Стол это основное средство или материалы?

Правила организации бухгалтерского учета мебели

Чтобы понять, как оприходовать приобретенную или полученную безвозмездно мебель, надо знать ее точную стоимость. От величины этого показателя зависит необходимость заведения инвентарной карточки на актив и проведение ежемесячных амортизационных отчислений.

Основным средством может быть признана мебель, которая:

  • используется для реализации задач основной деятельности компании;
  • будет эксплуатироваться продолжительное время (дольше года);
  • не планируется к выставлению на продажу в кратко- и среднесрочной перспективе;
  • способна приносить организации прибыль, увеличивать доходы;
  • стоимостная оценка достигает установленного законодательством нижнего порога для признания основным средством.

При несоблюдении полного перечня критериев приобретенные объекты должны быть учтены как МПЗ.

ВНИМАНИЕ! Для признания мебели в качестве основного средства по правилам бухгалтерского учета ее стоимость должна быть не ниже 40 тысяч рублей, в налоговом учете нижняя оценочная планка утверждена в размере 100 тысяч рублей.

Если имущество показано в учетных операциях как составляющая МПЗ, то оно не может амортизироваться. Его стоимость будет отнесена на расходы в полном объеме при начале эксплуатации. В письме Минфина, датированном 10.01.2012 г. и зарегистрированном под №07-02-06/3, закреплена норма применения стоимостных порогов для определения группы актива с привязкой времени ввода в эксплуатацию объекта к дате изменения лимита признания основных средств.

Если предприятие приобрело мебель по стоимости, превышающей минимальную величину для отнесения предмета к амортизируемому имуществу, актив учитывается как основное средство.

Когда на государственном уровне меняется стоимостной порог для ОС, компания для ранее введенных в эксплуатацию элементов применяет прежние нормы, а обновленные показатели используются для текущих и будущих приобретений.

В случаях, когда приобретаемый мебельный набор нуждается в доработке или монтаже, все понесенные затраты, связанные с доведением его до нужного состояния, подлежат накоплению на одном счете со стоимостью актива. После ввода в эксплуатацию общая сумма признается первоначальной оценкой объекта. Для основных средств на время сборки и установки мебель должна быть отнесена к 08 счету.

Учет недорогой мебели ведется по нормам ПБУ 5/01. Для организаций, работающих по упрощенной схеме налогообложения, активы стоимостью до 100 тысяч рублей с продолжительным периодом использования признаются материальными затратами. Это исключает возможность начисления амортизации по конкретному объекту. Списание разрешено осуществлять после ввода в действие мебели и оплаты счета за новое имущество.

ЗАПОМНИТЕ! Списать на материальные расходы при УСН можно только стоимость мебели, приобретенной для решения задач основной деятельности. Например, холодильник для личного пользования персоналом не может быть признан обоснованной тратой, его стоимость не должна увеличивать величину расходов при выведении налогооблагаемой базы.

При отнесении части мебели на МПЗ необходимо утвердить схему обеспечения сохранности таких активов. Для этого рекомендуется в бухгалтерском учете применять забалансовый счет. Так предприятие сможет отнести стоимость недорогих предметов на затраты сразу, но не забудет о существовании приобретенной и эксплуатируемой мебели, которая будет отражаться в учетных данных до момента списания ее стоимости с кредита забалансового счета. В качестве дополнительной меры контроля мебель закрепляется за материально ответственными лицами, которые следят за ее сохранностью. Выбранную методику осуществления мониторинговых мероприятий надо обязательно утвердить локальным актом предприятия – учетной политикой.

Для документального подтверждения перемещения мебели можно пользоваться рекомендованными формами первичных бланков или собственными шаблонами. В последнем случае документы будут обладать юридической силой при соблюдении ряда требований:

  • форма содержит все обязательные реквизиты, присущие первичным документам;
  • используемый образец утвержден учетной политикой;
  • документ должен быть правильно оформлен, в нем не допускаются ошибки и описки.

При выбытии любого предмета мебели составляется акт на списание. Этот бланк нужен и при утилизации, перепродаже или безвозмездной передаче.

Стандартные проводки по учету мебели

При получении компанией мебели от контрагента в учете создаются записи по оприходованию новых активов и их оплате:

  • Д08 – К60 — в момент постановки на учет приобретенных дорогостоящих предметов;
  • Д19 – К60 — в сумме НДС по купленной мебели;
  • Д60 – К50 или 51 — при осуществлении оплаты поставщику для погашения задолженности за полученные активы.

Бухгалтер ограничивается таким набором проводок, если мебель не была введена в эксплуатацию сразу после покупки. Для начала пользования активами их надо официально в учете перенести в состав задействованных в повседневной деятельности основных средств (при условии, что мебельный комплект уже собран и установлен). Делается это перенесением стоимости объекта с кредита 08 на дебет 01 счета. Начисляемая амортизация собирается на 02 счете.

Процедура списания с баланса дорогостоящей мебели будет сопровождаться типовыми корреспонденциями:

  • Д91 – К01 — при выведении из эксплуатации актива в сумме его остаточной стоимости;
  • Д02 – К01 – запись формируется для отражения списания амортизационных отчислений;
  • Д10 – К99 – корреспонденция, составляемая в ситуациях, когда мебель выводится из эксплуатации и разбирается на составные материалы, которые впоследствии будут оприходованы и направлены на частичное покрытие нужд предприятия;
  • Д91 – К99 – размер вырученных компанией средств в результате выведения из эксплуатации комплекта мебели;
  • Д99 – К91 при получении учреждением убытка после выбытия предметов мебели.

Если элементы мебели по оценочной величине могут быть отнесены к МПЗ, то записи в учете будут другими:

  • Д10 – К60 – при отражении факта получения недорогой мебели;
  • Д19 – К60 – корреспонденция, используемая для фиксации суммы НДС;
  • Д20 – К10 – списание размера стоимости приобретенных активов после ввода их в эксплуатацию;
  • Д004 — для фиксации факта оприходования недорогой мебели.

Нюансы начисления амортизации на мебель

Признанные основными средствами активы должны регулярно амортизироваться. Период осуществления амортизационных отчислений напрямую зависит от предполагаемого срока эксплуатации. Этот показатель влияет на продолжительность переноса стоимости активов в затраты и на отнесение объекта к конкретной амортизационной группе. Классификация амортизационных категорий приведена в ст. 258 НК РФ и соотносится с нормами правительственного Постановления от 01.01.2002 г. №1.

ДЛЯ СПРАВКИ! Если ожидаемый срок использования актива неясен, его надо брать из технической документации. При отсутствии в сопроводительных бланках необходимой информации можно уточнить данные у производителя.

Для мебели нет выделенной категории в Классификаторе, поэтому ее амортизационную группу надо идентифицировать по предполагаемой продолжительности эксплуатационного срока. Определить величину периода полезного использования можно на основе технической документации, рекомендаций поставщика или характеристик актива. Такой метод работы с Классификатором зафиксирован в ст. 258 НК РФ.

Споры с контролирующими органами могут возникнуть в связи с порядком комплектования мебельных наборов. ФНС настаивает на необходимости отражения в учете предметов мебели в качестве одного гарнитура, если актив состоит из нескольких элементов. Судебная практика по этому вопросу противоречивая. На практике можно оприходовать предметы как отдельные активы, стоимость которых в разбивке не соответствует стандарту амортизируемого имущества. Такой вариант допускается при возможности использования элементов мебели независимо друг от друга.

Чем регулируется амортизация оборудования

  • НК РФ – определяет амортизируемое имущество, порядок определения стоимости, амортизационные группы, методы, а также порядок расчета амортизации в целях налогообложения;
  • ПБУ №6/01 – детализирует процедуру амортизации в целях бухгалтерского учета;
  • Постановление №1 от 01.01.2002 – классифицирует группы для амортизации ОС по срокам эксплуатации, включая офисное, производственное, торговое и медицинское оборудование.

В соответствии с НК РФ, налогоплательщик погашает стоимость оборудования, используемого для получения прибыли, начисляя амортизацию на него. Стоимость оборудования, на которое начисляется амортизация, должна превышать 100 000 рублей, в то время как срок использования – 12 месяцев. Амортизационные начисления производятся со следующего месяца после приобретения и запуска оборудования.

Завершить начисления необходимо в первый день следующего месяца после погашения стоимости и тогда стоимость объекта будет нулевой.

Амортизация не начисляется на оборудование НКО и бюджетных организаций, за исключением приобретенного на доход от предпринимательской деятельности, а также на оборудование, полученное в соответствии с договором о безвозмездном пользовании. Помимо этого, амортизация не начисляется на такие объекты, как:

  • жилищный фонд;
  • внешнее благоустройство;
  • скот;
  • книги;
  • фильмы;
  • земельные участки и т.д.

Как ее рассчитать

Формулы

Юридическое лицо – собственник оборудования может выбрать и предусмотреть в своей учетной политике метод начисления для налогового учета: линейный или нелинейный.

При первом — амортизация начисляется по каждому основному средству отдельно, за основу берется покупная стоимость средства в соответствии с формулой: K=1/n * 100, где:

  • К – амортизационный коэффициент,
  • а n – срок службы ОС в месяцах.

При втором — начисление происходит по группам основных средств, расчет производится от суммы остаточной стоимости средств на балансе юрлица по следующей формуле: А=Вк/100, где:

  • А — сумма амортизации в месяц;
  • В — сумма общей остаточной стоимости группы ОС;
  • к — коэффициент амортизации для указанной группы ОС.

Коэффициенты для амортизации по группам при этом методе начислении устанавливаются НК РФ и выглядят следующим образом:

Группа Коэффициент, % в месяц
I 14.3
II 8.8
III 5.6
IV 3.8
V 2.7
VI 1.8
VII 1.3
VIII 1.0
IX 0.8
X 0.7

Способы начисления

Определившись с методами начисления амортизации для налогового учета, рассмотрим способы осуществления амортизационных начислений в бухучете предусмотренные вышеуказанным ПБУ:

  • линейный способ;
  • способ, в соответствии с которым за основу берется уменьшаемый остаток
  • способ начисления по сумме чисел лет срока эксплуатации
  • способ начисления пропорционально объему производимой продукции

Группы амортизации

Группы амортизации оборудования полностью приведены в постановлении от 1.01.2002, для целей настоящей статьи приводится выдержка со сроками полезного использования для офисного, производственного, торгового и медицинского оборудования:

Амортизируемое оборудование Срок эксплуатации, лет
1 производств. инвентарь;
медицин. Инструменты
1–2
2 компьютеры;
хоз. и спорт. Инвентарь
2–3
3 швейное оборудование;
копировальное оборудование;
3–5
4 станки для выпуска мебели;
офисная и торговая мебель
5–7
5 оборудование для производства целлюлозно-бумажной продукции. 7–10

Далее приведены примеры расчетов различными способами амортизационных начислений.

Примеры

Линейный способ

При расчете этим методом амортизация начисляется равномерно по мере использования оборудования. Например, в декабре 2014 г. ООО приобрела компьютерное оборудование за 200 000 руб. По вышеуказанной таблице видно, что срок пользования им составляет 3 года, значит, ежегодно будет амортизироваться 1/3 от стоимости оборудования – 33,3%, что составляет — 33 333 руб. Сумма амортизации в месяц составит 33 333 / 12 =2 777 рублей.

Расчет на основании уменьшаемого остатка

Использование этого метода предполагает начисление амортизации на основании остаточной стоимости оборудования на начало отчетного года. Воспользуемся вышеуказанным примером.

Сумма амортизации за первый год будет 33 333,3 руб. (100 000 х 33%), а ежемесячная 2 777,8 руб. Остаточная сумма оборудования на конец первого отчетного года будет 66 666,6 руб. (100 000 – 33 333,3).

Сумма амортизации за второй год составит 22 000 руб. (66 666 х 33%), а за месяц 1 833 руб. (22 000 / 12). Аналогично рассчитывается амортизация за третий год.

Начисление по сумме чисел лет срока эксплуатации

В этом случае амортизация будет начисляться следующим образом при использовании данных из нашего примера: 1 + 2+ 3 = 6 лет.

3 года / 6 лет х 100 000 = 50 000 руб. – сумма начисления за первый год, соответственно каждый месяц амортизация будет составлять 4 166 руб. (50 000 / 12).

Для второго года амортизационное начисление рассчитывается так: 2 года / 6 лет х 100 000 = 33 333 руб., соответственно 2 777,8 руб. в месяц. Последний третий год рассчитывается по аналогии.

Начисление по стоимости пропорционально произведенному объему продукции

При выборе этого способа расчет амортизации производится на основе количества произведенной продукции определенным оборудованием.

Например, в декабре юрлицо купило производственное оборудование за 200 000 руб. производительностью 10 000 штук готовой продукции. В январе оборудование было пущено в эксплуатацию и произвело 1 000 шт. продукции. Амортизация за этот месяц будет начислена, как показано далее: 1 000 / 10 000 х 200 000 = 20 000 руб.

На балансе стоимость оборудования указывается как 200 000 – 20 000 = 180 000 руб. За следующий месяц расчет амортизации будет происходить аналогичным способом в зависимости от количества произведенной продукции.

При расчете амортизации используется первоначальная стоимость оборудования, которая включает такие затраты как:

  • приобретение;
  • доставка;
  • пуско-наладка;
  • строительство;
  • консультации специалистов;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • расходы на посредника;
  • другие связанные затраты.

Период и сроки

Понятие срока службы оборудования в целях налогообложения дано в НК РФ, согласно ему это период его использования организацией, от которого зависит начисление амортизации. Организация самостоятельно определяет срок с учетом законодательства в целом, и в частности, вышеуказанного постановления №1. Таблица со сроками по офисному, производственному, торговому и медицинскому оборудованию приведена во втором разделе статьи.

  • В случае отсутствия определенного вида оборудования в классификациях, юрлицо самостоятельно определяет срок службы на основании технического паспорта оборудования. Также, в случае ремонта оборудования, можно увеличить срок эксплуатации ОС соответственно.
  • При покупке оборудования бывшего в употреблении новый владелец вычитает срок использования оборудования и производит амортизационные начисления соответственно.

Процент амортизации определяется в соответствии с выбранным методом и способом, указанными выше.

Срок использования оборудованием для целей бухучета может отличаться от срока определенного налоговым законодательством. В соответствии с вышеуказанным ПБУ срок определяется с учетом износа и планируемого использования оборудованием.

Как учесть стоимость оборудования в расходах, расскажет специалист в данном видеоролике:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *