Сведения о бенефициарах

Содержание

Кто такой «бенефициар» (бенефициарный владелец)?

Алексей Васильевич Гайдов — Управляющий партнер, адвокат

Слово «бенефициар» прочно вошло в лексикон всех, кто так или иначе связан с бизнесом, а также с банковским, налоговым, корпоративным и трастовым правом. Концепция «бенефициарного владельца» влияет на многие аспекты деятельности юридических лиц, а для самих бенефициаров — предопределяет ряд правовых последствий.

Обычно под бенефициаром (бенефициарным собственником, бенефициарным владельцем) понимается реальный собственник компании, то есть тот, кому компания принадлежит не юридически, а фактически и в конечном счёте, и тот, кто оказывает существенное влияние на принятие такой компанией решений. Бенефициаром в этом смысле может быть только физическое лицо, конкретный человек.

Однако, понятие «бенефициар» может иметь различное содержание в зависимости от того, в какой сфере оно применяется:

  • Прежде всего, понятие «бенефициарный владелец» употребляется в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее – AML/CFT) и банковском законодательстве, а также в документах международных организаций в данной области (ФАТФ, ОЭСР, ЕС).
  • Далее, слово «бенефициар» употребляется в корпоративном и трастовом праве стран англосаксонской правовой семьи. Бенефициаром компании может быть либо её титульный акционер, либо лицо, в чью пользу держит акции номинальный акционер. Бенефициаром траста является лицо, в пользу (к выгоде) которого доверительный собственник владеет и управляет переданным в траст имуществом.
  • Также мы говорим о «бенефициарном собственнике» как о лице, которое имеет фактическое право на доход (фактическом получателе дохода), для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Наконец, понятие «бенефициар» частично пересекается с понятием «контролирующего лица», которое используется для целей налогообложения контролируемых иностранных компаний в России.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в России

В России понятие «бенефициарный владелец» используется в основном в контексте «антиотмывочного» законодательстве. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) даёт следующее определение:

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Пример. Единственным участником российского ООО является компания, зарегистрированная на Кипре. 100-процентным акционером указанной кипрской компании является компания, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах, 100-процентным акционером которой является гражданин N. В рассматриваемом случае гражданин N. является бенефициарным владельцем российского ООО.

В каких же случаях требуются данные о бенефициарах?

1. Во-первых, статья 6.1 Закона № 115-ФЗ обязывает юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры по установлению сведений о них, а также регулярно обновлять, документально фиксировать и хранить такую информацию не менее 5 лет. Данное требование вступило в силу с 21 декабря 2016 года.

Cведения, которые юридическое лицо должно установить в отношении бенефициара, включают:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторнга) или налоговых органов.

Неисполнение юридическим лицом указанных обязанностей влечет ответственность (статья 14.25.1 КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

2. Во-вторых, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (а именно – банки, брокеры, страховые компании, управляющие компании инвестиционных фондов, риелторы, ломбарды и ряд других), обязаны принимать обоснованные и доступные им меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов.

В случае, если в результате принятия указанных мер бенефициарный владелец не был выявлен, таковым может быть признан единоличный исполнительный орган (напр., генеральный директор) клиента.

Кроме того, банки (и прочие организации, работающие с денежными средствами) обязаны обновлять информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 рабочих дней, следующих за днём возникновения таких сомнений.

Наконец, банки обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по его запросу имеющуюся у организации информацию о бенефициарных владельцах клиентов в порядке, предусмотренном Положением ЦБ РФ от 20.09.2017 № 600-П.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в Евросоюзе

В государствах-членах Европейского Союза «бенефициарный владелец» определяется на основании Директивы 2015/849 от 20 мая 2015 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денежных средств и финансирования терроризма» (т.н. 4-я Директива).

Согласно пункту 6 статьи 3 указанной Директивы, «бенефициарный владелец» — это любое физическое лицо (лица), которое в конечном счете владеет или контролирует клиента и/или физическое лицо (лица), в чьих интересах совершается сделка или осуществляется деятельность.

В случае корпоративных юридических лиц бенефициарным владельцем признается физическое лицо, которое в конечном счете владеет юридическим лицом или контролирует его посредством прямого или косвенного владения через достаточную долю акций, прав голоса или долей участия в таком юридическом лице, в том числе через акции на предъявителя, либо через контроль иными средствами.

Под «прямым владением» понимается владение физическим лицом акциями в объеме 25% плюс одна акция или долей участия в компании более 25%. «Косвенное владение» имеет место в случае, когда 25 процентами акций плюс одна акция, либо долей участия более 25% в юридическом лице-клиенте владеет другое юридическое лицо (или несколько юридических лиц), которые находятся под контролем физического лица. Государства-члены ЕС имеют право устанавливать меньшую процентную долю для определения владения или контроля.

В случае трастов бенефициарным владельцем может быть признан:

  1. учредитель траста;
  2. доверительный собственник;
  3. протектор (при наличии);
  4. собственно бенефициары траста, либо, в случае, если такие лица ещё не определены, то – класс лиц, в интересах которых учрежден траст;
  5. любые иные физические лица, осуществляющие конечный контроль над трастом.

Обратим внимание, что бенефициарами траста для целей AML/CFT в ЕС могут быть признаны не только непосредственно выгодополучатель («бенефициар» в терминологии условий траста), но и иные участники трастовых отношений – учредитель траста, доверительный собственник и др.

В случае фондов (являющихся юридическими лицами) или правоотношений, схожих с трастами, бенефициарными владельцами признаются физические лица, занимающие эквивалентные или схожие позиции с вышеуказанными лицами для трастов.

В странах ЕС идентификация бенефициарного владельца клиента банков и прочих финансовых организаций является обязательным предварительным условием установления с ним отношений или заключения сделки.

Корпоративные и иные юридические лица стран ЕС обязаны получать и хранить полную, точную и актуальную информацию о своих бенефициарных владельцах, в том числе о характеристиках их бенефициарного интереса. Компетентные органы (напр., органы финансовой разведки) вправе получать доступ к такой информации.

Далее, страны ЕС должны будут создать централизованные реестры сведений о бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в этих странах и определить условия, порядок и объём публичного доступа к таким данным.

Бенефициар в корпоративном и трастовом праве

В компании бенефициаром может являться:

  • титульный акционер (лицо, чьи данные указаны в сертификате акций), либо
  • иное лицо, по поручению и в интересах которого акциями владеет номинальный акционер (в странах, право которых допускает номинальное владение акциями/долями в компаниях).

На практике отношения между номинальным и бенефициарным владельцем фиксируются в трастовой декларации или соглашении (не путать с «трастом» — см. ниже), по которому номинальный владелец обязуется воздерживаться от каких-либо действий (напр., отчуждения, распоряжения) с вверенными ему акциями, безоговорочно уступает бенефициарному владельцу все права на получение дивидендов и иных распределений прибыли компании, а также обязуется осуществлять права голоса в отношении принадлежащих ему акций только в соответствии с указаниями бенефициарного владельца.

Таким образом, бенефициар компании – это не только тот, кто в конечном счете владеет акциями/долями в ней, но и тот, кто даёт указания, обязательные для исполнения номинальным лицом, и определяет экономическую судьбу доходов компании.

При открытии банковского счёта компании в любом банке потребуется указание (и идентификация) именно бенефициара, а не только номинального владельца компании. Тогда как роль номинального владельца ограничивается держанием акций и формальным нахождением в реестре акционеров компании. Юридическую ответственность за любые действия компании (включая ситуации, приведшие к судебным разбирательствам) несет её бенефициар.

В трасте (речь идёт именно о полноценном трасте как фидуциарном правоотношении, а не о трастовой декларации в рамках компании, как описано выше) бенефициаром является лицо, в пользу и в интересах которого доверительный собственник (trustee) выполняет свои обязанности по управлению переданным в траст имуществом. Бенефициар имеет определённый условиями траста интерес в имуществе и/или доходах траста, однако не имеет права на управление имуществом траста и контроль над действиями доверительного собственника.

Конструкция траста характерна для стран англо-саксонской правовой семьи (в том числе ряда офшорных юрисдикций) и не предусмотрена в большинстве стран континентальной Европы, включая Россию.

Бенефициар для целей применения СИДН

В международном налоговом праве (а именно – для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)) слово «бенефициар» имеет иное значение. Под ним понимается лицо, имеющее фактическое право на доход. Причём, такими лицами могут быть и физические лица, и юридические лица, и иные структуры.

Дело в том, что льготные положения СИДН (пониженные ставки или освобождения от налога) могут правомерно применяться при условии, что получатель дохода (резидент государства-стороны СИДН) является лицом, имеющим фактическое право на такой доход. Данная формулировка используется в большинстве русских текстов СИДН. В равно аутентичных англоязычных текстах тех же СИДН она звучит как “beneficial owner” («бенефициарный собственник»).

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо (или иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (структурой) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (структурой).

Иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на доходы, если оно:

— обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами,
— осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков,
— прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение соответствующих положений СИДН.

Указанный подход призван предотвращать злоупотребление льготными положениями СИДН в случаях, когда при выплате дохода из России в адрес лица – резидента страны-участника СИДН, бенефициарным собственником дохода оказывается третье лицо из иной, например, офшорной, юрисдикции с нулевым налогообложением. На практике также возможны ситуации, когда фактическим (конечным) получателем выплачиваемого за рубеж дохода оказывается налоговый резидент РФ (для таких случаев НК РФ предусматривает специальные правила – статьи 7, 312 НК РФ).

Иностранная организация, получающая доход из России без удержания в России налога у источника (или с применением пониженных ставок) согласно СИДН, должна предоставлять налоговому агенту в России документальное подтверждение наличия у неё фактического права на доход (пункт 1 статьи 312 НК РФ). Данное требование действует с 1 января 2017 года.

«Бенефициарный владелец» и «контролирующее лицо» КИК

Установленные российским законодательством определения «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT и «контролирующего лица» для целей налогообложения контролируемых иностранных компаниях (КИК) не совпадают, однако часто употребляются как синонимы, когда речь идёт о налоговых обязанностях российских бенефициаров офшорных компаний. Различия состоят в следующем:

Во-первых, такая характеристика, как «контролирующее лицо» используется в РФ только в отношении иностранных компаний и структур для целей налогообложения по правилам КИК. Тогда как понятие «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT применимо к любым – и российским, и иностранным компаниям.

Во-вторых, основание для признания иностранной компании «контролируемой» привязано к стране налогового резидентства контролирующего лица (то есть, если такое лицо – налоговый резидент РФ, то данная иностранная компания – «контролируемая»). Для целей AML/CFT фактор налогового резидентства значения не имеет.

В-третьих, согласно НК РФ «контролирующим лицом» может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Это, впрочем, не освобождает физических лиц – налоговых резидентов РФ, которые косвенно (т.е. через российских юридических лиц) контролируют иностранные компании, декларировать своё участие и контроль над ними в налоговые органы РФ.

В-четвертых, в случае, если более половины участников иностранной компании являются налоговыми резидентами РФ, процентная «планка» участия лица в капитале компании, превышение которой влечёт признание лица «контролирующим», становится ниже – и составляет уже не 25%, а всего 10% (подпункт 2 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ).

На практике (с поправкой на вышеуказанные особенности) «контролирующее лицо» и «бенефициарный владелец» иностранной компании часто совпадают в одном лице. Поэтому в публикациях СМИ, посвящённых деофшоризации и налогообложению КИК, о «бенефициарах» говорят, имея в виду именно «контролирующих лиц».

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами, выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Совершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию»преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и принимают решения о противоправных действиях.

Особенности установления бенефициара

Следует разделять подходы в определении бенефициара для физических и юридических лиц.

Для юридического лица

Бенефициаром юридического лица выступает либо один, либо несколько фактических собственников организации, которые имеют право оказывать прямое или косвенное воздействие на компанию. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

Сложность выявления бенефициаров утяжеляется тем, что сведения о них могут быть не указаны в документах компании. Или же может быть занижено их официальное участие в ее деятельности. Их личность устанавливается сотрудниками банка и может быть известна только им и коммерческим агентам.

Некоторые компании стараются не разглашать информацию о своих бенефициарах, к примеру, в следующих случаях:

  • при использовании оффшоров;
  • при оптимизации налогообложения и уклонении от уплаты налогов;
  • при легализации средств, которые были получены криминальным путем.

Голос бенефициара юридического лица является доминирующим в решении ряда ключевых вопросов деятельности организации, таких, как: распределение прибыли, участие в инвестиционных проектах. В этих целях бенефициар имеет право участвовать в собрании акционеров компании.

Для того, чтобы обеспечить участие бенефициара в управлении компанией и максимально сокрыть сведения о его личности, применяются всевозможные схемы оформления собственности и правоустанавливающей документации.

В качестве примера приведем следующую ситуацию – получение бенефициаром доступа к счетам организации по доверенности, которая выдается «подставным» директором. Бенефициар обладает собственностью посредством акций на предъявителя. Это может также осуществляться с помощью лиц, которые выполняют функции номинальных владельцев акций.

Пример

Приведем пример определения конечного бенефициара юридического лица.

Так, недавно была обнародована информация о конечном бенефициаре концерна «Русал» и УК «Базовый элемент» – Олеге Дерипаске. Он был вынужден раскрыть сведения о структуре собственности данных компаний, испытывая давление международных инвесторов. Для этого Дерипаска был вынужден признать, что он является единственным владельцем указанных компаний.

В данном примере под «конечным бенефициаром» понимается единоличный собственник компании, т.е. Олег Дерипаска. Он может владеть активами компаний напрямую, или косвенным образом, т.е. через какие-то сторонние структуры.

Для физического лица

Установление сведений о бенефициарах физических лиц затруднено по многим причинам. Это, помимо прочего, объясняется тем, что клиенты не раскрывают данную информацию умышленно, либо неумышленно.

При этом выявление бенефициаров юридических лиц является более простым благодаря наличию в арсенале кредитных учреждений таких информационных порталов, как СПАРК или «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», в которых можно найти данные сведения.

Для информации: необходимость установления бенефициара физического лица предусмотрена стандартами международных организаций. Это не только «прихоть» российского уполномоченного органа.

Выделим возможных бенефициаров физического лица:

  • законный представитель данного субъекта;
  • попечитель.

Это, если не рассматривать варианты, носящие криминальный подтекст. Здесь в качестве примера можно привести участие безработных, студентов или просто малообеспеченных людей в схемах по обналичиванию денег, которые участились в нашей стране.

С формальной точки зрения лица, которые их наняли, и будут являться бенефициарами данных клиентов — физических лиц. При этом данные бенефициары могут быть не выявлены банком.

Кто запрашивает такие сведения

В получении достоверной информации о бенефициарных владельцах нуждаются, прежде всего, проверяющие органы. Эти сведения представляются настолько важными по нескольким причинам. Они нужны для организации противодействия:

  • «отмыванию» преступных доходов;
  • финансированию террористической деятельности;
  • махинациям с уплатой налогов;
  • незаконным выводам средств за рубеж и т.д.

Помимо проверяющих органов, эта информация нужна и кредиторам при принятии ими обоснованного решения о возможности предоставления средств.

Информацию о бенефициарных владельцах обязаны выявлять кредитные организации, в которых клиенты открывают счета. В анкетах они обязаны указать, действуют ли они в собственных интересах или к выгоде сторонних лиц. Сами же кредитные учреждения передают эти сведения в Росфинмониторинг.

Для оказания противодействия отмыванию преступных доходов кредитные организации должны устанавливать следующие данные о бенефициаре своего клиента: ФИО, подданство, дата рождения, адрес проживания, ИНН, данные паспорта или миграционной карты.

Образец заполнения данных сведений приведен в 115-ФЗ.

Образец заполнения сведений о бенефициарном владельце можете скачать в виде бланков: (файл PDF) и (файл Word).

Некоторые нюансы

Не все организации имеют конечных собственников. Так, у некоммерческих организаций они отсутствуют. Это объясняется тем, что целью их деятельности не является извлечение прибыли.

Однако получить сведения о бенефициарах у коммерческой организации не всегда представляется возможным. Поэтому, несмотря на то, что в арсенале кредитных учреждений имеется множество методов выявления конечных бенефициаров, их личность в некоторых случаях может оставаться тайной.

Это объясняется наличием проработанных схем сокрытия конечного бенефициара. Особенно такие случаи характерны для трастовых операций.

Несмотря на всю важность определения бенефициаров, российская законодательная база еще не до конца сформирована и имеет много недоработок.

Итак, схожие на первый взгляд понятия бенефициарный владелец и выгодоприобретатель различаются согласно законодательству страны. Обязанность выявления выгодоприобретателей лежит на кредитных организациях. Корректность работы банков проверяется Росфинмониторингом.

Уже готовые бизнес планы примеры с расчетами могут дать основу для составления своего плана развития с учетом индивидуальных условий.

Как правильно оформить заявление от директора на выдачу под отчет денежной суммы.

Как открыть кофейню с нуля https://delat-delo.ru/zametki-predprinimatelej/nikolaj-emelyanenko/kak-otkryt-kofejnyu.html — советы предпринимателя, который это уже делал.

Кто является контролирующим лицом?

Контролирующим лицом (controller) сингапурской или иностранной компании является физическое или юридическое лицо, которое имеет в такой компании «существенную долю» (significant interest) или осуществляет над ней «существенный контроль» (significant control).

Физическое или юридическое лицо обладает «существенной долей» в компании, если оно:

  1. владеет более 25% акций в компании; или
  2. владеет долей в одной или более голосующих акций компании, и общее количество голосов, закрепленных за такой акцией (акциями), превышает 25% от общего количества прав голоса в компании.

Физическое или юридическое лицо обладает «существенным контролем» над компанией, если оно:

  1. прямо или косвенно обладает правом назначать или отстранять директоров компании (или лиц, выполняющих аналогичные функции);
  2. прямо или косвенно владеет более 25% прав голоса по вопросам, решения по которым принимаются голосованием участников компании; или
  3. имеет право оказывать либо фактически оказывает существенное влияние на компанию или контроль над ней.

Таким образом, под лицами, обладающими «существенным контролем», закон по сути понимает бенефициарных владельцев компании.

Обязанность вести реестр

Начиная с 31 марта 2017 года вновь регистрируемые сингапурские компании обязаны начать вести реестр своих контролирующих лиц не позднее, чем в течение 30 дней с даты своей регистрации. Существующие компании обязаны обеспечить ведение реестра не позднее, чем в течение 60 дней после 31 марта 2017 г.

Компания вносит в реестр данные о контролирующих её лицах после подтверждения этих данных контролирующими лицами. При отсутствии подтверждения данные вносятся в реестр с пометкой, что они не подтверждены.

Компания обязана обеспечивать полноту и актуальность данных реестра. Для этого она обязана принимать меры к установлению и получению данных о своих контролирующих лицах.

Контролирующие лица (которые знают или в ожидаемой мере должны знать, что являются таковыми по отношению к компании), в свою очередь, обязаны предоставлять компании соответствующую информацию и уведомлять компанию об изменениях в такой информации.

Несоблюдение компанией требования вести реестр контролирующих лиц, искать и устанавливать данные о них, поддерживать актуальность и достоверность данных реестра, а также непредставление информации контролирующим лицом влечёт штрафы в размере до 5000 долларов США.

Закон предусматривает возможность создания централизованного реестра контролирующих лиц по указанию профильного министра. В этом случае к обязанностям компаний добавится подача и актуализация данных о своих бенефициарах в центральный реестр. Однако, информация из центрального реестра, в случае его создания, также не будет публично доступной.

В каких случаях контролирующие лица не подлежат включению в реестр?

Во избежание дублирования обязательств по раскрытию информации, закон требует включать в реестр данные только о «подлежащих регистрации» контролирующих лицах (registrable controllers).

Лицо «А», контролирующее компанию «Х» не подлежит включению в реестр, если:

во-первых, существенная доля или существенный контроль лица «А» над компанией «Х» осуществляются исключительно через контролирующее лицо «B»;

во-вторых, лицо «А» является по отношению к лицу «В» контролирующим лицом; и

в-третьих, вышеуказанное лицо «В» является:

  • сингапурской или иностранной компанией, обязанной вести реестр контролирующих лиц по Закону Сингапура о компаниях; либо
  • сингапурской или иностранной компанией, обязанной раскрывать информацию в силу закона (банки, публичные компании и др.); либо
  • партнерством с ограниченной ответственностью, ведущим реестр контролирующих лиц согласно Закону Сингапура о партнерствах с ограниченной ответственностью; либо
  • доверительным собственником в трасте, учрежденном по выраженному намерению сторон, к которому применяются положения Закона о доверительных собственниках.

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).

Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:

  • полное имя лица;
  • дату рождения и гражданство;
  • реквизиты паспорта гражданина РФ или документа на право проживания в РФ иностранного гражданина или апатрида;
  • ИНН.

На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели список аффилированных лиц.

Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.

Примерный образец письма о бенефициарных владельцах можно скачать здесь:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *