Ставка в школе сколько часов

Постановлением от 20.07. 2011 года № 603 «О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» отменено постановление от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Новый приказ об изменившейся норме часов у определённой категории педагогических работников вступил в силу с 4 августа 2011 г. Теперь учителя начальных классов будут получать оплату не за 20 часов нормы преподавательской деятельности за ставку заработной платы, а так же, как и все остальные учителя, за 18. Эта ставка будет учитываться и при решении вопроса о досрочной пенсии. Продолжительность рабочего времени теперь чётко прописана для тьюторов и старших педагогов дополнительного образования, им установлена соответственно 36-часовая и 18-часовая рабочая неделя.

В дополнение к письму Центрального Совета Профсоюза от 26 июля 2011 г. № 211 ЦС Профсоюза информирует, что постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 603 «О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» официально опубликовано в «Российской газете» 27 июля 2011 г. и вступило в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через 7 дней после публикации, т.е. 4 августа 2011 г. Следовательно, с этой же даты вступил в силу приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Обращаем внимание на то, что признание утратившим силу постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» не влечет за собой каких-либо кардинальных изменений в порядке определения продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы) для всех педагогических работников, поскольку взамен его издан приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075.

Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 разрабатывался и издан с учетом мнения Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования и в основе своей направлен на обеспечение принципа стабильности правового регулирования вопросов продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Предусмотренные в нем положения должны применяться во всех случаях при регулировании этих вопросов, а также при определении систем оплаты труда педагогических работников.

Напоминаем, что основанием для издания приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 являются:

статья 333 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ), в соответствии с которой продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников должны определяться теперь не Правительством РФ, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство образования и науки Российской Федерации;

пункт 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации», в котором закреплено полномочие Минобрнауки России по определению продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников;

пункт 36 раздела VI Плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года учителя (утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 944-p, с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. №185-р, которым предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации об образовании, направленных на обновление подходов к организации труда учителей, включая продолжительность рабочего времени, в том числе предусматривающих уменьшение учебной нагрузки учителей начальной школы (т.е. нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы).

Изменения в регулировании вопросов продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников касаются в основном учителей, ведущих преподавательскую работу в 1-4 классах, в том числе учителей-специалистов, преподающих в этих классах отдельные учебные предметы.

Так, при тарификации учителей 1 — 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) на новый учебный год следует применять единую норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы), составляющую 18 часов преподавательской работы в неделю за ставку заработной платы.

За преподавательскую работу, выполняемую с согласия учителей сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы в неделю, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. Расчет заработной платы за фактически установленный объем учебной нагрузки осуществляется путем умножения месячного размера ставки заработной платы на фактическое количество часов учебной нагрузки и деления полученного результата на 18 (норма часов педагогической работы в неделю, установленная за ставку заработной платы).

Учителям 1 — 4 классов, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме 18 часов в неделю в связи с передачей преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам, а также учителям этих классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка, по-прежнему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Гарантия выплаты ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой сохраняется также за учителями русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения, учителями физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителями иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Для учителей 1 — 11 (12) классов и преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности, нормирование труда которых осуществляется исходя из норм часов преподавательской работы в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, сохраняются гарантии по выплате заработной платы в порядке, предусмотренном пунктом 5 приложения к приказу Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075.

Реализация приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 позволит в случаях, предусмотренных пунктом 4 примечаний к приказу, догружать учителей 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений до установленной нормы (18 часов в неделю) другой педагогической работой меньшим количеством часов, что высвободит их рабочее время, позволит также увеличить заработную плату учителей-специалистов за часы преподавательской работы в 1 — 4 классах, а также создаст возможность получения дополнительной оплаты за педагогическую работу, которую учителя 1 — 4 классов выполняли без оплаты в счет догрузки до прежней нормы.

Вместе с тем, следует учитывать, что оплата труда учителей-специалистов за преподавательскую работу в 1 — 4 классах исходя из нормы 18 часов за ставку заработной платы, а также за часть педагогической работы, которая выполнялась учителями 1 — 4 классов в счет догрузки до ранее установленной нормы, потребует соответствующего увеличения фонда оплаты труда на эти цели и, следовательно, пересмотра региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Кроме того, следует учитывать, что приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 определена 36-часовая продолжительность рабочего времени для тьюторов образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования) (пункт 1 приложения к приказу), а также норма часов за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) для старших педагогов дополнительного образования, составляющая 18 часов в неделю (пункт 2 приложения к приказу).

Заместитель Председателя Профсоюза Т.В. Куприянова

Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Для полного усвоения обучающего материала некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.

Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Несмотря на то, что эта профессия тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о «бродячих студентах» Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах. Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного. В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?

Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника. Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями. Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний.

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.

Недостатки профессии тьютор

Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.

Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.

Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.

Где можно получить профессию тьютор?

Освоить эту профессию может каждый преподаватель, психолог или человек, имеющий необходимые знания и желающий поделиться ими с окружающими. Однако важно понимать, что без соответствующего педагогического или психологического образования, а также знания методики предмета, стать наставником для ребенка нельзя. Тьюторы в процессе обучения учатся методикам индивидуального планирования занятий, педагогическим методикам, а в случае с инклюзивным образованием требуется знание специальной коррекционной педагогики.

В отличие от западных ВУЗов, которые уже давно включили эту специальность в свои программы обучения, российские университеты начали готовить тьюторов относительно недавно. Но популярность профессии набирает обороты, и уже в скором времени планируется увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку этих специалистов.

На сегодняшний же день эту квалификацию присваивают педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». В России она имеется в следующих университетах:

  • Одинцовский гуманитарный университет;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Клинский филиал Российского государственного социального университета;
  • Московский социально-педагогический институт;
  • Волоколамский филиал Российского нового университета.

Рабочее время учителя

Работающему по трудовому договору гарантируется

установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени…

Конституция РФ, ст. 37

  • · Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?
  • · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?
  • · Какое допустимое количество «окон» в расписании? Что делать, если их много?
  • · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?
  • · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?
  • · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?
  • · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности». Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем — не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов. Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе и в законе «Об образовании». Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку.. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени. Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» — абсолютно незаконно.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».

Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.

Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, — это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.

Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Для учителей 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов, так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.

«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника. Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно. Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю.

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:

«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени. Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

  1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.
  2. Во время каникул — требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.
  3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.
  4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).
  5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы. Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы. Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

  • · Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.
  • · Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю.
  • · Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

  • · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя
  • · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя
  • · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета
  • · расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Ст. 91 ТК РФ

Часть 1 статьи 333 ТК РФ

Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».

Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» , утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.

Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее — постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»

Ст. 152 ТК РФ.

«УТВЕРЖДАЮ»

МАДОУ Д/С «Кугарсенкай»

Заведующий ______________/Хайбуллина А.Я.

«___»_____________ 201_ г.

Циклограмма

распределения рабочего времени

инструктора по физической культуре Абдрахмановой Г.Р.

Дни недели

Вид деятельности, время проведения

Понедельник

9.00-9.35- утренняя гимнастика во всех возрастных группах

9.40-10.00- взаимодействие с родителями

10.00-10.10-2 группа раннего возраста – физкультурное занятие

10.30-10.50-средняя группа – физкультурное занятие

11.10-11.35-старшая группа — физкультурное занятие

11.40 -12.20- индивидуальная работа с детьми

12.30-13.00- взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и.т.д)

13.00-14.00-обед

14.00-15.00-работа с документацией

Вторник

9.00-9.35- утренняя гимнастика во всех возрастных группах

9.40-10.00- взаимодействие с родителями

10.00-10.10-2 группа раннего возраста – физкультурное занятие

10.40-11.10.-подготовительная группа) — физкультурное занятие

11.30 -12-20 физкультурное занятие на прогулке в младшей, средней группе

12.30-13.00-взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и.т.д)

13.00-14.00 – обед

14.00-15.30 – подготовка к физкультурным развлечениям.

15.30 – 16.30 – подготовка к кружку «Ритмическая мозаика»

16.30 – 17.00 – кружок «Ритмическая мозаика»

Среда

9.00-9.35- утренняя гимнастика во всех возрастных группах

9.40-10.00- взаимодействие с родителями

10.00-11.00-работа с методической литературой

11.10 – 11.50) — физкультурное занятие в подготовительной группе

12.00 – 12.30-индивидуальная работа с детьми

12.30 – 13.00 – взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и.т.д)

13.00 – 14.00 – обед

14.00 – 16.00 – работа по самообразованию

Четверг

9.00-9.35- утренняя гимнастика во всех возрастных группах

9.40-10.00- взаимодействие с родителями

10.25 -10.40-младшая группа — физкультурное занятие

10.50 – 11.10-средняя группа -физкультурное занятие

11.30 – 11.55–старшая группа -физкультурное занятие на прогулке

12.00 – 13.00 – подготовка материалов для консультаций.

13.00-14.00 – обед

14.00 16.00 – изготовление картотек.

Пятница

9.00-9.35- утренняя гимнастика во всех возрастных группах

9.40-10.00- взаимодействие с родителям

10.25 -10 40 – младшая группа физкультурное занятие

10.50 – 11.15 –старшая группа — физкультурное занятие

11.30 – 12.00 – подготовительная группа физкультурное занятие на прогулке

12.10-13.00- индивидуальная работа с детьми

План руководителя физического воспитания

Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ. Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени. Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами. Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т. Важно при планировании учитывать этапы обучения , что обеспечивает систему усвоения программного материала. В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования , цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное , обеспечивающее постепенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отрицания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движения по мере формирования навыка, появления новых, более координированных и сложных технических видов движений. Планируя двигательный материал , необходимо учитывать следующие факторы: Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, соответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции. Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков. В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы , а также план-график для каждой возрастной группы. Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом. В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей. Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы , что помогает формировать у детей определенные привычки, любовь к физическим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов. На занятиях решаются все задачи физического воспитания, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь. Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование. В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ целесообразно использовать способ спирального планирования , то есть изучать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения. Составлять план-график нужно в соответствии со временем года , учитывая сложность упражнения, его воздействие на физическое развитие организма. Последовательность упражнений должна соответствовать способности детей их усваивать. В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива. При составлении плана-графика применяются следующие принципы: Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими. После статичных, не динамичных упражнений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных. Ветеринария Военные дисциплины Дизайн Приборостроение Гидравлика и пневматика Лёгкая промышленность Транспорт Туризм Химия Психология Маркетинг и PR Философия Сельское хозяйство Педагогика Медицина Математические дисциплины Машиностроение и материалообработка Электротехника и энергетика. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 Спортивные упражнения Индивидуальная работа с ребенком Обучение катанию на коньках Катание на роликовых коньках Обучение дошкольников ходьбе на лыжах. Техника ходьбы на лыжах Задачи обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах Обучение ходьбе на лыжах Физкультурные занятия в ДОУ. Гигиенические требования Подготовка педагога к проведению занятия Медико-педагогический контроль Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования. Общая и моторная плотность занятия Организация и содержание физкультурных занятий на воздухе. Структура занятия на воздухе и продолжительность Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Утренняя гимнастика в ДОУ. Гимнастика после сна Физкультминутки Виды физкультминуток Рекомендации по проведению физкультминуток Примеры физкультминуток Формы активного отдыха в ДОУ. Физкультурные праздники и досуги. Ведущий праздника Каникулы и дни здоровья в ДОУ. Педагогические требования к организации каникул в детском саду Простейший туризм. Методика организации туристических прогулок Содержание туристических прогулок Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей Физкультурное оборудование. Ребенок раннего возраста Ребенок старшего возраста Организация секционно-кружковой работы с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников: Должностные обязанности руководителя физического воспитания Основные качества, умения и способности специалиста по физ культуре Оформление методкабинета All Pages. Карта сайта О сайте. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2. Индивидуальная работа с ребенком. Обучение катанию на коньках. Катание на роликовых коньках. Обучение дошкольников ходьбе на лыжах. Техника ходьбы на лыжах. Задачи обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах. Обучение ходьбе на лыжах. Физкультурные занятия в ДОУ. Подготовка педагога к проведению занятия. Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования. Общая и моторная плотность занятия. Организация и содержание физкультурных занятий на воздухе. Структура занятия на воздухе и продолжительность. Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. Рекомендации по проведению физкультминуток. Формы активного отдыха в ДОУ. Каникулы и дни здоровья в ДОУ. Педагогические требования к организации каникул в детском саду. Методика организации туристических прогулок. Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей. Примерное распределение основных движений. Правила записи физических упражнений. Организация секционно-кружковой работы с детьми по физическому воспитанию. Должностные обязанности руководителя физического воспитания. Основные качества, умения и способности специалиста по физ культуре.

Цветы пижмы инструкция
Схема усилителя technics su z11
Через сколько дней можно сдать на вич
Стихи родной язык родное слово
Использование дарсонваля в домашних условиях
Образец заполнения о зачете суммы
Как избавиться от черных точек на бороде
Современная таблица химических элементов
Что делать при ушибе мышцы
Поурочные планы 2 класс фгос литературное чтение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *