СЗВ м дополняющая

Порядок представления формы СЗВ-М

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, подавать о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

  • фамилия, имя и отчество;

  • ИНН (при наличии у страхователя данных об ИНН застрахованного лица).

Форма «Сведения о застрахованных лицах» утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п. Формат сведений утвержден Постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 № 1077п.

Сведения по форме СЗВ-М представляются на 25 и более работающих у страхователя застрахованных лиц в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ). За нарушение данного порядка предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

А за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СВЗ-М к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Разъяснения контролирующих органов

За период действия формы СЗВ-М контролирующие органы в лице ПФР, Минтруда и Минфина дали ряд разъяснений по вопросам заполнения и представления формы СЗВ-М (см. таблицу).

Вывод представителей контролирующих органов по вопросам представления формы СЗВ-М

Реквизиты документа

Работодатель обязан представлять отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

Письмо Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846

В случае осуществления сотрудниками работы на основании трудового договора отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.

В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.

У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует

Письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, Минтруда России от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587

Вопрос о необходимости представления общественными объединениями отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах, на выплаты по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В случае если в рамках заключаемых с добровольцами гражданско-правовых договоров общественные организации производят выплаты, направленные на возмещение их расходов на питание, в размере, превышающем размеры суточных, на таких застрахованных лиц сведения по форме СЗВ-М представляются

Письмо ПФР от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных сведениях до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо.

Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций

Письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам содержит сведения, отражаемые в том числе в форме СЗВ-М

Письмо Минфина России от 17.04.2017 № 03-15-06/22747

Если срок представления отчетности по форме СЗВ-М выпадает на выходной день, то последним днем срока представления данной формы считается следующий за ним рабочий день

Письмо ПФР от 28.12.2016 № 08-19/19045

Судебные решения

Несмотря на простоту заполнения и представления формы СЗВ-М, уже сложилась определенная судебная практика по этим вопросам, включая решения ВС РФ: страхователи судятся с территориальными органами ПФР по вопросу начисления штрафов за несвоевременное или неполное представление сведений.

Рассмотрим конкретные дела.

Смягчающие обстоятельства

Надо отметить, что представители ПФР не стесняются начислять штрафы по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, при этом суммы санкций получаются приличные – 500 руб. за одного человека.

Страхователи, соглашаясь с тем, что они нарушили сроки представления сведений по форме СЗВ-М, считают, что суммы штрафа за данное правонарушение несопоставимы с тяжестью содеянного.

Например, в Определении ВС РФ от 06.09.2017 № 306-КГ17-11932 по делу № А65-29445/2016 рассматривалось дело, в котором штраф в размере 27 000 руб. (за 54 работающих) был назначен за нарушение срока на два дня.

Сразу скажем, что все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали ООО, уменьшив размер штрафа в 10 раз – до 2 700 руб.

Страхователь признал нарушение, но указал на наличие обстоятельств, смягчающих его ответственность, в частности совершение правонарушения впервые, формальный характер правонарушения и отсутствие негативных последствий для бюджета.

Представители ПФР считали, что общество, будучи достаточно информированным, могло и должно было заблаговременно позаботиться о своевременной передаче сведений в фонд, а основания для уменьшения суммы штрафа отсутствуют.

Суды установили, что ООО нарушило порядок представления сведений по форме СЗВ-М, соответственно, оно правомерно привлечено к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Что касается размера штрафа, тут начинаются юридические коллизии.

Федеральный закон № 27-ФЗ не содержит норм о смягчающих обстоятельствах. Вместе с тем в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из Конституции РФ, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Данный подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах. Конституционный суд указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд, рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Суды посчитали возможным применить в данном случае положения Постановления КС РФ от 19.01.2016 № 2-П. Полномочие суда на снижение штрафных санкций вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Суды приняли во внимание следующие смягчающие обстоятельства:

  • незначительная просрочка предоставления сведений – два календарных дня;

  • отсутствие у общества задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд;

  • отсутствие негативных последствия для бюджета.

По мнению судей, штраф в размере 2 700 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного учреждением правонарушения, связанного с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.

Ссылка ПФР на то, что несвоевременное представление индивидуальных сведений создает существенные препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение, была отклонена, поскольку суд не освободил организацию от ответственности, признав факт наличия правонарушения со стороны страхователя, а снизил размер санкций, исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств и дискреционных полномочий суда. Кроме того, конституционные права граждан на получение пенсий обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор об уплате которых по настоящему делу отсутствует.

В качестве примера обозначенного подхода судей к вопросу снижения штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств можно привести и Определение ВС РФ от 16.01.2018 № 307-КГ17-13851. В этом деле за представление сведений по форме СЗВ-М на пять дней позже установленного срока организация была привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 83 500 руб. Пройдя ряд судебных инстанций, включая ВС РФ, организация смогла снизить сумму штрафа до 10 000 руб.

Судебные инстанции при вынесении решений основывались на приведенных выше нормах действующего законодательства, признав в данном случае смягчающими обстоятельствами:

  • незначительный период просрочки представления сведений;

  • тот факт, что общество вину признает;

  • тот факт, что правонарушение совершено впервые;

  • тот факт, что правонарушение не повлекло для бюджета негативных последствий;

  • формальный характер состава правонарушения.

При этом суд отметил, что общество от ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений не освобождено, следовательно, карательный и воспитательный смысл санкции в данном случае не утрачен.

И такие примеры не являются единичными. Обобщив их, можно сказать: ВС РФ считает, что размер штрафа может быть уменьшен при наличии смягчающих обстоятельств. Возникает вопрос о том, что считать смягчающими обстоятельствами. Выше приведены конкретные примеры обстоятельств, которые суд учел в качестве смягчающих. К ним можно добавить, например, следующие обстоятельства, признанные судами смягчающими (Определение ВС РФ от 13.02.2018 № 310-КГ17-22477 по делу № А48-7354/2016):

  • предоставление отчетности без нарушений сроков;

  • неприменение каких-либо финансовых и иных санкций в отношении страхователя ранее;

  • возникновение проблем при передаче данной отчетности через программу 1С, так как отсутствовало соглашение об электронном взаимодействии с ПФР. Форма СЗВ-М была первой формой отчетности, которую организация передавала по электронным каналам связи. Ввиду отсутствия опыта работы с программой допущена просрочка сдачи отчетности.

Таким образом, перечень смягчающих обстоятельств может быть самым разным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но страхователь должен доказать суду, что правонарушение было совершенно неумышленно.

Что касается вопроса, насколько будет уменьшен штраф, однозначно ответить на него нельзя. Штраф может быть уменьшен и в два раза, и в 10 раз, и даже в 20 раз, и до определенной величины. Это зависит от конкретных обстоятельств дела и позиции судей.

Но из приведенных правовых норм можно сделать главный вывод: уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств можно только в судебном порядке. Однако надо учитывать, что ПФР отстаивает свою позицию до конца – вплоть до ВС РФ.

Дополняющая форма СЗВ-М

Представители ПФР начисляют штрафы и тем страхователям, которые представляют форму СЗВ-М в установленный срок, а затем уже позже этого срока представляют дополнительные сведения. Сумма штрафа в подобном случае рассчитывается исходя из 500 руб. за сведения о каждом дополнительно представленном застрахованном лице.

Приведенная ситуация рассматривалась в Определении ВС РФ от 12.03.2018 № 306-КГ18-91 по делу № А72-9072/2017. Общество было привлечено к ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде 2 500 руб. штрафа по факту представления дополняющей формы СЗВ-М в отношении пяти застрахованных лиц.

ПФР посчитал, что направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за пределами срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, свидетельствует о представлении неполных сведений о застрахованных лицах и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 упомянутого закона.

Суды всех инстанций пришли к выводу о необоснованном привлечении заявителя к ответственности в отсутствие его вины в совершении вмененного правонарушения. Суды учли факт самостоятельного выявления обществом ошибки и ее устранения путем направления дополняющей формы СЗВ-М в Пенсионный фонд.

Доводы Пенсионного фонда о правомерном привлечении заявителя к ответственности обоснованно не приняты судами как не соответствующие положениям Федерального закона № 27-ФЗ, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470.

Но опять же отметим, что территориальные органы ПФР штрафуют страхователей за представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М, если ранее застрахованные лица не были представлены. И доказать противоположное сегодня можно только в суде.

Ошибка в форме СЗВ-М

Говоря о судебной практике в отношении формы СЗВ-М, хотелось бы выделить Определение ВС РФ от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650 по делу № А43-13830/2017. Оно интересно не только тем, что ПФР готов штрафовать за любые неточности в форме СЗВ-М, но и тем, что первая судебная инстанция отказала страхователю и вынесла решение в пользу ПФР, при этом уменьшив сумму штрафа. Последующие судебные инстанции, включая ВС РФ, признали решение ПФР неправомерным в целом.

Суть дела заключается в следующем. ООО было оштрафовано ПФР на сумму 48 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М. Организация представила сведения по форме СЗВ-М в установленный законом срок, но в графе 2 (отчетный период) вместо кода 08 (август) был указан код 07 (июль). Впоследствии общество самостоятельно выявило, что отчет за август (отчетный период 08) выгрузился из бухгалтерской программы в программу электронного документооборота пенсионного фонда как отчет за июль (отчетный период 07), в связи с чем уже после установленного срока ООО направило сведения по форме СЗВ-М за август с указанием отчетного периода 08, данные не менялись. При этом отчет за июль был представлен в установленном порядке. ПФР оштрафовал организацию за нарушение сроков представления сведений.

Как указал суд апелляционной инстанции, с чем согласился и ВС РФ, при указанных обстоятельствах датой представления сведений по форме СЗВ-М за август следует считать дату первого представления сведений, то есть в установленный законом срок, в связи с чем ПФР неправомерно привлек общество к ответственности.

Учитывая, что в электронной базе данных ПФР уже содержались сведения за июль, а представленные первоначально сведения в графе 3 (тип формы) содержали отметку «исхд», то есть «исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период», ПФР мог и должен был выявить ошибку в указании периода, за который представлены сведения.

Более того, обществом на акт проверки в адрес ПФР были направлены возражения с изложением обстоятельств исправления ошибки, факт получения которых отражен в решении ПФР. Однако представленные возражения Пенсионным фондом не рассмотрены, оценка доводам общества не дана, что также свидетельствует о незаконности решения и отсутствии оснований для взыскания штрафа.

* * *

Как показала практика представления формы СЗВ-М, к данному вопросу надо относиться очень серьезно. Впрочем, как и к представлению всей остальной отчетности – и не только к соблюдению сроков представления формы СЗВ-М, но и к ее содержанию. ПФР готов штрафовать работодателей за любую ошибку при подаче сведений о застрахованных лицах, не говоря уже о нарушении сроков их представления. И доказать свою правоту, снизить размер штрафов, которые весьма существенны, страхователи могут исключительно в судебном порядке.

Что нужно знать обязательно

СЗВ-М представляет собой новый вид отчётности перед Пенсионным Фондом о сведениях по всем имеющимся сотрудникам.

Если ваше предприятие имеет наёмный персонал, то вы должны знать следующее:

  • В бланке учитывают сотрудников с любой формой трудоустройства (по трудовому, лицензионному, гражданскому и другим видам договоров. Сюда же относятся и работники по совместительству);
  • Если в отчётном периоде уволился сотрудник или принят новый, сведения по ним всё равно отражаются;
  • Даже если за месяц не было никаких выплат наёмному работнику, информация о нём фиксируется в отчётности;
  • Если сотрудник находится в декрете или на больничном – его также нельзя исключить из списка;
  • В форме СЗВ-М отражаются сведения о тех, кто находится в отпуске (оплачиваемом или нет);
  • Если в компании нет ни одного наёмного работника, форма всё равно должна подаваться в страховой фонд (если у вас ИП, в котором кроме вас никто не зарегистрирован, – это не освобождает вас от сдачи отчётности);
  • В бланк не попадают сведения об иностранных гражданах, которые временно трудятся в организации и лицах, ведущих частную практику по вопросам права (если ваше ИП работает в юридической сфере, то отчёт сдавать не нужно);
  • Сдавать отчёт с пустой формой не допускается.

Как осуществляется проверка отчёта

После того как все данные в СЗВ-М заполнены, вы отправляете её в фонд страхования. Далее проходит проверка указанных вами сведений.

Она осуществляется в несколько этапов:

  • Если в течение трёх месяцев ревизоры заметят какие-то ошибки, то они запросят ваши пояснения;
  • Вам высылается требование о сдаче корректных данных (для этих целей существуют отменяющая и дополняющая формы);
  • Данное требование необходимо исполнить в течение 5 рабочих дней после получения уведомления. Если последнее было направлено вам почтой, то датой его получения считается шестой день после отправки;
  • Если вы уверены в достоверности и безошибочности отчёта, прикрепите в обратной связи подтверждающие документы;
  • При возникновении спорных вопросов у представителей ревизии, они могут вызвать для уточнения сотрудника фирмы;
  • Если контролёром выявлена ошибка, в течение 10 дней готовится акт о таковой;
  • Далее, в течение 5 рабочих дней составленный акт направляется в вашу компанию;
  • При возникновении возражений с вашей стороны, вы имеете право огласить их в течение 15 дней после даты получения акта;
  • Затем представители страхового фонда проверяют ваше возражение и выносят окончательное решение о применении к вам штрафа либо отсутствии такой меры;
  • Составленное решение высылается опять же вам;
  • Законную силу документ получает через 10 дней;
  • Если вы не согласны с действиями фонда, то в течение этих 10 дней вы вправе обжаловать решение через суд.

За что штраф

По итогу проверки СЗВ-М, вашей компании могут быть начислены штрафы.

Существует несколько поводов для них:

  • Нарушение положенного срока при отправке (несвоевременная сдача начинается с 16 числа, следующего за отчётным периодом. Если дата сдачи (15-е число) выпадает на выходной день, то отправка формы происходит в ближайший рабочий день);
  • Отсутствие отчёта (штрафа за несдачу вам не избежать, если вы по каким-то причинам совсем проигнорировали нормы законодательства и не отправили сведения в ПФР);
  • Ошибки в информации о работнике (если вы неверно указали СНИЛС, фамилию и т. д.);
  • Отсутствие сотрудника в списке (если вы забыли указать одного или нескольких сотрудников в отчёте, то придётся платить средства фонду).

Штраф за отчёт СЗВ-М единый для всех и имеет фиксированный размер – 500 рублей за каждого сотрудника. Это означает, что если отчётность сдана позже срока, а в организации трудится 7 застрахованных работников, штраф составит 7*500 = 3500 рублей. Штраф сразу же насчитывается за всех сотрудников. Это же касается и той ситуации, когда вы вообще не сдали отчётность.

Независимо от того, сколько ошибок допущено по одному сотруднику, размер штрафа не изменится и будет составлять 500 рублей. Если допущена 1 ошибка или 3, ваша компания заплатит одну и ту же сумму.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если вам ПФР выписал штраф за неточности в отчёте, а вы с ним не согласны, здесь может быть три варианта решения:

  • Отмена штрафа;
  • Снижение штрафа;
  • Оплата штрафа в полном размере.

Закон не предусматривает возможности снижения или отмены штрафа. Если фонд вам его выписал, вы можете либо согласиться с ним, либо оспорить штраф через суд. Последний уже и решает правомерность представителей государственной структуры.

Учтите, чтобы доказать собственную правоту, вам потребуется предоставить обосновывающие доказательства. Если их у вас нет, то и в суде сказать вам будет нечего.

За недолгое существование программы СЗВ-М уже накопилась судебная практика по решению вопросов между страховыми фондами и представителями организаций. Стоит отметить, что большинство решений было выдвинуто в пользу компаний, а не ПФР.

Важно понимать, что чаще ошибки допускаются в крупных фирмах, в которых трудоустроено несколько десятков человек. В маленьких компаниях этот риск снижается практически до нуля, а потому и штрафы здесь могут быть минимальные.

Если фирма маленькая, и начислен штраф в 500 рублей, то часто судиться с фондом у владельца предприятия нет желания. Но в больших компаниях штрафы могут начисляться миллионами, а потому случаев судебных решений среди них намного больше.

Могут ли взыскать штраф принудительно

В 2016 году Пенсионный Фонд мог самостоятельно списать штраф со счёта организации в том случае, если вам он был начислен, но вы, по каким-то причинам, проигнорировали это требование и не обратились в течение 10 положенных дней в суд. В данном случае с вашего счёта допускалось законное списание.

Это происходило до судебного урегулирования вопроса. Закон разрешал совершать такие действия в отношении организаций, допустивших ошибки. В 2017 году данные действия признали неправомерными и ПФР, уже не может списать деньги с вашего счёта без подачи иска в суд и получения положительного решения. Теперь только суд может позволить перевести деньги с расчётного счёта организации в пользу страхового фонда.

Порядок выставления штрафа следующий:

  • Сначала сотрудники фонда составляют акт по итогу проведённой проверки;
  • Компании направляется уведомление с требованием оплаты средств в пользу фонда;
  • Далее, даётся 10 дней (а в исключительных случаях – больше) на уплату средств;
  • В это время вы можете обратиться в суд либо, используя реквизиты штрафа, оплатить его;
  • Если же требование вами проигнорировано, то страховой фонд вправе составить иск.

Позиция судебного аппарата

Суды по этому поводу имеют иное мнение. Позиция чиновников противоречит судебной практике, которая сложилась за последнее время. В ряде ситуаций фискальные органы встают на сторону предпринимателей и отказываются назначать штраф за предоставление дополняющих сведений с опозданием.

Судьи отмечают, что в соответствии с нормами действующего законодательства штрафы будут оплачиваться страхователями только в том случае, если в процессе проверки будут обнаружены недостоверные сведения. Однако несение наказания за то, что ошибки были обнаружены и вовремя исправлены, несправедливо.

Наряду с этим сдача дополнительной формы может проводиться и в случае, если работодателем были уточнены или исправлены сведения, поданные ранее, и произошло это на протяжении пяти рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления (о расхождениях). Судебное постановление также содержит информацию о том, что вина страхователя при самостоятельном исправлении ошибки отсутствует.

Аналогичную позицию высказал в Верховный суд, сообщив, что:

  • предприниматель, обнаруживший нарушение самостоятельно, принявший меры по его устранению, считается добропорядочным гражданином;
  • закон не регламентирует период, в течение которого страхователем может быть выявлена ошибка или неполнота предоставляемых сведений в самостоятельном порядке, прежде чем это будет обнаружено в ПФР.

В связи с этим наказание, назначаемое в ходе предоставления в ПФР уточняющих сведений, является формальностью и считается недопустимым. Существует также еще одно судебное решение, информацией о котором должны владеть работодатели. Речь ведется о Постановлении КС РФ №8-П от 4 февраля 2019 года.

В соответствии с нормативами действующего законодательства игнорирование сроков подачи формы чревато несением ответственности в виде штрафа, размер которого равен 500 руб. за каждое лицо, имеющее страховой полис. Это прописано в ФЗ №27 от 1 апреля 1996 года.

Также речь о наказании идет в ст. 15.33.2 КоАП РФ. В соответствии с этой законодательной нормой должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 до 500 руб.

Причины и принципы составления

С 2017 года действует правило, в соответствии с которым заполненная форма направляется в Пенсионный Фонд РФ со стороны предприятий и индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных сотрудников. Происходит это ежемесячно.

Важную роль играет соблюдение промежутка времени, равного 15 дням, который нужно отсчитать с момента окончания отчетного периода. В случае внесения некорректных данных предполагается наложение штрафа. При самостоятельном обнаружении ошибок наказания можно избежать.

Есть несколько ситуаций, когда форма уточняющего типа СЗВ-М является обязательной.

  1. Предприятие или ИП в процессе оформления данных по соответствующему образцу забыло отразить информацию о сотрудниках. Составление дополняющей формы в этом случае будет производиться исключительно на тех наемных лиц, данные по которым отсутствуют в рамках основной версии документа. В отчете требуется отражение их имен, фамилий, СНИЛС, ИНН. Повторение информации о сотрудниках, включенных в первичный документ, не требуется.
  2. Допущение в процессе заполнения формы ошибочных сведений в номере ИНН. В целях исправления поданных сведений требуется формирование отменяющего отчета, в котором происходит дублирование ошибок. На следующем этапе происходит подача дополняющего документа, содержащего уточненные данные по конкретному наемному специалисту.
  3. Возникновение трудностей в процессе заполнения информации по номерам СНИЛС или же нерациональное внесение одного номера по конкретному сотруднику. В этом случае протокол проверочных мероприятий может оказаться отрицательным. В этом случае поможет форма, подаваемая на категорию сотрудников, по которым были допущены неточности. Если протокол подразумевает отказ в принятии документа целиком, формирование отчета осуществляется заново, и он считается исходным.

Порядок заполнения дополняющей формы

С 2016 года в Российской Федерации стал функционировать новый формат отчетности, имеющий названием СЗВ-М. Его создание производилось с той целью, чтобы выявить пенсионеров, которые работают и зарегистрированы в штате работодателей в официальном порядке.

В Пенсионном фонде РФ не предоставлялись инструкций по оформлению документа, однако они содержатся непосредственно в самой форме. Все, что требуется от ответственного лица – обеспечить рациональное внесение сведений о работниках. В каждом разделе написано, какие данные требуют внесения.

Сдача отчета осуществляется ежемесячно (такое правило действует с 2017 года) до 15 числа. Если эта дата совпадает с выходными днями, она переносится на следующий рабочий день. Если лицо, ответственное за заполнение, так и не внесло работника, потребуется формирование дополняющего отчета СЗВ-М исключительно на него.

Единственное различие, наблюдаемое между дополняющим форматом документа и стандартным шаблоном, заключается в наличии признака «ДОП».

Практический пример

В основной форме были пропущены сведения о сотруднике – Березове А. И., который был принят на работу индивидуальным предпринимателем Петренко 29 декабря. Сдача отчета произошла в срок, 30 декабря. Т. к. появление в штате нового сотрудника приходится на отчетный период, сдача сведений производится в нем же.

На нового работника потребуется заполнение нового отчета (дополняющего) с указанием признака «ДОП», входящего в 4-й раздел.

В новой форме потребуется внесение следующих данных:

  • ФИО;
  • СНИЛС;
  • ИНН.

Если сотрудник бухгалтерии обнаружил факт допущения ошибки в процессе сдачи основной отчетности (например, отсутствие ИНН), требуется формирование дополнительного документа, в котором указываются сведения о Березове, и отправляется отчетность в ПФР.

Если ИНН был указан неверно у нескольких сотрудников, вспомогательный документ создается в отношении каждого из них. При этом предполагается выбор того же признака, что и в двух первых ситуациях.

Форма СЗВ-М дополняющая

Дополняющая форма СЗВ-М сдана позже срока сдачи. Что делать? Готовиться к штрафу?

Анна, эксперт НН 07.10.2018 22:43

Я бы на вашем месте обратилась в суд. В свою защиту можно использовать следующие аргументы:

1) Тип формы «доп» (дополняющая форма) утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

2) В п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 года №766н сказано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Речь в данном пункте идет совсем не о застрахованных лицах, сведения о которых ранее предоставлялись в исходной форме, хотя ПФР зачастую именно так и трактует этот пункт Инструкции. На самом деле, это лишь домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС. Таким образом, застрахованным лицом является любое лицо, в том числе то, индивидуальные сведения на которое представлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

3) Практически не возможна ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой. Поскольку ПФР активно использует современное программное обеспечение. Все программы ПФР легко могут сличить все три позиции: Ф.И.О, СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение проверки и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Резюмируя все вышесказанное, скажу, что есть смысл побороться с ПФР и отстоять свои права и интересы в суде.

Ответить>Дополняющая СЗВ-М по истечении срока сдачи: будет ли штраф

Штраф за дополняющую форму СЗВ-М 2019: разъяснения Пенсионного фонда

Пенсионный фонд в Письме от 28.03.2018 № 19-19/5602 разъяснил, если предоставить дополнительные сведения по СЗВ-М, будет ли штраф в случае, если они сданы после окончания установленного срока.

Чиновники не сомневаются, что это нарушение, поскольку дополнительная информация о работниках передана с нарушением сроков, и значит, первоначальные данные были неполными. На основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», организацию в таком случае следует штрафовать на 500 рублей за сокрытие данных в отношении каждого из подчиненных.

Для дополнительного убеждения в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н, были внесены уточнения, что санкции не применяются, если страхователь исправил ошибки в отношении только тех лиц, сведения о которых уже передавались и были приняты сотрудниками ПФР.

Поправки вступили в силу 01.10.2018. Некоторые эксперты уверены, что они также обязывают страхователей не только сдавать отчеты, но и получать квитанции об их приеме.

У судей другая позиция

Отметим, что мнение чиновников противоречит сложившейся судебной практике. Так, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2018 по делу № А07-16149/2017, где рассматривалось, будет ли штраф за дополняющую форму СЗВ-М, суд встал на сторону предпринимателя и отказался назначать штраф за подачу дополняющих данных с опозданием.

Судьи подчеркивают, что по закону санкции грозят страхователям в том случае, если неполные или недостоверные данные обнаружены при проверке. Но наказывать за добровольное выявление и исправление ошибок недопустимо. Кроме того, дополняющая СЗВ-М без штрафа может быть сдана, если работодатель уточнил (исправил) ранее поданные сведения на работников в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.

В Постановлении суда также подчеркивается, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует «вследствие самостоятельного устранения ошибки в предоставленных сведениях».

С такой позицией соглашается и Верховный суд. Рассматривая дело № А73-910/2017, судьи обратили внимание на несколько моментов. Во-первых, предприниматель выявил нарушение самостоятельно, а значит, его надо рассматривать как добропорядочного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, законом не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту предоставленных сведений, прежде чем нарушение обнаружит ПФР. Поэтому наказание за предоставление в Пенсионный фонд достоверных сведений, пусть и дополнительных, пусть и после установленного срока, — это формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, что является недопустимым, акцентирует свою позицию ВС РФ.

Еще одно важное решение суда, о котором должны знать работодатели, — Постановление КС РФ от 04.02.2019 № 8-П. По закону, за нарушение сроков подачи формы СЗВ-М страхователям грозит штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Это предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ об индивидуальном персучете. Вместе с тем наказание за это правонарушение прописано и в ст. 15.33.2 КоАП РФ: за него должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Конституционный суд указал, что за одно и то же правонарушение нельзя привлекать к ответственности дважды. В Постановлении от 04.02.2019 № 8-П сказано, что ст. 15.33.2 КоАП признана не соответствующей Конституции РФ и подлежит пересмотру. Когда именно законодатели исправят кодекс, сказать сложно, но работодатели должны знать, что фактически КС РФ запретил штрафовать их по ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Как сдать корректирующий отчет СЗВ-М

С 2016 года все работодатели подают в Пенсионный фонд отчетность СЗВ-М, представляющую собой перечень всего застрахованного персонала, числящегося в штате или сотрудничающего по гражданско-правовым договорам.

Если становится известно, что отчет подан с ошибками, необходимо как можно быстрее передать поправки. Для этого в одной из граф справки проставляется специальный код – «доп» для дополнений и «отмн» для отмен.

Скачать документы из статьи

Образец заполнения отменяющей СЗВ-МDOC файл Образец заполнения дополняющей СЗВ-МDOC файл Пример заполнения формы СЗВ-М за февраль 2019 годаDOC файл

Иногда работник, заполняющий отчет, сам вовремя замечает ошибку. В иных случаях приходит оповещение от ПФР с указанием кода ошибки. Если в полученном протоколе стоит код 50, то, скорее всего, ошибка вкралась в указание реквизитов организации, либо ранее за этот период уже была послана отчетность. В таком случае используются не корректировки, а заново составляется документ и посылается с кодом «исходная».

Протокол с кодами 30 и 40, полученный в ответ на отчетность, означает, что выявлены нарушения в заполнении сведений о работниках. Иногда это просто невнимательность – перепутанные цифры в идентификационном номере налогоплательщика, лишние пробелы и кавычки. Реже бывают опечатки в фамилиях, именах и отчествах работников. Иногда приходит сообщение о кодах ошибки 10 и 20. Они не требуют каких-то действий от отчитывающегося юрлица, отчетность считается принятой.

Не пропустите новый кадровый отчет. Его ввел Роструд, но мало кто об этом знает

Теперь вам придется сдавать еще один кадровый отчет – по предпенсионерам. Его ввел Роструд в связи с изменениями в пенсионном законодательстве. По какой форме, как и когда нужно отчитаться, узнаете из статьи журнала “Справочник кадровика”. Там же скачаете форму и образец заполнения.

Как сдать уточненный СЗВ-М

На корректирующие отчетности распространяется тот же порядок сдачи, что и на исходную справку. Отчет предоставляется в бумажном либо электронном формате. Это зависит от количества застрахованных работников: свыше 25 – только в цифровом виде, до 24 включительно – на усмотрение работодателя.

Адрес, куда направляется отчетность, зависит от особенностей структуры организации. По общему правилу, передавать документы необходимо в региональное отделение ПФР по месту регистрации головного офиса фирмы.

Сроки сдачи корректирующих форм законодательно никак не установлены. На практике устоялось требование уложиться в даты сдачи исходной отчетности. Это означает, что СЗВ-М надо подать до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 22 ст. 11 закона № 27-ФЗ). Если происходит наложение последнего дня сдачи отчетности с выходными или праздниками, допустим перенос до первого рабочего дня после праздников.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Документационное обеспечение работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *