Субсидия на возмещение затрат

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Потребность пригородных компаний в субсидиях на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на 2013 год составляет 16,8 млрд рублей, что на 1,7 млрд рублей больше, чем в прошлом году. Напомним, в 2012 году потребность пригородных компаний в субсидиях составила 15,2 млрд рублей (из них регионы компенсировали 7,1 млрд рублей).

В текущем году субсидии на компенсацию выпадающих доходов, предусмотренные в региональных бюджетах, составляют 7,7 млрд рублей, это менее половины необходимой суммы. Потребность в увеличении региональных субсидий из регионов в 2013 году составляет 9,1 млрд рублей.

Так, в текущем году компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов пригородным пассажирским компаниям на 2013 год в размере 100% обеспечивают 7 субъектов РФ – Рязанская, Сахалинская, Самарская, Оренбургская, Томская области, а также Красноярский край и Республика Хакасия.

В шести субъектах РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Астраханская область и Республика Адыгея) субсидии не требуются.

Более 80% необходимой суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов пригородным пассажирским компаниям на 2013 год компенсируют 8 субъектов: Пермский край – 94%, Волгоградская область – 89%, Ханты-Мансийский АО – 88%, Карачарово-Черкесская Республика – 88%, Кемеровская область – 85%, Республика Татарстан – 83%, Свердловская область – 82%, Хабаровский край – 81%.

11 субъектов РФ компенсируют пригородным пассажирским компаниям в 2013 году от 50% до 80% выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов: Омская область – 79%, Алтайский край – 79%, Удмуртская Республика – 77%, Республика Башкортостан – 75%, Тюменская область – 72%, Иркутская область – 63%, Кабардино-Балкарская Республика – 62%, Смоленская область – 61%, Еврейская автономная область – 55%, Новосибирская область – 52%, Республика Коми – 51%.

39 субъектов Российской Федерации планирует компенсировать в текущем году менее 50% выпадающих доходов ППК. Так, Республика Дагестан – 43%, Нижегородская область – 43%, Краснодарский край – 43%, Саратовская область – 42%, Курганская область – 41%, Калужская область – 41%, Челябинская область – 38%, Республика Северная Осетия-Алания – 38%, Забайкальский край – 16%, Мурманская область – 37%, Республика Карелия – 35%, Тульская область – 34%, Ивановская область – 33%, Архангельская область – 33%, Амурская область – 32%, Кировская область – 31%, Республика Бурятия – 31%, Чувашская Республика – 28%, Новгородская область – 27%, Приморский край – 26%, Ростовская область – 25%, Псковская область – 23%, Пензенская область – 23%, Республика Мордовия – 22%, Ульяновская область – 22%, Республика Марий Эл – 18%, Тамбовская область – 17%, Ставропольский край – 17%, Воронежская область – 17%, Ярославская область – 16%, Калининградская область – 16%, Липецкая область – 14%, Белгородская область – 14%, Чеченская республика – 9%, Брянская область – 9%, Орловская область – 9%, Курская область – 4 %, Тверская область – 3%, Костромская область – 3%.

2 субъекта РФ — Владимирская область, Вологодская область — вообще не предусмотрели компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов ППК.

Напомним, отсутствие 100% компенсации выпадающих доходов ППК дестабилизирует финансовое положение пригородных пассажирских компаний, а значит, может привести к нестабильности пригородных железнодорожных перевозок в отдельных регионах и в стране в целом. И те не менее, за шесть месяцев текущего года пригородными компаниями получено всего около 2,9 млрд рублей из предусмотренных субъектами РФ 7,7 млрд рублей.

Необходимо также отметить, что сегодня пять регионов Российской Федерации все еще не заключили договоры на организацию транспортного обслуживания с пригородными пассажирскими компаниями. Это Курская область с ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», Тверская область с ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», Калининградская область с ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания», Самарская область и Челябинская область с ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания». Таким образом, сегодня заключено 94 договора на организацию транспортного обслуживания населения с 72 субъектами Российской Федерации.

Справка

Напомним, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12, части второй статьи 26.3.Закона 184-ФЗ от 06.10.1999 г.) организация пригородных перевозок железнодорожным транспортом возложена на субъекты РФ. Органы власти субъектов Федерации ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором определяются важные для населения регионов параметры (количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты по которым они будут курсировать, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа). Исполнение субъектами Российской Федерации обязательств по транспортному обеспечению населения является основой для формирования качественного и безопасного обслуживания пассажиров. В настоящий момент вся нормативная база, которая регулирует установление тарифов в сфере пригородных перевозок, на федеральном уровне создана и принята. Проблема состоит в том, что в транспортной политике регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту.

Напомним также, что сегодня пригородные перевозки функционируют в условиях льготных тарифов на услуги инфраструктуры. Напомним, в 2011, 2012 и в 2013 году Правительство РФ поручило заложить в федеральном бюджете денежные средства в размере 25 млрд рублей для субсидирования пригородным пассажирским компаниям выпадающих доходов. Необходимо также отметить, что потребность в субсидии на выплату выпадающих доходов за услуги инфраструктуры в текущем году составляет 33,4 млрд рублей. Но, тем не менее, в последующие годы планируется значительное сокращение суммы субсидий федерального бюджета до 12,5 млрд рублей в 2014 году (при планируемой потребности 35,4 млрд рублей) и 6,25 млрд рублей – в 2015 году (при планируемой потребности 37,4 млрд рублей).

В случае сокращения субсидий федерального бюджета на использование услуг инфраструктуры все расходы перевозчиков к 2016 году лягут на бюджеты регионов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *