Техника безопасности в стоматологии

Методическое письмо по контролю за организацией охраны труда в стоматологических учреждениях

Введение

Стоматологическая служба, сегодня — это более десяти тысяч стоматологических клиник, отделений и кабинетов, около ста отделений челюстно-лицевой хирургии а больничных учреждениях и не менее трехсот тысяч сотрудников, участвующих в оказании сто патологической помощи населению России. В стоматологических лечебно-профилактических учреждениях эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водоприводно-канализационное хозяйство, автотранспорт, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника, применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Работа в стоматологических учреждениях связана с вредными и неблагоприятными условиями, что может быть причиной возникновения профессиональных заболеваний. Ежегодно в стоматологической службе происходят несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, при которых сотрудники получают травмы различной степени тяжести.

Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в первую очередь необходимо назвать необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы и слабый контроль со стороны администрации учреждений за соблюдением персоналом правил охраны труда и производственной санитарии.

Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует, что в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь населению, имеют место нарушения законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда. В то же время практика показывает, что только их неукоснительное выполнение и создание безопасных условий труда для сотрудников способствует успешной деятельности стоматологических учреждений, позволяет исключить случаи производственного травматизма и развитие профессиональных заболеваний работников.

Законодательная и нормативно-правовая основа обеспечения охраны труда в стоматологических учреждениях

Согласно ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) «охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Обязанность обеспечения надлежащего технического оснащения и правильной организации всех рабочих мест, создания безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений и организаций. Это в полной степени возможно при знании руководителями всех уровней законодательной и нормативно-правовой основы этого серьезного раздела работы. Задача экспертов лицензирующих органов во время предлицензионной экспертизы стоматологических учреждений и в процессе текущего контроля проверять наличие законодательных актов, соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств в каждом учреждении. В соответствии со ст. 212 ТК РФ «работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации» и по нашему мнению у каждого руководителя должны иметься:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99г. № 181-ФЗ.
3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. № 69-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98г. № 125-ФЗ.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» от П.03.99г. № 279 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 28.01.2000г. № 78, от 24.05.2000г. №406).
6. Постаноаление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15.12.2000г. № 967.
7. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» от 25.10.74г. N298/П-22 (в ред. Постановлений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 01.11.77г. № 369/П-16, от 26.10.87г.№ 646/П-11, от 05.11.87г. № 669/П-11, от 05.11.87г. № 670/П-11, от 16.06.88г. № 370/П-6, от 18.10.90г. № 407/П-11, от 22.10.90г. №4186/П-12).
8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации» от 30.01.95г. № 6.
9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций» от 12.10.96г. № 65.
10.Постаноатение Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» от 14,03.97г. № 12 (объявлено письмом МЗ РФ от 24.06.98г. № 2510/5581-98-32).
11.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты» от 29.12.97г. №68.
12.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» от 18.12.98г. № 51 (в ред. постановления Минтруда России от 29.10.99г. № 39).
13.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» от 07.07.99г. № 19 (объявлено письмом МЗ РФ от 25.08.99г. №2510/9351-99-32).
14.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Рекомендаций по организации кабинета охраны труда и уголка охраны труда» от 17.01.01г. № 7 (объявлено письмом МЗ РФ от 09.02.01г. №2510/1373-01-32).
15.Приказ Наркомздрава СССР «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» от 12.12.40г. № 584.
16.Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» от 14.03.96г. № 90 (в рел. приказов Минздрава России от 11.09.2000г. 344,от06.02.2001г.№23).
17.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 29.04.97г. N126.
18.Комментарий к приказу Минздрава России от 26.04.97г. № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
19.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об усилении мер безопасности при эксплуатации медицинских стерилизаторов» от 17.11.97г. № 338 (Приказ МЗ РФ от 18.10.02г. №318).
20.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России» от 07.05.98г. № 155.
21.Комментарий к приказу Минздрава России от 07.05.98г. № 155 «Об изучении работниками системы здравоохранения вопросов охраны труда».
22.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О мерах по совершенствованию охраны труда в организациях здравоохранения» от 30.12.99г. № 459.
23 .Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об ограничении облучения персонала и пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований» от 23.10.2000г. №379.
24.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» от 28.05.01г. №176.
25.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений» от 28.01.02г. № 19.
26.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах совещания специалистов по охране труда и мерах по устранению недостатков» от 18.03.02г. № 86.
27.Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала от 23.12.83г. №2956а-83.
28. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских каоинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.6.1.802 — 99.
29.Письмо Министерства здравоохранения СССР «О бесплатной выдаче молока или других равноценных пишевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда» от 17.02.S8r. № 06-14/7-14 (письма МЗ СССР от 06.01.89г. №14-4/644-19, от 25.06.91г. №143-11/10-17).
30.Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации «О расходах по охране труда» от 29.07.98г. № 14-07/1245-98 .
31. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации «О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности» от 19.10.2000г. №2510/11377-32.
32. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об усилении мер безопасности при эксплуатации зданий, инженерных коммуникаций, медицинской техники в учреждениях здравоохранения» от 29.01.02г. № 2510/931-02-32.
33. Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений, кабинетов физиотерапии от 08.09.87г.
34. Типовая инструкция по охране труда при проведении работ с лазерными аппаратами от 26.05.88г. № 06-14/20.
35. Типовая инструкция по охране труда для персонала операционных блоков от 29.08.88г.
36. Перечень нормативных документов по безопасности труда для учреждений предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР от 22.10.91г.

С помощью специально разработанной анкеты путем опроса руководителей изучено состояние охраны труда и техники безопасности в 494 государственных (муниципальных) и 87 частных стоматологических учреждениях различной организационно -правовой основы. В ходе исследования, в первую очередь, выяснялось наличие у руководителей учреждений основных законодательных актов по охране труда и установлено, что Трудовой кодекс Российской Федерации имеется только у 90,1% опрошенных, возглавляющих государственные учреждения и у 85,1%, возглавляющих частные. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» имеется в 94,1 % и 72,4% (соответственно) учреждений, а Федеральный закон «О пожарной безопасности» в 44,1% государственных и 42,5% частных стоматологических учреждений.

Как свидетельствуют полученные нами сведения приказ Минздрава России N 459 имеется только в 73,1% государственных и 56.3% частных стоматологических учреждений, а приказ Минздрава России № 115 в 76,9% и 56,3% соответственно. Почти в половине (46,2%) государственных и двух третьих частных учреждений отсутствует приказ Минздрава России № 155, а приказа Минздрава России № 338 нет ни в одном частном учреждении, а имеется он только в 42,3% государственных. На наличие приказа Минздрава России № 126 указали 40,1% руководителей государственных учреждений и только каждый четвертый руководитель частной стоматологии, а комментарии к этому приказу имеется только в 30,8% и 16,3% учреждений соответственно. Приказ Минздрава России № 410 имеется в 29,7% государственных и 52,9% частных учреждений, письмо Минздрава России № 2510/5581-98-32 в 67,2% и 12,6% учреждений соответственно. Около половины руководителей государственных и 35,6% частных учреждений имеют постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты» от 18,12,98г. № 51.

Обеспечение охраны труда при заключении трудового договора

Согласно ст.57 ТК РФ в трудовой договор при его заключении вносятся, кроме прочих атрибутов, существенные условия, такие как «характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, режим труда и отдыха». Кроме того, в трудовом договоре должно содержаться обеспечение безопасности труда, медицинское освидетельствование, страхование профессионального риска и другие моменты.

Экспертам лицензирующих органов при проведении предлицензионной экспертизы и в ходе контроля за выполнением лицензионных; требований и условий следует внимательно знакомиться с трудовыми договорами, обращая особое внимание на обеспечение работодателем охраны труда работников. При этом необходимо проверять:

1. Продолжительность рабочего дня, которая должна быть у врачей-стоматологов не более 33 часов в неделю. 5,5 часовой рабочий день установлен для шестидневной рабочей недели. При пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями норма рабочего времени за учетный период (неделя, месяц…) сохраняется.
2. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст.110 ТК РФ).
3. Продолжительность основного отпуска должна быть не менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).
4. Работникам, связанным с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ). К этой категории относится большинство сотрудников, участвующих в оказании стоматологической помощи (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.74г. № 298/П-22).
5. Женщинам должен предоставляться отпуск по беременности и родам (ст.255 ТК РФ) и отпуск по уходу за ребенком (ст.256 ТК РФ).
6. Не допускается замена отпуска денежной компенсацией лицам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 126 ТК РФ).
7. Эта же категория работников должна предоставлять при трудоустройстве на работу по совместительству справку с основного места работы о характере и условиях труда (ст. 283 ТК РФ).
8. Организацию выплаты работникам пособия по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ).

Все эти сведения можно получить, проверив заключенные трудовые договоры, приказы о приеме на работу и о предоставлении отпусков, табели учета рабочего времени, которые должны вестись в каждом учреждении на всех сотрудников, правила внутреннего трудового распорядка.

Полученные в результате нашего опроса сведения о заключении работодателями трудовых договоров с работниками при приеме их на работу, свидетельствуют о том, что трудовые договоры заключаются только в 57,7% государственных и 56,3% частных стоматологических учреждений. При этом установлено, что в государственных учреждениях лишь в 19,2% случаев заключаются бессрочные трудовые договоры, а а 75,1% срочные, в частных учреждениях эти показатели составляют 25,3% и 31,0% соответственно. В трудовых договорах, заключаемых между работодателями и работниками при приеме на работу, только в 40,2% государственных и 56,3% частных стоматологических учреждений отражены обязательства сторон по обеспечению безопасного труда. Продолжительность рабочей недели соответствует Трудовому кодексу в 98% государственных и 86,2% частных учреждений. При том, что работодатели во всех учреждениях соблюдают продолжительность основного отпуска работников, дополнительный отпуск предоставляется лишь в 88,5% государственных учреждений. Ответы респондентов указывают на то, что в 71,2% частных учреждений не оплачиваются листки нетрудоспособности.

Организационные мероприятия по охране труда

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях. При проведении экспертизы стоматологических учреждений во время их лицензирования необходимо проверить:

1. Наличие заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда на проекты строительства и реконструкций производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы. 2. Наличие в штатном расписании должности инженера по охране труда или приказа о назначении лица, ответственного за охрану труда (ст.217 ТК РФ). 3. Порядок проведения и регистрации вводного инструктажа по охране труда (ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»). 4. Порядок проведения с каждым работником и регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»). 5. Наличие результатов предварительного при поступлении на работу медицинского осмотра работников (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. № 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2002г. № 196-ФЗ, приказ МЗМП РФ от 14.03.96г№90г.).

Эти сведения можно получить, изучив соответствующие приказы, личные дела сотрудников, журналы регистрации инструктажей.

Проведенный нами опрос показал, что только в 98% государственных учреждений приказом руководителя назначено лицо, ответственное за охрану труда и технику безопасности. Как в государственных, так и в частных учреждениях не всегда проводится инструктаж на рабочем месте.

Показательно, что прохождения предварительного, перед трудоустройством, медицинского осмотра требуют все руководители частных учреждений и лишь 80,8% государственных.

Обеспечение охраны труда в процессе выполнения работы

«Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов» (ст. 212 ТК РФ). В связи с этим экспертам следует обратить внимание на следующее:

1. Соответствие требованиям охраны труда условий груда на каждом рабочем месте — аттестация рабочих мест по условиям труда (Постановление Минтруда РФ от 14.03:97г. № 12).
2. Наличие сертификатов соответствия на машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты, в том числе иностранного производства.
3. Наличие у работников специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и порядок их приобретения (за счет каких средств) (Постановления Минтруда РФ от 29.12.97г. №68 и от 18.12.98г. №51).
4. Порядок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях (Типовая инструкция по аттестации персонала на I квалификационную группу по электробезопасности).
5. Порядок проверки знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ (приказ МЗ РФ от 07.05.98г. №155).
6. Порядок проведения периодических медицинских осмотров (за счет каких средств), внеочередных медицинских осмотров по просьбам работников (приказ МЗМП РФ от 14.03.96г № 90).
7. Организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.
8. Организацию выдачи молока и лечебно-профилактического питания при работах с тяжелыми, вредными и(или) опасными условиями труда (письма МЗ СССР от 17.12.88r № 06-14/7-14, от 06.01.89г. № 14-4/644-19, от 25-06.91г.№ 143-11/10-17).
9. Наличие инструкций по охране труда на каждую должность.
10. Наличие инструкций по охране труда на все виды оборудования, аппаратов и приборов. 11. Организацию контроля за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов (ст.212 ТК РФ).
12. Организацию безопасного хранения, транспортировки и использования радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных веществ и материалов (Санитарные правила и нормы «Правила сбора и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» от 22.03.99г., СанПиН 2.1.7.728-99).
13. Организацию противопожарной безопасности.
14. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима.
15. Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Опрос руководителей показал, что во всех стоматологических учреждениях, независимо от их организационно-правовой основы и формы собственности, разработаны Правила внутреннего трудового распорядка, но вопросы охраны труда и техники безопасности включены в них только в 92,3% государственных и 71,4% частных учреждений- Отсутствуют должностные инструкции на каждого работника в 5,9% государственных и 28,8% частных учреждений, не везде проводится обучение и профессиональная подготовка по технике безопасности (75,1% и 71,2% соответственно). Инструкции по технике безопасности на каждую должность имеются только в 75,1% государственных и 71,2% частных учреждений, а на все аппараты и приборы в 57,7% и 31,0% учреждений соответственно. В 40,2% государственных и 56,3% частных учреждений они разработаны лишь на некоторые аппараты и приборы.

Периодические медицинские осмотры проводятся в 96,7% государственных и 96,6% частных стоматологических учреждений. В государственных учреждениях в 69,2% они оплачиваются из бюджета, в 9,7% самими работниками, а в 14,4% путем других форм взаиморасчетов (обмен услугами и др.) В частных учреждениях в 71,2% случаях их оплачивают учредители, а в 25,3% сами сотрудники. Ответы респондентов указывают на то, что в государственных стоматологических учреждениях работники не в полном объеме обеспечиваются санитарной одеждой (90,3%), санитарной обувью (1,3%) и средствами защиты (78,7%). В частных учреждениях санитарная одежда выдается в 86,2%, санитарная обувь в 25,3%, при этом каждому работнику выдаются средства зашиты. Молоко или другие равноценные пищевые продукты получают работники 75,1% государственных учреждений и 56,3% частных.

Лицензирующие органы и их эксперты являются сегодня тем основным, а чаще всего единственным, органом, способным обеспечить безопасные условия труда для работников стоматологических учреждений и безопасность услуг для их пациентов.

Подготовила работу

Ученица 8 «В» класса

МБОУ СОШ №4

Максименко Екатерина.

Профессиограмма

Стоматолог

1. Общая характеристика профессии.

История профессии

Стоматология как медицинская дисциплина окончательно сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачения и челюстно-лицевой хирургии. Если челюстно-лицевая хирургия зародилась и развивалась в рамках хирургии, то зубоврачевание вплоть до XVII века не было связано с общей медициной. До этого периода зубоврачевание являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др. Как такового названия профессии «стоматолог» еще не было. Зубоврачевание как медицинская специальность зародилось в конце XVII — начале XVIII веков. В первую очередь это связано с трудами выдающегося французского врача П.Фошара. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбированию зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность. Зубоврачевание в России до XVIII века не контролировалось государством.

Общественная значимость профессии.

Значение этой профессии было велико во все времена, и останется таким и в дальнейшем. В списке профессий, обойтись без которых просто невозможно, профессия стоматолога всегда будет занимать одно из первых мест. Стоматолог – это зубной врач, который приводит в порядок наши зубы, а с ними делает нашу улыбку красивой и ослепительной. Такой врач может иметь различные специализации: ортодонт, ортопед, хирург, терапевт.

Одним из выдающихся стоматологов России является Александр Иванович Евдокимов.

Александр Иванович Евдокимов (1883—1979) — советский учёный-стоматолог и челюстно-лицевой хирург. Прошёл путь от фельдшера медицинского участка до основателя научной школы стоматологии в СССР. Один из основоположников стоматологии в СССР. Основные работы посвящены патогенезу и лечению пародонтоза, воспалительных процессов челюстно-лицевой области, травматологии и восстановительной хирургии лица и челюстей.

Александр Иванович Евдокимов родился 28 декабря 1883 года в Курской области) в крестьянской семье. Окончив в 1902 году земскую фельдшерскую школу, А. И. Евдокимов работал фельдшером медицинского участка. В 1908 году стал работать в хирургическом отделении Курской губернской больницы. В 1909—1912 годах учился в Московской зубоврачебной школе, после окончания которой остался в ней преподавателем. Область его научных интересов — пародонтоз, кариес зубов, воспалительные процессы и новообразования челюстно-лицевой области, травмы и восстановительные операции.

2. Производственная характеристика профессии.

Лечение и удаление зубов, восстановление прикуса, установка протезов, постановка брекетов, лечение дёсен, установка имплантатов.

3. Содержание и характеристика труда.

Используются новейшие методики и способы лечения зубов, установление протезов. В целях воссоздания анатомической формы зуба, пломбирование кариозных полостей в нашей клинике проводится с применением нанокомпозиционных материалов светового отвердения. По своей твердости эти материалы максимально приближены к твердости эмали зубов.

Стоматолог проводит осмотр полости рта пациента, выслушивает жалобы, осуществляет лечение, удаление зубов, проводит профилактику и гигиеническую чистку зубов. Рабочее время врача-стоматолога проходит в одной и той же позе: либо стоя, либо сидя. В работе ему помогает медицинская сестра. В процессе работы он может советоваться с пародонтологом, ортопедом, ортодонтом.

4. Связь с другими специальностями.

Для правильного лечения проводят различные методы диагностики, рентгерограмма, томаграмма, консультация гастроэнтеролога , эндокринолога, невролога.

5. Необходимые общие знания и умения.

Работа стоматолога связана прежде всего с профессионализмом , которому помимо хирургических и терапевтических навыков необходимо обладать аналитическими способностями, чтобы взвесить все возможные риски и преимущества, чтобы не навредить больному.

6. Требования, предъявляемые профессией к работнику

Профессия стоматолога одновременно и массовая, и уникальная. Она требует от специалиста не только отличного знания своего предмета, но и наличия навыков удаления, лечения, а также протезирования зубов. Врач-стоматолог должен уметь концентрировать внимание, быть усидчивым, внимательным, аккуратным. Стоматолог, специализирующий на терапии, осматривает ротовую полость пациентов, ставит предварительные диагнозы, направляет на рентгенографическое обследование, готовит полость рта к операции протезирования. Ортопед занимается протезированием, устанавливает коронки и мосты. Ортодонт решает проблемы прикуса. Если же необходимо исправить дефекты челюсти, удалить зубы, то такое лечение обеспечивается стоматологом-хирургом.

7. Психологическая характеристика труда.

Должность стоматолога требует аккуратности, хорошую мелкую моторику, ответственности, сострадания к людям, тактичности, умение найти общий язык.

8. Условия труда.

Для стоматолога в большей степени характерны значительная статическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, часто сопровождающаяся наклонами и поворотами корпуса.

9. Сведения о возможности получения профессии.

Чтобы получить профессию стоматолога, нужно окончить медицинский вуз по одной из стоматологических специальностей: «стоматология детского возраста», «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология ортопедическая», «ортодонтия», «стоматология общей практики».

Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

В процессе профессиональной деятельности зубной техник сталкивается с множеством разнообразных материалов, которые могут оказывать вредное воздействие на организм. К ним относятся кислоты, щёлочи, бензин, пластмассы, различные металлы, их сплавы и т.д. Работа в зуботехнической лаборатории должна быть организована таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму влияние профессиональных вредностей на зубного техника.

Неблагоприятные производственные факторы для зубного техника:

•неудовлетворительное санитарное состояние рабочих помещений (недостаточная площадь, объём помещений);

• нерациональное освещение;

• дискомфортный микроклимат;

•запылённость и загазованность воздушной среды из-за неэффективной вентиляции;

•специфика труда в отделениях и кабинетах ортопедической стоматологии (напряжение зрения, необходимость правильного цветоразличения, возможность контакта с инфекцией, наличие статических усилий и однообразие движений, вынужденная рабочая поза и т.д.).

Стоматологи-ортопеды имеют в процессе работы самый большой набор медикаментов и материалов:

•пластмассы базисные и самотвердеющие (акриловые, полиуретановые, силиконовые, полихлорвиниловые, хлорвиниловые);

•вспомогательные вещества (гипс, воск, пасты, цементы, металлы, щёлочи, кислоты и т.д.).

В каждом производственном помещении зуботехнической лаборатории имеются определённые вредности. Они связаны с загрязнением воздуха разнообразными химическими веществами в виде пыли, паров и газов, среди которых имеются токсические (ртуть, кадмий, свинец, окись углерода, кислоты и щёлочи, двуокись кремния, акрилаты и т.д.) и другие вещества, влияние которых на организм работающих до сих пор остаётся невыясненным.

В процессе изучения бактериальной загрязнённости внешней среды ортопедических кабинетов и зуботехнических лабораторий установлен высокий уровень общей микробной обсеменённости воздуха, предметов обстановки, зубных протезов на различных стадиях их изготовления, высокий процент выделения патогенных стафилококков и кишечной палочки.

Зубные техники должны строго соблюдать санитарно-противоэпидемический режим, заключающийся в выполнении элементарных правил личной гигиены, регулярной влажной уборке помещений, санации воздуха, использовании индивидуальных полотенец или салфеток однократного применения, дезинфекции всех зуботехнических изделий непосредственно после извлечения из полости рта пациента (Миродез-базик и Трилокс 1%).

В процессе изготовления металлических зубных протезов используют около 20 металлов, в том числе золото, серебро, платину, хром, никель, молибден, титан, кобальт и другие, пары и пыль которых во время плавления и обработки протезов могут попадать в воздух. Запылённость на рабочем месте зубного техника резко возрастает во время шлифовки и полировки протезов.

Работа с вредными химическими веществами зуботехнических лабораториях предусматривается при условии использования местных вытяжных устройств.

Кроме металлов в качестве материала для зубных протезов или в процессе их изготовления применяют пластмассы (акрилаты, полиамиды, поликарбонаты). Это многокомпонентные системы, состоящие из основного связующего вещества, наполнителя, пластификатора, красителя, катализатора, ингибитора и других добавок. Частым аллергеном для ортопедов и зубных техников служат акрилаты и гипс (плохо твердеющие марки).

Более 500 химических веществ, применяемых в стоматологии, способны вызывать аллергические реакции. Многие стоматологические материалы могут быть антигенами при профессиональных аллергических дерматитах. По статистическим данным, около 15% стоматологов страдают от вредного воздействия медикаментов и материалов.

В связи с многообразием применяемых в ортопедической стоматологии химических веществ вопрос о гигиенических условиях труда стоматологов-ортопедов и зубных техников приобретает особую актуальность. Повышенная концентрация токсического вещества в воздухе или сочетание с другими веществами, оказывающими синергическое действие на организм, — это вредные аспекты профессиональной деятельности стоматологических специалистов.

Для защиты работающих в зуботехнической лаборатории от вредного влияния акриловых пластмасс рекомендуется замешивать массу через двойную увлажненную целлофановую плёнку, на лицо надевать маску, а на глаза — очки.

Необходимо обратить внимание на:

• вопросы нормирования размеров производственных площадей;

• параметры микроклимата;

• устройство вентиляции;

• уровни естественного и искусственного освещения зуботехнических лабораторий.

В ортопедических отделениях, в том числе и зуботехнических лабораториях, рекомендуется использовать светодиодные или флуоресцентные лампы, благоприятные для выполнения работы. Люминесцентные лампы с улучшенной цветопередачей типа ЛДЦ-4 (лампы дневного света) и ЛХБЦ-Д (холодного белого света, дневные), ксеноновые лампы часто используют и рекомендуют в нашей стране.

Тип изделия

Уровни звукового давления, в дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровень звука LАэкв/LАmax (дБА)

31,5

Оборудование, предназначенное для кратковременного использования средним медицинским персоналом (оборудование для зубопротезного производства и т.п.)

Общий уровень звукового давления в диапазоне частот от 1,4 Гц до 22 Гц не должен превышать 75 дБ.

Для снижения шума и вибрации в зуботехнической лаборатории необходимо следующее.

  1. Установить компрессор в отдельном помещении или поместить его в защитный кожух из звукопоглощающего материала.
  2. Установить шлифмоторы на рабочем столе на резиновую амортизирующую подушку.
  3. Своевременно чистить и смазывать вращающиеся части механизмов, следить за исправностью отдельных узлов и шлифмотора в целом.
  4. Следить за техническим состоянием шлифовального круга и не допускать его деформации.
  5. Рекомендовать зубным техникам применять индивидуальные средства защиты от шума.

Имеются данные о возможном заражении врачей, сестринского и технического персонала стоматологических лечебных учреждений через загрязнённый инструментарий, слепки, протезы.

Для снижения риска заражения врача и техника при работе со съёмными протезами предложено обрабатывать их различными дезинфицирующими растворами и средствами (Миродез-базик и трилокс 1%).

Помещения зуботехнической лаборатории должны хорошо вентилироваться. Все участки с вредными веществами, где проводятся пыльные работы, должны быть обеспечены вытяжкой. Освещение лаборатории должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормам. Соотношение остеклённой поверхности к площади пола должно быть не менее 1/5. Рекомендуемой высотой лабораторных помещений является 3-3,5 м. При этой высоте, объёме производственного помещения не менее 13 м3 (4 м2 площади на каждого сотрудника) и оптимальном освещении (свет на рабочее место падает прямо или с левой стороны от работающего) можно говорить о соблюдении санитарных норм и правил в зуботехнической лаборатории.

Если стоматологическая поликлиника небольшая и объём работы зуботехнической лаборатории невелик, допускается совмещение различных помещений. При этом санитарные и гигиенические требования должны быть соблюдены, а безопасность работающих в помещениях людей должна быть обеспечена полностью.

При наличии зуботехнической лаборатории на 1-2 штатных единицы зубных техников, возможно ее размещение в 2-х кабинетах — в одном из кабинетов совмещаются процессы гипсовки, полировки, полимеризации, пайки, в другом — рабочее место зубного техника. При этом суммарная площадь кабинетов должна быть не менее 14 м2

Высота потолка

3-3,5м

Площадь зуботехнической лаборатории не менее

7м2

Специализированные помещения: полимеризационная, гипсовочная, полировочная, паяльная не менее

7м2

Площадь на одного сотрудника не менее

4м2

Объём помещения на одного сотрудника не менее

13м3

Количество зубных техников в одном помещении не более

10 чел.

Соотношение остеклённой поверхности к площади пола

Освещённость помещения

500лк

Влажность воздуха

30-60%

Температура воздуха

в тёплое время года

21-23°С

в холодное время года

22-24°С

Скорость движения воздуха не более

0,2м/с

Эргономические основы организации рабочего места врача–стоматолога

Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые делают труд высокопроизводительным и надежным, в тоже время обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье, работоспособность

Эргономические проблемы (задачи) в зуботехнической лаборатории:

1. Обеспечение максимального удобства работы зубного техника (гигиена труда, техника безопасности).

2. Организация рабочего места зубного техника (рациональное размещение оборудования).

3. Обеспечение комфорта в зуботехнической лаборатории.

4. Снижение психологической и эмоциональной нагрузок на зубного техника.

5. Снижение физиологической нагрузки зубного техника.

6. Изучение профессиональных вредностей.

Основные задачи эргономики в стоматологии (Г.М. Иващенко и Т.В. Никитиной (1972)):

1. Конструирование оборудования, рабочей мебели, рабочей одежды и инструментария должно учитывать антропометрические измерения и анатомо-физиологические особенности организма медицинского работника (врач, медицинская сестра, зубной техник) в соответствии с требованиями технической эстетики (дизайн), гигиены труда и техники безопасности.

2. Рациональное устройство стоматологического кабинета и рабочих помещений на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства (отопление, освещение, вентиляция, кондиционирование воздушной среды), внутренняя отделка интерьеров.

3. Дифференциация эргономических исследований в соответствии с профилем работы по специальности (терапевт, хирург, ортопед, ортодонт, медицинская сестра, зубной техник), видом приема (поликлиника, стационар, отдельный кабинет).

4. Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально под рост, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах.

5. Совершенствование работы с кадрами путем медицинского профессионального отбора абитуриентов в зависимости от профиля будущей лечебной работу (медицинские показания и противопоказания к обучению в стоматологических учебных заведениях, профессиональной особенности будущих специалистов, предъявляющие требования к зрению, слуху, физическому развитию мануальным способностям).

6. Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний.

Для сохранения нормального гигиенического состояния и чистоты помещений и во избежание образования щелей полы делают ровными, с гладкими покрытиями светлых тонов, которые удобно чистить и мыть.

В процессе изготовления зубных протезов возможен перенос инфекции от пациента к врачу, ассистенту или зубному технику. Сегодня, когда наблюдается рост заболеваемости гепатитом, туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и другими инфекционными заболеваниями, возможность их передачи в условиях стоматологической клиники заставляет серьёзнее относиться к выбору средств дезинфекции и стерилизации. Хотя зубные техники практически не контактируют с пациентом, но работают с оттисками и моделями.

Миродез базик представляет собой прозрачную жидкость от бесцветного до желтого цвета со слабым специфическим запахом

Миродез базик содержит комплекс четвертичных аммониевых соединений (бензалкониум хлорид и дидецилдиметиламмоний хлорид) – суммарно 2%, полигексаметиленгуанидина гидрохлорид (ПГМГ) – 2,5%, а также вспомогательные компоненты (ПАВы, синергисты биоцидов, ингибитор коррозии и пр.). рН 1% раствора средства 5,0±1,5

Трилокс представляет собой прозрачную жидкость голубого цвета со слабым специфическим запахом.

В состав Трилокса входят:

  • полигексаметиленгуанидин
  • бензалкония хлорид (ЧАС)
  • третичный амин

Свойства и преимущества:

  1. Комплексная дезинфекция за 15-30 мин при концентрациях 0,1% – 2% по всему бактериальному спектру, включая туберкулёз, вирусы и грибы
  2. Эффективен против плесневых грибов и особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия)
  3. Малоопасное вещество (4 класс опасности), рабочие растворы не обладают сенсибилизирующим и местно-раздражающим действием
  4. Обладает высокой моющей способностью, в том числе подсохшей крови
  5. Безвреден для окружающей среды (полностью биоразлагаем)

Стабилен при хранении и транспортировке при температуре от -20°С до +35°С

  1. Обладает хорошей совместимостью с материалами
  2. Идеально используется в ультразвуковых мойках
  3. Позволяет решать все вопросы комплексной дезинфекции

«Ортосол-1» обладает широким спектром действия, оказывает бактерицидное, противогрибковое и антивирусное действие, уничтожает вирусы гепатита В и ВИЧ-инфекции, микобактерии туберкулёза. Если указанное средство применяют при дезинфекции оттисков методом погружения, то при этом необходимо использовать стеклянную или эмалированную посуду или специальные контейнеры, полностью погружать оттиск в антисептик, уровень антисептика над оттиском должен быть не менее 1 см. Метод погружения наиболее подходит для дезинфекции оттисков из силиконовых материалов (относительный недостаток). Альгинатные и гидроколлоидные массы впитывают влагу, из-за этого оттиски могут изменять свой объём и конфигурацию. Этого можно избежать, используя метод орошения. При дезинфекции методом орошения оттиски не погружают, а орошают раствором, что исключает деформацию и обеспечивает сохранность конфигурации и объёма.

•»Ортосол (ДЕНТ)» предназначен для очистки съемных зубных протезов от бактериального налета, остатков пищи или фиксирующих материалов, а также для хранения протезов.

•»Ортосол-2 (ИМПРЕС)» задерживает обезвоживание и предохраняет оттиски из всех видов альгинатных материалов от размерных деформаций.

•»Ортосол-3 (АДГЕЗИВ)» предназначен для создания ретенционных пунктов на слепочных ложках.

•»Ортосол-Клинз» (концентрат) предназначен для очистки стоматологических инструментов от альгинатных и гипсовых оттискных масс.

Техника безопасности труда сотрудников зуботехнической лаборатории

К работе в зуботехнической лаборатории допускаются лица, имеющие законченное медицинское образование, подготовку на I группу электробезопасности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Персонал зуботехнической лаборатории должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 12 месяцев. Для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, ротовой и носовой полостях, а также носительства стафилококка у персонала лаборатории не реже одного раза в 6 месяцев проводится плановое обследование.

Все вновь поступившие на работу зубные техники должны пройти вводный инструктаж у инженера по охране труда. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда. После этого проводится окончательное оформление вновь поступающего работника и направление его к месту работы.

Каждый вновь принятый на работу в зуботехнической лаборатории должен пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Все работники зуботехнической лаборатории проходят повторный инструктаж не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты инструктажа фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте.

При поступлении на работу и периодически не реже одного раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.

Персонал зуботехнической лаборатории обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха. Персонал зуботехнической лаборатории обязан:

  • руководствоваться в работе инструкциями (должностными; по санитарному режиму; заводов-изготовителей на оборудование, установленное в зуботехнической лаборатории);
  • владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать местонахождения аптечки;
  • знать правила пожарной безопасности и места расположения средств пожаротушения.

Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников зуботехнической лаборатории санитарной одеждой, спецодеждой, спецобувью и другими предохранительными приспособлениями. Персонал зуботехнической лаборатории обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты.

О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно известить заведующего производством или старшего зубного техника, которые должны организовать первую помощь пострадавшему, доставку его в лечебное учреждение, сообщить об этом главному врачу и инженеру по охране труда. Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

Лица, допустившие нарушение инструкции по охране труда, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

При работе в зуботехнической лаборатории запрещается:

  • выполнять технологические процессы в помещениях, не приспособленных для этих целей;
  • работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями;
  • оставлять без присмотра спиртовки и газовые горелки, аппараты, приборы, устройства, включенные в электрическую сеть, держать вблизи них легковоспламеняющиеся вещества;
  • хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке;
  • работать при отключенных системах водоснабжения, канализации и вентиляции;
  • работать без установленной спецодежды и предохранительных приспособлений.

Приступать к работе на любом оборудовании следует после проверки в журнале технического обслуживания отметки об устранении ранее записанных замечаний и дефектов.

Перед началом работы необходимо:

1) включить вентиляционную систему,

2) надеть санитарно-гигиеническую одежду и обувь,

3) приготовить средства индивидуальной защиты;

4) проверить готовность к работе оборудования, приборов, аппаратов и приспособлений.

Различные технологические манипуляции с использованием аппаратов, приборов (паяние, полимеризация, полирование, механическая обработка протезов и их полуфабрикатов и др.) проводят в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя по их эксплуатации и с использованием индивидуальных защитных средств кожи, органов дыхания и зрения.

По окончании работы персонал зуботехнической лаборатории обязан:

1) привести в порядок рабочее место;

2) отключить электрооборудование и приборы или перевести их в режим, оговоренный инструкцией по эксплуатации;

3) выключить вентиляцию;

4) снять санитарную одежду и убрать ее в отведенное место.

Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует: мыть руки водой комнатной температуры (+ 20 С); тщательно просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем; не допускать попадания на открытые поверхности кожи мономера. Для мытья рук желательно применять нейтральные пережиренные сорта мыла. Обрабатывать кожу рук перед началом работы следует кремами защитного типа или смесью глицерина, воды, нашатырного и этилового спирта в равных частях. При аварии персонал зуботехнической лаборатории должен поставить в известность старшего зубного техника или заведующего производством. В случаях поражения человека электрическим током и прочих травмах действовать согласно инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим от электрического тока. Персонал должен отключить электрооборудование и вызвать электромонтера при прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве в системах электропитания или при появлении запаха гари. При возникновении пожара необходимо вызвать пожарную команду и до прибытия и встречи ее тушить загорание первичными средствами пожаротушения. При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии.

  1. Вести прием в спецодежде (халат, колпак, маска)

  2. Использовать индивидуальные средства защиты ( резиновые перчатки, защитные очки)

  3. Менять каждые 4 часа маску, кварцевание, проветривание кабинетов.

  4. Использовать только стерильные инструменты.

  5. После каждого пациента обрабатывать наконечник салфеткой смоченной 6% перекиси водорода.

  6. При сепарации зубов обязательно пользоваться защитной головкой

  7. При случайном ранении рук рану обработать дез.средствами и продолжать работу в медицинских перчатках или напальчниках.

  8. Не оставлять включенными без необходимости бормашины, электроплитки.

По окончании работы персонал кабинета обязан привести в порядок рабочее место, выключить вентиляцию, отключить оборудование, снять санитарную одежду и убрать в отведенное место. Марлевые повязки сдать на санитарную обработку. Влажная обработка всех помещений проводится ежедневно, 1 раз в месяц – генеральная уборка помещения с мытьем стен, полов, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

Обеспечение электробезопасности на рабочем месте:

В стоматологических кабинетах запрещается:

  1. Работать на неисправном оборудовании, без заземления.

  2. Оставлять без присмотра аппараты, приборы, устройства, включенные в электросеть.

  3. Хранить вблизи с электронагревательными приборами вату, спирт и др. легковоспламеняющиеся вещества.

  4. Работать без инструктажа по ТБ.

Действия при поражении человека электрическим током.

  1. Отключить источник эл. тока.

  2. При невозможности отключения освободить пострадавшего от оголенного провода при помощи сухих, не проводящих эл. тока предметов (дерево, веревка, резина).

  3. Можно оттащить пострадавшего за полы одежды, если она не мокрая, не касаясь тела и металлических предметов.

  4. Оценить состояние пострадавшего и оказать первую медицинскую помощь, при необходимости провести искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и доставить в лечебные учреждения.

  5. При прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве электропитания или при появлении запаха гари отключить электрооборудование и вызвать электромантера.

Эргономика

Эргономика – это наука об оптимальном взаимодействии человека и оборудования.

Целью стоматологии «в четыре руки» являются:

  1. повышение концентрации внимания врача при работе с пациентом;

  2. минимизация движений врача и изменений его угла зрения.

Условиями для работы «в четыре руки» являются:

  1. хорошо обученный ассистент-сестра;

  2. продуманная эргономика и менеджмент стоматоматологического кабинета, определенная система работы;

  3. разделение всего рабочего пространства на зоны для исключения помех при работе;

  4. точно разграниченное пространство стоматолога и ассистента, в котором они работают, и не пересекают для предупреждения травматизма при работе.

Существуют 4 рабочие зоны (для того кресло пациента условно делят на 12 секторов, как циферблат часов):

  1. зона врача: в этой зоне никто и ничто не должны находиться на расстоянии в 60-80см, т.е. движение врача на стуле рядом с пациентом происходит без помех.

  2. зона ассистента находится:

  • в положении 2- 5 при работе со стоматологом-правшой;

  • в положении 7-10 при работе со стоматологом-левшой.

Ассистент сидит несколько выше врача, чтобы четко видеть все рабочее пространство.

  1. статическая зона находится:

  • в положении 12- 2 для стоматолога-правши;

  • в положении 12-10 для стоматолога -левши.

Здесь распологается документация, рентгеновские снимки, модели, зеркало, приготовленные инструменты, которые могут понадобиться при выполнении операции.

  1. зона транспортировки:

  • в положении 5-8 для стоматолога – правши;

  • в положении 4-7 для левши.

В этой зоне ассистент подает врачу инструменты, оборудование и материалы. Э Передача происходит только под подбородком пациента, но никогда не над лицом. При подаче материалов ассистент держит в левой руке подаваемый материал, в правой — салфетку или вату, об которую, в случае необходимости, вытирает инструмент или зеркальце.

Сигналы для передачи или замены какого-либо инструмента или материала оговорены заранее.

По способу передачи сигнал может быть вербальным или мануальным;

Вербальный сигнал осуществляется словами. Этот способ с психологической точки зрения наименее подходящий. Стрессовая ситуация, сложившаяся для пациента при осуществлении врачебных манипуляций, не должна усугублятся упоминанием каких-либо терминов, имеющих к ней отношения.

Мануальный сигнал — при помощи заранее обговоренных жестов, мимики и движений.

Основные правила передачи материалов

При эффективной передаче достигается высокий уровень работы, освобождающий стоматолога от лишних движений и касания руками возможно инфицированных поверхностей.

Врач держит руки только в рабочей зоне, сосредоточившись на выполнении конкретной операции — ассистент внимательно следит за ходом работы, передавая все необходимые инструменты и материалы. Эффективная передача материалов и инструментов значительно экономит время, снижая рабочее напряжение стресс, травматизм и возможности инфицирования,.

Подготовка инструментов к подаче

Необходимо использовать систему предварительного заказа инструментов и материалов и планирования своих действий для выполнения определенных действия для каждого конкретного пациента

Наиболее удобным является tray-система: ассистент, исходя из предварительной записи всех необходимых инструментов и материалов в книге заказов, заранее подготавливает все необходимые для работы с каждым пациентом. В статической зоне ассистент также подгатавливает инструменты и материалы, которые возможно понадобятся при выполнении операции.

Передача инструментов и материалов

При передаче материала ассистент держит его в левой руке, а правой рукой берет материал рабочим концом инструмента, при помощи которого переносится, например, композит, амальгама или цемент.

Острие инструмента направляется:

  • вверх — если стоматолог работает с верхней челюстью;

  • вниз — если стоматолог работает с нижней челюстью.

Так же ассистент передает инструменты для эндодонтии: корневые пилочки, бумажные и гуттаперчивые штифты. Ассистент подхватывает пинцетом инструмент или штифт за его верхнюю половину таким образом, чтобы за его верхний край в месте над отметкой отмеренной длины мог взяться своим пинцетом стоматолог.

Если рабочий зуб находится на верхней челюсти, то острие инструмента или штифты располагаются по направлению вверх, если на нижней челюсти — вниз.

Замена инструмента

При замене инструмента ассистент держит его за середину большим и указательными пальцами левой руки или за нерабочий конец. Заменяемый инструмент перемещается в зоне транспортировки на небольшое расстоянии и параллельно инструменту, с которым работает врач. После выполнения конкретного действия стоматолог опускает вниз рабочий инструмент, в котором более не нуждается. Это является сигналом для замены инструмента. Ассистент реагирует на него изъятием ненужного инструмента из руки врача мизинцем и безымянным пальцем левой руки и заменой его на заранее приготовленный.

Техника транспортировки

  1. Перенос с помощью одной руки используется чаще, позволяя ассистенту иметь одну свободную руку для других манипуляций.

  2. Перенос с помощью двух рук используется для переноса тяжелых инструментов.

Техника транспортировки зависит от способа держания инструмента. По способу держания выделяют 4 группы инструментов:

  1. как карандаш (зонд, шпатель, наконечники, генератор, насадки, ультразвук);

  2. ладонью, придерживая большим пальцем (шпатель).

  3. держать только ладонью — инструменты, которые имеют только один рабочий конец (щипцы).

  4. держать особым способом (ан естетики, ножницы ,держатель амальгам и почти все инструменты и материалы, которые ассистент подает при помощи другого инструмента, чаще пинцета).Подача анестетика требует особого внимания, т.к. может произойти травмирование пациента. Желательно, чтобы пациент не видел иглы: ассистент подает анестетик под подбородком пациента, одновременно стоматолог опускает подбородок пациента и он не видит иглу. Ассистент держит шприц за колпачок на игле и вкладывает его в руку стоматолога, который фиксирует шприц на руке и лишь тогда ассистент снимает колпачок с иглы. После укола врач возвращает шприц в зону транспортировки. Ассистент в одну руку берет шприц, в другой же держит колпачок, который надевает на иглу.

Подача ножниц производится ассистентом так, чтобы стоматолог их мог сразу же надеть на большой и средний пальцы.

Держатель амальгамы должен подаваться ладонью или как карандаш.

Неправиьная передача

Если инструмент или материал неправильно подан, то это может привести к травмированию пациента или персонала.

Неправильная передача инструментов или материалов может возникнуть из-за:

  • слабой выучки персонала;

  • неосторожности;

  • невнимательности ассистента;

  • плохой организации работы.

Повторное перемещение и манипуляции с инструментами продлевают работу стоматолога, вызывая стресс инапряжение между пациентом и персоналом.

ЛИТЕРАТУРА.

Занятие №2

Тема занятия: Патология твердых тканей зубов. Классификация и этиологические факторы. Методы обследования. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Виды зубных протезов, восстанавливающих анатомическую форму зубов. Обоснование метода лечения. Психотерапевтическая подготовка больных к ортопедическим манипуляциям.

Цель занятия: изучение патологии твердых тканей зубов. Проведение дифференциальной диагностики. Методы обследования и лечения.

Продолжительность занятия: 3 часа.

Продолжительность занятия: 3 часов.

План практического занятия: Время

1. Организационный момент 5 мин

2. Оценка знаний студентов:

  • вопросы к исходному уровню знаний: 10 мин

1.Зубы и зубные ряды (зубные дуги).

2.Анатомическое, гистологическое состояние строение эмали, дентина и цемента.

3.Принципы обследования больного в ортопедической стоматологической клинике.

4.Основы диагностики заболеваний.

5.План и задачи ортопедического лечения.

  • контрольные вопросы по теме 30 мин

1. Дефекты твердых тканей коронки зуба (определение, классификация).

2.Этиологические факторы возникновения патологий твердых тканей зубов.

3.Методы обследования больного с дефектами твердых тканей зубов.

4.Дифференциальная диагностика патологии твердых тканей зубов

5.Виды зубных протезов, используемых при дефектах коронок зубов.

6.Штифтовые конструкции и их элементы. Показания к их применению.

7.Психотерапевтическая подготовка больных к ортопедическим манипуляциям.

3. Обследование тематического пациента ассистентом 30 мин

4. Аудиторная самостоятельная работа студентов: 60 мин

  • обследование больных с патологией твердых тканей зуба,

  • заполнение истории болезни,

  • оформление заказ-наряда..

5. Обсуждение самостоятельной работы студентов 20 мин

6. Задание на следующее занятие 5 мин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *