторию, часть – хранится для так называемой арбитражной проверки – контрольная проба для проверки в случае судебного спора); отобранные пробы упаковываются в чистую, сухую посуду, закупориваются пробкой, опечатываются, направляются в лабораторию (раздел 9 Инструкции № 231). В случае выявления некачественного нефтепродукта составляется акт с указанием количества проверенного нефтепродукта и характера выявленных недостатков. Получатель обязан в течение суток письменно уведомить поставщика о поступлении некачественного нефтепродукта и вызвать его представителя для участия в проведении оценки качества продукции (раздел 10 Инструкции № 231). Т. е. при заключении договора поставки нефтепродуктов покупателю лучше всего ссылаться не на Инструкцию П-7 (которая, как мы знаем, очень устарела), а на положения Инструкции № 231, так как это более современный и отвечающий современным реалиям, документ.

Литература:

  1. Гражданское право / под редакцией Сергеева А. П., Толстого Ю. К., — учебник ч. 1, переработанное и дополненное. М.: Проспект. 2005

  2. Гражданское право: Том 1: Общая часть / под ред. Суханова Е. А. — учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. М. :Волтерс Клувер. 2008

  3. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2009г. № Ф03-3016/2009) . – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» 2002 / www.consultant.ru

  4. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от от 15.05.2006 г. по делу № А11-1305/2005-К1-5/98 . – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» 2002 / www.consultant.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Инструкция, приемка нефтепродуктов, представитель общественности предприятия, качество, нефтепродукт, приемка продукции, Федеральный арбитражный суд, деловое обыкновение, народное потребление, некачественный нефтепродукт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *