Стандарт внешнего финансового контроля

Сущность системы внутреннего контроля и ее основополагающие функции

Определение 1

Система внутреннего контроля организации (СВК) – это комплекс мероприятий, способов и действий, которые применяются на предприятии для реализации эффективной деятельности организации и обеспечения достоверности документооборота, выявления и устранения искажения финансовой и прочей информации, а также современного предоставления бухгалтерской отчетности.

Анализ надежности системы внутреннего контроля организации представляет собой один из пунктов программы аудиторской проверки.

Действенная и надежная система внутреннего контроля выступает как драйвер для снижения риска контроля и как следствие аудиторского риска. Если есть гарантия, что СВК характеризуется высоким уровнем надежности, то аудитор, проводящий аудит, может применять менее трудоемкие и выборочные статические и нестатические способы проверки.

Аспекты оценки надежности системы внутреннего контроля организации регулирует ФСАД № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Оценка надежности системы внутреннего контроля 400 руб.
  • Реферат Оценка надежности системы внутреннего контроля 240 руб.
  • Контрольная работа Оценка надежности системы внутреннего контроля 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Порядок исследования и оценки надежности СВК

В рамках оценки СВК аудиторской группе необходимо изучить систему бухгалтерского и налогового учета предприятия, оценить ее особенности. Это является достаточно важным этапом, т.к. ведение бухгалтерского учета является одной из наиболее значимых областей СВК организации. Немаловажным в процессе анализа надежности СВК является проведение анализа работы служб внутреннего аудита, оценка ее влияния на проведение внешней аудиторской проверки, т.к. внутренний аудит так же регулирует вопросы анализа эффективности действующей СВК предприятия.

Проведение анализа надежности СВК состоит их следующих итераций:

  1. Изучение и общая характеристика существующей системы внутреннего контроля организации. На этом этапе формируется общее мнение о специфике и отрасли деятельности предприятия, его внешней среды, системы ведения бухгалтерского и налогового учета;
  2. Первичная оценка и анализ надежности СВК предприятия;
  3. Подтверждение первичной оценки и формирование окончательного мнения о системе внутреннего контроля предприятия.

Для анализа СВК могут быть применены следующие способы:

  1. Опрос сотрудников;
  2. Методы эмпирического наблюдения;
  3. Получение информации аудитов прошлых лет;
  4. Исследования документации управления и учета организации;
  5. Изучение результатов проверок и ревизий контролирующих органов;
  6. Исследование требований организации к СВК;
  7. Проведение тестирования систем внутреннего контроля.

Замечание 1

По результатам анализа СВК организации могут быть присвоены «низкий», «средний» и «высокий» уровни надежности исследуемой системы.

В случае, если в результате анализа надежность система внутреннего контроля оценена как «низкая», аудиторская группа обязана формировать план и программу аудиторской проверки с учетом недоверия к существующей СВК, т.е. необходимо планировать аудит так, чтобы аудиторское окончательное мнение не базировалось на доверии к существующей системе. Низкая оценка может быть присвоена уже на первом этапе первичной оценки систем внутреннего контроля.

В случае, если по итогам первичного анализа аудиторская группа приняла положительное решение относительно доверия к системе внутреннего контроля предприятия, то в дальнейшем необходимо проводить процедуры первичного анализа надежности системы внутреннего контроля посредством разработанных аудиторской группой методик. На основании первичной оценки может быть присвоена средняя или высокая оценку надежности, в таком случае аудиторская может планировать свою работу, исходя из данной оценки, но стоит отметить, что он не должен абсолютно доверять системе внутреннего контроля организации. Далее проводится процедура по подтверждению достоверности такой оценки способами, разработанными аудитором самостоятельно, и только потом эта оценка используется в дальнейшем работе.

Распространенные ошибки, выявляемые в результате аудита

Наиболее часто в результате выполнения аудита выявляются следующие недочеты:

  • некорректное формирование первоначальной стоимости актива, полученного по договорам, за исключением договора купли-продажи
  • неверное отнесение затрат на ремонт и включение их в себестоимость продукции;
  • несвоевременное оприходование ОС и возмещение НДС по приобретённым основным фондам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *