Стратегическое управление таможенными органами РФ

Процесс любого производства (оказания услуги) заключается во взаимодействии трех факторов — средств труда, предметов труда и собственно труда, реализуемого подготовленным персоналом в соответствии с документацией, отвечающей на вопросы «что делать» и «как делать».

Изменчивость качества результатов деятельности определяется вариабельностью его факторов — документации (законодательной и нормативно-технической, технологии процессов и процедур); средств труда (оборудования, оснастки, средств измерений и контроля, оргтехники); предметов труда (сырья, материалов, комплектующих изделий, производственной информации) и характеристик персонала (квалификации, компетентности и уровня воспитания). Изменчивость — это источник рисков и потерь. Очевидно, что чем меньше отклонений от установленных требований, тем больше определенность результатов и меньше потерь.

Качество документации определяется:

— процедурами ее создания (разработки);

— методами обоснования норм, требований и правил;

— методами мониторинга и актуализации действующего фонда документации.

Для непосредственного исполнителя производственного процесса важно иметь гарантии того, что на его рабочем месте находится актуализированная документация, т. е. такая, в которую внесли, а затем в установленном порядке утвердили все необходимые в настоящее время изменения и дополнения.

Качество средств труда определяется:

— обоснованным выбором состава средств труда;

— методами производственной эксплуатации средств труда;

— методами технической эксплуатации средств труда.

Непосредственный исполнитель производственного процесса должен

уметь технически грамотно пользоваться средствами труда, находящимися на его рабочем месте. Для него также важно иметь гарантии того, что он приступает к работе с качественными средствами труда, предварительно настроенными на соответствующий процесс.

Качество предметов труда определяется:

— выбором поставщика предметов труда;

— организацией взаимодействия с поставщиками предметов труда;

— организацией входного контроля предметов труда;

— организацией хранения и распределения предметов труда по рабочим местам.

Качество персонала определяется системой подбора, профессиональной ориентацией, подготовкой и систематическим повышением квалификации (уровнем компетентности).

5.2. Основные принципы управления качеством продукции и услуг

Развитие методов управления качеством и совершенствование инструментов их реализации привели к созданию системы международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» и широкому распространению их на все виды деятельности. Последняя версия этих стандартов — версия 2000 г. — реализует принципы TQM (всеобщего управления качеством), которые сводятся к следующим положениям:

— ответственность руководства за качество результатов деятельности;

— ориентация деятельности организации на интересы потребителя и заказчика;

— обеспечение документированное™ всех производственных процессов в организации;

— ориентация персонала на постоянное совершенствование производственных процессов;

— процессный подход к организации деятельности (освоение процессного мышления);

— непрерывное обучение и повышение квалификации персонала, в том числе на рабочих местах;

— мониторинг системы управления на основе внутренней проверки ее элементов;

— формирование внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда;

— вовлечение в обеспечение качества продукции и услуг всего персонала организации.

Сущность ответственности высшего руководства за качество результатов деятельности заключается в наличии в организации политики в области повышения качества, распределения ответственности и полномочий персонала, в анализе системы управления, снабжении организации необходимыми ресурсами. Политика в области качества должна соответствовать целям организации, содержать обязательства соответствия требованиям потребителя и постоянно содействовать повышению результативности системы управления.

Принцип ориентации деятельности организации на интересы потребителя и заказчика состоит в том, что высшее руководство должно обеспечить определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности.

Принцип документированности всех производственных процессов в организации предполагает наличие утвержденных технологий, процедур или рабочих инструкций, определяющих порядок выполнения всех процессов, а также критерии качества их результатов. Это создает условия для правильного выполнения установленных процедур, оценки качества процессов и их улучшения.

Принцип ориентации персонала на постоянное совершенствование производственных процессов заключается в том, что организация должна постоянно повышать результативность системы управления на основе результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий. Методической основой реализации этого принципа является анализ на основе фактов возникающих несоответствий (отклонений от установленных требований), выявление их причин и разработка соответствующих мероприятий.

Принцип процессного подхода к организации деятельности, или освоения процессного мышления, — в том, что любая функция есть процесс. К ее выполнению необходимо относиться как к процессу, который должен быть в управляемом состоянии. Процессный подход предполагает представление любой работы, в том числе таможенного оформления и таможенного контроля, в виде совокупности более мелких процессов, организуемых на основе методологии цикла управления качеством. Любая функция может быть разделена на совокупность составляющих ее процессов, каждый из которых имеет входы на начале и выходы по завершении. Выходы одного процесса являются входами для следующего процесса. Представление таможенной функции в виде совокупности элементарных процессов создает условия для более детальной ее проработки, идентификации, организации взаимодействия и обеспечения качества. Применение процессного подхода к организации таможенного контроля позволяет обеспечить простоту и прозрачность, а также сокращение продолжительности таможенного контроля, как этого требуют рекомендации Киотской конвенции.

Процессный подход тесно взаимосвязан с принципом документированности. Детализация процесса на его составляющие может быть доведена до элементарных действий, если это необходимо для обеспечения качества результатов. В сочетании с системой идентификации и прослеживаемости промежуточных результатов это обеспечивает ожидаемый уровень качества.

Принцип непрерывного обучения и повышения квалификации персонала состоит в том, что организация должна обеспечить необходимую компетентность, осведомленность и подготовку персонала. Для этого должен быть определен необходимый уровень компетентности для выполнения различных процессов и обеспечена соответствующая подготовка кадров. Обращается внимание на важность повышения квалификации персонала непосредственно на рабочих местах.

Мониторинг системы управления на основе плановой внутренней проверки ее элементов как принцип предполагает наличие механизма самосовершенствования системы управления в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов.

В соответствии с принципом формирования внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда планируется целенаправленное воспитание у каждого члена коллектива понимания ценности и значимости своего труда, своей «незаменимости», высокого уровня компетентности.

Принцип вовлечения в обеспечение качества»продукции и услуг всего персонала организации реализует понимание условия «все — одна команда». Каждый член коллектива, выполняя должностную функцию, должен ясно понимать свою роль в достижении общей цели и быть активным участником процесса постоянного повышения уровня качества конечных результатов.

Важным методическим элементом системы управления качеством, позволяющим обеспечить стабильность качества труда и систематическое его улучшение, является цикл управления качеством (рис. 5.1). Цикл предполагает рассмотрение законченной технологической операции, производственной функции или этапа работы на любом уровне управления — от конкретного исполнителя (инспектора, рабочего, служащего) до руководителя коллектива (начальника отдела, начальника таможни). Проработка всех элементов цикла управления качеством по всем этапам производства и технологическим операциям в соответствии с элементами жизненного цикла продукции (услуги) позволяет создать требуемый механизм обеспечения стабильности качества результатов. При этом основное внимание обращается на профилактическое предотвращение отклонений от установленных требований к качеству результатов и создание условий для соблюдения технологических режимов.

Цикл управления качеством предполагает включение в технологический процесс выполнения любой работы следующих элементов:

— входного контроля качества всех элементов производства;

— контроля качества труда в процессе выполнения работы;

— контроля качества выполненной работы;

— документального оформления возвратов и претензий потребителя результатов труда к качеству выполненной работы;

— анализа причин возникающих отклонений и разработки корректирующих и предупреждающих действий.

Этап разработки корректирующих и предупреждающих действий предполагает выяснение причин отклонений результатов труда от установленных требований и комплексное воздействие на все элементы производства всех уровней управления по всем направлениям деятельности.

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Вопросы стратегического управления таможенными органами»

Выполнил: А.О. Мамедов,

студент 3-го курса

заочной формы обучения

факультета таможенного дела,

группа ТС1302 ЗС

Проверил: А.А. Селезнёв,

Санкт-Петербург

Введение

1.1 Сущность и основные положения стратегического управления

1.2 Принципы стратегического планирования

1.3 Система стратегического управления в таможенных органах

Глава 2. Особенности управления в таможенных органах

2.1 Сущность управления в таможенных органах

2.2 Функции управления в таможенных органах

Глава 3. Стратегия развития федеральной таможенной службы

3.1 Основные цели и этапы стратегического развития таможенных органов

3.2 Направления стратегического развития таможенных органов Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое управление играет значимую роль в таможенных органах России. Это объясняется тем, что управление повышает эффективность таможенной деятельности. Стратегическое управление заключает в себе обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработку целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Главная задача стратегического управления заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

Цель данной работы состоит в изучении системы стратегического управления в таможенных органах России в его современном понимании.

Для достижения цели в работе определены следующие задачи:

— Изучить сущность и основные положения стратегического управления.

— Проанализировать стратегическое управление в таможенных органах.

Объект исследования является стратегическое управление в таможенных органах. Объектом стратегического управления рассматривается организация как открытая система.

Предмет исследования в представленной работе – стратегическое управление в таможенных органах.

Глава 1. Стратегическое управление таможенными органами

1.1 Сущность и основные положения стратегического управления

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов».

Направленность управления на достижение конкретных целей предопределяет повышение роли и места применения концепции стратегического управления в таможенных органах, а динамичность и неопределенность воздействия факторов внешней среды на функционирование и развитие таможенной службы России обусловливает актуальность использования концепции стратегического управления в регулировании этих процессов. Подходы и технологии стратегического менеджмента, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, постепенно внедряются в практику управления государственными органами.

С точки зрения стратегического менеджмента стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство приемов и методов успешного стратегического менеджмента коммерческих организаций актуальны и для государственных органов. Концепция стратегического управления включает в себя несколько элементов.

Первый элемент — определение основных целей, охватывает систему целей, включающую миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Второй элемент — приоритеты распределения ресурсов, затрагивает принципы распределения ресурсов.

Третий элемент — правила осуществления управленческих действий, связан с принятием курса действий, направленный на достижение поставленных целей.

В широком смысле стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В узком смысле — это многоплановый поведенческий процесс, направленный на развитие экономической системы, путем разработки и реализации стратегии с учетом факторов внешней среды. Он включает формирование видения и миссии, постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддерживание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных целей.

Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях: появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки. Некоторые из этих задач являются оригинальными, а поэтому не может быть использован для их решения имеющийся опыт. Эти задачи отличаются большим количеством переменных, сложным характером их зависимостей, наличием случайных факторов, а также временным ограничением. Уже сейчас, по некоторым данным, удельный вес подобных задач составляет более половины в общем числе управленческих задач, решаемых в организациях, и имеет тенденцию к росту; быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции организаций по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления; высокой цены ошибок от принятия неправильных решений. Особенно это относится к узко специализированным организациям; отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач.

В задачах управления преобладают качественные (то есть неопределенные характеристики). Поэтому они могут быть решены с помощью дополнительной информации, получаемой от человека, на основе его интуиции.

Объектом стратегического управления рассматривается организация как открытая система. Такая система способна изменять во времени свои параметры, подвержена воздействию внешней среды и оказывает влияние на эту среду по принципу обратной связи.

Главная задача стратегического управления заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

Базовым элементом концепции развития является стратегия. В теории стратегического управления существует множество определений стратегии. Наиболее часто цитируется определение, данное А.Д. Чендлером, поскольку оно наиболее полно отражает суть данного понятия. По А.Д. Чендлеру, «стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».

Понятие стратегии прямо связано с жизнеспособностью организации и является инструментом ее развития. В основе стратегического подхода, по определению, Ансоффа И., лежит новая структура конкурентного ландшафта, в которой доминирующей характеристикой становятся не просто изменения, а разрывы, характеризующие скачкообразность переходов от настоящего к будущему. При этом стратегия есть не что иное, как план построения желаемого будущего организации, определяющий ее взаимодействие с окружающей средой для достижения поставленных целей.

Таким образом, стратегия — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Стратегические альтернативы — это набор вариантов стратегического развития фирмы, позволяющих достичь стратегических целей организации во все их многообразии. Выделяют следующие стратегические альтернативы: рост, ограниченный рост, сокращение, сочетание.

Стратегия ограниченного роста. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Данная стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Ограниченного роста придерживается большинство организаций.

Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Выделяют следующие виды роста: 1) Внутренний — расширения ассортимента товаров, услуг. 2) Внешний рост: вертикальный (приобретение оптовой фирмы-поставщика) горизонтальный (приобретение одной фирмы другой в однородной отрасли).

К cтратегии cокращения прибегают, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Варианты стратегии сокращения. 1) Ликвидация — полная распродажа материальных запасов и активов организации. 2) Oтсечение лишнего — отделение от себя некоторых подразделений или видов деятельности. 3) Сокращение и переориентация — сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли.

Cтратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех стратегий — ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Качество таможенной деятельности определяется также тем, насколько обеспечивается соблюдение таможенного законодательства при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе их с таможенной территории.

Определенной гарантией обеспечения экономической безопасности страны является создание условий для полного и четкого выполнения таможенных правил. Это относится не только к участникам ВЭД, но и к работникам таможенных органов.

Таможенные органы, осуществляя свои функции, обязаны обеспечить качество таможенных процессов и в то же время создать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.

Для этого работники таможенных органов должны постоянно работать над повышением качества собственного труда:

отрабатывать процедуры общения с участниками внешнеэкономической деятельности, а также внутренние процедуры таможенных органов и постоянно их рационализировать;

постоянно совершенствовать технологию таможенных процессов и систему управления их качеством;

постоянно повышать квалификацию персонала таможенных органов;

отрабатывать и постоянно совершенствовать внутренний мотивационный механизм с целью воспитания добросовестного интереса таможенников к обеспечению качества собственного труда;

отрабатывать механизм систематической внутренней проверки качества таможенных процессов с целью постоянного совершенствования процедур работы с участниками ВЭД и системы управлений таможенным органом.

Определенные требования к качеству таможенной деятельности содержаться в стандартах Всемирной торговой организации и конвенциях Всемирной таможенной организации.

Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти — от законодательных органов государства до конкретных таможенных органов

Законодательные и исполнительные органы власти формируют государственную таможенную политику и таможенно-тарифный механизм ее реализации, а государственная таможенная служба осуществляет ее непосредственную реализацию.

В результате эффективность таможенной деятельности определяется качеством государственной таможенной политики, качеством таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности и качеством его реализации.

Решение поставленных задач требует коренного улучшения систем управления таможенными органами. Применяемые сейчас меры улучшения систем управления носят выборочный характер, однобоко воздействуют на совершенствование процессов управления. При этом не делается акцента на качество результатов труда.

1.3 Создание систем управления таможенной деятельностью

В то же время в других отраслях народного хозяйства и сфере обслуживания, за рубежом и в государственных учреждениях с успехом применяются стандартизированные на международном уровне модели систем управления качеством результатов труда, а также осваиваются в рамках этих моделей принципы систематического улучшения трудовых процессов (принципы Э. Деминга).

Перечисленные проблемы успешно решаются с внедрением международных стандартов ИСО серии 9000 «Управление качеством продукции и услуг».

Одобренный Правительством Российской Федерации курс на всемерную поддержку работы по освоению организациями методов управления по критерию качества результатов деятельности актуален и в таможенной системе. Создание систем управления таможенной деятельностью на основе МС ИСО серии 9000 гарантирует качество таможенных услуг, способствует оперативной адаптации таможенной системы к переменам, происходящим в государстве, способствует повышению экономической безопасности страны и развитию национальной экономики.

Следует отметить, что таможенной системе присущи определенные особенности, которые в значительной степени влияют на процессы управления качеством выполняемых функций. Это, прежде всего, ее фискальный характер и правоохранительная направленность. В то же время постепенно возрастает и роль потребителя таможенных услуг. Во взаимоотношениях государственных органов с участниками внешнеэкономической деятельности все настойчивее заявляет о себе принцип удовлетворения потребностей потребителя услуг. Таможенные органы, выполняя специальную функцию государства, должны обеспечивать качество результатов своей деятельности, то есть качество выполнения таможенных функций.

Как правило, руководители таможенных органов не применяют термин «качество таможенных функций», а используют понятие «эффективность таможенной деятельности». Для повышения эффективности таможенной системы руководство комитета ведет большую работу. Это, безусловно, дает определенные результаты. Однако качество выполнения таможенных функций еще фактически далеко от желаемого. Есть жалобы от участников ВЭД на неоправданные задержки при таможенном оформлении и другие нарушения установленных правил со стороны таможенной службы.

Главная цель программ развития таможенной службы, реализуемых по инициативе руководства ФТС России, заключается в активном содействии расширению внешней торговли России и ускорению внешнеторгового оборота страны через полномасштабное функционирование таможенной службы в соответствии с потребностями перехода страны на рыночные отношения.

Курс на вступление России во Всемирную торговую организацию еще более актуализирует задачу сближения таможенной практики России, применяемых правил и процедур с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности.

Потребности нового этапа развития таможенной службы обусловливают необходимость совершенствования правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, ужесточения методов борьбы с контрабандой, защиты отечественных производителей и поощрения экспорта готовой, особенно наукоемкой продукции, радикального улучшения и создания информационных сетей на базе новых информационных технологий, постоянной координации деятельности всех государственных служб, связанных с перемещением через границу товаров, капиталов и услуг.

Важнейшей особенностью систем управления качеством результатов труда является их комплексность, охват всех подразделений и всех видов деятельности, наличие механизма постоянного самосовершенствования. Система предполагает активизацию творческого потенциала персонала и использование последних достижений в науке и практике таможенной деятельности. Так, при разработке таможенных технологий и процедур управления должна широко применяться алгоритмизация процессов выработки и принятия решений и процедур их реализации, в том числе и на основе использования сетевых моделей и учета факторов риска.

Применение Системы управления по МС ИСО серии 9000 в таможенной практике

Освоение системы управления по МС ИСО серии 9000 в таможенной практике чрезвычайно актуально. Это создаст прецедент применения общепринятых в мировом сообществе принципов обеспечения качества результатов труда в достаточно своеобразной сфере деятельности — таможенном деле и, в то же время, гарантирует повышение эффективности функционирования таможенных органов и в целом таможенной службы даже при неполном освоении этой системы.

Применение стандартов ИСО серии 9000 в системе ФТС Российской Федерации может принести только пользу. Внедрение систем управления таможенными органами по критерию качества труда обеспечит сознательную дисциплину и заинтересованность персонала, тщательную проработку технологии таможенных процессов, систематическое повышение квалификации персонала, оперативное реагирование на отклонения от нормативных требований, систематическую корректировку технологий, инструкций, информационного обеспечения, структур, штатов, технологического оснащения, взаимоотношений с внешними организациями и т.д. В целом — это дополнительные гарантии экономической безопасности страны.

Контрольные вопросы:

1. Почему таможенную деятельность можно отнести к категории услуг?

2. Каковы основные требования, предъявляемые к качеству таможенных услуг?

3. Каковы основные направления обеспечения качества таможенных услуг?

4. Цели применения Системы управления по МС ИСО серии 9000 в таможенной практике?

5. Как влияет государственная таможенная политика на эффективность таможенной деятельности?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *