Ст 7 о транспортно экспедиционной деятельности

Определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, под которой понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Устанавливаются права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции, порядок установления вознаграждения экспедиторов, закрепляются принципы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции, включая утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, нарушение сроков выполнения договора экспедитором, а также несоблюдение клиентом обязанности по уплате вознаграждения экспедитору.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. По ранее возникшим обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг, положения Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Как и любая деятельность, транспортно-экспедиционная нуждается в регулировании. Существует двухуровневая система регулирования деятельности транспортно-экспедиторских компаний: государственное и международное.

Государственное регулирование преследует две основные цели:

  • стимулирование развития национальной транспортно-экспедиционной деятельности в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики страны;

  • обеспечение гарантированного уровня качества транспортно-экспедиционного обслуживания юридических и физических лиц.

Основными механизмами государственного регулирования транспортно-экспедиционной деятельности являются:

  • лицензирование, определяющее систему доступа экспедиторов и перевозчиков к участию в транспортно-экспедиционной деятельности;

  • сертификация, стимулирующая повышение качества предоставляемых транспортно-экспедиционных услуг;

  • налоговая политика в сфере транспортной деятельности;

  • правовая защита всех участников транспортно-экспедиционного процесса, особенно граждан (потребителей);

  • стандартизация всех аспектов транспортно-экспедиционной деятельности;

  • политика в области страхования.

Основными международными договорами и конвенциями, регламентирующими транспортно-экспедиционную деятельность на различных видах транспорта, являются:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле ВТО – GАТТ (регламентирует общие вопросы правового регулирования международной торговли).

Генеральное соглашение по торговле услугами ВТО – GATS (регламентирует единые международные требования к порядку пересечения границ, урегулированию споров, техническим характеристикам транспортных средств и т.п.).

Конвенция о международных смешанных перевозках грузов (регламентирует смешанные перевозки грузов в международном сообщении по одному сквозному транспортному документу).

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов – CMR.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов – ДОПОГ (регламентирует требования к перевозкам опасных грузов).

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов – TIR.

Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах.

Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров.

Международные организации, занимающиеся вопросами транспортно-экспедиционной деятельности:

Международная федерация экспедиторских ассоциаций – FIATA (разработка модели правил транспортно-экспедиционного обслуживания, форм транспортно-экспедиционной документации, порядка их оформления и движения при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности).

Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (разработка соглашений, конвенций и протоколов в области транспорта под эгидой ООН).

Международная информационная система «Эффект» (регламентирует требования к форме и технологии заполнения транспортно-экспедиционной документации при использовании безбумажной технологии).

Европейская конференция министров транспорта (разрабатывает рекомендации и правовые положения для различных видов транспорта).

Международный союз автомобильного транспорта и организации гражданской авиации — ICAO и IATA (регламентируют правовые аспекты организации перевозок на соответствующих видах транспорта).

В России процедура регулирования транспортно-экспедиционной деятельности закреплена в гл. 41 ГК РФ, в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилах транспортно-экспедиционной деятельности.

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» был принят Государственной Думой 11 июня 2003 г. Закон направлен на то, чтобы упрочить правовую базу, определение порядка и условий заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции, регулирование отношений, возникающих из этих договоров и, в частности, прав, обязанностей и ответственности сторон. Закон призван обеспечить защиту интересов как экспедиторов, так и пользователей транспортно-экспедиционных услуг, упорядочить отношения между транспортно-экспедиторскими организациями, перевозчиками различных видов транспорта и потребителями транспортно-экспедиционных услуг. Принятие закона создает условия для повышения качества экспедиционных услуг, снижения издержек при перевозках грузов, обеспечение конкурентоспособности российских транспортных экспедиторов как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Термины и понятия

Транспортное посредничество

Транспортно-экспедиционное обслуживание

Транспортно-экспедиционные операции

Транспортно-экспедиторская фирма (компания)

Договор транспортного экспедирования

Договор транспортного агентирования

Грузовладелец

Агент

Экспедитор

Вопросы для самопроверки

  1. В чем сущность транспортного экспедирования?

  2. Какие существуют формы транспортного посредничества?

  3. Что такое транспортное обслуживание внешнеторгового грузооборота?

  4. Назовите основные виды услуг, предоставляемых транспортно-экспедиторскими компаниями.

  5. Что представляет собой договор транспортного экспедирования?

  6. В чем сущность договора транспортного агентирования?

  7. Какова система регулирования деятельности транспортно-экспедиторских компаний?

  8. В чем состоит основная цель деятельности FIATA?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *