Тарифы на автомобильном транспорте

Провозная плата за перевозку груза на автомобильном транспорте связана с установлением тарифной ставки и схемы.

Тарифная схема – установленный для конкретной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза.

На практике, как правило, используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы.

Формула расчета провозной платы имеет вид:

• сдельная

(4.4)

• повременная

(4.5)

• схема расчета на условную расчетную единицу транспортной работы

(4.6)

где С1 – тарифная ставка на заказ, руб.; С2 – тарифная ставка за выполнение одной операции по погрузке или выгрузке, руб.; А – количество операций по погрузке или выгрузке; В – выполненная транспортная работа, т•км; С3 – тарифная ставка платы за 1 т•км для груза данного класса, руб.; E1 – сверхнормативный пробег за смену, км; Т – время работы автомобиля у заказчика, авт.•ч; С4 – тарифная ставка платы за один авт. • ч, руб.; – тарифная ставка за 1 км сверхнормативного пробега, руб.; С5 – тарифная ставка за условную расчетную единицу работы, руб.; D – количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы.

Важный элемент для расчета провозной платы – тарифная ставка.

Тарифная ставка – установленная автотранспортным предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость выполненной или установленной услуги.

Зная тарифную ставку и выполненную услугу (по схемам), можно вычислить провозную плату за перевозку груза.

Тарифные схемы и тарифные ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам грузов, видам перевозок, типам и маркам применяемого подвижного состава.

Наиболее значимой составной частью тарифной системы являются надбавки и скидки к тарифной плате. Они устанавливаются в процентах к установленной тарифной схеме или к тарифной ставке.

В некоторых автотранспортных организациях используют тарифный классификатор грузов, который применялся в единых тарифах на перевозку грузов автомобильным транспортом до реформ 1990-х гг. Этот классификатор содержит описания около 600 видов грузов, каждому из которых присвоен класс от 1 до 4. К первому классу отнесены грузы с коэффициентом использования грузоподъемности, равным 1,0, ко второму – 0,8, к третьему – 0,6 и четвертому – 0,5. Значение класса, в свою очередь, оказывает влияние на коэффициент стоимости перевозки груза. Так, исходная тарифная ставка для первого класса – 1,0, второго класса – 1,25 (1 : 0,8), третьего класса – 1,66, четвертого – 2,0 (1 : 0,5). Зная предлагаемый для перевозки груз, можно определить тарифную ставку. Если груз отсутствует в классификаторе, то тарифную ставку можно установить по соглашению перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя).

Для эффективной работы автотранспортного предприятия важно не только уметь обосновать и рассчитать тарифные схемы и ставки, но и учитывать рыночные условия, конкуренцию и т.п.

Грузовые тарифы на водном транспорте

К основным элементам системы грузовых тарифов речного и морского транспорта, как и железнодорожного, относятся тарифные схемы, номенклатура грузов и тарифные руководства по определению тарифных расстояний, провозных платежей и сборов.

Грузовые тарифы на речном транспорте

Классифицируются в зависимости от сферы применения, вида перевозок, вида сообщений, партионности груза и дифференцированности по отдельным пароходствам или группам пароходства с одинаковыми или сходными условиями эксплуатации и уровнем себестоимости перевозок. Это вызвано тем, что речной транспорт отличается обособленностью водных бассейнов, так что отдельные пароходства представляют собой замкнутые транспортные предприятия с различными навигационными условиями, техническим уровнем флота, различным составом грузооборота. Классификация тарифов речного транспорта приведена в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Классификация грузовых тарифов на речном транспорте

По сфере применения

Общие

Исключительные

Специальные

Местные

По виду перевозок

Сухогрузы

Нефтяные грузы в судах наливом

Буксировка леса в плота

Буксировка судов и других плывучих объектов

По размеру отправки (партии) груза

Судовая

Сборная

Мелкая

Контейнерная

По виду сообщений

В водном (внутреннем): по магистральным путям; по малым рекам перевозка гравийно-песчаной смеси, песка и ракушки по магистральным путям и малым рекам на короткие расстояния до 320 км

В прямом водном сообщении по речным и морским путям

В смешанном (железнодорожно-водном) сообщении

По внутреннему строению

Однообразный – характеризуется единой неизменной ставкой за 1 т • км

Дифференциальный – характеризуется изменением ставки за 1 т • км

По внешнему виду

Табличный

Схемный

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
– плату, взыскиваемую за перевозку грузов:
– сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
– правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

Существует несколько видов тарифов:
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Они могут быть повышенными и ли пониженными и распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенной цели, а также грузов самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размер платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Такого рода платежи называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой операций по хранению, взвешиванию, проверке груза, подаче или уборке вагонов, дезинсекции вагонов, экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочным работам и др.

Основные факторы, от которых зависит перевозка грузов железнодорожным транспортом, – вид отправки. Тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, объем перевозимого груза.
Вид отправки. По железной дороге груз можно отправить повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона).
Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние (километраж) перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние (при перевозках грузовой или большой скоростью) либо за действительно пройденное расстояние (в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью).
Тип вагона. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза. Фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов на автомобильном транспорте, – сдельные тарифы, тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно-часов, тарифы за повременное пользование грузовыми или легковыми автомобилями, тарифы на перевозку из покилометрового расчета, тарифы на перегон подвижного состава, договорные тарифы.
На размер тарифной платы на автомобильном транспорте оказывают влияние следующие факторы: расстояние перевозки, масса груза, объем и вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, тип автомобиля, район, в котором осуществляется перевозка. Каждый тариф на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а некоторые из них, наиболее существенные в данных условиях перевозки. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов речным транспортом, – тарифы на перевозку грузов и сборы за перегрузочные работы, связанные с перевозками. Они определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, где пароходство выступает как транспортная организация. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Оплата за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.
Для расчета доставки груза применяются следующие формулы:

Железнодорожный: Тж. = tН.К. + L/VЖН + tЖ.ДОП.
Морской: Тм = L/VKOM
Речной: Tр = TО + L/VPH + tР.ДОП
Автомобильный: Та = tH.K. + L/VЭК

В приведенных формулах встречаются такие символы:
TН.К. – время на начально-конечные операции, сутки (час);
L – расстояние перевозки, км (миль);
VЖН, VРН – норма пробега вагона или судна в сутки;
VЖ.ДОП., VР.ДОП – время на дополнительные операции на железнодорожном и речном транспорте, сутки;
VКОМ – коммерческая скорость, миль/сутки;
ТО – время на накопление, формирование и отправление грузов, сутки;
VЭК – эксплуатационная скорость, км/час
Коммерческая скорость определяется по формуле:

Где VСУТ – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сутки;
γ – коэффициент использования грузоподъемности;
Dг – грузоподъемность судна, т;
М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;
tМДОП – время на дополнительные операции на морском транспорте.

Для проведения стратегических прогнозов требуется достоверная информация о вероятном будущем развитии перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные сроки при конкретных условиях. Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования и научно-обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-технического назначения с предприятий оптовой торговли. Для обоснования объема перевозок с предприятий оптовой торговли используется расчет удельного показателя объема перевозок, отнесенного к 1 млн. руб. товарооборота. Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн. руб. товарооборота склада, определяется по формуле:


Где Нгр – удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада;
Нр – расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота;
Уп, Ур – соответственно плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;
Мn, Мр – соответственно плановый и расчетный показатели доли децентрализованных перевозок.

В начало

В рыночных условиях тарифы на грузовые автомобильные перевозки могут колебаться в значительных пределах независимо от условий перевозок. Колебания происходят под влияние большого числа факторов, часть которых не всегда поддается учету. Тариф автотранспортных услуг определяется с учетом особенностей перевозочного процесса, стоящих перед АТП задач, конъюнктуры рынка. т.д.

Существуют разнообразные способы (методы) установления тарифов.

В общем случае размер тарифа на перевозки грузов, выполняемых на коммерческой основе, должны быть установлены таким образом, чтобы возместить текущие затраты перевозчика и обеспечить ему необходимую прибыль. Тариф может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от спроса на транспортные услуги, политики ценообразования, применяемой перевозчиками и его конкурентами, и другими факторами.

Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом включают:

  • Сдельные трифы на перевозку грузов

  • Тарифы на перевозку грузов отправкой до 5 т в международном и межреспубликанском сообщениях

  • Исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами

  • Повременные тарифы

  • Тарифы из покилометрового расчета

  • Надбавки и скидки

  • Штрафы

  • Тарифы на экспедиционные операции и другие услуги

  • Тарифы за арендное пользование грузовыми автомобилями

  • Тарифы за погрузо-разгрузочные работы

  • Тарифы на складские операции, выполняемые транспортными средствами

На все разделы единых тарифов, кроме штрафов, установлены поясные поправочные коэффициенты. Эти коэффициенты вводятся с учетом природно-климатических условий, районных коэффициентов к ставкам заработной платы, цен на топливо, смазочные материалы и шины.

По сдельным тарифам плата за перевозку взимается за фактический вес в зависимости от расстояния и класса груза. При неполной загрузке автомобиля по вине грузоотправителя плата за перевозку производится из расчета всего количества груза, указанного в заявке, но не свыше грузоподъемности автомобиля. При перевозке на одном автомобиле грузов различных классов плата взимается за фактический вес перевезенных грузов по тому классу, которому соответствует фактическая степень использования грузоподъемности автомобиля. При перевозке грузов для одного заказчика с заездами в промежуточные пункты плата взимается за весь фактический вес, указанный в заказе, и за расстояние от пункта первой погрузки до пункта последней разгрузки. При городских перевозках грузов на разные расстояния и различных классов в целях упрощения расчетов допускается по согласованию автотранспортного предприятия с грузоотправителем установление среднего расстояния перевозок и среднего класса грузов.

Сдельные тарифы предусматривают плату за перевозку грузов мелкими отправками до 5 т в городском и пригородном сообщениях, также поездными отправками в междугородном сообщении, оплачиваемыми выше чем за 1 т груза.

По тарифам на перевозку грузов отправками массой до 5 т в междугородном и межреспубликанском сообщениях плата устанавливается в зависимости от расстояния перевозки и веса отправки любого класса. Завоз и вывоз грузов мелкими отправками на склады и сос кладов грузовых автостанций оплачивается по сдельному тарифу на перевозки грузов весом до 5 т в городском сообщении. Перевозка грузов мелкими отправками в междугородном сообщении без завоза на грузовые автостанции по сдельному тарифу, но с пониженным коэффициентом.

В тарифы на перевозку мелкими отправками в междугородном сообщении включена плата за перевозку от склада грузовой автостанции пункта отправления до склада грузовой автостанции пункта назначения, за трнспортно-экспедиционные операции по приему и сдаче грузов, сопровождению и охране их в пути, а также за выполнение на грузовых автомобильных станциях погрузо-разгрузочных работ, подгруппировки и хранения грузов.

По исключительным тарифам на перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами плата взимается за фактический вес, расстояние перевозок до 10 км включительно и грузоподъемность подвижного состава. Исключительные тарифы применяются при соблюдении следующих условий:

  • Обеспечение непрерывной работы подвижного состава в одном пункте погрузки в течение полной смены

  • Выполнение установленных норм времени на погрузо-разгрузочные работы

  • Содержание подъездных путей к пунктам погрузки и разгрузки в надлежащем состоянии, обеспечивающим нормальные условия работы подвижного состава в любое время года

При несоблюдении этих условий плата производится по сдельным тарифам.

По повременным тарифам плата взимается в зависимости от грузоподъемности автомобиля дифференцированно за каждый час работы и за каждый километр пробега. Повременные тарифы применяются при соблюдении следующих условий:

  • Невозможность количественного учета перевозимых грузов

  • Выполнение внутризаводских, внутрипостроечных и внутрискладских перевозок

  • Большое количество заездов при внутригородских перевозках

  • Перевозка грузов автомобилями грузоподъемностью до 1 т включительно

  • Обслуживание линий связи, нефтегазопроводов, оказание технической помощи и при стихийных бедствиях, перевозка почты, а также при выполнении научно-исследовательских и геологических работах и киносъемках

  • Обслуживание предприятий торговли, общественного питания и быта централизованно с межрайонных баз и предприятий-поставщиков, расположенных за городом на расстоянии 10-20 км

  • Загрузка автомобилей в одном пункте разными грузами в нескольких складах

  • Выполнение в течение одной смены технологических перевозок на территории плодоовощной базы и доставка продукции в торговую сеть

  • Перевозка рабочих на грузовых автомобилях, оборудованных в установленном порядке

  • Перевозка ранних ягод и овощей из савхозов и колхозов

Исходя из конкретных условий перевозок целесообразность применения повременных тарифов определяется автотранспортными предприятиями и грузоотправителями.

По тарифам из покилометрового расчета плата взимается с учетом грузоподъемности подвижного состава за каждый километр пробега.

Эти тарифы применяются при условии:

  • Движение автомобиля своим ходом свыше суток на работы и возвращение обратно в место своего пребывания

  • Пробега автомобиля в обоих направлениях из-за отсутствия работы по вине заказчика

  • Порожнего пробега автомобиля к пункту первой погрузки или от пункта последней разгрузки, если они находятся за чертой населенного пункта – места расположения АТП

  • Оказание услуг (техническая помощь, буксирование, сопровождение при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов и др.)

  • Обслуживания линий связи, перевозки почты за пределы города

  • Доставки нового, а также после капитального ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.

Надбавки и скидки учитывают отклонения цен в сторону увеличения при применении специализированного подвижного состава или понижения при обеспечении заказчиками условий работы, способствующих улучшению технико-эксплуатационных показателей автомобилей.

При применении специализированного подвижного состава размер надбавок колеблется в пределах 15-60% в зависимости от вида автомобилей и условий перевозок. Надбавки вызваны необходимостью обеспечения рентабельности работы автотранспортных предприятий при использовании специализированного подвижного состава, а заказчик заинтересован в сохранности грузов при перевозке.

В целях рационального использования автомобилей-самосвалов на расстоянии свыше 15 км все виды тарифных плат повышаются на 15%.

За простой автомобиля, связанный с выполнением незапланированных операций, взимается дополнительная плата за каждую минуту, размет которой зависит от грузоподъемности подвижного состава.

Имеется ряд надбавок за перевозку взрывчатых и взрывоопасных веществ, сжатых и сжиженных газов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, строительных грузов в контейнерах и др.

Автотранспортным предприятиям и их вышестоящим организациям предоставляется право снижать, где это экономически целесообразно, единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом. Предусматривается поощрение грузоотправителей и грузополучателей, обеспечивающих сокращение простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и эффективное использование подвижного состава. За каждую минуту сокращения простоя против установленных основных и дополнительных норм времени им предоставляется соответствующая скидка.

Для заказчиков автомобилей, обеспечивающих в межреспубликанском сообщении их полную загрузку в обратном направлении, предоставляется скидка в размере 20% от основного тарифа за перевезенные грузы в обратном направлении, а в междугородном сообщении на расстоянии 150 км при обеспечении обратной загрузки автопоезда грузоподъемностью 16 т и более – 10% скидки от основного тарифа.

Для колхозов и савхозов при перевозке силосной массы за каждые 0,1 повышение коэффициента использования грузоподъемности сверх 0,6 предоставляется скидка в размере 5% от общей стоимости перевозки.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта тарифная система предусматривает штрафы, которые взыскиваются по причинам:

  • Излишка простоя подвижного состава в пунктах погрузки или разгрузки. Штраф выплачивает виновный за каждую минуту сверх нормативного простоя в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

  • Отказа от оформления или неправильного оформления путевого листа или товарно-транспортного документа. Штраф взыскивается с виновного за каждый документ.

  • Задержки обменного полуприцепа сверх установленных норм. Плата взимается за каждый час задержки.

  • Несвоевременной подачи автомобилей в пункты первой погрузки. Автотранспортное предприятие выплачивает штраф заказчику за каждую минуту опоздания.

Предусмотрены также другие санкции к нарушителям транспортного процесса.

Тарифы на экспедиционные операции и другие услуги не предусматривают дополнительной оплаты за экспедиционные операции, выполняемые водителем, так как она включена в тарифы на перевозку грузов. При экспедировании грузов экспедитором плата взимается в размере 20% от основного тарифа. За выполнение отдельных транспортно-экспедиционных операций и услуг установлена соответствующая плата.

К основным транспортно-экспедиционным операциям и услугам относятся:

  • Пользование автомобильными контейнерами, съемными кузовами и обменными полуприцепами.

  • Предоставление брезентов, пологов и других средств укрытия груза.

  • Оформление документов с оригиналов, выдача справок, заполнение бирок к грузам и др.

  • Информация грузоотправителей и грузополучателей о прибытии груза.

  • Взвешивание, увязывание или развязывание груза.

Прочие услуги, связанные с перевозкой, оплачиваются по себестоимости с рентабельностью 17% к расходам.

Тарифы за арендное пользование грузовыми автомобилями устанавливают плату за их использование предприятиями торговли и общественного питания.

Тарифы на погрузо-разгрузочные работы предусматривают плату за одну тонно-операцию в зависимости от видов грузов, которые подразделяются на:

  • Тарно-упаковочные и штучные,

  • Тяжеловесные,

  • Навалочные,

  • Лесоматериалы,

  • Металлы и металлические изделия,

  • Зерновые и овощи,

  • Наливные.

Повременное использование механизмов оплачивается за 1 час пользования в зависимости от его вида.

За механизированную погрузку или разгрузку одного контейнера установлена плата в зависимости от грузоподъемности контейнера. При предоставлении автомобиля с грузчиками или погрузочного механизма со стропольщиками за каждый час пребывания грузчика или стропольщика взимается плата.

Выполнение водителем погрузо-разгрузочных работ на автомобиле грузоподъемностью до 1 т оплачивается за каждый час, а при работе на автомобиле грузоподъемностью более 1 т – по соглашению сторон.

Предусматривается также порядок применения тарифов при погрузке и разгрузке смерзшихся и слежавшихся грузов, за перевеску и пересчет груза в процессе погрузки и разгрузки и др.

Тарифы на складские операции, выполняемые автотранспортными предприятиями, устанавливают плату за хранение груза, выдачу и прием за каждую тонну отдельно для закрытых и открытых помещений, а также дополнительную плату за задержку на складе груза сверх норм времени.

При дальнейшем совершенствовании тарифов необходимо учитывать изменения, происшедшие за период их действия, такие как:

  • Изменения в соответствии объемов работ по основным видам перевозок и перспективы их дальнейшего развития;

  • Результаты реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях деятельности автомобильного транспорта;

  • Изменения технико-эксплуатационных показателей и затрат, связанных с массовым использованием новых типов автомобилей;

  • Концентрация и специализация автотранспортных предприятий.

При разработке тарифов необходимо предусматривать такие мероприятия, как:

  • Расширение возможностей применения договорных тарифов по узкоспециализированным перевозкам, условия выполнения которых существенно отличаются от основной работы автомобильного транспорта;

  • Определение основных условий разработки и установление усредненных тарифов, которые получают все более широкое применение в практике работы автомобильного транспорта;

  • Более полный учет факторов, отражающих улучшение качества перевозочного процесса.

Далее в работе будем рассматривать расчет тарифов на примере грузового автомобильного транспорта.

  1. Расчет тарифов на перевозку грузов

    1. Формулы, используемые для расчета тарифов на перевозку грузов

Расчет тарифов на перевозку грузов при сдельной системе оплаты за транспортную работу производится исходя из расчета транспортной работы за один автомобиле-день. При этом используются следующие показатели:

  1. количество ездок с грузом за смену

Ne=Tн/((Leг/β*Vt)+tп-р) ,

где Тн – продолжительность рабочего дня автомобиля за смену, ч:

Тн=8-tп-з-tнп ,

где 8 – продолжительность рабочего дня водителя за смену, ч;

tп-з – подготовительно-заключительное время (с учетом предрейсового медицинского осмотра) равно 25 минут или 0,417 ч; определяется на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников автомобильного транспорта.

Tнп – время на пробег от автопредприятия до пункта первой погрузки или подачи автомобиля (на нулевой пробег), ч:

tнп=Lп/Vt ,

где Lп – пробег автомобиля от автопредприятия до пункта первой погрузки или места подачи (нулевой пробег), км;

Vt – расчетная норма пробега автомобиля, км/ч; определяется в соответствии с Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельными расценками для оплаты труда водителей; в зависимости от группы дорог расчетная норма пробега принимает значения:

При работе за городом:

49 км/ч – для дорог с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, цементобетонные и т.д.);

37 км/ч – для дорог с твердым покрытием (булыжные, щебеночные, гравийные) и грунтовых улучшенных;

28 км/ч – для естественных грунтовых дорог.

При работе в городе независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей и автопоездов грузоподъемностью до 7 т Vt=25 км/ч, а для 7 т и выше Vt=24 км/ч;

Lег – длина ездки с грузом, км;

Β – коэффициент использования пробега; при перевозке грузов без обратной загрузки принимается равным 0,5;

tп-р – время простоя под погрузкой-разгрузкой за одну ездку, ч:

tп-р=(q*γ*Nпр)/60 ,

где q – грузоподъемность автомобиля, т;

γ – коэффициент использования грузоподъемности автомобиля в соответствии с классом перевозимого груза, который определяется в соответствии с Едиными нормами;

Nпр – норма времени погрузки и разгрузки одной тонны груза, мин; норма времени на погрузку и разгрузку автомобиля и класс перевозимого груза определяются в соответствии с Едиными нормами.

  1. пробег автомобиля за смену L в километрах; определяется по формуле:

L=Ne*(Lег/β) ;

  1. объем перевозок грузов автомобилем за смену Q в тоннах; определяется по формуле:

Q=Ne*q*γ

  1. объем транспортной работы или грузооборот за смену P в тонно-километрах; определяется по формуле:

P=Q*Lег

  1. общий пробег автомобиля за смену Lобщ в километрах; определяется по формуле:

Lобщ=L+Lп

  1. В статье «Заработная плата персонала по организации и осуществления перевозок» учитываются все виды зарплаты. В ее состав включаются выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, доплаты и надбавки, а также резерв начислений к оплате трудовых отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другие виды зарплаты.

Для целей планирования заработная плата персонала (ЗП) по организации и осуществлению перевозок за один автомобиле-день работы определяется по формуле:

ЗП=ЗПв+ЗПр+ЗПс ;

где ЗПв – заработная плата водителей, руб;

ЗПр – заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих, руб;

ЗПс – заработная плата руководителей, срециалистов и служащих, руб.

Заработная плата водителей рассчитывается по формуле:

ЗПв=((Тк*Т)/Др)*Кзп

где Тк – тарифный коэффициент водителя грузового автомобиля в зависимости от грузоподъемности;

Т – тарифная ставка первого разряда, действующая на предприятии, руб;

Кзп – коэффициент, учитывающий премии за производственные результаты работы и специальные виды премий (за экономию материальных ресурсов и автомобильного топлива, увеличение пробега автомобильных шин и др.), доплаты и надбавки к заработной плате водителя (за интенсивность труда, за работу в вечернее и ночное время, с особыми условиями труда, на изношенном подвижном составе, за руководство бригадой (звеном), за классность, за стаж работы, за выполнение особо важной работы и др.), оплату очередных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск и др.;

Др – количество рабочих дней в расчетном месяце при пятидневной рабочей неделе, дней.

Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих рассчитывается по формуле:

ЗПр=(Nзп/1,36)*(Т/Фм)*(Lобщ/1000)*Кк ,

где Nзп – норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега, руб;

Фм – месячный фонд рабочего времени за расчетный месяц, ч;

Кк – коэффициент корректировки норм затрат в зависимости от типа подвижного состава и прохождения капитального ремонта.

При необходимости заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может определяться на основе норм, утвержденных руководителем предприятия.

Заработная плата руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле:

ЗПс=ЗПв*Кс ,

где Кс – коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящийся на 1 рубль заработной платы водителей; определяется прямым счетом, т.е. отношением зарплаты руководителей, специалистов и служащих к зарплате водителей за период (месяц, квартал), предшествующий расчетному, если предприятие занимается только перевозкой грузов; при осуществлении разных видов деятельности Кс определяется в следующем порядке:

  • во-первых, устанавливается удельный вес выручки от перевозки грузов в общей сумме выручки по предприятию за период, предшествующий рсчетному;

  • во-вторых, определяется сумма заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящаяся на перевозки, путем умножения удельного веса выручки от перевозки грузов в общей сумме выручки по предприятию на сумму заработной платы руководителей, специалистов и служащих в целом по предприятию;

  • в-третьих, определяется коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящийся на 1 рубль заработной платы водителей, путем деления суммы зарплаты руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, на сумму заработной платы водителей за тот же период.

  1. Статья «Отчисления в бюджет от средств на оплату трада».

Отчисления в бюджет от средств на оплату труда производятся по нормам, установленным законодательными актами, и определяются по формуле:

Осс=ЗП*Х/100 ,

где Х – сумма нормативов отчислений в бюджет от средств на оплату труда,%.

  1. Статья «Топливо».

Затраты на автомобильное топливо SТ определяются исходя из расхода топлива в зависимости от пробега, выполненной транспортной работы, стоимости топлива и вычисляются по формуле:

SТ=RТ*ЦТ ,

где RT – расход топлива на плановое задание, л;

ЦТ – цена 1л (м3) автомобильного топлива без учета НДС, руб.

Расход топлива на плановое задание рассчитывается исходя из линейных норм расхода топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на 100 км пробега Nл и дополнительного расхода на 100 тонно-километров Nр или на каждую ездку с грузом Nп , на час работы специального оборудования Nсо в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов.

Расход топлива определяется по следующим формулам:

  • для грузовых автомобилей на сдельных условиях работы (кроме автосамосвалов)

RT=((Nл+Nп+Gп/100)*Lобщ*КТ+Np*(P/100)*KT+Nco*Tco)*Kг ,

где Nп – норма увеличения линейного расхода топлива на одну тонну собственного веса прицепа (полуприцепа), л;

Gп – собственный вес прицепа (полуприцепа), т;

КТ – коэффициент корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от дорожных условий, работы в различных режимах и т.п.; определяется как сумма (разность) надбавок (скидок), предусмотренных Нормами расхода;

Тсо – время работы специального оборудования, ч;

Кг – коэффициент, учитывающий внутригаражный расход топлива; принимает значения до 1,005;

  • для грузовых автомобилей и автобусов при повременном использовании

RT=((Nл+Nп*Gп/100)*Lобщ*КТ+Nco*Tco)*Kг ,

  1. Статья «Смазочные и другие эксплуатационные материалы».

Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы Sсм определяются по формуле:

Sсм=Sт*(Nсм/100) ,

где Nсм – норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на топливо, %.

При необходимости затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы могут определяться на основе норм, утвержденных руководителей предприятия.

  1. Статья «Ремонт автомобильных шин».

Затраты на восстановление и ремонт автомобильных шин определяются в зависимости от общего пробега автомобиля и норм износа, определенных в процентах от стоимости одного комплекта (покрышка, камера и ободная лента) на 1000 км пробега.

Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин Sш определяются по формуле:

Sш=Цш*nш*(Nш/100)*(Lобщ/1000) ,

где Цш – цена одной автомобильной шины, руб;

nш – количество шин, установленных на автомобиле (прицепе, полуприцепе), ед.;

Nш – норма износа на 1000 км пробега к стоимости шины, %; определяется по формуле:

Nш=(1000/L*Kш)*100% ,

где L – эксплуатационная норма пробега шин, км.

  1. Статья «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава».

Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты автомобилей Sр определяются по формуле:

Sp=Np*(Lобщ/1000)*(Jпп/100)*Кк ,

где Nр – норма затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, тыс. руб. на 1000 км пробега;

Jпп – индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов, %.

При необходимости затраты на техническое обслуживание и ремонт определяются на основе норм, утвержденных руководителем предприятия.

  1. Статья «Амортизация подвижного состава».

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов Sам определяются по формуле:

Sам=Sа*Kпф*Kиа ,

где Sа – амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов), руб;

Кпф – коэффициент, учитывающий сумму амортизации остальных производственных фондов, приходящихся на данный вид перевозок;

Киа – коэффициент индексации амортизационных отчислений.

При использовании полностью амортизированных автомобилей в себестоимость включается только амортизация прочих основных фондов, приходящихся на данный вид перевозок с учетом коэффициента индексации амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются в зависимости от вида транспортного средства по следующим формулам:

  • для грузовых автомобилей и автобусов (по которым амортизационные отчисления производятся от балансовой стоимости), прицепов и полуприцепов

Sа=(Ва/250)*(Nас/100)*Ка ;

  • для грузовых автомобилей и автобусов, по которым амортизационные отчисления производятся в зависимости от пробега:

Sа=Ва*(N`ас/100)*(Lобщ/1000)*Ка ,

где Ва – балансовая стоимость автомобиля с учетом переоценок, руб.;

Nас, N`ас – норма амортизационных отчислений соответственно в процентах от стоимости машины или в процентах от стоимости машины на 100 км пробега.

Ка – коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации.

250 – количество рабочих дней в году.

  1. Статья «Общехозяйственные (накладные) расходы».

Общехозяйственные (накладные) расходы Sн без учета налогов, включаемых в себестоимость, и фонда заработной платы административно-управленческого персонала, включенного в общий фонд оплаты труда, определяются по одной из следующих формул:

Sн=ЗПв*Квор или Sн=ЗП*Кпор ,

где Квор , Кпор – коэффициенты, учитывающие общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 рубль заработной платы водителей и персонала по организации и осуществлению перевозок.

  1. Статья «Налоги и платежи, включаемы е в себестоимость».

Кроме перечисленных затрат в себестоимость включаются также налоги и платежи Nвс, предусмотренные действующим налоговым законодательством.

  1. Себестоимость перевозок S определяется как сумма затрат по статьям с включением налогов и платежей по формуле:

S=ЗП+Осс+Sт+Sсм+Sш+Sр+Sам+Sн+Nвс .

Плановая прибыль П определяется по формуле:

П=S*(R/100) ,

где R – рентабельность перевозок, %.

Доход Дп от перевозок определяется как сумма себестоимости, прибыли и налогов, сборов и отчислений Nсс , уплачиваемых из выручки, по формуле:

Дп=S+П+Nсс .

Доход с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) определяется по формуле:

Д=Дп*(100+Nде/100) ,

где Nде – ставка налога на добавленную стоимость, %.

Полученный доход (с НДС) одновременно является тарифом за одну смену работы автомобиля.

Для определения на необходимую предприятию единицу измерения полученный доход делится на соответствующий объем транспортной работы:

  • Тариф за одну тонну:

Тт=Д/Q

  • Тариф за 1 отправку груза:

Тп=Д/Nе

  • Тариф за 1 тонно-километр:

Тр=Д/Р

  • Тариф за 1 км пробега:

Ткм=Д/Lобщ

1 ВИДЫ И ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТАРИФОВ

В настоящих условиях на каждом виде транспорта установлена своя система тарифов, разрабатываемая соответствующими министерствами и ведомствами и утверждаемая Государственным органом по ценам.

Действующие на всех видах транспорта тарифы делятся на общие, исключительные, льготные и специальные.

Общими (нормальными) называются такие тарифы, которые применяются на все перевозки грузов на каждом виде транспорта, за исключением тех, на которые установлены исключительные, льготные и специальные. Общие тарифы являются основными на каждом виде транспорта.

Исключительные тарифы устанавливаются либо с понижением, либо с повышением против общих. Они обычно применяются к перевозкам определенных грузов в конкретных корреспонденциях внутри данного вида транспорта или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

Льготные — это по существу исключительные тарифы. Они, во-первых, всегда устанавливаются с понижением против общих тарифов, во-вторых, применяются на перевозку только отдельных грузов, следующих в адрес определенных организаций, и, в-третьих, при их установлении, исходят из общей экономической политики государства по развитию отдельных отраслей или территориально удаленных районов государства.

Специальные тарифы устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только для данного вида транспорта и являющиеся по существу, технологическими. Такими видами специфических работ, например, на воздушном транспорте являются авиационно-химические, аэрофотосъемочные, работа санитарной авиации и прочие виды работы, связанные с применением авиации в народном хозяйстве.

Разновидностью общих тарифов являются местные тарифы, поскольку они, как правило, распространяются на перевозки всех грузов; действие этих тарифов ограничено рамками местного сообщения, т. е. в пределах данной железной дороги или одного пароходства. Необходимо также учитывать, что понятие местного сообщения не применимо на автомобильном, воздушном и промышленном транспорте. Поэтому понятие местных тарифов можно принять только в качестве признака классификации для отдельных конкретных видов транспорта, а именно железнодорожного и водного.

По форме построения тарифы подразделяются на дифференциальные, пропорциональные и аккордные.

Дифференциальными называются тарифы, при которых тарифные ставки за единицу транспортной продукции (обычно 10 т-км или 10 т-миль) изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки.

Между тем себестоимость или фондоемкость единицы транспортной продукции, являющаяся исходной расчетной базой построения тарифов, как правило, с увеличением расстояния перевозок постоянно снижается по закону гиперболы. В соответствии с этим, начиная с 1 января 1974 г., на всех видах транспорта введено построение тарифов на двухставочной основе (по начально-конечной и движенческой операциям), при которой совокупные тарифные ставки Т постоянно снижаются с увеличением расстояния перевозки:

Т=а/l+b,

где a — ставка за начально-конечную операцию, у.е. за 10 т;

b — ставка за движенческую операцию, у.е за 10 т-км;

l — расстояние перевозки, км.

На всех видах транспорта применяются также пропорциональные и аккордные тарифы.

Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции (т-км, 1 осе-км, 1 вагоно-км) на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза будет возрастать прямо пропорционально расстоянию перевозки. Такие тарифы установлены, например, на железнодорожном транспорте за перевозку ваго­нов, локомотивов и их тендеров, грузоподъемных передвижных кранов, электростанций (энергопоездов) на своих осях. Такие тарифы применяются также при переадресовке нефтяных грузов, перевозимых наливом в цистернах. В объединенных транспортных хозяйствах за перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям на расстояние свыше 3 км применяется единая ставка за 1 т-км.

Аккордными называются тарифы, устанавливаемые в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки.

Такая форма построения тарифов характерна для железнодорожных подъездных путей, на которых перевозки грузов выполняются предприятиями промышленного железнодорожного транспорта. Так, в прейскуранте № 10-01-01 за перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям различных объединенных транспортных хозяйств стоимость перевозки установлена в виде аккордных ставок за 1 т груза на расстояние до 3 км включительно.

На речном транспорте с целью достижения благоприятных соотношений в пользу смешанного железнодорожно-водного сообщения по сравнению со стоимостью перевозок в прямом железнодорожном сообщении плата за речную часть пути в конкретных корреспонденциях устанавливается в виде аккордных ставок. Однако аккордная система построения тарифов имеет тот недостаток, что в случае изменения условий перевозки (направления или расстояния) ее применение становится невозможным. Поэтому в системе тарифов различных видов транспорта применяется сочетание аккордного и пропорционального или дифференциального и пропорционального построения тарифов.

По родам отправок тарифы на различных видах транспорта подразделяются в зависимости от размера партии предъявленного груза на тарифы за перевозки повагонные, судовые и автомобильные, контейнерные и мелкими отправками. Такое разделение тарифов объясняется различиями издержек по указанным видам отправок. В настоящих условиях формирование тарифов на различных видах транспорта ведется отдельно каждым видом транспорта с учетом специфических условий перевозок по видам транспорта, поэтому в учебном пособии в дальнейшем дается краткая характеристика действующей на каждом виде транспорта системы тарифов исходя из указанного выше деления тарифов по их видам и форме построения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *