Таможенная пошлина это налог

Классификация таможенных пошлин

По целям взимания выделяют:

  • Фискальные пошлины. Цель — поступления в бюджет. То есть бюджетные доходы.
  • Протекционистские пошлины. Цели — торгово-политические. Например, защита внутреннего рынка, стимулирование внутренних производителей и пр. См. ниже Роль таможенных пошлин

По объектам обложения выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин. Взимаются с импортируемых товаров или при выпуске товаров с таможенной территории складов внутри страны.
    Цели: различны.
    а) в фискальных целях (хотя может противоречить задачам защиты внутреннего рынка);
    б) в целях стимулирования экспорта. Подробнее см. ниже Роль таможенных пошлин
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин.
    Цели:
    а) в фискальных целях (т.е. для пополнения бюджета);

б) для выравнивания низкой внутренней цены относительно цены на внешнем рынке;

в) в отношении монополий

  • Транзитные пошлины — встречаются крайне редко, поскольку страны заинтересованы в увеличении транзита (т.к. приносит немалый доход в бюджет). Взимаются за провоз товара по территории страны.
    Цели: в основном фискальные.
    Страны предпочитают взимать при транзите плату за провоз грузов, а также ряд сборов (разрешительные, гербовые, статистические).

В зависимости от способа исчисления (или взимания) ставок таможенные пошлины подразделяют на:

  • Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Например, 5% от таможенной стоимости.
    • Более выгодны для обложения более дорогих товаров и менее выгодно для однородных грузов. Например, для обложения компьютеров, ведь более выгодно брать именно цену из контракта, а не цену на кг компьютеров.
      — Таможенная стоимость заявляется декларантом, причём формально поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. Реально же, может быть минусом, может быть некое занижение таможенной стоимости по контракту и, как следствие, снижение объёма получаемых налогов.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара.
    • Более выгодны для обложения более массовых и грузов дешевле, где цена пошлины подсчитывается на основе объёма, т.е. веса, объёма и прочее. Например, сырьевые товары;
  • Комбинированные (или смешанные) — при исчислении используются оба вида ставок, при этом обычно уплате подлежит бо́льшая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
    • Более гибкое, однако менее используемое. Пример: автомобили, где обложение идёт как на стоимость автомобиля, так и на объём двигателя
      • Однако туда можно включать i) минимальное и максимальное значение; ii) как внутри описываемого минимального и внутри максимального значения может быть:
        — а) значение, измеряемое в %;
        — б) значение, измеряемое в цифрах;
        — в) может указываться оба варианта, причём выбирается наибольший.
        — Аналогично могут накладываться и другие виды пошлин, разница только в том, что в третьем варианте должен использоваться и первый, и второй вариант одновременно.

По характеру происхождения выделяют:

  • Автономные пошлины — пошлины, установленные страной (государственной властью) вне двухсторонних или многосторонних договоров. Часто бывают достаточно высокими. Поэтому они и являются предметами обсуждения (снижение автономных пошлин, но взамен снизятся пошлины для этой страны), в результате чего возникают конвенционные пошлины.
  • Конвенционные (договорные) пошлины — устанавливаются в ходе переговоров сторон. В одностороннем порядке государственная власть не может увеличить пошлины. Наибольшее распространение — многостороннее соглашение ГАТТ, охватывающие более 150 стран-членов ВТО и большую часть номенклатуры товаров.

По стране происхождения выделяют:

  • Максимальные (генеральные или общие) — устанавливаются для всех стран.
  • Минимальные — устанавливаются в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования
  • Преференциальные — особые льготные ставки пошлин. Предоставляются отдельным странам или группам стран. Часто используется относительно развивающихся стран и часто ниже минимальных ставок, а иногда вообще нулевые.

Таможенные пошлины не стоит путать с таможенными сборами (например, за таможенное декларирование, за хранение и за таможенное сопровождение), ввозными налогами (например, ввозной НДС, ввозной акциз), а также специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами.

Особые пошлины:

  • Специальные защитные пошлины — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые пошлины — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом понимается продажа на рынке импортёра товара по цене более высокой, чем продаётся аналогичный товара на их рынке, то есть рынке страны-экспортёра. Продажа товара на внутреннем рынке называется нормальной ценой. Вводится антидемпинговая пошлина при обнаружении факта демпинга и при предоставлении компетентным органом подтверждения факта демпинга, наличествующий ущерб отрасли и связь между этими двумя фактами;
  • Компенсационные пошлины — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров. Иначе говоря, этот вид пошлин призван нейтрализовать, или компенсировать, влияние субсидий импортирующим компаниям. Эта пошлина не должна превышать размер субсидий.
  • Карательные пошлины — особо высокие пошлины (превышающие обычные пошлины в 3-5 раз). Не связано с таможенной политикой государства, а скорее политикой, поэтому также иногда выделяются как нетарифные меры. Проводится в отношении конкретной страны отдельно.

Стоит заметить, что специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не относятся к числу таможенных пошлин поскольку: а) по классификации ВТО относятся к нетарифным мерам; б) действуют не для всех стран, а лишь для одной страны или для одной компании, против которой вводится такая мера. Тем не менее их уплата, взыскание и возврат осуществляется по правилам, установленным для таможенных пошлин. Эти три вида действуют в соответствии с ГАТТ 47, ГАТТ 94 и иными специальным соглашениями, принятыми в рамках создания ВТО.

В зависимости от периода действия могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины — в отношении товаров, объёмы ввоза, производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция). Они а) как правило, значительно ниже указанных в тарифе; б) действуют в течение определённого времени( не больше шести месяцев ).

В рамках ЕС также существует, так называемый, скользящий сбор — действует в отношении сельскохозяйственных товаров ЕС для повышения прибылей аграриев. Он рассчитывается как разница между высокой внутренней ценой внутри ЕС и низкой мировой ценой. Иначе говоря, если цена на мировом рынке ниже внутренней цены внутри ЕС, то ЕС вводит скользящий сбор в отношении всех импортных товаров. Как результат — внутри ЕС цены на импортные сельскохозяйственные товары будут всегда как минимум равны внутренним ценам на с/х в ЕС. Может изменяться практически за один день, достаточно гибкий инструмент сельскохозяйственной политики.

Необходимо также отметить, что таможенные пошлины непосредственно связаны с таможенным тарифом

Роль таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют ряд функций:

  • Экономическая роль:
    • надбавка к цене импортируемого товара
    • инструмент стимулирования отраслей (часто молодых и зарождающихся).
      Действие:
      пошлина в стране повышается -> иностранные компании повышают цену, перекладывая часть издержек на потребителей в стране -> спрос в стране падает из-за возросшей цены -> объём иностранных поставок товара может упасть -> национальные компании могут занять нишу при условии их конкурентоспособности.
    • фискальная функция. В том числе благодаря пошлинам пополняется бюджет. Пополняться за счёт пошлин может как за счёт экспортных, так и за счёт импортных.
      • Облагать пошлинами экспортные товары имеет смысл:
        1) если
        — а) национальный товар за рубежом высоко востребован;
        — б) цены на этот товар внутри страны ниже, чем в мировые цены
        или
        2) если расширение экспорта нецелесообразно. Это может быть при возможном снижении экспортных поступлений в результате падения мировых цен, вызванным избыточным предложением (эффект разоряющего роста).
      • Облагать пошлинами импортные товары имеет смысл
        а) либо на предметы роскоши;
        б) либо на традиционные для этого товары: алкоголь, табак.
        В целом же само использование импортных пошлин:
        — а) противоречит задачам защиты внутреннего рынка, поскольку государство уже будет заботиться об увеличении доли национальных компаниях, а будет стараться обложить иностранные компании;
        — б) иногда импорт может упасть, как и сами поступления.
  • Торгово-политическая роль:
    • защита национальных отраслей от конкуренции иностранных товаров, поскольку цена на иностранный товар вследствие обложения пошлиной повысится. Защита может быть как слабых отраслей (чтобы те компании на отечественной отрасли стали сильнее), так и на сильных отраслях (чтобы компании получали сверхприбыль, чтобы компании выходили на внешний рынок).
    • рычаг давления на конкурентов, чтобы те пошли на уступки.
      Действие:
      повышается пошлина на товар, в котором заинтересован конкурент -> конкурент идёт на переговоры -> страна, поднявшая пошлину, добивается уступок в таможенном обложении своих товаров.
      То есть страна, поднявшая сначала пошлину, соглашается снизить пошлину только при условии, что конкурент тоже снизит для некоторые свои пошлины либо создаст для более благоприятную ситуацию.

Порядок взимания таможенных пошлин в РФ и таможенном союзе ЕврАзЭС

Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕврАзЭС определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. Ставки таможенных пошлин разделяются на виды: 1) адвалорные — установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические — установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные — сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) статьи 71 ТК ТС ЕврАзЭС. Единый таможенный тариф Таможенного союза утверждён решением Совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012.

На территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ввозные таможенные пошлины установлены Единым таможенным тарифом. В зависимости от страны происхождения товара при взимании ввозных таможенных пошлин могут применяться:

  • Базовые ставки составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся либо наименее развитых стран при условии, что товары входят в соответствующий перечень товаров, в отношении которых предоставляются преференции по уплате ввозной таможенной пошлины. В настоящее время преференциальные ставки, установленные в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, составляют 75 % от базовых. Преференции также применяются при перемещении товаров между странами СНГ. При соблюдении определенных условий ставки ввозных таможенных пошлин в отношении таких товаров могут составлять 0% от таможенной стоимости ввозимых товаров.

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются в отношении товаров, вывозимых с территории государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан) за пределы Таможенного союза. При этом ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с территории каждого из государств-членов Таможенного союза, устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства-члена Таможенного союза.

Во взаимной торговле стран-членов Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС, ввозные и вывозные таможенные пошлины не применяются.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

Примечания

  1. ↑ Таможенный кодекс Таможенного Союза
  2. ↑ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  3. ↑ Финансовый словарь
  4. ↑ История пошлин: от «Средних веков» до наших дней
  5. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 131—132. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  6. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 131. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  7. ↑ 1 2 Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 524-579. — 847 с. — ISBN 5-238-00291-2.
  8. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 134—135. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  9. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 135. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  10. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 135—136. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  11. ↑ Специальные защитные меры (DOC). Проверено 16 июня 2014.
  12. ↑ Соглашение по применению статьи VI генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (DOC). Проверено 16 июня 2014.
  13. ↑ Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (DOC). Проверено 16 июня 2014.
  14. ↑ ГАТТ 47 (DOC). Проверено 16 июня 2014.
  15. ↑ ГАТТ 94 (DOC). Проверено 16 июня 2014.
  16. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 134. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  17. ↑ Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 126—128. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.

> Ссылки

  • «ФТС обсуждает возможность удаленной оплаты таможенных пошлин за товары интернет-магазинов»

Виды таможенных платежей

Таможенный контроль за провозимую продукцию осуществляют таможенные органы, они и контролируют, чтобы была своевременно произведена оплата сбора, налога или пошлины. Каждый сбор делится на несколько видов, в зависимости от этого определяется размер пошлины.

  • Вывозная пошлина – с помощью неё регулируются цены внутри страны. Как правило, из страны больше идет на экспорт природных ресурсов, сырья. Чтобы вывезти из страны товар, коммерсант уплачивает пошлину.
  • Ввозимая пошлина – это платёж, который уплачивают все импортеры. Размер налога зависит от того, какая продукция ввозится. Если это готовый товар, то пошлина выше, чем ввозимое сырье.
  • Сборы таможенные – включают в себя услуги таможенных работников (оформление документации, сопровождение и хранение груза).
  • Антидемпинговая пошлина – это защита национальных производителей и товаров. Коммерсанты, которые ввозят антидемпинговые товары (конкурирующие) в страну, должны знать, сколько и за что они платят. В перечень попадают следующие виды – мясо, птица, комбикорма, активированный уголь, трубы, китайские шины и подшипники, автомобили.
  • Пошлина адвалорная –высчитывается методом умножения массы груза на ставку (30%).
  • НДС – платится всеми, кто ввозит импортный товар на территорию страны, ставка 18%.

Таможенные службы стоят на страже интересов страны, защищают рынки от конкуренции, также с помощью таможенных служб значительно пополняется бюджет страны. Несмотря на это, правительство России пошло на ряд мер по отмене внутренних таможенных пошлин.

Соглашения были подписаны с Казахстаном и Беларусью по пошлинам на нефть. А также в 2017 году Евразийский совет принял решение о ввозе в страну электромобилей. Была установлена пошлина ноль процентов, и эта ставка должна будет действовать до конца года.

Какой бы деятельностью коммерческая структура не занималась, экспортом или импортом, нужно правильно произвести расчет таможенной пошлины и посмотреть, во сколько обойдется товар, если его в последующем реализовывать на территории России.

Как рассчитать пошлину

Многие коммерсанты, особенно новички, поддаются соблазну и заключают сделки, глядя на привлекательность цены в товаре и забывая произвести расчёт с учетом всех таможенных затрат.

В результате после всех произведенных расчетов товар значительно увеличивается в цене, что дает совсем обратный эффект. Прежде чем приступать к заключению каких-либо сделок стоит предварительно все рассчитать. И уже потом решать, ввозить или нет.

Для правильности расчета таможенного платежа обязательно нужно знать код товара, стоимость и страну изготовления (происхождения). Коммерсанту самостоятельно тяжело будет в этом разобраться, можно обратиться к специалисту-брокеру. А можно на примере посмотреть, как правильно произвести расчет самостоятельно:

  • Экспорт – если вывозимый товар не включен в перечень, по которому установлена пошлина, то таможенный сбор состоит только из сбора за оформление. Минимальный сбор составляет 500 рублей. То есть при вывозе товар уплачивается всего 500 рублей.
  • Импорт – если товар также не облагается сбором, то расчет следующий – таможенная стоимость товара + сбор за оформление, из полученной суммы высчитаем НДС. Данный налог + сбор за оформление и составляют таможенный платеж за товар.

Рассчитаем ввозную таможенную пошлину на примере.

  • Берем ТН ВЭД – 3922200000 (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).
  • По коду это означает – крышки и сиденья для унитазов из пластмассы.
  • Страна-производитель – Германия.
  • Ставка таможенной пошлины – 20%.

Больше никакими пошлинами этот товар не облагается, возьмем, к примеру, таможенную стоимость 50 000 рублей. Расчёт следующий:

50 000 *20 % = 10 000. Это таможенная пошлина, теперь рассчитываем НДС, так как этот товар не облагается другими налогами.

50 000 + 10 000 (добавляется пошлина) *18% = 10 800 рублей — это НДС.

В итоге 500 (таможенный сбор) + 10 000 + 10 800 = 21 300 нужно будет заплатить в казну государства. И это самый минимальный сбор, без дополнительных платежей.

> Налоги и платежи в сфере таможенного дела

Общая характеристика налогов и платежей в области таможенного дела

Таможенные платежи могут рассматриваться в различных аспектах, например как способ регулирования внешнеэкономической деятельности и как специальная категория платежей в налоговой системе.

К компетенции таможенных органов Республики Казахстан относится взимание следующих налогов и таможенных платежей во внешнеэкономической деятельности:

  • 1. налогов:
    • — налога на добавленную стоимость;
    • — акцизов
  • 2. таможенных платежей:

а) таможенных пошлин;

б) таможенных сборов:

  • — таможенного сбора за таможенное оформление;
  • — таможенного сбора за таможенное сопровождение;
  • — таможенного сбора за хранение товаров;

в) сборов:

  • — сбора за выдачу лицензии;
  • — сбора за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;

г) платы за предварительное решение .

Важнейшей составляющей налоговой системы Республики Казахстан является налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран. Налог на добавленную стоимость — один из самых молодых из формирующих основную часть доходов бюджетов налогов (предложен французским экономистом М. Лоре в 1954 году, применяется во Франции с 1958 года). Лежащий же в основе определения налог на добавленную стоимость показатель добавленной стоимости начал использоваться в статистических целях значительно раньше. Например, в Соединенных Штатах Америки она применяется с 1870-х гг. для характеристики объемов промышленной продукции, в России он использовался в аналитических целях в период НЭПа .

Необходимость применения показателя добавленной стоимости как объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран — членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступления в ЕС. Основы современной европейской системы НДС определяются Шестой директивой Совета ЕЭС (ныне ЕС) от 17 мая 1997г., принятой с целью унификации базы НДС во всех странах — членах Сообщества (что очень важно, так как определенный процент отчислений направляется на формирование общего бюджета ЕЭС). Однако в большинстве стран мира применяются свои собственные системы исчисления и взимания НДС .

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который влияет на процессы ценообразования, и на структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании спроса. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;

систематизации доходов

регулирования внешнеэкономической деятельности с целью создания

равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке .

Основная функция НДС — фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов в странах, применяющих этот налог, но его доля в бюджетах отдельных государств существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, а в Голландии — 24%, в Германии — 6,5%, в Греции — 10,2% .

В Казахстане НДС был введен вместо налога с оборота и налога с продаж в 1992 году.

Акциз — старейшая форма косвенного налогообложения; первое упоминание об этом налоге относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, но в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, роль акцизов постепенно ограничивается. Однако и сегодня акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсах государства. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являются, прежде всего, товары массового спроса, что и предопределяет высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР в течении более чем 60-и лет акцизы не имели самостоятельного значения и были «закамуфлированы» под налог с оборота, будучи, по существу, его неотъемлемой составной частью. С началом рыночных преобразований акцизы были вновь восстановлены в правах и вошли в качестве самостоятельного платежа в систему республиканских налогов. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней .

Акцизы — разновидность косвенных налогов, но наделенная рядом специфических черт. Во-первых, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенный налог). Во-вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только товаров. В-третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость — в сфере производства и обращения .

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части республиканского бюджета .

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами в Республике Казахстан при ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины как вид платежа, формирующие доходную часть бюджета государства, связанные с понятиями «внешнеэкономическая деятельность», «экспортно-импортные операции» и являются одним из основных видов деятельности государственного регулирования в этой области экономики .

Практически для расчета таможенных пошлин могут быть использованы и мировые цены. Пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этой разницей. Пошлины выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для импортных и отечественных товаров и не создавая преимуществ для тех или других .

Ввозные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию и ограничивают допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера — практически запрещать этот ввоз .

Ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между мировыми и национальными ценами. Такие пошлины создадут более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товара. В данном случае пошлины выполняют стимулирующую функцию .

Таможенные пошлины могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от направления перемещения все товары, пересекающие таможенную границу РК, подразделяются на экспортные, импортные и транзитные. Такую же классификацию имеют таможенные пошлины в зависимости от объекта налогообложения .

Экспортные (вывозные) пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории РК. Применение экспортных пошлин, чем бы они не аргументировались их введение, преследует чисто фискальные цели. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Казахстан товары и предназначены для решения следующих задач:

  • — защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;
  • — оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;
  • — рационализации структуры ввозимых товаров на территорию Казахстана товаров;
  • — создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Казахстан;
  • — пополнение доходной части республиканского бюджета.

Транзитные (провозные) пошлины взимаются за провоз товаров по территории страны. Исторически они не получили распространения и существуют лишь в немногих развивающихся странах. В настоящее время транзитные пошлины в Казахстане не применяются. Импортные (ввозные) таможенные пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах, в том числе и в РК .

Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны. Они могут устанавливаться для:

— регулирования (сдерживания) потоков определённых групп товаров через территорию страны;

— пополнение государственной казны.

Следует отметить, что в настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире.

Для расчёта величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные таможенным тарифом.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Как правило, они дифференцированы в зависимости от кода товаров по ТН ВЭД СНГ и страны происхождения товаров.

К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, а также стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин (таможенными пошлинами не облагаются).

Таможенный сбор за таможенное оформление взимается при основном таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение взимается за таможенное сопровождение товаров таможенными органами.

Таможенный сбор за хранение товаров — за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы.

Сбор за выдачу лицензии взимается за:

учреждение таможенного склада;

учреждение магазина беспошлинной торговли;

учреждение таможенного склада;

учреждение склада временного хранения;

осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;

осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению взимается за право осуществлять действия по таможенному оформлению от лица таможенного брокера.

Плата за предварительное решение взимается за принятие предварительного решения относительно классификации, методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товара .

Таким образом, в данном подразделе были рассмотрены общая характеристика таможенных платежей и налогов, их экономическая сущность, а также принципы налогообложения. Теперь следует перейти к рассмотрению самой практики их исчисления и взимания.

Таможенные платежи — нюансы оплаты, расчёта и возврата излишне уплаченных платежей

Таможенные платежи — важная составляющая доходных статей бюджета государств, входящих в Таможенный союз. На таможенные платежи приходится свыше 35% от доходов федерального бюджета. В интересах государства следить за полным исполнением их уплаты для того, чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты этих платежей.

Из этой статьи вы получите представление о видах таможенных платежей, сроках их уплаты, методах взимания и обеспечения, а также о способах борьбы с уклонением от их уплаты.

Под таможенными платежами подразумеваются всевозможные пошлины, сборы и налоги, взимание которых возложено на работников таможни. Обязанность их уплаты возникает при перемещении транспортных средств и грузов через границу с применением различных таможенных процедур и режимов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством. Они регулярно пересматриваются. Теперь, подробнее о разновидностях таможенных платежей.

  1. Вывозная таможенная пошлина. Позволяет регулировать цены на продукцию внутри государства. Из РФ, по большей части, экспортируется сырьё и природные ресурсы. Бремя оплаты этого вида пошлин ложится на участников ВЭД, решивших работать в этой сложной нише рынка.
  2. Ввозная таможенная пошлина. Платёж, обязательный для импортёров. Его размер зависит от того, с какой целью ввозится продукция. Если это готовые товары, то импортная пошлина выше, если это сырьё, необходимое для производства, — ниже. Есть перечень товаров, освобождаемых от ввозных таможенных пошлин.
  3. Таможенные сборы. Это плата за таможенные услуги: оформление, сопровождение и хранение грузов.
  4. Акцизы. Чтобы узнать виды и ставки акцизов по налоговой базе, загляните сюда. В статье есть примеры расчётов суммы акцизов на самые «ходовые» импортные товары.
  5. Антидемпинговая пошлина. Предназначена для защиты национальных производителей и товаров. Информация о специальных антидемпинговых и компенсационных пошлинах . Импортёрам товаров, подпадаемых под действие антидемпинговых мер, нужно знать, сколько и за что придётся платить.
  6. Адвалорная пошлина. Своё название она получила от метода расчёта — самого распространённого в настоящее время. Как взимается адвалорная пошлина, . В статье есть методы, формула и примеры расчётов пошлины.
  7. Налог на добавленную стоимость или НДС. Его нужно платить при ввозе продукции на таможенную территорию России.

Ставки пошлин регулярно пересматриваются.

Существует список товаров, подпадающих под льготные тарифы. Льготы по уплате платежей устанавливаются Правительством РФ.

Собственно говоря, к таможенным платежам относятся проценты, пени и штрафы за задержку или уклонение от их уплаты. Но коротко на эту тему будет сказано ниже.

Порядок уплаты

Создан специальный счёт таможни, предназначенный для этих целей, можно оплачивать в кассу. Оплата производится по кодам, классифицирующим вид пошлины, сбора или налога. После чего у плательщика должен остаться на руках один из двух экземпляров подтверждения платежа. Второй останется в таможенном органе.

Статья 190 ТК ТС указывает, что таможня не имеет права на отказ в принятии декларации, если лицо не предъявило платёжные документы. То есть, декларацию можно подавать до оплаты таможенных платежей.

Выпуск грузов возможен только после погашения таможенных платежей, как указано в подп. 3, пункта № 1, 195 статьи ТК.

Исключение составляет выпуск грузов под определённые гарантии со стороны декларанта . То есть, при обеспечении уплаты таможенных платежей по ТК ТС.

Обратите внимание, что сумму таможенных платежей плательщик должен рассчитывать самостоятельно или обратившись к услугам специалистов.

Ему необходимо знать код товара ТН ВЭД, а остальные действия смотрите в примере расчёта таможенных платежей. Кстати, таможенные платежи взимаются и с физических лиц в форме таможенных сборов.

Важную роль играет валютные курсы на день расчёта, что усложняет авансовую форму расчёта с таможенными органами. Кто и как может распоряжаться суммами авансовых платежей, . В этой статье вы найдёте интересную информацию о целесообразности такой формы расчётов и уплаты таможенных платежей в 2015 году.

Сроки уплаты

Декларантам необходимо оплачивать пошлины, сборы и остальные платежи в положенный срок.

  • Ввоз. 15 дней с момента, когда товары были предъявлены в таможенный орган или после завершения таможенного транзита внутри таможенной территории.
  • Вывоз. Чёткого срока нет, но он связан с подачей декларации.
  • Изменение таможенного режима. Оплата производится в день завершения изменения.
  • Нецелевое использование товаров после выпуска. Плательщик обязан уплатить таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом.
  • Нарушение условий и требований к таможенным процедурам. Также в день совершения нарушения.
  • Незаконный ввоз грузов. Не позже 5 дней с момента обнаружения у юрлиц таких товаров.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню. Подробную информацию смотрите в ТК ТС.

Процедура возврата переплат по таможенным платежам

При выявлении переплаты таможенных платежей, плательщику необходимо обратиться к сотрудникам таможни с документами, подтверждающими этот факт. Как составить заявление на возврат таможенных платежей смотрите .

Предусмотрены сроки возврата переплат, которые нужно учитывать, если конечно, вы не желаете, чтобы ваши деньги ушли в бюджет безвозвратно.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню.

Уклонение от уплаты

Мы не сомневаемся в том, что наши читатели не планируют уклоняться от уплаты налогов, пошлин и сборов, но никто не застрахован от просрочек, возникающих в результате сбоев в организации расчётов с контрагентами или других проблем.

Если не удалось оплатить платежи своевременно, то:

  • производится списание необходимых средств со счетов юрлица;
  • оплата осуществляется за счёт имущества, в том числе товаров, в отношении которых образовалась задолженность;
  • уплата выполняется в судебном порядке.

Если денег на счетах плательщика недостаточно, то таможенный орган наделён правом взыскания сумм с денежного залога или с авансового платежа.

Помните, что за уклонение от уплаты платежей в таможню в РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 194 УК).

Таможенные платежи отправляются в бюджет РФ. Установление ставок на таможенные сборы, пошлины и налоги — прерогатива Правительства России, а их выплата ложится на плечи участников ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность, теоретически, выглядит крайне привлекательно. Этот бизнес позволяет создавать рабочие места, расширять и укреплять предприятие, увеличивать доходы предпринимателей. Но на деле, международная торговля в нашей стране — очень сложное поле деятельности.

Вот информация о новом снижении ввозных таможенных пошлин на некоторые товары:

Вывод: начинающим участникам ВЭД нужно просчитать все риски, анализировать состояние экономической и политической ситуации в стране, быть гибкими и готовыми мгновенно отреагировать на изменения на рынке.

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *