Tax invoice

После Рождества Христова, которое в Европе празднуют по григорианскому календарю, т. е. 25 декабря, в Финляндии начнутся рождественские распродажи. Их пик обычно приходится на середину января, когда почти во всех магазинах скидки достигают 70%. Наибольший поток туристов из России приходится на первую декаду января, когда в школах новогодние каникулы.
В это время россияне особенно активно занимаются покупкой товаров в финских магазинах, используя выгоду от рождественских скидок и возврат НДС от покупок, оформленных через систему TAX FREE или INVOICE. Причем жители приграничных с Финляндией областей все чаще прибегают к последней форме возврата налога- Invoice. В чем разница между Invoice и Tax Free? Что выгоднее?
Наш корреспондент обратился к специалисту, много лет работающему в торговле и непосредственно оформляющему покупателям обе эти формы оплаты. Ольга Мюллер — владелец магазинов детской одежды KIDSAVENUE в Хельсинки в торговом центре Kamp и на улице Bulevardi в центре Хельсинки.

— Ольга, обе эти формы возврата НДС активно используют покупатели из России. Что популярнее: TAX FREE или INVOICE?
— До последнего времени самая популярная и востребованная форма у русских туристов — это Тax Free. Эта система возврата налогов называется Global Blue и относится ко всем не гражданам Европейского Союза. Это происходит, когда жители других стран покупают товары и не используют их на территории единого экономического пространства. Магазины заключают договоры с европейской организацией Global Blue, которая и берет процент за посреднические услуги. Потому что НДС на товары в Финляндии составляет 24%, а максимальный возврат TAX FREE от 10 до 13% в зависимости от суммы покупки.
Правда, если сумма покупки превышает 5 тыс. евро, тогда уже возвращается 17% от цены товара. Но при этом магазин должен связаться по телефону с Global Blue и лишь потом оформить сделку Tax Free. Про оформлении товара в кассе магазине по специальной таблице высчитывается сумма возврата, заполняется чек, товар опечатывается и на границе происходит выдача денег покупателю. Это до пересечения границы с ЕС. Либо на пункте таможенного перехода, либо в аэропорту, на корабле или в поезде. Правда, в разных странах ЕС самими странами определены минимальные суммы для оформления Tax Free. В Финляндии минимальная сумма покупки в одном магазине должна составлять не менее 40 евро, в Италии или в Англии могут быть более высокие ставки.
Однако в последнее время покупатели из России все чаще стали использовать другую форму возврата налога НДС — Invoice. Мы не первый год используем в наших магазинах практику оформления Invoice. В этом году в наших магазинах KidsAvenue оформление Tax Free и Invoice на покупки распределены примерно поровну.

— В чем же тогда состоит преимущество Invoice?
— Выгода заключается в том, что сумма возврата составляет уже 19,5% от цены покупки и нет ограничений по суммам покупки товара. Можно и на 5 евро оформить Invoice, просто это совсем небольшие деньги и много ли вернешь с такой суммы? А вот уже на 10 евро потраченных в магазине вернешь почти два евро. Все-таки 19,5% от суммы покупки — это уже немалые деньги. Хотя не все магазины предоставляют эту услугу.
Это личная инициатива владельцев этих торговых мест в целях привлечения клиентов. Кстати, я знаю, что в приграничных с Россией районах в магазинах даже берут с покупателей за оформление Invoice 5 евро комиссии. Мы эту услугу предоставляем бесплатно. При оформлении Invoice не нужно опечатывать пакеты с товаром, хотя на границе могут проверить его наличие.
— Как происходит оформление Invoice в магазине?
— Опять же все это по желанию покупателя, когда он в кассе при оплате просит оформить данную услугу. Как и при Tax Free нужен заграничный паспорт, оформляется специальный документ, на который нужно обязательно поставить печать при пересечении границы у таможенников.
Однако Invoice не Tax Free и на границе никто денег не вернет. Эти 19,5% от суммы покупки можно получить в виде зачета за другой купленный товар в том же магазине или даже просто на кассе деньги наличными, если не делать покупки. Например, покупатель отдает за вещь в кассу магазина 162 евро, в следующий раз ему в этой же кассе зачтут за новый товар или вернут наличными 31 евро.
— Получается, что Invoice выгоднее, чем Tax Fre, потому что значительно больше сумма возврата. Только получение денег происходит не на границе, а при следующем посещении Финляндии и этого магазина?
— Это действительно так. При этом время возврата НДС с Invoice cоставляет 6 месяцев, Tax Free — 3 месяца. То есть в течение этого срока нужно еще раз приехать в Финляндию. И даже не обязательно делать покупку — достаточно предоставить документ cправку Invoice с печатью таможни. В противном случае магазин деньги не зачтет и не вернет. Получается, что Tax Free покупатели оформляют, если это разовое посещение Финляндии, и они не знают, приедут они сюда вновь или нет, а Invoice — это наиболее выгодная форма для постоянных клиентов.
К сожалению, не все покупатели знают об Invoice, но практика показывает, что все большее количество туристов из России прибегают именно к этой форме расчетов. Также магазины используют и другие выгодные для покупателей формы оформления покупок. Например, наш магазин оформляет покупателям клиентскую карту KidsAvenue после первой покупки, которая дает 5% скидку на любую покупку. А если сумма покупок превышает 500 евро, покупатели получают Vip-карту, дающую скидку 10% на все покупки, включая товары со скидками. И это совершенно бесплатно!
— Одним словом, финские магазины заинтересованы в российских покупателях и сегодня предлагают им целый набор скидок и возврата налогов?
— Да, покупатели из России — наши постоянные клиенты, поэтому персонал русскоязычный. Нет проблем с общением и с оформлением документов для Tax Free или Invoice. Сегодня в любом магазине в Хельсинки или в приграничных городах рады покупателям из России.

Александр Якконен

Иностранная компания, реализует и приобретает товары (работы, услуги) через свое подразделение, находящееся в России. Какие реквизиты указывать в счете-фактуре — головной организации или подразделения? По мнению Минфина России, в качестве наименования продавца (или покупателя), его адреса должны быть указаны данные подразделения. Подробности — в письме финансового ведомства от 02.08.13 № 03-07-09/31122.

Проанализировав положения статей 11 и 143 НК РФ, чиновники отметили: иностранная компания, реализующая на территории РФ товары (работы, услуги) через свое представительство, состоящая на учете в налоговом органе по месту осуществления деятельности, является плательщиком НДС по месту постановки на учет своего представительства. В этом случае, на основании пункта 3 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры обязано составлять именно представительство иностранной организации. При этом в Налоговом кодексе не сказано, чьи реквизиты — головной организации или представительства — указывать в счете-фактуре, если продавцом выступает представительство иностранной организации. Существует мнение, что поскольку плательщиками НДС признаются организации, в качестве наименования налогоплательщика, его адреса, ИНН/КПП в счете-фактуре нужно указывать данные самой иностранной организации, а не ее представительства (см. например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.06 № Ф04-1069/2006(20367-А75-31)). Но в Минфине считают, что в подобной ситуации представительство должно выставлять счета-фактуры от своего имени.

Чиновники напоминают, что в соответствии с Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в счете-фактуре указываются:

  • в строке 2 «Продавец» — полное или сокращенное наименование продавца-юридического лица в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 2а «Адрес» — место нахождения продавца-юридического лица в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 2б «ИНН/КПП продавца» — идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-продавца;
  • в строке 6 «Покупатель» — полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 6а «Адрес» — место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 6б «ИНН/КПП покупателя» — идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя.

В том случае, если товары реализуются (или приобретаются) представительством иностранной организации, состоящей на учете в качестве плательщика НДС, в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счетов-фактур указываются реквизиты данного представительства в соответствии с документами, на основании которых представительство создано на территории РФ, заключают в Минфине.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Е. Кубиев, МВА, САР,

профессиональный бухгалтер РК,

профессиональный бухгалтер РФ,

член ПОБ «Палаты профессиональных бухгалтеров РК»,

директор ТОО «Almer Int.Pro.»

НУЖЕН ЛИ ДОГОВОР ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕРЕЗИДЕНТУ? МОЖНО ЛИ ВЫСТАВИТЬ СЧЕТ-ФАКТУРУ И НАКЛАДНУЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ?

Клиент, нерезидент РК, не зарегистрированный в РК и не имеющий филиала или представительства в РК просит выставить инвойс на поставку товара в иностранной валюте на английском языке. Договора поставки с ними у нас нет. Возникает вопрос: обязательно ли заключать договор поставки? И можно ли выставлять счет, счет-фактуру и накладную на английском языке, или все продублировать на русском?

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Гражданского кодекса РК в письменной форме должны совершаться сделки:

1) осуществляемые в процессе предпринимательской деятельности, кроме сделок, исполняемых при самом их совершении, если для отдельных видов сделок иное специально не предусмотрено законодательством или не вытекает из обычаев делового оборота;

2) на сумму свыше ста расчетный показателей, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями.

Согласно пункту 3 статьи 153 Гражданского кодекса РК несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.

Таким образом, при реализации товара нерезиденту, не осуществляющему деятельность в РК и не имеющего постоянного учреждения в РК, заключение валютного договора в письменной форме обязательно, в ином случае, такая сделка считается недействительной.

Это связано с тем, что в договоре оговариваются большинство моментов для соблюдения валютного законодательства: срок репатриации, срок поставки, условия передачи и доставки товара и т.д.

В мировой деловой практике принято, что основным языком бизнеса является английский язык. К сожаленью, русский язык не является самым распространенным.

Счет (инвойс), счет-фактуру и накладную для покупателя желательно чтобы были на английском языке. Поэтому их просьбу считаю обоснованной. Вы можете выставить данные документы им на английском языке.

В соответствии с пунктом 22 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Правительства РК, первичные документы составляются на государственном (казахском) и (или) русском языках. Таким образом, документы, выставленные на английском языке, обязательно должны быть продублированы на государственном и (или) русском языках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *