Техническое обслуживание вс

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) воздушных судов

Техническое обслуживание (ТО) авиационной техники

Оперативное техническое обслуживание (ОТО)

Формы оперативного технического обслуживания воздушного судна

Периодическое техническое обслуживание

Регламент РТО (РО)

КВР

Программы SSIP / SIP

Поддержание летной годности воздушных судов

Наземное обслуживание

Форма технического обслуживания воздушного судна

Организация по управлению поддержанием летной годности (ОПЛГ)

Инструкции ICA

Перечень MMEL

Требования DDG

Перечень MEL

Перечень CDL

Руководства

Перечень MPD

Каталог IPC

Бортовые журналы

Справочники

Директивы летной годности AD

Сервисные бюллетени

Специальное программное обеспечение

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) воздушных судов (Maintenance, Repair and Overhaul — MRO)

– техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.

Техническое обслуживание (ТО) авиационной техники (Maintenance)

— комплекс работ, выполняемый для поддержания летной годности ВС при его подготовке к полетам, а также при обслуживании ВС и его компонентов после полетов, при хранении и транспортировке.

Техническое обслуживание воздушного судна может производиться только авиапредприятиями, имеющими действующий сертификат соответствия. Состав работ, которые проводятся при выполнении соответствующих форм ТО, определяется регламентами ТО, разрабатываемыми заводом изготовителем и согласуемыми с уполномоченными государственными органами в области гражданской авиации.

Специалистам по техническому обслуживанию после прохождения подготовки по утвержденной программе выдаются свидетельства с присвоением квалификационных отметок. В зависимости от присвоенной квалификационной отметки определяется перечень работ по подготовке воздушного судна к полету и по его обслуживанию, к выполнению которых данный специалист может быть допущен.

Оперативное техническое обслуживание (ОТО) (Line Maintenance)

— работы по ТО, выполняемые для подготовки ВС к полету. Оперативное ТО ВС может включать: поиск и устранение отказов; замену компонентов (к таким компонентам относятся, в том числе, двигатели и воздушные винты); плановые работы по ТО (включая визуальные осмотры для выявления очевидных повреждений/ нарушений, не требующие трудоемкого углубленного контроля). Оно может также включать работы на внутренних элементах конструкции, бортовых систем и силовой установки, для выполнения которых имеется доступ через быстро открываемые панели/люки; а также текущий ремонт и несложные модификации, которые не требуют существенной разборки, и могут быть выполнены с простейшими видами оснастки и инструмента.

Формы оперативного технического обслуживания воздушного судна (ОТО):

Форма оперативного технического обслуживания воздушного судна ВС

– работы по встрече воздушного судна

Форма оперативного технического обслуживания воздушного судна ОС

– работы по обеспечению стоянки

Форма оперативного технического обслуживания воздушного судна ОВ

– работы по обеспечению вылета

Формы оперативного технического обслуживания воздушного судна ОВ1, А1, А2, Б

– работы по осмотру и обслуживанию.

Периодическое техническое обслуживание (Base Maintenance)

— работы по ТО, не отвечающие критериям оперативного ТО ВС по сложности и требованиям к условиям их выполнения.

Выполнение форм периодического ТО осуществляется через строго определенные интервалы: существуют формы периодического ТО по наработке в часах налета, и формы ТО по календарным срокам. Формы периодического ТО обозначаются как Ф1, Ф2, Ф3, Ф4… Для календарных форм ТО добавляется индекс «К». Состав, периодичность и число форм ТО устанавливаются для каждого типа ВС.

Регламент РТО (РО)

— регламент технического обслуживания.

Поддержание летной годности воздушных судов (ПЛГ ВС)

— совокупность процессов, обеспечивающих в течение срока эксплуатации воздушного судна его соответствие действующим требованиям к летной годности и готовность к безопасному выполнению полетов.

Наземное обслуживание (Ground handling)

— уборка и обслуживание пассажирских салонов, загрузка бортового питания, работы на перроне и стоянке (сопровождение и буксировка ВС, обслуживание туалетов, заправка топливом, водой и др., наземное кондиционирование, воздушный запуск двигателей, обработка багажа и груза, наземное энергообеспечение, противообледенительная обработка и т.д.).

КВР

— контрольно-восстановительные работы, выполняемые на воздушном судне или его компонентах.

TBO (Time Between Overhaul)

означает периодичность плановых контрольно-восстановительных работ (КВР).

TSO (Time since overhaul)

— наработка после последнего планового вида контрольно-восстановительных работ (КВР).

SSIP /SIP (Supplemental /Structural Inspection Program)

— программы дополнительных осмотров конструкции.

Форма технического обслуживания воздушного судна

– комплекс работ по проверке технического состояния и обслуживанию воздушного судна.

Форма технического обслуживания воздушного судна Transit Сheck

– самая легкая форма технического обслуживания, выполняется перед каждым вылетом ВС.

Проверка технического состояния воздушного судна Daily Check

– проверка технического состояния воздушного судна, проводимая каждые 24 часа.

Проверка технического состояния воздушного судна Weekly Check

– недельная проверка технического состояния ВС, для ее проведения не требуется специальное помещение.

Форма технического обслуживания A-Сheck

– ежемесячная (или через каждые 500 часов налета) проверка технического состояния ВС. По возрастанию объема работ различаются формы технического обслуживания воздушного судна А1, А2, А4, А8. Эти формы технического обслуживания выполняются в специально оборудованном помещении.

Форма технического обслуживания B-Сheck

Данная форма технического обслуживания воздушного судна выполняется раз в три месяца, проводится в специально оборудованном помещении.

Форма технического обслуживания C-Сheck

Форма технического обслуживания воздушного судна C-Сheck выполняется, в зависимости от типа ВС, раз в 15 — 20 месяцев или через 4 000 часов налёта. В зависимости от объема работ различаются формы технического обслуживания С1, С2, С4, С6 и С8. Проведение этих форм ТО требует временного (около двух недель) выведения ВС из эксплуатации.

Форма технического обслуживания D-Сheck

– самая детальная и масштабная форма технического обслуживания воздушного судна. Проводится примерно раз в 12 лет. Длительность около месяца и более. Выполняется специализированным предприятием технического обслуживания, имеющим для этого необходимую производственно-техническую базу. В ходе выполнения данной формы ТО проверяются все узлы и агрегаты воздушного судна и, в случае необходимости, производится их замена.

ОПЛГ (Continuing Airworthiness Management Organisation — CAMO)

— организация по управлению поддержанием летной годности воздушных судов.

ICA (Instructions for Continued Airworthiness)

— указания по поддержанию летной годности воздушных судов. Документ содержит предписанные разработчиком воздушного судна состав работ и технологические указания (процедуры) для выполнения технического обслуживания воздушного судна, на основе которых эксплуатант ВС подготавливает собственные программы ТО и руководства по регулированию ТО, входящие в состав системы документов по безопасности полетов.

MMEL (Master Minimum Equipment List)

— главный перечень минимального оборудования (ГПМО). Это перечень оборудования воздушного судна необходимого для допуска его к полету, разрабатываемый производителем воздушного судна.

Каждому компоненту оборудования в перечне, в зависимости от того насколько критичен его отказ с точки зрения безопасности полета, присваивается статус «Допускается», «Допускается, если» или «Не допускается».

  1. Статусы «Допускается», «Допускается, если» означают, что полет может быть разрешен, в случае если компонент оборудования с этим статусом находится ограниченный период времени в неисправном состоянии.
  2. Если какой-либо из компонентов оборудования со статусом «Не допускается” неисправен, воздушное судно к полету не допускается.

Dispatch Deviation Guide (DDG)

Данный документ охватывает все вопросы, относящиеся к летной годности воздушного судна, и касается как требований к минимальному оборудованию ВС, так и отклонений от нормальной конфигурации воздушного судна. Требования к оборудованию воздушного судна детализируются в MEL, а требования к физическим элементам конструкции ВС детализируются в CDL.

MEL (Minimum Equipment List)

– перечень минимального оборудования воздушного судна (ПМО), необходимого для допуска его к полету, разрабатываемый эксплуатантом ВС на основе MMEL, и служащий руководством для летных экипажей и инженерно-технического персонала. MEL разрабатывается с учетом ограничений, установленных в MMEL.

CDL (Configuration Deviation List)

— перечень допустимых отклонений конфигурации ВС, разрабатывается производителем ВС. Определяет все внешние части типового воздушного судна, которые могут отсутствовать в начале полета, а также содержит, при необходимости, информацию о соответствующих эксплуатационных ограничениях и изменениях летно-технических характеристик.

Руководства

AFM (Aircraft Flight Manual)

— летное руководство, содержит подробное описание летательного аппарата, его систем, а также характеристик воздушного судна. Разрабатывается производителем ВС, его наличие обязательно для сертификации воздушного судна.

FCOM (Flight Crew Operation Manual)

— руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) для экипажа. Руководство представляет собою технологию работы летного экипажа для конкретного типа ВС. Данный документ разрабатывается производителем для конкретной модели, модификации ВС. В документе содержатся детальные указания по эксплуатации бортовых систем и оборудования, эксплуатационные ограничения и т.д. Описание этих систем и оборудования приводится в AFM.

AMM (Aircraft Maintenance Manual)

— руководство по ТОиР воздушного судна.

CMM (The Component Maintenance Manual)

— руководство по ТОиР компонентов воздушного судна.

SRM (Structural Repair Manual)

— руководство по ремонту конструкции ВС.

FIM (Fault Isolation Manual)

— руководство по выявлению неисправностей и поиску мест отказов.

WDM (Wiring Diagram Manual)

— руководство по обслуживанию электрических сетей и соединений воздушного судна и его компонентов.

MPD (Maintenance Planning Document)

Назначение данного документа — предоставить эксплуатанту воздушного судна минимальный перечень периодических ТО и интервалов их проведения, выполнение которых гарантирует безопасную эксплуатацию ВС.

IPC (Illustrated Parts Catalogue)

— иллюстрированный каталог составных частей. По IPC определяется, какие агрегаты допускаются к установке на конкретное воздушное судно.

Бортовые журналы

TLB (Technical Log Book)

— бортовой журнал технического состояния воздушного судна. Журнал TLB предназначен для фиксации замечаний пилотов.

CLB (Cabin Log Book)

— бортовой журнал состояния салона и аварийно-спасательного оборудования воздушного судна. Журнал CLB предназначен для фиксации замечаний бортпроводников.

Справочники

DDPG (Dispatch Deviations Procedures Guide)

— справочник по выпуску ВС в полет с отклонениями. Справочник DDPG является руководством для определения и выполнения процедур, связанных с выпуском ВС в полет с разрешенными неработающими или отсутствующими системами/компонентами.

SOP (Standart Operating Procedure)

— справочник, выпускаемый производителем ВС для данного типа ВС, содержащий описание стандартных процедур для всех этапов полета. Данный документ представляет собой технологию пилотирования воздушного судна и объясняет, как наиболее эффективно использовать конструктивные особенности ВС и его оборудования, исходя из подхода (философии) производителя, заложенных при проектировании. SOP производителя является основой для SOP, разрабатываемых эксплуатантами ВС.

QRH (Quick Reference Handbook)

— справочник, выпускаемый производителем ВС для данного типа ВС, содержащий описания конкретных ситуаций, могущих возникнуть в полете (как штатных, так и нештатных, включая различные отказы и т.п.) и инструкции для пилотов по действиям в этих ситуациях.

FCTM (Flight Crew Training Manual)

— справочник, выпускаемый производителем ВС для данного типа ВС, содержащий рекомендации производителя по выполнению полетов на данном типе ВС. В отличие от QRH, содержащего указания, что надо делать в данной конкретной ситуации. FCTM описывает как надо действовать в тех или иных штатных или нештатных ситуациях полета.

AOG (Aircraft on Ground)

— термин, означающий, что выявленная проблема с техническим состоянием воздушного судна достаточно серьезна, чтобы не допустить его к полету.

AD (Airworthiness Directive)

— директивы лётной годности, выпускаются национальными авиационными властями страны, в которой ВС произведено или зарегистрировано. Директивы летной годности выпускаются с целью снижения возможных неблагоприятных последствий при эксплуатации ВС, в случае выявления потенциально небезопасных условий на конкретном воздушном судне или его компоненте. Когда выпущена Директива летной годности, воздушные суда соответствующего типа могут эксплуатироваться только в соответствии с положениями этой Директивы летной годности. Директивы летной годности содержат ссылки на сервисные бюллетени, выпускаемые производителем ВС.

Сервисные бюллетени

SB (Service Bulletin)/ SL (Service Letter)

— сервисный бюллетень, выпускается производителем воздушного судна, в случаях изменения, доработки его конструкции, и/или порядка и условий эксплуатации и обслуживания, и, соответственно, изменения эксплуатационной и ремонтной документации.

MSB (Mandatory Service Bulletin)

— обязательный сервисный бюллетень. Выпускается производителем ВС. Предписанные им работы обязательны к выполнению на соответствующем типе ВС.

ASB (Alert Service Bulletin)

— аварийный сервисный бюллетень. Выпускается производителем ВС в случаях, когда производится не просто улучшение конструкции ВС, а вносимые изменения влияют на безопасность полетов. На основе ASB авиационные власти выпускают директивы летной годности, которые будут ссылаться на соответствующий бюллетень как условие соответствия летной годности.

SIN (Service Information Notice), TNS (Technical News Sheet)

— другие названия сервисного бюллетеня (см. SB/LB). Вариантов названий очень много, каждый производитель ВС использует собственные названия.

Специальное программное обеспечение

CAMP system

– поставщик программных продуктов для менеджмента и обслуживания воздушных судов в бизнес-авиации

CMP — Computerized Maintenance Program

– программа, базирующаяся на web интерфейсе, предназначенная для организации, отслеживания и координации обслуживания воздушных судов. Первым из производителей создал такую систему Gulfstream.

Мы рады, если помогли найти необходимую информацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *