Структура затрат на оказание социальных услуг

Заключение диссертации по теме «Бухгалтерский учет, статистика», Лепинских, Татьяна Викторовна

Выводы по второй главе:

1. Совершенствование инструментария управленческого учета доходов и расходов в учреждениях здравоохранения предполагает адаптацию существующих инструментов, успешно применяемых на промышленных предприятиях, в организации торговли, в бюджетных учреждениях высшего образования, и других сферах деятельности, к особенностям бухгалтерского учета, системы управления в учреждениях здравоохранения.

2. Инструментарий системы управленческого учета доходов и расходов в учреждениях здравоохранения предполагает изменение организационной структуры управления с выделением центров ответственности, классификацию расходов по элементам, статьям, местам возникновения, а также формирование внутренней управленческой отчетности.

3. Совершенствование инструментария направлено на выявление факторов, существенно повлиявших на величину доходов и расходов, а также на улучшение процедуры расчета плановых смет и калькуляций, а также прогноза изменения финансовых результатов работы учреждения.

З.ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1. Условия функционирования и основные тенденции развития учреждений здравоохранения на территории исследуемого объекта

Целью развития здравоохранения в автономном округе является стабилизация показателей здоровья населения на основе повышения доступности, качества и безопасности первичной медико-санитарной помощи путем эффективного использования ресурсов, внедрения новых технологий и автоматизации системы управления медицинской помощью.

Основными принципами Концепции развития учреждений в округе являются:

— социальная справедливость и доступность первичной медико-санитарной помощи населению вне зависимости от социального статуса;

— профилактическая направленность;

— формирование целостной, организационно и экономически гибкой, эффективно функционирующей системы муниципального здравоохранения;

— вовлечение населения, общественных организаций, всех органов власти в решение вопросов здравоохранения.

Достижение целей и соблюдение принципов развития учреждений здравоохранения обеспечивают:

— использование современных экономически приемлемых организационных и ресурсосберегающих технологий, повышающих доступность и качество первичной медико-санитарной помощи, а также удовлетворенность ею населения;

— обеспечение повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы здравоохранения;

— информационное, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса внедрения новых технологий; повышение мотивации медицинских работников к улучшению результатов своего труда, включая врачей специалистов и медицинских работников стационаров.

Основными задачами развития учреждений здравоохранения в округе являются: повышение структурной эффективности муниципального здравоохранения путем реорганизации сети учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, с целью повышения доступности медицинской помощи; выделение целевых медико-социальных групп, оказывающих наибольшее влияние на показатели здоровья населения и разработка программных подходов к улучшению показателей здоровья в них; повышение качества медицинской помощи и усиление мер по защите прав пациента; совершенствование системы финансирования; информатизация и автоматизация отрасли; мониторинг результатов реализации Концепции; программно-целевой подход к реализации Концепции.

Необходимость реструктуризации учреждений здравоохранения во многом диктуется объективными процессами: расширением потребностей населения в медицинской помощи, растущим использованием новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств, повышением удельного веса пожилых категорий населения, растущей стоимостью медицинской помощи при ограниченности всех видов ресурсов, имеющихся в системе здравоохранения.

В ситуации дефицита финансирования реструктуризация здравоохранения округа становится важным направлением политики в области охраны здоровья. На этой основе необходимо повышать эффективность использования ресурсов — как на уровне отдельного учреждения (локальная эффективность), так и на уровне системы в целом структурная эффективность).

Финансово-управленческий аспект совершенствования учреждений здравоохранения в округе предполагает, что будет разработана и реализована система финансирования здравоохранения на основе «полного тарифа» с концентрацией средств ОМС и бюджетов всех уровней.

Реструктуризация акушерско-гинекологической и педиатрической служб, предполагает их реорганизацию, с учетом доказательной потребности в специфической для женщин и детей медицинской помощи, на основе внедрения эффективных организационных технологий. Мероприятия по реализации данного раздела Концепции включают:

В области амбулаторно-поликлинической помощи:

1. Развитие сети (и мощности) дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационаров на дому для беременных женщин.

2. Улучшение материально-технической базы для обеспечения динамического мониторинга плода во время беременности.

3. Развитие скрининговых методов, выявления врожденных аномалий развития плода.

В области стационарной помощи’.

1. Определение доказательной потребности в акушерско-гинекологической и педиатрической стационарной помощи определенного уровня, а также характера и размера потребностей в услугах первичной медицинской помощи, дневных стационаров и т.п. при переводе из стационарного сектора пациентов, нуждающихся преимущественно в амбулаторном лечении.

2. Перепрофилирование коек для производства абортов в койки для гинекологических больных.

3. Развитие современных перинатальных технологий (организация индивидуальных родильных залов, совместного пребывания матери и ребенка и т.д.).

4. Совершенствование специализированной гинекологической помощи детям до 18 лет в зависимости от потребности территорий.

5. Развитие интенсивной реанимационной помощи женщинам в акушерских стационарах.

6. Дальнейшее развитие сети дневных стационаров для детей, в том числе реабилитационных.

7. Организация и дальнейшее развитие реанимационно-консультативных центров.

8. Организация мониторинга здоровья детей и младенческой смертности.

Развитие системы управления учреждениями здравоохранения округа предполагает совершенствование системы финансирования через изменение порядка финансирования медицинских организаций и через страховые медицинские организации (СМО), предоставляя гарантию свободного выбора страховых компаний. Стратегическим направлением развития системы финансирования учреждений здравоохранения округа, является изменение финансирования медицинских учреждений с учетом полного тарифа, то есть сочетания всех видов расходов, понесенных на оказание услуг в системе бюджетного финансирования и обязательного медицинского страхования (ОМС). Только на такой основе можно обеспечить единство планирования, создать рациональную систему экономических стимулов для учреждений, нацеленных на проведение глубокой реструктуризации, формирование системы интегрированных муниципальных заданий на оказание бесплатной медицинской помощи. Основой взаимодействия органов государственного управления и системы ОМС должно стать совместное формирование заданий, предусматривающих долевое участие ОМС и бюджета в оплате согласованных объемов медицинской помощи. В общем случае, разделение ответственности, по нашему мнению, целесообразно строить не по принципу разделения отдельных статей расходов, а по принципу определения участия сторон в финансировании конкретного., результата работы учреждения, в большей степени по обеспечению базовых процессов учреждения.

Предлагаемые нами мероприятия по реализации данной задачи включают:

— финансирование учреждений в системе ОМС по «полному» тарифу, ориентированному на конечный результат оказания услуги;

— конкурсное размещение заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в системе ОМС;

— обеспечение полного возмещения расходов учреждения за счет прочих доходов, не включаемых в тариф «бесплатной услуги»;

— перестройку органов управления, как системой здравоохранения в целом, так и в каждом учреждении.

Сложившаяся в настоящее время модель формирования органов управления учреждения здравоохранения округа, практически не претерпела кардинальных изменений за последние 80 лет. Незначительные изменения в виде расширения функций управленческого аппарата в области анализа, ресурсного обеспечения, контроля качества медицинской помощи носили в основном фрагментарный характер и не вносили существенных изменений в механизм управления оказанием медицинской помощи населению. Основными недостатками сложившейся системы управленческого учета в учреждениях здравоохранения округа является недостаточное использование методик анализа, недооценка изменений в общественном здоровье и состоянии ресурсной базы учреждений отрасли. До настоящего времени планирование деятельности учреждений -здравоохранения осуществлялось на основании данных ретроспективного анализа, без использования научно обоснованных методов стратегического бюджетирования.

По-нашему мнению, актуальным до сих пор остается формирование аппарата управления по принципу рациональной концентрации управленческих функций в соответствии с ориентацией на результат. Существенному совершенствованию, на наш взгляд, должны быть подвержены и функции учета, анализа, прогнозирования и стратегического бюджетирования, как общих расходов, доходов так и финансовой устойчивости учреждений в современной рыночной среде. В настоящее время выполнение данных функций недостаточно и весьма разрозненно. Мероприятия по изменению этой ситуации должны на наш взгляд, «включать: внедрение стратегического бюджетирования дёятельности учреждений здравоохранения, на основе информации управленческого учета, а также анализа и прогнозирования демографических показателей и показателей здоровья населения, маркетинговых исследований, регулирования спроса на отдельные виды медицинской помощи;’. — совершенствование системы управления, ориентированной на результат и экспертизы качества медицинской помощи;

— информационное обеспечение для расчета результативности (эффективности) деятельности учреждений отрасли.

В настоящее время в качестве элементов стратегического бюджетирование необходимо широко использовать методы управленческого анализа, построение прогнозных моделей развития ситуации в состоянии; общественного здоровья и демографических показателей, методы прогнозирования ресурсного обеспечения учреждений отрасли. Применение данных методик позволит осуществлять изменение структуры учреждений отрасли, направлений капитальных вложений, подготовки кадров на научной основе, исходя не из предположений, а из четкого анализа и прогнозирования ситуации. Кроме того, как один из элементов формирования достоверных показателей для стратегического бюджетирования, необходимо рассматривать и более широкое применение маркетинговых и социологических исследований, по определению спроса и потребности населения в тех или иных видах лечебной и диагностической помощи?

Развитие этих направлений обеспечит проведение оперативного анализа лечебной, экономической, финансовой деятельности лечебных учреждений и даст возможность определять наиболее рациональные виды помощи пациенту, осуществлять поиск сберегающих технологий, определять контрольные цифры обеспечения медицинской помощью, создавать материальные стимулы к сокращению излишних процедур, методов обследования; поощрять проведение профилактических мероприятий, максимально эффективно использовать медикаменты.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Клинический перинатальный центр» г. Сургута — единственное учреждение охраны материнства и детства, оказывающее первичную медико-санитарную помощь, специализированную и высокотехнологичную медицинскую амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь населению г.Сургута и Сургутского района. Сегодня перинатальный центр г. Сургута обслуживает население административной территории г. Сургута и Сургутского района численностью 402 800 человек — это 27% всего населения автономного округа. Женское население (203 070 человек) составляет 50,4%, из них женщин фертильного возраста — 130330 — 64,2%, что обусловлено возрастной структурой, характеризующейся как демографическая молодость.

В последние годы наметилась четкая тенденция к увеличению количества родов, прошедших в клиническом перинатальном центре г. Сургута, который принимает на роды женщин с территории г. Сургута и Сургутского района, имеющего 14 муниципальных образований. В сравнении с 1997 годом, количество родов увеличилось в 2006 году на 46,8% (+1820 родов) и по итогам 8 месяцев 2007 года (прирост на 6%) будет расти и далее. В период репродуктивной активности вступило поколение 80-х годов, когда имелась высокая рождаемость, и количество родов составляло в год 7,2 тысячи. Роды, принимаемые в МУЗ «КПЦ» города Сургута составляют 1/3 всех родов в Ханты-Мансийском автономном округе.

Уровень рождаемости на административной территории обслуживания МУЗ «КПЦ»

2002 Г. 2003 г. 2004 Г. 2005 Г. JOOSr 2007 Г.

Рисунок 15- Уровень рождаемости на административной территории обслуживания МУЗ «КПЦ»

1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 5500 6000

Ыормальные роды

Рисунок 16- Количество родов, прошедших в МУЗ «КПЦ» города Сургута, в динамике за последние 10 лет.

7% 5% г.Сургут ■ Сургутский район ■ Иногородние □ Иностранцы

Рисунок 17- Структура родов в МУЗ «КПЦ» по категориям населения за 2008 г.

Лишь 20,2% родов — нормальные роды жителей города Сургута (1159 в 2007 г.) относятся к первичной медико-санитарной помощи, о котором идет речь в ФЗ — №122 и ФЗ — №131, а 79,8% родов — это роды жителей города Сургута высокой степени риска по материнской и перинатальной смертности, жителей Сургутского района, иногородних и иностранцев, которые потребовали в 2007 году оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

С 2006 г, клинический перинатальный центр участвует в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Основное участие центр принимает в программе «Родовый сертификат». Родовые сертификаты не только позволили женщинам выбирать женскую консультацию или родильный дом, врача, но, самое главное, сделали пациента и врача равноценными партнерами.

Структура МУЗ «Клинический Перинатальный Центр» г. Сургута представлена ниже:

А. Структурные единицы, выполняющие базовые процессы;

1. Консультативно-диагностический блок, состоящий из:

— женской консультации на 204 посещения в смену, в составе которой: участковая служба женской консультации, отделение специализированной амбулаторно-поликлинической помощи, которое включает в себя: стационар дневного пребывания на 30 пациенто-мест, специализированные и консультативные приемы специалистов Клинического Перинатального Центра, кафедры акушерства и гинекологии СурГУ, других кафедр СурГУ;

— лаборатории клинической эмбриологии;

— клинико-диагностической лаборатории;

— бактериологической лаборатории;

— рентгенологической (маммологической ) службы;

— отделения перинатальной и ультразвуковой диагностики.

2. Стационарный блок:

— акушерский модуль: акушерское отделение патологии беременности на 115 коек; акушерское родильное отделение (10 индивидуальных родильных залов, операционный блок); акушерское физиологическое отделение на 80 коек; акушерское обсервационное отделение на 40 коек; отделение анестезиологии и реанимации на 12 коек; отделение гравитационной хирургии крови.

— неонатологический модуль: отделение для новорожденных детей, палаты «Мать и дитя»; «нулевой блок» отделения для новорожденных детей; отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных; отделения патологии новорожденных и недоношенных детей;

— гинекологический модуль: гинекологическое отделение на 40 коек (с отдельным приемным покоем, операционным блоком).

Б. Структурные единицы, выполняющие управленческие процессы:

1. Административно — управленческий аппарат.

2. Бухгалтерия.

3. Научный отдел:

— кафедра акушерства и гинекологии СурГУ;

— лаборатория клинической и экспериментальной перинатологии.

4. Отдел медико-экономической экспертизы и статистики.

5. Информационно-аналитический отдел — лаборатория высоких технологий.

В. Структурные единицы, выполняющие обслуживающие процессы:

Вспомогательные службы — хозяйственная служба; технический отдел; отдел медицинской техники.

Основные качественные показатели работы стационара и поликлиники за период 2002 — 2007 гг. приведены в таблице приложения 6.

Оказание услуг учреждения производится путем заключения договоров со страховыми компаниями, организациями на обслуживание их сотрудников, физическими лицами.

Источниками дохода учреждения являются:

— средства бюджета (муниципального, окружного, федерального) -средства на обеспечение текущей деятельности;

— средства обязательного медицинского страхования (ОМС) — средства, полученные за оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

— средства, полученные в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» — средства, полученные за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовый период (родовые сертификаты);

— средства добровольного медицинского страхования (ДМС) — средства, полученные по договорам со страховыми организациями;

— средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — платные услуги.

Одной из первоочередных задач на период 2005-2008 гг. является расширение деятельности по предоставлению услуг на платной основе и со страховыми компаниями на оказание услуг в рамках добровольного медицинского страхования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проблемы, стоящие перед здравоохранением большинства регионов характерны для всего здравоохранения РФ. Складывающиеся на протяжении многих лет неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья населения, общее ухудшение социально-экономической — ситуации, ограниченность финансовых средств и слабая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов, продолжение развития здравоохранения по экстенсивному пути, затратному механизму обусловили необходимость проведения коренной реформы, основные направления которой нашли свое отражение в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки РФ, одобренной постановлением Правительства 05.11.1997 г.

Несмотря на предпринимаемые меры по реформированию системы здравоохранения финансово-хозяйственная деятельность большинства медицинских учреждений продолжает оставаться неудовлетворительной. Финансовые средства, направляемые в здравоохранение, из бюджетов всех уровней и из системы обязательного медицинского страхования используются не эффективно. В связи с этим необходима модернизация системы управления данной сферы с учетом реально имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

2. Интеграция планов счетов, применяемых в бюджетных учреждениях и в коммерческих организациях, использование метода начислений, переход от традиционной (затратной) модели бюджетного планирования к бюджетированию, ориентированному на результат предусматривает:

— установление приоритетов расходов, предоставление простора для оперативного управления, создания стимулов для экономии средств;

— тесную увязку бюджетных расходов с приоритетами государственной (региональной) политики. Расходы должны быть «привязаны» к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам;

— исходным при планировании деятельности учреждения здравоохранения является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов;

— бюджетные расходы «привязываются» к показателям результатов через расчеты их результативности. Реализация данного подхода предусматривает создание системы управленческого учета, анализа, бюджетирования, базирующихся на информационной составляющей бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

3. Органом государственной власти, органом управления государственными внебюджетными фондами, органом местного самоуправления, органом управления учреждением здравоохранения разрешается введение в код аналитического учета в плане счетов дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. В этой связи предлагается методика формирования информации в системе управленческого учета расходов и доходов по местам их возникновения, статьям, элементам, источникам финансирования. Данная методика предполагает системный подход к формированию входной и выходной информации. Входная информация является результатом обработки данных бухгалтерского учета с выделением на синтетических и аналитических счетах дополнительных кодов и выходной информации в виде таблиц (ведомостей), совокупности показателей представляющих собой внутреннюю управленческую отчетность. Детализация отчетности формируется исходя из потребностей системы управления и выявления факторов, определяемых методами экономического, управленческого анализа.

4. Классификация расходов и доходов в целях формирования управленческого учета утверждается учреждением самостоятельно, исходя из особенностей, видов оказываемых услуг и источников, обеспечивающих их покрытие.

5. Реализация концепции развития учреждения здравоохранения предполагает организацию стратегического бюджетирования деятельностью учреждения, основанного на внедрении системы бюджетов, методики бюджетирования и бизнес-планирования. При этом задачами бюджетирования являются:

— распределение бюджетных ресурсов не по видам расходов, а по стратегическим целям;

— предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;

— контроль над затратами на бюджетные услуги, путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;

— сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;

— сопоставление услуг с точки зрения их качества с подобными услугами в других странах, регионах и городах;

— повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;

— определение положительного общественного эффекта от услуги, а не только стоимости ее предоставления;

— смещение акцента с внешнего контроля над целевым расходованием средств, на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля над эффективностью расходов;

— учет последствий принимаемых решений по объему и структуре расходных статей бюджетов.

При этом индикаторами результативности должны стать:

— медицинская (клиническая) результативность;

— оценки качества лечения и удовлетворенности пациентов;

— другие нефинансовые критерии оценки результата;

— финансовые критерии окупаемости расходов и/или рентабельности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАТРАТ

ЭКОНОМИЯ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ

Рисунок 20- Построение системы управленческого учета

К финансовым (экономическим) результатам мы отнесли: объем реализации услуг; условно-постоянные расходы; условно-переменные расходы; объем услуг, обеспечивающий безубыточность деятельность; себестоимость или валовые расходы; выручка; прибыль; маржинальный доход; валовая прибыль; валовой доход; чистая прибыль; условно-чистая прибыль; бухгалтерская прибыль; экономическая прибыль; показатели эффективности работы учреждения; производительность труда; показатели фондоотдачи; показатель материалоотдачи; рентабельность основных и оборотных средств (активов); рентабельность основного капитала; доходность капитала; средние затраты; коэффициент автономии; показатель ликвидности; коэффициент оборачиваемости.

6. Необходима трансформация стратегии эффективности деятельности структурных подразделений и формирование центров финансовой ответственности учреждения:

— Центры расходов — структурные подразделения, не имеющие прямой реализации услуг и (или) не имеющие дохода в экономическом смысле;

— центры доходов (прибыли) — структурные подразделения, имеющие платные услуги, оценка которых осуществляется по размеру дохода (прибыли);

— центры — инвестиций — структурные подразделения, имеющие схему оказания услуг «врач (сестра) — оборудование — пациент», в которые изначально вложено больше инвестиций, чем в другие службы.

7. Для определения степени результата необходимо формирование показателей экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения (табл.41).

действует Редакция от 10.11.1999 Подробная информация

Наименование документ «ИНСТРУКЦИЯ ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ВРЕМЕННАЯ)» (утв. Минздравом РФ N 01-23/4-10, РАМН N 01-02/41 от 10.11.99)
Вид документа инструкция
Принявший орган рамн, минздрав рф
Номер документа 01-23/4-10
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 10.11.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

«ИНСТРУКЦИЯ ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ВРЕМЕННАЯ)» (утв. Минздравом РФ N 01-23/4-10, РАМН N 01-02/41 от 10.11.99)

3. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Под простой медицинской услугой, в соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.98 N 374, понимается неделимая медицинская услуга, имеющая законченное, самостоятельное лечебное или диагностическое значение. В данной инструкции к простым услугам отнесены услуги параклиники, оперативные вмешательства, а также посещения врача<*>.

<*> — В соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.98 N 374 «О введении классификатора «Простые медицинские услуги» услуга «посещение врача» не является простой, так как делится на ряд детальных услуг (сбор анамнеза, перкуссия, аускультация и т.д.). Однако, до разработки нормативов трудозатрат на каждую простую услугу, входящую в классификатор, расчеты затрат на услугу «посещение врача» осуществляются по действующим нормативам трудозатрат как на простую услугу.

Расчет стоимости простой медицинской услуги (С) осуществляется по формуле:

С= Сп + Ск = Зт + Нз + М + И + О + П,

где Сп — прямые расходы, Ск — косвенные расходы, Зт — расходы на оплату труда, Нз — начисления на оплату труда, М — расходы на медикаменты, перевязочные средства и пр., И — износ мягкого инвентаря, О — износ оборудования, П — прочие расходы.

3.1. Расчет расходов на оплату труда

Для определения одной из основных составляющих затрат на медицинскую услугу — оплаты труда медицинского персонала (Зт) необходимы следующие показатели:

для простых услуг

— затраты рабочего времени медицинского персонала на выполнение каждой медицинской услуги;

— годовой бюджет рабочего времени по каждой категории медицинского персонала;

— коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала на осуществление лечебно — диагностической деятельности;

для сложных услуг

— число плановых «койко — дней» за год в отделениях стационара в соответствии с действующими Методическими рекомендациями по повышению эффективности и анализу использования коечного фонда (Минздрав СССР, Москва, 1974)<*>.

<*> — При планировании числа «койко — дней», для сопоставления, рекомендуется пользоваться Приложением 1 (таблица 3) к «Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», М., 1998 г.

Для определения расходов на оплату труда раздельно рассчитывается основная и дополнительная заработная плата основного и общеучрежденческого персонала.

3.1.1. К основному персоналу лечебного учреждения относится врачебный и средний медицинский персонал, непосредственно оказывающий медицинские услуги.

3.1.2. К общеучрежденческому персоналу относятся сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, младший медицинский персонал, медицинские регистраторы.

3.1.3. Под основной заработной платой (Зт)_осн понимается заработная плата, установленная в соответствии со штатными должностями учреждения, начисленная согласно нормативным актам Минздрава России, а также заработная плата научного персонала в части выполнения работы в профильных и лечебно — диагностических подразделениях (лечебно — диагностическая, клиническая надбавка). Заработная плата персонала научных подразделений при расчете стоимости не учитывается.

3.1.4. Под дополнительной заработной платой (Зд) понимаются выплаты компенсационного характера:

— за работу в ночное время;

— за работу в праздничные и выходные дни;

— оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков (компенсаций за неиспользованный отпуск);

— оплата льготных часов подростков;

— доплата за работу с интернами;

— оплата времени прохождения обязательных медицинских осмотров;

— компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

— оплата времени выполнения государственных обязанностей;

— выходные пособия;

— оплата приглашенных консультантов;

— оплата отпусков молодым специалистам перед началом работы;

— оплата времени учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

В расчетах не учитываются:

— премии и материальная помощь работникам, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;

— оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.

3.1.5. Дополнительная заработная плата (Зд) включается в затраты через коэффициент (Кд) и исчисляется по отношению к основной заработной плате всего персонала.

Кд = Зд / Зт всего персонала (1)

Коэффициент дополнительной заработной платы определяется на основании расчетов, проведенных учреждением для подготовки сметы.

В настоящее время дополнительная заработная плата в зависимости от профиля учреждения колеблется для амбулаторно — поликлинических учреждений в пределах 8-10%, для стационаров — 25-30% от основной заработной платы.

3.1.6. Фонд оплаты труда основного персонала (Зт)_осн представляет собой сумму расходов на оплату труда врачебного персонала (Зт.вр) и среднего медицинского персонала (Зт.ср).

В общем виде фонд оплаты труда основного персонала равен:

Кд = Зд / Зт_осн всего персонала (2)

3.1.7. Расчет расходов на оплату труда по конкретной медицинской услуге (Зт.ус) проводится раздельно по каждой категории персонала на основании средней заработной платы сотрудников по подразделению в соответствии с тарификационными списками и установленными нормативами трудозатрат на выполнение этих услуг.

Таблица N 1

Коэффициенты использования рабочего времени<*>

Наименование должности Коэффициент Кэф
1 2
Врач амбулаторного приема, отделения стационара 0,923
Врач — лаборант 0,750
Лаборант, фельдшер — лаборант 0,800
Врач — рентгенолог, рентгенолаборант 0,900
Врач — радиолог 1,000
Врач функциональной диагностики 0,840
Врач ультразвуковой диагностики 0,850
Врач — эндоскопист 1,000
Врач, инструктор по лечебной физкультуре 0,923
Врач — физиотерапевт 0,923
Медицинская сестра по массажу 0,770
Медицинская сестра по физиотерапии 1,120
Врач — психиатр, врач — нарколог 0,923
Врач — судмедэксперт 0,900
Психолог 0,923
Логопед 1,000

<*> — Таблица рассчитана в соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету тарифа на случай амбулаторно — поликлинического обслуживания в системе обязательного медицинского страхования», утвержденными приказом ФФОМС от 12.10.95 N 72.

Зт.осн = Зт.вр х tвp + Зт.ср х tcp (3)
Фр.вр. х Кисп.вр Фр.ср. х Кисп.ср

где Зт.вр, Зт.ср — фонд оплаты труда соответствующей категории персонала за расчетный период;

Фр.вр, Фр.ср — фонд рабочего времени соответствующей категории персонала, исчисленный в условных единицах трудоемкости, за расчетный период;

tвp, tcp — время оказания медицинской услуги соответствующей категорией персонала в условных единицах трудоемкости.

Трудоемкость измеряется затратами времени на оказание медицинской услуги. В целях упрощения расчетов целесообразно трудоемкость измерять в условных единицах трудоемкости (УЕТ), приняв время, равное 10 минутам, за 1 УЕТ.

Кисп.вр, Кисп.ср, — нормативный коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно — диагностической работы, исследований, процедур.

В общем виде Кисп. определяется по формуле:

Кисп = Фисп.вр. (4)
Ф р.вр

где Фисп.вр. — фонд использования времени на непосредственное проведение лечебно — диагностической работы. Коэффициенты использования рабочего времени приведены в Таблице 1 (для врачей, чьи специальности не указаны в таблице, коэффициент использования рабочего времени принимается равным коэффициенту, рассчитанному для врача амбулаторного приема, отделения стационара. Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности);

Ф р.вр — установленный фонд рабочего времени медицинского персонала в соответствии с указаниями Министерства труда и социального развития России на соответствующий расчетный период.

Итого расходы на оплату труда по конкретной медицинской услуге:

Зт.ус = Зт_осн х (1 + Ку) х (1 + Кд) (5)

где Ку — коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала,

Кд — коэффициент дополнительной заработной платы.

3.2. Расчет начислений на заработную плату

Начисления на заработную плату (Нз) устанавливаются законодательством Российской Федерации в процентах от фонда оплаты труда.

В настоящее время максимальный размер начислений равен 38,5% от оплаты труда:

Нз.ус = Зт.ус х 0,385 (6)

3.3. Расчет затрат на медикаменты и перевязочные средства

Расходы на медикаменты и перевязочные средства (М) включают виды затрат, учитываемых по статье «Медицинские расходы» экономической классификации расходов бюджета (код 110320) — медикаменты, перевязочные средства, химические реактивы, одноразовые принадлежности, приобретение минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств и т.п., пленок для рентгеновских снимков, материалов для производства анализов в объеме и номенклатуре, обеспечивающих качественное оказание медицинской услуги, а также расходы по оплате стоимости анализов, проводимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории); оплату доноров, включая питание, приобретение крови для переливания.

Расчеты по учреждению в целом производятся на основании данных отчетной формы N 2 «Отчет об использовании сметы расходов бюджетной организации» по фактическим расходам за период, предшествующий расчетному, субсчет 062 — «Медикаменты и перевязочные средства».

Расчеты по подразделениям учреждения производятся по копиям аптечных требований. Однако в случаях, когда учреждение в течение предшествующего периода функционировало в условиях финансового дефицита, при использовании в расчетах данных о фактических расходах закрепляется тенденция недостаточного финансирования и, следовательно, недостаточного ресурсного покрытия производимых услуг.

Для ликвидации этого недостатка, в целях полного ресурсного обеспечения лечебно — диагностического процесса, целесообразно в расчет по данной статье расходов включить технологически необходимые затраты на основании протоколов ведения пациентов, медико — экономических стандартов, нормативных документов: приказов Минздрава СССР «О нормативах потребления этилового спирта медицинскими учреждениями, порядке прописывания, отпуска этилового спирта в ЛПУ и аптеках» от 30.08.91 N 245, «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12.06.84 N 670, Приложения N 36 к постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Расчетные нормы расхода на приобретение медикаментов и перевязочных средств в стационарах, бюджетных санаториях и амбулаторно — поликлинических учреждениях на одного больного в день» от 20.06.88 N 764, инструкций по применению лекарственных препаратов и реактивов. В последующем периоде расчеты производятся на основании фактически произведенных расходов по вышеперечисленным учетно — отчетным формам. Данные для расчетов необходимо скорректировать в соответствии с индексом изменения цен или в соответствии с курсом рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте.

В общем виде затраты на медикаменты могут быть определены по формуле:

Мус = М х (tвp + tcp) (7)
Sвр. х Фр.вр. х Кисп.вр + Sср. х Фр.ср. х Кисп.ср

где Sвp., Sсp. — число должностей врачей и среднего персонала отделения соответственно;

Фр.вр, Фр.ср — годовой фонд рабочего времени соответствующей категории персонала, исчисленный в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

tвp, tcp — время оказания медицинской услуги (трудоемкость) соответствующей категорией персонала, исчисленное в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

Кисп.вр, Кисп.ср, — нормативный коэффициент использования рабочего времени должностей медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно — диагностической работы, исследований, процедур;

М — затраты на медикаменты.

3.4. Расчет расходов на мягкий инвентарь

3.4.1. Расчет расходов на мягкий инвентарь (И) производится по его износу (фактическому списанию по акту), независимо от способа перенесения стоимости, принятого в соответствии с учетной политикой ЛПУ (приказ Минфина России от 15.06.98 N 25-н).

В общем виде затраты могут быть определены по формуле:

Иус = Ис х (tвp + tcp) (8)
Sвр.х Фр.вр х Кисп.вр + Sср. х Фр.ср. х Кисп.ср

где Sвp., Sсp. — число должностей врачей и среднего персонала отделения соответственно;

Фр.вр, Фр.ср — годовой фонд рабочего времени соответствующей категории персонала, исчисленный в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

tвp, tcp — время оказания медицинской услуги (трудоемкость) соответствующей категорией персонала, исчисленное в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

Кисп.вр, Кисп.ср, — нормативный коэффициент использования рабочего времени по должностям медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно — диагностической работы, исследований, процедур;

Ис — износ мягкого инвентаря (по списанию).

3.5. Расчет износа оборудования

3.5.1. Износ оборудования, числящегося в составе основных средств<*>, в расчете на медицинскую услугу (О) учитывается пропорционально времени оказания услуги. Годовая сумма износа (So) каждого вида оборудования исчисляется исходя из балансовой стоимости основных средств (Бо), которую можно определить по «Инвентарной карточке учета основных средств» (форма N ОС-6), и установленной нормы износа (Ni), определяемой в соответствии с «Годовыми нормами износа медицинского оборудования учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР», утвержденными Минздравом СССР от 23.06.88 N 03-14/19-14. Для учета ускоренного износа оборудования необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 N 967 (в редакции от 24.06.98).

<*> — Износ инвентаря, учитываемого в составе МБП, производится в соответствии с пунктом 3.4.1.

Сумма годового износа оборудования определяется по формуле:

Soу = Бо х Ni (9)

Затраты на услугу равны:

Оус = Soy х ti (10)
Si х Фp.i х Kиcп.i

где Si — количество должностей персонала, оказывающего услугу с использованием данного оборудования;

Фр.i, Кисп.i — соответственно годовой фонд рабочего времени и коэффициент использования рабочего времени персонала;

ti — время оказания медицинской услуги;

Soу — износ медицинского оборудования, используемого при оказании конкретной медицинской услуги.

В общем виде износ всего оборудования (SUM Soу), приходящийся на услугу, определяется по формуле:

Оус = SUMi Soy х (tвp + tcp) (11)
Sвp. х Фp.вp. х Kиcп.вp + Scp. х Фp.cp. х Kиcп.cp

где i — все виды оборудования, используемого в отделении;

Sвp., Sсp. — число должностей врачей и среднего персонала отделения соответственно;

Фр.вр, Фр.ср — годовой фонд рабочего времени соответствующей категории персонала, исчисленный в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

tвp, tcp — время оказания медицинской услуги (трудоемкость) соответствующей категорией персонала, исчисленное в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

Кисп.вр, Кисп.ср — нормативный коэффициент использования рабочего времени должностей медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно — диагностической работы, исследований, процедур.

3.6. Расчет косвенных расходов

Косвенные расходы (Ск) — это расходы учреждения на осуществление хозяйственной деятельности, управление, оказание услуг, которые не могут быть прямо отнесены на их стоимость.

Заработная плата общеучрежденческого персонала (Зу) учитывается при расчете затрат на медицинскую услугу через коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала (Ку) к основной заработной плате основного персонала (Зт)_ осн:

Зу = Зт_осн х Ку (12)

Начисления на заработную плату общеучрежденченского персонала рассчитываются аналогично начислениям на оплату труда основного персонала:

Нзу = Зу х 0.385 (13)

Прочие косвенные расходы (коды 110310, 110350, 110360, 110370, 110400, 110500, 110600, 110700, 111000, 130300) могут быть рассчитаны исходя из фактических затрат за прошлый период на основании формы 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации» (графа 8 строки 230, 240, 250, 260, 300, 360, 400, 470, 580). В связи с тем, что расходы по указанным выше кодам статей недостаточно финансируются из бюджета, целесообразно включить в фактические расходы данные формы 4 «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам» (графа 5 строки 100- «Командировки и служебные разъезды», 110 — «Оплата транспортных услуг», 120 — «Оплата услуг связи», 130 — «Оплата коммунальных услуг»).

В стоимость медицинской услуги косвенные расходы включаются пропорционально прямым расходам (Сп), приходящимся на услугу.

3.6.1. Для учета косвенных расходов в стоимости конкретной услуги рассчитывается их коэффициент (Ккр):

Ккр = Ск/Сп (14)
Скус = Сп х Ккр (15)

где Скус — косвенные расходы, учитываемые в стоимости конкретной медицинской услуги.

Стоимость конкретной медицинской услуги рассчитывается путем суммирования результатов по каждому виду затрат:

Сус = Зтус + Нзус + Мус + Иус + Оус + Скус (16)

Таблицы для расчета затрат на услугу приведены в Приложении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *