СЗВ м без сотрудников

Особенности отчетности по форме СЗВ-М

Отчет СЗВ-М является сравнительно новым и сдается с апреля 2016 г. Он закреплен Постановлением Правления ПФР № 83п от 01.02.2016. Регистр обязаны подавать абсолютно все учреждения, имеющие сотрудников, оформленных по трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера и получающих заработную плату. Нужно ли сдавать СЗВ-М, если один директор без зарплаты оформлен на предприятии — это вопрос, по которому спорят.

Отчет необходимо предоставлять ежемесячно, в период до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Он создается такими категориями страхователей:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические и самозанятые лица, нанимающие работников.

Ключевая цель введения отчета — отражение сведений о застрахованных лицах, в том числе и о пенсионерах — работающих и вышедших на пенсию.

В отчетности указываются индивидуальные сведения о застрахованных лицах:

  • Ф.И.О.;
  • СНИЛС;
  • ИНН.

Показатели дохода работника за период в документе не прописываются. Подается ли СЗВ-М на директора-учредителя без зарплаты, рассмотрим более детально.

В каких случаях форма подается на учредителя

Учредитель — это лицо, по инициативе которого был создан конкретный экономический субъект и которое также является собственником имущества и капиталов, за счет которых будет функционировать организация. Включать ли в пенсионную отчетность сведения о собственнике компании, зависит от характера взаимоотношений.

Если учредитель не принимает никакого участия в деятельности созданного экономического субъекта, не задействован в управлении и распоряжении активами, то никакой речи о трудовых или гражданских взаимоотношениях нет. Тем более о какой-либо оплате труда. Следовательно, сведения о таком лице не нужно включать в пенсионную отчетность.

Есть и второй вариант, когда собственник участвует в жизнедеятельности субъекта. Например, принимает управленческие решения, работает с персоналом, контролирует поставщиков. Причем нет никакой разницы, оформлены ли отношения документально, то есть заключен ли с учредителем трудовой или гражданско-правовой договор. Также не имеет значения и факт начисления вознаграждений за труд. При таких условиях СЗВ-М на директора-учредителя без зарплаты подавайте в общем порядке. Такие пояснения дал Минтруд в Письме от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846.

ВАЖНО! Если учредитель участвует в управлении компанией, то сведения о нем должны быть предоставлены в ПФР на общих основаниях, независимо от наличия заработка и договора.

Подается ли на руководителя организации

Зачастую собственники небольших компаний берут на себя полномочия руководителя. Иными словами, учредитель предприятия или фирмы становится ее директором. А вот о должном документальном оформлении возникших взаимоотношений забывают. В итоге нет ни трудового, ни гражданско-правового договора с директором, следовательно, и заработок не начисляется.

Последние Разъяснения Минтруда (Письмо от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846) скорректировали требования к составлению отчетности в ПФР. Теперь СЗВ-М на директора без зарплаты подается в любом случае. Наличие договора и заработка не играют никакой роли.

Позиция чиновников довольно проста. Если гражданин-учредитель выполняет функции руководителя компании, то по факту он состоит в трудовых или гражданских отношениях со страхователем. Следовательно, сведения о нем должны быть включены в пенсионный отчет.

ВАЖНО! Обязательно включите в пенсионную отчетность информацию о лице, исполняющем функции и полномочия директора. Даже если руководителю не платят зарплату, и он не оформлен в компании официально.

Нужно ли подавать на бухгалтера без зарплаты

Аналогичная ситуация и с СЗВ-М на бухгалтера без зарплаты. Наличие трудового договора не играет никакой роли. Ведь положения статьи 16 ТК РФ четко указывают на то, что трудовые отношения возникают с момента допущения работника к выполнению обязанностей. Но никак не с момента подписания трудового соглашения.

ВАЖНО! Включите в отчет всех работников компании, которые состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях со страхователем. Причем наличие официального договора не имеет значения. Также нет никакой разницы, платится ли заработная плата.

Пример.

Бухгалтер или директор отправился в длительный неоплачиваемый отпуск. Включать ли информацию о них в отчет или нет?

Да, включайте. Отпуск без сохранения заработка не прерывает, и не прекращает трудовых взаимоотношений. Следовательно, подайте СЗВ-М, если директору не начисляется зарплата.

Подайте отчетность, даже если деятельность компании приостановлена. И в штате числится один руководитель — единственный учредитель, который оформлен в длительный неоплачиваемый отпуск. А если, например, руководитель уволится, то в ПФР подается нулевая форма.

Есть ли смысл сдавать СЗВ-М без сотрудников в 2018 году

Отчёт СЗВ-М при отсутствии работников будет практически пустым. Взять и сдать его в Пенсионный фонд не имеет смысла. Хотя не всё так однозначно.

На законодательном уровне прямо не урегулирована ситуация, если нет работников: нужно ли сдавать СЗВ-М.

Если ознакомиться с содержанием этой формы, среди обязательных реквизитов можно увидеть:

  • регистрационный номер в Пенсионном фонде;
  • название организации/ИП;
  • идентификационный налоговый номер;
  • КПП;
  • период, за который сдан отчет;
  • тип формы.

Разумеется, первые 3 раздела невозможно оставить пустыми:

В 4-м разделе формы СЗВ-М приводят список застрахованных физических лиц, с которыми заключен и действует трудовой либо гражданско-правовой договор. А также – персональную информацию по каждому: СНИЛС и ИНН. Пример показан далее:

Логично полагать, что фактически организация не может существовать без работников. Поэтому должна отражать информацию минимум о своём генеральном директоре. Однако такой подход всё равно не даёт однозначного ответа на вопрос, надо сдавать СЗВ-М, если нет работников, или всё же нет.

Позиция ПФР о том, как сдавать СЗВ-М, если нет сотрудников

Так, нужно ли сдавать СЗВ-М без работников в 2018 году? Вопрос интересный и до сих пор спорный.

Позиция 1 Позиция 2
Не может быть в принципе нулевой СЗВ-М, если у ООО нет работников.

Если в форму за отчётный месяц не включить ни одного человека, то сдача такой пустой СЗВ-М теряет всякий смысл. Пустые бланки никому не нужны, поскольку не несут в себе необходимой информации.

Отделение ПФР по Алтайскому краю 01.08.2017 года высказалось так: даже когда нет наёмных сотрудников, страхователю всё равно нужно сдавать СЗВ-М без сотрудников. Но без перечня застрахованных лиц.

С другой стороны, можно наткнуться на технические сложности, как заполнить СЗВ-М, если нет сотрудников. Так, электронный формат отчёта предусматривает заполнение хотя бы одной строки списка застрахованных лиц. Отправить отчет вообще без блока «Сведения о застрахованных лицах» – нельзя. Поэтому совсем пустой бланк сдать не получится.

Из действующего законодательства не ясно, надо сдавать СЗВ-М, если нет сотрудников в 2018 году, или нет. Сдача нулевой формы – вопрос пока спорный. Выше представлена позиция лишь одного территориального подразделения ПФР. А чёткая позиция по данному вопросу центрального аппарата фонда отсутствует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *