Технология разработки социокультурного проекта

Ведущим принципом описания проектной технологии явля­ется простота и универсальность проектного алгоритма. Идея заключается в том, чтобы разбить проектную деятельность на несколько этапов, каждый из которых решает свои специфичес­кие задачи с помощью использования тех или иных технологий.

1 Этап: анализ ситуации

Исходной операцией в процессе проектирования является анализ ситуации. Ситуация — совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, соци­альная группа, общность, организация, регион. С помощью этой системной категории выделяется некая структурная и динами­ческая целостность, характеризующаяся набором устойчивых компонент — условий, факторов, механизмов, ценностей, целей, намерений и т. п. Ситуации бывают объективные и субъектив­ные, перспективные (открывающие новые возможности разви­тия) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), уп­равляемые и неуправляемые. Ситуация характеризует как внут­ренние, так и внешние по отношению к субъекту условия, опосредующие его активность, создавая тем самым предпосыл­ки для их преобразования или преодоления.

В качестве объекта анализа могут выступать:

• совокупность внутренних и внешних факторов и условий функционирования того или иного учреждения (напри­мер, бизнес-структуры, включая и ее макросреду);

• ситуация, радиус которой совпадает с той или иной терри­ториально-административной единицей (регион, город, район, поселение);

• обстоятельства жизнедеятельности определенной соци­альной категории или группы населения (которая рас­сматривается как реальная или потенциальная аудитория проекта). Данный уровень функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «образ жизни», которое представляет собой своеобразную теоретико-по­знавательную конструкцию, позволяющую выявить вза­имосвязь социальных и индивидуальных факторов, детер­минирующих деятельность и поведение людей. Проблем­ная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта — носителя определен­ного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее гра­ницы фиксируют территориальную, социально-демогра­фическую, этническую, профессиональную, возрастную или психолого-поведенческую общность, которая пережи­вает определенное неблагополучие в экономической, по­литической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

Структура и масштаб анализируемой ситуации определяется видом проекта. Например, при разработке рекламной кампании, во-первых, осуществляется характеристика маркетинговой ситу­ации, которая включает анализ рынка предложений по анало­гичным услугам, изучение оснований и способов позициониро­вания, стратегии и тактики продвижения товара конкурентами; во-вторых, дается характеристика проблем и ресурсов рекламо­дателя. При проектировании тура предварительно характери­зуется объект путешествий, и прежде всего с точки зрения на­личия или отсутствия туристских ресурсов, а также факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристско-экскурсионный потенциал: благоприятные климатические и природные условия; ландшафтную привлекательность; историко-культурный потенциал; экологическое состояние территории; социаль­но-экономическая и политическая ситуация в регионе.

Однако независимо от масштаба разрабатываемого проекта необходим учет проблем разных уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общекультурного или полити­ческого национального характера существенно влияют на жиз­недеятельность человека, независимо от места его проживания; локальные проблемы организации или учреждения могут быть общими для большинства территорий России; проблемы соци­альной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоя­тельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для дан­ной категории проблем в масштабах всей страны.

Ситуация анализируется по основным параметрам, которые: во-первых, являются относительно устойчивыми и существен­ными детерминантами функционирования того или иного субъекта (организации, социальной группы), определяющими, в том числе и его мотивы инициирования проекта; во-вторых, могут быть задействованы в рамках проекта, изменены или усо­вершенствованы. Характеристика ситуации осуществляется по двум базовым параметрам: а) проблемы; б) ресурсы (те скрытые резервы, которые при определенных и проектно обоснованных условиях становятся средством разрешения или оптимизации ситуации).

Категория «проблема» фиксирует различные грани ситуа­ции. Во-первых, в качестве проблемы рассматриваются объек­тивно существующие факты неблагополучия в тех или иных сферах жизни, различного рода утраты и препятствия, затруд­няющие процесс жизнедеятельности субъекта (личности, соци­альной группы, организации). По отношению к субъекту мар­кетинговой коммуникации проблемы — это определенного рода вызовы конкурентной среды, дефициты развития, препятствия и опасности. Во-вторых, проблемы — субъективно переживае­мое (т. е. осознанное) противоречие между реальным и желае­мым, целями и средствами (например, когда используемые сред­ства неадекватны поставленным целям и задачам, и в этой си­туации возникает необходимость в изменениях). В-третьих, проблема есть несоответствие (в тех или иных элементах ситу­ации) сущего и должного, реального и нормативного, которое фиксируется неким субъектом (менеджером, проектировщиком, педагогом и т. д.).

Таким образом, ситуация выступает в качестве модели ана­лиза, позволяя: операционально описать некую совокупность условий и проблем функционирования субъекта (включая социокультурную и маркетинговую среду, сферы жизнедеятель­ности, образ жизни реальной или потенциальной аудитории про­екта); выявить те необходимые ресурсы, которые сделают возможным решение или минимизацию этих проблем в рамках проекта.

Анализ ситуации включает в себя несколько операций:

• диагностику всей совокупности проблем (носителем ко­торых может быть личность, социальная группа, органи­зация, регион и т. д.);

• ранжирование проблем (определение степени их актуаль­ности по системе критериев);

• установление причинно-следственной зависимости меж­ду различными группами проблем;

• классификацию проблем по различным основаниям (ха­рактеру проблем, в зависимости от их распределения по элементам ситуации, радиусу действия);

• позиционирование проблем — определение тех социальных сил, структур и субъектов, для которых данная проблема актуальна, которые заинтересованы в ее решении или в поддержке будущего проекта. Их в дальнейшей логике проектирования следует рассматривать в качестве носи­теля и источника различного рода ресурсов — финансо­вых, социальных, административных, технологических, маркетинговых.

При этом следует иметь в виду, что между проблемами, на­ходящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь — следствие также воз­действует на свою причину меняя ее параметры и характерис­тики. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины, а и какая — в качестве следствия.

Анализ проблемной ситуации является генетически первич­ным по отношению к последующим этапам. В дальнейшем про­блемная ситуация либо преобразуется в нормативную модель, которая получает оформление на этапе целеполагания и затем обеспечивается инструментальной частью проекта, либо оцени­вается как неразрешимая с учетом наличных средств и ресур­сов, и тогда проект не имеет перспективы с точки зрения ре­зультативности. Его конструктивная часть разрабатывается лишь после того, когда субъект проектирования видит желае­мое (идеальное, нормативное) состояние объекта и когда в са­мой проблемной ситуации он обнаруживает средства и ресур­сы, необходимые для ее оптимизации. Компетентное преобра­зование проблемной ситуации в нормативную — важнейшее условие выбора наиболее эффективных методов, определяющих результативность проекта в целом.

Сложность решения стоящих на этапе анализа ситуации за­дач состоит в неоднозначной трактовке самого понятия «про­блема», в неизбежном субъективизме при их анализе и ранжировании, в консервативности взглядов специалистов, сводящих проблемное поле к банальным недостаткам, связанным с нехват­кой средств, сильной конкуренцией и т. п.

Основными методами получения исходной информации, необходимой для всестороннего анализа ситуации, являются: поисково-инновационные игры, экспертные оценки, анализ статистической информации, социологические исследования, специальные маркетинговые исследования (метод фокус-групп, метод «репертуарных решеток» и т. д.).

1. Введение

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

2. Основные понятия социокультурного проектирования.

Проект — это идеальное видение конечных результатов деятельности, идеальное описание конкретной социальной услуги. Проект всегда направлен на достижение конкретной цели. В зависимости от цели и организационных средств, которыми пользуются организаторы, проекты подразделяются на:

— проекты, носящие бизнес-характер. В данных проектах используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных проектов;

— проекты, носящие политический характер. Подразумевают выработку законодательных актов, которые обеспечат прозрачность деятельности фирм;

— социальные проекты. Проекты, направленные на улучшение ситуации в образовании, здравоохранении, экологии, социальная помощь детям, социально-незащищенным слоям населения, на профилактику безнадзорности и социально-значимых заболеваний, защиту прав граждан;

— социокультурные проекты ориентируются на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.

По организационной структуре проекты могут иметь разовое или постоянное существование. По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражения.

Создание социокультурных проектов позволяет:

— во-первых, получить ресурсную и финансовую поддержку государственных органов, спонсоров, деловых партнеров;

— участвовать в конкурсах на получение грантов;

— отладить схемы управления деятельностью общественной организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повысить эффективность использования имеющихся ресурсов;1

Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

  • создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

  • обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

  • анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

  • поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

  • выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

  • разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

  • как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

  • как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

  • во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

  • во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки. 2

Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области через формулировку целей к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

3. Технологии разработки социокультурных проектов на примере разработки социально-ориентированных проектов.

Социально-ориентированные проекты предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:

— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.);

— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.

1 раздел — название проекта.

2 раздел — аудитория. В этом разделе дается характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной группы, которой адресована программа. В технологии разработки проектов данного типа весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную «аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.

В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *