Свободная экономическая зона шерризон

Рядом с аэропортом Шереметьево-1 уже 13 лет существует особая территория. На днях здесь был заложен первый камень в основание бизнес-инкубатора

ОТ НАЧАЛА ДО УСПЕХА

Пока одни рвались на баррикады, размахивали разноцветными флагами и наживали себе политический капитал, думая, что только так и может родиться новая Россия, другие просто работали. Они были в свое время хорошими студентами и из курса политэкономии знали, что базис государства — это экономика, а политика — всего лишь надстройка. Будет новая экономика — будет и новая Россия.

Тринадцать лет назад, во времена раздрая и невнятности, на 125 гектарах пустыря возле аэропорта Шереметьево-1 несколько человек во главе с Валерием Лынником, в недавнем прошлом вице-главой Солнечногорского района, начали абсолютно новое дело — зону экономического развития Шерризон. Из теплого чиновничьего кресла перебраться в резиновые сапоги и грязный бушлат — для этого надо было иметь характер, уметь видеть перспективу и не бояться черной работы.

Через тринадцать лет они смогли позволить себе корпоративный праздник: он состоялся 25 августа по приятному поводу -закладки первого камня в основание бизнес-инкубатора. Пройдя семь кругов ада и научившись всему, основатели Шерризона решили помочь начинающим предпринимателям быстрее вставать на ноги, передавая, с одной стороны, свой опыт, а с другой -предоставляя щадящие условия для ведения собственного дела на первом этапе.

Если говорить об опыте, то передать есть что. Начиная строить свободную экономическую зону, они основательно изучили зарубежный опыт и применили его, исходя из российских условий. Что важно для инвестора? Хорошая инфраструктура и близость транспортных магистралей.Компания на своей территории построила дороги, мосты, водозаборы со станцией обезжелезивания и водоподготовки, газопроводы с газораспределительными станциями, провела оптико-волоконную связь. А транспортные магистрали — вот они: рядом

— аэропорт Шереметьево, Ленинградское и Дмитровское шоссе, всего в 10 километрах

— речной порт и канал имени Москвы. Все требования, которые мировое сообщество предъявляет к расположению зон экономического развития, соблюдены. Теперь ОАО «Шерризон» — действительный член международной ассоциации СЭЗ WEPSA.

Здесь успешно работают три десятка компаний, среди которых крупнейший в Европе производственный комплекс «Пепси-Кола», комплекс современных складов с гостиницей фирмы «Фрахтсервис», компания «Терминал-Европа», занимающаяся таможенными и брокерскими операциями, «Шeppизoн-Kapro», которая осуществляет интермодальные операции с грузами, торгово-индустриальный логистический комплекс «Шерлэнд», лидер российских перевозок «Ревайвал-Экспресс».

В ближайшей перспективе — завершение проекта НПО «Авиаблок» по изготовлению и сборке оборудования для интерьеров салонов авиалайнеров, строительство центра сборки и оптовой торговли компьютерной техникой (фирма «Р. и К.»), создание Российско-Турецкого торгового дома, завода по производству упаковки фирмы «Алкан пэкеджинг» и некоторые другие проекты.

За время своего существования «Шерризон» привлек в Московскую область более 300 миллионов долларов иностранных и российских инвестиций на его территории создано 2500 но вых рабочих мест. Бюджет Солнечногорского района в среднем на 18 процентов формируется из отчислений предприятий, расположенных в «Шерризоне». За счет социальных налогов получают пенсии 27 процентов пенсионеров района. Шефствует компания над госпиталем ветеранов Великой Отечественной войны, районной больницей, постоянно занимается благоустройством деревень Искровского сельского Совета.

В прошлом выпуске «Делового Подмосковья» мы дали информацию о том, что в Свердловской области планируют создать свободные экономические зоны, закон о которых 23 июля этого года подписал президент России Владимир Путин. Долгое время о них шла дискуссия среди наших экономистов — не дорого ли СЭЗ будут обходиться государству? — такое мнение высказывали достаточно авторитетные специалисты. Все дело в том, что более ранние попытки создания свободных экономических зон в России приводили к тому, что те в итоге превращались в оффшорные, и государство на этом действительно теряло. Опыт «Шерризона» говорит об обратном — компания доказала высокую эффективность подобного способа привлечения инвестиций. Денег из государственного бюджета на свое развитие она не взяла ни копейки, а дала, как видим, многое. И, кстати, к разработке закона о СЭЗ «Шерризон» имеет самое прямое и непосредственное отношение. Мы можем гордиться тем, что, если в Свердловске только собираются организовывать СЭЗ, у нас в Подмосковье она уже существует, и подобной ей в России нет.

Проект удался не только потому, что реализовывать его взялись люди с головой, но и потому, что им помогала власть — и местная, и областная.

— Мы всегда чувствовали поддержку -пусть не финансовую, но моральную и юридическую — и администрации Солнечногорского района, и администрации области, -скажет на празднике 25 августа председатель совета директоров компании «Шерризон» Адиль Касумов.

НАУЧИЛИСЬ САМИ — НАУЧИМ ДРУГИХ

Власть поддержала их и в новом перспективном деле: на церемонию закладки первого камня в бизнес-инкубатор приехали первый заместитель министра внешнеэкономических связей правительства Московской области Игорь Николаевский, председатель Комитета по развитию предпринимательства Московской области Дмитрий Самойленко и депутат Московской областной Думы, бывший глава Солнечногорского района Александр Жаров.

На большой зеленой поляне рядом с офисным зданием «Шерризона» соорудили сцену, поставили навесы и стулья, где разместились сотрудники компании, представители фирм-арендаторов, гости, большой отряд работников пера и телекамеры. Атмосферу праздника создавали улыбчивые девушки в бальных платьях, девичий же оркестр в гусарских нарядах, гирлянды из воздушных шаров и радушие хозяев, которые первым делом организовали для гостей экскурсию по своей немаленькой территории.

Тогда-то мы и увидели и грандиозное здание «Пепси-Колы», и внушительные грузовые терминалы, и вновь возводимые корпуса, на которых усердно трудилась строительная техника. После такой экскурсии слова ведущего праздника о том, что компании, которые занимают всего лишь одну тысячную площади района, стали генератором экономического развития окрестных территорий, уже не воспринимались как приукрашивание или преувеличение — скорей, наоборот. Ведь еще многие и многие предприятия Солнечногорского, Мытищинского, Химкинского, Дмитровского районов, городов Лобни и Долгопрудного получили заказы от компаний «Шерризона».

Приветствуя собравшихся, генеральный директор ОАО «Шерризон» Валерий Лынник сказал:

— Сегодня сюда пришли люди, которые приложили много усилий для становления проекта зоны экономического развития. Этот праздник мы проводим по инициативе общего собрания компании, которое состоялось два месяца назад и рекомендовало нам чаще общаться и вместе решать трудные вопросы. Я думаю, что отныне он станет у нас традиционным. Но каждая традиция должна иметь свою изюминку. Сегодняшняя изюминка — решение, к которому мы шли с 1996 года: заложить первый камень бизнес-инкубатора. Пусть у птенцов, которые вылетят из этого гнезда, будет широкая дорога в жизни и только зеленый свет.

Председатель совета директоров компании Адиль Касумов вспомнил историю создания «Шерризона» — всегда приятно сравнить то, что было, и то, что стало, имея подобные результаты!

— Трудно было тогда представить, что мы доживем до такого экономического, организационного и технического состояния, но чудеса сбываются, — с удовольствием подчеркнул он.

Ну а в организации самого праздника была не одна изюминка, а несколько. Первый заместитель министра правительства Московской области по внешнеэкономическим связям, член совета директоров «Шерризона» Игорь Николаевский и председатель Комитета по развитию предпринимательства Московской области Дмитрий Самойленко поздравили сотрудников компании с праздником и приветствовали их инициативу по созданию бизнес-инкубатора.

Потом большая группа людей была награждена специально учрежденными по поводу нынешнего события почетными знаками отличия — основателя, созидателя, первопроходца и сподвижника. Отмечены были и те, кто начинал дело, и те, кто поверил в него и поддержал первопроходцев на первых порах, и те, кто первыми решились прийти на территорию «Шерризона», и те, кто пропагандировал проект и продвигал его в умах и сердцах предпринимателей.

К первому корпоративному празднику была написана песня «Созидателям», авторами которой стали лауреат международной премии «Золотое перо» поэт Владимир Топоров и композитор, заслуженный артист России Владимир Вовченко. А исполнил ее заслуженный артист России Анатолий Ткачук.

И вот — кульминация события. Сначала на сцене появляются императрица Елизавета и Михаило Ломоносов. Михаиле убеждает Елизавету подписать Указ о «построении инкубатор-коллегии свободного кумпанства «Шерризон», а после того, как высочайший автограф был поставлен, императрица вручила капсулу с первым камнем Валерию Лыннику, который вместе с Игорем Николаевским, Дмитрием Самойленко и Адилем Касумовым под торжественный гром оркестра и шквал аплодисментов немного поработали мастерками, замуровав символ нового проекта в небольшой кирпичный «колодец».

Через год здесь будет новое здание. В этом можно не сомневаться, зная историю «Шерризона».

ЧТОБ ЦЫПЛЯТА ОПЕРИЛИСЬ

В соответствии с концепцией создания бизнес-инкубатора, первый этап — то есть собственно строительство — должен завершиться к концу 2006 года, второй этап становления — продлится еще год. Ну а о том, что получится в итоге, рассказал сам Валерий Лынник.

— Все очень просто. Приходит молодой одаренный человек заниматься своим делом. В течение нескольких дней он с нашей помощью регистрирует предприятие, получает необходимые документы, вплоть до печати. Все делается по принципу одного окна. Принцип такой существует у нас уже шесть лет, и он себя оправдал.

Далее этому человеку не надо будет думать, считать, вычислять — мы ему в корпусе, в который заложили сегодня первый камень, предоставляем условия — помещение, тепло, свет, воду, связь, охрану и уборку помещений. Он начинает творить. Через некоторое время этот молодой цыпленочек сможет самостоятельно двигать свой бизнес. Ему не надо иметь отдельного бухгалтера — централизованная служба будет обслуживать группу этих птенцов, юридическая служба будет сопровождать их бизнес-планы, проводить экспертизы, подсказывать, где изменить «картинку». Вместе с экономической службой поможет отработать кредитную линию. Финансовые институты тоже будут подтянуты. Если проект окажется эффективным — ему зеленая улица.

Бизнес-инкубатор практически будет выполнять двоякую роль: воспитывать новые кадры российских бизнесменов и тиражировать опыт создания локальных очагов привлечения инвестиций. А мест для приложения инвестиций очень и очень много. Недаром губернатор Московской области Борис Громов говорит, что в отдаленных депрессивных районах есть площадки на пересечении авто- и железнодорожных магистралей. Это брошенные военные полигоны, где инфраструктура частично уже существует. Нужно только вложить мозги и дать настоящего хозяина — и это место засверкает, туда придут инвесторы и вложат деньги. Но с ними надо работать каждый день. У нас на начальном этапе до 100 переговоров в месяц проходило, и если хотя бы две-три встречи имели какое-то продолжение, мы считали это положительным результатом.

— А как вам в итоге удалось привлечь столько инвесторов? Ведь территория «Шерризона» освоена уже на 90 процентов.

— Просто мы не ждали, когда будет выдан на-гора последний известный вам закон о свободных экономических зонах. Мы работали, опираясь на имеющееся законодательство и возможности правительства Московской области и администрации Солнечногорского района. У нас нет налоговых льгот, но мы компенсировали этот недостаток тем, что создали для каждого инвестора самый благоприятный климат, чтобы он закрепился на этой земле и резко сократил сроки освоения проекта. У нас площади подготовлены, отработаны, получена вся разрешительная документация и все согласования. Когда инвестор приходит с заявкой, мы несколько дней ее рассматриваем и говорим: здесь ближе газ, здесь вода, а здесь надо дорогу в 300 метров построить — выбирай на свое усмотрение. В результате сроки освоения проектов составляют меньше года, потому что основная муторная бюрократическая работа уже выполнена нашей компанией.

Характерен пример с компанией Пепси-Кола. Они выбирали из 25 предложенных им в области площадок. Попытавшись самостоятельно оформить все документы, поняли, что это канитель на несколько лет. А когда мы пробурили для них три скважины, из которых они взяли пробы воды на анализ, отправили их в разные точки мира и эти анализы «сошлись», высшее руководство в Нью-Йорке приняло решение о строительстве комбината именно у нас. Сейчас он крупнейший в Европе. В него вложено уже 120 миллионов долларов, а начинали мы с 42. Комплекс был построен за 11 месяцев.

Думаю, так же будет и с бизнес-инкубатором. Это наш новый проект, проект инновационный, продолжение и развитие наших новаторских мыслей. При поддержке областного правительства и администрации района мы поднимем его и сделаем образцовым.

— Кто будет инвестировать строительство бизнес-инкубатора?

— Мы имеем лицензию застройщика, поэтому начинаем строительство на собственные деньги. Но уверены, что в заинтересованных инвестиционных институтах и структурах найдутся люди, которые верят в эту идею и пойдут с нами в одной упряжке. Так как это социально значимый проект, надеемся и на помощь соответствующих областных и федеральных структур. Мы ведь будем воспитывать новые кадры. А под живое конкретное и обоснованное дело деньги всегда найти можно.

— Какие-то компании уже заявили о своем желании сотрудничать?

— Да, заявили и компании, которые готовы снять пол-этажа в аренду на пять лет, и отдельные бизнесмены, которые только-только окончили вузы и хотят применить свои знания на практике. Но решать, кого взять, будет специальная комиссия.

— На сколько человек рассчитан бизнес-инкубатор?

— Речь, наверное, не о количестве человек, а о количестве предприятий. Примерно на 50 предприятий. Первый этаж — это эконом-класс, где будут небольшие помещения от 8 до 20 метров для только-только начинающих. Второй — бизнес-этаж, там уже есть приемные, комнаты отдыха. Стены модульные, планировка свободная, так что все будет зависеть от желания и возможностей бизнесмена. На третьем этаже — методические кабинеты, компьютерные залы, переговорные комнаты, в подвале — сауна, теннис, бильярд — словом, все для отдыха, чтобы человек мог немножко расслабиться.

Это — что касается административно-офисного здания. Но есть еще и производственные площади — как отапливаемые, так и неотапливаемые, в зависимости от потребностей и специализации предприятий. Ставки арендной платы в первый год будут составлять 25 процентов от рыночной стоимости.

— Каким проектам будет отдаваться предпочтение?

— Тем, которые можно быстро реализовать. Например, производство строительных материалов. Сейчас какой мешок ни возьмешь — везде иностранные названия. А мы что, хуже, сами того же сделать не сможем? Есть и еще одна задумка — развивать сопутствующие производства. Что это такое? Взять ту же Пепси-Колу. Когда она начинала работать у нас, 90 процентов комплектующих для нее приходили из-за границы, начиная от пробок, поддонов, этикеток. Сейчас все размещено на предприятиях Московского региона. Мы хотим предложить части наших малых предприятий стать спутниками крупных производств. Это гарантированный сбыт продукции, но это и хорошая школа: иностранный партнер ставит жесткие условия по поставкам и качеству, и нарушать их нельзя, иначе перестанешь быть партнером. Поэтому культура производства, четкость, обязательность должны быть на первом месте. А разве российской экономике это не нужно? Научимся так работать для иностранцев — так же станем работать и для себя.

***

Александр ЖАРОВ, депутат Московской областной Думы:

Зона экономического развития «Шерризон» создавалась в мою бытность главой Солнечногорского района. Мы смутно представляли, что это такое, но, учитывая такой мегаполис, как Зеленоград — город электронщиков, аэропорт «Шереметьево», решили на свободной, земле строить те предприятия, которые могли бы быстро проходить таможенный и финансовый контроль.

Заложенный сегодня бизнес-инкубатор — это новое слово в подготовке кадров, в развитии экономических отношений, новое в инвестировании иностранного капитала на территории России. Он будет востребован теми молодыми людьми, которые захотят обучаться производству и работе с иностранным капиталом. Не ехать смотреть Милан или Мадрид, а здесь знакомиться с их экономикой и производствами и применять свои знания во благо России..

***

Дмитрий САМОЙЛЕНКО, председатель Комитета по развитию предпринимательства Московской области:

— Сегодняшнее мероприятие — большой праздник для малого и среднего бизнеса Подмосковья, потому что те усилия по подъему экономики, которые правительство Московской области и федеральное правительство предпринимают, находят отклик у системных инфраструктурных инвесторов. Это очень важно. Сейчас создаются крупные технопарки в Дубне, Черноголовке, планируется технопарк в Троицке, и к нам в комитет обращаются инвесторы за поддержкой. Создание бизнес-инкубаторов — часть всего процесса, и часть очень важная. Сейчас в области 40 тысяч малых предприятий, а нам нужно удваивать и утраивать их количество. Думаю, что мы это сделаем, но для каждого предприятия нужны грамотные и квалифицированные кадры. Поэтому мы непременно поддержим новый проект «Шерризона» и организационно, и финансово, если такая поддержка потребуется.

Сейчас проводится федеральный конкурс по созданию бизнес-инкубаторов, Московская область в нем участвует, а Борис Всеволодович Громов распорядился уже в этом году выделить средства на подобные проекты. Так что милости просим.

***

Вадим ЗЫЛЬ, председатель совета директоров ЗАО «Шерризон-Карго»:

— Наше предприятие занимается таможенной очисткой грузов, которые поступают в Российскую Федерацию. Для нас и подобных нам «Шерризон» хорош тем, что на начальном этапе, когда требуется большое количество согласующих документов и организация строительства, руководство зоны очень помогает. Оно даже в финансовом отношении способствовало тому, чтобы мы встали на ноги. Это очень существенная помощь, и предприятия благодаря ей быстро добиваются экономической эффективности.

***

Игорь НИКОЛАЕВСКИЙ, первый заместитель министра внешнеэкономических связей правительства Московской области:

— Сейчас просто трудно поверить, глядя на прекрасные производственные корпуса российских и иностранных компаний, что 12-13 лет тому назад здесь было голое поле. А если еще прибавить отсутствие на протяжении этих лет законодательной базы по свободным экономическим зонам, то можно понять, насколько непростым был путь, пройденный «Шерризоном» от того самого поля до нынешней востребованности предприятия. Было не до праздников — люди вкалывали по-черному. Зато теперь здесь все организовано так, что инвесторам не нужно ломать голову над тем, как подключиться ко всем необходимым коммуникациям, как и где оформить разрешительные документы. Все продумано до мелочей, и это тоже немаловажно в привлечении деловых людей, так как экономит у них массу времени и денег.

В последние годы в Московской области произошел резкий всплеск инвестиционной активности со стороны как российских, так и иностранных компаний, и «Шерризон» является для них примером. Создание здесь бизнес-инкубатора правительство Московской области одобряет и поддерживает. Дело в том, что в любой экономике малый бизнес — это самая большая налогооблагаемая база, основа социально-политической стабильности. Сейчас Подмосковье от малого бизнеса имеет налоговых поступлений чуть более 20 процентов, а надо, чтобы их было 50 — 60. Так что это замечательная инициатива, и мы постараемся вместе с «Шерризоном» наполнить ее самым лучшим содержанием.

УДК 332.122 Попова Маргарита Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Димитровградского инженерно-технологического института — филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Рубцов Николай Михайлович

кандидат технических наук, доцент кафедры управления проектами и инновационного менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Popova Margarita Viktorovna

Rubtsov Nikolay Mikhaylovich

ANALYSIS AND EVALUATION OF RUSSIAN HISTORICAL EXPERIENCE IN CREATION AND MAINTENANCE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES (SEZS)

Аннотация:

В статье рассматривается отечественный опыт создания и функционирования особых экономических зон в плане нормативно-правового обеспечения данного процесса, охарактеризованы три пространственно-временных этапа в истории ОЭЗ, каждый из которых имеет свою внутреннюю логику развития, черты и особенности.

Ключевые слова:

свободная экономическая зона; особая экономическая зона; микрозоны; государственное управление; зоны совместного предпринимательства; инвестиционная привлекательность; экономическая эффективность функционирования; приоритеты развития.

Отечественную историю создания и функционирования особых экономических зон принято делить на три пространственно-временных этапа, каждый из которых имеет свою внутреннюю логику развития, характерные черты и отличительные особенности.

Первый этап представлен 80-90-ми гг. ХХ в. В конце 1980-х гг. в Советском Союзе сформулирована и обобщена идея создания собственных экономических зон. Ее главный смысл заключался в том, чтобы на отечественной территории появились открытые для притока иностранных инвестиций секторы. СССР в течение длительного времени наблюдал успех подобного проекта в Китае и, несомненно, хотел внедрить и в свою хозяйственную практику. Возникла мысль создать так называемые «зоны совместного предпринимательства», имеющие две основополагающие характеристики: расположение на обособленной и компактной территории и максимально привлекательные условия для функционирования в зоне предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что с помощью этого проекта отечественные специалисты приобщатся к зарубежным методикам ведения бизнеса с последующим использованием опыта за пределами зоны. На зоны весьма самонадеянно, с нашей точки зрения, возлагались надежды как на своеобразный «мост» к постепенному переходу советской экономики к рынку.

Практическое оформление проекта стартовало с издания Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 , в соответствии с которым предусматривалось создание свободных экономических зон (СЭЗ) «Выборг» (Ленинградская область) и «Находка» (Приморский край). Так, с легкой руки руководителей указанных субъектов, а именно они выступили с предложением создать зоны, и остальные регионы бывшего СССР стали выдвигать свои проекты. Зоны стали средством «выбивания» из центра денежных средств, притом зачастую требовался не первоначальный капитал, а постоянный финансовый поток на создание

благоприятной производственной, социальной сферы. История показала, что союзные республики стремились получить как можно больше финансирования для создания с помощью зон своей независимой от центра экономики. Проектов становилось все больше и больше, соответственно все они должны были лечь тяжким бременем на дефицитный бюджет страны.

В 1990-е начался активный процесс законодательного закрепления предложенных идей. С июля по сентябрь 1991 г. ударными темпами в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР создаются зоны: СЭЗ «Ева» (Еврейская автономная область); СЭЗ «Алтай»; Ленинградская зона свободного предпринимательства; СЭЗ «Кузбасс» (Кемеровской области); СЭЗ «Садко» (Новгородская область); Свободная экономическая зона в Калининградской и Читинской областях; СЭЗ «Сахалин»; СЭЗ «Янтарь» (Калининград); СЭЗ «Технополис Зеленоград»; эколого-экономическая зона «Горный Алтай».

Несмотря на обилие принятых постановлений, законодательно основы функционирования зон не были четкими и прозрачными. И только в сентябре 1991-го, к моменту, когда номинально все предусмотренные проектами зоны уже были созданы, принимается Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Согласно закону, свободные экономические зоны целью своего создания имеют приток в страну иностранного капитала, технологий, грамотных управленцев. Были закреплены конкретные льготы для иностранных инвесторов.

Политическая нестабильность в России 1992-1994 гг. снижала до нуля отечественную инвестиционную привлекательность. Стало предельно ясно, что грандиозным планам не суждено сбыться. Первоначальные денежные вливания не покрыли потребности зон, нужны были все новые и новые инвестиции из центра, регионы были не в состоянии развивать проекты самостоятельно с помощью своих ресурсов.

На этом фоне был взят курс на ликвидацию зон, к тому времени покрывавших около трети территории страны. К этому периоду относится и принятие решений по урезанию различных льгот, уменьшению территорий зон. Основной упор делался теперь не на создание гигантских масштабов СЭЗ, а на микрозоны, компактные и не требующие сверхинфраструктуры. Так, Указом Президента России от 10 декабря 1992 г. , была создана зона свободной торговли «Шереметьево»; Указом от 3 июня 1993 г. СЭЗ «Шерризон» («Шереметьево-2»); Указом Президента РФ от 25 февраля 1993 г. и постановлением правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. — зона экономического благоприятствования «Ингушетия».

Таким образом, к 1999 г. на территории России одновременно функционировало множество разрозненных по своему статусу, неопределенных по целям зон различного характера. Об их эффективности говорить не приходилось. Сначала Советский Союз, а потом и Россия, решив перенять зарубежный опыт, не учла самого главного — крайне специфичных условий российской экономики. Лучшие практики не были адаптированы. Количественные методы прямого вливания финансов преобладали над качественными методами проработки механизмов функционирования зон.

Можно охарактеризовать начальный этап процесса образования свободных экономических зон следующим образом:

— неопределенность в понимании целей и задач СЭЗ;

— доминирование количественных методов;

— бесконтрольное финансирование, раздача льгот и привилегий зонам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— политическая подоплека процесса — суверенитет регионов путем создания зон.

Пройдя своеобразный цикл от амбициозных планов превращения российской экономики в

рыночную до пессимистичной линии урезания предполагаемых элементов этого самого рынка -зон, государство осознало невозможность сохранения сложившейся ситуации. Было положено начало новому переходному этапу.

На этом этапе — 1999-2005 гг. — необходимо выделить два основополагающих документа: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» .

Несмотря на то что законы и были изданы в конце 1990-х, результаты их принятия ярко проявились только в 2000-е. Ввиду важного геополитического значения, некой территориальной «оторванности» этих регионов от всей остальной России данные особые экономические зоны объединены целью создания — развитие благосостояния конкретного региона, а не просто привлечение иностранных инвестиций в экономику. Важным стало то, что впервые был ограничен срок существования зоны: 31 декабря 2014 г. прекращает свое существование зона в Магаданской области, 1 апреля 2006 г. прекратила функционирование зона в Калининградской области . За время функционирования зон в регионах практически в 2,5 раза увеличился валовой региональный продукт, снизился уровень безработицы. В Магаданской области значительно упал уровень бедности: с 35,9 % в 2003 г. до 18,4 % в 2005 г.

Следует отметить, что именно в эти годы происходило своеобразное переосмысление функций особых экономических зон, их целей создания. От инструмента «открытия» российской

экономики загранице деятельность зон постепенно разворачивалась в сторону развития экономики регионов, внутреннего рынка. Специалисты расходятся в оценках итогов функционирования этих зон. Однако важно то, что этот опыт придал мощный стимул территориям. Произошла переориентация зон на внутреннюю экономику, ее поддержку, максимальную адаптацию к ней.

На третьем этапе, который начался в 2005 г. и продолжается по настоящее время, происходит формирование современной единой законодательной базы в области функционирования зон в России. С 2005 г. идет поступательный процесс проработки всех аспектов работы зон в России. Начало положил Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», закрепивший основной понятийный аппарат . Уже 21 декабря 2005 г. в соответствии с этим законом выходят постановления правительства о создании целого ряда зон. Можно говорить о сложившейся системе оценки функционирования зон. Так, к настоящему моменту показатели результативности деятельности установлены:

— подпрограммой «Формирование благоприятной инвестиционной среды» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. № 2492-р ;

— Правилами оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 491 .

Вышеназванные правила оценки весьма несовершенны. Так, считается целесообразным включать в работу и оценку анализа эффективности управляющей компании зоны.

Сложилась также система отбора заявок на создание зон. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» закрепило основы отбора заявок на создание зон .

В целях повышения эффективности функционирования зон всех типов в 2013 г. принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающий включение переработки сырья, за исключением углеводородного, в разрешенные виды деятельности в особых экономических зонах .

Принято и впервые в 2013 г. реализовано решение правительства Российской Федерации -Постановление от 21.06.13 № 524, предусматривающее государственную поддержку управляющих компаний и резидентов туристско-рекреационных зон, объединенных решением правительства Российской Федерации в кластер .

Таким образом, СССР и его правопреемница Россия имеют достаточно солидный опыт в вопросе организации особых экономических зон. Начиная этот проект как подобие успешно внедренного китайского образца, к настоящему времени наша страна сумела создать свой проект, осуществление которого можно разделить на три этапа: 1980-1999 гг., 1999-2005 гг., 2005 г. — по настоящее время. В современных условиях нормативно-правовая база РФ совершенствуется по направлению оптимизации механизмов создания особых экономических зон, детально прорабатываются вопросы их функционирования.

Ссылки:

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О признании утратившими силу некоторых постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы» . 11Р1_: http://www.referent.rU/1/35636 (дата обращения от 15.03.2014).

3. Указ Президента Российской Федерации от 25.02.1993 № 280 «О неотложных мерах по государственной поддержке становления и социально-экономического развития Ингушской Республики» . 11Р1_: http://poisk-zakona.ru/249512.html (дата обращения от 16.03.2014).

6. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газета. 2006. 19 января.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 11 6-Фз «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Рос. газета. 2005. 27 июля.

8. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2013 г. № 2492-р «Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Рос. газета. 2013. 26 декабря.

9. Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» // Рос. газета. 2013. 24 июня.

10. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // Рос. газета. 2012. 8 мая.

11. Федеральный закон от 23.07.2013 № 231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Рос. газета. 2013. 26 июля.

12. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. № 524 «О порядке предоставления в 2013 году субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям особых экономических зон, а также резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер» // Рос. газета. 2013. 1 июля.

Создание СЭЗ «Шерризон» в районе международного аэропорта «Шереметьево» в Московской области с самого начала было задумано с целью отработки новых элементов в управлении на основе международного разделения труда, а также отработки модели рыночных отношений.

В данном случае под термином «СЭЗ» понимается территория площадью 140 га, на которой сегодня интенсивно создается экспортоориентированное производство, свободная таможенная зона и необходимая социально-бытовая инфраструктура: бизнес-центр и гостиничный комплекс, банковские и страховые учреждения, выставочные залы и магазины, офисы и пр.

В соответствии с постановлением главы администрации Московской области от 28.07.92 г., выполнение работ по созданию и дальнейшей эксплуатации СЭЗ возложено на компанию развития свободной экономической зоны «Солнечногорск-Шереметьево» (ОАО «ШЕРРИЗОН»). Открытое акционерное общество «ШЕРРИЗОН» зарегистрировано с уставным капиталом 49,9 миллионов рублей, а министерством финансов Российской Федерации 02.09.93 г. утвержден проспект эмиссии акций компании на сумму 5 миллиардов рублей. Именно эта компания взяла на себя функции по управлению СЭЗ. В частности:

— планирование развития зоны;

— подбор и привлечение иностранных и отечественных инвесторов;

— строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов;

— обустройство и сдачу в аренду участков территории зоны и производственных помещений;

— представление интересов зоны внутри страны и за рубежом;

— создание других благоприятных условий для эффективного решения задач, поставленных при создании зоны.

Общая стоимость реализации проекта СЭЗ «Шерризон», рассчитанная по методике SPONS, составляет $300 млн. со следующей структурой затрат:

Статья расхода

%

Млн.$

Административно-хозяйственные расходы компании

0,3

0,9

Международный и внутренний маркетинг

4,0

12,0

Юридическое оформление и легализация ОАО и СЭЗ

1,2

3,6

Разработка концепции, ТЭО и бизнес-плана

1,5

4,5

Предпроектные и проектные работы

10,0

30,0

Инженерная инфраструктура с коммуникациями

40,0

120,0

Капитальное строительство промышленных и складских зданий

30,0

90,0

Социально-деловая инфраструктура

10,0

30,0

Производственные территории свободной экономической зоны «Шерризон» сдаются в аренду на срок 49 лет с возможностью дальнейшей пролонгации договора аренды.

Ставка арендной платы — от $3 до $12 в год за квадратный метр в зависимости от месторасположения арендуемой территории, степени ее инженерного обустройства и ряда других факторов. Право аренды приобретается путем выкупа пакета простых именных акций ОАО «Шерризон» из расчета 2000 акций за 1 га. Курсовая стоимость одной акции ОАО «Шерризон» — 30 000 рублей за одну штуку.

По сложившимся среднеевропейским ставкам стоимость годовой арендной платы за 1 кв. м площади в стандартном производственном или складском корпусе составляет $70,0. Иностранный инвестор, построивший любое здание или сооружение за счет собственных средств на территории СЭЗ «Шерризон», становится его собственником в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Об успехе управления СЭЗ свидетельствует тот факт, что в 1995 году на 15-й международной конференции в Рио-де-Жанейро СЭЗ «Шерризон» была принята в члены Всемирной ассоциации зон экспортного производства (WEPZA).

Справка

В прошлом году WEPZA изменила свое название и вместо World Export Processing Zones Association (Всемирная ассоциация зон экспортного производства) стала называться World Economic Processing Zones Association (Всемирная ассоциация зон развития экономики). Аббревиатура и логотип ассоциации остались без изменения.

WEPZA организована в 1978 году Организацией промышленного развития при ООН (UNIDO). WEPSA — частная международная организация, она объединяет 43 частные и государственные специальные экономические зоны из 38 стран мира. Число работающих в этих зонах в настоящее время превышает 80000. Цели создания WEPZA — установление сотрудничества между СЭЗ, стимуляция их развития во всем мире, обмен информацией, подготовка профессиональных кадров, привлечение инвестиций, исследование рынков и торговых потоков, а также представление специальных экономических зон и защита их интересов на международном уровне.

Компания ЗАО «Шерризон-Карго» входит в реестр ГТК России как таможенный брокер (Свидетельство №000077) с обеспечением оплаты таможенных платежей 50 млн. рублей и страхованием гражданской ответсвенности за причинение ущерба третьим лицам в сумме 20 млн. рублей.
Мы оказываем полный спектр услуг по экспортно-импортным внешнеэкономическим операциям: оформление внешнеэкономических контрактов и паспортов сделок, подбор таможенных кодов и определение таможенных пошлин, таможенное оформление экспорта и импорта.
В компании работают 5 специалистов по таможенному оформлении с первой и второй категориями. Таможенное оформление ведется филиалами компании в трех таможнях: Зеленоградской, Северной и Шереметьевской. Услуги СВХ при этом оказываются на собственном складе «Шерризон-Карго», а также на «Терминале С» и на таможенном комплексе ОАО «АЭРОФЛОТ», с которыми имеются долгосрочные договора.

Складской комплекс «Шерризон-Терминал» компании расположен на территории Свободной экономической зоны «Солнечногорск-Шереметьево» (ОАО «Шерризон»).
В складе предусмотрено два изолированных складских помещения по 1000 кв. м. Одно отведено под СВХ и прилегает к зоне таможенного контроля (площадке 10 тыс. кв. м). Второе помещение имеет статус свободного склада и предназначено для хранения товаров, выпущенных в свободное обращение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *