Статьи по финансовому праву

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

А.А. Нечай

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ПОЛИТИКА: ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматриваются аспекты соотношения частноправовых и публично-правовых интересов в сфере формирования, управления, распределения и использования денежных фондов. Анализируются проблемы формирования финансовой политики государств, в частности, отсутствие ответственности за нестабильность и низкую эффективность финансового законодательства политических партий, представленных в парламентах стран. Предлагаются меры повышения эффективности и практического использования разработок ученых-юристов.

Ключевые слова: публичные денежные фонды, ответственность народных депутатов, финансовое законодательство, публично-правовые интересы.

A.A. Nechai

FINANCIAL LAW AND POLITICS: CURRENT CHALLENGES

Утверждение о том, что после развала СССР финансовое право развивается гигантскими темпами, стало аксиомой. Однако благодаря такому стремительному развитию появилось множество сложных вопросов, некоторые из них мы рассмотрим в этой статье.

Известно, что основное предназначение правовой нормы — регулирование тех или иных общественных отношений. При этом правовая норма может: 1) регулировать уже существующие отношения, требующие государственного регулирования по определенным причинам; 2) создавать условия для появления еще не существующих в обществе отношений, развитие которых считается полезным с определенной точки зрения. В силу указанных качеств нормы мы и говорим о регулирующей функции права вообще и финансового права в частности.

Когда речь идет о публичных отраслях права, к которым относится и финансовое, то регулирующая функция нормы права существенно усиливается. Ведь императивность публичных норм требует их безусловного выполнения сторонами, вступающими в определенные общественные отношения, иными словами — сторонами, осуществляющими определенные виды деятельности.

© Нечай Анна Анатольевна, 2013

Особенность же норм финансового права состоит еще и в том, что, регулируя процессы формирования, распределения, управления и использования средств публичных фондов, эти нормы непосредственно влияют на определение размера частных денежных накоплений (фондов) как юридических, так и физических лиц. Так, например, реализация права собственности (владение, использование и распоряжение) на денежные средства в полной мере может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь после отделения от полученных доходов (начисленной к выплате заработной платы) суммы налогов (обязательных платежей), которые в силу закона принадлежат органу публичной власти (государству, местному самоуправлению) или публичному фонду.

Иными словами, во многих случаях до момента уплаты установленных налоговых сумм (обязательных платежей) ни юридические, ни физические лица не могут в полной мере реализовать свое право свободного распоряжения собственными денежными (а во многих случаях — и материальными) средствами, если такие средства, полученные от третьих лиц, подлежат налогообложению.

Таким образом, публичные фонды формируются в результате отделения от средств, находящихся во владении частных лиц, сумм, которые в силу закона объявляются собственностью публичного фонда и подлежат перечислению в этот фонд в размере, установленном законом. В силу этого появляются две тенденции поведения в обществе.

С одной стороны, собственники публичных фондов (государство, органы местного самоуправления, управляющие органы фондов социального страхования и т.д.) полагают, что имеют законное право контролировать все средства, имеюсь щиеся во владении частных лиц, с целью правильного определения той части, ? которая по закону принадлежит публичной власти и должна быть перечислена а. в соответствующий публичный фонд. При этом они стремятся расширить свои % права и распространить свой финансовый контроль не только на процесс непо-I средственного перераспределения полученного дохода и определения принадле-

1 жащей им части средств. Постепенно контроль и императивное регулирование | распространяются на непосредственное осуществление самой деятельности, | которая генерирует доходы частных лиц.

| На примере Украины результатом такого искажения границ применения

2 публично-правовых норм является существование налогового учета, который ° существенно отличается от финансового учета. Речь идет о более чем 30 рас-» хождениях, включая отличия в определении валовых затрат, валовых доходов

| и доходов, подлежащих налогообложению. Существенно отличаются также е налоговый и финансовый учет основных средств производства, операций опе-1 ративной и финансовой аренды (лизинга), бартерных (товарообменных) опе-° раций и др. В результате налоговая и финансовая отчетность составляется на ¿5 основе различных реестров аналитического учета, а методика их составления

1 имеет существенные отличия. В связи с этим в последние годы ученые юристы-I финансисты стали говорить о распространении норм финансового права не

только на публично-денежные отношения, но и на частно-денежные отношения (формирование, распределение, использование частных денежных фондов юридических и физических лиц).

Однако такая позиция не только неправомерно расширяет предмет финансового права, но и полностью размывает важную границу между публичными

и частыми финансами. Последнее приводит к серьезному, на наш взгляд, нару-

шению права собственности: допускается, что государственное регулирование может существенно ограничивать реализацию права на использование и распоряжение собственностью ее законными владельцами. Однако мы считаем, что этого нельзя допускать.

С другой стороны, собственники частных фондов средств, ощущая стремление органов публичной власти ограничить их возможность реализации права собственности на денежные средства в части их формирования, использования и распоряжения, стремятся избежать выполнения правовых норм, которые воспринимаются как «несправедливые». Это приводит к формированию в обществе негативной тенденции оправдания уклонения от уплаты налогов с целью защиты частного интереса, который не учитывается государством. И этого тоже не должно быть.

Таким образом, нарушение границы предмета финансового права (его неоправданное расширение или необоснованное сужение) приводит к дискредитации правовой нормы как таковой и порождает общегосударственную негативную тенденцию — уклонение от исполнения законов большинством участников общественных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы государственного регулирования финансовых отношений являются настолько важными, что каждые очередные выборы в парламенты стран СНГ, включая Украину, сопровождаются обещаниями будущих парламентариев серьезно пересмотреть действующие нормы финансового законодательства. Причем размах и масштабы «грядущего пересмотра» всегда грандиозны.

Возьмем для примера последние выборы в парламент Украины в октябре 2012 г., в результате которых парламент страны формируют представители 5 пар- ш тий: партия Регионов (30% голосов), партия «Батьшвщина» (Юлия Тимошенко н — 25,54%), партия «Удар» (Виталий Кличко — 13,96%), Коммунистическая партия С

а

Украины (13,18%), а также общеукраинское объединение «Свобода» (10,44%). т

о

В предвыборных программах этих партий наиболее популярными обещания- к

о

ми были следующие: о’

совершенствования механизмов их финансирования, а следовательно — совер- нн

о

шенствование бюджетного законодательства и поиск адекватных источников Ю

бюджетных доходов; |

2) введение налога на роскошь (КПУ, «Свобода») и сокращение списка суще- к ствующих налогов до семи («Батьшвщина», «УДАР»); введение новых налоговых а льгот для вновь образованных предприятий и предприятий, зарегистрирован- д

е

ных на депрессивных территориях Украины и в селах («УДАР»); отмена налога и на дополнительную стоимость, введение единого социального налога с доходов № граждан с прогрессивной шкалой налогообложения и базовой ставкой 20%, а 69 также отмена «грабительского Налогового кодекса Украины» («Свобода»). Все • перечисленное означает существенные изменения налоговой системы Украины в к пока еще неизвестном направлении из-за весьма противоречивых предложений разных партий;

3) введение компенсаций работодателям единого социального обязательного взноса при предоставлении рабочих мест инвалидам, сиротам, одиноким матерям и людям старше 50 лет, повышение размера минимальных пенсий (партия Регионов); отмена «несправедливой пенсионной реформы», повысившей пен- 229

сионный возраст граждан («Свобода»), что означает необходимость пересмотра источников финансирования солидарного Пенсионного фонда страны (поиск источников финансирования дополнительных дотаций из государственного бюджета) или же внедрение альтернативных систем пенсионного обеспечения (например, обязательной накопительной системы социального страхования);

4) усиление финансового потенциала местных советов (партия Регионов, «Удар»), что требует дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, системы бюджетного регулирования и межбюджетных трансфертов;

5) введение беспроцентных целевых государственных кредитов «на открытие собственного бизнеса» («Свобода»), что означает либо использование публичного фонда (госбюджета) в частных целях (в интересах узкого круга частных лиц), либо же государственное вмешательство в работу частных кредитных учреждений (коммерческих банков), что также нарушает баланс между сферой регулирования частного и публичного права.

Опыт предыдущих выборов показывает, что далеко не все политические обещания выполняются. Поэтому сейчас сложно предсказать, каким образом будет развиваться финансовое законодательство стран СНГ и Украины, в частности, в ближайшем будущем. Однако с точки зрения науки финансового права существенное значение имеет процедура изменения финансово-правовых норм, поскольку, на наш взгляд, разрыв между наукой и практикой в этой сфере существенно увеличился на протяжении последних 10 лет, порождая многочисленные негативные последствия.

Наука финансового права бурно развивается. Количество докторов и кана дидатов наук стремительно растет. Но используется ли имеющийся научный ? потенциал при разработке и принятии нового финансового законодательства? а. В соответствии с конституциями Украины, Российской Федерации и других

% стран СНГ народные депутаты имеют право законодательной инициативы. Это I означает их право создавать проекты законов, а также вносить в них свои по-

1 правки и предложения во время слушаний в парламентах, формируя таким об-| разом окончательные тексты финансовых законов. И на многих этапах доработки § законопроектов к этому процессу могут не привлекаться профессиональные | юристы-финансисты, знающие основные, незыблемые теоретические принципы

2 публичного права, нарушение которых приводит к плачевным результатам.

° Более того, мнение привлекаемых юридических экспертов является лишь

ж «вспомогательным» и часто полностью игнорируется народными депутатами.

| Ведь конституции всех стран СНГ устанавливают неограниченные законодатель-

1 ные права депутатов, не устанавливая при этом никакой персонифицированной 1 или коллективной ответственности за результаты действий принятых законов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° кроме «политической» — риска не быть выбранными на следующих выборах. ¿5 Попытки закрепить законодательно важные «теоретические» принципы

1 финансового права также не дают желаемых результатов: хроническое нару-| шение депутатами действующих законодательных ограничений (например,

при введении новых видов налогов и обязательных платежей, сроков принятия ежегодных законов о бюджете и т.д.) также не влечет никакой персональной или коллективной ответственности народных избранников. Поэтому игнорирование важных принципов установленных научной теорией права (в т.ч. — необходимость соблюдения границ регулирования частного и публичного права) стало нормой 230 сегодняшнего законотворчества во многих странах СНГ.

В результате принимаемые финансовые законы имеют многочисленные коллизии, противоречия, неоднозначное толкование нормы, а также часто нарушают баланс частноправового и публично-правового регулирования в сфере частных и публичных финансов. Последнее порождает в обществе тенденции, о которых упоминалось выше.

Не лучше обстоит дело и на этапе применения принятых законов. Хроническая нестабильность финансового законодательства и его сложность, противоречивость (временами — очевидная «непрозрачность») приводят к тотальной правовой неграмотности в этой сфере как среди населения (предприниматели, малый и средний бизнес), так и среди сотрудников органов публичной власти всех уровней (государственные служащие, работники органов местного управления), включая судей.

В связи с этим некоторые станы СНГ уже пришли к необходимости создания специализированных судов, другие лишь обсуждают эту возможность. При условии эффективной работы нового института качество решения спорных вопросов, очевидно, должно повыситься. Однако качество самого законодательства, порождающего многие спорные вопросы, останется неизменным.

Что же может предложить сегодня наука финансового права для защиты аксиом и принципов своей теории, нарушение которых непременно приводит к негативным последствиям в практике применения действующего законодательства?

С одной стороны, весьма необходимым и правильным представляется закрепленное законом требование проведения внешней научной экспертизы предлагаемых изменений финансовых правовых норм, которая должна быть ш обязательной на всех этапах обсуждения законопроектов. С другой стороны, в н большинстве случаев для получения таких экспертных оценок органы публич- С

а

ной власти посылают запросы в различные университеты, ожидая проведения т

о

экспертизы научными сотрудниками «на добровольных началах», в свободное к

о

от основной работы время. Ведь подготовка экспертных оценок, как правило, о’ не учитывается при расчете нагрузки кандидатов и докторов наук, а также не а отражается в их должностных инструкциях. |

Безусловно, такая практика не может быть эффективной. Поэтому для ка- н

о

чественного использования научного потенциала необходимо соблюдение сле- Ю

дующих условий: и

1) установление на уровне нормы закона обязанности народных депутатов к учитывать мнение внешних (по отношению к парламенту и органам публичной а власти) независимых научных экспертов; |

2) работа ученых-юристов с практиками в сфере разработки законопроектов, | комментирования предложений, вносимых депутатами на всех стадиях обсужде- № ния проектов законов, комментирование коллизий действующего законодатель- 69 ства, осуществление экспертизы проектов законов должна стать обязательной • составляющей должностных инструкций научных работников (кандидатов и к докторов наук), а время, необходимое для подготовки экспертных оценок, должно учитываться при расчете их рабочих нагрузок по месту основной работы. При этом мнение внешних экспертов и их имена должны опубликовываться вместе

с обнародованием проектов законов;

3) наличие негативных отзывов внешних независимых экспертов должно обязательно учитываться и обсуждаться совместно с инициаторами законода- 231

тельных изменений, а также их консультантами по соответствующим вопросам. Отсутствие таких публичных обсуждений должно стать официальной причиной для дальнейшего отказа депутату во внесении его предложений на обсуждение парламентских комиссий, комитетов и заседаний парламента.

Возможно, перечисленные выше предложения сегодня покажутся кому-то утопией. Однако мы считаем, что право как явление, отображающее многовековую мудрость народа, создающее законы-принципы поведения для многих поколений, право как базис дальнейшего желаемого развития наших стран может рассчитывать на серьезную защиту от профанации, игнорирования важных теоретических основ и положений, которые разрабатывались с целью улучшения качества регулирования сложных общественных отношений.

Можно вести множественные научные дискуссии по поводу различных теорий возникновения права, но нельзя допускать разрушения его целостности, логичности и согласованности на всех этапах существования общества и общественных отношений.

Н.А. Решетников

СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья посвящена исследованию и подробному изучению субъектного состава участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации — их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, рекламные услуги, реклама, договор, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, спонсор, налоги, рекламные расходы, государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Reshetnikov

SUBJECTS OF LEGAL ADVERTISING: SOME TAXATION ISSUES

Рассмотрение вопросов налогообложения участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации возможно лишь при подробном изучении субъектного состава данных участников — их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения. Так, изготовление и распространение рекламной информации могут осуществлять специализированные организации, привлеченные по договору рекламных услуг. Сторонами данного договора как договора об оказании услуг выступают исполнитель и заказчик, тогда как круг субъектов, перечисленных в ст. 3 Федерального

УДК 347.73(470+571)

Н. И. Химичева Российское финансовое право на современном этапе

В статье рассматриваются особенности формирования финансового права на современном этапе. Делается вывод о возрастании интереса к финансовому праву со стороны управленческих структур, граждан, особенно предпринимателей, о необходимости повышения финансово-правовой грамотности в стране.

Ключевые слова: финансовое право, нормы финансового права, финансовые отношения, финансовая грамотность.

Key words: financial law, norms of financial law, financial relationships, financial literacy.

В период существенных изменений и становления рыночной экономики в России в конце XX в. возникла необходимость усиления роли финансового права как регулятора социально-экономических отношений, необходимость развития названной отрасли российского права, включенной вскоре в ряд основных отраслей российского права.

Россия вступила в новый этап своего развития, что поставило перед ней иные задачи и потребовало их решения. Хотя финансовое законодательство в основном сформировано, процесс его развития продолжается, что отражается в принятии новых финансово-правовых актов, вносимых изменениях, уточнениях и дополнениях.

Весь мир переживает последствия глобального кризиса. В России потребовались изменения правового регулирования в разных сферах государственной деятельности исходя из новых социально-экономических и других задач. Так, после значительного спада российской экономике удалось несколько стабилизироваться: в 2010 г. был отмечен прирост на 4 %, снижение уровня безработицы и другие позитивные изменения.

© Химичева Н. И., 2013

Несомненно, важнейшая роль в этом процессе отводится финансовому праву как публичной отрасли, тесно связанной с социальноэкономическими и другими отношениями, отражающими уровень жизнедеятельности общества, а также материальной обеспеченности населения. Особо стоит обратить на возникший в современной России разрыв в доходах разных социальных групп. Подавляющая часть населения страны испытывает недостаток средств для удовлетворения самых необходимых потребностей. Такой разрыв несправедлив, более того, чреват нарастанием враждебности в обществе и многими другими негативными явлениями.

Характерно, что до перехода к рыночной экономике законы как источник финансового права были немногочисленными, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции финансово-кредитных органов. Финансовое право среди других отраслей права долгие годы занимало весьма скромное место, не вызывая большего интереса как предмет изучения.

В последние годы в этой сфере произошли существенные изменения: возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан, особенно предпринимателей. Проводятся научные исследования разнообразных финансовоправовых проблем. Все это внешние приметы глубинных процессов — экономических и политических преобразований в стране (расширение рыночных отношений в экономике, основанной на равном признании всех форм собственности; обновление в условиях распавшегося Союза ССР федеративных отношений, в том числе в области финансов).

В условиях перехода к рыночным отношениям важным фактором развития экономики является эффективное использование механизма финансов. Финансовое право как отрасль публичного права призвано обеспечить приведение в действие этого целостного механизма и его целенаправленное функционирование в соответствии с задачами общества и государства. Однако будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финансовое право, исходя из конституционных норм (ст. 7 Конституции РФ), в конечном счете должно способствовать реализации частных интересов граждан, активно влияя на создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Нормы финансового права влияют на бюджетную систему с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, обеспечивающими финансирование потребностей как

страны в целом, так и его территориальных подразделений. Под воздействием норм финансового права формируются и используются государственные внебюджетные социальные фонды — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования; осуществляется кредитноденежная и валютная политика; контролируется деятельность банков, функции и система которых отражает происходящие в стране преобразования.

Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие порядок налогообложения организаций и граждан. Налоги теперь — не только главный источник бюджетных доходов. Они призваны стать важным элементом государственного регулирования экономики и жизне-обеспеченности населения.

Изменения, затронувшие государственное устройство и систему местного самоуправления, отразились на структуре источников российского финансового права — в их состав, помимо нормативных актов федерального уровня, входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой кодификацию финансово-правовых норм, о чем свидетельствует принятие Бюджетного, Налогового и Таможенного кодексов РФ (впоследствии Таможенного кодекса Таможенного союза).

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в современной России, имеют негативное влияние на формирование финансового права и эффективность его действия: ему свойственны нестабильность, нередко несоответствие нормам других отраслей права, недостаточная четкость некоторых положений, наличие пробелов. И тем не менее, российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новые условия жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны и укреплении ее финансовой системы.

Изучение норм финансового права, понимание механизма их действия необходимо прежде всего юристам независимо от сферы их деятельности, сотрудникам представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателям и гражданам. Неслучайно важной задачей в настоящее время стало повышение уровня финансово-правовой грамотности в стране.

МАКСИМОЧКИН М. Е.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ ПРИЧИНЫ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме правонарушения в современном российском обществе. Автор дает общую характеристику понятия правонарушения. Выявлены проблемы правонарушения в юридической науке.

Ключевые слова: правонарушение, преступление, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, деликтный проступок, коррупция, организованная преступность.

MAKSIMOCHKIN M. E.

OFFENSES IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: CAUSES AND MOTIVES

Keywords: offense, crime, administrative offense, disciplinary offense, tortious conduct, corruption, organized crime.

Правонарушение является аморальным воздействием на общество, путем совершения самому обществу материального, физического или морального вреда. Совершение правонарушения зависит от самого субъекта и окружающей его обстановки. В теории права различают два вида правонарушений — преступление и проступок.

Преступления наказуемы действующим уголовным законодательством, а проступки наказываются множеством норм российского права. Остановимся подробнее на проступках. Проступки бывают административные, дисциплинарные, деликтные.

Административные правонарушения характеризуются тем, что они общественно вредны, нарушают административное законодательство страны, могут быть совершены не только физическим, но и юридическим лицом, за совершения этого деяния в обязательном порядке предусмотрена административным законодательством юридическая ответственность. Рассмотрим административное правонарушение на примере коррупционного проступка.

Коррупция не приводится к взяточничеству. Термин «коррупция» также не выходит за рамки общественно опасных и уголовно наказуемых деяний. Он охватывает широкую область противоправных и иных антиобщественных проявлений. Отдельные формы коррупции относятся к нежелательному, но социально терпимому поведению. В период

социально-политических и экономических трансформаций эта «ненаказуемая» коррупция расширяется и тесно связывается с коррупцией «преступной и противоправной», нередко провоцируя распространение явления «продажности» в сфере властных отношений в целом .

Коррупционные правонарушения посягают на конституционные права и свободы человека и гражданина, экономические отношения, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, порядок управления, иные общественные и государственные интересы.

КоАП РФ не содержит коррупционных административных проступков, которые можно было бы отнести к коррупционным преступлениями. К коррупционным можно причислить такие административные правонарушения, указанные в КоАП РФ, как подкуп избирателей, участников референдума (ст. 5.16), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего, бывшего государственного служащего (ст. 19.29) .

С учетом обозначенной тематики вызывает интерес и проблема соотношения коррупционных преступлений и коррупционных дисциплинарных проступков. Разграничение коррупционных преступлений и дисциплинарных проступков следует проводить прежде всего по объекту посягательства, учитывая, несомненно, и другие признаки противоправного деяния. Объекты коррупционного преступления и коррупционного дисциплинарного проступка в основном различаются. Такой вывод основан на возможности соединения уголовной и дисциплинарной ответственности. Другими словами, между коррупционным преступлением и дисциплинарным проступком может складываться отношение идеальной совокупности, так как наложение дисциплинарного взыскания не является препятствием для возбуждения уголовного преследования по поводу того же нарушения.

Противодействие таким коррупционным проявлениям, как непотизм (кумовство) и протекционизм, было бы весьма эффективным, если бы существовал запрет на службу близких родственников (свойственников), которые находятся относительно друг друга в отношениях власти и подчинения, во всех публичных структурах. Введение данного положения позволило бы существенно уменьшить уровень злоупотреблений по службе в государственных и муниципальных органах власти, государственных и муниципальных организациях (учреждениях, предприятиях).

Некоторые ученые отмечают, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего:

1) наступление вреда;

2) противоправность поведения причинителя вреда;

3) причинную связь между двумя первыми элементами;

4) вину причинителя вреда .

Необходимыми условиями для всех видов гражданско-правовой ответственности являются, по общему правилу, противоправное поведение и вина должника. Для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие самих убытков, а также причинная связь между противоправным поведением должника и наступившими убытками .

Также ученые выделяют противоправность поведения лица, причинившего убытки; убытки несет лицо, право которого нарушено; формы убытков (реальный ущерб и упущенная выгода) предусмотрены законодательством; необходимо доказать наличие и размер убытков . «Общие условия или основания возникновения обязательства включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия (бремя доказывания на потерпевшем) в качестве необходимого условия также вину причинителя вреда. Пункт 2 ст. 1064 ГК РФ, во-первых, косвенно указывает на это условие, признавая, что отсутствие вины освобождает от ответственности. Во-вторых, здесь сформулирована презумпция вины и, в-третьих, содержится норма о специальном составе, который служит основанием возникновения ответственности независимо от вины или «безвиновной» ответственности…» .

Анализируя исторический подход вопроса о том, почему человеку свойственно совершать правонарушения, мы понимаем, что для этого есть биологические или социальные причины. Но возможно ли слияние этих причин? По нашему мнению нельзя исключать их симбиоз. Не всегда человек только из-за материального недостатка пойдет на правонарушение. Чтобы его совершить, нужно преодолеть внутренний моральный порог, что удается сделать не каждому индивиду.

В нашей стране замечены подростковые и молодежные преступные группировки, которые во многих регионах тоже находятся под контролем мафиозных структур и составляют их резерв. Их участников только на учете в милиции более 50 тысяч человек.

Есть сотни тысяч беспризорников и миллионы наркоманов, которые также активно используются мафией .

Борьба с правонарушением в современном российском обществе идет постоянно. Следует пресекать любые формы преступных деяний, чтобы обезопасить общество от воздействия со стороны преступного мира. Однако полностью от правонарушителей избавиться невозможно, потому что они стали неотъемлемой частью нашего социума.

Стоит напомнить, что причина правонарушения находится в связи со следствием, всегда вызывает ее. Причину всегда формируют условия, ослабляющие, либо усиливающие ее действие.

Основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Ликвидация условий возникновения правонарушений является базисным путем предотвращения правонарушений и борьбы с этими разногласиями.

К работе по борьбе с правонарушениями относятся такие мероприятия, как проведение в совокупности экономических, социально-политических и организационных мероприятий, направленных на восстановление экономической системы; увеличение уровня материального благосостояния, сознательности граждан и другие действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Присутствие правонарушений в современной России, их уровень и характер обуславливаются целой совокупностью неблагоприятных явлений. Форсирование такого вида явлений — есть маршрут устранения деликтов, борьба с ними.

Складывая все воедино, получается следующая картина. Правонарушение выражается как результат, побочный продукт действия нормативно-правовых актов в социуме, т. е. является общественно опасным, противоправным, виновным деянием, наносящим вред личности, государству и обществу в целом. Все правонарушения обладают рядом признаков и характеристик, которые отражают содержание правонарушений.

Первостепенными признаками правонарушений есть: социально неблагонадежный вид, противоправная форма, деликт является виновным действием и другие черты.

Правонарушение является юридическим фактом, который вызывает становление защитных правоотношений. По своей структуре деликт — сложная организация, а состав правонарушения и раскрывает эту многоуровневую конструкцию.

Структура деликта являет собой комплекс ее частей, который состоит из объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны деликта. Состав правонарушения закрепляет практические основания, присущие каждому конкретному деликту. Исходя из этого, структура правонарушения — это есть научное понимание, которое отражает совокупность наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных классификаций деликта. Данная совокупность отличий достаточна и необходима для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одной части состава деликта обвиняемого нельзя привлечь к ответственности.

Деликты включают в себя огромное многообразие классификаций. Виды правонарушений соединены с различным предметом социальных взаимоотношений, на которые воздействуют правонарушители.

В приоритетном виде деликтов используется такая характеристика, как уровень общественной опасности, в соответствии с этим деликты разделяются на преступления и проступки.

Преступления отличаются наивысшим уровнем опасности, они в основном направлены на наиболее приоритетные интересы социума, защищаемые от покушения уголовным, цивильным и административным законодательством.

Проступки, в свою очередь, различаются меньшим уровнем социальной опасности и возникают во множествах сфер общественной жизни, содержат многообразие объектов посягательства и правовые последствия. Наряду с этим, проступки классифицируются на деликтные, дисциплинарные, административные, а также на процессуальные правонарушения.

В настоящий момент правонарушения очень распространены в современном обществе, затрагивают самые вариативные сферы социальной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они различаются высокой подвижностью не только в рамках конкретного государства, но и в границах отдельного региона, поэтому перечень причин, с помощью которых возникают правонарушения, является открытым.

Причина правонарушения закономерно связана со следствием. Всегда вызывает ее. Причину обычно конструируют условия, усиливающие, либо ослабляющие ее действие.

Главная причина неправомерного поведения индивида связана с различными разногласиями, направленными на потерю стабилизации нормального взаимодействия общественной среды и человека.

Подходя к заключению, можно отметить, что обострение правонарушений в Российской Федерации связано с множеством факторов. Различные коррупционные правонарушения, административные проступки и другие противоправные действия имеют под собой различные причины. В свою очередь такие правонарушения коренным образом изменяют жизнь всего общества в целом. Безусловно, в настоящее время работа правоохранительных органов тесно связана с упреждением и предотвращением данным правонарушений. Большинство новых и инновационных технологий направлены на развитие охраны общественного порядка и оперативного поиска и задержания правонарушителей.

Очень четко прослеживается высокий уровень работы в этом направлении среди сотрудников органов внутренних дел. Также, стоит отметить современную качественную подготовку поступающих сотрудников в ОВД. Новые квалификационные экзамены

направлены на совершенствование знаний и отбор наиболее приспособленных кандидатов в борьбе с преступниками и правонарушителями нашей страны.

Не нужно забывать и о воспитательной работе ОВД в школах, интернатах и других образовательных учреждениях. Воспитательные меры в большинстве случаев становятся главным психологическим барьером между преступлением и правомерным поведением. Выше упоминалось о большом количестве беспризорников, которые, в свою очередь, совершают мелкие преступления. У работников ОВД накапливается слишком много прецедентов. Очень важно пресекать в зародыше появление беспризорной преступности.

В итоге, причина противоправного поведения человека связана с различными противоречиями, которые направлены на дестабилизацию нормального функционирования общественной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает увеличение уровня правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в социальной, экономической и иных сферах российской действительности. Причем противоречия в сфере экономики являются краеугольным камнем. Специфика производственных отношений создает, в конечном счете, основные потребности, интересы и варианты общественно значимого поведения личности.

ЛИТЕРАТУРА

4. Гражданское право. Учебник. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 1999. — 616 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *