Техники самопрезентации

Создание имиджа — длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. По мнению В.М. Шепеля, имиджирование — ряд преднамеренно выстроенных моделей поведения.

Понятие самопрезентация происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям».

В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам».

В американской традиции самопрезентация рассматривается как проявление демонстративного поведения в межличностном общении, а само демонстративное поведение — как одна из форм социального поведения.

Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация — это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих. В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление.

Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе встречается в работах Э. Гоффмана, выдвинувшего концепцию «социальной драматургии». Суть её заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнёра, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других. Такой контроль возможен преимущественно путём воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами.

Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнения это «определение ситуации». Чтобы предотвратить эти замешательства, постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими.

Исследования, представленные Д. Майерсом в книге «Социальная психология», показывают, что в большинстве случаев самооценка у людей завышена (благосклонное и оптимистическое отношение к себе). Такое позитивное отношение к себе приводит к ожиданию такого же позитивного отношения к себе со стороны окружающих, что вызывает «подыгрывающее» поведение, которое может привести к позитивному отношению окружающих к себе (подыгрывающее поведение — самопрезентация). Желание показать себя с лучшей стороны, чтобы быть позитивно воспринятым окружающими, влияет в свою очередь на самооценку и самоуважение.

Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях — осознанно.

Теория когнитивного диссонанса рассматривает самопрезентацию как один из приёмов устранения диссонанса. Эта теория исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить согласованность, личность может использовать такие приёмы: например, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношения которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Намеренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе и т.д. Эти большей частью неосознаваемые способы позволяют индивиду поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранить единство «образа Я».

Е.Л. Доценко в книге «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» рассматривает управление образами как один из видов манипуляции.

Манипуляция в данном случае рассматривается как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Другая группа исследователей рассматривает самоподачу как управление вниманием. Управление восприятием партнёра происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия.

Ю.М. Жуков в книге «Эффективность делового общения» рассматривает самопрезентацию в контексте системы правил эффективного общения. Под понятием «правила общения» скрывается ряд весьма различных средств регуляции коммуникативного поведения, содержание и функции которых не однотипны. Выделяют правила коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи.

Некоторые правила самоподачи относятся к технике общения, но большинство из них имеет отношение к тактике общения. Правила самоподачи необязательны в том смысле, что их выполнение не санкционируется ожиданиями окружающих, они не обязательны, а факультативны.

Самостоятельность имиджа открывает возможность воздействовать на него путём тех или иных влияний. С их помощью могут быть созданы более или менее искусственные конструкции, вбирающие сознательно выделяемые качества.

С психологической точки зрения этот процесс должен опираться на ряд механизмов. Фасцинация (от англ, fascination — очарование, обаяние) связана с речевым, словесным воздействием, при котором минимизируются потери информации, возбуждаются внимание и интерес. Аттракция (от англ, attraction — привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии и готовности к общению. Как считает В.М. Шепель, фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы имиджирования и имеют множество способов обеспечения их наилучшего эффекта.

В целом задачи имиджирования весьма специфичны. С одной стороны, процесс имиджирования есть некая технология, основанная на строгих правилах, разработках пакета процедур, критериях и методах замера результатов. С другой — он имеет вполне творческий характер, близкий задачам искусства.

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности — многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия.

Эти принципы — обязательные требования к организации имиджирования. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства работников социологической деятельности.

Сущность, цели и задачи самопрезентации

Замечание 1

Понятие самопрезентации определяется как система управления впечатлением окружающих. Человек демонстрирует свои личные и профессиональные качества, внешний облик для привлечения внимания к своей персоне. Часто этот термин заменяется словами: самоподача или самопредъявление.

Владеть искусством самопрезентации важно для представителей шоу-бизнеса, театра и кино, политических деятелей и предпринимателей. В этих сферах нужно обладать положительным имиджем и притягательным образом, чтобы привлекать аудиторию.

В широком понимании ключевой целью самопрезентации является «продажа себя», т.е. необходимо понравится собеседнику или публике. Отношение обычно складывается за первые 30 секунд коммуникации. Следующие 3 минуты происходит укрепление мнения. Изменить отношение после первых трех минут общения трудно, а иногда невозможно. Поэтому следует запомнить правило эффективной самопрезентации: «30 секунд и 3 минуты».

Следующая цель самопрезентации — это построение взаимодействия выступающего и публики для достижения желаемого результата. Любые отношения между людьми служат для удовлетворения потребностей, долгие связи могут быть установлены, если потребности удовлетворяются взаимно. Это можно назвать симбиозом или синергией. Поэтому важно помнить, что у каждого диалога есть цель, у каждого собеседника есть потребность.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности и цели самопрезентации 460 руб.
  • Реферат Особенности и цели самопрезентации 260 руб.
  • Контрольная работа Особенности и цели самопрезентации 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для большинства людей еще одной целью самопредставления считается восполнение нехватки в чем-либо. При этом сам субъект может и не осознавать, что нехватка существует. Но при четкой и ясной цели, следует не забывать о скрытых мотивах.

Использование самопрезентации при установлении различных контактов с людьми позволяет решить ряд задач:

  • адаптация – обеспечение оптимального вхождения в систему профессиональных отношений, приспособление к реальным условиям;
  • коммуникация – возможность взаимодействия с людьми, вливание в команду, превращение в лидера;
  • информирование – создание условий для информационного обмена с коллегами, клиентами и другими заинтересованными лицами;
  • коррекция – исправление возможных недостатков и искажений в образе профессионала, предотвращение появления слухов и негативной информации;
  • демонстрация – предъявление доказательств своей компетенции и профессиональной квалификации (свидетельства, дипломы, грамоты и т.п.).

Особенности самопрезентации личности

Самопрезентация имеет большое значение для понимания собственного «я». Выделяет несколько причин этого:

  • люди стремятся к тому, чтобы их видели в лучшем свете: интересными, образованными, дружелюбными и ответственными или наоборот передавать совершенно иной образ;
  • самопрезентация помогает описывать и понимать многочисленные и разнообразные презентации самих себя, которые хотелось передать другим;
  • самопрезентация оказывает влияние на знание собственного «я»: через поведение и действия человек получает знания, которое соответствует собственному «Я».

Определение 1

Самопрезентация – это часть сложного процесса формирования имиджа специалиста. Человек, который профессионально занимается какой-нибудь деятельностью, оказывается включенным во множество социальных и деловых отношений.

Особенностью формирования специалиста внутри профессии является обращение профессиональной среды к авторитетным людям, чьи труды служат имиджевым эталоном. Вторая особенность – это информационная и коммуникационная связь специалистов между собой через непосредственное общение и через определенные средства (Интернет, профессиональная литература, конференции, обучение). Это позволяет не только знать личные качества коллег, но и их деловые компетенции.

Особенностью деятельности специалиста для внешнего окружения (клиенты) является то, что его положительный имидж – это гарантия востребованности. Обсуждение специалиста происходит в определенном круге лиц, мнение о человеке передается другим людям и оно начинает существовать само по себе.

Стратегии и техники самопрезентации

Многие ученые, занимающиеся исследованием самопрезентации, рассматривают ее как поведенческую реализацию мотивации.

Исследователи Р. Аркин и А. Шутц как раз и отмечали наличие данного признака в самопрезентаци. Они выделили два вида представления личности, а именно приобретающее и защитное.

Для приобретающей самопрезентации характерен выбор обычных ролей и задач, которые соответствуют уровню образования и социальному положению субъектов. Люди вступают в контакты с равными себе людьми.

Защитная самопрезентация – это поведенческое проявление мотивации уклонения от неудач. Человек чаще всего не осознает это и выбирает неадекватные пути решения.

Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер рассматривали самопрезентацию как самораскрытие в общении между людьми через представление своих мыслей, черт характера и т.д. Этот процесс является неосознанным и отражает социальную природу человека, его потребность в признании. При этом одного впечатления недостаточно, человек стремится показать, что он из себя представляет.

Ученый Эрвинг Гоффман утверждал, что когда человек предстает перед публикой, она стремится собрать сведения о нем или строит сове поведение на основе уже имеющейся информации. Аудитория интересуется социально-экономическим статусом выступающего, его компетентностью, Я-концепцией и др. А сам субъект самопрезентации старается контролировать то впечатление, которое он производит. Потому что впечатление — это очень деликатная вещь и тонкая реальность, которая может быть разрушена даже незначительной ошибкой.

Исследователи И. Джонс и Т. Питтман описывают самопрезентацию как поведенческую реализацию стремления к власти в отношениях между людьми. Они выделяют пять видов власти и предлагают соответственно пять стратегий ее достижения.

  • власть обаяния: старание понравится (выражать согласие, льстить, оказывать благосклонность);
  • власть эксперта: самопродвижение, самореклама (хвастать, демонстрировать знания и умения);
  • власть страха: запугивание (выдвигать требования, угрожать неприятностями);
  • власть наставника: пояснение примером (хвастать, демонстрировать свои достонства);
  • власть сострадания: мольба (умолять, демонстрировать слабость и зависимость).

Замечание 2

Существует ряд исследований в области управления впечатлениями. Это такие техники и приемы, как наслаждаться отраженной славой (использовать чужой успех в своих целях) и вредить (намеренное преувеличение недостатков для повышения собственного статуса в глазах аудитории).

1. Стратегии и техники самопрезентации

Халифаева Ольга Алексеевна

2. Цель самопрезентации

Цель
30 секунд
Цель
первых 3
минут
И. Джонс и Т. Питтман понимают
под
самопрезентацией
поведение, в котором человек
реализует стремление к власти в
межличностных отношениях.

4. Стратегии самопрезентации по Джонсу и Питтману

Стратегия
Техника
Цель
Старание понравиться
Выражать согласие
Хвалить собеседника или
аудиторию
Быть благосклонным
Казаться
привлекательным –
власть обаяния
Самопродвижение
(самореклама)
Хвастать
Демонстрировать знания
Демонстрировать умения
Казаться компетентным
– власть эксперта
Запугивание
Выдвигать требования
Угрожать
неприятностями
Казаться опасным –
власть страха
Пояснение примером
Хвастать
Демонстрировать свои
достоинства
Казаться достойным
подражания – власть
наставника
Мольба
Умолять
Демонстрировать
слабость
и зависимость
Казаться слабым – власть
сострадания

15. Командная работа

Выделите
какие
стратегии
вступающих с самопрезентацией,
вы увидели в ролике из фильма
«Деньги на двоих» и «Духлес»?

16. Самопрезентация – управления впечатлением Р. Чалдини

18. Формирование первого впечатления Визуальный имидж

20. Кинестетический и обонятельный имидж

1. Напишите речь, а
затем сократите ее в
несколько раз;
2. Приготовьте формальный и
неформальный вариант самопрезентации;
3. Поймите нужды вашего работодателя или
аудитории (выясните потребности);
4. Потренируйтесь перед зеркалом
(вербальные и невербальные средства)
6. Подстраивайте речь под конкретную
ситуацию.

Задачи:

  1. Поиск форм и средств, усиливающих выразительность устной речи.
  2. Поиск форм и методов, развивающих артистичность у учащихся.
  3. Поиск игровых форм и методов, формирующих уверенность в себе, чувство собственного достоинства остроту ума и быстрого реагирования на различные ситуации.
  4. Научить детей подать себя, представлять достижения свои и другого человека.
  5. Научить умелому ( умственному) использованию жестов и мимики в общении с людьми.

В начале работы я провела тестирование детей, которое показало насколько дети умеют общаться. По результатам теста вышло, что дети умеют прекрасно слушать своего собеседника, а в разговоре с ним вступают очень редко, особенно если это взрослый человек, то в разговор они не вступают вообще. После этого я пересмотрела и перестроила уроки чтения.

Чтобы стать хорошим собеседником и заставить себя слушать, необходимо уметь ярко и образно говорить. Это может только тот, кто овладел такими техническими умениями, над которыми мы начали работать на уроках.

1 умение. Научились правильно дышать, чтобы обеспечить опору своему голосу. Каждый урок чтения начинали с речевой гимнастики, выучили ряд упражнений, выполнение которых обеспечивает правильную осанку, настраивает наше тело на активную речевую работу:

Упражнение- «Тренировочно -речевая осанка”

вариант «А” – встать спиной к стене, прислоняясь к ней затылком, лопатками и пятками.
вариант «Б” – сесть ровно, плечи развернуть, голову держать прямо перед собой и чуть вниз, подбородок не должен подниматься кверху.

Упражнением научили регулировать речевое дыхание: правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно добирать воздух во время паузы, дышать легко, естественно.

Упражнение «Свеча”

Глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи.

После разученных упражнений на уроках в игровой, шутливой форме повторяли упражнения на считалках, на коротких стишках.

2 умение. Учились дикционно чисто говорить, проговаривая буквы не «склеивая” и не «глотая” окончания слов.

Чтобы этому научиться для этого нужно потренироваться. И на помощь нам пришли скороговорки. Это маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных”, «скользких” мест для произношения, но благодаря многократному повторению, вы добьетесь «чистоты выговора”, как писал М. Ломоносов.

Перед каждым произведением у нас была приговорка:

«Говорим четко, внятно, чтобы было всем понятно”.

Начали мы со скороговорок, где большее количество гласных, а потом перешли к согласным, парным, сонорным, щипящим.

3 умение. Говорить, выражая голосом свои чувства, правильно интонируя, придавая голосу окраску. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера.

Интонация состоит из следующих элементов:

  • мелодики (повышение или понижение голоса)
  • логического ударения;
  • паузы;
  • темпа речи;
  • основного тона высказывания;
  • ритма, мимики и жестов.
  1. Мелодика – повышение или понижение тона голоса
  2. Упражнение: Он пришел. (Чтение ровным голосом)

    Он пришел? (Чтение умеренно – повышенным голосом)

    Снег пошел! ( Чтение повышенным голосом)

  3. Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова
  4. В устной речи мы его выделяем наиболее громким произношением

    Упражнение: на пословицах ( выделяем голосом подчеркнутые слова)

    Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
    Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

  5. Пауза – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части.
  6. Различают несколько видов пауз –

    А) физиологическая или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух;

    Б) синтаксические паузы – связаны с синтаксической структурой предложения. Синтаксические паузы соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью:

    , — незначительная пауза
    : — длительная пауза перед пояснением
    — достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлением
    ; — длительная пауза в конце смыслового отрыва
    . – самая длинная пауза

  7. Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает разный и зависит от содержания, смысла высказывания.

темп: медленный, замедленный, средний с ускорением, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный

Упражнение: проговаривать скороговорки сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тараторят.

Затем переходим к небольшим стихам:

Хороша зима!
По ней
Мчится поезд из саней.
За кушан или за пояс
Ты держи меня сильней
Чтоб не выпасть из саней

5. Тон (тембр) – это эмоциональная окраска голоса человека.

Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека, передает все оттенки радости и горя, веселья и печали, ласки и грубости, похвалы и порицания.

Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковый

Упражнение: 1. Произнеси по разному междометие

О!
удивленно
радостно
недовольно
испуганно
маленькое слово
восторженно
нежно
вопросительно
Да!
задумчиво
скорбно
дерзко
иронически

Упражненик 2. Прочитай любую скороговорку разным тоном.

От топота копыт пыль по полу летит.

а) радостно, восторженно(«Как красиво мчатся кони!”)
б) раздраженно, недовольно (Фу, как напылили.)

Упражнение 3. Чтение маленьких стихотворений

Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.

Футбол !

Сказала тетя :

  • Фу, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама :

— Фу, футбол! ( с отвращением)

Сестра сказала :

  • Ну, футбол! ( разочарованно)

А я ответил :

  • Во, футбол! (восторженно)

Упражнение 4. Анализ текста, нахождение опорных слов, характеризующих персонаж.

И. Пивоварова.

Тайна (таинственным, интригующим голосом).

Я тебе
Открою тайну,
Никому
Не говори!
Если рано
Ты проснешься,
Если встанешь
До зари
Если тихо
Выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей и т.д.

6. Практика показывает, что школьники часто, читая или рассказывая, либо для устной речи не используют такие средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например , рассказывают о веселом, но с «каменным”, равнодушным выражением лица или наоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице.

Вся работа над жестами и мимикой была построена в три этапа :

I этап – «Без слов” – Задача этого этапа – познакомить детей с различными видами жестов и мимики, употребляемых в ситуациях, когда можно «сказать” без слов.

II этап – «Жест, мимика и слово”

На этом этапе выясняется вспомогательная по отношению к слову функция невербальных средств: Что скажешь ? Как покажешь? Как выразить на лице ?

III этап – «Слово, жест, мимика”.

На этом этапе жесты и мимика рассматриваются как средства выразительности устной речи.

  1. На первом этапе в начале урока чтения во вводной беседе с помощью анализа речевых игровых ситуаций, текстов, рисунков вместе с детьми мы выяснили, какие бывают жесты и мимика.

Рассматривали рисунки – схемы с изображением различных видов мимики.

Мимика – выражение лица ( учили стихи)

  • удивление
  • испуг
  • радость (Белка очень весела, белый гриб она нашла.)
  • грусть (Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.)
  • улыбка
    (Ваня, Ваня – простота купил лошадь без хвоста
    Сел задом наперед и поехал в огород.)
  • злость
  • слезы (Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил!)

Познакомились с различными видами жестов ( движение рук, головы) и я составила каталог жестов:

ритмические ( считалки)
локальные
указательные ( жест призыва- движение рукой и пальцами в направлении и говорящему; жест остановки – скрещение и разведение рук над головой; жест указания на что – либо или кого – либо, например учитель молча указывает ученику на незакрытую дверь, на ошибку в тетради; жест – просьба тишины – палец у губ и т.д.),
изобразительные :
жест высоты – высокий , низкий;
жест формы – круглый с изгибом.
символические (типа «Идет коза рогатая),
эмоциональные — выражающие состояния и чувства (жест радости – хлопки в ладоши, жесты сочувствия – согласия, несогласия)
этикетные (привет, браво, пока, до свидания),
модальные (да, нет, ладно конечно);
математические ( + , — , х , увеличение на, уменьшение на)

После знакомства с видами жестов и мимики я предлагала различные ситуации, а дети с помощью жестов и мимики изображали соответствующие действия и состояние участников этих ситуаций.

Например :

На уроке — вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете, какие жесты вы при этом используете? (Почесываем затылок, прикладываем пальцы к виску, поднимаем глаза)

Дома – вы пришли домой радостные и молча сообщаете маме(папе) что получили «5”. (Поднимаем руку с радостными пальцами и весело улыбаемся)

На улице – вы пытаетесь войти в магазин, но вас останавливает продавец, и молча показывает на табличку «Перерыв на обед”. Какой жест использовал продавец ?

В походе – представьте себе такое : вы в походе у костра. Один мальчик пошел за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то испугался там, на речке. Какие жесты и мимику он при этом использует ?

2. На втором этапе дети осознают вспомогательную роль жестов и этому способствует выполнение таких задач.

1) Чтение друг другу считалок, используя ритмические жесты.

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.

2) Разучивание небольших веселых стишков, где они использовали различные жесты и мимику.

Няня на ночь Нину мыла
Нина мыла не любила
Но не ныла Нина,
Нина – молодчина

3. На третьем этапе я сформировала у детей понятие о жестах и мимике как средствах выразительности устной речи.

1) Читали небольшие рассказы, басни, отрывки из сказок, разыгрывали эти отрывки, используя необходимые жесты и мимику.
2) Читали по ролям.
3) Инсценировали сказки, где ребята сами изготавливали костюмы героев и действия этих героев оживляли.

И если я сейчас задаю на дом задание : «Прочти выразительно” или расскажи выразительно, у детей нет вопроса: А как это? Они читают и рассказывают ярко, образно заразительно, привлекая внимание слушателей, используя памятку и все свои умения и интонационные элементы.

В результате практических упражнений в выразительном чтении создана была коллективно «памятка” — последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.

Памятка

как подготовится к выразительному чтению.

1) Прочитай текст внимательно. Определи, о ком и о чем говорится в тексте, какие чувства, настроение и переживание у героев и автора.
2) Расскажи, как ты относишься к событиям, героям, описаниям картин ?
3) Мысленно представь себе их (или нарисуй).
4) Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
5) Продумай и выбери интонацию — средства : тон , темп чтения, логическое ударение.
6). Прочитай сначала текст вслух для себя. Попробуй оживить героев, используя жесты и мимику.
7). Прочитай тест выразительно маме, папе, другу, сестре.

Сейчас свою работу в начальной школе я строю в 4 этапа:

I этап (1 класс) –

Речевая гимнастика – которая развивает у ребят на всех уроках в начальной школе дикцию, учит видеть красоту слова, стоить простые предложения и несложные тексты.

2 этап ( 2 класс) –

Интонационная гимнастика – которая развивает у ребят на всех уроках в начальной школе интонационные средства выразительной речи в слове, предложении, тексте.

3 этап ( 3 класс)-

Язык общения при помощи мимики и жестов.

4 этап ( 4 класс)-

Детский театр- создание в классе театрализованного кружка.

Огромную помощь в работе оказывают собранные мною комплексы игр, упражнений и этюдов, которыми я могу поделиться с другими учителями начальных классов.

    1. Комплекс игр и упражнений, развивающих на уроках в начальной школе средства выразительной речи ( дикцию, паузы, тон, темп, мелодику, логические ударения)
    2. Комплекс этюдов на выражения основных эмоций на уроках в начальной школе.
    3. Комплекс игр и упражнений, развивающих у учащихся речь.
    4. Комплекс игр и упражнений, формирующих уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
    5. Каталог жестов и поз.
    6. Комплекс театрализованных игр, диалогов, сценок, инсценированных сказок, стихотворений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *