Ставки платы за нвос

20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами

В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

1. Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.

2. Кто такие региональные операторы?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.

3. Зачем эта реформа обращения с ТКО?

Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих деревнях мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберешь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

Стоит отметить, что при расчете тарифов регоператора учли и то, что в результате сортировки получается продукт: вторичное сырье, которое можно реализовать. Поэтому тариф регоператора уменьшен на всю прибыль, которую он может получить от продажи отобранного пластика, картона, металла и пр.

Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.

4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании Соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ульяновской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области.

Необходимо отметить, что региональные операторы в Ульяновской области предоставляют банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, они рискуют потерять десятки миллионов рублей.

5. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Тариф на услугу по обращению с ТКО формируется из целого перечня: это сбор, транспортирование, захоронение отходов, к которым с 2019 года также добавляются сортировка, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), 20% налог на добавленную стоимость (НДС), а также сбытовые расходы оператора, то есть расходы на заключение договоров, работу с клиентами и т.д. Прибыль регоператора, обслуживание банковской гарантии, а также затраты на выставление контейнерного парка в Ульяновской области в тариф не включены.

При этом НВОС и НДС – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.

7. Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

8. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.

9. Будет ли вычеркнута «плата за вывоз и утилизацию ТБО» из строки «ремонт и содержание жилья»?

Да, несомненно. С 01.01.2019г., когда начнет работать Региональный оператор, нагрузка по расходам на вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно на эту сумму должно произойти снижение платы по строке «ремонт и содержание жилья». Население не должно платить за одну и ту же услугу дважды!

10. Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Компенсационные выплаты предусмотрены для порядка 303 тысяч жителей Ульяновской области.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. Если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах и по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию на данный платеж до 100% суммы.

11. Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, но не позднее 01.01.2019г.

12. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

13. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

14. Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

15. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

16. Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

17. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

18. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Ульяновской области эта работа уже ведется.

19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

20. Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

В соответствии с Соглашением, в обязанности Регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области и органа, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке определённом Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты Регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото- и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение тридцати дней, ее убирает Региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы.

Плата за НВОС в 2019 году

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) вносится плата, расчет которой производится лицами, обязанными осуществлять платежи.

Плательщиками являются, например, предприниматели и компании, в ходе деятельности которых образуются отходы (п. 4 ст. 23 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Для расчета уплачиваемой суммы нужно отдельно по каждому вредному веществу, классу опасности умножить ставки платы за НВОС на величину платежной базы и учесть коэффициенты. Затем сложить результаты.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ «О ставках…» от 29.06.2018 № 758 (далее — постановление № 758) ставки НВОС — 2019 аналогичны ставкам 2018 года, но дополнительно используется коэффициент 1,04.

Таким образом, отвечая на вопрос, изменились ли ставки и коэффициенты при подаче декларации НВОС — 2019, отметим, что сами коэффициенты остались прежними, но итоговая сумма повысилась за счет умножения на 1,04.

Подача декларации осуществляется согласно Порядку предоставления…, утв. приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3.

Рекомендуем! Подать декларацию в электронном виде можно на сайте Росприроднадзора: Декларация по плате за НВОС.

Подробнее о ставках — в следующих разделах статьи. Другие изменения в экологическом законодательстве раскрыты в статьях «Изменения в экологическом законодательстве с 2019 года», «Экологический налог не увеличит налоговое бремя — разъяснение Минфина».

Ставки платы за НВОС при загрязнении воздуха

Перечень ставок приведен в постановлении Правительства РФ «О ставках…» от 13.09.2016 № 913 (далее — постановление № 913).

Обратите внимание! Ставки определены в рублях в расчете на 1 тонну загрязняющего вещества или отходов.

В постановлении № 913 показатели для расчета подразделяются на три блока:

  • за атмосферные выбросы стационарных источников (159 позиций);
  • сбросы в воду (159 позиций);
  • при размещении отходов (5 позиций).

Приведем примеры сумм, взимаемых за атмосферные выбросы (здесь и далее будут приводиться ставки согласно постановлению № 913 на 2018 год, которые аналогичны данным на 2019 год без учета коэффициентов):

Номер в перечне

Вещество

Ставка

Диоксид азота (NO₂)

138,8

Бенз(а)пирен (С₂₀Н₁₂)

5 472 968,7

Гексафторид серы (SF₆)

0,3

Углеводороды предельные С6–С10

0,1

Уайт-спирит

6,7

Обратите внимание! Компании и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием стационарных источников, загрязняющих воздух, обязаны осуществлять инвентаризацию источников и выбросов (п. 1 ст. 22 закона «Об охране…» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Применительно к отдельным видам загрязняющих веществ или процессов, в результате которых происходит снижение качества воздуха, особенности расчета взимаемых сумм установлены отдельными актами, например приказом Минприроды РФ «Об утверждении инструктивно-методических указаний…» от 05.08.2013 № 274.

О вредном воздействии на воздух на примере гаражей читайте в материале «Гаражи, загрязняющие окружающую среду, подлежат постановке на учет».

Ставки платы за НВОС при загрязнении воды

Приведем примеры расчета сумм за вредные сбросы в водоемы.

Номер в перечне

Вещество

Ставка

Акрилонитрил (С₃H₃N)

73 553,2

Анилин (С₆Н₅NH₂)

5 950 387,4

Барий (Ba)

Ртуть (Hg)

73 553 403

Сухой остаток

0,5

Принципиальным является то, что одно и то же вещество, в результате которого загрязняются вода и воздух, характеризуется разными ставками. Например:

Загрязнитель

Ставка при вреде атмосфере

Ставка при вреде водоемам

Аммиак (NH₃)

138,8

14 711,7

Барий (Ba)

1108,1

Борная кислота (H₃BO₃)

43 267,4

Кадмий (Cd)

14 759,3

147 106,3

Марганец (Mn)

5473,5

73 553,2

Обратите внимание! Для ряда регионов и особо охраняемых территорий установлены программы по сокращению вредных сбросов в воду, что предполагает перепрофилирование существующих компаний-загрязнителей, предотвращение появления новых источников и иные мероприятия (см., например, постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал…» от 21.08.2012 № 847).

Риски! Если вред водоемам причинен в результате нарушения водного законодательства, он подлежит возмещению в порядке ст. 69 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ. Виновные лица подлежат уголовной и административной ответственности.

О возмещении вреда экологии мы рассказали в статье «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде».

Ставки платы за НВОС при размещении ТКО 4-го класса опасности

Как было отмечено, в постановлении № 758 платежи при размещении ТКО были выделены в отдельный вид.

Обратите внимание! Изначальная редакция документа предполагала, что ставки по рассматриваемому виду отходов будут ежегодно расти. Так, на 2018 год были запланирована ставки в размере 95 руб. за тонну, а далее на 2019 год — 194,5 руб., на 2020-й — 293,9 руб., на 2021-й — 393,4 руб. и так далее. В 2025 году ставка должна была составить 791,3 руб.

Вместе с тем постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 16.02.2019 № 156 (далее — постановление № 156) подход был изменен: теперь до 2023 года взимаемая сумма предполагается неизменной.

Важно! Согласно постановлению № 156 ставка платы за НВОС при размещении малоопасных ТКО (4-й класс) в 2019 году составляет 95 руб.

Подробнее о ТКО читайте в наших статьях «Твердые коммунальные отходы (ТКО) — что это такое в сфере ЖКХ», «ТКО и ТБО — в чем разница».

Итак, ставки платы за НВОС в 2019 году остались те же, что и в предыдущем году. Однако, помимо прочих коэффициентов, они должны быть умножены на коэффициент 1,04. Ставки за размещение ТКО 4-го класса выделены в отдельный вид ставок и согласно постановлению № 156 составляют в 2019 и последующие годы 95 руб. за тонну отходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *