Стратегия противодействия коррупции

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы.

Мероприятия, предусмотренные Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач:

— совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

— обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

— совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

— систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;

— повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

Для решения поставленных задач Национальный план предусматривает конкретные направления деятельности для Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Банка России и пр. Документ вступил в силу с 29.06.2018.

Национальная стратегия противодействия коррупции
(утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460)
I. Общие положения
1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:
а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;
б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;
в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.
4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции
5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции
7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;
в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции
8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:
а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;
д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;
ж) расширение системы правового просвещения населения;
з) модернизация гражданского законодательства;
и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
о) повышение эффективности исполнения судебных решений;
п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;
р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;
с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;
х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции
9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:
а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;
б) путём решения кадровых вопросов;
в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
г) путём оперативного приведения:
правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;
правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;
муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Проект Национальной стратегии рассматривался 6 апреля на заседании Совета по противодействию коррупции под председательством президента.
Подводя промежуточные итоги реализации Национального плана противодействия коррупции, принятого еще в июле 2008 года, глава государства отметил, что для борьбы с коррупцией важна не только законодательная база, но в первую очередь – отношение к этому явлению в обществе.
Глава государства поручил руководителям министерств и ведомств лично отслеживать адресованные им обращения граждан. «Борьба с коррупцией, это очевидная вещь, начинается с обычного человека, который или к этому относится небезразлично, или же готов этому процессу потворствовать в том или ином виде», — пояснил глава государства.
Чиновники должны сами отслеживать те факты обращений, которые адресованы им лично. Я сам стараюсь это делать, но, конечно, меня не хватает на всё. Но если идёт какая-то резонансная тема, она моментально становится сейчас достоянием гласности, она становится достоянием обсуждения, обсуждается достаточно активного в средствах массовой информации, в Интернете. Никаких проблем нет снять трубку и сказать: проверьте, о чем идёт речь, правда это или нет. Ну, если неправда, значит, слава Богу. А если правда, то принять серьезные решения. Но ещё раз предлагаю сидящим здесь не ждать, пока я позвоню и скажу: вот появилась такая-то информация. Самим нужно это делать», — потребовал Дмитрий Медведев.
Оценивая Национальную стратегию противодействия коррупции, президент подчеркнул, что этот документ определяет основные направления государственной антикоррупционной политики. Это базовый документ, рассчитанный на более длительную перспективу. Национальном плане противодействия коррупции рассчитан на ближайшие два года.
Дмитрий Медведев также заявил, что одним из самых эффективных средств по борьбе с мздоимцами является публикация сведений о доходах чиновников. За этим глава государства намерен следить лично. Он напомнил, что, в соответствии с указами президента, сведения о доходах и имуществе в обязательном порядке представят сотрудники администрации президента, а также ряд других государственных служащих и лиц, замещающих их должности.
Сам Президент, сотрудники его администрации и члены правительства представили сведения о своих доходах за 2009 года 13 апреля. Все данные были опубликованы на официальном сайте главы государства и на портале правительства России.
Как сообщается в пояснительной записке к президентскому указу, Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе. Приоритет государственной антикоррупционной политики в ближайшее время – коренной перелом общественного сознания, формирование в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции.
Ключевые положения документа: повышение правовой культуры населения, прозрачность процедур предоставления государственных услуг, а также постоянная адресная профилактическая работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.
Положения Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции должны реализовываться не только органами власти всех уровней, но и институтами гражданского общества, организациями и даже обычными гражданами.
В Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы включён ряд организационных мер, направленных на развитие нормативно-правовой базы государственных органов по противодействию коррупции, на профилактику коррупционных и иных правонарушений среди госслужащих, на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер.
Одно из положений документа предписывает формирование категории федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и их обучение. Чиновники всех уровней должны оказывать всестороннее содействие СМИ в широком освещении мер по противодействию коррупции.
Предлагается также обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями.
По официальной статистике МВД размеры взяток год от года растут. В 2009 году коррупционеры «заработали» в 2,5 раза больше, чем в предыдущем, а средняя сумма оплаты их «услуг» увеличилась с 9 до 23 тысяч рублей. Но за первые месяцы 2010 года число коррупционных преступлений снизилось на 7%.

Бородин Виктор Васильевич профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ.

Одну из ведущих ролей в реформировании и развитии государственной и муниципальной службы играет разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции.

Коррупция и ее проявления в системе государственной и муниципальной службы в настоящее время представляют собой одну из наиболее серьезных угроз развитию российской государственности, ее конституционному строю, правам и свободам граждан. Особую актуальность данная проблематика приобретает в периоды крупных социальных потрясений, поскольку приводит к дестабилизации систем управления, ослаблению режима законности, росту административного произвола чиновничества.

В этой связи представляется весьма важной задача формирования эффективных механизмов и правовых инструментариев противодействия коррупции и коррупционному поведению публичных служащих, как на федеральном, так и на региональном уровнях.1

Разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции находит свое выражение в ряде правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований,

Федеральным законом «О противодействии коррупции»2 и Указом Президента РФ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»3.

Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297 утвержден «Национальный план противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы», который дополняет и развивает требования Федерального закона «О противодействии коррупции» и предписывает федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов выполнение конкретных мероприятий в пределах их полномочий.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в сфере противодействия коррупции действуют следующие правовые акты: Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.12.2011 № 1717 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2012 – 2013 годы», Областной закон Ленинградской области от 17.06.2011 № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области».

Среди актов местного уровня можно отметить Постановление главы администрации МО Сертолово от 16.06.2011 № 146, утвердившее Долгосрочную целевую программу «Профилактика и противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2011-2013 г.г.» и др.

В числе основных направлений в области противодействия коррупции можно выделить:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

— совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

— повышение ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией и др.

Приведем некоторые данные об итогах реализации плана мероприятий по борьбе с коррупционными проявлениями, опубликованные на официальном интернет-сайте Следственного комитета РФ — одного из государственных органов России, уполномоченных на реализацию антикоррупционной политики4.

Согласно представленной информации, за 2008 год возбуждено 10100 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности; в 2009 году эта цифра составляла 15708 уголовных дел; в 2010 году — 13,5 тыс.; за 11 месяцев 2011 года принято почти 12 тыс. решений о возбуждении уголовных дел коррупционной направленности; в суд направлено более 4,5 тыс. уголовных дел в отношении 5165 обвиняемых — все это должностные лица, совершившие коррупционные преступления.

Наибольшее количество возбужденных дел приходится на Москву – в 2011 году возбуждено 478 дел о должностных преступлениях. Связано это не только с численностью населения, но и с большим количеством чиновников. В других крупных центрах ситуация не намного лучше. Так, в Московской области возбуждено 302 дела, в Санкт-Петербурге — 324, в Нижегородской области — 328, в Челябинской и Свердловской по 327 дел коррупционной направленности.

С 2008 года уголовному преследованию подвергнуты более 2700 лиц, обладающих, так называемым, «особым правовым статусом», в том числе: 1800 выборных глав муниципальных образований и депутатов органов местного самоуправления, 320 руководителей и следователей органов предварительного следствия в системе МВД России, 60 следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета России, 60 работников прокуратуры, около 40 руководителей и следователей органов наркоконтроля, 50 членов избирательных комиссий, 20 судей. В 2011 году из чем 5 тыс. обвиняемых, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, 1,5 тыс. — сотрудники органов внутренних дел, 700 — военнослужащие, 500 — работники Минюста, в том числе 280 — сотрудники ФСИН, 350 — работники Министерства здравоохранения и социального развития5.

Представленные данные подтверждают своевременность включения мероприятий по противодействию коррупции в программы реформирования и развития государственной и муниципальной службы. Вместе с тем приведенные цифры говорят о значительной коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления, что крайне негативно отражается на их деятельности.

В этой связи стоит согласиться с мнением профессора Н. С. Бондаря, что проблема коррупции продолжает оставаться исключительно острой, результатов борьбы с которой общество пока не ощущает. прямо признал, говоря о борьбе коррупцией6.

Для минимизации (а в идеале – исключения) подобных негативных фактов необходимо проведение дальнейшей работы по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.

Следует добавить, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»7 с 1 января 2013 г. в качестве одной из мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе и повышения ее эффективности предусмотрена ротация кадров. Ее цель — противодействие коррупции путем назначения государственных служащих на иные должности в том же или ином госоргане.

Федеральный закон раскрывает механизм ротации, сроки ее проведения, дополнительные гарантии и компенсации государственным служащим. Ротация осуществляется в пределах одной группы должностей с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа работы лица. Срок замещения должности гражданской службы в порядке ротации от 3 до 5 лет. Размер должностного оклада по новой должности не должен быть ниже, чем по ранее замещаемой должности.

При назначении на работу в другую местность государственному служащему и членам его семьи компенсируются расходы на переезд. Предусмотрено также обеспечение служебным жильем, а при его отсутствии – возмещение расходов на его наем. При этом за государственным служащим сохраняется жилье, которое он занимал по договору социального найма по прежнему месту работы.

Предусмотрено право отказаться от ротации по уважительной причине (наличие медицинских противопоказаний или невозможность проживания членов семьи по состоянию здоровья в новой местности). В этом случае государственному служащему должна быть предложена иная должность в том же либо ином органе. При отказе ее занимать государственный служащий подлежит увольнению, с выплатой денежного содержания за 4 месяца (выходное пособие не полагается).

Программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» предусматривает проведение запланированных мероприятий в 2 этапа: 2009 – 2010 годы, 2011 – 2013 годы. Отсюда следует, что в настоящее время Программа находится на втором этапе, одно из основных мероприятий которого — мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

На Федеральном портале управленческих кадров 27.01.2012 приведены результаты опроса пользователей портала на тему: «Какие мероприятия, по Вашему мнению, в первую очередь будут способствовать повышению эффективности государственной службы?».8 Респондентам предлагались следующие варианты ответов:

1) антикоррупционная политика государства,

2) использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления,

3) оптимизация численности кадрового состава государственных органов,

4) оптимизация структуры государственных органов и более четкая регламентация их деятельности,

5) ни один из предложенных вариантов ответа.

В опросе приняли участие 1091 человек, преимущественно незарегистрированные пользователи портала (95,2%). Участники опроса не смогли однозначно дифференцировать рассмотренные группы мероприятий, как в наибольшей степени влияющих на эффективность государственной службы.

Согласно результатам опроса, практически равные доли респондентов в качестве приоритетных выделили меры по реализации антикоррупционной политики государства (25,3%), а также необходимость расширения использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления (25,6%).

Примерно треть участников опроса (29,5%) придает большое значение оптимизации структуры государственных органов и более четкой регламентации их деятельности.

Деятельность по оптимизации численности кадрового состава государственных органов представляется участникам опроса наименее перспективной с точки зрения воздействия на повышение эффективности государственной службы (6, 0%).

В то же время, не видят целесообразности в предложенных вариантах мероприятий 13,7% опрошенных. Данная группа участников опроса считает, что никакие из вышеперечисленных мер не смогут в достаточной степени повлиять на повышение эффективности государственной службы.

Необходимо отметить, что подавляющим большинством участников опроса наиболее приоритетными признаны меры, направленные в целом на оптимизацию деятельности государственной службы, причем как содержательную, так и функциональную, ­– более 80%9.

Подводя итог, сделаем следующий вывод: основными направлениями развития государственной и муниципальной службы являются:

— совершенствование законодательства в сфере государственной и муниципальной службы;

— создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, государственной и муниципальной службы, обеспечение взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

— создание правовых и организационных основ единой системы управления государственной службой;

— организации методической помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов России и муниципальной службы;

— разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции;

— формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, повышение ее престижа и авторитета;

— внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Пути решения данных вопросов заложены в федеральных и региональных программах реформирования и развития государственной и муниципальной службы, которые призваны обеспечить их дальнейшее эффективное функционирование

2 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»//СЗ РФ.2008.№ 52(ч.1). Ст.6228.

3 Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы»// СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

5 См.Приложение: Рисунок. 1.

6-Бондарь Н. С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия .М.: Юрист, 2013.176с.

7 Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (вступает в силу с 01.01.2013)// Рос. газета. 2011. 6 декабря.

8 Федеральный портал управленческих кадров// http://www.rezerv.gov.ru.

9 См.Приложение: Рисунок 2

УТВЕРЖДАЮ

Президент Российской Федерации Д. Медведев 31 июля 2008 г. Пр-1568

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью.

Раздел I

Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции

1. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающего, в частности:

а) определение понятий «коррупция» — как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» — как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» — как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональной уровне;

сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;

введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

2. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений в целях:

а) установления административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;

б) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю, аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Центрального банка Российской Федерации;

в) возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;

г) установления запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;

д) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

е) установления в качестве задачи оперативно-разыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации;

ж) создания возможности осуществления оперативно-разыскных мероприятий по запросу представителя нанимателя (руководителя) или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, судьями, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

з) приведения санкций за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации;

и) обеспечения прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции.

Раздел II

Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции

1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:

а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;

в) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;

г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;

д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов но каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения.

2. Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий;

б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;

в) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;

г) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;

д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

3. Рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;

г) оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными органами.

4. Разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований.

5. На основе изучения существующего механизма учета интересов политических партий, социальных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность.

6. Рассмотрение вопроса о целесообразности обязательного страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование ответственности).

7. Повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения системы «одного окна» и электронного обмена информацией.

8. Решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих государственным служащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.

Раздел III

Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению

1. Для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:

а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции;

в) воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону;

г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

е) разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;

ж) законодательное закрепление правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.

2. Для повышения качества правового просвещения необходимы:

а) поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;

в) повышение правовой культуры общества в целом;

г) обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу «Закон-ТВ».

Раздел IV

Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана

1. Правительству Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции:

а) принять меры:

по соблюдению государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих»;

по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»;

б) о принятых мерах и предложениях доложить Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 1 октября 2008 г.

2. Правительству Российской Федерации:

а) предусмотреть разработку и финансирование мероприятий:

по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме онлайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;

по расширению сети государственных бюро правовой помощи и центров социальной помощи населению, а также по методическому обеспечению их деятельности органами юстиции Российской Федерации;

по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, а также взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

по созданию многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;

по размещению на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

по расширению количества и повышению качества телевизионных программ по правовому просвещению;

б) до 1 февраля 2009 г. внести в установленном порядке предложения по повышению денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

в) на основе обсуждения с представителями различных общественных объединений подготовить и до 1 февраля 2009 г. внести в установленном порядке предложения о мерах, направленных:

на совершенствование механизма ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

на повышение оперативности оспаривания сделок, совершенных с нарушением законодательства Российской Федерации;

на расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

на совершенствование высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции, уделив, наряду с реализацией мер, указанных в разделе III настоящего Национального плана, особое внимание разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вопросу о целесообразности реализации программ высшего и послевузовского образования в области юриспруденции в непрофильных вузах, оптимизации количества диссертационных советов;

г) подготовить и в III квартале 2008 г. внести в установленном порядке проект акта Президента Российской Федерации, определяющего во исполнение пункта 13 статьи 46 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и статьи 29 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. центральные органы Российской Федерации, ответственные за реализацию положений антикоррупционных конвенций, касающихся взаимной правовой помощи по коррупционным делам;

д) разработать и в I квартале 2009 г. внести в установленном порядке предложения по внедрению в практику механизма ротации государственных служащих.

3. Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам в целях предупреждения коррупции и обеспечения борьбы с ней усилить надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также активизировать работу координационных совещаний, создание и функционирование которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Генеральному прокурору Российской Федерации:

а) организовать проверки законности использования государственного имущества. О результатах проверок, принятых мерах и соответствующих предложениях доложить Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 1 марта 2009 г.;

б) при представлении в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации ежегодного доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

в) информировать один раз в полгода Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями;

г) организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Руководителям федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции разработать и до 1 октября 2008 г. принять планы противодействия коррупции в соответствующих федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации.

6. Председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) до 1 сентября 2008 г. совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации представить председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о проведении в IV квартале 2008 г. заседания указанного Совета, на котором рассмотреть вопросы защиты прав физических и юридических лиц, потерпевших от преступлений, а также возмещения физическим и юридическим лицам потерь от неправосудных решений и несоблюдения разумных сроков рассмотрения дел в судах из специально созданного для этих целей фонда;

б) обеспечить подготовку проектов федеральных законов, указанных в разделе I настоящего Национального плана, и их представление Президенту Российской Федерации до 15 сентября 2008 г.;

в) обеспечить контроль за исполнением настоящего Национального плана и представление один раз в полгода председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклада о ходе его выполнения и предложений по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции.

7. Министерству юстиции Российской Федерации в 2009 году:

а) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства Российской Федерации;

б) организовать осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

8. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) в IV квартале 2008 г. представить предложения о целесообразности подписания Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. на основе анализа соответствия данной Конвенции правовой системе Российской Федерации и оценки возможных последствий ее подписания;

б) в рамках Римской/Лионской группы экспертов «Группы восьми» инициировать принятие практических мер по расширению сотрудничества в области противодействия коррупции в частности по возвращению имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений. О результатах доложить в IV квартале 2009 г.

9. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российском Федерации и начальнику Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства.

10. Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, созданным в федеральных государственных органах, ежегодно, к 1 февраля, докладывать о работе по предупреждению коррупции и мерах по совершенствованию этой работы Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Приложение к Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Президентом Российской Федерации

Перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с Национальным планом противодействия коррупции

1. Внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

2. Подготовлены проекты федеральных законов:

1) «О противодействии коррупции»;

2) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий. Председатели счетной палаты. Российской Федерации, заместителя Председатели Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Центрального банка Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», которыми предлагается внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»;

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»;

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *